Чеканка

Технические условия

Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж. Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.

Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Операции по обработке металла

Обработка металла — механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки — производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий — мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Исскуство из металла

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье — древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при термическом воздействии на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье подразделяют:

  • по металлу отлива — чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы — песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, под давлением, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Процесс медной чеканки

Как и любая работа, чеканка по меди начинается с планирования. Сначала на листе бумаги мастер рисует графический эскиз изделия, без растушевки и теней. Заготовку вырезают из листового проката, добавляя по несколько сантиметров к размерам изделия. Заготовку правят и загибают края.

Наложив на заготовку эскиз, точечными ударами, применяя канфарник, переводят линии рисунка на медный лист. Эскиз фиксируют либо прищепками, либо несколькими капельками клея. Следует соразмерять силу удара, чтобы не повредить лист меди. Далее точечный контур проходится расходниками. После переноса изображения лощатниками опускают фон и выравнивают его вокруг узора. Это добавляет четкости и выразительности рисунку, в то же время, добавляя изделию прочности.

Следующий этап — отжиг. Изделие аккуратно нагревают. Далее проводят отжиг изделия в огне газовой или бензиновой горелки и снятие со смолы. Продолжают нагрев по покраснения меди, после чего резко остужают.

Далее проводится выколотка, или подъем рельефа изображения. Это делают с тыльной стороны, подложив под лицевую мягкую подкладку. Для подкладок используют:

  • Лист войлока.
  • Резиновый коврик.
  • Плоский мешочек с песком.

Параллельно подъему выравнивают фон изображения, используя лощатники и получая объемное изображение в конце операции. Далее выполняют вторичный отжиг и дорабатывают изделие на смоле.

Процесс медной чеканки

В качестве завершающей отделки выполняют травление, а также, по желанию, гальваническую или механическую обработку.

Виды чеканки

В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:

  1. Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
  2. Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
  3. На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
  4. Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.

Материалы и инструменты для чеканки

Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке. Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку. Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.

Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность. Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить. Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, содержащие в своем составе — это красивый металл, но с трудом поддается чеканке. Ее применяют для монументов, памятников и пр.

При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.

Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу. Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают,  при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.

Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Оборудование и инструменты

Рабочее место чеканщика кроме верстака оборудуют слесарными тисами, электрическим точилом, шкафом или стеллажом для складывания инструментов, материалов, реактивов и пр. Набор оборудования дополняют:

  • емкостью и электроплиткой для нагрева битума;
  • двумя мешками 0,5х0,5 м из брезента с сухим мелкозернистым песком;
  • ванночками для химических растворов;
  • ящиком с древесными опилками для сушки заготовок;
  • паяльной лампой для проведения отжига;
  • резиновыми перчатками для проведения химической обработки;
  • брезентовыми рукавицами для работы с горячими заготовками;
  • металлической плитой для правки.

Основные инструменты для чеканки по металлу

Основные инструменты для чеканки называют чеканами. Их делают из высокоуглеродистой стали в виде квадратных или круглых стержней длиной 12 — 18 см разного сечения. Нижнюю часть называют боем. Средний участок утолщают, чтобы было удобней удерживать в руке. В зависимости от формы боя чеканам даны названия:

  • трубочками создают округлые углубления;
  • обводными проводят линии в виде ряда точек;
  • канфарниками наносят контуры изображения;
  • лощатниками с шероховатым или гладким боем выравнивают фон;
  • пурошниками выполняют выколотку с задней стороны;
  • сечками с полукруглым или прямым боем набивают фон;
  • фигурными наносят отпечатки нестандартной формы.

Чеканы из твердой древесины выполняют те же функции что и металлические, но по размерам больше. Для работы с ними потребуется деревянный молоток (киянка). Такие чеканы используют для создания крупных рисунков с глубоким рельефом. Металлическими молотками выбивают крупные изображения и наносят удары по чекану. Поэтому одну сторону делают сферической, а другую плоской.

Разметку и механическую обработку выполняют:

  • чертилкой, металлической линейкой, циркулем, угольником;
  • ножницами и ножовкой по металлу;
  • лобзиком при нанесении ажурной чеканки;
  • пробойниками из инструментальной стали;
  • напильниками с мелкой и крупной насечкой.

Необходимый материал и инструмент

Для изготовления уникальных работ, существуют несколько видов материалов, отличающихся мягкостью и пластичностью, с которыми работает мастер:

1. Медная полоса metromet.ru наиболее расположена для нанесения чеканки. Медь красного цвета мягкая, легко обеспечивает любую необходимую форму и рельеф узора.

2. Латунный лист, состоящий из медного и цинкового сплава, способен стать основой рисунка, который имеет красивый фон и золотистый яркий отлив. Такие рисунки легко полируются, длительное время не тускнеют и имеют высокую популярность.

3. Алюминиевый лист своими свойствами и внешним видом уступает другим материалам, однако широко используется за счёт пластичности и отсутствия дополнительной обработки.

4. Нержавеющая сталь и лист железа также высоко ценятся мастерами за их свойства и отменное качество получаемых изделий.

Для перенесения изображения на листовой материал необходимы определённые инструменты. Мастера называют их чеканы. Они имеют разнообразные формы сечения и боя и создают неповторимые, художественные эффекты и фактурные изображения.

В работе широко используются:

• карфарники — имеют очень острый наконечник, помогают в переносе эскиза на рабочий материал;

• обводной чекан — создаёт чёткость линий рисунка;

• пурошник и трубочки — производят выколотку сферических форм для придания объёма рисунку;

• лощатник — улучшают фоновую фактуру;

• фигурные чеканы — создают отпечатки желаемых изображений.

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений.
Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов.
Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится.
Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров.
Алюминием и его сплавами

Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла.
Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки

Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом.
Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями.
Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей.
Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники.
Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.

На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:

  • соляной, серной, азотной кислотами;
  • поташом;
  • сернокислой медью.

О профессии Чеканщика художественных изделий

Бакалавриат и специалитет3

Вузы3

Чеканщик художественных изделий выполняет работы по чеканке рельефа на кувшинах, вазах, кубках, ювелирных изделиях, также чеканке многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, сборке и монтажу изделий.

В зависимости от разряда чеканщик художественных изделий может выполнять простые или более сложные работы:

  • Чеканка простого орнамента на деталях художественных изделий, отлитых из алюминия, с применением простого чеканного инструмента.
  • Изготовление подставок и

Чеканщик художественных изделий выполняет работы по чеканке рельефа на кувшинах, вазах, кубках, ювелирных изделиях, также чеканке многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, сборке и монтажу изделий.

В зависимости от разряда чеканщик художественных изделий может выполнять простые или более сложные работы:

  • Чеканка простого орнамента на деталях художественных изделий, отлитых из алюминия, с применением простого чеканного инструмента.
  • Изготовление подставок и подкладок: рам, ящиков, коробок, чашек, обручников и т.п. под изделия для чеканки.
  • Очистка литья перед обработкой, зачистка вручную швов от сварки на деталях скульптурных произведений, выполненных из листового цветного металла.
  • Отбел, протравка и промывка заготовок для чеканки, насмолка заготовок, заливка смолой емкостных предметов под чеканку.
  • Подготовка смоленых гнезд под объемные художественные изделия.
  • Разделка дефектных мест под заварку.
  • Пересмолка чеканного полуфабриката с его промежуточным обжигом и отбелом.
  • Чеканка и выколотка крупного растительного орнамента на простых художественных изделиях и архитектурном литье.
  • Расчеканка контура расходниками различных фасонов и размеров.
  • Разделка фона канфарниками.
  • Проческа фона чеканными зубилами.
  • Нанесение контура рисунка на металл при помощи канфарника.
  • Чеканка мест крепления деталей художественных изделий при сборке.
  • Подготовка металла или отливок под чеканку, выравнивание и очистка поверхности.
  • Подготовка гипсовых форм для заливки баббитом и смолой.
  • Зачистка сварных швов механическим инструментом.
  • Отжиг листовой меди.
  • Подготовка рисунка, разметка и перенесение его на металл.
  • Чеканка и выколотка геометрического и растительного орнамента на художественных изделиях и их деталях средней сложности и архитектурном литье.
  • Чеканка неответственных мест барельефов, настольной скульптуры.
  • Разметка, выколотка деталей средней сложности из листового металла.
  • Подготовка выколоченных деталей к отварке.
  • Заготовка деталей каркаса по готовым размерам.
  • Чеканка и выколотка на сложных художественных изделиях с самостоятельным раскроем, подсадкой и вытяжкой листового металла и модели.
  • Чеканка многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, орнаментов геометрических и растительных форм с пересечением плоскостей рельефа (с поднутрениями) на плоскости и на объемных предметах сложной конфигурации.
  • Чеканка на архитектурно-декоративном литье многопланового растительного и геометрического орнаментов и шрифтов с подъемом рисунка от 1 до 3 см, объемных скульптурных горельефов и барельефов.
  • Расчеканка контура по тыльной стороне заготовки с выколоткой рельефных деталей узора.
  • Чеканка изделий с мелким (дробным) рельефом.
  • Обработка и чеканка сварных швов в соответствии с фактурой модели.
  • Чеканка на особо сложных художественных изделиях многопланового, растительного и геометрического орнаментов и шрифтов, частей объемной скульптуры, портретных фигур в сложной композиционной позе со сложной фактурой; горельефов и барельефов, насыщенных скульптурными изображениями.
  • Выколотка, вырубка и чеканка из листового цветного металла особо сложных скульптурных произведений и деталей архитектурной лепки (гербов, орденских знаков, растительного и геометрического орнаментов) с подъемом рисунка от 3 до 5 см и торсов к особо сложным портретам и декоративным фигурам.
  • Чеканка, выколотка и монтаж отдельными блоками уникальных и выставочных художественных изделий и деталей архитектурной лепки: портретных барельефных, горельефных и контррельефных изображений с детальной проработкой фактуры.
  • Чеканка горельефов, барельефов, художественно-декоративного литья и кокилей с изображением орнамента и фигур.
  • Дифовка портретных изображений, вырубка и чеканка из металла особо сложного растительного и геометрического орнаментов с подъемом рисунка более 5 см и отделкой фактуры.

РазвернутьСвернуть

Металлы и сплавы для художественной чеканки

Одним из наиболее распространенных материалов для выполнения художественной чеканки является красная медь, которая обладает исключительной вязкостью и пластичностью, легко восстанавливает свои свойства после отжига и достаточно легка в работе. Красная медь прекрасно принимает практически любые формы и допускает выколотку рельефа, имеющего большую высоту. Кроме того, медь хорошо прокатывается, что позволяет создавать из нее тончайшие ленты (фольгу) и листы толщиной не более 0.05 мм. Латунь, представляющая собой сплав меди с цинком (в некоторых случаях в сплав добавляют небольшое количество марганца, железа, алюминия и др. металлов) также является отличным материалом для художественной чеканки. Большинство латуней обладает красивым золотисто-желтым цветом. Основные преимущества латуни заключаются в следующем: она хорошо паяется и сваривается как твердыми, так и мягкими припоями, легко обрабатывается на станках, чеканится, штампуется и прокатывается, замечательно полируется, причем полированная поверхность долго сохраняет свой первоначальный вид. Латунь хорошо адгезируется с различными гальваническими покрытиями: золотом, серебром, никелем. При этом по показателям пластичности латунь ничем не уступает красной меди, но обладает более высокой твердостью. Латуни, содержащие 3-12% цинка, называют томпаками и, как правило, используют для художественного оформления посуды, недорогих ювелирных изделий и разнообразных значков. Алюминий для художественной чеканки используют в виде алюминиевой фольги, которая длительное время сохраняет высокие показатели пластичности и не требует термической обработки. К тому же алюминиевая фольга дает возможность работать над одним орнаментом длительное время, исправляя и выравнивая погрешности. Алюминий легко и мягко чеканится, допускает глубокую вытяжку, однако к его отжигу требуется подходить с особой бдительностью, так как алюминий обладает довольно низкой температурой плавления. Для изготовления несложных металлических декорированных изделий можно использовать кровельное железо (листовую кровельную сталь), которое позволяет выполнять художественную чеканку без глубокой вытяжки. Такой вид чеканки носит название контурной чеканки с нанесением фактуры и опусканием фона. Хромоникелевая или нержавеющая сталь – материал современный и красивый, однако чеканится он с большим трудом. Нержавеющую сталь чаще всего используют для изготовления крупных декоративных экстерьерных изделий. Главное достоинство хромоникелевой стали заключается в ее высокой стойкости к коррозии. Для художественной чеканки применяют листовую нержавеющую сталь, имеющую толщину 0.5-0.8 мм. Также для чеканных работ используют никелевые сплавы, из которых самыми распространенными являются нейзильбер и мельхиор. Такие сплавы содержат большое количество меди (81% и 65% соответственно) в своем составе, за счет чего они обладают высокой пластичностью, легко принимают разнообразную форму и хорошо полируются. Что касается черных металлов (малоуглеродистая, мягкая сталь, предварительно протравленная и отожженная, носящая название декопир), то и их можно использовать для художественной чеканки. По сравнению с медью декопир является более трудным материалом в чеканке, однако в отделке он смотрится особо эффектно и неординарно. Декопир дает возможность создавать как маленькие декоративные чеканные изделия с различной фактурой, так и крупные объекты с высоким рельефом.