Вознесение господне

Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7).

Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1–4).

В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре.

В Деян. 1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.: Лк 2: 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1–2; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32–36; 3: 15–16; 4: 10; 5: 30–32; 10: 40–43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5–8).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1.

Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.).

Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8).

Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.

Вознесение господне

Вознесение Христа. П. Сведомский. Фреска Владимирского собора в Киеве

Духовный смысл праздника

Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания.

Уже в вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

В большинстве древних символов веры рассматриваемое событие упоминается вслед за Воскресением. Например, в Никео-Цареградском символе: «И Возшедшаго на Небеса и Седяща одесную Отца».

Важность события Вознесения неизменно подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор). После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца

Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Неслучайно евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном» (см.: Ин. 6: 22–71)

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Неслучайно евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном» (см.: Ин. 6: 22–71).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям (1: 3; 9: 12). Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей кровию в небесное святилище (см.: Евр. 9: 12, 24–26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (см.: Деян. 1: 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24: 30; Лк. 21: 27).

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама,

Вознесение Христа. Т. Нефф. 1846-1848 гг. Исаакиевский собор, СПб

Вознесение Господне в 2019 году. Какого числа у православных

Вознесение господне

Вознесение Господне — важное религиозное событие. В этот день верующие вспоминают о последнем дне пребывания Иисуса Христа на земле и его вознесении на Небеса. Праздник Вознесения Господня воплощает идею вечной жизни

В течение сорока дней после Воскресения Иисус Христос пребывал на Земле в человеческом образе. По истечении этого времени Спаситель вознесся на Небеса, оставив апостолам послание о том, что однажды он еще вернется на землю

Праздник Вознесения Господня воплощает идею вечной жизни. В течение сорока дней после Воскресения Иисус Христос пребывал на Земле в человеческом образе. По истечении этого времени Спаситель вознесся на Небеса, оставив апостолам послание о том, что однажды он еще вернется на землю.

Праздник Вознесения Господня не имеет фиксированной даты и отмечается на 40-й день после Светлой Пасхи. В 2019 году верующие смогут отметить великое религиозное событие 6 июня.

Вознесение господнеТамара Глоба раскрыла секрет привлечения денег! С сегодняшнего дня Ваша жизнь изменится…

Вознесение господне
Астролог Василиса Володина: — Этим летом, деньги упадут с неба на эти 3 знака Зодиака…

Вознесение Господне в 2019 году

Праздник Вознесения отмечается в течение десяти дней. Среда — день предпразднства. В это время в храмах проходит всенощное бдение и совершается старинный религиозный обряд отдания Пасхи. На утреннем богослужении читается Евангелие от Марка.

Последующие восемь дней являются днем попразднства. В церквях продолжают проводить богослужения, на которых вспоминается о Вознесении Иисуса Христа на Небеса.

На Руси Вознесение считалось поминальным днем. В этот день женщины пекли поминальный хлеб, чтобы помочь душам покойных родственников подойти к вратам Рая. После этого хлеб относили на могилы усопших или угощали им бездомных с просьбами помолиться об упокоении умерших.

Кроме того, хозяйки готовили традиционную праздничную выпечку «Христовы лапотки». Существует народное предание, которое гласит, что во время своего пребывания на земле Спаситель обошел всю Русь, а блины пеклись Иисусу Христу «на дорожку».

Вознесение Господне — светлое событие. В этот день принято радоваться, посещать храмы и возносить молитвы Господу. Заниматься домашними делами и сельскохозяйственными работами не рекомендуется.

Согласно поверьям, в этот день Спаситель принимает облик нищего и бродит по земле. В связи с этим в праздник следует заниматься благотворительностью, помогать нуждающимся и не отказывать в помощи тем, кому она необходима. Кто в этот день откажет нуждающемуся, тот весь год от бедности и недугов мучиться будет.

В Вознесение Господне вся природа наполняется целебными силами. Поэтому в этот день принято собирать лечебные травы и готовить из них отвары и настои. Считается, что с их помощью можно избавиться от любых болезней, а также вернуть молодость и красоту.

Журнал о звездах и астрологии

Исследование показало, что грибок боится как огня простого…

Не губите больные суставы мазями и уколами, лечатся они в любом возрасте…

Все папилломы отпадут за ночь, если в простую воду добавить чайную ложку…

Вознесение господне
Сегодня, 6 июня 2019 года — православные отмечают Вознесение Господне…

Вознесение господне
Вознесение Господне 2019. Обряды, ритуалы и заговоры на деньги и любов…

Вознесение господне
Вознесение Господне. Приметы, традиции и обычаи 6 июня 2019 года…

Вознесение господне
Вознесение господне 6 июня 2019 года. Что это за праздник?…

Поздравления с праздником Вознесения Господня 2019 в стихах…

Поздравления с Вознесением Господним 6 июня 2019 года…

Вознесение Господне 6 июня. Запреты, приметы и обычаи…

Заговор на Вознесение Господне 6 июня 2019 года…

Вознесение Господне 2019. Обычаи и традиции праздника…

Молитва на Вознесение Господне 6 июня 2019…

Приметы на Вознесение Господне 2019

Что можно, а что нельзя делать на Вознесение Господне 6 июня 2019 года…

Вознесение господне
Ужасный гороскоп ВАНГИ сбудется в сентябре 2019 года. Всего 3 знака будут жить в достатке….

Вознесение господне
Слепая баба НИНА: — Деньги всю жизнь будут литься рекой, если в доме спрятан простой…

Вознесение Господне. Событие праздника

После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:

«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе»

Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:. Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы

Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв. 

Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв. 

Мы обрели возможность быть с Богом всегда

Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.

Путь, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы, — тот же самый путь, которым восшел в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

Проверим, возлюбленные други мои, себя, идем ли мы на небо путем Христовым? Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш. Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу, и поступает сообразно своему предназначению.

Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?

Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: «Что стоите зряще на небо?»

Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий…

Когда Христос говорит нам: «Отвергнись себя, возьми крест свой и последуй за Мной» , — Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним.

Он говорит нам о большем, — о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24).

Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.

Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусех.

Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя.

Вот что Господь совершил ради нас!

Богослужебное почитание

В православии

В богослужении праздник в честь Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников. Богослужение совершается по Цветной Триоди. Накануне четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерни которого поются стихиры, посвященные этому событию, здесь же читаются три паремии, по мнению Православной церкви, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа: (Ис. , ). (Ис. , , ), (Зах. , ). На утрени читается Евангелие от Марка, 71 зачало (Мк. ). Каноны праздника написаны Иоанном Дамаскином и Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. ) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. ).

Тропарь, кондак и задостойник на Вознесение Господне.
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 4 (Ἦχος δ’) Ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, χαροποιήσας τοὺς Μαθητάς, τῇ ἐπαγγελίᾳ τοῦ ἁγίου Πνεύματος· βεβαιωθέντων αὐτῶν διὰ τῆς εὐλογίας, ὅτι σὺ εἶ ὁ Υἱός τοῦ Θεοῦ, ὁ λυτρωτὴς τοῦ κόσμου Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра. Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак праздника, глас 6 (Ἦχος πλ. β’) Τὴν ὑπὲρ ἡμῶν πληρώσας οἰκονομίαν, καὶ τὰ ἐπὶ γῆς ἑνώσας τοῖς οὐρανίοις, ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστε ὁ Θεὸς ἡμῶν, οὐδαμόθεν χωριζόμενος, ἀλλὰ μένων ἀδιάστατος, καὶ βοῶν τοῖς ἀγαπῶσί σε· Ἐγώ εἰμι μεθ’ ὑμῶν, καὶ οὐδεὶς καθ’ ὑμῶν. Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы. Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я — с вами и никто — против вас!»
Задостойник праздника, глас 5 (Ἦχος πλ. α’) «Σὲ τὴν ὑπὲρ νοῦν καὶ λόγον Μητέρα Θεοῦ, τὴν ἐν χρόνῳ τὸν ἄχρονον ἀφράστως κυήσασαν, οἱ πιστοὶ ὁμοφρόνως μεγαλύνομεν». Тя па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию, в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую, ве́рнии, единому́дренно велича́ем. Тебя, превыше ума и слова ставшую Матерью Божией, во времени Сверхвременного неизреченно родившую, мы, верные, единомысленно величаем.

Величие Спасителя

И святой Иоанн Златоуст говорит о том же величии Спасителя, о Его Божественной силе: “Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознесся Господь на небо, но Сам шел этим путем”.

Небо, на которое вознесся Господь,- конечно, это не то звездное небо, которое мы с вами видим над собой. И не бесконечное мировое пространство, но высшее небо – место вечного пребывания Превечного Бога.

Вознесшись на небо и седе одесную Отца, Господь Спаситель показал тем самым, что как Сын Божий Он и раньше имел власть единую со Отцем. Но теперь получил ее еще и как Богочеловек, ибо Он вознесся в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из мертвых.

Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте. А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному Престолу Божию.

Вознесение господнеЭто ли не причина радоваться, несмотря на то, что для этого необходимо расставание с Божественным Учителем.

Радость учеников и апостолов еще большая, чем наша.

Они осознали величие Того, с Кем они находились в близком общении как друзья. “Вы други мои…” – так называл Господь Своих учеников (Ин. 15, 14).

Но и для нас, живущих на земле, великая радость. Вознесся Господь, плотию Своею вошел в славу Отчую – и теперь мы, как говорит святой Иоанн Златоуст, с ужасом и удивлением смотрим и видим, что в самых глубинах тайны Святой Троицы находится человек! Человек Иисус Христос!

Да, Он Сын Божий, но и нам Он родной – Человек…

Мы сказали вначале, что Вознесение – это праздник разлуки… Но какая разлука!.. Восходит Господь на небо и с Собою в тайну Божественной Жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь человек представляет собой! И понятна теперь нам радость апостолов.

У них теперь было уже все: было небо на земле, была вечность в них самих и они были в вечности.

Вот и нам, возлюбленные, надо стремиться иметь такое же сознание.

Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас.

В разлуке с Господом во время Его вознесения мы видим проявление любви Божией к людям, указывающей нам наше человеческое призвание.

Вознесение господне

Как поучает апостол Павел: “…вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная” (Кол. 3, 1-2).

Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь. Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви. Он обещал апостолам: “И се Аз с вами… во вся дни, до скончания века…” (Мф. 28, 20).

Все великие наши праздники – это, други мои, не только воспоминание о том или ином евангельском событии или событии церковной истории.

Но это светочи, указывающие нам верный путь к вечной жизни, пути совершенствования наших душ.

Господь все сделал для нашего спасения. Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге – зависит от нас.

Как уже было сказано, по Вознесении Господа на небо теперь одесную Бога Отца находится Сын Человеческий, облеченный нашей человеческой плотию. И Он облекся в нее не на краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и дивные свойства сотворенного Им мира. А именно: все Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.

И здесь становится очевидным и величие человека, и то высокое назначение, которое уготовал человеку Бог.

Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А вера выше знаний, потому что она всесильна, и именно там, где знания бессильны.

Мы еще находимся в переживаниях Воскресения Христова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами, возлюбленные други мои, находимся еще в переживаниях величайшего события преславного Воскресения Христова.

Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

«Возшед на небеса отонудуже и сошел еси…» — поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа.

Он был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий.

Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу — туда, где пребывал и раньше.

«Отонудуже и сошел еси…» Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения. Даровать людям избавление от вечной смерти.

И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо…

Праздник Вознесения

Православные христиане отмечают праздник Вознесения Господня в 2019 году в четверг, 6 июня. Этот день выбран не случайно, он приходится на сороковой день после Пасхи и отмечается каждый год в разное время. Многие люди не придают значения этому торжеству и часто забывают о нём в мирской суете.

Вознесение считается одним из двенадцати важнейших православных праздников. И сегодня «Так Просто!» расскажет тебе о традициях, запретах и суевериях, связанных с ним.

Согласно евангельскому преданию, история праздника Вознесения начинается с момента, когда Господь вознесся на небо, указывая людям путь к будущему воскресению. Но почему Христос не исчез, попрощавшись с апостолами, не растаял в облаке, а повелел ученикам выйти на Елеонскую гору и увидеть его возвращение на небеса?

Ученики забыли о земных делах и проблемах и с восторгом смотрели в небо на Спасителя. Они радовались Его возвращению к Отцу. Поэтому Вознесение символизирует не уход и не прекращение отношений, это призыв к личному, смиренному восхождению к Богу, вслед за Христом, в Его Царствие! Вот в чём смысл и радость этого великого праздника.

С давних времен существовала традиция выпекать к праздничному обеду сочни и особые ржаные блины с начинкой под названием «Христу на дорожку». В готовом виде они напоминали крестьянскую обувь, поэтому их еще называли «Божья окутка», «онучки», «лапотки». Православные считали, что за 40 дней пребывания на земле Иисус износил свою обувь, поэтому для него пекли обновку.

Вознесение господне

‡агрузка…

Вознесение Господне считается поминальным днем. В этот день наши бабушки выпекали поминальные хлебцы-лесенки из трех видов теста: ржаного, пресного или дрожжевого. Эти хлебцы приносили в церковь, на кладбище и раздавали нуждающимся.

Наши предки верили, что на Вознесение Христос ходит по земле в нищенских одеждах. Поэтому в этот день нужно подавать щедрую милостыню и не отворачиваться от убогих.

В больших городах обрядовые традиции забыты и никто не занимается подобной выпечкой. Священники говорят, что гораздо важнее провести этот день в радости и спокойствии, вознестись над суетой и житейскими заботами. Господь учит нас: «Ищите прежде Царствия Божьего и правды его, а что есть, что пить — это всё приложится вам».

Строгих церковных запретов на Вознесение всего пять. Разрешено выполнять нетяжелую работу, но перед началом и после ее завершения нужно обязательно прочитать молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедший с Небесных высот спасения нашего ради и напитавший нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесшийся от нас на небо со славою и возседший одесную Бога и Отца!»

Запреты на Вознесение

  1. Не принято венчаться и отпевать усопших. Ближайший день особого поминовения родственников — Троицкая родительская суббота (15 июня 2019 года).
  2. Верующие не говорят «Христос Воскресе», ведь в этот день из церквей выносят плащаницу.
  3. Нельзя ссориться, ругаться и печалиться.
  4. Запрещено выбрасывать мусор на улицу, сквернословить и плевать на землю.
  5. Особо тяжелую работу, если она не является вынужденной мерой, следует отложить на другой день.

Церковь призывает мирян прийти в храм на торжественное праздничное Богослужение, где священники проводят службу в белых одеждах. Но так как это середина рабочей недели, не все могут выделить время для посещения храма. Святые отцы советуют отвлечься на несколько минут от дел, помолиться, возвести взгляд в небо и вспомнить наставления Христа.

Эти несколько минут, проведенные в молитве и состоянии Духа, вовсе не бесполезная трата времени, это время единения с Богом. Несмотря на расставание, Иисус не покинул нас, Он всегда рядом, откликается на наши молитвы и помогает.

Невзирая на греховность человека, Господь всё равно возносит его до небес. У истинного христианина нет другого пути. Пусть духовная радость праздника Великого Вознесения будет сегодня в каждом доме, храни тебя Господь!

Александра Дяченко
Александра Дяченко, пожалуй, самый деятельный редактор нашей команды. Она активная мама двоих детей, неутомимая хозяйка, а еще у Саши есть интересное хобби: она обожает делать впечатляющие украшения и оформлять детские праздники. Энергию этого человека не уместить в слова! Мечтает побывать на бразильском карнавале. Любимая книга Саши — «Страна Чудес без тормозов» Харуки Мураками.

Обряд «кукушка»

Прежде, в XVIII-XX веках, в южных районах России существовал обряд «Похороны кукушки». В нем участвовали незамужние девушки, а также, молодые женщины. Кукушка считалась покровительницей женского пола и брака. Незамужним она помогала обрести свое счастье, а замужние просили у кукушки укрепления брака.

Перед тем, как похоронить птицу, ее сначала крестили, потом кумились, только после этого хоронили со всеми почестями.

А начиналось все в праздник Вознесения, когда девушки собирались всем селом и изготавливали кукушку-куклу. Сколько регионов, столько и обычаев по изготовлению образа. Где-то куклу делали в полный человеческий рост, а где-то ограничивались маленькой игрушкой. Изготавливали куколку из травы, тряпок, цветочных венков, в общем, из любых материалов. Обязательным условием было использование травы «кукушкины слезы», ее вырывали вместе с корнем и добавляли к материалу для изготовления птицы. Считалось, что корню присущи особые магические свойства.

Игрушке шили наряд, преимущественно из красных тканей. В иных областях наряд был схож с платьем невесты, в других – с погребальным одеянием. Птицу облачали в наряд, а затем начиналось самое интересное – крещение. Девушки и женщины, вместе с кукушкой, накрывались платком, трижды крестили игрушку, надевали на нее крестик. После этого, начинался обряд кумовства, где участвующие в обряде роднились. Считалось, что крещение и кумовство – путь к чудесам, на которые способна кукушка.

А через некоторое время, как правило, на Троицу, кукушку хоронили. Гроб для игрушки готовился богатый, застилался березовыми ветвями, всячески украшался. Только не разрешалось класть в него свои вещи, дабы не накликать смерть на себя.

Место погребения игрушки хранилось в тайне, особенно от парней. Хулиганы – ребята могли разрыть его, навлекая беду на себя, своих близких и женщин, участвующих в обряде крещения и погребения кукушки.

После похорон трапезничали, ели крашеные яйца или яичница. А затем, распевая веселые песни, девушки и женщины расходились по домам.

Следовать приметам и суевериям в праздник Вознесения – личное дело каждого. Но стоит помнить о том, что церковь негативно относится к различным предрассудкам и суевериям, ибо они исходят далеко не от Бога.

Народные традиции

Праздник за многие века существования христианства на Руси вобрал в себя как аграрные, так и языческие обычаи. Сложились народные верования и приметы, которые не имели никакого отношения к религиозному смыслу праздника, но хорошо иллюстрировали отношение народа к Святому дню и обычаи русских крестьян.

С этого дня в народе считается, что весна переходит в лето. Под вечер разжигали костры, как символ лета, водили хороводы, начинали совершать обряд «кумления» — это старинный славянский обряд, после которого покумившиеся становились близкими людьми, как сестры или как братья.

На этот день пекли пироги и «лесенки», на которых обязательно должно было быть семь перекладин (семь небес апокалипсиса). Их освящали в церкви, а затем сбрасывали с колокольни. Так люди гадали, если все ступеньки целы, то человек ведет праведную жизнь, а если лестница разбилась на мелкие кусочки, то грешную.

С лесенками также ходили в поле, где молились и бросали их в небо, чтобы урожай рос высоко.

Также в поле обязательно украшали березы, которые оставались в таком убранстве до конца жатвы. Вокруг них устраивали гулянья, кидали вареные яйца и просили Христа помочь в росте урожая.

В народном календаре этот день считается днем поминовения умерших предков и родителей. Чтобы их помянуть и умилостивить, пекли блины, жарили яичницу, а затем все съедали либо в поле, либо дома.

Вознесение господне

Что можно делать и чего нельзя делать в праздник

Православное Воскресение считается радостным и праздничным.

С утра хозяйки пекут пироги с луком, украшая их лесенкой — символическим путем Христа на небеса. На Руси в праздник было принято лепить из теста специальные «небесные лесенки», которые относили на могилки. Люди считали, что такие лесенки помогают усопшим быстрее добираться до рая.

Раньше на Вознесение Господне обязательно пекли блины или оладьи, варили яйца или жарили яичницу — Христу «на дорожку». Ими нужно было делиться со всеми желающими.

Принято обращаться с верой ко Господу с просьбами о помощи — в этот день Иисус слышит молитвы каждого верующего.

Было отмечено, что после праздника наступает теплая, летняя погода. В старину люди устраивали настоящий праздник — «Проводы весны» с песнями, играми, походами в гости. Все соблюдали старинные обряды, украшали улицы и дома травой и зеленью.

А что нельзя делать:

  • Нельзя проводить уборку в доме или во дворе
  • Нельзя хранить в душе зло, плохие мысли.

Если в этот день одолевают дурные или печальные мысли, нужно обязательно отвлечься, отправиться в церковь. Думать о чем-то плохом ни в коем случае нельзя — опасения могут сбыться.

К Вознесению завершался посев зерновых, начиналась подготовка к Троице.

Традиции и обряды праздника

Вознесение Господне празднуется десять дней. Среда накануне является днем предпразднства, в который в храмах совершается обряд отдания Пасхи – Светлого Воскресения Христова. Вечером в церквях проходит служба всенощного бдения. На ней зачитываются стихиры и паремии из богослужебной книги – Цветной триоди. На утрени читается Евангелие от Марка.

Восемь последующих дней являются днями попразднества. В храмах проходят богослужения, прославляется событие Вознесения на небо Иисуса Христа. В пятницу на седьмой неделе после Пасхи совершается отдание Вознесения Господня. Во все сорок пасхальных дней и в дни празднования Вознесения Господня церковнослужители облачаются в белое одеяние.

Во многих регионах в этот праздник принято поминать умерших. На Руси женщины лепили из теста «поминальные хлебцы» и «небесные лесенки», в помощь предкам, чтобы им удобнее и быстрее было добраться до райских ворот. Люди относили эти лесенки на могилы родственникам или в поле, чтобы зерно тянулось к солнышку и небу.

Также женщины готовили особые блины, которые назывались «Христовы лапотки». По преданиям, Спаситель от Пасхи до Вознесения Господня обходит всю православную Русь. Эти блины считались Христу «на дорожку».

В этот день было принято не работать. Люди ходили в гости к родным и друзьям или приглашали их к себе.

В этот праздник полагается уважительно и с большим вниманием относиться к убогим. Легенда гласит, что в это время по миру в облике нищего гуляет Иисус Христос

Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня

Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Баранчинский Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и с.Новенькое. В США — Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Вудбурна.

Вознесение господнеХрам Вознесения Господня РПсЦ пос. Баранчинский Свердловской области

В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Злынке Брянской области.

Вознесение господнеХрам Вознесения Господня (РДЦ). Злынка

Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве — Ладзияйской (Некрунской) и Турмантасской.

Вознесение господнеХрам Вознесения Господня (ДПЦ). Турмантас, Литва