Жуз

Особенности воспитания

Какие особенности воспитания и поведения были приняты в объединениях, которые носили названия жуз? Это, к примеру, особенность воспитания сыновей. Традиционно детей «делили» так: старший сын отдавался бабушке и дедушке «на воспитание», средний сын рос с родителями и в дальнейшем оставался в этой семье, помогая до старости, а вот младшего растили для войска. Младшие сыновья с детства знали о своем предназначении и обучались тем умениям, которые могли бы пригодиться на поле боя – фехтованию, стрельбе из лука и прочему.

Жуз

Каждый член этой общности должен был превосходно знать и жузы, и роды, населявшие его. Знание своего родословного древа – святая обязанность для всех обитателей с самого раннего возраста.

Знать «назубок» всех родственников до десятого и далее колена – не прихоть старейшин. Дело в том, что в жузах любой, даже самый дальний родственник мог рассчитывать на всевозможную помощь, в какой бы момент он за ней не обратился к своему

Важность родственной взаимопомощи – отличительная особенность мировосприятия

Возникновение

Жуз — племенные союзы казахских родов. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.

Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начало распадаться, то для того, чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие племенные союзы.

По мнению Н. А. Аристова, объединение в жузы произошло во время набегов джунгар.

В. В. Барто́льд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.

М. П. Вяткин соглашается с доводами Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI веке сформировались как политические союзы.

Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X—XII веках, до объединения Чингисханом тюрков и монголов в одну тюрко-монгольскую империю.

Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI века система улусов трансформировалась в жузы.

Не полностью раскрыта и само понятие — жуз. Некоторые учёные связывают его с арабским словом джуз — «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первые сведения о жузах начинают появляться в середине XVII века. В трудах Махмуда бен Вали, написанных в —1641 годах, описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые учёные сравнивают с казахским «жузом». То есть, даже арабская летопись подтверждает, что Йуз Орда — Орда Жуз — это и есть Орта Жуз, а значит Центрально-Главнокомандующий Жуз.

Другое мнение выдвигает Багдат Найкам — по его теории жуз означает кольцо или круг. Количество племен соответствует трем кольцам обороны войска. В древние времена тюрки делили войско на 12-9-6 частей. Количество главных племен в каждом кольце составляет 12-6-3. Большое кольцо: Албан, Дулат, Жалаир, Канлы, Шакшам, Ошакты, Сары-Уйсун,Оргели, Суан, Шапрагты, Шанышкылы, Ысты. Среднее кольцо: Аргын, Керей,Конырат, Кыпшак,Найман, Уак. Малое кольцо: Алимулы, Байулы, Жерыру. Таким образом получался 3 уровненный оборонный боевой порядок. Именно оборонная тактика приводит к появлению 3 жузов в трудный исторический период, когда казахские племена в основном защищались от внешних врагов: джунгар, калмыков, кокандцев и русских казаков с севера. Таким образом Найкам опровергает иерархическое толкование происхождения жузов.

Средний

Иначе говоря, Орта-жуз — самый большой по территории из казахских жузов. Он занимал в основном север и восток страны, а также Центральную ее часть. Если рассматривать этот жуз в контексте современного Казахстана, то речь идет о таких областях, как Кустанайская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская. А также часть Алма-Атинской и Джамбулской областей.

По территории Среднего жуза протекали реки Иртыш, Ишим и Тобол. Проживали в нем 6 основных племен: аргыны, найманы, кипчаки, коныраты, кереи и уаки. К началу двадцатого века общая численность Среднего жуза составляла порядка 1 млн 300 тыс. человек.

Если говорить о присоединении Среднего жуза к России, то тут важным оказался 1739 год. В этом году состоялся съезд казахских султанов в Оренбурге; от Среднего жуза присутствовали 27 старшин. На этом съезде султаны присягнули на верность Российской империи, и часть Среднего жуза вошла в ее состав. Но не все проходило гладко, часть ханов оспорила это решение, и в итоге окончательное присоединение Среднего жуза затянулось вплоть до середины 19-го века.

Рассматривая территорию Среднего жуза в условиях современности, можно увидеть, что помимо коренного населения — казахов и русских — на этих землях сейчас также проживают чеченцы, украинцы, немцы, татары. Караганда и Астана – крупнейшие города, расположенные на этой территории.

Племена Среднего жуза

Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на северо-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Племя Аргын включают в себя роды: Мейрам (Куандык, Суйиндик, Богендик, Шегендик, Каракесек), Момын (Атыгай, Карауыл, Канжыгалы, Басентиын, Тобыкты), Томенги-шекты, Жогары-шекты, Таракты. Их лозунг и клич — «Акжол».

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас». Они являются выходцами из Кокандского ханства, и часть присоединились к казахам после падения Кокандского ханства, а часть до сих пор проживает в Ферганской долине, в составе киргизского узбекского этносов.

Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алтайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай».

Коныраты проживали на территории Южного Казахстана, на южных берегах Сырдарьи в её среднем течении, так же в предгорьях Каратау. В основном они проживали в Чимкентском, Перовском и Ташкентском уездах, и в других регионах Средней Азии. Боевой клич — «Алатау».

Керей жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — «Акжол Каракожа».

Уаки — проживали в Костанайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях Казахстана, также в Алтайском крае, Омской и Новосибирской областях. В Костанайской области, в частности жили в Сарыкольском, Карасусском и Узункольском районах. Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал».

В Среднем жузе кроме упомянутых племён жили торе, толенгуты, кыргызы.

Уровни

Уровни рода было условно до четырёх:

  1. первого уровня (каз. Ел, племя)— аргын, найман, и тд. Всего было около 20.
  2. второго уровня (каз. Тайпа, род; окружного, уездного уровня) — каракесек, куандык и тд; которые составляли один, или половину внешнего округа или уезда; возглавлялось старшими султанами, а при уезде русскими уездными начальниками.
  3. третьего уровня (каз. Ру, подрод; волостной уровень) — керней, кояншытагай, сарым, караке и тд; которые составляли половину, одну или две волости; возглавлялись волостными управителями.
  4. четвёртого уровня (каз. Ата, клан?; аульный уровень) — которые составляли половину, один или два административных аула; возглавлялось аульными старшинами, после реформы 1868 года возглавляли бий.

Правители Среднего жуза

Хан Портрет Начало

правления

Конец

правления

Происхождение Тамга Примечание
1 Шах-Мухаммед (Самеке) 1719 1734 сын Тауке-хана
2 Абилмамбет

(каз. Әбілмамбет)

1734 1771 сын Болат-хана, внук Тауке-хана
3 Абылай

(каз. Әбілмансұр)

1771 1781 сын Коркем-Уали-султана, внук Абылай-хана Каншера
4 Уали (каз. Уәли) 1781 1819 сын Абылай-хана
5 Даир (каз. Дайыр) 1781 1784 сын Барак-султана, внук Турсун-хана хан части Среднего жуза
6 Бокей (каз. Бөкей) 1815 1817 сын Барак-султана, внук Турсун-хана хан части Среднего жуза
7 Губайдулла

(қаз. Ғұбайдолла)

1819 1822 сын Уали-хана
8 Кенесары 1841 1847 сын Касым-султана, внук Абылай-хана

История

В результате распада Чагатайского улуса образовалась территория государства Могулистан.
Хан Могулистана Тоглук-Тимур, пытаясь восстановить Чагатайский улус в 1360-1361 годах, дважды совершил походы в Мавераннахр. Одержав в них победы, на ханский трон Мавераннахра он возвёл своего сына Ильяса-Ходжу. Вернувшись в Могулистан, Тоглук-Тимур хан умер, что заставила Ильяса-Ходжу покинуть Мавераннахр, чтобы заняться делами престолонаследия, что изменила политическую обстановку в Средней Азии. Эмир Тимур поднялся на борьбу против Ильяса-Ходжи. Произошло несколько сражений между ними. Ильяс-Ходжа потерпел унизительное поражение. После этого он, собрав новое войско в Могулистане, вновь выступил против Тимура. Сражение произошло 22 июня 1365 года под Ташкентом и известно в истории как знаменитая Батпакская битва («Грязевая битва»). После Батпакской победы Могульский хан направился к Самарканду и осадил его. Однако население города оказало ожесточенное сопротивление. Взять город войскам хана так и не удалось. Продолжительная осада обессилила войско. В то же время среди поголовья конницы могулов началась эпидемия конской чумы. Могулам пришлось отступить от города и вернуться в Могулистан. Таким образом, попытка могулов восстановить свою власть на территории бывшего Чагатайского улуса закончилась неудачей. 
После этого в Могульском ханстве властвовали знатные эмиры из племени дулат Камар ад-дин и его младший брат Шаме ад-дин.Камар ад-дин, возведя на ханский трон несовершеннолетнего, послушного его воле, последнего потомка Тоглук-Тимура — Хизр-Ходжу, старался усилить господствующее положение знати — представителей племени дулат.

Распад Могульского ханства. Когда Могульское ханство было крайне ослаблено внутренними междоусобицами, захвативший в 1370 году власть в Мавераннахре эмир Тимур начал завоевательную войну против Могулистана.

В конце XIV века эмир Тимур неоднократно совершал походы против Могулистана. Первый из них был совершен в 1371—1372 годах. Во время этого похода он дошел до города Алмалык. Но, не сумев взять город, он разграбил по пути все поселения и захватил много пленников. Очередной завоевательный поход он совершил в
1375—1377 годах. В ходе этого похода через юг Казахстана он дошел до жетысуйской реки Чарын. В сражении с могульским военачальником Камар ад-дином он одержал победу. Камар ад-дин бежал в Восточный Туркестан, в Турфан. В 1380-1390 годах эмир Тимур несколько раз совершал набеги на Могулистан. Они были катастрофически опустошительными для государства, так как общее количество войск Тимура с отрядами его сыновей составляло 120 тысяч человек.

Таким образом, в результате неоднократных нашествий войск эмира Тимура Могульское ханство было обескровлено. Оно распалось на несколько независимых владений. Хан Хизр-Ходжа признал свою вассальную зависимость от эмира Тимура. Лишь после смерти эмира Тимура (1405 г.) в период правления Мухаммед хана — наследника Хизр-Ходжи: Могулистан вновь обрел свою независимость. Могульский хан в своих целях использовал внутренние междоусобицы среди потомков Тимура. Так, например, в противоборстве за овладение Ферганой между внуками Тимура — Ахмед мыр зой и Улугбеком, Мухаммед хан со своим войском выступил на стороне первого и вместе они одержали победу. С этого времени Могулистан вновь стал независимым государством. Однако после смерти Мухаммед хана в Могулистане вновь начались раздоры. Воспользовавшись этим, внук Тимура Улугбек возвел на тронШер- Мухаммеда, внука своего сторонника Хизр хана. Его противники избрали ханом Могу листана второго внука Хизр-Ходжи -Уайса. В ответ на это в 1425 году Улугбек совершил поход на Могулистан и подверг страну разграблению.

После смерти Уайс хана в 1428 году Могулистан вновь оказался раздробленным на части. Междоусобную борьбу за ханскую, власть продолжили уже сыновья Уайс хана — Жунус и Есен-Буга. При поддержке эмиров племени дулат Есен-Буга занял ханский трон (1433—1462 гг.). Однако Жунус не прекратил свою борьбу за ханскую власть. Он обратился за помощью к потомку Тимура Абу Саиду. Борьба за ханскую власть прекратилась лишь после смерти Есен-Буги в 1462 году. Жунус из Жетикента (под Ферганой) возвратился в Могулистан и объявил себя наследником ханского трона. Распад ханства начался в период правления внука Жунус хана.
Территория Жетысу отошла от Могулистана новообразовавшимуся Казахскому ханству. 

О происхождении

Первые упоминания названий родов относятся к Тюркскому Каганату. На балбале, руническом памятнике «Кюль-Тегин» говорится об улусе Берш. Этот род существует и по сей день.

Левшин А. И. писал, что «Меньшая орда прежде составлялась из сильного племени Алчин и семи малых родов, которые, не имея силы противостоять в междоусобиях и барантах многочисленным алчинцам, были соединены знаменитым в народе киргизским ханом Тявкою в одно поколение, известное ныне под именем семиродского. (Известие сие также взято из записок генерал-майора Тевкелева, составленных в 1740 году, и по древности своей оно гораздо вероятнее показания некоторых из нынешних киргизов, кои, забыв существовавшее почти за 100 лет пред сим предание, решительно говорят, что семиродское поколение произошло от 7 сыновей одного родоначальника)Название древнего алчинского племени, состоявшего из поколений алимулинского и байулынскогоеще находим в бумагах хана Абульхайра».

Можно привести цитату Шакарима Кудайбердыулы из его труда «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», перевод Бахыта Каирбекова:

«В наше время Малый жуз составляют три главных рода — алимулы, байулы, жетыру. Алимулы составляют шесть родов — карасакал, каракесек, торткара, шекты, кете, шомекей. В байулы двенадцать родов — ысык, шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбакты, маскар, бериш, таз, есентемир, тана. Жетыру составляют семь родов — табын, тама, кердери, керейт, жагалбайлы, телеу, рамадан. В 1801 году хан Букей с частью людей из Малого жуза переправился на противоположный берег Урала (Яика) и образовал Букеевское ханство, которое составили — кете из рода алимулы, бериш, шеркеш, адай, жаппас, маскар, ысык, есентемир, байбакты, алаша, тана, кызылкурт, таз из рода байулы, роды — тама, табын, кердери из поколения жетыру, торе, то есть потомки ханской династии — всего шестнадцать родов. В том числе — ходжи, ногай-казахи, толенгиты.

Мнение историков о периоде возникновения жузов

Причины возникновения, внутренняя структура, организация — все это вызывает множество споров и противоположных мнений. Расходятся взгляды историков и на период возникновения такого явления, как жузы казахов.

Языковед Сарсен Аманжолов, один из основоположников казахского языкознания, придерживается версии об их появлении в 10-12 веках, еще до объединения монголов и тюрков в единую тюрко-монгольскую империю

Советский востоковед Василий Бартольд, исламовед и арабист, считает временем возникновения жузов 16-й век.

Историк Чокан Валиханов связывал возникновение жузов с периодом распада Золотой Орды.

Русский этнограф и востоковед Николай Аристов же относил создание жузов к периоду набегов джунгар.

Востоковед Турсун Султанов, отмечая скудность сведений, с большей долей вероятности относил время возникновения жузов ко второй половине 16-го века – по его мнению, именно в этот период произошла трансформация системы улусов в систему жузов.

Военные деятели

  • Букенбай Карабатырулы (1667—1742) — Род Табын. Предводитель ополчения избранный на совете в песках Каракум.
  • Есет батыр Кокиулы. Тархан. Род Тама.
  • Бухарбай батыр. Род Табын.
  • Алия Молдагулова.Снайпер. Герой СССР. Род Табын
  • Бактыбай батыр. Род Шекты.
  • Баймурат батыр (~1700—1766 гг.). Род Жаппас.
  • Айдар батыр Еселбайулы. Род Байбакты. Один из руководителей восстание казахов младшего жуза в 1774—1775 годах против царской империи.
  • Сарке батыр Шонмурынулы. Род Жагалбайлы.
  • Тайлак батыр. Род Жагалбайлы. Командующий войсками Младшего жуза в освободительной войне от Джунгарской агрессии в период правления Абулхаир хана.
  • Алтай батыр. Род Ак кете.
  • Арал батыр. Род Ак кете.
  • Сырым батыр Датулы. Тархан. Род Байбакты.
  • Тотай батыр (XVIII век) подрод аккожа, рода Жагалбайлы.
  • Естекбай батыр (XVIII век) подрод Ормантай, рода Жагалбайлы.
  • Жоламан Тленшиулы. Тархан. Род Табын. Возглавил движение казахских родов табын и тама в 1822—1824 гг. за возврат земель по р. Илеку, отобранных под постройку крепостей Ново-Илецкой военной линии.
  • Барак Сатыбалдыулы (1743—1840). Род Табын. Один из руководителей казахского национально-освободительного движения, сподвижник Сырыма Датова. Ему посвящена историческая поэма «Батыр Барак».
  • Байтик батыр Баймамбетулы (1762—1841). Род Шомекей. Возглавлял борьбу нескольких родов Младшего жуза против Хивинского и Кокандского ханства в Жанадарие.
  • Суюнгара батыр Ургеншбайулы. Род Адай.
  • Толенды батыр Коскулакулы. Род Адай
  • Баркы батыр Кобыландыулы. Род Алтын.
  • Есет батыр Котибарулы. Род Шекты.
  • Санкибай батыр. Род Шекты-Назар.
  • Жанкожа батыр Нурмухамедулы. Род Шекты.
  • Исатай батыр Тайманулы. Род Берш.
  • Махамбет батыр Утемисулы. Род Берш.
  • Курман батыр. Активный участник антиколониального восстания под предводительством Кенесары хана. Род Тама.
  • Маметова Маншук Жиенгаликызы. Род Шеркеш. пулемётчица 100-й отдельной стрелковой бригады Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза.
  • Кайдауыл батыр. Род Шекты-Кыргыз. Потомок Баимбет батыра.
  • Ильясов Наги (1920—1987 гг.). Род Жаппас-Баймурат. Герой Советского Союза.
  • Жансен Кереев (1930—1983 гг.). Советский военачальник. Генерал-лейтенант.
  • Шогы батыр. Род Адай. Он был одним из ближайших соратников Абулхаир хана. Участвовал в войне против джунгар, в освобождении от врага и обороне Туркестана, Ордабасы и Саурана. При обороне города Сауран Шогы Муналулы (қаз. Шоғы Мұңалұлы) был тяжело ранен и через несколько дней скончался, защищая родные земли от врага. После смерти, по велению Абулхаир хана Шогы батыр был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи (қаз. Қожа Ахмет Йассауи) — такой чести удостаивались лучшие из лучших представителей казахского народа.

Жузы в современном Казахстане

На сегодняшний момент в процентном соотношении жители Казахстана делятся следующим образом: 35 % — жители Старшего жуза, 40 % — жители Среднего и 25 % — Младшего.

Жуз

Также в Казахстане есть две малочисленные, но почитаемые большинством казахов группы населения:

  1. Торе – прямые потомки Чингисхана.
  2. Кожа – потомки первых арабов, которые принесли ислам в степи Казахстана.

Две эти группы — так называемые «белая кость». Они считаются древней аристократией казахов.

Современный Казахстан старается не подчеркивать различия между жузами, а еще лучше – совсем стереть различия между ними. Но дело идет не очень успешно – все же это история страны в несколько сотен лет, а приверженность традициям в казахской степи очень велика.

Показательно, как чиновники из высших эшелонов власти стараются свести на нет важность происхождения из какого-либо жуза. В качестве примера можно взять высказывание советника президента Ермухамета Ертысбаева:

Численность и расселение

В конце XIX — начале XX века племена алимулы, в том числе и шекты, составляли значительную часть Иргизского, Темирского и Казалинского уездов. Хотя средняя протяжённость маршрутов кочевания у казахов не превышала 50—100 км в течение года, у шектинцев она могла достигать 1—2,5 тыс. км. Общая численность родов алимулы составляла 300—350 тыс. человек, из них 60—80 тыс. были из рода шекты. Насчёт многочисленности шектинцев существует поговорка «Шекті көп пе, шегіртке көп пе?» — «Кого больше, шекты или саранчи?».

Актюбинский уезд

К концу XIX века значительная группа алимулинцев в Актюбинском уезде проживала в центральной части уезда, вдоль рек Шолаксай, Пшенсай, Табынсай и Джайляусай. Это были представители родов кете и шекты. Кроме того шектинцы были разбросаны по всем окраинам уезда — вдоль рек Орь, Илек и Урал и в верховье Кара-Хобды, где жили среди представителей других родов.

Иргизский уезд

Шектинцы Иргизского уезда проживали на территории юго-западных волостей — Куландинской и Ордакунганской. Большая часть представителей рода шекты проводила зимовку в камышах на побережье Аральского моря, на полуострове Куланды и прилегающих островах, а также в песках Большие Барсуки и в горах Чошкакуль. Незначительная часть зимовала на юго-восточных отрогах Мугоджар.

Тургайский уезд

Шектинцы составляли небольшую часть от населения Тургайского уезда, где в основном жили рода Среднего жуза аргын и кипчак. Они обитали на северной окраине озера Сарыкопа. Некоторое количество шектинцев жили на севере уезда, к западу от озера Сармоин. Зимовки рода шекты были разбросаны вдоль степных озёр.

Старший

Южно-Казахстанская, Джамбульская и юг Алматинской области – это все бывший Старший жуз. Это земли Южного Казахстана, Семиречья и даже частично территория современного западного Китая.

По этим территориям текут реки Сырдарья и Или. Основные племена, проживавшие на этих землях и являющиеся основой Старшего жуза — дулаты, албаны, канлы, жалаиры, уйсуны, суаны. К началу 20-го века население составляло около 1 млн человек.

Этот жуз – последний из трех, оказавшийся в составе Российской империи. Более того, за него еще пришлось побороться с Кокандским ханством – в прямом смысле слова. Да и дипломатическую войну за Семиречье тоже пришлось устроить, но уже с Китаем.

Если племена Среднего и Младшего жузов были кочевыми, то Старший жуз отличался наличием оседлых казахов.

Жуз

Богатство Старшего жуза – залежи урана. В последние годы Казахстан стал лидером по его добыче, сильно увеличив производство.

Здесь высокая рождаемость, сюда с удовольствием переселяются многие узбеки и киргизы.

Сейчас на территории бывшего жуза находится город Алма-Ата с населением более полутора миллионов человек.

Занятный факт: большинство руководящих постов в стране, значительная часть правящей элиты — выходцы из Старшего жуза. Самый яркий пример – президент страны Нурсултан Назарбаев.

Жуз

Бии и деятели искусства

  • Жиембет-жырау — род Тана, бий Младшего жуза при Есим-Хане.
  • Шеген би — род Жагалбайлы, бий Младшего жуза при Тауке хане, до Айтеке би.
  • Айтеке Би — род Торткара, бий Младшего жуза при Тауке хане, потомок  Ялангтуш Бахадура. [источник не указан 63 дня]
  • Чулак би Айбасов — род Табын, Абыз — Биабыз
  • Абубакир Боранкулулы — род Кердеры.
  • Тлеуке би. Род Алтын.
  • Карасакал Еримбет. Род Карасакал. Один из самых известных акынов 19 века.
  • Дербесали Беркимбаев. Род Жагалбайлы. Политический деятель Российской империи, полковник, дворянин.
  • Жетес би — род Шекты, известный казахский бий и шешен (оратор).
  • Нурпеисов Абдижамил Каримович.
  • Шукиров Зейнолла
  • Джуманиязов, Базарбай Сагадиевич. Род Тана. Композитор, народный артист РК.
  • Дуйсекеев Кенес
  • Жубанов, Кудайберген Куанович
  • Калдаяков, Шамши. Род Жагалбайлы. Композитор, автор гимна Казахстана.
  • Нажимеденов Жумекен. Род Алаша. Автор слов гимна Республики Казахстана.
  • Шайкенов, Нагашбай Амангалеевич. Род Жагалбайлы. Политический деятель. Автор Конституции Республики Казахстан.
  • Багланова, Роза. Род Жагалбайлы.
  • Малайсары би. Род Тана
  • Бокен би. Род Есентемир
  • Кали Жантлеуов, кюйши, народный артист Каз. ССР
  • Монке би. Род Шекты
  • Ескендир Хасангалиев. Род Кызылкурт. Композитор, певец, Народный артист РК.
  • Абилев, Дихан. Род Жагалбайлы. Известный казахский писатель, поэт, журналист.
  • Бадыров, Капан Уралович. Род Табын. Народный артист Казахской ССР (1942).
  • Дина Нурпеисова — Род Туленгит. Композитор, кюйши.
  • Таир Жароков — Род Шеркеш, казахский советский поэт.
  • Азербайжан Мамбетов (1932—2009). Род Жаппас. Казахский режиссёр театра и кино
  • Гани Муратбаев (1902—1925). Род Карасакал. Секретарь ЦК комсомола Туркестана, заведующий отделом исполкома Коммунистического Интернационала молодежи по работе среди молодежи Восточных стран. Похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы
  • Батырхан Камалович Шукенов (1962—2015). Род Табын. Музыкант, певец.
  • Курмангазы Сагырбайулы (1818—1896) казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры). Выходец из рода Кызылкурт. Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры.
  • Ахмет Жубанов Назар
  • Кудайберген Жубанов Назар
  • Газиза Жубанова Назар
  • Кажыгали Мухамбеткалиулы Назар
  • Абиш Кекилбаев
  • Кадыр Мырза-Али
  • Садуакас Балмагамбетов
  • Лидия Каденова
  • Шайкенов
  • Абу Сарсенбаев

Этимология названия и происхождение

Распространённый в прошлом вариант написания названия рода как чикли (Tschikli у Вамбери) связан с тем, что оно транскрибировалось не по казахскому выговору, а по татарскому. Название чекли, помимо казахского рода Младшего жуза, носили несколько групп из племени кыпшак Среднего жуза казахов и киргизского племени багыш (узун-чекли). Чекли также были в составе родов кипчаков Зеравшанской и Ферганской долин. У аргынов Среднего жуза имеется род чекли (жогары-шекты и томенги-шекты).

Алимулы наряду с байулы представляют собой одно из двух крупных родоплеменных групп в составе алшынов. Рядом авторов аргументирована точка зрения о тождестве алшынов и алчи-татар, живших в Монголии до XIII века. Согласно шежире, приводимому Ж. М. Сабитовым, все алшынские роды в составе алимулы и байулы происходят от Алау из племени алшын, жившего в XIV веке во времена Золотоордынского хана Джанибека.

По легенде, у Алима (алимулы — сыновья Алима) было шесть сыновей, одного из которых звали Чикли (Чекты). В свою очередь Чикли был отцом трёх сыновей: Жакаим (каз. Жақайым; имел 6 сыновей), Ориса (каз. Өріс; имел 8 сыновей) и Джан-Калыча (каз. Жанқылыш; имел 6 сыновей). Согласно Николаю Аристову, род чекли произошёл от народа чик, который упоминается в древнетюркских памятниках. Тюрки совершили поход на чиков в 709 году. Они, вероятно, жили к югу от Саянского хребта. Чики были близкими родственниками карлуков. По свидетельствам авторов VIII—XIII веков, у карлуков Семиречья было подразделение чигиль (чик + иль — народ). В городах провинции Ганьсу проживало племя чик, которое, вероятно, было ветвью карлуков. Самое позднее упоминание этнонима «чик» зафиксировано на памятнике хану Моюн-чуру, воздвигнутом в 758 году.

В первых сведениях о родовом составе Младшего жуза от 1748 года содержится и упоминание рода шекты. М. Тевкелев пишет: «Сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнее, исчисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал…». Другое упоминание содержится в труде П. И. Рычкова, который пишет: «…роды же или аймаки знатнейшие в сей орде: алчинский, адаиский, машкарский, таминский, табынский, китейский, кара-китейский, чумекейский, чиклинский, джагалбайлинский».

Иллюстрация: тамги рода шекты.

Тамговым знаком рода шекты является

. Анализируя родовые знаки шектинских родов можно заметить, что первая из трёх основных тамг (см. соотв. иллюстрацию — тамги № 2, 10 и 12) очень близка к тамгам рода алаша Младшего жуза и одной из тамг найманского рода баганалы Среднего жуза. Вторая основная тамга (№ 12 на илл.) схожа с общенайманской тамгой, а её различные вариации схожи с тамгами родов чомекей и алтын Младшего жуза. Предположительно, это свидетельствует о том, что большая часть шектинцев — выходцы из племени найман. На такую возможность указывал Сарсен Аманжолов. Последняя из основных тамг похожа на тамгу рода каракесек, которые ведут свой род от каракесеков племени аргын Среднего жуза. Не исключено, что предки шектинского отделения ожрай происходили от аргынов.

Состав племенного союза

Племя Албан Шанышқылы Дулат Жалайыр Қаңлы Ошақты Суан Сіргелі Шапырашты Ысты Сарыүйсін
Роды
  • Байсейіт
  • Игілік-баба
  • Айт
  • Құсық
  • Қоңыр-бөрік
  • Қыстық
  • Қарақыстық
  • Аққыстық
  • Қызыл-бөрік
  • Айтбозым
  • Алжан
  • Жарты
  • Құрман
  • Сегіз-сары
  • Шоған
  • Ағанай
  • Жолық
  • Араншы
  • Тілеке
  • Сенкібай
  • Ақкісі
  • Жанкісі
  • Малдыбай
  • Жидебай
  • Шоқтерек
  • Қуттыбай
  • Ботпай
  • Жаныс
  • Сиқым
  • Шымыр
  • Ақбұйым
  • Андас
  • Арыктыным
  • Байшегір
  • Балғалы
  • Қалпе
  • Қайшылы
  • Қарашапан
  • Күшүк
  • Мырза
  • Орақты
  • Сиыршы
  • Сыпатай
  • Қара-каңлы
  • Қызыл-каңлы
  • Сары-каңлы
  • Бузаушы
  • Аталық
  • Байлы
  • Қоңыр
  • Тасжүрек
  • Байтүгей
  • Тоқарыстан
  • Айтбозым
  • Ақкөңірдек
  • Байжігіт
  • Батыр
  • Елібай
  • Жайдақ
  • Жаңабай
  • Қайшылы
  • Қарабатыр
  • Қаракөңірдек
  • Тутаңбалы
  • Шалдар
  • Екей
  • Еміл
  • Айқым
  • Асыл
  • Кебенек
  • Шыбыл
  • Ойық
  • Тілік
  • Ақнайзалы
  • Бұра
  • Тайлақ
  • Бөрі
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий