Что это — урок в древней руси? понятие уроки в древней руси

Содержание

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

Что это - урок в древней руси? понятие уроки в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Попытки управления и централизации: что означает «уроки» в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения — общинники (свободные крестьяне), другая часть — дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

Что это - урок в древней руси? понятие уроки в древней руси

При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

Появление письменности: первые книги, распространение грамотности

О появлении письменности на Руси известно еще до принятия христианства, но простые люди активно используют ее для своих нужд лишь ближе к началу X века. Создателями славянской азбуки становятся братья Кирилл и Мефодий. По имени первого из братьев, русский алфавит называют кириллицей.

Владимир Красное Солнышко приглашает на Русь, как священников, так и людей, способных обучить начаткам алфавита приближенных к нему людей, челядь. Грамотные люди, в основном монахи приезжают из Византии и Болгарии. По распоряжению князя при каждой большой церкви или монастыре открывают школы для обучения основам христианской веры, а также письму, чтению и счету. Благодаря тому, что учились на русском языке, количество грамотных удается повысить в короткие сроки. Но умевших читать и писать людей на Руси в 9 веке все еще остается намного меньше, чем тех, кто не умел написать даже свое собственное имя. Причиной повальной неграмотности становится элементарное отсутствие книг. Книги того времени пишутся от руки, привозятся издалека и стоят больших денег. Первая книга на Руси раннего периода – это Библия, но не в каждом церковном приходе она есть, других же книг не видят даже зажиточные граждане.

Пытаясь решить эту проблему, русские монахи немедля принимаются за перевод греческих и болгарских книг. На стоимость первых книг Древней Руси это не влияет, но их становится гораздо больше. При Ярославе Мудром грамотные люди появляются среди простых горожан. По заказу богатых купцов и князей все те же монахи делают книги на листах из телячьей кожи, иллюстрируя их миниатюрами и выписывая каждую букву по уставу.

В XI-XII веке большим спросом пользуются жизнеописания святых и исторические сочинения («Александрия» — самая первая книга на Руси, правдиво повествующая о жизни и подвигах Александра Македонского). Древнейшей из сохранившихся рукописных книг Руси считается «Новгородский псалтырь» (XI в). Все остальные были уничтожены еще при монголо-татарском нашествии.

До открытия женских монастырей девочек письму и чтению не обучали, но после появления такого монастыря в Киеве, стали учить и женскую половину населения. Это также способствует повышению грамотности и распространению письменности. Появляется новый вид общения – деловая переписка. Люди начинают переписываться друг с другом. Кожу для написания букв могут позволить себе не все, потому пользуются деревянными дощечками и берестой.

Что это - урок в древней руси? понятие уроки в древней руси

 ()

Причины раздробленности Древней Руси

В своей борьбе за власть русские князья учитывали множество политических факторов, привлекая на свою сторону не только местное население подвластного княжества, но и внешние ресурсы – наемные войска. Но не это стало основной причиной политической раздробленности Древней Руси. Сам порядок управления русскими землями становился поводом для раздробленности. В каждом большом городе собиралось свое собственное народное собрание, имелись выборные власти и хорошо подготовленное ополчение. Получив во владение такую землю, любой князь очень быстро становился самостоятельным. Пытаясь упрочить свое положение, он начинал проводить политику отделения от Киева. Этим в свое время занимались племенные князья, еще до образования единого государства. Князя активно поддерживает местное население. Центральные и окраинные земли конфликтуют, что в дальнейшем определяет причины и характер раздробленности Древней Руси.

Что это - урок в древней руси? понятие уроки в древней руси()

Причиной феодальной раздробленности Древней Руси стало отсутствие четкого порядка наследования Киевского престола. Князья соблюдали принцип старшинства. Он предполагал, что престол доставался самому старшему в семействе. Наследником умершего князя становился не его старший сын, а брат, дядя или племянник. Все зависело от того, кто же был в это время старше всех среди родичей. Сын также мог претендовать на престол, но только при отсутствии других родственников. Такой принцип наследования работал недолго и вызывал множество противоречий.

Так, если в одно и то же время у великого князя и его брата рождались сыновья, то определить того, кому доставался княжеский престол после смерти отцов, становилось практически невозможно. Определенный ранее порядок постоянно нарушается местными князьями, стремящимися передать престол своим прямым потомкам, не дожидаясь указаний свыше. Против передачи княжеского стола старейшему князю выступает и местная знать. Претендуя на княжение в Киеве, многие местные князья не относятся к управлению вверенными им землями так, как того требуют обстоятельства. Это приводит к возникновению противостояния между ними и местными боярами, владельцами земельных наделов. Нерадивых князей изгоняют из вверенных им вотчин, на их место приглашают более сговорчивых. Съезд князей в Любече 1097 года должен был остановить этот процесс, поскольку постановил каждому князю занимать его вотчину, но этого не произошло. Съезд русских князей в Любече лишь ускорил раздробленность. Владимир Мономах, съезд князей в Любече созывал с целью их объединения, но этой цели не достиг. За годы правления в Киеве Владимира Мономаха также не было достигнуто единого мнения по вопросу престолонаследия. Начало княжения в Киеве Мстислава Великого было еще одной попыткой установить четкий порядок наследования княжеского стола, но после его смерти, порядок передачи его от князя к его наследникам вновь был нарушен. Этому во многом способствовал Устав Владимира Мономаха. В тексте Устава Владимира Мономаха содержатся призывы жить в мире и согласии, но принятие Устава Владимира Мономаха не уберегло его потомков от смуты.

Что это - урок в древней руси? понятие уроки в древней руси()

Раздробленность укреплялась и росла также под воздействием изменений, случившихся в хозяйственной жизни. Причины государственной раздробленности Древней Руси следует искать в изменении уклада жизни. Дружинники получали от князя во владение новые земли, обзаводились семьями, прислугой, крестьянами, которые могли бы эти земли обрабатывать. Они больше не стремились в дальние походы, становились тяжелы на подъем. Основной их богатства постепенно становится эксплуатация чужого труда и присвоение его результатов. От сбора дани и раздела награбленного имущества дружинники получали меньше дохода. Хорошо укрепившись на собственной земле, они не желали более следовать за князем в его стремлении занять более выгодный с политической точки зрения княжеский трон. Под влиянием дружины князь стремится укрепить собственное княжество, не пытаясь перейти на другой княжеский стол. Этому способствует потеря возможности обогащения за счет заморской торговли. Путь «из варяг в греки» постепенно утрачивает свою значимость, появляются менее опасные способы перемещения и торговли. Привычные торговые пути попадают под контроль половцев и на долгое время становятся недоступными для русских купцов. Ни издание Устава Владимира Мономаха, ни каких-либо других поучений, не в силах изменить того, что Русь политически и экономически разъединяется.

что же ребёнок не обязан делать в школе.

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

  • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).
    Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?
    На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
  • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).
    На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
  • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.
    Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

Примечания

  1. Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976; Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963
  2. Повесть о водворении христианства в Муроме.— В кн.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860.30, с. 235
  3. Житие Авраамия Смоленского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981 , с. 73
  4. Татищев В. Н. История Российская, т. III. M.; Л., 1964. с. 221
  5. Преставление преподобного Евфимия Суздальского.— В кн.: Жития святых, чтимых православною церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) с дополнениями из других книг. СПб., 1885, апр. 37, с. 11 — 12
  6. Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334
  7. Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, гл. 25
  8. Сарабьянов В., Смирнова Э. История древнерусской живописи
  9. Лихачёв Д. Словарь книжников и книжности Древней Руси
  10. Лукашевская Я. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве

  11. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство
  12. Рабинович М. Древнерусские знамена (X—XV вв.) по изображениям на миниатюрах
  13. Гуревич А. Категории средневековой культуры
  14. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий
  15. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства
  16. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации
  17. Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса
  18. Б. А. Рыбаков — Ремесло Древней Руси

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного «речь / рещь», когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

Что это - урок в древней руси? понятие уроки в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.Что это - урок в древней руси? понятие уроки в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Классификация

Сопряжение может быть двух видов: π,π{\displaystyle \pi ,\pi }-cопряжение и p{\displaystyle {\ce {p}}},π{\displaystyle \pi }-cопряжение.

Сопряжение в открытых системах

  1. π,π{\displaystyle \pi ,\pi }- Сопряжение — происходит в молекуле, в составе которой есть несколько кратных связей (как минимум две), которые чередуются между собой одинарными связями. В таких соединениях все атомы углерода находятся в sp2{\displaystyle sp^{2}}- гибридизации и каждый из них несёт одну негибридную p-орбиталь. При этом происходит боковое перекрытие орбиталей у каждого атома углерода. За счёт наличия одинарных связей между двойными, образуется единая π{\displaystyle \pi }-система, охватывающая всю молекулу — делокализованная ковалентная связь. Если в системе есть гетероатом (атом кислорода, серы, азота или галогенов, имеющий неподелённую электронную пару), то для формирования единой π{\displaystyle \pi }-системы он вносит свой p-электрон. Сопряжение приводит к выравниванию длин связей: двойные связи удлиняются, одинарные укорачиваются.
  2. p{\displaystyle {\ce {p}}},π{\displaystyle \pi }-cопряжение — происходит при наличии рядом с π{\displaystyle \pi }- связью любого атома, у которого есть негибридизированная p-орбиталь (винилметиловый эфир, ацетамид, ацетат-ион, аллил-катион, аллил-радикал и т. д.). Наибольшее значение имеют соединения с гетероатомом, то есть соединения, имеющие в своём составе структурный фрагмент: −CH=CH−X{\displaystyle {\ce {-CH=CH-X}}}, где X — гетероатом. Из-за того, что атомы углерода при двойной связи и атом, имеющий неподелённую электронную пару, находятся в sp2{\displaystyle sp^{2}}- гибридизации, три негибридные p-орбитали перекрываются между собой. Образуется трёхцентровая делокализованная ковалентная связь.

Сопряжение в замкнутых системах

Среди циклических соединений, относящихся к группе ароматических, также встречаются оба вида сопряжения.

Наглядным примером является бензол, так как его атомно-орбитальная модель наиболее чётко проявляет особенности электронного строения ароматических углеводородов. Он состоит из шести sp2{\displaystyle sp^{2}}-гибридизованных атомов углерода, каждый из которых имеет p-атомную орбиталь. Так как каждая p-атомная орбиталь перекрывается с двумя соседними, возникает единая делокализованная π{\displaystyle \pi }-система, которая равномерно распределена по всей циклической системе. Поэтому бензол проявляет π,π{\displaystyle \pi ,\pi }-cопряжение.

  1. Для шестичленных гетероциклов с одним или несколькими гетероатомами характерно π,π{\displaystyle \pi ,\pi }-cопряжение. Простейшим представителем является пиридин, в котором атом азота находится в sp2{\displaystyle sp^{2}}-гибридизации и отдаёт в ароматический секстет один p-электрон. Такой атом азота называют пиридиновым. Системы, имеющие в своём составе пиридиновый атом азота, называются π{\displaystyle \pi }-недостаточными, так как из-за большей электроотрицательности азота, чем у углерода, первый оттягивает на себя электронную плотность атомов углерода во всём ароматическом кольце. Также примером π{\displaystyle \pi }-недостаточной системы является пиримидин, в составе которого два пиридиновых атома азота.
  2. Для пятичленных гетероциклов, с атомами азота, кислорода, серы, характерно p{\displaystyle {\ce {p}}},π{\displaystyle \pi }-cопряжение. Примером служит пиррол-гетероцикл с атомом азота, который включает в ароматический секстет пару электронов от негибридизированной p-орбитали. При этом три электрона на sp2{\displaystyle sp^{2}}-гибридных орбиталях образуют три σ-связи. Имеющий такое электронное состояние атом азота называется пиррольным. Из-за того, что шестиэлектронное облако делокализовано на пяти атомах цикла, пиррол представляет собой π{\displaystyle \pi }-избыточную систему. Также к представителям p{\displaystyle {\ce {p}}},π{\displaystyle \pi }-cопряжения относят фуран и тиофен, так как они тоже являются π{\displaystyle \pi }-избыточными системами. В их ароматические секстеты также включены p-электроны с негибридизированных p-орбиталей от атома кислорода (фуран) и серы (тиофен).

Небольшим исключением является имидазол. В его составе есть пиррольный атом азота, который поставляет пару π{\displaystyle \pi }-электронов, и пиридиновый, который вносит один p-электрон. Несмотря на разный вклад атомов азота в образование делокализованного электронного облака, имидазол всё равно проявляет p{\displaystyle {\ce {p}}},π{\displaystyle \pi }-cопряжение.

Гетероциклические ароматические соединения имеют очень большую термодинамическую устойчивость. Они играют роль «структурных единиц» в нуклеиновых кислотах.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор — представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав.

В главе 26 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали своё предложение необходимостью борьбы с неграмотностью дьяконов и попов (гл.25) и ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты в XIII—XV вв. говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091—1096 гг.

О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII—XIII вв. В XIII—XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено» .

Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.

Стоглав об училищах (по некоторым версиям — только в домонгольское время, хотя «прежде сего» — именно ранее XVI века). (глава 25)

«…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» .

Общие достижения культуры средневековой Руси во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава».

Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор — представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав.

В главе 26 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали своё предложение необходимостью борьбы с неграмотностью дьяконов и попов (гл.25) и ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты в XIII—XV вв. говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091—1096 гг.

О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII—XIII вв. В XIII—XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено» .

Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.

Стоглав об училищах (по некоторым версиям — только в домонгольское время, хотя «прежде сего» — именно ранее XVI века). (глава 25)

«…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» .

Общие достижения культуры средневековой Руси во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы. Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы. Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

Вывод

Экономическое развитие и развитие товарно-денежных отношений было обусловлено созданием уроков. Так что такое урок в Древней Руси? Урок — это фиксированная сумма налогообложения. Именно с момента правления княгини Ольги на Руси появляется постоянный и фиксированный доход в государственную казну, что уже могло исправить некоторые экономические проблемы Руси. Кроме того, княгиней были созданы самостоятельные административные единицы, которые и сегодня сохранились в нашем большом государстве. Ольга не только вела дела внешней политики, но и активно разбиралась с проблемами, которые существовали внутри самого государства.

Кроме того, те реформы, которые провела Ольга, стали укреплением власти на Руси, привели к распределению контроля по всей территории государства.

Среди всего прочего, важно сказать, что именно благодаря княгине Русь стала приобретать свои культурные духовные ценности. Именно с момента прихода к власти Ольги государство стало развиваться в религиозном и духовном смысле, ведь Ольга активно участвовала в распространении христианства на Руси

Люди стали обретать самосознание и чувство долга перед своим государством. Этому немало поспособствовало создание единой системы налогообложения – введение обязательной выплаты уроков.