Что такое честолюбие

Как оценить свое честолюбие

Оцените вашу потребность в чести как очень важную для вас, если любое из следующих утверждений в принципе верно:

1. У вас репутация высокопринципиального человека.

2. Вас считают очень преданным человеком.

Оцените вашу потребность в чести как менее важную для вас, если любое из следующих утверждений в принципе верно:

1. Вы считаете, что «своя рубашка ближе к телу».

2. Вы не сильно заботитесь о нравственности.

Оцените вашу потребность в чести как средней важности, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, что эта потребность является для вас одновременно и очень важной и менее важной. После того как вы оценили себя, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых

После того как вы оценили себя, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.

14 августа 2020 в 13:19

Игорь Погодин

Отличия между тщеславием и честолюбием

Кто-то бы мог подумать, что синонимом честолюбия можно назвать тщеславие. Однако тщеславие ориентировано скорее на дешевый эффект, это подходит для людей-однодневок, фигляров. В сравнении с этим свойством характера честолюбие достигается при помощи глубоко продуманного проекта. Это серьезный целенаправленный и длительный процесс достижения успеха, на вершине которого четко и ясно будет отражаться блеск достоинств ее «скалолаза».

Что такое честолюбие

Настоящее честолюбие может быть удовлетворено лишь заслуженной, а не надуманной славой. Такой честолюбивый человек вызывает искреннее уважение.

Амбициозность — хорошо или плохо

С латинского языка ambitio переводится как «чрезмерное самомнение и обостренное самолюбие». Это претензии на уважение и признание, уверенность индивида в том, что он достоин самого лучшего.

Отличительные свойства амбиций:

  1. Заниженные. Они бывают у людей с заниженной самооценкой, слишком скромных и застенчивых, неуверенных в себе. Индивиду присуще чувство вины за свой успех. Существует множество факторов, сдерживающие желания: негативный внутренний диалог, зажатость и конфликты. Все это мешает людям увидеть собственный потенциал.
  2. Завышенные. Неверное соизмерение взятой ответственности с реальной способностью ее выдержать. Индивид не сопоставляет свои таланты и способности с реальной сложностью задачи. Он мнит себя центром Вселенной, хватается за все, а когда что-то не получается, то обижается на весь мир и уходит в себя.
  3. Адекватные. Баланс между способностями и сложностью задач — идеальная «золотая середина». Разумная расстановка приоритетов и грамотная оценка своих сил. При адекватных амбициях совершаются большие прорывы, индивид движется вперед, при этом, не теряя родных и близких из-за чересчур раздутого самомнения или, наоборот, мягкотелости.

Итак, быть амбициозным человеком — хорошо или плохо? С одной стороны, такие люди настойчиво добиваются своих целей. К тому же ни одна женщина не взглянет на мужчину, не имеющего больших планов на будущее. С другой стороны, это качество может приобретать очень негативные и деструктивные проявления.

Самое главное — достичь баланса между тем, чтобы добиваться своего, и тем, чтобы при этом не вредить другим. Если индивид хорошо воспитан и понимает, что при достижении поставленных целей не нужно ущемлять интересы других, наступать на их достоинство, то он добьется желаемого, не заводя себе врагов и недоброжелателей.

В ролике разобран вопрос о важности целеустремленности в жизни. https://www.youtube.com/watch?v=UjuZhNbWiTg

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой. Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью. Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним. В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа. Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм. Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется зависть к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов психологических защит. Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты внутриличностному конфликту.

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения. Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят. Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми. При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю. Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага. Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей

И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Осторожно: честолюбие!

Когда честолюбие присуще человеку доброму, оно носит конструктивный, здоровый и позитивный характер для окружающих.

Если же оно становится свойством плохого человека, то, находясь в распоряжении деструктивной личности, оно способно неприятно отразиться на жизни людей, в особенности когда такая персона получает власть.

Обществу есть смысл воспитывать в людях здоровое профессиональное и карьерное честолюбие. Именно здоровое честолюбие мотивирует на продуктивную социальную деятельность. Поэтому его считают крайне позитивным качеством личности. Развивая в себе здоровое честолюбие, человек может добиться небывалых высот.

Что такое честолюбие

Это вполне нормальное и естественное желание – обеспечить свое семейство жильем, гаражом, садом, а то и плавательным бассейном. Еще более естественным является желание человека дать своим детям наилучшее образование, отправить их за границу покататься на лыжах или поплавать на яхте. Это всего лишь приложения в жизни. Но разве будут люди работать сверхурочно, если их не завлекать такой приманкой? Кто будет денно и нощно штудировать научные трактаты, если его не ожидает в будущем получение ученой степени?

Другими словами, невозможно вообразить себе прогресс человечества отдельно от честолюбивых помыслов его наиболее предприимчивых и инициативных представителей.

Честолюбие – это хорошо или плохо?

Так сложилось, что честолюбие воспринимается людьми негативно. Но это качество бывает разной природы.

Неадекватное честолюбие разрушительно для личности. Его отрицательные стороны выражаются в завышенном эгоизме, желании доминировать, получить много денег. Такой человек что называется «идет по головам», не считаясь с окружающими. Он, как правило, не вызывает доверия, уважения, любви и часто остается в одиночестве.

Адекватное честолюбие – мощный источник внутренней мотивации и энтузиазма, который помогает человеку прокладывать путь к успеху самостоятельно. Это позитивное качество побуждает выбирать сложные цели, не останавливаться при неудачах, стремиться к победам, постоянно находиться в процессе саморазвития. Амбициозность в плюсе – конструктивное качество. Без нее никак нельзя в спорте, менеджменте, предпринимательстве.

Чаще всего проявление амбиций для карьерного роста считается явлением из западной цивилизации. В американских школах это качество не просто одобряется, но вместе с состязательностью активно поддерживается в учениках. В восточной культуре агрессивное упорство, как правило, не поощряется. Тем не менее, здоровое честолюбие приводит к победе повсеместно.

Отношение к честолюбию в религиях.

Основные религиозные учения высказывают противоположные мнения о честолюбии.

В православии – это синоним тщеславия, стремления к суетной или пустой славе. Большая часть христианской жизни проходит в самоуничижении и борьбе с греховными навыками, а это невозможно без полного отказа от гордости и амбиций.

Иудаизм проповедует переходный этап. С одной стороны чрезмерное честолюбие и тщеславие свойственно людям ввиду их несовершенства. Но с другой – желать себе и своей семье благополучия, счастья – совершенно естественно.

Протестантская этика полностью одобряет честолюбие, без которого невозможны достижения цивилизации и высокий уровень жизни. В том, что человек хочет лучшего, нет ничего плохого. Ведь достижения и достаток обеспечивают его семье хороший дом, машину, образование.

Враги честолюбия

У этого свойства характера могут быть только два недруга – несбывшаяся мечта и чья-то достигнутая цель. Это тот самый случай, когда самонадеянный человек обнаруживает в себе недостаток таланта. Конечно, мечта в таком случае пострадает и останется мечтой навсегда. Если это происходит с человеком, то его уязвленное честолюбие находит причину в недостатке времени, в обстоятельствах, невезении, злом роке и кознях врагов.

Что такое честолюбие

Второй случай – яркий пример неправильной постановки цели. Это тот самый момент, когда честолюбие сталкивается с отсутствием счастья, хотя вершина может быть уже покорена. Еще больше страданий приносит осознание, что всегда шел к навязанной, чужой цели, которая появилась под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния общества.

Эта статья поведала вам, что такое честолюбие. А как воспринимать его – это уже личное дело каждого.

Плюсы и минусы

Что такое честолюбиеУмеренное честолюбие позволяет добиться больших высот

Честолюбие может иметь, как положительные, так и отрицательные стороны. Считается, что многие достижения человечества не свершились бы без этого качества. Оно позволяет двигаться дальше, создавать новые открытия. Плодами честолюбия являются:

  • научно-технические разработки;
  • произведения искусства;
  • открытия в медицине, позволяющие противостоять серьезным заболеваниям.

Стоит учитывать, что тут речь идет об умеренном проявлении честолюбия. Однако, в ситуации, когда удовлетворение своих потребностей, своего эго выдвигается на первое место, а благо общества на второе, то ничего хорошего от такой личности ждать не приходится. У человека присутствует деструктивный комплекс из ненависти, зависти и высокого самомнения, которые приводят к духовному надлому.

Если при наличии честолюбия отсутствуют другие положительные качества, то оно проявляется негативно. Если же наравне с ним присутствует решимость, ответственность, целеустремленность и настойчивость, то обладателю этих качеств, все под силу. Имея здоровое честолюбие, индивид может направить все свои силы на то, чтобы достичь поставленной цели. Если имеет место гипертрофированное честолюбие, которое не подкрепляется своей значимостью, то оно по своим проявлениям приближается к тщеславию. У человека возникает неудовлетворенность своей жизнью, присутствуют переживания, зависть.

Как избавиться от честолюбия

Православная вера говорит об идеале смирения: «кто унижает себя, тот возвысится». Конечно, речь идет не о каком-либо мазохизме и подобных болезненных наклонностях.

Подразумевается способность:

  1. Не выгораживать собственное эго.
  2. Не ставить себя над другими.
  3. Не стремиться унизить других для собственного возвышения.
  4. Не искать поводов для самохвальства.
  5. Не искать возможностей намеренно оказаться лучше других.
  6. Не впадать в чрезмерную конкуренцию и соревновательность с другими.
  7. Не искать в других худших качеств, которые позволяют чувствовать себя лучше.

Корни этой характеристики личности лежат в детстве. Если ребенка всегда учили быть первым, делать все «лучше всех» и преуспевать во всех видах деятельности, то в нем может развиться желание получать похвалу и почести за проделанную работу. Следует помнить, что данное качество имеет свои преимущества и недостатки.

Если же индивид почувствовал, что хочет избавиться от этого, то стоит обратиться к своему детству. Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют «перевоспитать» себя. Важный пункт в любом из таких упражнений — это определение самооценки и ее правильный анализ.

Самооценка может быть:

  • адекватной;
  • неадекватной;
  • средней;
  • высокой;
  • низкой.

Идеальный показатель — это адекватная самооценка. В некоторых случаях честолюбивые люди действительно добиваются больших успехов. Яркий тому пример — Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику.

Черты честолюбивой личности

  1. Ставит нереальные цели и упорно к ним идет;
  2. считает себя умнее, красивее, успешнее и т.д. других, открыто заявляет об этом;
  3. честолюбивый человек на полном серьезе уверен в своем превосходстве над другими: думает, что окружающие ему завидуют;
  4. слабо развитая эмпатия (что это такое?) либо ее отсутствие – не умеет сочувствовать, жалеть других, поэтому легко переступает через тех, кто встает на пути;
  5. единственное чего боится честолюбивец – провала своих планов;
  6. критика может вывести его из себя, так как воспринимается весьма болезненно;
  7. склонен к гиперконтролю, любит командовать, навязывает везде свои «порядки».

Кто такой честолюбивый человек

В широком смысле слова быть честолюбивым — значит искать славы и почета.

Определение фразы

В психологии честолюбивая личность — это индивид, который находится в постоянном поиске почитания и уважения со стороны других. Ему нравится, когда остальные восхищаются его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить как в литературе, так и в реальной жизни. Персонаж с именем Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Антуан де Сент-Экзюпери во всей красе представляет человека в «Маленьком принце», жаждущего поклонения и восхищения в свою сторону.

Признаки честолюбца

Термин разбивается на два слова: «честь» и «любить». Словосочетание «любить честь» имеет положительный оттенок только в том случае, если желающий чести человек действительно совершает хорошие поступки и добивается успехов на пути к своей цели. Иная сторона этого аспекта — стремление добиться поставленных задач любой ценой, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя себя выше других.

Признаки, по которым можно определить, кто такой честолюбец:

  1. Эгоизм. Первый признак честолюбивой персоны — стремление к почитанию. Существует понятие «эксплуататорской ориентации». В этике оно обозначает использование индивидом окружающих людей для достижения собственной цели. Общество не принимает таких людей, им тяжело завести знакомых и друзей. Для них честь — это лишь мираж, с помощью которого они хотят подняться в глазах окружающих.
  2. Амбиции. У честолюбивых людей они обычно завышены и совсем не оправданы. Индивид ставит большое количество целей, которые он не сможет достичь как физически, так и эмоционально. Он способен соврать об объеме работы, который в состоянии выполнить. Такие люди с легкостью лгут ради своей выгоды.
  3. Гордыня. Нельзя путать с гордостью. У таких людей обычно завышенная самооценка и высокое самомнение.
  4. Острая реакция на критику. При формировании личности возникает два пути — принимать и адекватно оценивать замечания, или отвергать их. Жаждущие славы люди обычно не могут спокойно воспринимать критику и реагируют на нее с агрессией и раздражительностью.

В ролике описаны невротические проявления данной черты характера.

Что такое честолюбие?

Честолюбие — это сознательное стремление человека занять высокое положение, получить признание в обществе, достичь заметных успехов, доказать свое превосходство в карьере, спорте, знаниях, личной жизни. Честолюбие – стимул постоянный. Оно или есть, или его нет. Эта глубинная мотивация зарождается в раннем детстве, развивается на протяжении жизни, но не исчезает даже в глубокой старости. Именно честолюбие не позволяет человеку остановиться и сказать себе «я получил все, чего хотел».

Честолюбие проявляется и занимает грандиозное место там, где речь идет о деньгах, власти, славе, рекордах, мечтах покорить мир, создать нечто грандиозное. Оно невозможно без обязательных компонентов: обостренного самолюбия, амбициозности, тщеславия, высокой самооценки, состязательного азарта, новаторства.

Честолюбивый — это человек с наивысшим уровнем притязаний к себе, окружающим, жизни. Достижение цели становится для него вопросом жизни и смерти, а желание самореализации проходит под девизом «добиться всего, во что бы то ни стало». Причем желание стать Самым-Самым никогда не иссякает. Принимать вызовы, бороться, побеждать для честолюбца так же естественно, как качать пресс.

Если обратиться к семантике слова, то в Толковом словаре В. И. Даля «честолюбие – это искательство внешней чести, уважения, почета, почестей». Суть честолюбия полностью раскрывается в двух корнях слова и буквально означает «любовь к чести». Данное понятие изучается и обсуждается в педагогике, социологии, психологии, этике, сфере бизнеса.

Чувство чести

Желание жить по законам чести побуждает людей высоко ценить чувство долга. У некоторых людей оно развито настолько сильно, что доминирует над всем остальным и проявляется во всем, что бы они ни делали.

Мы признаем долг ребенка перед родителями, долг судьи перед законом и долг солдата перед страной. Исполнение долга создает людям доброе имя и делает честь их родителям.

У разных людей разные понятия о преданности и чести, и они по-разному проводят их в жизнь. Например, некоторые пассажиры, находившиеся на борту парохода «Титаник», уступили свои места в спасательных шлюпках, чтобы другие смогли выжить. С другой стороны, пассажир по имени Масабуми Хосоно прыгнул в спасательную шлюпку с палубы судна, заняв место, которое было предназначено для женщины или ребенка. Он покрыл свое имя позором на всю оставшуюся жизнь.

Люди, которые стремятся следовать принципам чести в жизни, обычно испытывают чувства вины и стыда, если поступают недостойно. Стыд это чувство, которое испытывают люди, не исполнившие свой долг, в то время как вина — это чувство, которое возникает у людей, когда они нарушают свои принципы. Поскольку люди с высокими понятиями о чести не хотят испытывать чувство вины или стыда, они стремятся выполнять свой долг и руководствоваться нравственными принципами во взаимоотношениях с другими. Люди же бесчестные, напротив, неспособны чувствовать вину или стыд. У этих людей не развито чувство долга или нравственность.

Происхождение желания жить по принципам чести может быть связано с чувством стыда. Некоторые хищники не нападают на животных, когда те находятся в стаде, но будут пристально наблюдать, подкрадываться и нападать на животное, отбившееся от стада. Поскольку животное, испытывающее стыд под пристальным взглядом хищника, может убежать в стадо прежде, чем на него нападут, не исключено, что стыд имеет значение для выживаемости.

Система 16 основных желаний дифференцирует преданность родителям, супругу/супруге, друзьям и детям. Причем только преданность родителям рассматривается как удовлетворяющая потребность в чести. Преданность супругу/супруге удовлетворяет потребность в романтических взаимоотношениях, преданность друзьям обусловлена желанием установления контактов в обществе, а преданность детям — это составляющая основного желания — потребности в семье. Поведение Линды Трипп — хороший пример того, что существуют различия между преданностью нравственным принципам и преданностью друзьям. Хотя Трипп имеет репутацию принципиального человека в среде своих коллег, она была плохой подругой Монике Левински, чье признание она записала на магнитофон для обвинителей в деле Клинтона. Причина, по которой она, оставаясь верной нравственным нормам, смогла предать свою подругу, заключается в том, что эти два поступка относятся к разным основным желаниям и ценностям. Трипп продемонстрировала, что ее стремление быть честной и исполнить свой долг было сильным, а желание поддерживать контакты в обществе — весьма слабым.

Так как учебное заведение, в котором учатся дети, может являться психологическим символом для их родителей — латинские слова «альма-матер» означают «мать-кормилица», — бывшие питомцы и студенты могут удовлетворять свою потребность в чести, проявляя преданность духу и традициям своей школы или института.

Болея за команды нашей школы, мы испытываем преданность, которая частично удовлетворяет нашу потребность в чести.

Потребность в чести может побуждать людей к самодисциплине, имеющей большое значение для соблюдения строгих нравственных норм и принципов чести. Индийский борец за независимость своей родины Мохатма К. Ганди утверждал, что самодисциплина имеет прямое отношение к моральному долгу. Много других философов-моралистов, занимавшихся этическими проблемами, согласились с этой общей идеей:

Различия в потребности чести могут быть источником конфликта в браке. Бывает, например, что супруги ведут ожесточенные споры по поводу наследия или преданности своим семьям, выходцами из которых они являются. Это особенно характерно для браков, в которых супруги исповедуют разные религии, поскольку им приходится решать проблемы, связанные с воспитанием детей и соблюдением различных религиозных праздников. Такие пары должны уметь справляться с чувством разобщенности, которое возникает, когда каждый из них молится в соответствии с обычаями той религии, которую он/она исповедует.

Общие сведения

Что такое честолюбие

Честолюбивый человек – это личность, которая хочет быть лучше всех. Такой индивид жаждет власти, хочет показать свое превосходство. Однако, при умеренном проявлении данного качества, честолюбие является здоровым желанием совершенствовать себя и свои возможности. Оно помогает индивиду ставить перед собой определенные цели и добиваться их, несмотря на возникающие трудности. Такой индивид по своей натуре победитель.

Слово честолюбие описывает качество характера, проявляемое выраженными целями личности, желанием достичь первенства, необходимость быть признанным в своей сфере деятельности.

В реальности данное качество нередко определяется показателем эгоистичности.

Порядочный человек может быть честолюбивым, при этом данное качество подтверждается его благородством, правдивостью. Честолюбие у такой личности не уничтожает человечность. У такой особы будет доброе сердце и чистый разум.

Данное качество развивается при потребности индивида доказать всем и самому себе собственную значимость. Честолюбие больше характерно для мужского пола. Мужчина, обладающий здравым честолюбием, будет стремиться добиться большего, продвинуться по карьерной лестнице, ведь он должен заботиться не только о себе, но и о своей партнерше, и о детях.

Честолюбие, как психологическая составляющая личности человека, является этическим качеством и определяется взаимодействием индивида с социумом.

Если данное качество встречается у доброй личности, оно имеет положительные проявления, не вредит окружению. Если у плохого человека, то, будучи во власти деструктивной личности, данное качество может негативно сказываться на ближнем окружении, особенно если у личности имеется власть.

У честолюбия есть два недруга: победы других людей и несбывшаяся мечта. Например, ситуация, когда индивид излишне самонадеянный, выявляет что у него недостаточно таланта. Тогда мечта, к которой он хотел стремиться, останется таковой до конца его дней.