Баян

Распространенный жаргонизм

Сейчас уже нельзя назвать это слово исключительно сетевым — оно успешно вышло в реальный мир и применяется в вербальном общении. Иногда, рассказывая какую-то шутку, прикол или с энтузиазмом сообщая новость, вы слышите в качестве реакции восклицание «баян», что значит абсолютную «несвежесть» вашего сообщения. Возможно, эту шутку кто-то рассказал еще вчера, и все очень смеялись. Не исключено, что вы уже десятый человек, который преподносит эту информацию, полыхая неподдельным энтузиазмом. Этим коротким словом вам сообщают буквально следующее: все уже в курсе, интерес утрачен.

Существует множество вариантов происхождения жаргонизма. Кто-то отсылает к анекдоту «хоронили тещу, порвали три баяна», другие отсылают к известному боевому кораблю с таким названием. Вариант с некими вещими певцами и бродячими рассказчиками, которые могли без стеснения пересказывать истории по многу раз, тоже кажется правдоподобным.

Баян

Варианты корректного употребления

Часто сленговое понятие «боян» применяется как синоним фразы «я это уже слышал», чтобы иметь возможность как можно быстрее перейти к обсуждению какого-то следующего вопроса или же к резкой смене темы

Часто воспринимается как невежливый способ отмахнуться и перехватить внимание. Разбираясь в вопросе о том, что означает жаргонизм «баян», довольно сложно отделаться от эмоционального восприятия

Возникает впечатление, что ваши слова обесценивают, появляется обида

Важно уметь отделить собственную личность от реакции других людей на какое-то ваше сообщение, это поможет не стать жертвой троллей

Баян

История

В 1891 году баварский мастер Г. Мирвальд из города Зилетуе (Германия) несколько улучшил конструкцию ручной гармоники. У нового инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12 басовых звуков в первом ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во втором и третьем ряду соответственно.

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России — московской. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках.. С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

Баян включен в основную программу конкурсной программы молодёжных Дельфийских игр России.

Название

Иллюстрация 1897 года

Инструмент назван по имени древнерусского сказителя Бояна.

С 1890-х годов баяном называли различные виды гармоник, в том числе диатонические, которые обладали определённым качеством звучания. Их особенностью была чистая унисонная настройка двух или трёх одновременно звучащих язычков (в отличие от настройки в «разлив», характерной для аккордеона). Так например в 1891 году в рекламном объявлении петербургского магазина А. Е. Кулакова встречается название «Кларнетные гармонии „Баян“» (это была диатоническая однорядная гармоника с тембром похожим на кларнет). Ещё в 1890 годах была популярна «Азиатская гармония „Баян“ с пятнадцатью клавишами и чрезвычайно приятным тоном». В 1903 году вышел «Новейший практический самоучитель : Для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенской и кларнетной „Баян“» (составил С. П. Егоров. г. Рославль).

По отношению к хроматической 3-рядной гармонике слово «баян» впервые применено в «Прейскуранте музыкальных инструментов» П. А. Розмыслова в 1900 году в Санкт-Петербурге.

Баян Стерлигова

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской (см. на ). В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой.

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие.

Баян Стерлигова

В Санкт-Петербурге жил известный мастер П. Е. Стерлигов, который занимался настройкой и изготовлением различных музыкальных инструментом, в том числе духовых. Однажды он получил заказ на изготовление гармонии для музыканта Я. Титаренко, который на своих афишах уже стал применять название баян. Говорят, что это связано с тем, что на судостроительном заводе в это время изготавливался одноименный крейсер. Мастер придумал использовать дублирующий басовый ряд, такая раскладка стала называться «петербургской» или «ленинградской». В 1913 году мастер изготовил баян с двумя рядами басовых кнопок, который был максимально похож на современный. Более удобная раскладка стала называться «московской». Эстафету приняли мастера братья Генераловы. В настоящее время большой популярностью пользуется Тульский баян, который отличается не только превосходным звуком, но и высокой надежностью, долговечностью, так как изготовлен качественно.

Истории появления нового значения слова «баян»

Молодежь, тинейджеры – это особая социально-возрастная группа, со своим статусом в обществе. И конечно, языком. Он зачастую наполнен такими выражениями, что сразу и не догадаешься – что бы это значило. Что же означает слово «баян» на молодежном языке? Каким же образом музыкальный инструмент изменил свое значение? На этот счет существует несколько историй:

  • В августе 1999 года на сайте анекдот.ру был опубликован старый анекдот про тещу: «Хоронили тещу — порвали два баяна …» Шутника обозвали баянистом, а анекдот долго «болтался» на одном из форумов. Как результат – анекдот попал «не в тему», а слово «баян» стало обозначать банальную, устаревшую шутку.
  • В старые-добрые времена, еще до изобретения компьютеров и клавиатур люди писали шариковыми ручками. Если приходилось переписывать одинаковые фразы, то писали ее только в начале страницы или строки, например. А затем ставили значок -//-, обозначающий повторение и визуально схожий с баяном.
  • Многие умеют играть или помнят игру домино. Костяшки, на обеих половинках которых нарисованы одинаковые числа называли дублями. А костяшку, обозначающую 6/6 прозвали «баяном». Может быть с развитием интернета, кто-то и вспомнил об этом и назвал неоднократно повторяющуюся информацию баяном. Как вам такая версия событий?
  • А вот еще исторический факт. В период Русско-Японской войны в бою был затоплен крейсер «Баян». Царское правительство в память об этом заказало постройку семи аналогичных кораблей. Но и тогда существовал долгострой. Строительство закончилось через семь лет, новые крейсеры уже устарели. Но старые моряки при виде знакомого силуэта восклицали: «Смотрите, «Баян» !

Для сохранения исторической правды, следует вспомнить польского мастера афоризмов двадцатого века Веслава Брудзиньского. Ассоциация старой новости, бородатого анекдота, надоевшей шутки с музыкальным инструментом не нова. Вот его афоризм. «В искусстве: скажешь один раз — не заметят, скажешь несколько раз — закричат „Шарманка“». 

[править] Алсо

Боян как бы намекает на то, что он не баян

  • В Болгарии также есть село Боян.
  • Боян-Марица — археологическая культура эпохи неолита.
  • «Баян» — шприц на жаргоне наркоманов, отсюда же псевдоним Баян Ширянов.
  • На Волжском пароходе «Баян» ходил кочегаром будущий знаменитый лётчик В. П. Чкалов.
  • У ИГИЛ есть своё радио «Аль-Баян».
  • «Баяном» называют армейскую коротковолновую радиостанцию Р-135.
  • Описанная выше байка про серию крейсеров имеет под собой основания — «потомки» первого Баяна даже воевали в ПМВ, и один из них тоже носил имя «Баян» в честь утопленника. В военно-исторических материалах они так и называются — «Баян»-1 и «Баян»-2. ЧСХ, 2 уцелевших корабля впоследствии были проданы на металлолом полунемецкой компании с говорящим названием «Деруметалл».
  • В Турции баян (турецк. Bayan) — это тупо «женщина», что при обнаружении немедленно вызывает культурный шок.
  • А в курдском это означает «заря».
  • На арабском и на персидском байан означает «разъяснение» — ещё так называется священная книга бахаев.
  • Байан — часть одного из индийских барабанов, табла.
  • «Баян» по-монгольски — «богатый»; часто встречается в монгольских топонимах: Баян-Хонгор, Баян-Улгий, Баян-Ундэр и т. д.
  • Был ещё такой аварский каган Баян в VI в. н. э.
  • В Канаде есть ещё таинственная масонская ложа Bayan Canada.
  • Существует довольно известный и весьма молодой ногомячист — Боян Кркич, который выступает за ногомячную команду из Англии «Сток Сити». На футболке сабжа красуется прозвище — Bojan (Боян). Да и вообще, Боян — вполне себе распространенное имя во всяких Болгариях, Сербиях и прочих Хорватиях.
  • Васил Троянов Боянов — известный болгарский Боян.
  • Самый популярный ICQ-клиент для смартфона именуется Bayan.
  • В. Баян — поэт-декадент, подражатель (sic!) И. Северянина.
  • Еврейское слово בינה/бэяна означает «в заблуждении».
  • Существует дуэт «Баян-микс». Стиль исполнения как бы намекает.
  • На филлиппинском «bayan» означает «народ» или «нация». Также существует баянная филлипинская патриотическая песня «Bayan Ko».
  • Ну и, собственно, сам баян, полноценный хроматический (то есть способный выдавать не , а все 12 звуков октавы) музыкальный инструмент, в умелых руках издающий звуки, похожие на музыку, порою даже красивую; в частности, современному концертному многотембровому готово-выборному доступна возможность исполнения львиной доли органного, клавирного, камерного и даже симфонического наследия . Кстати, инструмент не самый дешёвый (так, Hohner Gola в начальном исполнении обойдётся труЪ баянисту минимум в 1,2М рубликов).

История

В 1891 году баварский мастер Г. Мирвальд из города Зилетуе (Германия) несколько улучшил конструкцию ручной гармоники. У нового инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12 басовых звуков в первом ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во втором и третьем ряду соответственно.

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России — московской. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках.. С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

Баян включен в основную программу конкурсной программы молодёжных Дельфийских игр России.

Название

Иллюстрация 1897 года

Инструмент назван по имени древнерусского сказителя Бояна.

С 1890-х годов баяном называли различные виды гармоник, в том числе диатонические, которые обладали определённым качеством звучания. Их особенностью была чистая унисонная настройка двух или трёх одновременно звучащих язычков (в отличие от настройки в «разлив», характерной для аккордеона). Так например в 1891 году в рекламном объявлении петербургского магазина А. Е. Кулакова встречается название «Кларнетные гармонии „Баян“» (это была диатоническая однорядная гармоника с тембром похожим на кларнет). Ещё в 1890 годах была популярна «Азиатская гармония „Баян“ с пятнадцатью клавишами и чрезвычайно приятным тоном». В 1903 году вышел «Новейший практический самоучитель : Для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенской и кларнетной „Баян“» (составил С. П. Егоров. г. Рославль).

По отношению к хроматической 3-рядной гармонике слово «баян» впервые применено в «Прейскуранте музыкальных инструментов» П. А. Розмыслова в 1900 году в Санкт-Петербурге.

Баян Стерлигова

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской (см. на ). В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой.

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие.

Баян или классика?

Как люди обходились раньше без этого понятия? Например, если кто-то рассказывал очень старую и всем известную шутку, то говорили, что это анекдот с бородой. То есть это до такой степени старая новость, что уже не вызывает ни малейшего интереса. «Бородатость» при этом обязательно связана с давностью и отсутствием ожидаемого эффекта. Что значит слово «баян»? Это именно такой вид информации, но его следует отличать от классики.

Любая информационная единица может пройти путь от свежей до «баянистой» и устаревшей, но если после этого она не исчезает в забвении, то у нее есть шанс перейти в категорию классики. То, что раньше называли «крылатые фразы», на какой-то стадии вполне могло вызывать ощущение неуместной и набившей оскомину остроты, пока не преодолели некий порог известности.

Мнение о распространенности какой-то информационной единицы в массе чаще всего субъективно. Если вы и ваши друзья радостно обсуждали какую-то остроту, это не значит, что все в интернете в курсе и должны знать, что вам ни в коем случае не следует о ней рассказывать, если они не хотят получить уничижительное заявление про боян. Одним из признаков нашего времени является возведение информированности в культ. Если раньше достаточно было компетентности в своей области, то теперь это называют ограниченностью. Как и любое модное течение, такое явление пройдет, а само понятие «боянистости» неизбежно устареет и станет баяном.

История

В 1891 году баварский мастер Г. Мирвальд из города Зилетуе (Германия) несколько улучшил конструкцию ручной гармоники. У нового инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12 басовых звуков в первом ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во втором и третьем ряду соответственно.

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной». Позже, — когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в других городах Центральной России, — этот звукоряд стали называть московским. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках.. С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

Баян включен в основную программу конкурсной программы молодёжных Дельфийских игр России.

Название

Иллюстрация 1897 года

Инструмент назван по имени древнерусского сказителя Бояна.

С 1890-х годов баяном называли различные виды гармоник, в том числе диатонические, которые обладали определённым качеством звучания. Их особенностью была чистая унисонная настройка двух или трёх одновременно звучащих язычков (в отличие от настройки в «разлив», характерной для аккордеонов). Так например в 1891 году в рекламном объявлении петербургского магазина А. Е. Кулакова встречается название «Кларнетные гармонии „Баян“» (это была диатоническая однорядная гармоника с тембром похожим на кларнет). Ещё в 1890 годах была популярна «Азиатская гармония „Баян“ с пятнадцатью клавишами и чрезвычайно приятным тоном». В 1903 году вышел «Новейший практический самоучитель : Для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенской и кларнетной „Баян“» (составил С. П. Егоров. г. Рославль).

По отношению к хроматической 3-рядной гармонике слово «баян» впервые применено в «Прейскуранте музыкальных инструментов» П. А. Розмыслова в 1900 году в Санкт-Петербурге.

Баян Стерлигова

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской (см. на ). В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой.

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие.

Литература

  • Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. — 520 с.
  • Мирек А.М. Советские аккордеоны // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 164—181. — 195 с.
  • Мирек А.М. Аккордеоны и баяны // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 83—114. — 131 с.
  • Мирек А.М. Аккордеон Демиана // Справочник к схеме гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — С. 9. — 60 с.
  • Фадеев И.Г., Кузнецов И.А. Аккордеоны // Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание, испр. и доп. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — С. 62—66. — 246 с.

Энциклопедические статьи

  • Аккордеон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 82—83. — 1072 с.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 23. — 672 с.
  • Аккордеон // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 21. — 786 с.

[править] Ссылки

  • Татьяныч по употре***ющим термин.

Баян — так юморист зарабатывает себе на жизнь.

Мета 

1 апреля • Anekdot.ru • Bash.im • LOL • Английский юмор • Армянское радио • Бугагашечки • Гы • Карикатура (Карикатуры на Мухаммеда) • Лулз • Садистские стишки • Стёб

Юмор-шоу 

Comedy Club • 6 кадров • Аншлаг • Городок • Джентльмен-шоу • Империя страсти • Каламбур • КВН • Маски-шоу • Монти Пайтон • Наша Russia • Оба-на • ОСП-студия • Осторожно, модерн! • Прожекторперисхилтон • Сам себе режиссёр • Шоу Бенни Хилла • Шоу Довгоносиків

Отдельные юмористы 

Джордж Карлин • Евгений Петросян • Красная Бурда • Мистер Бин • Михаил Жванецкий • Михаил Задорнов • Пушной • Саша Барон Коэн • Сергей Пахомов • Шура Каретный

Мемы 

Баян • Закон По • Лопата • Начальник транспортного цеха • Пацтол • Потому что гладиолус • Прозвища памятников • Скандалы, интриги, расследования • Шутка про блондинок

Литература

  • Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. — 520 с.
  • Мирек А.М. Возникновение баяна. Современный баян // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 71—97, 97—140. — 195 с.
  • Мирек А.М. Аккордеоны и баяны // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 83—114. — 131 с.
  • Мирек А.М. Справочник к схеме гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — 60 с.
  • Новожилов В.В. Баян. — М.: Музыка, 1988. — 63 с.
  • Фадеев И.Г., Кузнецов И.А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание, испр. и доп. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — С. 11—13, 48—62. — 246 с.

Энциклопедические статьи

  • // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 372—373. — 1072 с.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 60. — 672 с.
  • Баян // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 72—73. — 786 с.

Что значит выражение «баян» в интернете?

В большинстве случаев вкладывается саркастический насмешливый смысл, но без перехода на личности. Крайне редко комментатор действительно серьезен и требует сообщать исключительно актуальную информацию. О чем так могут сказать?

Баяном могут назвать видео, шутку любой формы, от текста до демотиватора или фотожабы, интересный факт и даже политическую новость. Автора при этом могут назвать «баянистом», если подряд идет несколько откровенно устаревших сообщений, или он вообще склонен раскапывать какие-то сетевые древности и щедро делиться ими со всеми окружающими. Подавляющее большинство юзеров знает, что такое баян, но не стоит забывать о тех, кто делает в сети свои первые шаги и еще не полностью овладел специфическим лексиконом.

Баян

Как использовать слово «баян» в общении

Если вы знаете, что такое баян, то можете смело использовать это слово в своем лексиконе. В большинстве случае оно будет применено в общении на форуме. Итак, существует несколько правил, как нужно правильно пользоваться этим выражением.

Во-первых, даже если вы обнаружили сообщение–баян, но кто-то уже написал об этом выше, не стоит сообщать общественности еще раз. На это есть несколько причин. Первая, и самая главная, состоит в том, что тема будет набирать сообщения и подниматься в топ, а это нехорошо, так как в ней содержится старая и всем известная информация.

Во-вторых, если Вы первым обнаружили повторяющуюся тему, то нужно при написании слова «баян» предоставить доказательства, например, ссылку на подобный топик, но созданный ранее

Важно отметить, что если разница во времени между первым и вторым сообщением не больше трех дней – информация не является баяном

Что называют «баяном» на молодежном сленге

Как же правильно пользоваться этим словом? Например, вы увидели какую-то информацию и помните, что ранее неоднократно встречали ее на различных сайтах или форумах. Конечно вы имеете право сказать о неактуальности этой информации. Однако, вы должны быть уверены в своей правоте. Ведь прежде, чем изучить новую тему, многие сначала читают комментарии к ней, и увидев слово «баян» могут отказаться от чтения.

«Баяном» может быть все то, что относится к медиаконтенту: это и видео, и картинки, и новости, и старый пост, выдаваемый за свежую новость.Баян

Теперь вы знаете значение слова «баян» и давайте рассмотрим как правильно его использовать. Есть несколько правил. Первое – вы обнаружили новость «баян», не спешите сразу сообщать об этом. Посмотрите, может кто-то раньше вас заметил это. Если все заметившие будут «постить» эту новость, она станет «топ-новостью», как не парадоксально. Но информация то уже старая. И следующее. Если вы так уверены, что обнаружили «заезженную новость» первым, то должны предоставить свидетельство этого – указать ссылку на изначальную информацию. При этом, разница по времени между первым и вторым сообщениями должна быть больше нескольких дней. В противном случае – это не «баян».

Если вы прислушаетесь к повседневной речи, то и в ней можете услышать «баян» для обозначения чего-то устаревшего.

Правильное написание

Так называемые «граммар-наци», ратующие за грамотный русский язык, настаивают на мнении, что верным является исключительно слово «боян». Во-первых, оно отличается от названия музыкального инструмента, а во-вторых, этим словом в давние времена называли бродячих сказителей, певцов и предсказателей. По сути, боян — это рассказчик или бард. Значение выражения «баян», «боян» или даже «байан» от метода написания не меняется. Впрочем, последний вариант можно считать своеобразной отсылкой к так называемому «падонкаффскому» сленгу, когда особым шиком считаются исковерканные слова. Сам механизм словесных метаморфоз подчиняется весьма размытым и необязательным правилам: могут меняться глухие согласные на парные к ним звонкие или наоборот, а вместо буквы «я» пишется «йа».

Баян

Клавиатура

См. также: .

На правой клавиатуре аккордеона исполняется мелодия, на левой аккомпанемент.

Правая клавиатура

По типу правой клавиатуры современные аккордеоны подразделаются на два больших класса: клавишные и кнопочные.

Большинство современных аккордеонов — клавишные. Правая клавиатура у клавишных аккордеонов повторяет фортепианную клавиатуру. (В частности аппликатура на правой клавиатуре клавишного аккордеона сходна с фортепианной аппликатурой для правой руки.) Высота звуков повышается от верхних клавиш к нижним. Диапазон полного — полноразмерного — аккордеона с 45-ю фортепианными клавишами — от ноты Ми малой октавы (Ми большой октавы за счёт регистра Фагот) до ноты До четвёртой октавы (До пятой октавы за счёт регистра Пикколо). Неполные аккордеоны (с размерами 1/2, 3/4, 7/8) в основном предназначены для учебных целей. Диапазоны и тембры звучания на клавишных аккордеонах переключаются регистровыми переключателями, расположенными перед (относительно мехов) правой клавиатурой. У полного клавишного аккордеона число переключаемых регистров (и соответственно переключателей регистров) может достигать пятнадцати.

Правая клавиатура кнопочных аккордеонов — кнопочная, визуально несколько напоминающая правую клавиатуру пятирядного баяна. Естественно конструкция механизма связи кнопок с клапанами звукоизвлекающих элементов иная и очень сходна с таковой у баянов. Также кнопки сравнительно компактны (это также наблюдается и на баянах), что позволяет правой клавиатуре кнопочного аккордеона охватывать практически весь доступный аккордеону диапазон звуков. Это особенность кнопочного аккордеона делает ненужными переключаемые регистры диапазона звучания, — достаточно иметь только переключаемые тембральные регистры. Как следствие переключаемых регистров у кнопочных аккордеонов часто меньше. При равном же количестве переключаемых регистров кнопочный аккордеон обладает большим богатством тембров звучание чем клавишных аккордеон.

В остальном же конструктивно кнопочный аккордеон никак не отличается от клавишного. В частности панель-основа правой клавиатуры у кнопочного и клавишного устроена одинаково и, в частности, развернута относительно корпуса инструмента под одинаковым углом.

Левая клавиатура

При нажатии одной кнопки на левой клавиатуре готового аккордеона звучит басовая нота или аккорд. У выборного или готово-выборного аккордеона на левой клавиатуре проигрываются отдельные ноты как на правой клавиатуре, но в более низком диапазоне звуков. Подробное описание левой клавиатуры см. в соответствующем разделе статьи .

Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре
Размер Полный 7/8 3/4 1/2
Пример
Количество клавиш на правой клавиатуре 41(Фа малой октавы —Ля третьей октавы) 37(Фа малой октавы —Фа третьей октавы) 34(Соль малой октавы —Ми третьей октавы) 26(Си малой октавы —До третьей октавы)
Количество кнопок на левой клавиатуре 120 96 80, 72 72, 60, 48, 40, 32, 24

Сленг наркоманов

У шприца существует несколько сленговых наименований в среде лиц, зависимых от наркотических веществ. Его могут называть машиной или машинкой, инструментом или баяном. Что значит последнее наименование и как оно вошло в лексикон? Скорее всего, это невозможно узнать. В среде наркоманов вообще сложно отыскать корни тех или иных понятий. Называют так, как кто-то назвал в разговоре. Общая тенденция жаргонизмов в таком обществе заключается в асоциальности самого явления наркомании, такие люди просто стараются переименовать предметы, вещества и процессы таким образом, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Литература

  • Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. — 520 с.
  • Мирек А.М. Возникновение баяна. Современный баян // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 71—97, 97—140. — 195 с.
  • Мирек А.М. Аккордеоны и баяны // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 83—114. — 131 с.
  • Мирек А.М. Справочник к схеме гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — 60 с.
  • Новожилов В.В. Баян. — М.: Музыка, 1988. — 63 с.
  • Фадеев И.Г., Кузнецов И.А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание, испр. и доп. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — С. 11—13, 48—62. — 246 с.

Энциклопедические статьи

  • // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 372—373. — 1072 с.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 60. — 672 с.
  • Баян // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 72—73. — 786 с.