Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Альтернативное мнение: Чистилище вокруг нас[править]

Нельзя исключать из рассмотрения один вопрос. Может быть, Чистилище находится у нас под ногами, вокруг нас и в нас самих?

Что есть Чистилище? Это место, где кто-то что-то чистит. Совершенно не обязательно это именно отделение душ от грехов. Точно также под словом «чистить» можно подразумевать отделение зёрен от плевел, треснувших фисташек от нетреснувших, манной каши от комочков, квартиру от тараканов

Так почему же православная церковь напрочь исключает понятие Чистилище, при этом осторожно применяя схему чистки, отделяя что-то от чего-то? Это инстинкт самосохранения или же взятые на себя обязательства? Быть может, распространение идеи о Чистилище вокруг нас приведёт к тому, что люди забудут саму церковь, как единственную связь с высшими силами, и станут заниматься чисткой самостоятельно? Точно также: как определить свои координаты? В какой именно Вселенной мы находимся? Ответ очевиден: просто очистить всё и вся, вычистить если не из истории, то хотя бы из своего сознания, из своего представления об об объективной реальности всё, кроме одной материальной точки — своего местоположения. В результате что-то очистится до состояния полного отсутствия тёмных пятен

И чем же это будет не Чистилище? Однако, что бы применять такое понятие, как Чистилище, вы должны точно знать, что входит в вашу Вселенную, абсолютно всё, включая буквы, символы, звуки, мысли и комочки манной каши.

Везде работает схема чистки, отделяя то от этого, и соединяя его в другом, что бы это ни значило. Беда в том, что очистить могут и вас, причём не спросив вашего предварительного согласия и даже не предупредив о запланированной очистке. И если вы всего лишь картошка или банан, то расставание с кожурой для вас было лишь вопрос временем, а вот если вы существо более разумное, то Чистилище для вас может оказаться мрачным состоянием. И тут можно позавидовать фотону с его нулевым зарядом покоя и нулевой массой. Будучи ничем, он явно не станет жертвой чистки, поскольку он не превратится в ничто, а останется им быть. Да, вот он тот редкий случай, когда фотону можно завидовать.

Применять технологию Чистилища в своей голове нужно очень осторожно. И не забывайте про некое нулевое состояние покоя «фотон»

Именно от такого состояния, если вдруг что-то не понятно, в действиях семи миллиардов таких же, как вы колеблющихся между положительным и отрицательным зарядом! Можно продолжать чистить дальше…

Чёрт, ребят. Я не должен был вам этого говорить.

Любовь – единственный путь во Царствие Божие

По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению – людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

Нарака

Далеко не во всех религиях существует ад, как область потустороннего мира, куда помещаются души безнадёжных грешников, не имеющие надежды на спасение. Данному понятию отводится особое место лишь в христианстве.

В буддизме подобием геенны огненной является Нарака. Там, согласно верованиям, томятся существа, отягощённые плохой кармой за свои земные деяния. Однако мучения их совсем не бесконечны, хоть искупление бывает тяжким и длительным. Но после него может последовать перерождение в высших и счастливых мирах. Под такое определение слово «чистилище» подходит даже больше, чем ад, которого в буддизме, видимо, вообще не существует.

Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Нарака считалась нижней сферой из шести существующих миров. Туда попадали люди, повинные в убийстве, клевете и обмане. Тяжким грехом являлся также добровольный уход из жизни (впрочем, как и во многих других религиях). Наказанием для провинившихся оказывалось раздавление, разрезание, сжигание, замораживание и прочие пытки.

Баланс грехов и добрых дел в католицизме

В католицизме, в отличие от православия, достижение Царства Небесного зависит, прежде всего, от математического соотношения добрых дел и грехов, совершённых умершим во дни земной жизни, и не очищенных покаянием и искупительной жертвой. Всё просто и понятно. Если больше добрых дел, которые считаются его заслугами перед Богом – значит, в рай, если перевешивают грехи – прямиком в ад.

А как быть с теми, кто прожил жизнь в лоне церкви, старался исполнять заповеди, но по слабости душевной порой впадал в искушения, и перед смертью не принёс покаяния во всём, что успел натворить? Кроме того, грехи ведь бывают вольные, то есть совершённые преднамеренно, и невольные, в которые человек впадает неумышленно, порой сам того не подозревая. И, наконец, мелкие бытовые грешки часто забываются, и не упоминаются на исповеди. Не обрекать же доброго христианина на вечные мучения из-за таких недоразумений.

Вот на эти случаи как раз и существует, по мнению западных богословов, чистилище. Попав туда, умерший может очиститься от грехов, превосходящих по своему количеству совершённые им добрые дела. Для этого ему придётся некоторое время пострадать, принося тем самым надлежащее искупление, и уже после этого он попадает в рай. Как долго это может продлиться, напрямую зависит от разницы в количестве грехов и заслуг.

Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Пагубность греха гордыни

Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Определение Ада и его отличительные черты

Ад, Преисподняя, Геенна огненная – всё это названия одного и того же места. Хотя Геенна ещё трактуется как место, откуда не возвращаются, не воскресают. Ад, как вечное проклятие души и мучений, которые не описать и не вынести. Для верующих нет худшего страха, чем попасть в Ад за прегрешения. Нечто до такой степени мучительное для тела и души, что любое описание меркнет в сравнении с истинным положением дел (хотя и этого никто не может утверждать наверняка).

«Ад (от др.-греч. Ἅδης — Гадес или Аид) — в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания».

Пугает лишь то, что неизвестно. Именно этот дикий страх человека использовала любая религия для удержания «в узде» верующих. Чтобы попытаться представить степень адских мук, достаточно всего лишь знать, что они не предназначены для человека. Страх этого необъяснимого феномена загнал людей в церкви, присоединяться к различным религиозным течениям, совершать ритуалы и пытаться избежать наказания любыми способами.

Настолько зайдя в тупик собственного сознания, совести и спутанных убеждений, человек сам создаёт свой АД. Он просто вынужден спровоцировать его, ведь мозг ограничен, и, не справляясь с ограничениями в хромоногом полёте своей фантазии и умении справляться с более сложными задачами, нежели простые обывательские трудности, он просто сдаётся! И … становится неуправляем.

Можно только догадываться, какие жуткие адские мучения это воспалённое бедное вещество, способное лишь на простенькие задачи, готовит нашему сознанию в наказание за молодость и неопытность! Отсутствие контроля над собственным мозгом притягивает извне самые жуткие подтверждения правоты человека, заплутавшего в лабиринте собственных страхов.

В ролях

Актёр Роль
Виктор Степанов полковник Виталий Николаевич Суворов, начальник штаба 131 омсбр
Иван Ганжа капитан Иван, офицер 131 омсбр
Роман Жилкин лейтенант Игорь Григоращенко, командир единственного уцелевшего танка Т-80
Сергей Титивин (Рост) Богдан Клёц, наводчик-оператор единственного уцелевшего танка Т-80
Вячеслав Бурлачко «Кобра», спецназовец ГРУ
Алексей Гущин Костя «Питерский», спецназовец ГРУ
Александр Баранов «Холостяк», спецназовец ГРУ
Георгий Антонов Павел Нарышкин, снайпер федеральных войск
Владимир Белов старшина федеральных войск
Дмитрий Нагиев Дукуз Исрапилов, чеченский полевой командир, бывший хирург горбольницы г. Грозного
Константин Бутаев Ширвани, помощник полевого командира Исрапилова, бывший главврач горбольницы г. Грозного
Ирина Весёлина (Сотскова) литовская снайперша-наёмница, бывшая спортсменка-биатлонистка («Белые колготки»)
Виктория Матвеева литовская снайперша-наёмница, бывшая спортсменка-биатлонистка («Белые колготки»)
Николай Алексеев Аслан, чеченский боевик
Анатолий Фёдоров (эпизод)
Владимир Рымига (эпизод)
Евгений Раков (эпизод)
Юрий Кузнецов старшина Оголовьев (эпизоды не вошли в фильм)
Владимир Гостюхин полковник Тыртышный, командир бронетанковой колонны (эпизоды не вошли в фильм)

Отношение в других конфессиях и религиях

Протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его. Согласно протестантскому учению, основанием для этого могут служить тексты Писания «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. ) и «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. ).

Православие признаёт необходимость молитв за умерших, но отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви, состояние душ умерших людей — предначинание вечного блаженства или вечных мук. При этом православные христиане считают, что Всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства Небесного, если за этих грешников будет усердно молиться Церковь и оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших — об упокоении их душ. Сербский старец Фаддей Витовницкий говорил: «Души усопших ждут от нас помощи. Как только кончается телесная жизнь человека, он теряет право молиться за себя, потому что время его покаяния истекло, за него могут молиться перед Богом только другие. Те души, которые упокоились в надежде на воскресение, но пали на мытарствах, ждут молитв святой Церкви и своих сродников о том, чтобы Господь освободил их от мысленных уз и адских свойств, от которых они не смогли освободиться при жизни. Это „промежуточное состояние“ душ западная церковь называет „чистилищем“».

В исламской космологии аналогом католического чистилища считается Араф как пространство между адом и раем.

В теософии проводятся прямые параллели между чистилищем и кама-локой буддизма.

Устройство Чистилища[править]

Всякому попавшему в Чистилище оно могло бы напомнить колледж строгого режима, если бы конечно душа умершего человека, с боем и треском вырвавшаяся из цепких рук смерти и пролетевшая на хлюпкой лодочке под управлением подозрительного старца Харона по бурным водам реки Леты, была столь расслабленна и беззаботна, чтобы проводить различные аналогии и писать письма родственникам «Мама, меня встретили очень хорошо. Здесь вкусно кормят и есть горячая вода, не то, что там, у вас».

Попавшая в Чистилище душа сразу же приступает к получению базового среднего очищения. В рамках программы базового среднего очищения каждая душа, вне зависимости от прожитой жизни, в течение одиннадцати относительных вечностей искупает семь обязательных грехов. Помимо этого, есть несколько вторичных грехов, которые искупаются быстрее и для общего развития. Если душа изъявит желание, она может на платной основе искупить дополнительные грехи (например, неискренняя любовь к Коммунистической партии, искренняя любовь к Коммунистической партии, доведение до абсурда или отсутствие веры в Деда Мороза).

В процессе очищения душам во всех подробностях объясняется, почему так грешить нехорошо, проводятся разъяснительные беседы, также предлагается немножко помучиться, чтобы лучше усвоить урок. Также с душами работают психолог и замполит. В свободное от искупления грехов время находящиеся в Чистилище могут заняться своими делами, в частности, самостоятельным искуплением грехов, кратковременными экскурсиями в предыдущую жизнь в образе призраков, общественными работами или мерчандайзингом по снам.

По окончании очищения все души проходят Единый Страшный Суд, на котором определяется их дальнейшая судьба.

Канон[править]

Согласно вероучению католической церкви, в Чистилище после смерти попадают те, кто умер в мире с Богом (т. е. не был атеистом, сознательным сатанистом, еретиком, неверным или отмороженным злодеем), но имеет за душой непрощённые грехи, в которых не успел покаяться при жизни. Для них на том свете организовано семь кругов искупления, на каждом из которых даётся возможность осознать соответствующий грех (из канонического списка), раскаяться в нём и очиститься (отсюда, собственно, и «чистилище»).

Чистилище — место между адом и раем, однако вектор движения здесь всегда восходящий. Души испытывают мучения, но, в отличие от ада, эти муки временные. Все, попавшие в Чистилище, в конце концов окажутся в раю, в чём им могут помочь молитвы живущих на земле и святых на небесах.

Концепция Чистилища отсутствует в Ветхом и Новом Завете (там говорится только о загробном очистительном огне), а сложилась только к XII веку, после чего была закреплена несколькими соборами и официально принята папской буллой в 1254 году.

Современное католическое богословие уже не полагает Чистилище конкретной локацией (см. ниже про Данте), а утверждает, что это скорее состояние, чем место. Чистилище просуществует до Страшного суда, когда ад будет окончательно запечатан, а вместо рая спасённым душам будут предложены для вечной жизни новое Небо и новая Земля.

Представления скандинавов

Суровая страна Скандинавия, земное существование для народа которой было вечной борьбой за выживание, породила и соответствующие верования, кардинальным образом отличающиеся от представлений христиан. Интересно, что смерть для викингов не считалась чем-то пугающим, но главное было умереть с достоинством. При этом добродетелью объявлялась беззаветная храбрость в бою, а совсем не доброта и покорность.

Смелые воины и достойные женщины попадали в загробном мире в Вальхаллу и Фольквангр. А все остальные отправлялись в тёмный мир под названием Хель. Это было не лучшее место, но для человека, прожившего на земле в нищете и лишениях, вполне могло оказаться даже предпочтительным пристанищем. Позднее, правда, появились представления об истязании там клятвопреступников, предателей и трусов. Но, скорее всего, в этом сказывалось лишь влияние на умы скандинавов христианских идей, когда значение слова «чистилище» стало постепенно закрепляться в сознании людей.

Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Посмертные «мытарства»

Значение чистилища в православии (в смысле освобождения от уз греха) принимают на себя посмертные «мытарства», то есть сорокадневное путешествие только что скончавшегося человека. В данный период душа его находится ещё в плену пространства и времени, проходя испытания за земные грехи. По истечении этого срока она предстаёт перед Богом, где и свершается Страшный суд.

До этого момента кардинальные изменения в судьбе умершего ещё возможны, а дух живёт предвкушением блаженства и страхами оказаться на пороге адских мучений. Но после приговора можно рассчитывать лишь только на незначительные сдвиги, ведь грань между раем и адом, согласно канонам православия, уже непреодолима.

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

В связи с этим следует отметить разницу между православными молитвами, обращёнными к святым угодникам Божьим с просьбой об их ходатайстве за нас перед Богом, и молитвами католиков, в которых они просят святых поделиться с ними их сверхзаслугами, и тем самым помочь избежать очистительных мук.

Ад Данте

Исчерпывающее понятие о том, что такое чистилище, согласно средневековым католическим канонам, можно получить, прочитав «Божественную комедию» Данте, написание которой специалисты относят приблизительно к 1300 году. Подземный загробный мир там представлен в виде чёткой структуры и имеет девять кругов, в центре которых находится замороженный до состояния льда Люцифер.

Что такое чистилище и есть ли оно в православии

По представлениям Данте, чем ближе круг находится к центру, тем более тяжкие преступления совершали при жизни заключенные там души умерших. А в 9-м, последнем круге, томились самые ужасные грешники. Внешняя пограничная область дантовского ада являлась пристанищем жалких душ, ничем особенно не отличившихся. Там обитали призраки, не прославившиеся ни добрыми, ни дурными делами. Компанию им составляли безликие ангелы, колеблющиеся между Богом и Дьяволом.

В этом литературном произведении проглядываются не только христианские представления, но легко прослеживается подражание Аристотелю и его античным взглядам на загробный мир. Здесь нельзя найти точного определения, что такое чистилище, но всё же чётко отражена градация грешников согласно тяжести их деяний.

Альтернативные точки зрения[править]

  • Православные отрицают доктрину католиков, но пользуются собственной субверсией под названием мытарства

    Отдельным пунктом идёт неканоническое предание о милостивом блуднике, который был добродетельным, раздавал щедрую милостыню, но до старости пребывал в грехе блуда. После его кончины Бог открыл верующим его посмертную участь: до самого Страшного Суда пребывать меж раем и адом, не попадая ни туда, ни туда.

    . Это пространство между землёй и небом («воздушная сфера»), где душу по пути в рай встречают заставы злых духов, припоминающих новопреставленному все его земные делишки. Бесы-прокуроры читают списки грехов, ангел-хранитель отмазывает напоминанием о добрых делах. Если последних оказывается недостаточно, душу сдёргивают крюками и тащат в пекло под плач ангела. Зато вот из ада грешника можно вызволить молитвами церкви.

  • В современном иудаизме ад скорее похож на чистилище. Только величайшие грешники попадают в ад навеки, остальные — не больше, чем на год.
  • В исламе на эту тему особо не заморачиваются, хотя Пророк в Коране упомянул о некоей «Преграде» (Аль-Араф) между адом и раем, на которой, как мальчишки на заборе, сидят неопределившиеся души, созерцая обе перспективы одновременно. Они хотят в рай (куда их не пускают) и боятся преисподней, от чего начинают взывать к Аллаху значительно усерднее, чем при жизни. В конце концов Аллах всех помилует.
  • Протестанты вообще исключают промежуточные сферы: в Библии об этом не написано, умер так умер или ад, или рай — третьего не дано.
  • В других религиях (индуизм, буддизм, некоторые ветви зороастризма) задачу посмертного исправления души грешника выполняет цикл перевоплощений.
    • Некоторые считают, что в буддизме чистилище называется Бардо и означает состояние между смертью и перерождением. На самом деле этим тибетским словом называется любое промежуточное состояние души, в т. ч. между рождением и смертью, между засыпанием и пробуждением, между началом и окончанием медитации.

В искусстве образ Чистилища часто используется как метафора суровых испытаний и неприятных перипетий, которые обрушиваются на героя стремительным домкратом — иногда как кармическое возмездие, иногда просто вследствие несовершенства мироздания. Не смертельно, но долго, муторно и обычно связано с внутренней переменой (не всегда к лучшему).

Что такое чистилище

Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно — в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.

Что такое чистилище и есть ли оно в православии
Чистилище — место, где душа умершего христианина очищается от грехов через посмертные испытания

Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.

Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.

Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.

На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.

Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства — люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.

Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.

Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище — это скорее процесс или состояния, а не место.

Как оно было на самом деле[править]

Как известно, в многомерной абсолютно бесконечной Вселенной (в которой наша относительно бесконечная Вселенная занимает лишь одну дискету) живут великие бессмертные существа, которые свой долгий час коротают за посиделками, дружескими перестрелками и беседами о мимозах. Долгий час они радовались своей бессмертности, однако со временем такая жизнь им стала надоедать: существа всё реже имеют представление, как бы им провести следующую субботу, а заодно и ближайшее сто тыщ миллионов лет. Одним из последних их изобретений стало новое развлечение, компьютерная игра, переходящая в аттракцион, адаптированная для юнитов этой игры версия которой получила название «The Sims». Игра сводится к тому, что великое бессмертное существо получает в своё распоряжение одного юнита, которым должно пройти всё его существование от младенчества до смерти. После смерти персонажа, у игрока имеется выбор: закончить игру сразу, отправив своего героя в небытие, либо отправиться в Чистилище, где продолжить игру на одном из двух имеющихся уровней, в зависимости от репутации персонажа.

Именно к этой игре сводится вся суть нашей с вами Вселенной, а поскольку основным свойством Вселенной является её абсолютная непостижимость, скорее всего, незаметно для нас она уже изменилась, превратившись в нечто совершенно иное по своей сути, но не имеющее уловимых любым из чувств любого из обитающих созданий отличий от предыдущей Вселенной. Так или иначе, говорить об истинности предыдущего абзаца с полной уверенностью уже нельзя и, следовательно, описывать Чистилище с точки зрения великих бессмертных существ уже нельзя, ибо совершенно не обязательно, что в текущей истории текущего мира эти парни в принципе когда-либо существовали. Поэтому далее Чистилище будет описывать исключительно с точки зрения человечества, которое будет представляться как независимая форма существования, постигающая строение бытия, или не бытия самостоятельно, не опираясь на тезисы, заложенные иными формами существования.

Во что верили ветхозаветные евреи

Ни в одном из мест Ветхого Завета, вопреки распространённому мнению, не встречается утверждения о том, что душа бессмертна. Герои Торы (то есть первой части сборника книг этой серии) обращаются к своему божеству Яхве прежде всего, чтобы получить материальные поощрения и земные блага: здоровое потомство, угодья, состояние и достаток, чудесное избавление от неприятностей в безвыходных ситуациях, но не поощрения на небесах. И согласно ветхозаветным строкам непонятно, что стало с описанными персонажами после смерти. Зато здесь часто можно увидеть замечания, наводящие на мысль, что по прошествии земной жизни распадается физическое тело, а человек теряет способность мыслить и что-либо чувствовать, исчезая навсегда.

Лишь в более поздних высказываниях ветхозаветных пророков можно прочитать о том, что в конце времён наступит воскрешение мёртвых. В эти дни души предстанут перед Создателем на Страшном Суде. И Бог вынесет приговор каждому по его делам и оценит степень наказания и поощрения.

Факты

  • В фильме солдаты не раз «проходятся» ругательствами по бездарным действиям командования, а полковник Суворов однажды даёт понять, кто несёт ответственность за происходящее: «Хороший, бля, подарок от российских военкоматов Джохару Дудаеву, и лично от Паши Грачёва!» — скажет он, когда речь зайдёт о молодых солдатах.
  • Слова, которые говорит капитан Иван (герой Ивана Ганжи) командиру чеченцев Исрапилову перед своей смертью — это слова из интервью полковника Николая Баталова, данного им Невзорову во время боевых действий в Грозном.
  • Министерство обороны Российской Федерации отказало Невзорову в своей поддержке при проведении съёмок. По словам Невзорова:
  • Героя Вячеслава Бурлачко (позывной «Кобра») озвучивает октавист Петербургской капеллы Александр Орт, человек с одним из самых низких в мире голосов.
  • Прототипы:
    • гвардии полковник Виталий Суворов — полковник Иван Савин, командир 131-й отдельной мотострелковой бригады, Герой Российской Федерации (посмертно).
    • Дукуз Исрапилов — полевой командир Хункар-Паша Исрапилов.
    • Игорь Григоращенко — участник штурма Грозного (1994—1995) старший лейтенант Игорь Григорашенко (Невзоров встретился с ним в январе 1995 года во время съёмок своего документального фильма «Ад»).
    • «Кобра» — майор Алексей Ефентьев (позывной «Гюрза»), командир отдельной разведывательной роты 166-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады. Однако в фильме присутствует другой герой с тем же позывным («Гюрза»), который был у А. В. Ефентьева в действительности. В связи с этим у зрителей фильма может возникнуть заблуждение, кто же из них является киновоплощением реального прототипа.
    • Костя «Питерский» — Константин Мосалёв («Череп»), разведчик отдельной разведывательной роты 166 омсбр.
  • 131-я отдельная мотострелковая бригада в реальности вела бой не за больничный комплекс, а . Бои за больничный комплекс, северо-восточнее здания Совмина, 1—4 января вёл 1-й мотострелковый батальон 255-го гвардейского мотострелкового полка 20-й гвардейской мотострелковой дивизии. 2 января на помощь окружённому батальону прибыл усиленный батальон из состава 74-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады.

Неуместное употребление термина «чистилище»

Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.

Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище – часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.

Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.

Реформы Чистилища[править]

Одной из проблем Чистилища является его абсолютность. Вне зависимости от того, в какой размерности, в какой Вселенной, в какой точке пространства и времени, в каком из вероятностных миров и в какой из реальностей вы умерли, Чистилище вас ждёт одно и то же. Поэтому законы, действующие в Чистилище, общие для всех, долгое время происходили разные конфузы. Так, например, первоначально в Чистилище пускали только тех, кто раскаялся в своих делишках перед смертью, а всех остальных отправляли либо сразу в ад первым же рейсом, либо (после успешного прохождения небольшого анализа на праведность) в рай. Но так сложилось, что в большинстве развитых миров в знак раскаяния было принято вырвать себе Огненное Щупальце Диавола, растущее прямо из чрева. Чтобы долго не разбираться, в Чистилище стали допускать только тех, у кого по лицу было видно, что это существо, вырвавшее себе Огненное Щупальце Диавола. В результате некоторые виды живой природы, например, люди, Огненным Щупальцем Диавола никогда не обладавшие, оказались не у дел. Конечно, у них был шанс попасть в рай, однако это была воистину непосильная задача, поскольку для этого необходимо было быть абсолютно безгрешным, а вот если ты один раз за свою жизнь подумал «О нет, я ушибся пальцем», то это сразу же записывалось как эгоизм, потому что прямо в этот момент на свете люди гибнут, а он тут по своему пальцу печалится.

Тем не менее, из-за нескольких отсталых существ менять устои никто не собирался, пока не пришёл Будда и не сказал «ну ребят, ну вот что за хрень?!» Тогда было решено несколько изменить процедуру допуска в Чистилище.

Пентафигакль, Бог Всего-Всего, повелитель мира и хранитель Вселенной, старый бородатый мужик, всё свободное время занимающийся разгадыванием сканвордов, предложил свою реформу. Он считал, что в Чистилище можно допускать только тех, кто каждое полнолуние жертвовал ему чёрного барашка, рождённого от белой овцы, а всех остальных предлагал либо вешать за уши на можжевельнике, либо отправлять составлять сканворды. Но поскольку ни в одном из многочисленных миров ни одно создание о существовании Пентафигакля даже не подозревало, проведение этой реформы означало бы полное опустошение рая, ада, Чистилища, да и вообще всех-всех мест, за исключением зарослей можжевельника и кабинетов составителей сканвордов. К счастью, за стопку новых занимательных сканвордов Пентафигакль отказался от своих реформ и приказал сделать что-нибудь эдакое своему любимом хомяку.

Порассуждав над проблемой, любимый хомяк Петафигакля, будучи одним из самых разумных существ в абсолютной Вселенной, способным разгадывать сканворды даже не читая вопросы, пришёл к выводу, что так жить нельзя. Он предложил всех существ, попавших на иной свет, делить на унылых святых, нормальных парней, слишком плохих, атеистов, зануд, мастеров сканвордов и ребят, считающих, что в день, когда зелёное солнце жизни впервые осветило долины небесного материка Авширнаха, великий всёпорождающий башмак по имени Шаг выплюнул первого человека. По мнению хомяка, унылых святых следует сразу отправлять в рай на заочное, пока они не принялись вразумлять всех остальных, превращая их в таких же унылых святых. Слишком плохих хомяк посоветовал отправлять в ад или хотя бы развешивать за уши на кустах можжевельника. Атеистов он предлагал вообще не трогать, всё равно они не поверят ни в ад, ни в рай, ни даже в способность любимого хомяка Пентафигакля разгадывать сканворды не читая вопросы. Зануд хомяк посчитал нужным отправлять обратно в жизнь, потому что в загробном мире и без них тошно. Мастеров сканвордов мудрый грызун рекомендовал отправлять прямо в покои Пентафигакля, а нормальных парней и ребят, считающих, что в день, когда зелёное солнце жизни впервые осветило долины небесного материка Авширнаха, великий всёпорождающий башмак по имени Шаг выплюнул первого человека — в Чистилище, где они смогли окончательно очиститься, познать сущность бытия и убедиться в отсутствии каких бы то ни было значимых башмаков в истории Вселенной перед тем, как отправиться в рай.

Разумеется, хомяка никто не послушал. В результате почти каждый после смерти либо становится унылой святой занудой и отправляется в ад за уныние, либо сразу отправляется в Чистилище, если конечно, ему удастся продраться через толпу атеистов, которые попытаются втолковать ему, что всё это вокруг — плод больного воображения, либо оказывается засыпан тонной сложнейших сканвордов на зависть Пентафигаклю. И тем не менее, реформа прошла, благодаря чему и у людей появилась возможность побывать в Чистилище и затем отправиться в рай.

Мнение православных священников

Что такое чистилище для восточного христианства? Молитвы за умерших всегда были приняты в православии. Но само указанное понятие данное религиозное направление отвергает, принимая только два состояния души после смерти: вечное блаженство или бесконечные мучения. Но участь грешников всё-таки можно смягчить заботами живых, особенно если они праведны и благочестивы.

Православные, в отличие от католиков, считают, что состояние человека после смерти зависит не столько от соотношения хороших и дурных поступков, денег, которые он потратил на пожертвования церкви, сколько от искреннего покаяния. Но если люди не успели сделать этого при жизни? После того как их душа отделилась от тела и переместилась в мир иной, сами для себя они уже ничего не могут сделать. Однако молитвы живых родственников в состоянии им помочь.

Что такое чистилище и есть ли оно в православии

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий