Сорок сороков

Естественные враги голубых сорок

Фото: Как выглядит голубая сорока

Голубые сороки — довольно осторожные птицы, однако врожденная склонность к воровству нередко играет с ними злую шутку. Все дело в том, что пытаясь украсть приманку из капкана или ловушки, расставленных охотниками, птицы довольно часто сами становятся их жертвами.

Кроме того, птицей попавшей в капкан, проще-простого перекусить дикому коту, рыси и прочим представителям кошачьих. Также эти хищники легко могут разорить гнезда сорок ради того, чтобы полакомиться свежими яйцами или маленькими птенцами. В полете на голубых сорок могут охотиться ястребы, орлы, орланы, канюки, филины, крупные совы.

Для птенцов, которые едва покинули гнездо и еще не научились хорошо летать немалую опасность представляют куницы, ласки и крупные змеи (в тропиках). Из-за своей яркой внешности и быстрой обучаемости голубые сороки являются весьма востребованным товаром зоомагазинов. Из-за этого их специально отлавливают в больших количествах и нередко травмируют.

В жизни в неволе для голубых сорок есть и некоторые плюсы. Так, например, если в природе птицы живут обычно 10-12 лет, то в неволе срок их жизни увеличивается вдвое. Только сороки ведь не скажут, нужна ли им столь комфортная беспроблемная и сытая жизнь без возможности расправить крылья и улететь, куда вздумается?

Монастырь в XX-XXI веке

Годы советской власти и воинствующего атеизма не прошли мимо стен
монастыря. Причем почтенный возраст и близость к светской (антирелигиозной)
власти оказали неординарное влияние на судьбу обители.

Понятно, что о сохранности этих помещений речь вообще не шла. А то, что
считалось лишним, как например, колокольня Спасо-Андроникова монастыря,
некроподь с захоронениями Андрея Рублева, основателя русского театра Федора
Волкова, мецената Павла Демидова, героев Отечественной войны 1812 года, просто
уничтожалось.

Зато возраст Спасского собора оказался для него своего рода охранной
грамотой в послевоенные годы и в период «хрущевской оттепели». В 1947 году к
800-летию Москвы на территории монастыря 
был создан Историко-Архивный заповедник имени Андрея Рублева (с 1985
года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея
Рублева) В рамках создания музея провели некоторые реставрационные работы.

  • Церковь Архангела Михаила и Алексия Метрополита
    Московского (1691-1739 гг.);
  • Башни и стены монастыря;
  • Здание духовного училища (1810-1814 гг.);
  • Братский корпус (начало XVIII века);
  • Священные ворота
  • Трапезная (1504-1506 гг.)
  • Настоятельские покои (1690).

Для полноты картины нельзя не вспомнить еще о двух религиозных объектах в непосредственной близости от обители

Собственно, даже не вспомнить (люди, впервые приезжающие в район Рогожской слободы, обязательно обращают на них внимание.), а быть готовым предложить минимум информации о них. Это часовня «Проща», установленная на месте прощания в 1365 году игумена монастыря Андроника со своим учителем (1727г

– предположительно). И возведенный в 1722 году храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, внутреннее убранства которого сравнивают с отдельными фрагментами кремлевских храмов. Оно достойно отдельного описания и внимательного изучения специалистами.

Сейчас между РПЦ и Администрацией музея Андрея Рублева ведутся переговоры о передаче помещений монастыря патриархии. Уж очень лакомый кусочек московской земли предстоит разделить. Хорошо, если это не станет очередным испытанием для обители.

Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора

Защита храмового строительства

Участники движения устраивают на местах строительства храмов так называемые молитвенные стояния. По словам Андрея Кормухина, защита строительства храмов осуществляется «мягкой силой». При таком подходе на конфликтную площадку строительства храма «выходят ребята-спортсмены, гордость России» — чемпионы мира по силовым видам спорта:

Одна из акций состоялась в октябре 2013 года: участники движения пришли на молитвенное стояние на Ходынское поле, чтобы выразить поддержку восстановлению храма в честь преподобного Сергия Радонежского.

По состоянию на февраль 2015 года, движение помогло со строительством приходских храмов четырнадцати общинам Москвы.

Противостояние на Торфянке

Особое освещение СМИ получило противостояние в московском парке Торфянка.

Предпринятая 18 июня 2015 года попытка начать строительство храма превратила парк в арену противостояния. Попытка начать (при наличии соответствующих документов) на участке площадью 0,2 гектара строительство православного храма, предпринятая 18 июня 2015 года, превратила парк в арену противостояния, причём непосредственной причиной протестов стало распространение информации о незаконном характере строительства

Разделивший местных жителей между двумя лагерями конфликт районного масштаба приобрёл общемосковский характер и привлёк личное внимание патриарха Кирилла, который 24 июня 2015 года обратился к вовлечённым сторонам с призывом «к отказу от конфронтации».

Представители движения приняли активное участие в этом противостоянии, выступив в поддержку строительства.

Иные направления деятельности

Проекты движения включают так называемые Сороченские встречи в Новоспасском монастыре (проводятся еженедельно), гуманитарную помощь жителям Донбасса, помощь паломникам во время поклонения святыням православного мира, организацию спортивных турниров и участие в них. Движение, изначально организованное как братство, в 2015 году создало Сестричество «Сорок сороков», которое ведёт социальную работу с детскими домами, бездомными и заключенными.

Помощь паломникам

Молодежный отдел Московской городской епархии выразил, в числе иных организаций, благодарность движению «Сорок сороков» за помощь, оказанную его членами во время пребывания в Георгиевском храме-памятнике десницы (кисти правой руки) святого великомученика Георгия Победоносца, доставленной с Афона в Москву к 70-летию Победы над фашизмом. Можно отметить и помощь представителей движения во время пребывания в Москве части мощей святителя Николая.

Культурные и спортивные мероприятия

В частности, в 2013—2014 годах движение организовало два крупных культурно-спортивных праздника «Православие и спорт», участниками которых стали, среди прочих, известные спортсмены — чемпионы по единоборствам и другим силовым видам спорта.

В честь 70-летия Победы движение организовало автопробег и флэшмоб.

Гуманитарная помощь Донбассу

13 августа 2015 года Интерфакс сообщил, что представители движения «Сорок сороков» доставят в Донбасс, в Горловку, несколько тонн гуманитарного груза, который, согласно пресс-службе движения, будет состоять из продуктов питания, медикаментов, средств гигиены и православной литературы. Груз планировалось доставить в Горловку через Донецк и Дебальцево.

Общественно-политические акции

5 июня 2015 года в Москве на Воробьёвых горах представители «Сорока сороков» и других общественных движений сорвали акцию противников установки памятника князю Владимиру.

14 августа 2015 года представители православной общественности (включая координатора «Сорока сороков» Андрея Кормухина) выступили с резолюцией, в которой предложили ввести уголовную ответственность за пропаганду гомосексуализма и других половых извращений, призвали ввести административную или уголовную ответственность за публичное использование символики ЛГБТ, попросили поддержать противоабортные инициативы.

Документ также содержит призыв к правоохранительным органам «принять меры» к ряду представителей партий «Яблоко» и КПРФ, ЛГБТ-движений, леворадикальных группировок. По мнению авторов резолюции, деятельность этих лиц носит противоправный характер и «направлена на борьбу с Церковью и со строительством храмов».

Протесты против фильма «Матильда»

На 1 августа 2017 года движение запланировало в ряде городов России массовые акции против выхода на экраны фильма «Матильда». Депутат Госдумы Наталья Поклонская поддержала акцию активной агитацией, однако московское «молитвенное стояние» против фильма на территории храма Воскресения Христова в Кадашах, собравшее около тысячи человек, прошло без её участия. Еще одно «молитвенное стояние» против фильма движение провело 12 августа.

РИА Новости сообщает, что 18 сентября 2017 года, согласно собственным данным движения, организованные им акции протеста в форме пикетов, крестных ходов и молебнов собрали около тысячи человек в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и других городах России.

По словам Андрея Кормухина в интервью радиостанции «Свобода», движение ставит своей целью добиться, «чтобы фильм прошел как можно в меньшем количестве кинотеатров, чтобы провокацию <…> увидело как можно меньшее количество людей». Помимо того, необходимо затруднить или предотвратить появление в будущем аналогичных «провокаций» и добиться от государственных чиновников более тщательного рассмотрения финансирования подобных проектов. Он считает важным, «чтобы государство услышало православных христиан» и приняло их в расчёт как одну из категорий избирателей, интересы которых необходимо учитывать. При этом он осудил те методы (угрозы, поджоги), которые использовала организация «Христианское государство — Святая Русь».

Борьба против «деструктивных течений и сект»

По утверждению координатора Андрея Кормухина, одна из целей возглавляемого им движения — «помочь людям вырваться из деструктивных течений и сект», в том числе из неоязычества.

Впоследствии о важности профилактики неоязычества в спортивной и молодежной среде, среди футбольных фанатов и в силовых ведомствах говорил и Владимир Носов.

Толкования

Согласно Стоглавому собору, каждая московская церковь входила в ту или иную церковно-административную единицу под названием соро́к (иначе старо́ство). Таких сороко́в в Москве первоначально было 7, с конца XVII века по начало XX века — 6. (Конкретное число церквей в составе каждого из сороков превышало — по крайней мере в конце XVII века.)

Выражение «сорок сороков» использовали, в числе прочего, для описания общемосковского торжественного крестного хода, на который духовенство и прихожане собирались по «сорока́м», к которым были приписаны.

Впоследствии это выражение и само слово «со́рок» стали употреблять для обозначения большого количества. Например, можно указать на то, что сороконожка имеет не сорок ног, поскольку слово «сорок» может означать не только «четыре десятка», но и «много».

В переносном смысле выражение «сорок сороков» используется для обозначения предметов и явлений, связанных с московскими храмами (см. примеры на странице значений).

Спорные толкования

Выражение «сорок сороков» иногда толкуют как указание на то, что в дореволюционной Москве было примерно 40 × 40 = 1600 храмов. Например, так его понимает координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин:

Статистика московских храмов в начале XX века
Часть города Храмы Престолы Часовни
Кремль и монастыри 145 241 16
Китай-город 27 56 8
Белый город 76 185 4
Земляной город 101 246 3
Замоскворечье 50 126 2
Иные районы Москвы(в границах 1917 года) 278 527 25
Окраины (границы 1960 года) 87 160 16
Инославие и иноверие 84 79 4
Итого 848 1620 78

Однако по статистике начала XX века в Москве было около 800 храмов, указывает иеромонах Иов (Гумеров), тем самым отвергая этот взгляд.

Близкую цифру, 1500 церквей и часовен, указал в своей книге, вышедшей в 1647 году, немецкий ученый и путешественник Олеарий, но всё-таки даже эта цифра, возможно, является завышенной.

П. Г. Паламарчук, автор краткой иллюстрированной книги об истории всех московских храмов «Сорок сороков», в своей книге сообщает, что цифру 1600 можно получить, если подсчитать престолы храмов различных христианских исповеданий. Точнее, он насчитал 1620 престолов, включая в это число 160 престолов храмов в границах Москвы 1960 года (не входивших в состав Москвы по состоянию на 1917 год) и 79 престолов инославных и иноверческих храмов. Таким образом, вычитанием этих двух цифр получаем, что на тот момент и в тогдашних границах общее количество престолов православных храмов Москвы составляло 1381.

Защита храмового строительства

Участники движения устраивают на местах строительства храмов так называемые молитвенные стояния. По словам Андрея Кормухина, защита строительства храмов осуществляется «мягкой силой». При таком подходе на конфликтную площадку строительства храма «выходят ребята-спортсмены, гордость России» — чемпионы мира по силовым видам спорта:

Одна из акций состоялась в октябре 2013 года: участники движения пришли на молитвенное стояние на Ходынское поле, чтобы выразить поддержку восстановлению храма в честь преподобного Сергия Радонежского.

По состоянию на февраль 2015 года, движение помогло со строительством приходских храмов четырнадцати общинам Москвы.

Противостояние на Торфянке

Основная статья: Противостояние в парке Торфянка

Особое освещение СМИ получило противостояние в московском парке Торфянка.

Предпринятая 18 июня 2015 года попытка начать строительство храма превратила парк в арену противостояния. Попытка начать (при наличии соответствующих документов) на участке площадью 0,2 гектара строительство православного храма, предпринятая 18 июня 2015 года, превратила парк в арену противостояния, причём непосредственной причиной протестов стало распространение информации о незаконном характере строительства

Разделивший местных жителей между двумя лагерями конфликт районного масштаба приобрёл общемосковский характер и привлёк личное внимание патриарха Кирилла, который 24 июня 2015 года обратился к вовлечённым сторонам с призывом «к отказу от конфронтации».

Представители движения приняли активное участие в этом противостоянии, выступив в поддержку строительства.

Защита храмового строительства

Участники движения устраивают на местах строительства храмов так называемые молитвенные стояния. По словам Андрея Кормухина, защита строительства храмов осуществляется «мягкой силой». При таком подходе на конфликтную площадку строительства храма «выходят ребята-спортсмены, гордость России» — чемпионы мира по силовым видам спорта:

Одна из акций состоялась в октябре 2013 года: участники движения пришли на молитвенное стояние на Ходынское поле, чтобы выразить поддержку восстановлению храма в честь преподобного Сергия Радонежского.

По состоянию на февраль 2015 года, движение помогло со строительством приходских храмов четырнадцати общинам Москвы.

Противостояние на Торфянке

Основная статья: Противостояние в парке Торфянка

Особое освещение СМИ получило противостояние в московском парке Торфянка.

Предпринятая 18 июня 2015 года попытка начать строительство храма превратила парк в арену противостояния. Попытка начать (при наличии соответствующих документов) на участке площадью 0,2 гектара строительство православного храма, предпринятая 18 июня 2015 года, превратила парк в арену противостояния, причём непосредственной причиной протестов стало распространение информации о незаконном характере строительства

Разделивший местных жителей между двумя лагерями конфликт районного масштаба приобрёл общемосковский характер и привлёк личное внимание патриарха Кирилла, который 24 июня 2015 года обратился к вовлечённым сторонам с призывом «к отказу от конфронтации».

Представители движения приняли активное участие в этом противостоянии, выступив в поддержку строительства.

«Четыредесят»

Числительное «сорок» уникально по своей сути. Если взглянуть на другие слова, обозначающие числа, то нетрудно будет догадаться, как они образовались. Например, «шестьдесят» или «восемьдесят» произошли от количества содержащихся в них десятков: «шесть десятков», «восемь десятков». Следуя этой логике, «сорок» должно было обрести форму вроде «четыредесят». Однако данное числительное пошло совсем другим путем.

Когда-то славяне, занимавшиеся охотничьим промыслом, упаковывали соболиные шкурки в мужские рубашки или сорочки. Такой своеобразный мешок и получил название «сорокъ». Как же «сорок» стал числительным? Все очень просто. Дело в том, что в мешок помещалось ровно 4 десятка шкурок. Это слово постепенно стало ассоциироваться именно с этим числом.

Общественно-политические акции

5 июня 2015 года в Москве на Воробьёвых горах представители «Сорока сороков» и других общественных движений сорвали акцию противников установки памятника князю Владимиру.

14 августа 2015 года представители православной общественности (включая координатора «Сорока сороков» Андрея Кормухина) выступили с резолюцией, в которой предложили ввести уголовную ответственность за «пропаганду гомосексуализма и других половых извращений», призвали ввести административную или уголовную ответственность за публичное использование символики ЛГБТ, попросили поддержать противоабортные инициативы.

Документ также содержит призыв к правоохранительным органам «принять меры» к ряду представителей партий «Яблоко» и КПРФ, ЛГБТ-движений, леворадикальных группировок. По мнению авторов резолюции, деятельность этих лиц носит противоправный характер и «направлена на борьбу с Церковью и со строительством храмов».

Протесты против фильма «Матильда»

Основная статья: Конфликт вокруг фильма «Матильда»

На 1 августа 2017 года движение провело в ряде городов России массовые акции против выхода на экраны фильма «Матильда». Депутат Госдумы Наталья Поклонская поддержала акцию активной агитацией, однако московское «молитвенное стояние» против фильма на территории храма Воскресения Христова в Кадашах, собравшее около тысячи человек, прошло без её участия. Еще одно «молитвенное стояние» против фильма движение провело 12 августа.

РИА Новости сообщает, что 18 сентября 2017 года, согласно собственным данным движения, организованные им акции протеста в форме пикетов, крестных ходов и молебнов собрали около тысячи человек в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и других городах России.

По словам Андрея Кормухина в интервью радиостанции «Свобода», движение ставит своей целью добиться, «чтобы фильм прошёл как можно в меньшем количестве кинотеатров, чтобы провокацию <…> увидело как можно меньшее количество людей». Помимо того, необходимо затруднить или предотвратить появление в будущем аналогичных «провокаций» и добиться от государственных чиновников более тщательного рассмотрения финансирования подобных проектов. Он считает важным, «чтобы государство услышало православных христиан» и приняло их в расчёт как одну из категорий избирателей, интересы которых необходимо учитывать. При этом он осудил те методы (угрозы, поджоги), которые использовала организация «Христианское государство — Святая Русь».

Противодействие «цветным революциям»

По итогам первого всероссийского слёта координаторов движения, который 27—28 июля 2019 года прошёл в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре Самарской области, Андрей Кормухин объявил, что «православные патриотические организации, объединившись, должны поставить заслон так называемым „цветным революциям“».

Борьба против закона о «домашнем насилии»

Движение «Сорок сороков» и его региональные отделения вошли в число организаций, которые подписали опубликованное в октябре 2019 года открытое письмо В.В.Путину, направленное против закона о «домашнем насилии», а 23 ноября 2019 года оно провело в Сокольниках митинг против этого закона.

Андрей Кормухин, известный жёстким неприятием законопроекта, предлагает для профилактики насилия в семье ввести в штат полиции семейных психологов и увеличить число кризисных центров.

Петиция за открытие храмов на Пасху 2020 года

После распоряжений властей Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области о закрытии храмов для посещения прихожанами (в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции) движение 14 апреля 2020 года опубликовало петицию к президенту России Владимиру Путину и главам соответствующих регионов с требованием открыть православные храмы для верующих на Пасху. Петицию за четыре дня подписало около 44 тыс. человек. Храмы открыты не были.

Прочее

В январе 2020 года движение «Сорок сороков» подвергло резкой критике и призвало лишить российского гражданства актёра и телеведущего Ивана Урганта. Причиной послужили шутки, которые прозвучали на Рождество в программе «Вечерний Ургант»: участники движения рассматривают их как глумление над Иисусом Христом и христианством, причём преднамеренное. Как заявил Андрей Кормухин, Ургант «перешёл все красные черты». Движение потребовало извинений от руководства Первого канала, по которому транслируется передача, наказания виновных и удаления резонансного выпуска. Помимо того, они призвали на уровне Конституции запретить двойное гражданство.

Ургант принёс свои извинения и сообщил, что создатели программы «не хотели никого обидеть»:

Обвинения в экстремизме

Запрос Валерия Рашкина

В августе 2015 года со страниц «Парламентской газеты» первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин, представляющий фракцию КПРФ, обратился к руководству ФСБ с запросом. В нём он заявил об использовании движением аббревиатуры СС и его тесных связях движения с радикальными экстремистскими группировками, включая футбольных фанатов; о радикальном характере самого́ движения и неонацистской идеологии многих его членов; о наличии многочисленных свидетельств граждан об угрозах физической расправы со стороны членов движения, а также наличии фото- и видеоматериалов, запечатлевших «насильственные действия физического характера в отношении активистов различных неполитических организаций».

Депутат, кроме того, высказал убеждение в том, что деятельность движения и его членов нарушает законодательство, подпадая под действие ряда статей Уголовного кодекса России, а также призвал к его ликвидации.

Через несколько дней в заочную полемику с Рашкиным со страниц той же газеты вступил координатор движения Андрей Кормухин, который, в частности, считает неубедительными обвинения в неонацизме, ссылаясь при этом на многонациональный характер движения.

Итоги и сам факт рассмотрения запроса депутата Рашкина освещения не получили.

Запрос Ирины Родниной и Оксаны Пушкиной (2017 год)

Одним из откликов на поджоги в Петербурге, Екатеринбурге и в Москве (события августа—сентября 2017 года, которые связывают с протестами против фильма «Матильда»), стал депутатский запрос в ФСБ и МВД РФ со стороны депутатов Государственной думы Ирины Родниной и Оксаны Пушкиной: они просили проверить на экстремизм организации «Христианское государство» и «Сорок сороков». Депутаты считают, что организация «Христианское государство — Святая Русь» в своих интервью и публикациях открыто угрожает не одним лишь рядовым гражданам России и несогласным деятелям искусства, но и руководителям государства.

О том, что движение «Сорок сороков» готово к проверкам и настроено на полное сотрудничество с силовыми структурами, его лидер Андрей Кормухин сообщил порталу Znak.com, подчеркнув, что движение неоднократно осуждало экстремистские акции в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Запрос Оксаны Пушкиной (2019 год)

В конце ноября 2019 года Оксана Пушкина, обратившись к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву, попросила его проверить на экстремизм высказывания активистов движения. Последние ответили обращениями в Следственный комитет, ФСБ, Генпрокуратуру и МВД, требуя возбудить уголовное дело против Пушкиной за клевету и ложный донос.

Сорока

Вернемся к фразеологизму. Его истоки следует искать во временах Ивана Грозного. Именно тогда, а точнее в 1551 году в Москве проходил Стоглавый Собор, на котором присутствовал сам царь, бояре и представители духовенства. Участники Собора приняли решение распределить все московские церкви на отдельные образования (округи), именовавшиеся «сороками». Каждый из них имел свое название и своего поповского старосту. Данное нововведение существенно облегчило управление храмами.

Однако долгое время таких округов было в нынешней столице не больше 10-ти. Поэтому очевидно, что выражение стало популярно в народе позже, а именно в самом начале ХХ века, когда сороков стало действительно ровно 40.

Обвинения в экстремизме

Запрос Валерия Рашкина

В августе 2015 года со страниц «Парламентской газеты» первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин, представляющий фракцию КПРФ, обратился к руководству ФСБ с запросом. В нём он заявил об использовании движением аббревиатуры СС и его тесных связях движения с радикальными экстремистскими группировками, включая футбольных фанатов; о радикальном характере самого́ движения и неонацистской идеологии многих его членов; о наличии многочисленных свидетельств граждан об угрозах физической расправы со стороны членов движения, а также наличии фото- и видеоматериалов, запечатлевших «насильственные действия физического характера в отношении активистов различных неполитических организаций».

Депутат, кроме того, высказал убеждение в том, что деятельность движения и его членов нарушает законодательство, подпадая под действие ряда статей Уголовного кодекса России, а также призвал к его ликвидации.

Через несколько дней в заочную полемику с Рашкиным со страниц той же газеты вступил координатор движения Андрей Кормухин, который, в частности, считает неубедительными обвинения в неонацизме, ссылаясь при этом на многонациональный характер движения.

Итоги и сам факт рассмотрения запроса депутата Рашкина освещения не получили.

Запрос Ирины Родниной и Оксаны Пушкиной (2017 год)

Одним из откликов на поджоги в Петербурге, Екатеринбурге и в Москве (события августа—сентября 2017 года, которые связывают с протестами против фильма «Матильда»), стал депутатский запрос в ФСБ и МВД РФ со стороны депутатов Государственной думы Ирины Родниной и Оксаны Пушкиной: они просили проверить на экстремизм организации «Христианское государство» и «Сорок сороков». Депутаты считают, что организация «Христианское государство — Святая Русь» в своих интервью и публикациях открыто угрожает не одним лишь рядовым гражданам России и несогласным деятелям искусства, но и руководителям государства.

О том, что движение «Сорок сороков» готово к проверкам и настроено на полное сотрудничество с силовыми структурами, его лидер Андрей Кормухин сообщил порталу Znak.com, подчеркнув, что движение неоднократно осуждало экстремистские акции в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Запрос Оксаны Пушкиной (2019 год)

В конце ноября 2019 года Оксана Пушкина, обратившись к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву, попросила его проверить на экстремизм высказывания активистов движения. Последние ответили обращениями в Следственный комитет, ФСБ, Генпрокуратуру и МВД, требуя возбудить уголовное дело против Пушкиной за клевету и ложный донос.

Движение Сорок сороков

Для увеличения количества церквей в 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Программа «200 храмов» была задумана для обеспечения густонаселенных районов столицы храмами в шаговой доступности. Датой начала программы считается 29 апреля 2011 года.

Через два года родилось общественное православное движение «Сорок сороков», как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви (РПЦ) 2012 года, а также на скандал с «Pussy Riot». В этот момент движение видело себя, прежде всего, защитниками нового храмового строительства в рамках программы «200 храмов».

Цели и задачи

Движение «Сорок сороков» (ДСС) объединяет лиц православного вероисповедания с активной гражданской позицией.

Цели, которые определили создатели движения, предельно просты:

  1. Защита Русской Православной Церкви.
  2. Защита прав и свобод православных христиан.
  3. Защита традиционных для большого Русского мира православных ценностей.

Движение также направляет свою деятельность для привлечения пассионарной православной молодежи.

Основные задачи, которые ставит перед собой ДСС:

  1. Помощь Русской Православной Церкви в реализации патриаршей программы «200 храмов» в городе Москве, а также помощь православным общинам, по каким-либо причинам не вошедшим в эту программу, но желающим построить Храм для своего прихода.
  2. Пропаганда здорового образа жизни в рамках направления «Православие и спорт».
  3. Разрушение мифов о православии как «религии слабых», которая, якобы, себя идеологически исчерпала.

На сегодняшний день Движение выросло и реализует большое количество направлений и проектов.

Сорок сороков

Идеология организации

Лидеры движения убеждены, что на фоне идеологического, экономического и демографического краха происходит распад территории страны и унизительное положение на международной арене. Времена атеизма прошли, но кризис сознания сохраняется: православие до сих пор считается чем-то периферийным для жизни страны.

Православные христиане России — очень большая социальная группа, готовая отстаивать свое видение модели будущего (цивилизацию Бога), которая основана на духовно-нравственных ценностях. Основатели ДСС уверены, что Россия может существовать только как православная страна, ибо только православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и конфессии.

Идеологи организации «Сорок сороков» считают, что глубинной причиной национальных бедствий является разрыв союза с Богом, который был заключен нашим народом тысячелетие назад. Восстановление этого союза, возвращение Его заповедей в публичную жизнь позволит не только остановить самоуничтожение внутри страны, но также предложить всему миру проект будущего, в основе которого лежит идеал Богочеловека, который нам явил Христос.

Мировым сообществом Россия воспринимается как последний оплот традиционных консервативных ценностей, в основе которых лежат евангельские заповеди. Поэтому все христиане нашей страны должны стоять на защите православных ценностей и стремиться сохранить Россию такой, какой оставили ее наши предки, с ее тысячелетней историей и культурой.

По мнению лидеров ДСС, в следующем десятилетии наше государство ждет глубокая демографическая яма. В ближайшие годы снизится число женщин репродуктивного возраста, в результате чего упадет и число новорожденных (не менее чем на 40% от нынешнего уровня). При этом экономически активное население уже к 2025 году сократится на 10 миллионов человек. Если за 20 лет в России не увеличится количество многодетных семей с 7 до 50%, то к концу века цивилизация исчезнет вместе с ее носителями. Остановить вымирание народа и сохранить Россию как страну, государство, цивилизацию — вот фундаментальная задача, которую необходимо осознать и решить. Не вернувшись к православию, Россия вымрет. По сути, вопрос уже стоит ребром: православие или смерть.

Сорок сороков

Рогожская слобода

Сегодня в Москве 1110 церквей и часовен, в 475 из них хотя бы раз в
неделю проходит богослужение. А еще в границах МКАД 15 мужских и женских
православных монастырей, как действующих, так и нет. Некоторые обители более
или менее известны москвичам и их гостям. Например, Данилов монастырь, где
сейчас размещается духовно-административный центр РПЦ. Или Новодевичий, активно
посещаемый туристами, но, в первую очередь, из-за его кладбища. Но сейчас о
менее известном, более того ныне не действующем.

Сорок сороковРасположена обитель на левом берегу Яузы, на одной из московских Поклонных гор по адресу: Андроньевская ул. 10

Но прежде несколько слов о московском районе  Рогожской слободы

Если на карте города найти Андроньевскую площадь и обратить внимание на названия близь лежащих улиц и переулков, то не сложно заметить такую закономерность. Все они связаны либо с монастырем (Б.Андроньевская ул., Золоторожская ул., ул

Сергия Радонежского), либо появились вследствие революционных преобразований (Рабочая ул., Товарищеский пер., бульвар Энтузиастов, площадь Ильича). И это еще не все.

И информация в завершение топонимического экскурса. Улица Сергия
Радонежского изначально была Вороньей. В период 1923-1992 гг. она называлась
Тулинской, по одному из партийных псевдонимов В.И.Ленина – К. Тулин. Это же
надо до такого додуматься?

История праздника Сорок сороков

Русская православная церковь 22 марта вспоминает Сорок севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при императоре Лицинии.

Западные христиане чтут этих героических воинов 9 марта.

История праздника такова. Во времена гонений на веру Христову сорок римских воинов-христиан отказались приносить жертву языческим богам, были за это подвернуты пыткам, а потом их раздетыми вывели на лед. Рядом затопили баню для отступников, готовых отказаться от веры. Один из воинов не выдержал, вбежал в баню и, согласно преданию, тут же упал замертво. Однако его место занял другой римский воин, который был так потрясен стойкостью однополчан, что сам уверовал в Христа.

Героические воины были казнены, их тела сожжены, а кости брошены в воду, однако епископ севастийский сумел собрать останки и предать их земле.

День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц (отмечается в мае), который считается праздником православных женщин.

Сорока

Вернемся к фразеологизму. Его истоки следует искать во временах Ивана Грозного. Именно тогда, а точнее в 1551 году в Москве проходил Стоглавый Собор, на котором присутствовал сам царь, бояре и представители духовенства. Участники Собора приняли решение распределить все московские церкви на отдельные образования (округи), именовавшиеся «сороками». Каждый из них имел свое название и своего поповского старосту. Данное нововведение существенно облегчило управление храмами.

Однако долгое время таких округов было в нынешней столице не больше 10-ти. Поэтому очевидно, что выражение стало популярно в народе позже, а именно в самом начале ХХ века, когда сороков стало действительно ровно 40.