Триумф (древний рим)

Источники

Fasti Triumphales

Fasti Triumphales (также названный Протоколами Triumphalia), являются каменными таблетками, которые были когда-то установлены в Римском форуме приблизительно 12 BCE, во время господства первого императора, Августа. Они дают официальное имя генерала, имена его отца и дедушки, людей (людей) или области команды откуда, триумф был награжден, и дата триумфальной процессии. Они делают запись более чем 200 триумфов, начинающихся с трех мифических триумфов Ромулуса в 753 BCE и заканчивающихся тем из Лусиуса Корнелиуса Бэлбуса (19 BCE). Фрагменты подобной даты и стиля из Рима и провинциальной Италии, кажется, смоделированы на относящемся к эпохе Августа Fasti и использовались, чтобы заполнить некоторые его промежутки.

Имперская эра

Убийство следующего Цезаря, Октавиан вступил в постоянную должность императора и от 27 до н.э, стал постоянной головой Сената (см. principate) под заголовком и называют Августа. Только за год до того, как он заблокировал сенаторскую премию триумфа Маркусу Ликиниусу Крассу, несмотря на одобрение последнего в области как Император и его выполнение всех традиционных, республиканских критериев квалификации кроме полной должности консула. Технически, генералы в Имперскую эру были легатами правящего Императора (Император). Август требовал победы как свой собственный, но разрешенный Красс секунда, которая перечислена на Fasti для 27 до н.э, Крассу также отказали в редком – и в его случае, технически допустимом – честь посвящения spolia opima этой кампании Юпитеру Феретриусу.

Последний триумф, перечисленный на Fasti Triumphales, для 19 до н.э. К тому времени триумф был поглощен в относящуюся к эпохе Августа Имперскую культовую систему, в который только император – высший Император, или достаточно редко, близкий родственник, который прославил Имперские данные – получит такую высшую честь. Сенат, в истинном республиканском стиле, провел бы сессию, чтобы обсудить и решить достоинства кандидата; но это было немного больше, чем хорошая форма. В то время как относящаяся к эпохе Августа идеология настояла, что Август спас и восстановил республику, она праздновала его триумф как постоянное условие и его военное, политическое и религиозное лидерство как ответственный в течение беспрецедентной эры стабильности, мира и процветания. Отсюда на, императоры, кажется, требовали – не представляясь требовать – Триумф как Имперская привилегия. Тех вне Императорской семьи, как Aulus Plautius при Клавдие, можно было бы предоставить «триумфальные украшения»; или аплодисменты. Сенат все еще обсудил и проголосовал за такие вопросы, хотя результат был, вероятно, уже решен. В Имперскую эру число триумфов упало резко. Ни один не зарегистрирован между триумфом Клавдия для его завоевания Великобритании (44 н. э.) и посмертным триумфом Траяна 117-8 н. э. и ни одного с того времени до триумфа Маркуса Орилиуса по Парфянскому царству в 166 н. э.

Имперские панегирики более поздней Имперской эры объединяют триумфальные элементы с Имперскими церемониями, такими как консульское введение в должность Императоров, и adventus, формальное «триумфальное» прибытие императора в различных столицах Империи в его успехе через области. Некоторые императоры были постоянно в движении, и в очень редких случаях поехали в Рим. В 357, спустя несколько лет после нанесения поражения его конкурента Мэгнентиуса, христианский император Констанций II вошел в Рим впервые в его жизнь, стоящую в его триумфальной колеснице, «как будто он был статуей». Панегирик Клодиана императору Хонориусу делает запись последнего известного официального триумфа в городе Риме и западной Империи. Император Хонориус праздновал его совместно с его шестой должностью консула на январе 1 404; его генерал Стилико победил короля Visigothic Аларика в сражениях Pollentia и Вероны. В христианском мартирологе Святой Телемакхус мучился толпой, пытаясь остановить обычные gladiatorial игры в этом триумфе, и gladiatorial игры (munera gladiatoria) были запрещены в последствии. В 438 н. э., однако, западный император Вэлентиниэн III нашел причину повторить запрет, который указывает, что это не всегда проводилось в жизнь.

Описание

Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).

Определение слова «Триумф» по БСЭ:

Триумф (лат. triumphus)в Древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолий). Триумфальное шествие открывалось сенаторами и магистратами, следом двигалась колесница, запряжённая четвёркой белых коней, с триумфатором, увенчанным лавровым венком и атрибутами Юпитера. колесницу сопровождали музыканты и певцы. Затем шло войско, несли добычу, а также вели знатных пленников. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча. Затем начинались пир и игры в цирке. Т. устраивался по разрешению сената и являлся высшей наградой полководцу. Имя триумфатора записывалось в триумфальные фасты. В императорское время Т. удостаивались лишь императоры и их ближайшие родственники. В переносном смысле Т. — блестящий успех, выдающаяся победа.

Триумф (древний рим)

Примечания

  • Борода, Мэри: римский триумф, The Belknap Press издательства Гарвардского университета, Кембриджа, Массачусетс, и Лондон, Англия, 2007. (книга в твердом переплете). ISBN 978-0-674-02613-1
  • Борода, M., Цена, S., Север, J., Религии Рима: Том 1, История, иллюстрированная, издательство Кембриджского университета, 1998. ISBN 0-521-31682-0
  • Босворт, A. B., От Арриэна Александру: Исследования в Исторической Интерпретации, иллюстрированной, перепечатка, издательство Оксфордского университета, 1988. ISBN 0-19-814863-1
  • Bowersock, Глен В., «Дионис как Эпический Герой», Исследования в Dionysiaca Nonnos, редактора Н. Хопкинсона, Кембридж Философское Общество, suppl. Издание 17, 1994, 156-66.
  • Брэннан, Т. Кори: «Triumphus в Монте Олбано», 315-337 в R. W. Wallace & E. М. Харрис (редакторы). Переходы к Империи. Эссе в греко-римской Истории, 360-146 до н.э., в честь E. Бадьян (университет Oklahoma Press, 1996) ISBN 0-8061-2863-1
  • Galinsky, Г. Карл, тема Herakles: адаптация героя в литературе от Гомера к двадцатому веку, Издателей Блэквелла, Оксфорд, 1972. ISBN 0-631-14020-4
  • Goell, H. A., De triumphi Romani origine, permissu, apparatu, через (Schleiz, 1854)
  • Künzl, E., Der römische Triumph (Münich, 1988)
  • Lemosse, M., «методы Les éléments de l’ancien triomphe romain et le probleme de son origine», в Х. Темпорини (редактор). ANRW Я 2 (де Грюите, 1972). Включает всестороннюю библиографию.
  • Маккормакк, сабинский, Изменение и Непрерывность в Последней Старине: церемония «Adventus», Historia, 21, 4, 1972, стр 721–52.
  • Паис, E., Fasti Triumphales общественный Romani (Рим, 1920)
  • Ричардсон, J. S., «Триумф, Преторы и Сенат в начале Второго века до н.э.», JRS 65 (1975), 50-63
  • Южный, Стандартный, Август, иллюстрированный, перепечатка, Routledge, 1998. ISBN 0-415-16631-4
  • Syme, Рональд, относящаяся к эпохе Августа Аристократия (издательство Оксфордского университета, 1986; перепечатка Кларандона с исправлениями, 1989) ISBN 0-19-814731-7
  • Versnel, H S: Triumphus: расследование происхождения, развития и значения римского триумфа (Лейден, 1970)
  • Zaho, Маргарет А, и Бернстайн, Eckhard, имаго Triumphalis: функция и значение триумфальных образов для итальянских правителей эпохи Возрождения, Peter Lang Publishing Inc, 2004, ISBN 978-0-8204-6235-6

Описание

Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).

Награждение триумфом

Согласно республиканской традиции, только Сенат мог дать триумф. Генерал, желавший триумфа, отправлял свою просьбу и докладывал Сенату. Официально триумфы присуждались за выдающиеся военные заслуги; государство заплатило за церемонию, если это и некоторые другие условия были выполнены — а они, кажется, менялись время от времени, и от случая к случаю — или Сенат, по крайней мере, оплатит официальную процессию. Большинство римских историков полагаются на результаты открытых сенаторских дебатов и голосования, законность которых подтверждается одним из народных собраний ; сенат и народ, таким образом, контролировали казну государства и вознаграждали или сдерживали его генералов. Некоторые триумфы, кажется, были дарованы сразу, без споров. Некоторым было отказано, но они все равно продолжились, с прямым обращением генерала к народу через сенат и обещанием публичных игр за свой счет. Другие были заблокированы или предоставлены только после бесконечных споров. И сенаторы, и генералы были политиками, а римская политика была печально известна своим соперничеством, сменой союзов, закулисными сделками и открытым публичным подкупом. Обсуждения в сенате, вероятно, зависели бы от триумфальной традиции, прецедента и приличия; менее явно, но более тревожно, это будет зависеть от степени политической и военной мощи и популярности генерала, а также от возможных последствий поддержки или препятствования его дальнейшей карьере. Нет убедительных доказательств того, что Сенат применял предписанный набор «триумфальных законов» при принятии своих решений, хотя Валериус Максимус действительно утверждает, что триумф может быть дарован только победившему генералу, который убил по крайней мере 5000 врагов за один раз. боевой.

Во время принципата триумфы стали более политизированными как проявление имперской власти и легитимности.

Овация

Генералу может быть дарован «меньший триумф», известный как овация. Он вошел в город пешком, без своих войск, в тоге своего магистрата и в венке из мирта Венеры . В 211 г. до н. Э. Сенат отклонил просьбу Марка Марцелла о триумфе после его победы над карфагенянами и их сицилийско-греческими союзниками, по-видимому, потому, что его армия все еще находилась на Сицилии и не могла присоединиться к нему. Вместо этого они предложили ему благодарение (supplicatio) и овацию. Накануне он отпраздновал неофициальный триумф на горе Альбан . Его овации были торжественными. Он включал большую картину, изображающую его осаду Сиракуз , сами осадные машины, трофейные тарелки, золото, серебро и королевские украшения, а также скульптуры и роскошную мебель, которыми славились Сиракузы. Восемь слонов возглавляли процессию, символы его победы над карфагенянами. Его испанские и сиракузские союзники шли впереди в золотых венках; им было предоставлено римское гражданство и земли на Сицилии.

В 71 г. до н. Э. Красс заслужил овацию за подавление восстания Спартака и увеличил свои почести, надев корону из «триумфального» лавра Юпитера. Аплодисменты перечислены вместе с триумфами на Fasti Triumphales .

Влияние

Миниатюрное изображение триумфального шествия императора Василия II через Константинопольский форум из ( Мадридские скилицы )

Карл V объявляет о взятии Туниса Папе Павлу III , как это изображено на анонимном гобелене шестнадцатого века

В эпоху Возрождения короли и магнаты искали облагораживающих связей с классическим прошлым. Гибеллин Каструччо Кастракани победил силы гвельфов Флоренции в битве при Альтопачо в 1325 году . Император Священной Римской империи Людовик IV сделал его герцогом Лукки , и город подарил ему триумф в римском стиле. Процессию возглавили его флорентийские пленники, которых заставили нести свечи в честь покровителя Лукки. Кастракани последовал за ним в декоративной колеснице. Его добыча включала флорентийский передвижной алтарь на колесикахкарроччо .

« Триумфальные цыгане» Флавио Биондо (1459 г.) провозгласили древнеримский триумф, лишенный языческих обрядов, законным наследием императоров Священной Римской империи. « Триумфы» итальянского поэта Петрарки ( I triomfi ) представляли триумфальные темы и биографии древнеримских текстов как идеалы культурного, добродетельного правления; это было влиятельным и широко читаемым. Серия больших картин Андреа Мантенья на тему « Триумф Цезаря» (1484–92, ныне дворец Хэмптон-Корт ) сразу же стала известна и бесконечно копировалась в печатном виде. Триумфальное шествие по заказу императора Священной Римской империи Максимилиана I (1512-19) от группы художников , включая Альбрехта Дюрера была серия гравюр мнимого триумфа его собственной , что может быть подвешен как фриза 54 метров (177 футов) в длину.

В 1550-х годах были обнаружены и частично отреставрированы фрагментарные Фастские триумфальные сооружения. Онофрио Панвинио «s Fasti продолжал где древние Fasti кончил. Последний триумф записан Panvinio был Королевский Вступление в Священной Римской империи Карла V в Риме 5 апреля 1536 года , после его завоевания Туниса в 1535 Panvinio описал его как римский триумф «над неверными.» Император следовал традиционным древним маршрутом «мимо руин триумфальных арок солдат-императоров Рима», где «актеры, одетые как древние сенаторы, приветствовали возвращение нового Цезаря как миль Кристи » (солдат Христа) .

Вступление экстравагантный триумфальная в Руане из Henri II Франции в 1550 году не было «менее приятный и притягательный чем третий триумф Помпея … великолепного в богатстве и изобилующий портится иностранных государств». Триумфальная арка, сделанная для королевского въезда в Париж французского короля Людовика XIII в 1628 году, имела изображение Помпея.

Литература

Античные авторы:

1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.

2. Аппиан. Гражданские войны.

3. Веллей Патеркул. Римская история

4. Тит Ливий. Периохи. Отрывки из его «Истории от основания города».

5. Светоний. Цезарь.

6. Цицерон. О государстве // Диалоги. — М.: Наука, 1966. — С. 7—88.

7. Марк Туллий Цицерон. Речи. — М.: Наука, 1993. — Т. 1. — 448 с.

Современные авторы:

1. Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М.: Мысль, 1973; 2-е изд. — М., 1986. — 352 с. — 150000 экз.

2. Цицерон: 2000 лет со времени смерти: Сб. ст. / Ред.: Н. Ф. Дератани. — М.: Издательство МГУ, 1959. — 176 с. — 8000 экз. 3. Цицерон: Сб. ст. / Отв. ред.: Ф. А. Петровский. — М.: Издательство АН СССР, 1958. — 152 с. — 8000 экз.

4. Этьен Р. Цезарь. — М.: Молодая гвардия, 2003. — С. 82-83.

Вознаграждение триумфа

В республиканскую эру Рима генерал, который хотел Триумф, пошлет свой запрос и отчет Сенату. Официально, Триумфы предоставили для выдающейся военной заслуги; если это и определенные другие условия были встречены – и они, кажется, время от времени варьировались, и от случая до случая – государство, заплаченное за церемонию; или по крайней мере, для официальной процессии. Большинство римских историков кладет результат на открытые Сенаторские дебаты и голосование, его законность, подтвержденная одним из собраний людей; Сенат и люди таким образом управляли казной государства и вознаградили или обуздали его генералов. Некоторые триумфы, кажется, предоставили напрямую с минимальными дебатами. Некоторые выключались, но шли вперед так или иначе с прямым обращением генерала к людям по Сенату и обещанию общественных игр за его счет. Другие были заблокированы или предоставлены только после бесконечного пререкания. Сенаторы и генералы подобно были политиками, и римская политика была печально известна своей конкуренцией, переместив союзы, закулисные деловые отношения и откровенное общественное взяточничество. Обсуждения Сената, вероятно, зависели бы от Триумфальной традиции, прецедента и уместности; менее открыто, но более с тревогой, на степени политических властей генерала и военных властей и популярности и возможных последствий поддержки или препятствия его дальнейшей карьере. Нет никакого убедительного доказательства, что Сенат применил предписанный набор «триумфальных законов», принимая их решения.

Аплодисменты

Генералу можно было бы предоставить «меньший триумф», известны как Аплодисменты. Он вошел в город минус свои войска, пешком, в тоге его судьи, нося венок мирта Венеры. В 211 BCE Сенат отклонил просьбу М. Марселлеса для Триумфа после его победы над карфагенянами и их сицилийско-греческими союзниками, очевидно потому что его армия была все еще в Сицилии и неспособна присоединиться к нему. Они предложили ему вместо этого благодарение (supplicatio) и аплодисменты. За день до него он праздновал неофициальный триумф на горе Албана. Его аплодисменты имели триумфальные пропорции. Это включало большую живопись, показывая его осаду Сиракуз; сами двигатели осады; захваченная пластина, золото, серебряные и королевские украшения; и скульптурная и богатая мебель, которой Сиракузы были известны. Восемь слонов вели в процессии, символах его победы над карфагенянами. Его испанцы и союзники Syracusan следовали впереди, нося золотые венки; им предоставили римское гражданство и земли в Сицилии. В 71 Крассе BCE заработал аплодисменты для аннулирования восстания Спартака и повысил его почести, нося крону «триумфального» лавра Юпитера. Аплодисменты перечислены наряду с Триумфами на Fasti Triumphales.

Происхождение, и Королевская эра

Некоторые римские историки думали Триумф, датированный от фонда Рима; другие думали он более древний, чем это. Римские этимологи думали скандирование солдат triumpe, заимствование, через этрусский язык греческого thriambus (), выкрикнуло сатирами и другими дежурными в дионисийских и Вакхических процессиях. Плутарх и некоторые римские источники, проследили первый римский триумф и «королевскую» одежду триумфатора первому королю Рима, Ромулусу, чье поражение Короля об Акроне Caeninenses думали ровесник с фондом Рима в 753 BCE. Ovid спроектировал невероятный и поэтический триумфальный прецедент в возвращении бога Bacchus/Dionysus от его завоевания Индии, запряженной в золотой колеснице тиграми, и окружил менадами, сатирами и сортировал алкоголиков. Арриэн приписал подобные дионисийские и «римские» элементы процессии победы Александра Великого. Как очень в римской культуре, элементы триумфа были основаны на этрусских и греческих предшественниках; в частности фиолетовая, вышитая тога picta носивший Триумфальным генералом, как думали, произошла из королевской тоги этрусских королей Рима.

Для триумфов римской королевской эры выживающие Имперские Fasti Triumphales неполные. После трех записей для легендарного основателя города, Ромулуса, отсутствуют одиннадцать линий списка. Затем в последовательности Анкус Марсиус, Tarquinius Priscus, Сервиус Тулиус и наконец, Tarquin «гордое», последний король. Fasti, собранные спустя приблизительно пять веков после королевской эры, вероятно представляют одобренную, официальную версию нескольких различных исторических традиций. Аналогично, самые ранние выживающие письменные истории королевской эры, письменной спустя несколько веков после него, пытаются урегулировать различные традиции или иначе обсудить их достоинства. Дионис, например, дает Ромулусу три Триумфа, то же самое число, данное в Fasti. Livy не дает ему ни один и верит ему вместо этого с первым spolia opima, в котором вооружение и военная техника побежденного противника были раздеты, затем посвящены Юпитеру. Плутарх дает ему один, вместе с колесницей. У Tarquin, с двумя триумфами в Fasti, нет ни одного в Дионисии. Никакой древний источник не дает триумф преемнику Ромулуса, мирному королю Нуме.

Условия

Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе.

Влияние и прием

В 534, хорошо в византийскую эру, Юстиниан я наградил генерала Белизэриуса «триумфом», который включал некоторые «радикально новые» христианские и византийские элементы. Белизэриус успешно провел кампанию против своего противника, лидера Вандала Джелимера, чтобы восстановить прежнюю римскую область Африки к контролю Византия во время войны Vandalic 533-534. Триумф проводился в Восточной римской столице Константинополе. Историк Прокопиус, свидетель, который ранее был в обслуживании Белизэриуса, описывает показ процессией ограбления, захваченного из Храма Иерусалима в 70 н. э. римским императором Тайтусом, включая Семисвечник Храма. После его показа на собственном триумфальном параде Тайтуса и его описания на его триумфальной арке, сокровище было сохранено в Храме Рима Мира; тогда захваченный Вандалами, во время их мешка Рима в 455; тогда взятый от них в кампании Белизэриуса. Сами объекты, возможно, хорошо вспомнили древние триумфы Vespasian и его сына Тайтуса; но Белизэриус и Джелимер шли, как в аплодисментах. Процессия не заканчивала в Капитолийском Храме Рима, с жертвой Юпитеру, но законченный в Ипподроме Константинополя, с декламацией христианской молитвы и торжествующих генералов, обессиленных перед императором.

В течение Ренессанса короли и магнаты искали связи облагораживания с классическим прошлым. Когда Гибеллине Каструччо Кастракани победил силы Гелфа Флоренция в Сражении 1325 года Альтопассио, император Священной Римской империи Людовик IV сделал его Герцогом Лукки, и город дал ему триумф римского стиля. Процессия была во главе с его флорентийскими пленниками, заставленными нести свечи в честь святого заступника Лукки. Кастракани следовал, стоящий в декоративной колеснице. Его добыча включала портативный, колесный алтарь флорентийца, carroccio.

Рома Трюмфанс Флавио Биондо (1459) требовал древнего римского Триумфа – лишенный его языческих обрядов – как законное наследование императоров Священной Римской империи. Итальянский поэт Петрарка «Триумфы» представлял триумфальные темы и биографии древних римских текстов как идеалы для культурного, добродетельного правила; это влияло, и широко читайте. Серия Андреа Мантеньи больших картин на Триумфах Цезаря (1484–92, теперь Хэмптон-Корт) немедленно стала известной и была бесконечно скопирована в форме печатного издания. Триумфальная Процессия, уполномоченная императором Священной Римской империи Максимилианом I (1512–19) от группы художников включая Альбрехта Дюрера, была серией гравюр на дереве воображаемого собственного триумфа, который мог вешаться как бордюр долго.

В 1550-х фрагментарные Fasti Triumphales были раскопаны и частично восстановлены. Fasti Онофрио Панвинио продолжался, где древний Fasti кончил. Последний триумф, зарегистрированный Panvinio, который он описал как римский триумф «над неверным», был Королевским Входом императора Священной Римской империи Карла V в Рим 5 апреля 1536 после его завоевания Туниса в 1535. Император следовал за традиционным древним маршрутом, «мимо руин триумфальных арок солдат-императоров Рима», где «актеры оделись, поскольку древние сенаторы приветствовали возвращение нового Цезаря как мили christi», (т.е., солдат Христа).

Экстравагантный триумфальный вход в Руан Анри II Франции в 1550 не был «менее приятным и притягательным, чем третий триумф Помпи… великолепного в богатстве и изобилующий останками иностранных государств». Триумфальная арка, сделанная для входа Руаяля в Париж Людовика XIII Франции в 1628, несла описание Помпи.

Похожие термины:

  • По материалам В. Шигина)   Когда-то его имя не сходило со страниц газет, его дружбой гордились писатели и поэты. Ему не было равных в годы войны по количеству уничтоженных вражеских кораблей, а о мас

  • Triumph des Willens), документальный полнометражный фильм кинорежиссера и продюсера Лени Рифеншталь, посвященный торжествам, проходившим в сентябре 1934 на ежегодном съезде Национал-социалистической рабо

  • Положение в Италии и провинциях в 70-х годах I в. до н. э. оставалось напряженным. Большая часть населения Малой Азии, разоренная налогами, всякого рода поборами и деятельностью римских ростовщиков, с

  • объединение трех человек, управляющих государством: (1) 60 г. до н.э. (Помпей, Цезарь, красс —неофициально); (2) 43 г. до н.э. (Марк Антоний, Октавиан , Лепвд —официально).

  • Место сражения 49 до Р. X., в котором участвовали цезарианцы под командованием Куриона и нумидийцы под командованием Юбы и Сабурры, выступавшие на стороне Помпея. Рим. конница была изрублена раньше,

  •    • Triumv?ri,          см. Tresviri, Тресвиры.

  • (а р к а), постоянное или временное (как правило монументальное) архитектурное сооружение, возводимое в ознаменование выдающегося (чаще всего военно-исторического) события. В России впервые постро

  • Место сражения 2 авг. 47 до Р. X. между семью рим. легионами Юлия Цезаря, кото- рому помогали несколько азиатских союз- ников, и боспорскими войсками под ко- мандованием Фарнака II. Фарнак атаковал римля

  • Место сражения 2 сент. 31 до Р. X. между флотом Антония (230 галер) и флотом Октавиана (260 галер, более легких и значительно менее перегруженных). Сражение вспыхнуло с большой яростью и шло с переменным ус

  • Место сражения 3 сент. 36 до Р. X. между помпеянским флотом из 300 кораблей под командованием Секста Помпея и равносильным флотом триумвиров под командованием Агриппы. После ожесточенного сражения Аг

  • гр. triumphos — тройной шаг) – первоначально почетные ворота, которые сооружались в Древнем Риме в честь одержавшего важные победы полководца; строились также в эпоху классицизма.

  • процесс установления Сов. власти в стране в период с 25 окт. (7 ноября) 1917 до февраля-марта 1918. Начало ему положила победа Окт. вооруж. восстания в Петрограде и в Москве (см. Октябрьское вооруженное вос

  • название, данное В. И. Лениным периоду, начавшемуся после победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. и продолжавшемуся до февраля 1918 г.

  • Augustinus Triumphus), Августин Анк?нский — монах-августинец (OESA), философ, богослов и полит. деятель; род. ок. 1241, Анкона (Италия), ум. 2.04.1328, Неаполь. После окончания Парижского ун-та остался преподавать на бого

Образование триумвирата

Организатором триумвирата выступил Цезарь, только что вернувшийся из Дальней Испании в должности пропретора. У стен Рима ему пришлось выбирать между триумфом, на который он надеялся, и консульством. Человек, вошедший в Рим, уже не мог претендовать на триумф, а оставаясь за стенами Рима, Цезарь не мог выставить свою кандидатуру в консулы. Хотя Цезарь просил сенат сделать для него исключение и позволить выставить свою кандидатуру своим друзьям, против этого резко выступил Катон. Но многие сенаторы всё же были готовы поддержать Цезаря, и поэтому Катон устроил обструкцию, произнеся речь, которая заняла всё время заседания. После этого Цезарь отказался от попыток получить и триумф, и консульство сразу, и вошёл в Рим, чтобы выставить свою кандидатуру в консулы.

Примерно в это же время Цезарь вступил в тайные переговоры с Помпеем и Крассом о создании политического союза: в обмен на поддержку Гая двумя самыми влиятельными и богатыми римлянами новый консул обязывался провести несколько законов в их интересах, которые ранее блокировались сенатом. Дело в том, что Помпей, вернувшийся с Третьей Митридатовой войны ещё в 62 году до н. э., до сих пор не добился ратификации всех распоряжений, сделанных в восточных провинциях. Кроме того, Помпей не мог преодолеть сопротивление сената в вопросе о предоставлении земельных наделов ветеранам его армии, чему не помогло даже продвижение своих сторонников в консулы (Кальпурниан в 61 году до н. э., Луций Афраний в 60 году до н. э.). Причины для недовольства сенатом были и у Красса. Марк защищал интересы публиканов (откупщиков налогов), просивших снизить сумму откупа для провинции Азия. Эта территория сильно пострадала во время войны, и сбор налогов в прежнем объёме был затруднителен. Впрочем, сенат отказывался поддерживать эту инициативу. Благодаря объединению вокруг Цезаря оба политика надеялись преодолеть сопротивление сенаторов и провести выгодные для себя законы. Неясно, что получал от союза Цезарь. Бесспорно, ему было выгодно уже само сближение с двумя влиятельными политиками и их не менее высокопоставленными друзьями, клиентами и родственниками. Существует версия, что при организации триумвирата Цезарь вынашивал планы захвата власти с его помощью (подобную точку зрения разделяли, в частности, Теодор Моммзен и Жером Каркопино). Н. А. Машкин критикует подобный подход как основанный на последующих событиях и предполагает, что изначально объединение задумывалось как краткосрочное, но изменение ситуации сплотило участников триумвирата и превратило их союз в долговременный; подобную точку зрения полностью разделял С. Л. Утченко, который также отмечал, что союз имел ещё и ярко выраженную антисенатскую направленность. Наконец, предположил, что с помощью триумвирата Цезарь надеялся осуществить собственную программу широких реформ.

Несмотря на то, что Помпей и Красс давно враждовали и даже препятствовали проведению законов в интересах друг друга, Цезарю удалось примирить их. Светоний утверждает, что сперва Цезарь вступил в союз с Помпеем, однако Кристиан Мейер полагает, что сначала он договорился о сотрудничестве с более близким ему Крассом. Не исключено, что планировалось включение в политический союз и четвёртого члена — Цицерона.

Точная дата создания триумвирата неизвестна, что является следствием его тайного характера. Плутарх, Аппиан, Тит Ливий и Дион Кассий свидетельствуют, что договорённость была достигнута до выборов консулов (лето 60 года до н. э.); по данным Светония, это произошло вскоре после выборов, то есть осенью 60 года до н. э. Веллей Патеркул, однако, относит формирование триумвирата к 59 году до н. э. Сообщение единственного современника — Цицерона — представляет собой краткое и неопределённое упоминание неких переговоров в письме к Титу Помпонию Аттику от декабря 60 года до н. э. Вслед за античными писателями различные версии предлагают и современные историки. полагает, что переговоры о создании триумвирата проходили ещё до вступления Гая в Рим в июле-августе 60 года до н. э., Сергей Утченко относит создание триумвирата к периоду незадолго до выборов или вскоре после их проведения, Эдриан Голдсуорси склоняется к версии о заключении альянса после выборов, относит завершение переговоров ко времени после выборов или даже к самому началу 59 года до н. э. и видит в письме Цицерона свидетельство обсуждения частных вопросов вплоть до самого консулата Цезаря, Эрик Грюн считает, что в период выборов Помпей и Красс поддерживали Цезаря по отдельности, а в целом примирение старых противников оказалось сложной задачей и завершилось лишь к 59 году до н. э.

Источники

Отрезок XX триумфальных побед фастов, отрывок , посвященный победам во время Первой Пунической войны

Fasti Triumphales (также называемый Acta Triumphalia ) являются каменными скрижалями , которые были возведены в Forum Romanum около 12 г. до н.э., во время правления императора Августа. В них указывается официальное имя генерала, имена его отца и деда, люди или провинция, в которой был присужден триумф, а также дата триумфального шествия. В них зарегистрировано более 200 триумфов, начиная с трех мифических триумфов Ромула в 753 г. до н. Э. И заканчивая победой Луция Корнелиуса Бальба (19 г. до н. Э.). Фрагменты аналогичной даты и стиля из Рима и провинциальной Италии, по-видимому, созданы по образцу Августовского Фасти и были использованы для заполнения некоторых его пробелов.

Во многих древних исторических отчетах также упоминаются триумфы. Большинство римских описаний триумфов были написаны для того, чтобы дать своим читателям моральный урок, а не для точного описания триумфального процесса, шествия, обрядов и их значения. Эта нехватка позволяет только наиболее предварительную и обобщенную (и, возможно, вводящую в заблуждение) реконструкцию триумфальной церемонии, основанную на сочетании различных неполных отчетов из разных периодов римской истории.