Не перегибать палку
Борясь с чревоугодием, нужно помнить о том, что, как и в любом деле, здесь важно соблюдать разумные пределы. Нельзя морить себя голодом и доводить до обморока
Особенно это касается детей, больных людей и беременных женщин. Нужно учитывать, что, как и любая страсть, чревоугодие имеет в своей основе естественные человеческие потребности.
Человек по природе своей нуждается в питье и пище. Употребляя их, мы не только поставляем питательные вещества в организм, но и благодарим за это Творца. При этом застолье – это еще и возможность общения с друзьями и близкими, оно объединят людей. Поэтому, борясь с описываемым грехом, не нужно перегибать палку.
Что это за грех: пять видов
Паломники, священники и монахи не уделяют пище столь большого внимания, как обычные люди. Для большинства прием пищи – процесс, сопровождающийся беседами, демонстрацией умений и своего положения. Все это мирские грехи, источником которых становится чревоугодие. Священники советуют сдерживать себя в еде, употреблять простую и легкую в готовке пищу. На приготовление блюд не стоит тратить уйму времени и сил.
Как понять что тебя сглазили: 3 признака
Что такое сглаз и чем он отличается от других способов магического воздействия? Что делать, чтобы защититься от негативного влияния?
В православии выделяют три степени сытости. Это воздержание – после еды вы еще хотите есть; довольство – вы испытываете чувство голода; насыщение и сытость, после которой вы больше не хотите есть, но вам хорошо.
Чревоугодие – одна из страшных человеческих страстей, вынуждающих человека отказываться от веры и насыщать свое чрево все большим количеством еды.
Этот грех означает страсть к вкусной, вредной пище и нарушение великих постов. Опасность этого греха таится в том, что он становится основой для восьми страстей. Его называют «коренным» грехом.
В писаниях выделяют:
- объедение;
- гортанобесие (погоня за вкусом, замена постных блюд синтетическими веществами);
- наркомания;
- пьянство;
- тайноедение.
Часто нарушающие этот грех поклоняются чувственным и вкусовым удовольствиям. Бороться с ним можно воздержанием.
Что такое чревоугодие и чем оно опасно?
Нам кажется, что чревоугодие не про нас. Вроде, употребляем пищу в меру. Но в том и коварство страсти, что в наши дни ее понимание совершенно упрощено и недооценено. Святые отцы ставят чревоугодие на третье (!) место после гордости и блуда. В общем-то, от привычки вкусно поесть, неспособности ограничить себя в еде на время поста и невоздержанности вообще и кроются многие начала других грехов.
Церковь не ограничивает человека: нужно есть, но не надо объедаться, можно пить, но не упиваться, лучше знать меру во всем.
Святые отцы говорили, что чревоугодие усыпляет ум и волю. Ненасытность в пище и пристрастие к изысканным блюдам обнажает страсти самолюбия и похотливости. Невозможность получить желаемое лакомство делает человека злым и раздражительным. На первый взгляд очень трудно понять, в чем же здесь грех. Ведь желание к употреблению пищи есть самая естественная потребность.
Но выходит так, что с нее все и начинается. Посмотрите на капризных детей, которые вдруг не получили лакомство. Нам кажется, что это просто детская шалость. На самом деле родители, сами того не желая, еще в малом возрасте через лакомства приучают детей к греху. Самые яркие последствия чревоугодия проявляются в человеке явно: от чрезмерного употребления пищи можно заработать ожирение, подорвать здоровье неправильным питанием (в основе которого обычно лежит пристрастие к сладкому, жаренному или мучному), а также заработать зависимость (например, от алкоголя).
И еще об одной крайности тут может идти речь. Как ни покажется странным, но увлечение диетами тоже можно считать разновидностью греха чревоугодия. Любая излишняя разборчивость в том, что мы едим, привязанность к определенным продуктам отвлекают мысли человека от главного в жизни. Ставя пищу на первое место, мы отдаляемся от Бога. Наверняка у каждого в окружении есть рьяные последователи определенных диет и теорий питания, посмотрите с каким высокомерием они относятся к тем, кто не разделяет их взглядов. Выходит, что из чревоугодия может родиться и злость, и гордость, и тщеславие.
Есть для того, чтобы жить
Если переедание и недоедание — это грех, любовь к вкусностям — тоже, то как тогда питаться, чтобы не стать чревоугодником? Есть только невкусную пищу? Нет, крайности здесь ни к чему. В учении по этому поводу написано следующее:
Есть по прихоти — значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива (постное блюдо из обваренных зерен пшеницы, иногда риса или чечевицы, смешанных с семенным соком и медом — прим. ред.), и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать. Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.
Иногда себе можно позволить съесть что-то и «по прихоти», однако это допускается только по праздникам, и желательно церковным. При этом надо ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. И самое главное — нельзя мечтать о пире, представлять, как наслаждаешься вкусной пищей.
Что такое обжорство и чревоугодие?
Развитие пищевой индустрии, благополучие, реклама стимулируют на покупку лишних продуктов и чревоугодие. Человек принимает пищу с большим рвением, отказывается от постов, забывает о душе. Любая тяга к обжорству недопустима для христианина.
Считается, что чревоугодие приводит к нарушению заповедей, делает грубым ум. Невоздержанный человек подвержен другим искушениям. Церковный писатель, аскет Исаия Отшельник писал: «Впереди всех добродетелей (стоит) смиренномудрие, а впереди всех страстей – чревоугодие».
Во вкушении пищи нет ничего греховного. Все зависит от отношения к еде и соблюдения меры. Если христианин не может обуздать чревоугодие, значит, он возвышает чувственные удовольствия. Обжорство в православии – это победа тела над душой, триумф плоти, приверженность материальности.
К чревоугодию относят патологические пристрастия:
- курение;
- пьянство;
- наркотики.
Отравление организма ядами противоестественно для тела, приводит к гибели души, разрушает собственное здоровье, приносит вред окружающим людям. Чревоугодие мешает хранить себя в чистоте. Неумеренным возлияниям поддаются слабые духом люди, забывающие о целомудрии.
Объявляем войну греху чревоугодия
Поскольку эта страсть — дело бесов, то отлично справится всем известный евангельский совет: «Сей род изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17:21)
Каждое принятие пищи нужно начинать с молитвы, ею и заканчивать. Таким образом мы благодарим Господа за то, что он дает нам жизнь и необходимую для ее поддержания пищу. Отцы Церкви также советуют быть очень осторожными во время трапезы.
Есть свидетельство о том, как Паисий Святогорец боролся с гортанобесием. Он 18 (!) лет питался капустой. Нам даже тяжело поверить, что такое возможно. Но к чему сомнения, когда человека крепит и питает сам Бог?
Конечно, новоиспеченному христианину точно не стоит брать в пример этого святого и начинать каждый день есть только капусту или морковку, мол, ударим овощами по страсти чревоугодия.
Речь идет о самовоспитании. Надо контролировать свой желудок. Авва Дорофей предлагает это делать так: сначала понять, сколько примерно еды тебе необходимо, чтобы насытится, а потом съесть на четверть меньше. Когда организм привыкнет к такой порции, постепенно переводить на новый режим уменьшения, пока не научишься есть именно столько, сколько нужно для поддержания жизни.
Контролировать себя помогают и посты, которых в православии насчитывается четыре: Великий, Петров, Успенский и Рождественский, а также постные дни — среда и пятница. Обычно в это время воздерживаются от мясного, молочного, в некоторое время и рыбы. Но суть поста не исчерпывается только этим.
Можно готовить себе салат и с дорогими морепродуктами, объедаться «постными» сладостями и говорить: я пощусь.
Пост как раз и служит для того, чтобы человек обуздал свою плоть: питался умеренно и просто. Тогда его не будут обременять блудные помыслы, легче пойдет молитва.
Но если человек только всматривается в состав продуктов, постоянно раздражается, ходит с «постной» рожей и мнит из себя великого праведника, то толку никакого. Наоборот — это только усугубит проблему.
Еще одним действенным методом борьбы с грехом чревоугодия является смирение.
Вы постоянно смиряете себя, в том числе и пониманием того, что без помощи Божьей вам тяжело справиться с этим недугом. В другом случае есть опасность вместе с якобы избавлением от переедания, заметным похуданием получить звездочку гордости во лбу. А с этим бороться будет еще тяжелее.
Забирай себе, расскажи друзьям!
Показать еще
Легко быть верующим, когда все складывается хорошо. У человека есть семья, работа, жилье, одежда, хорошее питание, время на себя и родных, средства для заграничных путешествий. Можно и в церковь сходить, свечки поставить, поблагодарить, что все так удачно. А если покой нарушат скорби?
Многие называют эту пагубную страсть просто обжорством, привязанность к пище не особенно почитается в большинстве культур, в том числе и в православной. Тем не менее, речь идет не просто о привычке, но о пагубной страсти. Итак, чревоугодие – что это в православной традиции, рассмотрим далее.
В христианском учении существует концепция так называемых смертных грехов, которые представляют собой наиболее пагубные страсти.
Речь идет, конечно, не о делах и помыслах, которые приводят к гибели физического тела (хотя и такое бывает возможным), но о таких страстях и наклонностях, которые приводят к гибели души. Ведь для христианина (да и для любого человека в целом) наиболее существенным делом является спасение собственной души, другие цели, по сути, отсутствуют.
- взращивать собственную веру, то есть развивать собственное понимание и дух;
- бороться со страстями, что означает фактически и борьбу с Сатаной и бесами;
- заботиться о душе, осознавать ценность души и Спасения.
В частности, следует избегать различных греховных поступков, помыслов и поведения. Кстати говоря, православная концепция тут объективно глубже, ведь в католичестве концепция прегрешений на протяжении длительного времени развивалась более как инструмент социального управления, чем как духовная практика.
Что такое чревоугодие в православии?
В православии обжорство считается одним из семи смертных грехов.
Существует несколько признаков, каждый из которых отражен на страницах Священного Писания:
- Питание перед традиционным временем приема пищи, чтобы стимулировать пищеварение. Сын царя Саула Ионафан пригубил немного меда перед обедом, за что отец наказал его голоданием до наступления темноты;
- Поиск более качественных продуктов питания. Израильтяне попросили у Всемогущего мяса, поскольку рыба и прочая еда им приелась. Бог исполнил их просьбу, но наказал народ спустя 500 лет;
- Добавлять приправы, чтобы привносить новый вкус в обычные харчи. Два сына Илая нашли смерть после того, как приготовили мясо способом, отличным от традиционного;
- Принимать пищу со слишком большим рвением, даже при сильном голоде. Исав продал свое первородство, чтобы полакомиться похлебкой из чечевицы.
Последнее прегрешение считается наиболее тяжким среди православных, поскольку демонстрирует тягу к удовольствиям – недопустимую в христианском мире.
Смертные грехи в православии — что это такое?
В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.
Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:
- Чревоугодие
- Прелюбодеяние
- Сребролюбие
- Гнев
- Печаль
- Уныние
- Тщеславие
- Гордыня
Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.
Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.
Переедание как психическая проблема
Наука редко когда находит точки соприкосновения с христианской верой. Ситуация с обжорством – одно из редких исключений. Международной классификацией болезней расстройство приема пищи, ведущее к ожирению, признано официально. Градаций недуга может быть множество: от лёгкой степени до тяжелой нервной булимии.
Среди наиболее типичных симптомов заболевания:
- Периодическая потеря контроля над процессом приема пищи;
- Многократное увеличение порций и частоты поедания во время стресса;
- Ослабление субъективных ощущений относительно объема порций и времени их поглощения;
- Срывы могут быть иногда заранее спланированными: покупка большого количества продуктов для ночных трапез;
- Больные, как правило, стесняются проявлять слабость к своему желудку на людях. Для получения нехитрого удовольствия они уединяются и очень стесняются, если их застать в это время;
- Провалы в памяти, касающиеся трапез: невозможность вспомнить рацион за предыдущий и даже текущий день;
- Чувство вины за каждый лишний засунутый в горло кусок.
Осуждение чревоугодия в трудах римского папы Григория I
Римский папа Григорий I был понтификом в 590-604 годах. С его именем связывают развитие христианской церкви на западе. Он прославился как борец за чистоту веры и автор важных для церкви сочинений. Этот понтифик почитается как святой и католиками, и православными. Особое место среди его трудов занимают рассуждения о чревоугодии. Он выделил пять путей, ведущих к этой страсти, и проиллюстрировал их ветхозаветными примерами:
-
Еда ради удовольствия до времени запланированного приема пищи. В качестве примера папа использовал рассказ о ветхозаветном герое Ионафане, который, не зная об обете своего отца Саула, поел со своими воинами меда и навлек на Израиль поражение.
- Поиск деликатесов и пищи хорошего качества для удовлетворения «омерзительного чувства вкуса». Для примера он упоминает сетования покинувших Египет иудеев на отсутствие привычной пищи.
- Слишком тщательно и изысканно приготовленное блюдо. Для примера он упоминает о сыновьях первосвященника Илии, которые выбрали необычный способ приготовления жертвенного мяса и вскоре погибли.
- Употребление большего количества пищи, чем необходимо. Папа ссылается на слова пророка Иезекииля о беззакониях Содома, среди которых – пресыщение хлебом.
- Употребление пищи с излишним рвением, даже если она не роскошная. Для иллюстрации этого пункта Григорий I использует знаменитую историю об Исаве, который продал первородство за чечевичную похлебку.
Все христианские авторы, исследовавшие чревоугодие, рассуждая, это что такое, ставили его в основу страстей. Они отмечали, что оно кажется невинным по сравнению с другими людскими страстями, но открывает дорогу худшим, например похоти
Аскеза и пост занимают важное место в христианстве, и чрезмерная любовь к пище и плотским радостям несовместима с преданностью своей вере
Как правильно бороться с грехом чревоугодия?
Фото: Flickr.com
Чтобы победить агрессию собственного тела против души, не возвращаться к этому греху более, просто отказа в тех или других продуктах, а также уменьшения порций будет недостаточно. Человек, который живет ради того, чтобы есть и наслаждаться изысканными вкусами явно теряет чувство меры не только в этом, но и во всем, поэтому с греховной привычкой стоит бороться. Чтобы избавиться от греха чревоугодия, человеку, который страдает именно от этой страсти, стоит придерживаться следующих советов:
- перед каждым приемом пищи стоит кратко помолиться, попросив Господа помощи, чтобы удержаться от лишнего;
- желая угодить своему чреву, человек должен вспомнить о том, что тело для вечной жизни не создано, поэтому оно также станет пищей для червей, а значит, о бессмертной душе стоит заботиться больше;
- стоит мысленно определить количество еды, которую хотелось бы употребить, после чего отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону;
- вначале стоит ограничить употребление пряной пищи, которая только побуждает аппетит;
- есть стоит медленно, что позволит полностью насыщаться более маленькими порциями;
- рекомендуется есть молча, ведь во время беседы можно употребить больше, чем реально необходимо (лучше, во время трапезы, мысленно читать Иисусову молитву);
- стоит помнить о том, что жажда воды тоже бывает ложной и естественной, чтобы понять, хочется ли пить действительно, рекомендовано подержать во рту немного воды.
Человек, который слишком много ест, заботится о том, чтобы предоставить своему чреву больше изысканной, вкусной пищи, делает его своим идолом, совершая еще один страшный грех. Начиная с невинной, на первый взгляд, страсти к еде, медленно и уверенно человек погружается и в другие грехи, даже не замечая, что он уже покинул рамки Божьей благодати и стал для дьявола легкой добычей. В таком состоянии, человек словно становится слепой плотью, не различая границу добра и зла, что очень сильно вредит ему в будущем. Вот почему не стоит потакать своим слабостям и закрывать на них глаза. Вредные привычки стоит искоренять сражу же после их обнаружения, поскольку потом будет тяжелее справляться с ними.
Чревоугодие чревоугодию рознь
Различают разные виды греха чревоугодия. Если человек поглощает неумеренными порциями — это чревобесие.
Если ему приносит удовольствие именно вкус еды, и он может долго рассказывать, как прекрасны и изысканны блюда каталонской кухни, — он крепко сидит на крючке гортанобесия.
Когда человек притворяется на людях и ест умеренно, зато после возвращения домой «отрывается» наедине — его не отпускает тайноядение.
Если он проснулся с утра и первым делом бежит к холодильнику, независимо от того, пришло ли чувство голода, — это раноядение.
Когда человек впопыхах набивает свой желудок, не пережевывая, лишь бы побыстрее, от этого приходится поглощать большие порции — поспешное ядение.
Иногда проявляется зависимость от конкретных продуктов: есть те, кто не может и дня прожить без мяса, а кто-то — без сладкого.
Часто в одном человеке сфокусированы различные виды страсти чревоугодия. Ему постоянно хочется «пожрать» чего-нибудь вкусненького и побольше. Кстати, славянское «пожирать» означает «приносить жертву». Так кому приносит жертву чревоугодник? Получается, что своему желудку.
Вот как просто, оказывается, от переедания дойти до идолопоклонства. Да и не только. Когда человек пресыщается, он не может нормально молиться. Также у него возникает лень. Помните классику: «поел — можно поспать»?
Более того, чревоугодие, как угождение своему телу, может стать причиной другого смертного порока — блуда, который связан с плотью. Не зря разгульную жизнь часто такой и изображают: лень, пресыщение не только едой, но и алкоголем, сигаретами, наркотиками, блуд…
Поэтому очень важно диагностировать у себя болезнь еще на ранних стадиях и не допустить состояния, когда метастазы пойдут во все органы. Но как это сделать?
Воздействие иного мира
Считается, что пост способствует усилению влияния высших сил на человека. Он расшатывает его физическое благополучие, и человек становится более доступным воздействию иного мира, происходит его духовное наполнение. Целью поста не является гастрономическая составляющая. Она только средство, ведущее к правильной духовной жизни, в основе которой лежит молитва и таинства покаяния и причащения. Без молитвы пост превращается в простое соблюдение диеты.
Под ним нужно понимать не одно лишь воздержание в пище, а комплекс всех подвижнических средств, применяемых в сопротивлении страстям. Первая его ступень – это не употреблять определенный состав пищи, отказаться от ее обилия, не есть сладостей. Дальнейшие ступени имеют отношение к внутренним задачам, состоящим в воздержании от какой-либо скверны вообще.
Эта истина вытекает из подвижнического опыта. Поэтому одно без другого не может существовать. Нельзя ограничиваться только тем, что прекратить злиться, никого не обижать, никому не завидовать. При этом необходимо также не есть скоромного.
Перед великими праздниками церковью установлены четыре многодневных поста. Они помогают человеку, подготавливая его к обновлению в духовном плане, подобно тому, как сама природа обновляется четыре раза в год. Этот обычай зародился у древних христиан и способствует тому, чтобы можно было почувствовать величие праздника. Перед ним отступают даже естественные потребности человека в еде.
Заканчивая рассмотрение того, что значит чревоугодие, необходимо сказать о соблюдении разумности в борьбе с ним.
Прямая речь: святые отцы о борьбе с чревоугодием
«Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души»«…Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиною погона; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением их было и сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия…»Святитель Иоанн Златоуст
***
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи
Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей» Иоанн Кассиан Римлянин. ***
***
«…Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю; а если не овладеешь им, то сделаешься добычею смерти»Святитель Василий Великий
***
«Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки есть да есть, глаза не сыты – это грех»Варсонофий Оптинский (Плиханков)
***
«…Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни; ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом»Василий Великий
Демон чревоугодия
Такое понятие существует в мифологии. Это Бегемот, рассматриваемый в качестве отрицательно окрашенного духовного существа, возбуждающего плотские желания. Особенно это касается чревоугодия. В работах различных авторов это существо имеет разные интерпретации. Приведем некоторые примеры:
- У Пьера де Ланкра, средневекового судьи-инквизитора (16-17-й в.), Бегемот является демоном, способным принимать вид любого из крупных животных, например слона. А также волка, лисицы, собаки, кота.
- Профессор права Жан Боден (16-й в.) в книге «Демономания» рассматривал его как адскую параллель египетского фараона, который преследовал евреев.
- Немецкий монах Генрих Крамер (15-16-й в.) в «Молоте ведьм» писал, что это демон, который вселяет в людей звериные наклонности.
- Немецкий оккультист Иоганн Вейер (16-й в.) считал, что он нападает на людей, применяя обольщение сладострастием, ощущаемым в области пупа и чресл. Может принимать образ женщины с целью введения в соблазн. Бегемот призывает людей к богохульству и сквернословию. Пребывая при дворе Сатаны, является главным хранителем кубка, возглавляет пиры и значится ночным сторожем в аду. Современными идолопоклонниками он почитается в качестве великого виночерпия. В соответствии со средневековыми свидетельствами он рассматривается как жестокий палач ада, перед которым трепещут грешники, услышав его трубу.
- На одной из миниатюр, относящихся к 15-му в., Бегемот восседает верхом на Левиафане. На груди у него имеется дополнительное лицо, что объясняется легендой, восходящей к средневековым бестиариям. Она гласит, что это мифическое существо происходит от расы, которая обитала в Индии и имела голову на груди, а не на плечах.
Слово «бегемот» произошло от «бехема», что на иврите во множественном числе обозначает «животное». Первоначально оно упоминалось в Библии, где описывало животное, о котором Бог поведал праведнику Иову. В Книге Иова Бегемот не имел отрицательной окраски и не являлся духовным мифическим существом. В Библии, переведенной на церковнославянский, указанное слово используется в значении «зверь».
Пути исцеления
А. Печенкин считает, что для исцеления больному надо распознать по болезни свое греховное деяние в прошлом и понять, как грех превратился в болезнь.
А. Мороз в своих статьях утверждает путь исцеления Божественной силой. Но, пишет протоирей, этот путь дается только человеку с очищенным сердцем. Поэтому в первую очередь именно сердце необходимо исправлять и обновлять через покаяние.
Протоирей утверждает, что при правильном отношении к болезням, они дают человеку только пользу. Это связано с тем, что телесная болезнь приносит человеку смирение, и таким образом, искореняет его душевную болезнь
А для церкви важно исцеление, прежде всего, души человека, так как она – вечна
В связи с этим, А. Мороз выделяет христианское отношение к болезни, которое включает в себя:
1) смиренное принятие воли Божией;
2) осознание своей греховности и грехов, за которые дана болезнь;
3) покаяние и изменение образа жизни.
Протоирей А. Мороз предлагает такие христианские способы исцеления, как: чистое и частое исповедание, периодическое причащение, Таинство Елеосвящения (соборование), принятие с утра натощак святой воды и просфоры, купание в святых источниках, помазание освященным маслом, частое чтение Евангелия и Псалтыри.
Среди рекомендуемых протоиреем средств исцеления – молитва, пост, милостыня, благодарность и другие добродетели.
Желаю вам жить с чистым сердцем!
Лада
Что этот грех означает в православии?
С течением времени монахи, святые и отцы собрали воедино все человеческие страсти и классифицировали их в семь смертных грехов. Существование каждого невозможно в одиночестве. Они взаимосвязаны и один порождает следующий.
Чревоугодие – голова и начало этих грехов. Многие считают употребление пищи – обычным делом, естественной необходимостью. Но это не так. Нельзя переступать грань и поддаваться слабости тела и желаний.
В этом дисбалансе и постоянной борьбе внутри человека виновен Адам, совершивший первородный грех. В православии верят, что тело – лишь инструмент души и чувств, порождающий страсти и желания, заглушая голос сердца.
В писаниях говорится о том, что тело — добрый враг человека и с ним нужно быть осторожным и внимательным. Плоть имеет дьявольское происхождение и совращает мирян своими похотливыми желаниями и просьбами.
Если вы переступаете грань, то ваше тело побеждает дух и это становится началом всех грехов. Древние люди поклонялись плоти, жили ради удовлетворения чрева и желаний тела, поэтому дух не уживался в них и Бог покарал их. Погрязнув в материальности, люди стали поклоняться идолам и следовать строгой идеологии, моде, трендам. Они отказались от веры и покорности, воздержания и смирения.
Страсти охватывают людей и вместо Бога они поклоняются магам и колдунам, экстрасенсам и волшебству. Всемирный потоп нужен был для очищения, душа в людях уже почти погибла. Такого мнения придерживаются большое число священнослужителей.