Чёрт

Кто такие черти: происхождение

Существует много легенд, приписывающих различное происхождение существам, которые ассоциируются с самим злом. Кто такие черти, если опираться на самую распространенную в народе версию? Когда-то эти создания были небесными ангелами, служившими добру. Но они отказались подчиняться Богу, что послужило причиной для их изгнания из рая.

Чёрт

Предлагаются и «мокрые» теории, отвечающие на вопрос о том, кто такие черти. К примеру, многие древние славяне не сомневались в том, что злые духи появляются тогда, когда Дьявол мочит руки и стряхивает воду. Другая версия предполагает рождение нечистой силы от плевка Бога.

Наконец, третья популярная легенда имеет собственное объяснение того, кто такие черти. Она приписывает создание мифических чертей Сатане – падшему ангелу, которому потребовалось преданное войско для борьбы со слугами света. Причем в качестве основы для своих подчиненных Дьявол использовал гуляющих по райским садам козлят и оленят, объединив этих очаровательных зверушек воедино.

Литература

Словари и энциклопедии
  • Черт / Березович Е. Л., Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 519–527. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Черт // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4.
  • Чорт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Монографии и сборники
  • Амфитеатров А. В. «Классическая демонология», «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков». 1911
  • Виноградова Л. Н. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. — М.: «Индрик», 2001. — С. 10—49.
  • Перкунас и вяльняс ; Вяльнясы // Цветок папоротника: Литовские мифологические сказания = Laumių dovanos: Lietuvių mitologinės sakmės, 1979 / Сост. и авт. предисл. Н. Велюс, перевод с литов. Е. А. Соловьёвой; Ил. Р. Велювене. — Вильнюс: Вага, 1989. — С. 60-66, 68-133. — 374 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-415-00419-X.
  • Максимов С. В. Черти-дьяволы (Бесы) // Нечистая, неведомая и крестная сила. — 1903.
  • Никифоровский Н. Я. Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907.

Черти, бесы, ангелы

Славянская мифология пестрит удивительными существами, в которых сложно разобраться. Кто такие черти и бесы, есть ли разница между ними? Одна из версий предполагает, что эти два слова являются синонимами, описывающими одних и тех же адских созданий. Другая теория настаивает на том, что бесы являются другими существами, отличающимися от чертей внешним видом и возможностями.

Если придерживаться второй версии, то у бесов к внешности чертей прилагаются крылья, от них разит смрадом. Эти создания способны управлять погодными явлениями, к примеру, вызывать грозу. Они могут организовать мор домашнего скота. Также среди их способностей числятся такие таланты, как вселение в человеческое тело, изменение своего облика.

Чёрт

Ответ на вопрос о том, кто такие черти, бесы (фото, распложенное выше, демонстрирует, какими в представлении фантастов могут быть эти исчадия ада), чаще всего звучит одинаково: падшие ангелы, изгнанные Богом. Существует также легенда, утверждающая, что помимо персонального ангела к человеку при рождении прикрепляется и представитель нечистой силы. Херувим и демон беспрестанно борются друг с другом. В зависимости от того, какая сторона победит, ребенок становится хорошим или плохим, достигнув взрослого возраста.

Как защититься от черта

В наши дни люди легко произносят имена злых духов, что было нехарактерно для их далеких предков. Древние славяне верили в то, что произнося слово «черт», они его призывают. Говоря о представителях нечистой силы, человек пытался использовать прозвище, а не настоящее имя. Именно отсюда появились такие определения, как «лукавый», «нечистый». Были у черта прозвища, которые даже могут показаться ласковыми, к примеру, «недобрик».

Молчание было далеко не единственным инструментом защиты, которые применяли наши предки. Едва ли можно было в прошлом отыскать дом, в котором не было бы оберега, охраняющего от порождений ада. Чаще всего предметы, которым приписывалась магическая сила, орошались святой водой. Также славяне использовали травы, которые в их воображении были наделены волшебными возможностями. К примеру, такие свойства приписывались полыни, зверобою.

Разумеется, встречались и смельчаки, которые совершали попытки не защититься от слуг Сатаны, а призвать их. В этих целях применялись разнообразные магические ритуалы, делались подношения злым духам.

Так выглядит самая интересная информация, известная о чертях.

Иерархия

Иерархия – явление, которое присутствует не только в человеческом обществе. Легендарные существа также верят в необходимость порядка, строго выполняют приписываемые им обязанности. Историки могут бесконечно спорить о том, кто такой черт. Но они единодушны в вопросе о том, кому подчиняются безжалостные духи, нарушающие людской покой. Разумеется, Сатане.

Чёрт

Дьявол повелевает своими верными слугами, распределяя между ними обязанности. Интересно, что помощники подразделяются на две группы. Наибольшим почетом пользуются «лихие» черти. Они большую часть жизни проводят в преисподней. Именно «лихих» представителей сил зла следует бояться тем, кто совершает грехи при жизни, так как они будут издеваться над ними в адской бездне.

Существуют также обыкновенные черти, гуляющие по земле. Их задача – сводить человечество с ума, заставляя отказаться от праведной жизни и грешить. Периодически такие существа отправляются в отпуск в ад, спускаются они в бездну и за новыми распоряжениями Дьявола.

Использование слова чёрт в русском языке

Слово «чёрт» имеет множество аналогов и синонимов: дьявол (так же персонажа называют в англ. языке — devil), сатана, анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны.

К чёрту близки образы балтийского велняса (лит. velnias), шайтана у исламских народов, сурта германо-скандинавов.

Зачастую чертями называют широкий пласт существ. Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми, духом превращающими людей в ходячих мертвецов, иногда отождествляются с гномами и эльфами. Однако домовой считался более добрым «обрусевшим чёртом», характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; ср. также с шишком и херт-суртом — домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов.

Как имя демона ада имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода

Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут и другие, см

выше. В. И. Даль и С. В. Максимов перечисляют свыше сотни имен-эвфемизмов.

Ещё в XIX веке «чёрт» имело двоякий смысл. С одной стороны оно было довольно сильным ругательством и оскорблением, как и «devil» в английском языке. Консервативные люди того времени иногда связывали его с различными пугающими механизмами и дикими местами, например, с «чёртовым колесом», верили, что чёрт, водяной и русалки живут на мельницах, в таком смысле синонимы слова используется поныне, например: «шайтан-труба», «сады дьявола». В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»). Иногда это слово применяют при удивлении работоспособностью и мастерством кого-либо («работает как чёрт»).

Социальный жаргонизм

В уголовной иерархии чёрт — низший из категории «мужиков», который не моется, не стрижётся, не стирается, не следит за собой. Называется также чушок, то есть свинья, в чём проскальзывает аналогия со свиным пятачком в образе мифических чертей. Чёрт может просто перейти в «опущенные», которым зачастую накалывается татуировка с чёртом. В 1930—1950-х годах эта категория имела схожее название «козлы», но теперь права категории с этим названием немного отличаются. Этот смысл близок к рационалистической интерпретации античных мифов, что паны и сатиры — это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом.

Со смыслом грязнули связаны и синонимы слова «чёрт»: нечисть, нечистый, анчутка — синоним слов грязнуля и неряха, а также слова «шишига», означающего то же самое.

Чертями могут обзывать субъективно неприятных и не авторитетных людей, например: молодых наркоманов, милиционеров и т. д.

Этимология

Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов: «6:9:tchort — diavolo». Прозвище Черт более старинное: «Васко Черт» зафиксировано в 1495 году. Этимология слова остаётся спорной до сих пор.

По версии А. Н. Афанасьева, слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом. Фасмер отмечал, что «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта. По Фасмеру, праславянское *čьrtъ — «проклятый», родственно лит. kyrėti «злиться», гипотеза происхождения от лат. curtus, «короткий, обрубленный», менее вероятна.

Также, имя созвучно похожему персонажу германо-сканд. мифологии — Сурту, что значит «чёрный, смуглый».

По мнению лингвиста Любинко Раденковича, слово «чёрт» в русском языке является полонизмом чешского происхождения, попавшим в русский лексикон напрямую из польского или же через украинский язык в конце XVI — начале XVII века; в заимствованном из Польши литературном памятнике XVII века «Великое Зерцало» содержится повесть «яко не подобаетъ рабовъ звати: поиди, чертъ, или діаволъ».

По мнению индоевропеиста И. С. Якубовича, праславянское *čьrtъ является производным от глагола *čersti / čьrtǫ «чертить, бороздить». Данная деривация совместима с гипотезой о том, что *čьrtъ первоначально являлся божеством, отвечавшим за предначертание человеческой судьбы (ср. классическое армянское groł, досл. «писатель», употреблявшееся в данной функции). Из типологических соображений вероятно, что дальнейшая демонизация славянского «чертежника» была связана с переосмыслением его функции как ангела смерти.

Как они выглядят

Вопрос о том, кто такой черт, не является единственным, представляющим интерес. Занимательно и описание внешности, которой он обладает. Очевидно, что представление о внешнем облике мятежных духов является весьма расплывчатым. Исследователи еще в 19 веке пытались понять, какими видят этих ужасных существ представители народа.

Чёрт

В большинстве случаев последователям Сатаны приписывается маленький рост. Как и люди, они обладают двумя ногами и двумя руками. Все тело этих созданий покрыто густой шерстью, которая имеет скомканный и нечистый вид, цвет, близкий к коричневому или черному оттенку. Необычно и лицо, которым они обладают. В нем прослеживаются черты сразу нескольких животных, к примеру, свиньи, козла.

Обязанности

Разобравшись с тем, кто такой черт в мифологии, исследователи попытались четко представить себе его задачи. Очевидно, что «лихие» представители нечистой силы занимаются в основном изобретением новых издевательств над теми, кого после смерти затягивает адское пекло. Но на чем же специализируются их «земные» собратья?

Чёрт

Ответить на этот вопрос поможет понимание того, кто такие черти у славян. Это мучители, основная задача которых заключается в уничтожении всего хорошего, что есть в человеке. Именно их обвиняют во всех несчастиях, которые переживают люди. Сверхъестественные возможности, которыми обладают мифические создания, позволяют им склонять свои жертвы даже к убийству или самоубийству. Именно последователи Сатаны управляют человеком, когда он решается на воровство, насилие.

Поняв, кто такие черти, фото рисунков которых можно посмотреть выше, необходимо разобраться и с оружием, которым они наделены. Азартные игры, алкоголь, сигареты, наркотики – все это инструменты, которые позволяют нечистой силе уничтожать человечество массово.

Характерные признаки

Когда историки пытались выяснить, кто такие черти и как они выглядят, опрашивая население страны, описания внешности страшных существ им предлагались различные. Однако присутствуют характерные признаки, которые практически всегда приписываются этим созданиям. Начать перечисление таковых можно с зубов, которые отличаются необыкновенной длиной и желтизной.

Чёрт

Интересны глаза, которыми обладают представители адского воинства. Люди полагают, что в них светится пугающий огонь. Пламя способно приобретать оранжевый или желтый цвет, но чаще всего представляется кроваво-красным. Конечно же, черти имеют злобный взгляд и глядят на человечество с ненавистью.

Рога, расположенные на голове, также нельзя не упомянуть в числе характерных признаков. Некоторые люди убеждены, что эти наросты имеют небольшие размеры, другие описывают их как огромные, ветвистые. Разумеется, у черта присутствуют копыта и длинный хвост. Необычно и представление о голосе, который видится отталкивающим, скрипучим.

Где живут черти

Конечно же, встреча с безжалостным духом на протяжении нескольких веков сохраняла статус одного из главных страхов человечества. Места, где можно столкнуться с чертом, известны. Эти существа любят выбирать заброшенные дома, бани, мельницы. Пыльные чердаки также испокон веков привлекали их, равно как и пространство за печью, подполье. Но черт может появиться в жилом доме только тогда, когда его владельцы погрязают в семейных конфликтах, равнодушно относятся к уборке.

Гораздо больше чертей привлекает природа. Их можно отыскать в непроходимых лесных чащобах, на болотах. Кстати, одна из популярных легенд гласит, что именно в болотную вязь падших ангелов погрузил Бог, наказывая за восстание.

Примечания

  1. ↑ 12Иванов, Топоров, 1974, « … обряд поминовения усопших (лтш. Velu, лит. Velinas), имя бога или демона (лтш. Vielona, Vels, лит. Velnias)», с. 68.
  2. ↑ 12ВитцельThe Origins of the World’s Mythologies. (англ.) — P. 149 — «Slav. Veles (Lithuanian Velinas, Velnias; Latvian Vels)»
  3. ↑Якобсон, 1985, p. 37.
  4. ↑Гимбутас, 1974, p. 87.
  5. ↑ 123456Велюс, 1981.
  6. ↑Цветок папортоника, 1989,

    Оригинальный текст (рус.)

    Количество записанных вариантов публикуемого произведения указанно по данным

    Каталога-картотеки литовского повествовательного фольклора

    на 1986 г. Каталог составлен

    Б. Кербелите (лит.)русск.

    в

    Институте литовского языка и литературы

    Академии наук Литовской ССР. Согласно Каталогу-картотеке, по всей Литве записано около 25000 вариантов мифологических сказаний; в том числе /…/ о Перкунасе и вяльнясе — 300, о вяльнясах — 5000 /…/ вариантов. Поскольку в картотеку включены далеко не все существующие рукописные варианты литовских фольклорных сказаний, то указанное число вариантов условно; кроме того, каждый год записывают по нескольку сот, а иногда и тысяч новых вариантов сказаний.

    , с. 320.

  7. ↑Кербелите Бронислава (лит.)русск., автор сборника, перевод и предисловие. Введение // «Литовские народные сказки»
  8. ↑ 12345678910Иванов, Топоров. Велняс // МНМ, 1987, с. 228.
  9. ↑ 12345Иванов, Топоров. Велс // МНМ, 1987, с. 228–229.
  10. ↑ 123Иванов, Топоров, 1990, с. 121.
  11. ↑ 123Якобсон, 1985.
  12. ↑Топоров, 1983, с. 50.
  13. ↑Иванов, Топоров, 1974, с. 67-69 и др..
  14. ↑Иванов, Топоров, 1990, с. 129.
  15. ↑ 123Гимбутас, 1974, p. 88.
  16. ↑ 12Гимбутас, 1974, p. 89.
  17. ↑Литовско-русский словарь = Lietuvių—rusų kalbų žodynas. — 2014.: «velnias — черт; дьявол»Латвийско-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīcu, 2014: «velns = чёрт; бес»Латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2013: «velns — бес, дьявол, сатана, чёрт»Малый латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2014: «velns — бес; дьявол; чёрт; лукавый; враг»
  18. ↑ 123Kregždys R.Прусс. Curche: этимология теонима, функции божества; проблематика установления культовых соответствий на почве обрядовой традиции восточно-балтийских, славянских и других индоевропейских народов // Studia Mythologica Slavica. — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств, 2009. — Т. XII. — С. 294-295.
  19. ↑ 12Дайнюс Разаускас.Мифологическая составляющая славянской ихтиологической терминологии // Studia Mythologica Slavica. — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств, 2009. — Т. XII. — С. 322-323.
  20. ↑Цветок папортоника, 1989, Предисловие Н. Велюса: «Вяльняс (velnias) — литовское мифическое существо, ближайшее соответствие в русском фолькоре — чёрт.», с. 5.
  21. ↑ 12Велюс H. Растения Вяльняса в литовском фольклоре
  22. ↑Лауринкене, 2004, с. 236.
  23. ↑Цветок папортоника, 1989, Часть «Вяльняс».
  24. ↑Цветок папортоника, 1989, Части «Перкунас и Вяльняс», «Вяльняс».
  25. ↑Велюс, 1981, с. 266.
  26. ↑Топоров, 1983, с. 55.
  27. ↑ 12Велюс, 1981, с. 267.
  28. ↑Велюс, 1981, с. 265—266.
  29. ↑Велюс, 1981, с. 268.
  30. ↑Велюс, 1981, с. 261.
  31. ↑Лауринкене, 2004, «Таким образом, Телявель, по его мнению /Н. Велюса/, был богом, близким литовскому фольклорному Вяльнясу, имя которого значило ‘земляной Вяльняс’ (Velius 1987, 207)», с. 227.
  32. ↑Иванов, Топоров, 1988, с. 499.
  33. ↑Индекс сюжета в LTR (Каталоге-картотеке литовского фольклора, LLTI): 952(24).
  34. ↑Лауринкене, 2004, с. 239—240.
  35. ↑Лауринкене, 2004.
  36. ↑Leonard Zusne. Latvian-English Dictionary: Volume I A - M

Использование слова чёрт в русском языке

Слово «чёрт» имеет множество аналогов и синонимов: дьявол (так же персонажа называют в англ. языке — devil), сатана, анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны.

К чёрту близки образы балтийского велняса (лит. velnias), шайтана у исламских народов, сурта германо-скандинавов.

Зачастую чертями называют широкий пласт существ. Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми, духом превращающими людей в ходячих мертвецов, иногда отождествляются с гномами и эльфами. Однако домовой считался более добрым «обрусевшим чёртом», характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; ср. также с шишком и херт-суртом — домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов.

Как имя демона ада имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода

Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут и другие, см

выше. В. И. Даль и С. В. Максимов перечисляют свыше сотни имен-эвфемизмов.

Ещё в XIX веке «чёрт» имело двоякий смысл. С одной стороны оно было довольно сильным ругательством и оскорблением, как и «devil» в английском языке. Консервативные люди того времени иногда связывали его с различными пугающими механизмами и дикими местами, например, с «чёртовым колесом», верили, что чёрт, водяной и русалки живут на мельницах, в таком смысле синонимы слова используется поныне, например: «шайтан-труба», «сады дьявола». В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»). Иногда это слово применяют при удивлении работоспособностью и мастерством кого-либо («работает как чёрт»).

Социальный жаргонизм

В уголовной иерархии чёрт — низший из категории «мужиков», который не моется, не стрижётся, не стирается, не следит за собой. Называется также чушок, то есть свинья, в чём проскальзывает аналогия со свиным пятачком в образе мифических чертей. Чёрт может просто перейти в «опущенные», которым зачастую накалывается татуировка с чёртом. В 1930—1950-х годах эта категория имела схожее название «козлы», но теперь права категории с этим названием немного отличаются. Этот смысл близок к рационалистической интерпретации античных мифов, что паны и сатиры — это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом.

Со смыслом грязнули связаны и синонимы слова «чёрт»: нечисть, нечистый, анчутка — синоним слов грязнуля и неряха, а также слова «шишига», означающего то же самое.

Чертями могут обзывать субъективно неприятных и не авторитетных людей, например: молодых наркоманов, милиционеров и т. д.

Этимология

Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов: «6:9:tchort — diavolo». Прозвище Черт более старинное: «Васко Черт» зафиксировано в 1495 году. Этимология слова остаётся спорной до сих пор.

По версии А. Н. Афанасьева, слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом. Фасмер отмечал, что «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта. По Фасмеру, праславянское *čьrtъ — «проклятый», родственно лит. kyrėti «злиться», гипотеза происхождения от лат. curtus, «короткий, обрубленный», менее вероятна.

Также, имя созвучно похожему персонажу германо-сканд. мифологии — Сурту, что значит «чёрный, смуглый».

По мнению лингвиста Любинко Раденковича, слово «чёрт» в русском языке является полонизмом чешского происхождения, попавшим в русский лексикон напрямую из польского или же через украинский язык в конце XVI — начале XVII века; в заимствованном из Польши литературном памятнике XVII века «Великое Зерцало» содержится повесть «яко не подобаетъ рабовъ звати: поиди, чертъ, или діаволъ».

По мнению индоевропеиста И. С. Якубовича, праславянское *čьrtъ является производным от глагола *čersti / čьrtǫ «чертить, бороздить». Данная деривация совместима с гипотезой о том, что *čьrtъ первоначально являлся божеством, отвечавшим за предначертание человеческой судьбы (ср. классическое армянское groł, досл. «писатель», употреблявшееся в данной функции). Из типологических соображений вероятно, что дальнейшая демонизация славянского «чертежника» была связана с переосмыслением его функции как ангела смерти.

Примечания

  1. ↑ , с. 519.
  2. ↑ , с. 119.
  3. .
  4. ↑ .
  5. , с. 118.
  6. ↑ .
  7. ↑ .
  8. ↑ , с. 4.
  9. Анчутки // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  10. Иванов В. В., Топоров В. Н. Анчутка // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 35. — ISBN 5-7195-0057-X.
  11. .
  12. Литовско-русский словарь = Lietuvių—rusų kalbų žodynas. — 2014.: «velnias — черт; дьявол»
    Латвийско-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīcu, 2014: «velns = чёрт; бес»
    Латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2013: «velns — бес, дьявол, сатана, чёрт»
    Малый латвийский-русский словарь=Latviešu-krievu vārdnīca, 2014: «velns — бес; дьявол; чёрт; лукавый; враг»
  13. , комментарий к Предисловию Н. Велюса, с. 5.
  14. ↑ .
  15. ↑ , с. 23, 34-39, 42-43.
  16. ↑ .
  17. , с. 98—99.
  18. Басилов В. Н. Херт-сурт // «Мифы народов мира»
  19. , с. 132.
  20. Чёрт // Толковый словарь Ожегова. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, — 1949—1992.
  21. анчутка // Словарь синонимов ASIS. В. Н. Тришин. 2013.
  22. шишига // Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
  23. шишига // Словарь синонимов ASIS. В. Н. Тришин. 2013.
  24. Чёрт // Словарь русского арго. — ГРАМОТА.РУ. В. С. Елистратов. 2002
  25. , с. 74—75.
  26. Афанасьев А. Н. «Поэтические воззрения славян на природу». — М.: 1865−1869. — Том 3, глава 22.
  27. Чёрт // Этимологический словарь Русского языка. А.Ситникова. 2005
  28. Orchard A. Dictionary of Norse Myth and Legend. — Cassell, 1997. — С. 154. — ISBN 0-304-34520-2.
  29. Simek R. Dictionary of Northern Mythology / Translated by Angela Hall. — D.S. Brewer, 2007. — С. 303—304. — ISBN 0-85991-513-1.
  30. Любинко Раденкович. Черт и/или межевой: о наименовании беса «черт» у славян // Wiener Slavistisches Jahrbuch. — Band 2(2014). — S. 152—162.
  31. , с. 102.
  32. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Шабарша», польская «О рыбаке и чёрте»
  33. ↑ .
  34. «Русские Народные Сказки»/Сост., вступ. ст. и прим. В. П. Аникина.-М.: Правда, 1985.- 576 с., ил. «Русские Народные Сказки по изданию А. Н. Афанасьева в трёх томах»/Вступ. ст. и словарь В. П. Аникина.-М.: Худож. лит., 1977.- 348 с., ил.
  35. , с. 10, предисловие Я. Мяцусовича.
  36. Велняс / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 121. — ISBN 5-85270-032-0.
  37. , Часть «Перкунас и вяльняс».
  38. , с. 327—337: По данным «Каталога-картотеки литовского повествовательного фольклора» на 1986 г., составленного Б. Кербелите, Институт литовской литературы и фольклора, на основании каталогов А. Аарне и С. Томпсона.
  39. Даль В. И. Введение // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, 1880.
  40. , сказание «За ногу подвешенный», и ряд других про удавленников.