Харибда и сцилла: аддикция и фрустрация

ИсторияПравить

Сцилла была гротескным морским монстром, с четырьмя глазами, шестью длинными шеями с ужасными головами, у каждой из которых было три ряда острых зубов. Ее тело состояло из двенадцати щупальцеобразных ног, хвоста и 4-6 собачьих голов вокруг талии. Она была одной из детей Форкия и, по разным версиям, Гекаты, Кратеиды, Ламии или Кето. Некоторые источники, в том числе Стесихор, называют ее родителями Тритона и Ламию.

Согласно Овиду, Сцилла когда-то была красивой нимфой. Морской бог Главк, превращенный в рыбака, влюбился в нее, но она сбежала от него на землю, где он не мог ее достать. Отчаяние наполнило сердце Главка, и он отправился к волшебнице Цирцее за любовным зельем, которое растопило бы сердце Сциллы. Пока он рассказывал историю своей любви, волшебница сама его полюбила. Она попыталась добиться его своими самыми милыми словами и взглядами, но это не подействовало на морского бога. Цирцея была в ярости, но злилась не на Главка, а на Сциллу. Она приготовила флакон невероятно сильного яда и вылила его в пруд, где купалась Сцилла.

Как только нимфа зашла в воду, она превратилась в ужасающего монстра с двенадцатью ногами, шестью головами и тремя рядами зубов у каждой головы. Злые, рычащие волчьи головы выросли из ее талии, и она пыталась смахнуть их. Она стояла там в полном несчастье, не имея возможности сдвинуться, презирая и уничтожая всё, до чего могла дотянуться, и представляя опасность для проплывающих мимо моряков. Каждый раз, когда мимо проплывал корабль, каждая ее голова хватала одного из членов экипажа.

География

Географически местопребывание Сциллы и Харибды приурочивалось древними к Мессинскому проливу между Сицилией и Калабрией, причём Харибда помещалась в сицилийской части пролива под Пелорским мысом, а Сцилла на противоположном мысе (в Бруттии, близ Регия), носившем в историческое время её имя (лат. Scyllaeum promontorium, др.-греч. Σκύλλαιον)

При этом обращает на себя внимание несоответствие фантастического описания сказочного опасного пролива у Гомера с действительным характером Мессинского пролива, который не столь опасен для мореплавателей. Известно, что части скал обрушились во время сильнейшего землетрясения 5 февраля 1783 г

в этом регионе. На самом деле Скилла — остроконечная скала, Харибда — большой водоворот.

Кроме мессинской Харибды, в древности под именем Харибды были известны пропасть, в которой исчезало на некотором протяжении течение реки Оронта в Сирии, между Антиохией и Апамеей, и водоворот близ Гадиры в Испании.

Миф о Сцилле и Харибде

Многие путают два мифа об этих чудовищах и думают, что Геракл спас Одиссея от Сциллы, но это не так. Чудовища располагались на двух берегах узкого пролива и таким образом, уклоняясь от одного, люди невольно попадали в плен к другому. В одно время, Одиссею с его командой потребовалось проплыть между Италией и Сицилией, там, где и обитали эти монстры. Он выбрал из двух зол меньшее и решил пожертвовать шестью членами экипажа, нежели всем кораблем.

Так все же, как Одиссей избежал Харибды? Сцилла похитила с корабля шесть лучших моряков и удалилась в свою пещеру чтобы съесть их. Его не тревожили крики о помощи, он двигался дальше, спасая остальной экипаж. Преодолев чудовищ, он проследовал по своему пути, но недолго. Примерно через два дня, его парусник все же подцепил один из ее водоворотов и потерпел крушение. Сам Одиссей смог спастись, зацепившись за ветки дерева, свисающего над морем. Там он дождался, когда Харибда выплюнет воду и на обломках корабля доплыл до берега.

Сцилла в мифологии

Сцилла выглядит как громадное чудовище с шестью головами на змеиных шеях и со змеиным или рыбьим хвостом. По другой версии, верхняя часть тела Сциллы выглядит женской, а нижняя — собачьей, а вместе с чудовищем живут шесть собак, которых Сцилла родила.

В гомеровской поэме «Одиссея» Сциллу изображают в паре с Харибдой – морским чудовищем, которое представляет собой то ли монстра, то ли громадный опасный водоворот. Харибда трижды в день жадно поглощает и извергает морскую воду, выбрасывая назад то, что прежде в себя засосала.

Зевс

Благодаря этой особенности смерти в пасти Харибды смог избежать Одиссей, который столкнулся с этим водоворотом дважды. Во второй раз — когда по воле разгневанного Зевса буря уничтожила одиссеев корабль, а трупы команды разметала по морским просторам. Одиссея, который успел прицепиться к мачте и поэтому не погиб, ветром отнесло к Харибде.

Водоворот разверзался под скалой, и над ним к воде спускались ветви смоковницы. Одиссей успел ухватиться за них, когда обломки корабля начало затягивать в водоворот, и провисел так долгое время, пока Харибда не перешла в стадию «извержения» и не выплюнула обломки назад. Тогда царь Итаки отпустил смоковницу, упал на обломок корабля и выбрался из водоворота верхом на нем.

Харибда

Сцилла живет в морском проливе на скале, а Харибда обитает на расстоянии полета стрелы от нее, под другой скалой. Люди, проходящие этот пролив на кораблях, оказываются в громадной опасности между двумя кровожадными чудовищами. Так, Сцилла сожрала часть команды Одиссея, когда царь Итаки пытался вернуться домой из-под Трои.

Корабль Одиссея шел тесным проливом, когда царь увидел, что с одной стороны им грозит водоворот Харибда, который жадно поглощает морскую воду, а с другой — многоголовая Сцилла. Одиссей рассудил, что если пройти ближе к Харибде, то корабль затянет в водоворот и погибнет весь экипаж. Если же обойти водоворот и пройти ближе к Сцилле, то погибнет только часть команды. Корабль пошел мимо Сциллы, монстр сцапал и сожрал шестерых спутников Одиссея, а остальные вместе с кораблем благополучно миновали ужасный пролив.

Сцилла и корабль Одиссея

Древние авторы пытались привязать место обитания этих двух мифологических чудовищ к реальным географическим локациям. Так, считалось, что Сцилла и Харибда живут в Мессинском проливе между островом Сицилия и Калабрией. Местом обитания Харибды считали сицилийскую часть пролива, чудовищный водоворот «жил» там под Пелорским мысом. Сциллу же «поселили» на противоположном мысу, который так и назывался — Scyllaeum promontorium, «мыс Сциллы».

Разумеется, реальный Мессинский пролив не был таким уж опасным местом, населенным фантастическими чудовищами, которые угрожали бы проходившим по проливу кораблям. Это несоответствие повлияло на трактовку образов Сциллы и Харибды. Первую стали считать скоплением остроконечных скал, а вторую — обыкновенным водоворотом.

Сцилла

У Гомера обиталище Сциллы выглядит следующим образом: зловещая скала, утопающая в вечном сумраке и затянутая темными облаками, которая остроконечной вершиной уходит в небо. Забраться туда невозможно, потому что скала необыкновенно гладкая и крутая. В скале есть пещера, расположенная на такой высоте, что стрелы не долетают до нее. Ужасная Сцилла обитает в этой пещере и оттуда оглашает окрестности чудовищным лаем и визгом. Имя Сцилла в переводе с греческого означает «Лающая».

Сама Сцилла у Гомера выглядит как косматый монстр о двенадцати лапах и шести головах на длинных гибких шеях. Лапы у Сциллы были спереди и двигались, а в каждой пасти сверкали три ряда острых зубов. Выслеживая добычу, Сцилла высовывала из пещеры головы и грудь и озирала окрестности.

Сцилла — арт

В ожидании вкусных мореплавателей чудовище шарило длинными лапами по ближайшим поверхностям и вылавливало морскую живность — тюленей и дельфинов, которых пожирало. Рацион Сциллы разнообразили проходящие мимо корабли, где чудовище могло сцапать разверстыми пастями или лапами шестерых моряков одновременно.

Сцилла описывается и у других древнегреческих и древнеримских авторов. Вергилий сообщает, что сцилл было несколько, и те вместе с другими чудовищами населяли окрестности Тартара — глубочайшей бездны, которая находится под царством Аида.

Ясон

Сцилла и Харибда упоминаются в мифах об аргонавтах и Энее. Ясон и аргонавты благополучно миновали Харибду, и в этом им помогла морская нимфа Фетида. А герой Троянской войны Эней, которому предстояло пройти узким проливом между Сциллой и Харибдой, как все правильные герои, предпочел пойти в обход, и вовсе не стал соваться в опасное место.

Доксография

В древнейших мифологических сказаниях Харибда едва ли играла какую-либо роль; позднее она была названа дочерью Посейдона и Геи.

В различных мифографических источниках Сцилла считается:

  • дочерью Форкиса и Гекаты;
  • либо дочерью Форбанта и Гекаты;
  • дочерью Тритона и Ламии (по Стесихору, дочь Ламии);
  • дочерью Тифона и Эхидны;
  • дочерью Посейдона (Дейма) и Кратайиды;
  • дочерью Тритона;
  • или дочерью Посейдона или Геи.
  • дочерью реки Кратеиды и Триена (либо Форка); Гомер называет её матерью нимфу Кратайиду, дочь Гекаты и Тритона.
  • По Акусилаю и Аполлонию, дочь Форка и Гекаты, именуемой Кратеидой;
  • По версии, дочь Тиррена;
  • У Вергилия чудовище Сцилла отождествляется с дочерью Ниса.

В некоторых сказаниях Скилла иногда представляется красивой девушкой: так, её любви искал Главк, но волшебница Кирка сама пленилась Главком. Сцилла привыкла купаться, и Кирка из ревности отравила воду снадобьями, и Сцилла стала свирепым зверем, её красивое тело было изуродовано, нижняя его часть обратилась в ряд собачьих голов.

По другому сказанию, это превращение было совершено Амфитритой, которая, узнав, что Скилла стала возлюбленной Посейдона, решила этим способом (отравив воду) отделаться от опасной соперницы.

Согласно «Эпическому циклу» Дионисия Самосского, за похищение одного из герионовых быков у Геракла Скилла была убита последним, но снова возвращена к жизни своим отцом Форкисом, который сжёг её тело.

Как выглядят Сцилла и Харибда?

Мифология говорит, что Сцилла с Харибдой были страшными монстрами, но на самом деле только одна из них имела внешнее обличие – это Сцилла. Спереди у нее находилось двенадцать лап, которые непрерывно двигались и топтались на месте. Плечи ее покрывала густая и черная щетина и оттуда росли шесть изуродованных собачьих голов. Каждая пасть была наполнена кривыми и острыми как бритва клыками в три ряда, и слюна постоянно стекала с них в морские воды.

Страшное чудовище Харибда не имела точного облика. Она просто представлялась в виде большого водоворота, который три раза на дню засасывал в себя проплывавшие мимо корабли. Некоторые художники представляли ее как:

  • большая открытая пасть посередине пролива;
  • пропасть с окровавленным краями;
  • страшная женщина, которая пытается съесть корабль.

Сцилла и Харибда: примеры употребления

Как трудно было им пройти безвредно между Сциллою сердечного влечения и Харибдою нравственного закона…В.Г. Белинский. «»Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова» (1839)

Авось и в Сциллу не попаду и Харибду миную! И.С. Тургенев. «Где тонко, там и рвется» (1851)

Оказалось, что тут было крупное недоразумение. Оно заключалось в том, что оба лица, между которыми я очутился, как между Харибдою и Сциллою, были и правы и неправы. В.П. Мещерский. «Мои воспоминания» (1897)

А моральные мучения советского человека и того почище — между Сциллой и Харибдой, между предательством и репрессиями, между трусостью и преследованием, между преступлением и наказанием.Владимир Соловьев. «Три еврея, или Утешение в слезах. Роман с эпиграфами» (1975-1998)

И нас завлечь высоким качеством «товара», и рекламой не перекормить: чистая эквилибристика — пройти без потерь между Сциллой и Харибдой. Валерий Аграновский. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» (1976-1999)

Главная трудность — пройти между Сциллой банальности и Харибдой вовсе сумасшедших выводов, которым никто никогда не поверит. Леонид Блехер, Ирина Прусс. «Ярмарка «Отрада»» // «Знание — сила» (1997)

Сциллу бюрократии они преодолели. Но фестиваль напоролся на Харибду анархии и начал на наших глазах катастрофически тонуть. Евгений Евтушенко. «Волчий паспорт» (1999)

И даже в политике история России того времени была не просто болтанием между Сциллой самодержавия и Харибдой либерализации.Федор Анцыферов. «Иной путь, Или к чему могли привести петровские реформы» // «Вокруг света» (2004)

Перси Джексон и Олимпийцы Править

Море Чудовищ Править

Кларисса Ла Ру берет свой крейсер, чтобы пройти между Сциллой и Харибдой в попытке попасть в море Чудовищ, которое находится в Бермудском Треугольнике. Кларисса решает плыть ближе к Харибде, так как надеется, что пушек ее корабля хватит, чтобы уничтожить Харибду и отправить ее в Тартар. Фактически, Кларисса намеренно сталкивается со Сциллой и Харибдой, потому что хочет попробовать с ними справиться, к сожалению Аннабет Чейз и Перси Джексона.

Когда команда приближается к водовороту, Перси пытается контролировать волны, но рев и сила Харибды оказываются сильнее, поэтому сын Посейдона не может здесь повелевать водой. Уже в радиусе действия Кларисса приказывает своим солдатам-мертвецам стрелять, три выстрела попадают в Харибду, но не дают никакого эффекта. Тайсон устанавливает двигатели, и они начинают отрываться, дочь Ареса приказывает нежити оставаться рядом и стрелять. Харибда закрывает пасть, и вода их накрывает. Затем она провоцирует взрыв воды, из-за чего CSS Birmingham выходит из-под контроля и получает тяжелые повреждения, корпус трескается. Одно из пушечных ядер корабля попадает в корабль. Оказывается, что волна воды отнесла корабль ближе к Сцилле, одного из членов ее экипажа сразу же съедают.

Описание у Гомера

Скала Сциллы высоко подымалась острой вершиной до неба и вечно была покрыта тёмными облаками и сумраком; доступ к ней был невозможен вследствие её гладкой поверхности и крутизны. Посредине её, на высоте, недосягаемой даже для стрелы, зияла пещера, обращённая тёмным жерлом на запад: в этой пещере обитала страшная Сцилла. Без умолку лая (Σκύλλα — «лающая»), чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Сциллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее торчало по голове; в пасти у неё сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Вдвинувшись задом вглубь пещеры и выставившись грудью наружу, она всеми головами выслеживала добычу, шаря лапами кругом по скале и вылавливая дельфинов, тюленей и других морских животных. Когда проходил корабль мимо пещеры, Сцилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек. В таких чертах обрисовывает Гомер Сциллу.

Харибда, напротив, у Гомера не имеет индивидуальности: это просто морской водоворот, тревожимый незримой водяной богиней, которая три раза в день поглощает и столько же раз извергает морскую воду под второй из упомянутых скал.

Когда Одиссей со своими спутниками проходил тесным проливом между Сциллой и Харибдой, последняя жадно поглощала солёную влагу. Рассчитав, что смерть от Харибды угрожает неминуемо всем, тогда как Сцилла могла схватить своими лапами лишь шесть человек, Одиссей, с потерей шести своих товарищей, которых сожрала Сцилла, избегает ужасного пролива.

Когда позднее, в наказание за святотатственное избиение быков Гипериона, по воле Зевса, буря разбила корабль Одиссея и разметала по морю трупы его товарищей, сам Одиссей, успевший прицепиться к мачте и килю, был снова отнесён ветром к Харибде. Видя неминуемую гибель, он в тот момент, когда обломки корабля попали в водоворот, ухватился за ветви смоковницы, спускавшейся к воде, и висел в таком положении до тех пор, пока Харибда не выбросила обратно «желанные брёвна». Тогда он, раскинув руки и ноги, всей тяжестью упал на выброшенные остатки корабля и, оседлав их, выбрался из водоворота.

Согласно Гигину, снизу собака, сверху женщина. У неё было 6 рожденных ею собак, и она сожрала 6 спутников Одиссея.

Подобно Одиссею, счастливо миновал Харибду и Ясон со своими спутниками, благодаря помощи Фетиды; Эней же, которому также предстоял путь между Сциллой и Харибдой, предпочел объехать окольным путём опасное место.

У Вергилия упоминается несколько Скилл, которые в числе других чудовищ населяют преддверие Тартара.

Сцилла (фрустрация)

Именно две ипостаси богини, в своем крайнем проявлении, отражены в символах Харибды и Сциллы. Чудовища – крайние точки полюсов, а божественное проявление качеств – в золотой середине.

Ближе к полюсу Харибды – многогрудая Артемида, символ слияния, соединения, синтеза.

Ближе к полюсу Сциллы – девственная, воинственная Артемида, символ сепарации, разделения, анализа.

Именно сбалансированное чередование слияния и сепарации дает в итоге интеграцию.
Крайняя степень слияния, не сбалансированного сепарацией, приводит поток энергии к аддикции, крайняя степень сепарации, не сбалансированной слиянием, приводит поток к фрустрации.

В психоалхимии Сцилла означает противоположное аддикции явление – фрустрацию.
Фрустрация – это сложное понятие, которое в психологии противопоставляется гратификации, то есть вознаграждению. Отсутствие вознаграждения – это фрустрация. Когда затраченные усилия не приводят к желаемой награде, человек испытывает разочарование. Но само чувство разочарования может не вести к фрустрации. Фрустрация влечения – это именно отказ от последующих действий в этом направлении.

Зигмунд Фрейд считал, что именно фрустрация (хотя он рассматривал лишь один из видов фрустрации Versagung — запрет) лежит в основе агрессии, другой известный исследователь фрустрации Саул Розенцвейг делил фрустрацию на множество видов. Однако, энергетически все описания фрустрации, как бы они ни были противоречивы, сводятся к одному: поток энергии, который человек направляет к какой-то цели, натыкаясь на преграду, резко или постепенно блокируется

Именно это важно для понимания психоалхимического процесса. Будет человек испытывать сожаление, унижение или гнев, или вытеснит негативные эмоции как Лиса в басне и решит, что недоступный ей виноград просто зелен, или даже вытеснит само воспоминание о потребности, будет зависеть от психики человека и от тех защитных механизмов, которые находятся в ее распоряжении

Несомненным остается лишь одно: в результате фрустрации потребность прекращает восприниматься как актуальная, что с точки зрения теории ресурсов означает отказ от подключения к данному ресурсу.

Таким образом, если аддикция (Харибда) – это влечение, которое достигло неконтролируемой и поглощающей силы, то фрустрация (Сцилла) – это блокировка влечения: страх или отвращение. В начальном, относительно безопасном проявлении аддиктивность выражается как страсть, а фрустрированность – как безразличие. Однако, достигая своего максимума, то и другое превращаются в опасных чудовищ. Аддикция поглощает личность, а фрустрация во всех сферах приводит к невозможности получить энергию, как следствие к депрессии и суицидальным попыткам.

Согласно мифу о происхождении Сциллы, она была нимфой, отвергавшей всех женихов, в которую влюбился царь Главк. Спасаясь от преследований Главка Сцилла превратилась в чудовище с помощью богини Цирцеи, которая то ли пожалела нимфу, то ли приревновала к ней Главка, по-разному в разных источниках. Теперь Сцилла обитает в темной пещере в голой скале, по Гомеру у нее двенадцать хилых ног, шесть тонких шей и шесть собачьих голов с зубами в три ряда, постоянно лающих «как молодые щенки».

Интересно, что Овидий описывает Сциллу иначе, у него это наполовину женщина, наполовину рыба (рыбий хвост вместо нижней части тела символизирует блокировку чувственности, фригидность, холодность) опоясанная лающими собачьими головами. Этим образ Сциллы идентичен изображениям Артемиды-охотницы, которая появлялась в окружении своры собак, буквально была опоясана собачьими головами. Эта ипостась Артемида оставалась девственной, как и Сцилла, выбравшая стать чудовищем, нежели вступить в брак.

Харибда и сцилла: аддикция и фрустрация

Депозитный банковский счет на длительный срок

Длительность срока депозитного счета определяется условиями конкретного договора (более одного года). На протяжении этого периода банковское учреждение распоряжается деньгами клиента, обязуясь при этом выплачивать ему проценты (ежемесячно, ежеквартально и так далее).

Особое внимание при выборе депозита следует уделить предлагаемым условиям:

  • Есть ли возможность пополнения.
  • Допустимо ли частично снимать средства.
  • Каковы штрафные санкции за досрочное закрытие счета.
  • Величина минимального и максимального размера вклада.
  • Наличие капитализации процентов.
  • Пролонгация в автоматическом режиме, если клиент не дал иных указаний.

Депозитный счет – идеальный вариант накопить нужную сумму для определенной инвестиционной цели или просто для увеличения размера накоплений. Он успешно применяется физическими и юридическими лицами.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.583
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.445, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.251-252
  3. Гесиод. Великие Эои, фр.262 М.-У.
  4. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.154
  5. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.251-252
  6. Схолии к Гомеру. Одиссея XII 73; Псевдо-Вергилий. Скопа 66; Овидий. Метаморфозы XIII 749
  7. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 818
  8. Комментарий В. Н. Ярхо 39 к Палефату
  9. Вергилий. Буколики VI 74-75; Проперций. Элегии IV 4, 39-40
  10. Овидий. Метаморфозы XIV 1-74; Гигин. Мифы 199
  11. Нонн. Деяния Диониса XLII 407
  12. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 45 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.240
  13. Ликофрон. Александра 47, 652; Гигин. Мифы. Введение 39
  14. Ликофрон. Александра 49 и комм.; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.154
  15. Гомер. Одиссея XII 85-100, 245—259, 430
  16. Гомер. Одиссея XII 245; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25; Э VII 20-21
  17. Гомер. Одиссея XII 101—110, 234—242, 428—443; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25; Э VII 21.23
  18. Гигин. Мифы 151
  19. Гигин. Мифы 125
  20. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 781
  21. Вергилий. Энеида III 554—569
  22. см. Юстин. Эпитома Помпея Трога IV 1, 13.
  23. Полибий. Всеобщая история XXXIV 2, 12 — 3, 10; Страбон. География I 2, 15-16 (стр.24-25), по Полибию
  24. Палефат. О невероятном 20
  25. Гераклит-аллегорист. О невероятном 2
  26. Аристотель. Поэтика 15

«Тайна огня»

Основной алхимический принцип обращения с Харибдой и Сциллой, звучит на латыни как «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin», то есть «натыкаешься на Сциллу, желая избежать Харибды». Это значит, что человек, пытаясь контролировать свои страсти, лишается энергии и впадает в апатию, низкоэнергетическое состояние, депрессию. Однако, это не значит, что страсти нужно довериться, в этом случае есть опасность сгинуть в ее водовороте.

Кажется, что принцип баланса – найти ту меру взаимодействия Сциллы и Харибды, то идеальное расстояние между одной и второй скалой, где энергии было бы достаточно много, но она подчинялась бы разуму. Над поиском такой меры люди бьются всю свою жизнь, иногда теряя силы и уступая одному или другому монстру. Они ищут ту самую дозу каждого яда, о которой говорил Парацельс.

Но вспомним его «тайну огня».

Сила пожара зависит не от веса искры огня, а от количества дров и от того, как эти дрова просушены. Реакция системы зависит не столько от того, что мы вносим в нее, сколько от самой системы.

От личности зависит, будут ли Харибда и Сцилла страшными монстрами или это будут две сестры — богиня плодородия, помогающая человеку растить сладкие плоды, и богиня охоты, увлекающая его в погоню за дичью. Пока алчущая пасть Харибды и собачьи головы Сциллы делят между собой тушку слабого и инфантильного человека, сильная и взрослая личность общается не с враждебными чудовищами, а с дружелюбными богинями.

Как же получается такая разница?

Эту разницу много раз иносказательно описывали алхимики в своих трактатах о Делании и о Работе, а философ-суфий и замечательный психолог Георгий Гурджиев рассказал почти прямолинейно. Инфантильного человека Гурджиев описывал как механическое существо, раздробленное на интеллект, эмоции, тело, не имеющее единого центра, не обладающее самосознанием. Он говорил, что такой человек ничего не «делает» с ним все «делается». Ему только кажется, что он поступает сам, на самом деле с ним все происходит, он все время является лишь приложением чужих сил, средством, следствием внешних причин.

Центр активности находится не внутри такого человека, а снаружи. Сам он пассивен, даже если кажется активным (такую активность, вызванную извне, Виктор Франкл предложил называть реактивностью в отличие от проактивности — активности, вызываемой изнутри, самим человеком). Собственная активность такому человеку лишь кажется и если он будет внимательно за собой наблюдать, он заметит, что постоянно подчиняется эмоциями и мыслям, которые вызываются извне.  Только когда у такого человека разовьется центр самосознания, он начнет постепенно делать что-то сам, а не подчиняться влиянию других сил и чужих действий.

Этимология слова «пассивный» проливает свет на тайну Харибды. Родственным этому слову на латыни является слово «страсть» (пассия) и слово «страдания». Пассивный — значит страдательный, подчиняющийся страсти, не обладающий собственной волей. Харибда легко поглощает страстных, пассивных, не имеющих собственной воли людей. Если же такой человек решит убежать от Харибды, он окажется в пасти у Сциллы, поскольку лишится энергии, его страсть иссякнет вместе с жизненной силой, ведь он существует только за счет внешнего потока, которым не может управлять.

В мифе Одиссей плывет по течению, то есть пассивно подчиняется внешнему потоку. Он не имеет своих опор под ногами в виде земли, его несет вода, и лишь милость и симпатия богинь помогает ему кое-как уходить от неприятностей. Образ Одиссея символизирует  формирующуюся личность, которая не обрела еще собственной устойчивости. «Одиссея» — это описание инициации, путь, который проходит обычный смертный (механический человек) до героя-полубога (делателя, интегрированной личности).

Если непробужденная личность пассивно следует страсти, поток увлекает ее в пасть Харибды. Если такая личность сопротивляется страсти, она оказывается в холодной пещере Сциллы. Пока личность плывет в чужом потоке, не имея почвы под ногами, она будет разрываться между двумя монстрами.

Но умозрительно самосознание не развивается.  Только в процессе деятельности. Если личность решит создать свой собственный остров-Я в этом океане, она должна будет собрать его из круга ресурсов и каждый сантиметр собственной «земли» прокачать и слепить по крупицам самостоятельно. Когда она обретет личную территорию и построит на ней свой собственный град, она может возвести там храм для богини плодородия и охоты. В этом случае и Сцилла, и Харибда станут ей верными помощницами.

Марина Комиссарова

  • Читать по теме в жж:
  • Посты по тегу Энергетическая яма
  • Посты по тегу Аддикция

Доксография

В древнейших мифологических сказаниях Харибда едва ли играла какую-либо роль; позднее она была названа дочерью Посейдона и Геи.

В различных мифографических источниках Сцилла считается:

  • дочерью Форкиса и Гекаты;
  • либо дочерью Форбанта и Гекаты;
  • дочерью Тритона и Ламии (по Стесихору, дочь Ламии);
  • дочерью Тифона и Эхидны;
  • дочерью Посейдона (Дейма) и Кратайиды;
  • дочерью Тритона;
  • или дочерью Посейдона или Геи.
  • дочерью реки Кратеиды и Триена (либо Форка); Гомер называет её матерью нимфу Кратайиду, дочь Гекаты и Тритона.
  • По Акусилаю и Аполлонию, дочь Форка и Гекаты, именуемой Кратеидой;
  • По версии, дочь Тиррена;
  • У Вергилия чудовище Сцилла отождествляется с дочерью Ниса.

В некоторых сказаниях Сцилла иногда представляется красивой девушкой: так, её любви искал Главк, но волшебница Кирка сама пленилась Главком. Сцилла привыкла купаться, и Кирка из ревности отравила воду снадобьями, и Сцилла стала свирепым зверем, её красивое тело было изуродовано, нижняя его часть обратилась в ряд собачьих голов.

По другому сказанию, это превращение было совершено Амфитритой, которая, узнав, что Сцилла стала возлюбленной Посейдона, решила этим способом (отравив воду) отделаться от опасной соперницы.

Согласно «Эпическому циклу» Дионисия Самосского, за похищение одного из герионовых быков у Геракла Сцилла была убита последним, но снова возвращена к жизни своим отцом Форкисом, который сжёг её тело.

Как образовался фразеологизм «между Сциллой и Харибдой»

Для определения значения этой устойчивой фразы обратимся к фразеологическим словарям, составленным Розе Т. В. И Степановой М. И.

В первом дается следующее толкование: «трудная рискованная позиция, когда опасность грозит с двух сторон». Такое значение дает нам Розе Т. В.

https://www.youtube.com/watch?v=subscription_center

Степанова М. И. в своем словаре приводит такое определение: «оказаться между равноценными опасностями».

Он пришел в нашу речь из древнегреческой мифологии. Сциллой и Харибдой называли две скалы, в которых обитали чудовища. Они сторожили узкий Мессинский пролив между островом Сицилия и Апеннинским полуостровом. Эти чудовища поедали мореплавателей. Когда моряки пытались увернуться от зубов одного чудовища, то неминуемо попадали в пасть другого.

На самом деле никаких страшных обитателей не было. В действительности речь шла о двух утесах по обе стороны Мессинского залива, который был опасен подводными камнями и водоворотами.

Однако имена выдуманных чудовищ стали крылатыми, и образовалось рассматриваемое нами выражение. Теперь оно означает большую опасность, когда нечто ужасное вплоть до гибели можно ожидать со всех сторон.

Стоит отметить, что в мифологии высота скалы Сциллы доходила до небес. Чудовище, которое в ней обитало, было устрашающим. Оно имело двенадцать лап и шесть голов. У него было аж три пасти с огромными зубами. Оно устрашающе громко выло и ловило всех подряд: от мореплавателей до морских обитателей. При этом могло захватить разом до шести человек.

Существует миф, в котором Одиссей со своей командой вынужден был проплыть через этот пролив. Чтобы спастись и спасти всех, он решил пройти мимо скалы Сциллы. Этот выбор сделан потому, что Харибда утопила бы всех разом. Выжить не удалось бы ни в коем случае. А Сцилла могла захватить не более шести человек. Одиссею удалось провернуть ситуацию так, что чудовище никого не съело. Таков этот миф.

Интересные факты Править

  • Море Чудовищ — самая короткая книга серии о Перси Джексоне, также как и во всем цикле Лагеря Полукровок.
  • В Море Чудовищ Перси проехался под нижней частью овец из стада Полифема для того, чтобы попасть в пещеру циклопа. Это же произошло с Одиссеем, но вместо этого он проехался под овцой для того, чтобы уйти от Полифема, когда он повредил циклопу глаз.
  • Пират был ошибочно назван пегасом женского пола.
  • Когда Аннабет объясняла миф, относящийся к истокам Золотого Руна, она неправильно назвала двух близнецов, Кадма и Европу, тогда как в действительности это были Фрикс и Гелла. Кадм и Европа относятся к совершенно другому мифу.
  • Гроувер, забежав в магазин, взял свадебное платье и надел его, чтоб замаскироваться от Полифема. В Одиссее Пенелопа использовала ту же тактику.
  • Аннабет просила Перси привязать ее к столбу, чтобы услышать песню сирен. Одиссей попросил своих людей о том же по той же причине.
  • Во время событий в SPA-салоне Мадам Ц Перси и Аннабет олицетворяли собой неких персонажей из Одиссеи: Одиссей (Аннабет) и его люди (Перси). Как и команда Одиссея Перси был проклят Цирцеей. Как Одиссей Аннабет использовала подарок бога Гермеса, который сделал ее неуязвимой для магии Цирцеи, она смогла спасти жертв колдуньи.
  • В романе Грайи упоминали, что перевозили Ясона, но в мифе об аргонавтах об этом не упоминалось. Вполне возможно, что сестры-грайи имели в виду имя римского героя — Джейсона Грейса. Если бы это так, то становится непонятно, почему они использовали только его первое имя (либо назвали первого Джейсона (Ясона)) и почему они упоминали это в присутствии двух греческих героев.
  • Это первый роман, где были показан римский полубог — Хилла, дочь Беллоны. Будущая Царица Амазонок, которая позже сыграла важную роль в Сыне Нептуна.
  • Грайи, Стимфалийские птицы, Колхидские быки и Гидра — монстры, с которыми ребята сталкивались в книге, но с которыми не сталкивался Одиссей, эти четыре монстра столкнулись с: Персеем (Грайи), Гераклом (Стимфалийские птицы и Гидра) и Ясоном (Колхидские быки).
  • Сцена с Цирцеей находит отражение в Пропавшем герое во время конфронтации Медеи.

История Править

Харибда была очень преданна отцу в его бесконечной вражде с Зевсом; это она создавала приливы после того, как Посейдон всколыхнул шторм и повел его на пляжи, покрывая целые деревни, поля, леса морем, последние из которых требовали воды. Она дала так много земли королевству своего отца, что Зевс пришел в ярость и превратил ее в вечное чудовище.

В мифах говорится, что Харибда находится по одну сторону от голубого, узкого протока воды. С другой стороны находится Сцилла, еще одно морское чудовище. Две стороны пролива находятся в очень близком диапазоне друг от друга, моряки, которые пытаются отойти дальше от Сциллы, попадают к Харибде и наоборот. Фраза «между Сциллой и Харибдой» стала означать состояние, когда человек находится между двух опасностей и, отходя от одного, он попадает к другому. От этого выражения происходит также и «между скалой и водоворотом» — на скале обитала Сцилла, а водоворот — это Харибда, также есть еще фраза «между молотом и наковальней«.

Одиссей должен был проплыть между Сциллой и Харибдой, чтобы вернуться домой.

Посейдон, ее отец.