Воспитание в педагогическом процессе

История детства

Основная статья: История детства

В своих работах по истории детства Ллойд деМос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период. Шесть моделей, по деМосу, следующие:

  1. Инфантицидная (до IV века н. э.) — характеризуется массовым убийством детей и насилием в их отношении;
  2. Бросающая/отстранённая (IV—XIII века) — характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства и практикой передачи родителями детей на воспитание третьим лицам;
  3. Амбивалентная (XIV—XVII века) — характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний;
  4. Навязчивая/принудительная (XVIII век) — характеризуется началом понимания потребностей ребёнка;
  5. Социализирующая (XIX — первая половина XX века) — характеризуется массовым распространением педагогических знаний, а также начального и среднего образования;
  6. Помогающая (с середины XX века) — характеризуется индивидуализацией процесса воспитания, отказом от физических наказаний и равноправными отношениями между родителями и детьми.

Воспитание в педагогическом процессе
«Мать отвечает за сердце, отец — за интеллект»

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиля Описание
Кумир семьи Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
Золушка Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
Гиперопека Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Задачи воспитания в системе российского образования

Система российского образования в процессе поиска новых путей развития и методов обучения и воспитания. Учебные заведения используют лучшие методики и планы советского подхода к учебно-воспитательной работе.

Воспитание в педагогическом процессе

По одной из теорий, правильное построение задач воспитательной работы должно исходить из идеологии долга и служения своему обществу и будущим поколениям.

Современный подход к воспитательному процессу должен учитывать и создание единой целостной системы воспитания. Необходимо отказаться от стереотипа воспитательный процесс ребенка это забота его семьи и дома, а задача школы это обучение.

Воспитание детей

Единство требований к воспитательному процессу, единые педагогические воздействия должны предъявляться к зарождающейся личности от обоих родителей и школы, не противореча друг другу – в этом случае у ребенка появляется определенная модель стереотипного отношения и поведения, он легче и успешней будет продвигаться в учебе, дисциплинированности, социализации и освоении общественных ценностей.

Воспитание в педагогическом процессе

Когда требования родителей к ребенку противоречат друг другу, когда мама говорит одно, а папа противоположное, у малыша может возникнуть диссонанс, тревожность и психические проблемы

Поэтому в семье так важно выработать единую линию воспитания

Такое единство индивидуально в каждой конкретной семье и культуре, оно выражается в согласованности правил и норм поведения, которые прививаются ребенку.

Психология дает следующее определение: воспитанный человек это тот, кто обладает культурой, вежлив и обходителен, имеет хорошие манеры и проявляет уважение к окружающему миру и другим людям. Вежливый индивид это не всегда признак воспитанности, но воспитанный человек всегда будет вежлив.

Воспитание в педагогическом процессе

Воспитанность включает в себя владение собой и внимательность к окружающим. Воспитать – означает научить ребенка такой воспитанности. Воспитатель – это тот, кто воспитывает, причем им не обязательно окажется именно родитель или педагог.

Педагогика определяет воспитательный процесс как динамичное сложноустроенное сознательное взаимодействие между воспитанником и педагогом с целью формирования личности первого. Этот процесс означает и самостоятельное воздействие человека на самого себя.

Такое формирование личности касается трансформации личностных качеств и убеждений, жизненных ценностей и общей модели отношения ко всему миру. При этом из ребенка невозможно слепить как из пластилина желательную личность все гораздо сложнее.

Виды воспитания человека

Религиозное воспитание

Классическое воспитание в немецкой школе (политическая карикатура)

Выделяются следующие виды воспитания человека:

  • По содержанию воспитания:
    • умственное
    • трудовое
    • физическое
    • нравственное
    • духовно-нравственное
    • эстетическое
    • правовое
    • патриотическое
    • половое и полоролевое
    • экономическое
    • экологическое (автор концепции — Е. К. Янакиева)
    • и т. д.
  • По институциональному признаку:
    • семейное
    • религиозное
    • социальное (в узком смысле)
    • дизсоциальное (асоциальное)
    • коррекционное
  • По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
    • авторитарное
    • свободное
    • демократическое
  • В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как

Литература

  • Павлов И. П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. — М.: изд. МПСИ, 2004. — ISBN 5-89502-621-4.
  • Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — М., 1868—69. — Т. 1—2.
  • Ромашина Е. Ю. Педагогика. — Тула, 2003.
  • Сигнальная наследственность // Исследования по генетике. Сб.1. Под ред. М. Е. Лобашева. Л., изд. Ленингр. ун-та, 1961.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  • Ерёмин В. А. Воспитание в испытаниях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. 176 c. с илл. ISBN 978-5-91657-212-4
  • Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
  • Педагогический словарь. Под редакцией Кождаспировой Г. М., М.: «Академия» — 2005. ISBN 5-7695-0445-5
  • Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М.: «Алетейя», 2002.
  • Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.- № 6.
  • Мишель Борба. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ними бороться = No More Misbehavin’: 38 Difficult Behaviors and How to Stop Them. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 320. — ISBN 0-7879-6617-7.
  • Сандра Хардин Гукин, Дэн Гукин. Воспитание детей для «чайников» = PARENTING FOR DUMMIES. — М.: «Диалектика», 2004. — С. 384. — ISBN 0-7645-5418-2.
  • Гавров С.Н., Микляева Н.В., Лопатина О.Г. Воспитание как антропологический феномен. — Москва: Форум, 2011. — С. 240. — ISBN 978-5-91134-545-7.

Общие механизмы научения и воспитания

Понятие воспитание неотделимо от других, таких, как образование и профессионализация. Оно коррелирует со значениями функций умение (знание, навык) планирование (организация, контроль) и т. д. Наличие этих сквозных связей между достигнутыми объёмами представлений (целым) позволяет устанавливать соответствие с имеющим уровнем цивилизованности в обществе. А в учебных заведениях взаимосвязь этих функций позволяет формировать методическое обеспечение в зависимости от специализации.

Воспитание в общем у животных — процесс реализации сигнальной наследственности — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги), моллюски и членистоногие.

Млекопитающие

Телёнка наставляют на послушание

У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых навыков адаптации к окружающей среде, также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае).

Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.

Человек

Воспитание обычно строится «на трёх китах»:

  • наказание (кнут),
  • поощрение (пряник)
  • личный пример воспитателя.

Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:

Ребёнок познаёт мир

  • вторая сигнальная система (речь)
  • поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
  • деятельность, опосредованная через изменённые элементы внешней среды (орудия производства).

Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры негенетического характера — культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ни чем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма.

Дети джунглей

Каспер Хаузер и его анонимный убийца

Известны случаи, когда оставшиеся без попечения дети выживали в сложных условиях дикой природы, в том числе при поддержке диких зверей, а в дальнейшем и воспитывались ими. По понятным причинам такие случаи более часто отмечаются в странах с тёплым климатом, в частности, в Индии. По названию известной английской сказки такие дети нередко именуются «детьми-Маугли». В отличие от благостного завершения упомянутой сказки, такие дети, будучи возвращёнными в человеческое общество даже в возрасте 6-7 лет, оказываются не в состоянии полноценно освоить язык и другие виды культурного взаимодействия в обществе.

Объяснение данных фактов даются в зависимости от педагогических теорий, которых придерживаются соответствующие авторы.

Так, последователи культурно-исторического подхода к обучению (Гербарт, Выготский, Т. Д. Лысенко[уточнить] и их последователи), принявшие за основу возможность новообразования (по-английски — формирования) способностей к обучению и последующего «развития» их объясняют упомянутые факты задержками новообразования способностей и умственного развития детей, формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

Последователи природосообразного подхода к обучению (Коменский, Дистервег, Песталоцци, Ушинский и другие), говорят о том, что соответствующие природные способности детей в данном случае не были своевременно пробуждены и востребованы, в связи с чем позже не смогли раскрыться в полном объёме.

Известен также случай Каспара Хаузера, который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окружающего мира.

Цели воспитания в конкретных концепциях

Гуманистическая концепция определяет ребенка центральной ценностью, он выступает как объект и субъект воспитания. Метод гуманистического воспитания предполагает, что формирующая личность не только усваивает внешние культурные нормы, но и вносит в них ничто свое.

Воспитание в педагогическом процессе

Социальный смысл гуманистического подхода означает восприятие ребенка как активного субъекта воспитания. Задачей является индивидуальный подход к каждому из детей, уважение к ребенку и учет его желаний и мнения.

Это полное принятие ребенка и положительное отношение к нему, уважение достоинства формирующейся личности.

Прагматическая концепция определяет функции воспитания не в подготовке ребенка к жизни в будущем, а ставит в центр жизнь в настоящем времени, здесь и сейчас. Этот новый подход называет главной задачей обучение воспитуемого находить решения проблемам в жизни в настоящее время, накапливая опыт.

Содержание воспитательного процесса же раскрывается в процессе решения бытовых проблем в жизни.

Современные принципы воспитания в педагогике

Виды воспитания, которые выделяют в настоящее время, представлены в таблице.

Вид воспитания Определение вида и задачи Экологическое воспитание Подразумевает формирование у ребенка сознательной цели аккуратного и уважительного отношения к окружающей природе, рационального и здравого использования ее ресурсов. Задачи: 1.       Донесение до ребенка информации об окружающей природе. 2.       Установка четких границ допустимых действий человека на окружающую биосферу, флору и фауну. 3.       Просвещение о методах сохранения природных ресурсов. Правовой воспитательный процесс Означает передачу формирующейся личности информации о юридических законах и нормах, соблюдение этих законов. Задачи: 1.       Привитие ребенку ответственности и уважительного отношения к законам конкретного государства. 2.       Прививать активную позицию в политической сфере. 3.       Вырабатывать критическое мышление по отношению к окружающему миру. 4.       Вырабатывать дисциплинированность (не наказанием). Умственное воспитание Подразумевает конкретно образование и обучение, педагогический процесс, интеллектуальное развитие и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации. Задачи: 1.       Руководство становлением познавательной сферы ребенка. 2.       Одобрение попыток самостоятельности

3.       Брать во внимание индивидуальные особенности конкретного воспитанника. 4.       Не предлагать ребенку уже готовое решение, а стимулировать его попытки решить проблему самостоятельно

Физическое Означает прививание ребенку понимания того, как совершенствовать свое тело и поддерживать здоровье организма. Задачи: 1.       Четкое понятие о здоровом образе жизни. 2.       Выработка интереса к физическим упражнениям и занятиям спортом. Воспитание трудовой сферы Это формирование у ребенка потребности трудиться, обучение его добросовестности и честности. Задачи: 1.       Помощь ребенку в поиске той сферы, которая станет его профессией. 2.       Выработка творческого подхода в трудовой деятельности. 3.       просвещение в понимании значимости трудовой деятельности. Экономический воспитательный процесс Определяется становлением у детей деловых характеристик – бережливости и адекватного восприятия материальной сферы жизни. Задачи: 1.       Формирование у ребенка адекватных представлений о рыночных отношениях и бизнесе. 2.       Привитие принципов социальной справедливости в обществе. 3.       воспитание у ребенка честности в рыночных взаимоотношениях. Нравственное воспитание Объясняется как сознательное воздействие на становление чувственной сферы ребёнка, воспитание нравственных характеристик, уместных для конкретного общества. К нравственным качествам относится вежливость, уважение ко всему окружающему, верность, тактичность, гуманность и другие. Задачи: 1.       Уважать свободу выбора ребенка. 2.       Подавать взрослым наглядный положительный пример для детей. Эстетическое воспитание Означает развитие у ребенка правильного восприятия искусства и потребности в улучшении внешнего облика мира, видения прекрасного в природе. Задачи: 1.       Развитие у ребенка способности замечать в жизни и искусстве эстетические характеристики и свойства предметов и явлений. 2.       Воспитание умения испытывать эстетические чувства (восхищение, адекватная оценка, удовольствие от увиденного). 3.       Формирование потребности в эстетических и художественных переживаниях. Общественное воспитание Это выработка у ребенка способности взаимодействовать в обществе, занимать в нем определенную позицию и развивать общественные навыки. Задачи: 1.       Воспитание у ребенка чувства долга по отношению к своему государству. 2.       Просвещение о негласных законах и правилах, принятых в конкретном обществе и культуре. 3.       Просвещение о правилах поведения в общественных местах, учебных учреждениях, семье и т. д.

Похожие термины:

  • гр. – против алкоголя) – составная часть нравственного и духовного воспитания человека. Оно выражается в применении специальных форм и методов воздействия на сознание и поведение детей с целью п

  • гр. – против курения) – это воспитание неприятия табака и табакокурения, воспитание убеждения в его вредности, просвещение в вопросах влияния табакокурения на организм, о последствиях вредной пр

  • так в 30-е годы ХХ-го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений си

  • гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеол

  • audiovisual education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культ

  • семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.

  • формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.

  • организация и обеспечение ухода и целенаправленное воспитание детей в условиях интернатного учреждения, подготовка их к самостоятельной жизни.

  • воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников.

  • воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников их воспитателям.

  • направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы (1960-1970-е гг.); основная цель-не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование

  • гр. – народ, описывать) – это воспитание демографической культуры и поведения сознательного отношения человека к формированию семьи, деторождению и самосохранению. Такое воспитание возможно на

  • Процесс воспитания приемных детей после усыновления или помещения в приемную семью требует от приемных родителей определенных педагогических знаний. П.д.в. протекает легче, если ребенок берется

  • имеющее иерархическую структуру, хронологически очерченную учебновоспитательную систему, охватывающее учебные заведения от дошкольных до высших. -Воспитание неформальное – процесс, посредство

  • форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делени

  • (от лат. dis приставка, сообщающая понятию противоположный смысл + социальное воспитание) — целенаправленное формирование антисоциальных созна ния и поведения у членов криминальных и тоталитарных

  • естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома

  • направление в пед. теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира,

  • формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др.

  • следует рассматривать как: -развитие навыков составления и реализаций планов действий по достижению совместных результатов, успехов в воспитании здорового образа жизни; -как систему достижения с

Возникновение концепций воспитания в европейском обществе

В средние века как только ребёнок мог обходиться без матери, няньки или кормилицы, он переходил в мир взрослых. Понимание детства и необходимости воспитания в европейском обществе появляется 17-18 веках в произведениях философа Джона Локка и писателя Жан-Жака Руссо.

Концепции воспитания отличаются по своей изначальной идее.

Согласно Джону Локку сознание ребёнка как чистый лист бумаги, на котором в процессе взросления можно «записать» любую будущую личность. В начале прошлого века бихевиорист Джон Уотсон писал:

«Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребёнка, я выращу из него такого специалиста, какого вы назовёте: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, предпочтений, способностей, призвания или расовой принадлежности его родителей.»

Впоследствии этот подход к воспитанию развивался психологом-бихевиористом Бэррисом Фредериком Скиннером, который сводил воспитание к подкреплению (поощрению) желаемого поведения. Методики бихевиоризма весьма эффективны и применяются сейчас при модификации поведения в детских исправительных учреждениях, однако по современным представлениям сводить воспитание к подкреплениям и наказаниям ошибочно.

В частности, Альберт Бандура показал, насколько значимо для ребёнка наблюдение и подражание поведению других, как детей, так и взрослых.

Противоположные идеи принадлежат французском писателю и философу Жан-Жаку Руссо, который полагал, что ребёнок развивается согласно своей врождённой природе, и задача воспитателя — создавать условия для проявления и расцвета этих природных склонностей.

Дефекты воспитания

Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определённые адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи, так и для её окружения и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:

  • расстройства здоровья индивида (особи)
  • особенности среды, в том числе социальной
  • наследование дефектов воспитания
  • дефицит ресурсов
  • издержки технологии и методологии воспитания

и т. д.. Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определённых патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.

Современные концепции воспитания

Современные идеи воспитания во многом базируются на противоположных концепциях детства, присущих с одной стороны, западному обществу, а с другой — коммунистическим и посткоммунистическим обществам.

Для западного общества ребёнок — безгрешный, чистый ангел, взросление — не прогресс, а регресс, приобщение к порочному миру взрослых. В рамках таких представлений порочный взрослый не может воспитывать, он способен только обучать. Воспитание сводится исключительно к семейному и полностью перепоручено родителям. Школа, кружки, секции, студии занимаются обучением.

Для советского и некоторых других обществ (Германия 30-40-х годов прошлого века, Китай) ребёнок ещё не сформировался как полноценный член общества и должен равняться на взрослый идеал человека и гражданина.

В педагогической теории коммунистических обществ ребёнок был уподоблен заготовке в токарном станке, из которой под чётко выверенными воздействиями резца-воспитателя получалась вычерченная заранее инженером деталь. Фактически здесь речь идёт о насильственном изменении личности («не умеешь — научим, не хочешь — заставим»).

Отсюда иное понимание воспитания. К примеру, в российских учебниках воспитание определяется как целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

В рамках такой концепции ребёнок и подросток воспитывается в детских коллективах, которыми руководят взрослые (пионерия, гитлерюгенд и др.).

Этот подход глубоко чужд современной западной мысли. Зарубежное «воспитание» гораздо ближе к ненасильственному понятию «социализация ребёнка», чем к принудительному изменению личности детей, как понимали и понимают воспитание на постсоветском пространстве.

Представляется, что обе концепции содержат разумные подходы, однако в своих крайних проявлениях опасны как для общества, так и для детей.

Западные идеи, центрированные исключительно на семье, привели к отчуждению ребёнка от взрослого общества, лишению его необходимого неформального общения со старшими, отсутствию необходимых

идеалов для подражания. Акцент на обучении

привёл к тяжёлой обстановке в американских школах, когда дети живут по законам звериной стаи, в которой малочисленная элита жестоко унижает подчинённое ей большинство.

С другой стороны, представление о ребёнке как о чистом листе, о заготовке для изготовления будущего патриотического винтика государственной машины ошибочно с научной точки зрения и может вести к построению тоталитарных, крайне жестоких обществ. Однако в рамках коллективных методов воспитания родились такие прогрессивные течения, как скаутинг в западном обществе и неформальная педагогика в советском.

Суть метода коллективного воспитания в том, что подростки объединяются в группу под руководством взрослых лидеров, которые становятся во многом идеалами для подражания и старшими партнёрами детей. Такие коллективы строятся по принципам равенства, уважения к личности ребёнка и его правам. К детям относятся как к взрослым, ответственным за свои поступки людям, и спрашивают с них как со взрослых. Однако принадлежность к такому детскому объединению всегда добровольная. Ребёнок сам решает, хочет ли там находится, а не зависит от решения родителей или чиновников образования. В противовес школе отрядная педагогика использует врождённые, природные механизмы взросления: потребность подростков в объединении (реакция группирования), равенства со взрослыми (реакция эмансипации), стремление к овладению практическими навыками (хобби-реакция). За коллективным (отрядным) методом воспитания в России закрепилось наименование «неформальная педагогика».

В целом зарубежные исследования сводятся к изучению стиля семейного воспитания или изучению обучения. В силу специфики предмета западные исследователи полагают, что воспитание в семье не оказывает существенного влияния на формирование личности ребёнка. При статистической обработке данных фактор воспитания не даёт статистически значимого результата и им можно пренебречь. Российские и советские учёные (О. В. Лишин, Д. Б. Эльконин и др.) в основном изучали отрядные методы, однако систематического изучения результатов такого воспитания до сих пор не существует.