Язычество и язычники

Основные черты язычества

Картина мира

Среди древних язычников преобладало мифологическое мировоззрение. В древности человек не отделял себя от природы и одновременно обожествлял её, придавая элементам окружающего мира человеческие черты. У греков обожествлялись человеческие страсти, у славян — природные явления, у индейцев — духи предков. Процесс простой — в суровом и недружелюбном мире человек искал себе союзников и покровителей, которые по характеру походили бы на людей и могли бы помочь им.

Многобожие

Вера во множество разных сверхъестественных сил тоже отражает человеческое сознание древних времён. Боги, объединённые в пантеон, над которым стояло одно верховное божество, повторяли строение общества. Один правитель и множество различных по силе и знаниям людей, которые составляли определённую  структуру, позволяющую управлять населением и государством.

Количество и характер богов в пантеоне постоянно колебалось, изменяясь в соответствии с внешними факторами — политикой, экономикой. Например, язычники нередко перенимали веру в божеств народа-завоевателя. Или, наоборот, завоёванного, но находящегося на более высоком культурном уровне»племени.

Роль человека

Современные неоязычники позиционируют человека как часть природы, изначально идеальное существо. Единственной целью человека называется удовлетворение его естественных потребностей. По их утверждениям, в природе изначально все равны.

Древнее язычество было совершенно иным Да, человек был частью природы, но его целью являлось выживание. Он должен был становиться сильнее, богаче и могущественнее. А уж о равенстве и говорить не приходилось. Человек был букашкой перед богами, его жизнь ничего не стоила. Только удача помогала людям, а эту удачу можно было заслужить только милостью богов. Милость богов, духов и сил природы могла быть получена либо жертвами, в том числе человеческими, либо особыми магическими ритуалами.

Нравственные идеалы

В древние времена язычество было синонимом жестокости. И только мировые религии смогли смягчить нравы людей. Большей частью эта заслуга принадлежит христианству. Во времена, на которые пришёлся расцвет этой религии, правила сила и жестокость. Человеческие жертвоприношений в те времена не были чем-то необычным. Во время засухи или неурожая, чтобы умилостивить богов, в жертву приносили детей. После удачного похода — пленных. Во время ежегодных праздников — сильных воинов. При погребении вождей — их жён и наложниц.

Ярким примером могут служить жертвоприношения индейцев майа в Доколумбовой Америке. Майа сбрасывали жертв в карстовые воронки, к моменту обнаружения их исследователями буквально заваленные  человеческими костями. Также широко известные кровавые ритуалы другой индейской цивилизации,  ацтеков. Этот народ считал, что для движения солнца по небу нужно приносить в жертву человеческие сердца. Ацтеки ежегодно убивали тысячи людей. Другой пример — африканские племена, которые приносили в жертву альбиносов, останки которых потом разбирались на амулеты. В истории любого народа можно найти подобные кровавые пятна.

Магические ритуалы

Основа язычества — магические ритуалы. Любой обряд — это некий ритуал, а заговор — заклинание. Любой ритуал или заклинание — это, по сути, сделка с богом. «Я тебе, Велес, принесу в жертву трёх быков, а ты увеличь мне поголовье скота» или «Я знаю твоё истинное имя, бог-громовержец, исполни мою волю, или я прокляну имя твоё».

Даже идолы, которых вытачивали из дерева и камня древние язычники, служили не только и не столько для поклонения богам. Создавая для бога материальное вместилище и как бы перемещая туда само божество, язычники обретали власть над ним. И уже могли шантажировать его отказом приносить жертвы. 

Значение

Однозначного общепринятого определения язычества не существует, термин может обозначать:

  1. Религиозные представления, обряды и праздники первобытных племён (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы цивилизованных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, евреев, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее.
  2. С точки зрения авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные, не авраамические религии.
  3. Политеистические религии вообще.
  4. Идолопоклонство, поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу.
  5. Новые религиозные движения неоязыческого толка (родноверие, ромува, асатру, викка, сейд), реконструирующие верования и возрождающие обряды разных народов, существовавшие у них до распространения всемирных монотеистических конфессий.
  6. Иноверие[неизвестный термин], в том числе «монотеистическое».
  7. Обрядоверие, когда некоторые православные с жадностью запасаются множеством свечей, святой воды, верб, просфор и других предметов внешнего религиозного культа, не зная, при этом, даже основных принципов христианских вероучения и нравственности.

Направление используют

Организаторы

  Школа Северной Традиции «Нордхейм»  (Москва),    Академия магии «Звезда мага»  (Москва),    Драгомир Добров  (Москва),   Международная Академия Дао Рейки-Иггдрасиль (Москва),    Проект «Живая Вера Веда»  (Москва),    Центр духовного и личностного роста «Пересвет»  (Москва),    Центр чародейства и волшебства Vanklada  (Москва),    Славянская житница «Тридесятое царство» (Барнаул),   Школа магического искусства «Радужный мост» (Санкт-Петербург),   Центр славянской культуры «Обережие»  (Екатеринбург),    Школа высшего разума  (Екатеринбург),    Центр шаманской культуры «Долина белого шамана»  (Барнаул),    Центр традиционной народной культуры Среднего Урала (Екатеринбург),    Центр новой духовности «Градула»  (Киев),    Центр изучения шаманских и мистических традиций «Азия»  (Екатеринбург),   Центр «Чертоги магии»  (Ростов-на-Дону),    Региональная ассоциация русской культуры «Славяне Сибири»  (Нижневартовск),    Сафонов Дмитрий  (Краснодар),    АРЧ «Родосвет»  (Киев),    Проект Вадима Шварёва «Имаго»  (Самара).

Ещё организаторы 10

Тренеры

  Людмила Краснобаева  (Москва),    Максим Васильев  (Москва),    Радмир Веда  (Москва),    Родослав Чёрный  (Москва),    Эдуард Владимирович Дементьев  (Москва),    Александр Аринушкин  (Москва),    Антон Валерьевич Платов  (Москва),    Дмитрий Волхов  (Москва),   Зорияна Потатуева  (Москва),    Марина Николаевна Грашина-Платова  (Москва),   Светомира Олефиренко  (Москва),    Святослав Серебряков  (Москва),    Linnen  (Москва),   Yiarha (Яра)  (Москва),    Роман Чёрный Ворон  (Красноярск),   Светозар Сушков  (Молдавия),    Ольга Светличная  (Новосибирск),    Ольга Михайловна Городова  (Белгород),    Ольга Герасимова  (Нижний Новгород),    Олег Михайлов Славояр  (Санкт-Петербург).

Ещё тренеры 37

Консультанты

  Людмила Краснобаева  (Москва),    Радмир Веда  (Москва),    Родослав Чёрный  (Москва),    Александр Аринушкин  (Москва),    Дмитрий Волхов  (Москва),    Марина Николаевна Грашина-Платова  (Москва),    Святослав Серебряков  (Москва),    Linnen  (Москва),   Yiarha (Яра)  (Москва),    Дмитрий Сергеевич Пахомов  (Тюмень),    Владислав Юрьевич Буланов  (Пермь),    Бастет  (Екатеринбург),    Харальд Твердослав Белый  (Санкт-Петербург),    Старовит Сох-Пала  (Красноярск),    Сергей Шеломенец  (Екатеринбург),    Василиса Велес  (Новосибирск),    Роман Чёрный Ворон  (Красноярск),    Ведун Сибирский  (Омск),    Ольга Герасимова  (Нижний Новгород),    Добромысл  (Кемерово).

Ещё консультанты 8

Язычество в других городах

Киев,  
Самара,  
Ростов-на-Дону,  
Пермь,  
Краснодар,  
Тюмень,  
Нижневартовск,  
Новосибирск,  
Красноярск.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Язычество»!

Современное язычество

Язычество считается умирающим видом религии. Впрочем, некоторые народы сохранили традицию. К современным язычникам можно отнести:

  • жителей Африки (около 15% населения этого континента продолжают исповедовать традиционные религии);
  • греческих неоязычников (некоторое количество греков продолжает верить в античную мифологию, проводят древние обряды);
  • славянских неоязычников (в некоторых случаях — и это иногда веяние моды — древние традиции трансформируются в современный уклад жизни);
  • американских неоязычников (в США древней религией увлекаются образованные либералы, горожане);
  • индейцев (коренные американцы, живущие в отдалённых территориях, сохранили традиции);
  • марийцев.

Древние святилища[править]

Сложной системе языческих верований славян соответствовала не менее сложная система культов. «Малые» божества не имели ни жрецов, ни святилищ, им молились либо поодиночке, либо семьей, либо поселком или племенем. Для почитания высоких богов собиралось несколько племен, для этого создавались храмовые комплексы, формировалось жреческое сословие.

Издревле местом общеплеменных молений были горы, особенно «лысые», то есть с безлесой вершиной. На вершине холма находилось «капище» — место, где стоял капь — идол. Вокруг капища шел подковообразный насыпной вал, на вершине которого горели крады — священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище — там «потребляли», то есть ели, жертвенную пищу. На ритуальных пирах, люди становились как бы сотрапезниками богов. Пир мог проходить под открытым небом и в особых зданиях, стоящих на том требище, — хоромах (храмах), первоначально предназначавшихся исключительно для ритуальных пиров.

Славянских идолов сохранилось крайне мало. Это объясняется только гонениями против язычества христианами. Археологические раскопки дают нам знать, что идолы делались не только из дерева, но также из камня.

Язычество в городском быту XI—XIII вв[править]

Принятие христианства в качестве государственной религии не означало полной и быстрой перемены образа мышления и образа жизни. Были учреждены епархии, построены церкви, общественные богослужения в языческих святилищах насильно сменились богослужениями в христианских храмах, но серьёзного перелома во взглядах, полного отказа от верований прадедов и бытовых суеверий не было.

Христианство якобы отразило «первобытный» дуализм. Главою всех сил зла был непобеждённый богом Сатанаил с его многочисленным и разветвлённым воинством, против которого бог и его ангелы были бессильны. Всемогущий бог не мог уничтожить не только самого Сатану, но и мельчайшего из его слуг. Человек должен был сам праведностью своей жизни и магическими действиями «отгонять бесов».

Такой важный раздел первобытной религии, как магическое воздействие на высшие силы ритуальным действием, заклинанием, матерной бранью, был в своё время впитан христианством и оставался неотъемлемой частью церковной обрядности. Религиозная поддержка государственности в пору прогрессивного развития феодализма, запрещение кровавых жертвоприношений, широкий поток литературы, направившийся на Русь из Византии и Болгарии, — эти последствия крещения Руси имели якобы прогрессивное значение.

Вспышка симпатий к прадедовскому язычеству происходит во второй половине XII в. и, конечно, связана как с разочарованием социальных верхов в поведении православного духовенства, так и с новой политической формой, приблизившей в XII в. местные княжеские династии к земле, к земскому боярству, а отчасти и к населению своих княжеств вообще. Несомненно то, что жреческое сословие совершенствовало свои представления о магической связи макрокосма с микрокосмом личного убора, о возможности воздействия на жизненные явления посредством заклинательной символики и языческих апотропеев.

Двоеверие являлось результатом простой уступки народа новой власти и «истинной вере». Славяне хотели сохранить свою жизнь, поэтому им приходилось надевать на себя маску «христианина», но в то же время оставаться верным своим предкам — Богам.

Этимология

Славянский термин происходит от церк.-слав. ꙗ҆зы́къ, то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой (‏גוי‏‎) и нохри (‏נָכְרִי‏‎). Последние соответствуют в греческом переводе слову (этнос), а в Вульгате — лат. . С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.

В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина», по причине того, что христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера». Латинское слово было заимствовано и в церковно-славянскую литературу в форме поганый «языческий», со временем приобретшей значение «нечистый, грязный».

В армянском языке закрепился древний, воспринятый от греков термин «հեթանոս» ( от «этнос»), в то время как сами греки восприняли от латинян иной, более поздний термин παγανισμός, ранее же язычество в греческом языке обозначалось словом Εθνισμος.

Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий».

Этимология

Славянский термин происходит от церк.-слав. ꙗ҆зы́къ, то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой (‏גוי‏‎) и нохри (‏נָכְרִי‏‎). Последние соответствуют в греческом переводе слову (этнос), а в Вульгате — лат. . С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.

В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина», по причине того, что христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера». Латинское слово было заимствовано и в церковно-славянскую литературу в форме поганый «языческий», со временем приобретшей значение «нечистый, грязный».

В армянском языке закрепился древний, воспринятый от греков термин «հեթանոս» ( от «этнос»), в то время как сами греки восприняли от латинян иной, более поздний термин παγανισμός, ранее же язычество в греческом языке обозначалось словом Εθνισμος.

Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий».

Язычество сегодня — неоязычество

Гонения на языческую веру начались после крещения Руси и принятия христианства. Князь Владимир жестоко наказывал язычниками, заставляя их переходить в христианство. Несмотря на это возникали новые духовные течения, основой которых являлся шаманизм.

Язычество и язычники

Эти учения имели в своей основе разные верования, но одну общую философию. Впоследствии из шаманизма развилось неоязычество.

Неонацисты критикуют насильственность прихода к христианству и обосновывают необходимость к возврату старой племенной веры — язычества. Оно представляется ими исконно русским, пропагандирующим лучшие человеческие качества и жизнь в гармонии с природой. При этом реальные исторические свидетельства о древнем язычестве называются фальшивыми и отрицаются. Особенно неоязычники опровергают человеческие жертвоприношения, о которых свидетельствуют археологические находки.

Также последователи нового учения распространяют порочащие мифы о христианстве, называя его религией рабов. Они утверждают, что славяне должны быть только язычниками и никем другим.

Учение весьма самобытно и привлекает в свои ряды большое количество новых сторонников.

Видео: Славянское язычество за 10 минут

Как появилось неоязычество?

Неоязычество возникло после Крещения Руси. Князь Владимир боролся с язычниками самыми суровыми методами, но на смену старым верованиям пришли новые, основанные на шаманизме.

В 80-е годы XX века особое распространение в России получило «родноверие». Родноверы своим священным писанием почитали «Велесову книгу» (сочинение, выдаваемое за текст IX века, но признанного научным сообществом фальсификацией XX века). Это течение неоязычества выступало за возрождение дохристианских форм мировоззрения и обещало гармонию с природой и обществом. В действительности неоязыческие боги практически ничем не отличались от мстительных и мелочных Древнегреческих богов, не считая национального колорита.

Языческие обряды и празднества XI—XIII вв[править]

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев или к ближневосточным земледельческим культам, воспринятым первоначальным христианством.

Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнцесостояние, весеннее равноденствие и летнее солнцесостояние. Осеннее равноденствие очень слабо отмечено в этнографических записях.

Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. Третьим элементом был цикл празднеств урожая. Четвёртым элементом были дни поминовения предков (радуницы). Пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом были христианские праздники, часть которых тоже отмечала солнечные фазы, а часть была связана с аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян.

В результате постепенно создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников.

Одним из главных элементов святочных обрядов было ряженье в звероподобные одежды и пляски в «машкерах». Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах.

Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый разгул во вторую их половину — от 1 по 6 января, в «страшные» велесовы дни.

После принятия христианства в качестве государственной религии происходило календарное замещение и столкновение древних языческих праздников с новыми, церковно-государственными, обязательными для правящих верхов. В ряде случаев христианские праздники, возникшие, как и славянские, на первобытной астрономической основе, на солнечных фазах, совпадали по срокам (рождество христово, благовещенье), нередко они расходились.

Русальские заклинательные обряды и пляски были начальной стадией языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с обязательным употреблением мясной скоромной жертвенной пищи: свинины, говядины, кур и яиц.

Так как многие языческие праздники совпадали или календарно соответствовали с православными, то внешне приличия были почти соблюдены: пир устраивался, например, не по случаю праздника рожаниц, а по причине дня рождества богородицы, но продолжался и на следующий день уже как «беззаконная вторая трапеза».

Особенности язычества

Язычество и язычники

Язычество по праву считается одной из самых древних религией на Земле. И если многие верования со временем были забыты, то язычество популярно и по сей день.

В язычестве обожествлялся окружающий мир, его последователи поклонялись идолам, камням, земле, лесу, воде, молнии, огню и другим стихиям

Помимо этого большое внимание уделялось смене времен года. В эти периоды проходили самые значительные языческие праздники, которые сопровождались различными магическими ритуалами, направленными на задабривание божеств

Особо почиталась всегда Мать Земля. Для многих язычников она считалась священной. Ей подносили самые лучшие дары.

Огромное значение в язычестве придавалось магии и специальным ритуалам. Большинство из них использовались, чтобы умилостивить или отблагодарить богов. Другие применялись для защиты от злых духов и привлечения удачи. Были и повседневные ритуалы.

Этимология

Славянский термин происходит от церк.-слав. ꙗ҆зы́къ, то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой (‏גוי‏‎) и нохри (‏נָכְרִי‏‎). Последние соответствуют в греческом переводе слову (этнос), а в Вульгате — лат. . С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.

В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина», по причине того, что христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера». Латинское слово было заимствовано и в церковно-славянскую литературу в форме поганый «языческий», со временем приобретшей значение «нечистый, грязный».

В армянском языке закрепился древний, воспринятый от греков термин «հեթանոս» ( от «этнос»), в то время как сами греки восприняли от латинян иной, более поздний термин παγανισμός, ранее же язычество в греческом языке обозначалось словом Εθνισμος.

Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий».

Основные обряды

  • Свадьба. Обычаи одевать невесту на свадьбу, шуточное похищения новобрачной и выкуп — всё это относится к языческим свадебным обрядам. Мать невесты пекла специальный пирог — курник, который относился в дом жениха. А будущий муж приносил в дом невесты петуха. Венчание проходило возле самого старого дуба в округе;
  • Постриг. Через этот обряд проходили все дети, достигшие 7-летнего возраста. После ритуала считалось, что ребенок переходит из-под опеки матери к отцу;
  • Обряды при строительстве нового дома проводились для того, чтобы оградить строение и его будущих жителей от происков многочисленной нечистой силы.

Значение

Однозначного общепринятого определения язычества не существует, термин может обозначать:

  1. Религиозные представления, обряды и праздники первобытных племён (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы цивилизованных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, евреев, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее.
  2. С точки зрения авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные, не авраамические религии.
  3. Политеистические религии вообще.
  4. Идолопоклонство, поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу.
  5. Новые религиозные движения неоязыческого толка (родноверие, ромува, асатру, викка, сейд), реконструирующие верования и возрождающие обряды разных народов, существовавшие у них до распространения всемирных монотеистических конфессий.
  6. Иноверие[неизвестный термин], в том числе «монотеистическое».
  7. Обрядоверие, когда некоторые православные с жадностью запасаются множеством свечей, святой воды, верб, просфор и других предметов внешнего религиозного культа, не зная, при этом, даже основных принципов христианских вероучения и нравственности.

Языческие культы

Каждый культ обладал для людей особым значением и нёс глубочайший смысл. Рассмотрим наиболее распространённые языческие культы.

Культ Земли. Для людей, Земля означала истоки жизни. Это неотъемлемая часть Матушки-природы. Земля дает жизнь людям, животным, растениям, придаёт силы, исцеляет.

Культ Солнца. Солнце, в представлении язычников являлось природным символом добра и милосердия, оно согревает души и сердца.

Культ предков. Язычники нередко обращались за помощью к своим пращурам, и верили в то что предки слышат их просьбы и помогают в различных делах.

Культ стихий. Воздух, вода, огонь тоже часть Матушки-природы. Водой очищали тело от скверны (омовением), огнем очищали душу (прыгали через костёр).

Язычество и язычники

Культ богов. Боги, в представлении язычников, также являются частью природы. Каждый бог олицетворял определённую стихию (например, Перун являлся богом грозы, грома и молнии, Велес покровитель скота). Обращались к тому или иному богу в зависимости от потребностей на тот или иной момент.

Причины распространения неоязычества в России

  • Новая волна неоязычества в 80-х началась после долгих лет безбожия. Люди искали опору и стремились к возрождению национальной идентичности.
  • По тем же причинам неоязычество часто становилось популярным во времена угроз извне, как ответ западным и другим культурным идеологиям.
  • Одновременно с этим возросло культурное влияние стран востока: шаманизм, индуизм, разные модификации буддизма.
  • Опора неоязычества была ложной, но, поскольку языческие боги чаще понятны, а их поступки кажутся логичными, потому что они так же несовершенны, как человек, люди нередко поддавались искушению.
  • Языческие практики часто обещают благоденствие в ответ на определенный набор обрядов, конкретных действий, что «подкупает» людей «простотой в исполнении».

Как определить язычество

В первую очередь, следует определить, что язычество – это не конкретная религия или перечень определенных религиозных постулатов. Язычество – это термин, определяющий ранние формы религиозных верований и нехристианские религии. Это понятие употреблялось в Новом Завете для описания народов и отдельных групп, постулаты которых отличались от принципов первохристианских общин. Значит, конкретного обозначения термина язычество не существует. Все то, что противоречит христианским канонам, может называться язычеством.

Язычество и язычники

Некоторые примеры языческих верований мне знакомы по урокам истории в школе, а есть и понятия, о которых я узнала совсем недавно.

  1. Идолопоклонство. Поклонение созданию или творению, а не единому Богу (Создателю).
  2. Религиозные верования древних племен. Обряды и шаманские представления в тотемизме, шаманизме, фетишизме, анимизме и в религиозных системах древних народов.
  3. Политеистические религии. Верования во множественные божественные силы, в нескольких богов и богинь.
  4. Неоязычество:
  • родноверие – возобновление славянских верований;
  • асатру – возрождение древнескандинавских обрядов;
  • ромува – воссоздание балтийских древних религий;
  • викка – религиозное почитание природы;
  • сейд – шаманское ведовство.

Если взять за основу положение о том, что язычество – это иноверие, то можно с уверенностью сказать, что язычником является всяк, кто не верит в то, во что веришь ты. Так, для христианства язычеством будет ислам, буддизм и иудаизм. Для представителей ислама все народы других религий в мире — «неверные», то есть язычники.

Кто такие язычники

Иногда я задумываюсь, что бы делал мой украинский народ, если бы в один прекрасный день наш президент собрал всех, погнал к Днепру и заставил принять новую веру, а все наши святыни разрушил? Что чувствовали люди в 988 году, когда их добровольно-принудительно сделали христианами. Ведь их религия достигала корнями еще каменного века. Язычники считали свою религию наследием предков и бережно ее оберегали.

Современные язычники считают эту религию универсальной для всего человечества, ведь она основывается на законах Природы. Вот несколько основных принципов:

  • мужское и женское начало — две неотъемлемые части одного целого;
  • связь с Божественным Началом осуществляется с помощью общения с природой;
  • мир природы — это внутреннее Я;
  • гармонизация духа и тела с силами природы;
  • обряды и жизненный путь прочно связаны с природными циклами.

Число язычников в современном обществе резко возрастает. Хотя, аутентичная вера наших предков была намного глубже и сложнее этого современного новообразования.

Во что верили наши предки

Языческий пантеон древних славян был во многом похож на всем известных богов греческого Олимпа. Узнали мы о богах язычников благодаря «Повести временных лет». Вот несколько из них:

  • Род — творец Вселенной;
  • Сварог — обладатель Мира;
  • Перун — бог молнии и грома;
  • Велес — бог изобилия;
  • Даждьбог — бог Солнца;
  • Лада — богиня весны, урожая и любви;
  • Мокошь — богиня материнства и милосердия;
  • Стрибог — бог Ветра.

Боги отвечали за все события, которые происходили в жизни человека. И между ними также существовала своя иерархия и родственные связи.

А церковь против

Но как бы церковь ни пыталась искоренить древнюю религию, и сегодня верующие христиане празднуют языческие праздники. Хотя и не знают об этом. Одним из самых известных является праздник Ивана Купала.

Языческие религии

Религиозные представления древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом похожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить непонятные им явления природы или собственные чувства. Именно поэтому существовали боги гнева или боги любви. Люди приписывали человеческие качества сверхъестественным существам, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми не могли справиться.

В современном понимании язычество это:

  1. Для христиан — любая религия, не имеющая отношения к христианству. С точки зрения христианина есть только один Бог — Господь наш Иисус Христос и другие «боги» не существуют, а, значит поклоняться им нельзя. Об этом гласит и Библейская заповедь.
  2. Все религии, исповедующие многобожие.
  3. Обрядоверие — вера в мистическую силу церковных обрядов, оторванная от Священного Писания. К сожалению, язычество встречается и среди тех, кто искренне считает себя христианином, но при этом не знает основ вероучения, предавая значения внешним обрядам — «поставить свечку», «прочитать молитву от порчи и на удачу». Все это не имеет отношения к православию.