Как раскрыть тему «добро и зло»

Враг живет внутри нас

Наша природа изначально добра. Мы рождаемся со способностью отличать добро от зла. Но мы не свободны от того, чтобы действовать насильственно или эгоистично.

Вот в чем ошибаются циники, когда хотят описать нашу природу как зло. Они видят только одну сторону, используя войны и насильственные действия, чтобы отстаивать свою точку зрения.

Мы не должны путать поступок с нашей природой. То, что войны существуют, вовсе не означает, что люди предрасположены к насилию.

Хорошие и плохие дебаты бесконечны. Мы не хорошие и не плохие, мы – и то, и другое вместе. Добро и зло – это две стороны одной медали. Мы должны объединить и то, и другое.

Борьба между добром и злом вызывает еще большее насилие. Это создает чувство морального превосходства, которое разделяет людей. Это создает менталитет «мы» против «них».

История добра и зла продается, потому что ее легко понять, как писал Дэвид Лоу. Она питается обманом. Как только мы навешиваем на кого-то ярлык зла, мы не хотим его понимать. Мы видим в нём врага.Как раскрыть тему «добро и зло»

Когда мы навешиваем ярлыки на людей, мы теряем возможность разобраться в причинах их действий. Ненависть, фанатизм и отчаяние сеют еще больше насилия.

Ненависть индуцируется. Но то же самое относится к эмпатии и терпимости — ненасилию тоже можно научить.

Наш ум – это постоянная битва, даже если мы этого не замечаем. Как писал Александр Солженицын:

Два волка борются внутри вашего ума: один – полон гнева, жадности, негодования и сомнений, другой волк – полон радости, сострадания, доброты и ясности.

Чтобы увидеть, кто возьмет верх, какой волк победит, подумайте, кого вы кормите больше всего.

Тёмный волк приносит человеку и ухудшение , а светлый – спокойствие и умиротворение, а значит хорошее самочувствие, отменное здоровье и долголетие.

Выбор за Вами!

Искренне желаем всем здоровья и долголетия!

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Как раскрыть тему «добро и зло»

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления – то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

Как раскрыть тему «добро и зло»

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели – положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Дихотомия добра и зла в культуре

В этике создание материальных и духовных ценностей в культуре рассматривается наряду с тем, что им противоположно, поскольку культура и нравственность как её особый срез является для человечества средством освоения мира. Через изучение понятий добра и зла раскрывается противоречивость существования человека, а также происходит развитие морали через понимания проступков и пороков, то есть зла.

Дихотомия добра и зла давно стала своего рода мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета или Ф. Ницше), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).

Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например:

  • Всякое в мире добро можно во зло обратить. — Овидий.
  • Нет худа без добра. — Плиний Старший.
  • Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред. — Микеланджело.
  • Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. — Ларошфуко.
  • Когда Добро бессильно, оно — Зло. — О. Уайльд.
  • Зло не может позволить себе роскоши быть побежденным; Добро — может. — Р. Тагор.

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными – не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае – по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, – это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, – результат его добросовестности.

Как раскрыть тему «добро и зло»

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Сочинение рассуждение Добро и зло

Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом. С незапамятных времён добро и зло заставляют людей спорить о том как отделить черное от белого. В жизни все относительно.

Понятия добрый и злой собирательные. Иногда, казалось бы добрый, благой поступок приводит к негативным последствиям. Также как и в недобром деле некоторые находят для себя плюсы.

Добро и зло всегда неразделимы, одно не исключает другого. Например, если для одного человека какая то новость приносит радость и несёт в себе добро, у другого эта новость может вызвать огорчение и негативные эмоции, соответственно нести в себе зло. Иногда со злом люди отождествляют некоторые предметы и явления: «деньги-зло, алкоголь-зло, война-зло». Но если посмотреть на эти вещи с другой стороны? Чем больше денег, тем более независим и обеспечен человек- он сыт и счастлив, он готов нести в мир добро. Алкоголь в малых дозах, как это ни парадоксально тоже может нести в себе добро — фронтовые сто граммов служили на войне добрую службу, поднимая боевой дух солдат и выступая в качестве обезболивающего при тяжёлых ранениях.

И даже сама война, вроде бы совершенно негативное явление, тоже несёт в себе частичку пусть не добра, но определенной пользы: завоевание новых земель, сплочённость и братство союзников, воспитание воли к победе.

По традиции в сказках и фильмах добро всегда побеждает зло, однако в жизни далеко не всегда торжествует справедливость. Но собираясь сделать кому то подлость, нужно всегда помнить про всемирный «закон бумеранга» — «зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно». Давайте начнем с себя, будем друг другу добрее и милосерднее и может быть тогда в нашем жестоком современном мире добра станет чуточку больше, чем зла.

Безусловное сострадание и доброта, Ф.М. Достоевский «Идиот»

Добрым по-настоящему можно назвать такого человека, которого заботят интересы других больше, чем свои собственные. Он готов в любой момент помочь тем, кто в этом нуждается и глубоко сопереживает людям. Все эти качества характерны герою произведения Ф.М. Достоевского «Идиот» — князю Льву Николаевичу Мышкину. Он из знатного рода, осиротел в молодом возрасте, несколько лет находился за границей из-за эпилепсии. Люди называют его странным, но отмечают, что он — очень интересная личность. Он удивляет их внутренней глубиной, неординарностью мыслей, но одновременно поражает крайней прямолинейностью. Тем не менее, все без исключения считают его открытым и добрым.

Доброта героя начала проявляться буквально сразу после того, как он познакомился с главными персонажами. Он оказался в центре семейной ссоры: сестра Гани Иволгина была против его свадьбы и в знак этого сделала плевок в его лицо. Мышкин встал на ее защиту, получив пощечину от Гани. Но князь не разозлился, а пожалел Иволгина. Герой убежден, что Ганя будет искренне раскаиваться из-за этого поступка.

У князя была еще одна важная черта характера — неиссякаемая вера в людей. Однажды он сообщил Настасье Филипповне: она гораздо лучше, нежели показывает окружающим. Его сопереживание людям, притягивает к князю людей. Его полюбила и Аглая, и Настасья Филипповна.

Удивительная особенность Мышкина в его глубоком чувстве сострадания к людям. Однако он не оправдывает отрицательные поступки, но сопереживает и с пониманием относится к боли людей, их совершивших. Полюбив Аглаю, он отказывается жениться на ней из-за того, что ему жаль Настасью Филипповну, он не способен ее бросить.

Лев Мышкин жалеет даже Рогожкина, убившего Настасью. Его сострадание не знает границ и абсолютно безусловно.

Добро и зло в истории Ноя

(Быт 6:5) И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

После потопа Ной представлен как второй Адам. Можно провести много параллелей между ними.

Бог благословил Адама и Еву, и после потопа благословляет Ноя.

Адам вкусил от плода и увидел что наг. Ной тоже вкусил от плода виноградного, в результате чего тоже стал нагим. У Адама с Евой были двое сыновей и между ними была проблема. И у Ноя был сын Хам, который тоже поступил нехорошо.

Мы видим постоянное противостояние добра и зла и чаще всего зло побеждает. Но чем всё заканчивается?

Если посмотреть на всю историю патриархов, то одна из самых тематических линий, которая проходит через всю книгу Бытие, это вопрос о будущем наследнике. Кто будет наследником, который унаследует благословение? Кто будет прородителем Мессии — Иисуса Христа, Который должен придти в этот мир?

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Как раскрыть тему «добро и зло»

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» широко рассматривается проблема борьбы добра и зла.
Несомненным представителем добрых начал является Иешуа Га-Ноцри. Ко всем окружающим людям он относится доброжелательно. Даже Крысобой, который причиняет ему физический вред, является, по словам Иешуа, добрым человеком. Его философия жизни заключена в любви к ближнему, в милосердии, сострадании и самопожертвовании. Мастер пишет роман о Иешуа Га-Ноцри, делая отсылку к Христу. Только Иешуа – не религиозный образ, он вписан в реальную жизнь. Это сделано Мастером для того, чтобы показать, что доброта и милосердие, присущие Иисусу, свойственны и земным людям.
Воланд и его свита на первый взгляд являются злыми началами, однако эпиграф произведения указывает на то, что персонажи «вечно совершают благо», несмотря на желание творить зло. Воланд помогает Мастеру и Маргарите обрести счастье рядом друг с другом, Понтию Пилату он дает возможность общаться с Иешуа.
При этом свита Воланда не только помогает отдельным персонажам, но и наказывает злых людей в реальном мире. Об этом говорит представление в театре Варьете, где Воланд демонстрирует жадность людей, их лживость и жестокость. Злые начала, воплощенные Воландом и его помощниками, фактически наказывают реальное общественное зло.
М.А. Булгаков показывает тесную взаимосвязь добра и зла. Писатель демонстрирует, что одна сила не может существовать без другой силы. В романе «Мастер и Маргарита» отчетливо доказывается мысль о том, что между добром и злом существует очень тонкая грань: добрые поступки можно расценивать как зло, а негативные поступки часто похожи на добродетель.
Представителями злых начал в романе М.А. Булгакова являются члены МАССОЛИТа. Это служители низкопробной литературы, которая не несет никакой пользы обществу. Люди, которые называются себя истинными писателями, пишут только то, что необходимо тоталитарной власти, что увеличивает диктатуру в несколько раз. Однако члены МАССОЛИТа имеют значение в обществе и пользуются многими привилегиями. Это доказывает мысль о том, что зло часто имеет вид добра.
В отличие от членов МАССОЛИТа, Мастер пытается донести до читателей важные и актуальные мысли, что оценивается властью и, соответственно, всем обществом негативно. Главный герой, имеющий добрые намерения, оказывается изгнанным из общества прогнившей системой литераторов.

Что такое добро?

Учитывая нюансы того, какой оценке может подвергнуться его поступок, даже в том случае если он крайне негативный, все равно постарается сделать так, чтобы со стороны он казался в наилучшем свете.
Эгоизм некоторых людей меняет в их сознании понятия о добре и зле, и они считают, что добро это то, когда им хорошо, а зло – наоборот. Например, есть такая фраза «Если я украду у соседа банан — это добро, а если он у меня — это зло».

Есть более широкое  понятие  добра. Мир, подобно человеческому организму, состоит из клеточек. Если произойдет разрушение, какой либо клетки, то она будет продолжать разрушать весь организм. То же самое происходит и в мире – если человечество хочет добра, то нужно, чтобы все его системы взаимодействовали между собой, не разрушая друг друга. Получается, что добро – это гармония всех частей мира.

Можно ли доверять рассуждениям человека о том, что такое добро? Конечно, нет, потому что человек это не совершенное существо. Он даже часто сам не совсем понимает,  что для него хорошо или плохо. Например, курение в обществе считается злом. Но курильщик будет утверждать, что сигареты это хорошо, потому что они помогают расслабиться, успокоить нервы.

Получается что сигареты для него – это добро, они дают ему свободу. В результате получаются желтые зубы, бронхит или даже рак. Ни один болеющий раком не скажет что болезнь это благо и добро.
То же происходит и в других случаях, связанных с человеческими особенностями и привычками, не смотря на то, что никто не заинтересован в том, чтобы разрушить себя.

В мире существуют разные группы людей и социальные общности, поэтому в разных кругах один и тот же поступок, какого то человека может трактоваться по разному.

Как раскрыть тему «добро и зло»

Зло в руках добра

Если, например, спросить отдельно взятого человека, что же такое добро? Он, скорее всего, ответит что добро – это мир во всем мире, это когда хватает денег на какие либо нужды, когда слушаются дети и т.д.  А если задать такой же вопрос  большим сообщностям людей, таким, как страна или государство, религиозные объединения, то ответ будет другим. Например, власти посчитают добром процветание страны.

Проф. А.И. Осипов: Добро и зло

Дихотомия добра и зла в культуре

В этике создание материальных и духовных ценностей в культуре рассматривается наряду с тем, что им противоположно, поскольку культура и нравственность как её особый срез является для человечества средством освоения мира. Через изучение понятий добра и зла раскрывается противоречивость существования человека, а также происходит развитие морали через понимания проступков и пороков, то есть зла.

Дихотомия добра и зла давно стала своего рода мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета или Ф. Ницше), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).

Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например:

  • Всякое в мире добро можно во зло обратить. — Овидий.
  • Нет худа без добра. — Плиний Старший.
  • Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред. — Микеланджело.
  • Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. — Ларошфуко.
  • Когда Добро бессильно, оно — Зло. — О. Уайльд.
  • Зло не может позволить себе роскоши быть побежденным; Добро — может. — Р. Тагор.

Добро или эгоизм, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В культовом романе Ф. М. Достоевский создал образ героя, который является олицетворением поля битвы  между добром и злом, и душевных терзаний, связанных с этим. Эти категории живут в главном персонаже романа рядом. Родион Раскольников сам по себе является добрым человеком, искренне любит людей, обожает сестру и свою мать, помогает им, неравнодушен к выпившей девочке, но одновременно демонстрирует невероятный эгоизм, злость и жестокость. Герой создал теорию том, что люди делятся на два разряда. В соответствии с ней, заранее определено, кто должен жить, а кто умереть.

Родион любил людей, страдал и сопереживал им, но жестоко расправился со старухой-процентщицей, а также ее сестрой Лизаветой. По убеждению героя, он решился на преступления во имя добра. Появляется парадокс: в основу добра положено зло, и борьба этих противоположных категорий постоянно ведется в его душе. Автор стремился продемонстрировать читателю на примерах рассуждений героя, насколько тяжело дается преодоление себя, когда стараешься выбрать путь добра, но внутреннее зло этому мешает.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

Причины существования

Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:

  • объективно и действительно необходимое для существования человечества
  • необходимое для существования с точки зрения людей

При таком подходе, причины добра и зла укрупнённо делятся на материалистические и идеалистические.

Материалистические причины

Материалистические причины связывают понятия добра и зла с законами человеческой природы, которые возникают на самых ранних стадиях развития личности. В частности, с естественным устремлением людей, так называемым натурализмом; с наслаждением-страданием (гедонизмом); счастьем-несчастьем (эвдемонизмом) и т. п..

Эти понятия тесно связаны с социальными условиями, то есть с конкретными противоречиями жизни общества, их влиянием на мораль определённых эпох и общественных систем. Более того, как полагал Ф. Энгельс: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». В. Ленин, в свою очередь, дополнял, что идея добра и зла всегда совпадает с текущими требованиями людей к действительности.

Идеалистические причины

Идеалистические причины исходят из божественного замысла, что придаёт соперничеству добра и зла либо метафизический смысл, либо сводит эти понятия к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека. В свою очередь, религиозные учения отождествляют добро со знанием истины — человеческой ценности, святости, божественности, а зло рассматривают как следствие неведения этой истины или относят к ненормальным отклонениям в поведении, что является результатом человеческого несовершенства (см., например, «Грехопадение»).

Книга Бытие: начало

Как раскрыть тему «добро и зло»

День первый. Начало творения.

Бог сотворил свет.

(Быт 1:4) И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы.

День второй.

(Быт 1:7) И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

Во второй день, почему то Бог не говорит «тоф»- хорошо. Почему?

Третий день.

Вода и суша. Растительный мир.

(Быт 1:10) И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

(Быт 1:12) И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

День четвертый.

Появление солнца, луны, звезд.

(Быт 1:17) и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел бог, что это хорошо.

День пятый.

Живой мир

(Быт 1:21) И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

День шестой.

Размножение твари

(Быт 1:25) и создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Сотворение человека

Как раскрыть тему «добро и зло»

(Быт 16:31) И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Добро и зло

Почему же во второй день, Бог не говорит, что это хорошо?

Раввинами была рассмотрена такая версия, что каждый раз, когда Бог творит для человека,то это хорошо для человека. Во второй день, когда Бог отделяет воду от воды, Он создает пространство для рыб и птиц. По сути, Бог ничего не создал непосредственно для человека.

Бог творит все очень хорошо и нет в нём зла. Единственный намек на то, что все-таки где то там далеко есть зло — это то дерево, которое растет посреди рая, дерево познания добра и зла.

Мир, который создал Бог — это хороший мир. Если бы Адам с Евой не вкусили от этого плода, то так бы все и оставалось. Но пришло зло и стало быстро размножаться.

Все добро, которое Бог сделал, которое вложил в этот мир, все это добро куда то исчезло и в мире царит одно зло.

Бог никогда не уничтожит то, что еще можно спасти

Бог создал человека по образу и подобию Своему, и пока человек хранит в себе этот образ, он не будет истреблен. Но если человек полностью извращает в себе образ и подобие Бога, и перестает быть человеком, тогда нет смысла для его существования. Господь останавливает распространение зла для того, чтобы дать шанс добру распространяться дальше и наполнять наш мир.

Добро в пьесе Горького «На дне»

В этой пьесе 3 персонажа ярко иллюстрируют добро: Лука, Наташа, Васька Пепел.

Лука убежден, что всем необходимо добрее относиться к людям. Он жалеет окружающих, но и не стремится помогать им. «Добрый, жалостливый», однако он не правдив, позволяет им стремиться к «фантастическому», лжет Актеру о «бесплатной лечебнице», и тем самым фактически обрекает его на погибель, когда выясняется правда. Все его старания уничтожить зло по сути ничем не подкрепляются, потому что он не предпринимает никаких действий для совершения добра.

Наташа добра, не равнодушна, ей искренне жаль жену Клеща, она предлагает ему стать снисходительнее, в завершении пьесы героини не станет.Васька Пепел — не несет в себе зла, но он недолюбливает Клеща за его озлобленность. Он убежден, что следует проживать свою жизнь достойно, чтобы уважение было к самому себе. Васька стремится перестать быть вором, ему жаль Наташу, он хочет уехать вместе с ней в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа. Он отказался принимать участие в преступном сговоре (убить мужа Василисы). Но мечты Васьки о новой жизни не сбылись, он оказался за решеткой за непреднамеренное убийство Костылева.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше – добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки – это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В великом романе Ф. М. Достоевского присутствует яркий персонаж, душа которого не имеет ни капли жестокости. Она переполнена добром. Автор убежден: сопереживание, сострадание может пробудить человечность в людях. Сонечка Мармеладова была вынуждена продавать свое тело, чтобы обеспечить пропитание детям собственной мачехи, отцу-пьянице, таким образом она демонстрировала сочувствие. Невзирая на эти трудности, она сохраняет душевную доброту и не становится жестокой. Сонечка повстречала Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всем добром, и помогла спастись его душе.

Примечания

  1. Paul O. Ingram, Frederick John Streng Buddhist-Christian Dialogue: Mutual Renewal and Transformation. University of Hawaii Press, 1986. P. 148—149.
  2. Дробницкий О. Г. Добро и зло // Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969—1978.
  3. Ervin Staub Overcoming evil: genocide, violent conflict, and terrorism. New York, New York, USA: Oxford University Press, Pp. 32.
  4. Wilson E. O. The Social Conquest of Earth. 2012. ISBN 9780871404138.
  5. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., 1955—66., т. 20
  6. В. И. Ленин Полное собрание соч., 5 изд., т. 29
  7. Архангельский Л. М. Категории марксистской этики. — М: Мысль, 1985. — 240 с. — 20 тыс. экз.
  8. А.П.Скрипник. Моральное зло в истории этики и культуры. — М: Политиздат, 1992. — С. 5-10. — 351 с. — ISBN 5-250-01310-4.
  9. А. Фет Добро и зло // Сборник «Стихотворения». — Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1956.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Белорусский апофеоз 
(5/1)
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока. 
(5/1)
Цена успеха 
(4/4)
Положительное мироощущение 
(4/1)
Размышления о «Древе Познания» 
(3.8/5)
Казнить нельзя помиловать 
(3.67/3)
Свобода личности или свобода индивида 
(3.67/3)
В России готовят восстание Спартака, а в Белоруссию будут забрасывать диверсантов из подразделения Бранденбург-800? 
(3.5/2)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик» 
(5/8)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением 
(5/8)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? 
(5/7)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза. Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену. Напротив, героиня проявила все добро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.

Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочтения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

Общее представление

Различные религиозные культуры, например, авраамические, манихейские, зороастризм, а также подверженные духовному влиянию буддизма, как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма, в котором зло должно побеждаться.

В любом языке имеются слова, выражающие понятие добра и зла, своего рода культурная универсалия, объединяющая моральные суждения вроде хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно. В наше время суть этой дихотомии, являясь широким понятием, обычно касается в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, благих дел, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия. Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий.

Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии.

Общее представление

Различные религиозные культуры, например, авраамические, манихейские, зороастризм, а также подверженные духовному влиянию буддизма, как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма, в котором зло должно побеждаться.

В любом языке имеются слова, выражающие понятие добра и зла, своего рода культурная универсалия, объединяющая моральные суждения вроде хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно. В наше время суть этой дихотомии, являясь широким понятием, обычно касается в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, благих дел, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия. Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий.

Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии.

Горький М. «На дне»

  • Лука всецело уверен, что люди должны быть добры. Он всех жалеет, но при этом не оказывает никакой помощи. Он жалостлив, но при этом предпочитает скрывать правду. Он позволяет им мечтать о несбыточном. Врет Актеру о лечебнице и этим по сути его убивает в тот момент, когда обнаруживается правда. Он стремится искоренить зло. Но это ничем не подкреплено.
  • Наташа – добрая, но при этом совершенно безразличная. Она жалеет жену Клеща, которая умирает. Советует герою быть с ней более ласковым.
  • Васька Пепел уверен, что жить следует таким образом, чтобы уважать самого себя. Он стремится перестать воровать. В преступлении участвовать он не хочет. Его мечты о другой жизни не осуществляются. Его сажают в тюрьму за убийство Костылева.

Подборка примерных тем итогового сочинения по направлению «ДОБРО и ЗЛО»

— Кого можно назвать добрым человеком?
— Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
— Как вы понимаете высказывание римского философа Сенеки «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
— Что делать, если живёшь в жестоком и равнодушном мире?
— Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
— Как вы понимаете высказывание Д.С. Лихачёва «Добро – это прежде всего счастье всех людей».
— Вы согласны с тем, что пути «обогащения» человека – в добрых поступках?
— Может ли зло помочь человеку понять себя?
— В чём проявляется истинная доброта?
— Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
 

Афоризмы о добре и зле

Злость есть отсутствие добра… (В.Ф. Одоевский)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. (Л.Н. Толстой)

Зло порождает зло. (М.Ю. Лермонтов)