Трипитака

Трипитака: содержание

Итак, в Трипитаке собраны шабаш известные проповеди великого Будды, которые запомнили его ученики. Книги были красиво оформлены в  I веке до нашей эры, но само учение существовало вторично до своей записи в книгу.

В первой книге под названием Винайя-питака записаны миросозерцание для общины монахов. Она состоит из пяти разделов:

  1. урегулирование буддийской общины;
  2. правила приема в общину;
  3. правила поведения монахов в общине;
  4. нравственный кодекс монахов;
  5. правила поведения монахов с мирянами.

В итоге, книга регламентирует содержание в монастыре в мельчайших подробностях. Эти тексты помогают монахам гармонично сформировать свою жизнь в общине и быстрее достичь состояния просветления. В переводе держи русский слово «винайя» обозначает «устав».

Вторая фолиа Сутра-питака представляет суть учения Будды, которое записано в виде:

  1. диалогов;
  2. притч;
  3. афоризмов;
  4. поэтического повествования;
  5. комментариев.

Сутра получи санскрите обозначает главный текст буддизма. В этих сутрах (их тираж составляет 10 000) записаны проповеди Будды, истории из его подлунный жизни и жизни первых монашеских общин. Также в этой книге записаны тутти воспоминания о прошлых воплощениях Будды. Как только Будде удалось догнать просветления, ему открылись тайны его прошлых воплощений. На основе историй с прошлых жизней Будда проиллюстрировал неумолимость кармического закона.

Считается, аюшки? авторство текстов принадлежит как самому Будде, так и его близким ученикам и последователям. Равным образом содержание книги раскрывает как жизнь самого учителя, так и его учеников: кое-какие сутры посвящены именно им.

Третья священная книга Абхидхарма состоит изо семи разделов, в которых разъясняется философия учения Будды. Это принципиально некоторые по содержанию тексты, не похожие на писания двух предыдущих книг: они написаны в форме комментариев. Комментарии помогают как можно лучше понять принципы учения, так как записаны доступным для понимания языком (за исключением. Ant. с аллегорий и притч).

Издания Трипитаки

Корейская Трипитака XI века на дощечках середины XIII века — одно из национальных сокровищ Кореи

По мнению доктора исторических наук А. А. Маслова, наиболее полным изданием следует считать японское 55-томное собрание «Тайсё синсю Дайдзокё» («Трипитака годов Тайсё»), изданное в 1922—1933 гг. и переизданное в Токио в 1968 году. Издание состоит из следующих томов:

  • Индийская часть:
    • тома 1—21 включают в себя сутры с проповедями Будды;
    • тома 22—24 — перевод монастырских уложений и монашеских правил;
    • тома 25—29 — переводы Абхидхармы;
    • тома 30—31 — переводы текстов Виджнянавады (Йогачары) и Мадхьямики;
    • том 32 — перевод шастр.
  • Китайская часть, составленная китайскими учителями:
    • тома 33—43 — комментарии китайских учителей на сутры;
    • тома 44—48 — трактаты школ китайского буддизма;
    • тома 49—52 — разнообразные исторические записи, биографии известных учителей разных школ, тексты о паломничествах и полемике школ;
    • тома 53—54 — энциклопедия основных понятий буддизма;
    • том 55 — каталог сутр.

По другим данным, издание «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё» (Дачжэн синьсю дацзанцзин, 大正新修大藏经) от 1924—1934 годов включает в себя 85 томов, содержащих 2920 текстов, и 12 томов изображений. Данная Трипитака существует в электронном виде на китайском языке на сайте www.fodian.net.

В 1982 году началось составление «Китайской большой Трипитаки» (Чжунхуа дацзанцзин, 中华大藏经). В 1997 году было издано 106 томов данного издания. Всего запланировано 220 томов, включающих в себя более 4200 текстов, собранных из ранних изданий Трипитаки на тибетском, китайском, маньчжурском и монгольском языках. Данное издание в бумажной версии имеет высокую стоимость, а в электронной версии имеет плохое качество. Поэтому главным источником текстов китайского буддизма для буддологов остаётся «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё».

Дефиле по раскаленной плитам мимо каменной книги Трипитака

В углу Мандалайской крепости, на северо-востоке, находится уникальная святыня буддийского мира. Это каменная книга. В ней 729 страниц. Каждая страница – титанический труд мастеров. В каменоломнях вырубали подходящие мраморные блоки, обтесывали их до одного размера, на готовые страницы наносили текст с образцов и резчики выдалбливали его.

А бирманский шрифт – сплошная сложнейшая вязь, словно кружево. Мастера в день могли осилить не более десятка-полутора строк. Ошибиться – нельзя! А потом буквы золотили. На каждой плите размещалось ровно 100 строк. Каменные страницы  самой большой в мире книги содержат записи преданий, мантры, имена королей. В Бирме было много грамотных людей, способных прочитать содержимое каменной книги. Кстати, это не только самая большая в мире каменная книга, но и самая тяжелая.

Мой Санечка, пока фотографировал листы книги и укрывающие их маленькие ступки, подружился с бирманскими мальчишками. Важничая и смущаясь, они назвали свои имена и показали новому другу, как можно открыть железные решетки у пагодок.

Потом пришла моя очередь фотографироваться. Решено было, что я продефилирую вдоль беленьких ступочек. Задумка:  самая большая книга в мире и девушка. Мой муж настоящий фотограф-художник, поэтому дефиле по плавящимся от жара плитам повторилось раз шесть.

Трипитака

Священная книга Трипитака: история

Специалисты уверяют, что нынешний вид книга обрела в 80 году до нашей эры. Шлифовали ее до этого в течение пяти тысячелетий. Тексты первоначально передавались в устной форме. Их собирали и заучивали монахи. Естественно, они видоизменились, уточнялись, дополнялись новыми подробностями и лексическими формулами. То есть Трипитака – это результат коллективного творчества.

В какой-то момент энтузиасты стали записывать части собранной мудрости, чтобы они не были утеряны. Считается, что первая из корзин заполнялась своеобразным сводом правил для монахов. Нужно понимать, что жили эти люди в очень сложных условиях нехватки еды, воды и всего необходимого. Духовных наставников монахов заботил вопрос о том, как создать идеальную общину. Выработанные правила нацелены на то, чтобы сделать жизнь людей удобной и гармоничной. То есть книга Трипитака поначалу являлась неофициальным буддистским уставом. Тексты содержат правила поведения. Наверное, это первый в мире сборник этикета для определенной группы населения.

Трипитака

Презентация на тему: » Типитака (Трипитака). Буддизм «три корзины мудрости»» — Транскрипт:

Трипитака

Трипитака

3

Типитака (Трипитака). Буддизм «три корзины мудрости»

Трипитака

4

Куто-до Пайя храмовый комплекс

Трипитака

5

Кора́н (араб. أَلْقُرآن аль-К̣ура̄н ) священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Мусульмане верят, что передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года,

Трипитака

6

В исламских странах Коран служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного. По указу Петра I в 1716 г. в Петербурге в Синодальной типографии был издан перевод Корана на русский язык Важную роль в истории русской литературы суждено было сыграть переводу Корана, выполненному в 1790 году драматургом М. И. Верёвкиным

Трипитака

7

Коран состоит из 114 частей, которые называются сурами. Суры состоят из стихов – аятов.

Трипитака

8

К о р а н (ислам) «чтение» состоит из глав (суры) главы состоят из стихов (аяты)

Трипитака

9

Библия ( греч. biblos книга; ta biblia книги)

Трипитака

10

Библия — священная книга иудеев и христиан Библия разделяется на две части : Священное Писание Ветхого Завета (50 книг) Священное Писание Нового Завета (27 книг).

Трипитака

11

Ветхий завет (в еврейской традиции: ТаНаХ) это книги, написанные на протяжении почти полутора тысячелетий до н.э. на древнееврейском и арамейском языках

Трипитака

12

Т а н а х (иудаизм) «Священное писание» Тора Пророки Писание (пятикнижие Моисея)

Трипитака

13

Библия Ветхий Завет у иудеев — Танах Новый Завет у христиан — Евангелие

Трипитака

14

Евангелие (христианство) «благая весть»

Трипитака

15

Евангелие у православных христиан – на старославянском языке

Трипитака

16

Проверь себя Установить соответствия: Ислам Буддизм Иудаизм Христианство Индуизм Типитака Библия Коран Веды Танах

Трипитака

17

Установить соответствия Коран Типитака Библия Веды Танах Три корзины мудрости Книга Чтение Священное писание Знание, учение

Трипитака

18

Домашнее задание Найти в русском языке слова с корнем -вед-; слово, имеющее тоже значение, что и слово Завет; Выбрать на с из отрывка Типитаки то качество, чего особенно не хватает тебе, над чем надо работать; Вспомните, или узнайте у родителей (бабушек, дедушек), как называется важный христианский праздник, который имеет одно значение со словом Евангелие. (В народе – 3-я встреча весны, праздник птиц); Почему, по вашему мнению, вторая часть Библии названа «Новым» Заветом; Вспомните стихотворение А. Пушкина, в котором встречается слово «ветхая». Что оно означает?

Трипитака

19

Из воспоминаний Василий Никифоров-Волгин. Причащение. Иван Шмелёв. Лето Господне. (инсценировка отрывков из данных произведений учениками 3б класса)

Трипитака

Три категории

Ксилографическое из Трипитака Кореана в Хэинса , Hapcheon, Южная Корея .

Трипитака состоит из трех основных категорий текстов , которые в совокупности представляют собой буддийский канон: Сутра Питак , то Vinaya Питак и Абхидхамма Питак . Сутра Питак старше Vinaya Питака и Abhidharma Питак представляет собой позднюю традицию схоластического анализа и систематизацию содержания S Utta Питак происходящего , по крайней мере два столетия после двух других частей канона. Vinaya Питак , кажется, вырос постепенно , как комментарий и обоснование монашеского кодекса (патимоккх), которая предполагает переход от сообщества странствующего нищенствующих (The Сутры Питак период) к более сидячему образом монашеского сообществу ( Vinaya Питак периода). Даже в Сутра Пинака можно обнаружить старые и более поздние тексты.

Виная

Правила и предписания монашеской жизни, которые варьируются от дресс-кода и диетических правил до запрета на определенные личные действия.

Сутра

Сутры представляли собой доктринальные учения в афористической или повествовательной форме. Будда доставлены все его проповеди в Magadhan . Эти проповеди воспроизводились устно во время заседания Первого буддийского совета сразу после Париниббаны Будды. Учения продолжали передаваться устно, пока они не были записаны в первом веке до нашей эры.

Абхидхама-питака

Третья, наиболее спорная, корзина представляет большой интерес для исследователя. В ней содержатся философские размышления о познании мира. Мы воспринимаем все через собственные ощущения. Согласно текстам, это и есть процесс создания всего сущего. То есть, воспринимая внешнюю информацию, человек влияет на нее. Все в этой вселенной взаимосвязано. Нельзя оставаться сторонним наблюдателем

К примеру, обратив внимание на растение или течение воды, вы уже начинаете взаимодействовать с процессом, влиять на него. В этой части книги разбираются религиозно-философские и этические вопросы буддизма

Все цитаты, содержащиеся в разделе, приписываются Будде. Однако некоторые школы не признают этого и относят третью корзину к неканонической литературе. Отсюда возникает длительный спор между ответвлениями буддизма. К примеру, Трипитака Тибета отличается от текста книги, принятого в Китае.

Название: проясняем важный вопрос

Иногда люди путаются с тем, как правильно произносить: «Типитака» или «Трипитака». На самом деле разобраться просто, если вникнуть в суть этого названия. Переводится оно как «три корзины». Тот есть в корне слова есть число. Потому правильно произносить «Трипитака». Это сборник, который создавался несколько тысячелетий. Согласно легенде, название он получил из-за того, что в древности книги писали на пальмовых листьях. Свитки сортировали по содержанию и помещали в корзины. Всего их было три. Отсюда и такое образное название труда, являющегося одной из древнейших библиотек мудрости.

Ученые тоже озаботились объяснением имени книги. Была выдвинута идея, не получившая достойного опровержения. «Три корзины» означают не совсем тару. Авторы имели в виду разделение труда на темы. Можно сказать, что Трипитака – это своеобразный трехтомник, материал в котором строго отсортирован и структурирован. Мысль создателей понятна, так как в состав труда входят легенды, сказания, философские трактаты, правила поведения и тому подобное. Негоже все скидывать в одну кучу. Кроме того, необходимо учесть длительность времени создания книги. Работали разные люди на протяжении более чем пяти тысячелетий.

Трипитака

Варианты священного издания

Как известно, есть три издания Трипитаки. Первое – это вышеупомянутый Палийский Канон. Эта книга священна для последователей тхеравады – старейшей буддийской ветви.

  • Камбоджа,
  • Лаос,
  • Шри-Ланка,
  • Таиланд,
  • Бирма

Все это — страны, где живёт большинство тхеравадинов.

В Махаяне существуют китайская и тибетская Трипитаки. Китайская Трипитака сформировалась в VII веке, а тибетская – в XII-XIII столетиях. Китайцы, корейцы, японцы и вьетнамцы отдают предпочтение первой из них, а буддисты России, монголы, жители Тибета пользуются тибетским вариантом сборника.

Трипитака

Если говорить кратко, у обоих изданий много общего, а различия заключаются в том, что в китайской Трипитаке меньше тантрического содержимого, но есть махаянские сочинения более раннего периода. В тибетской же версии больше философских трактатов преимущественно тибетских же авторов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что создание тхеравадинской Трипитаки завершило период развития буддизма, который считается доканоническим. Это произошло в 80 году до нашей эры. Первые документы махаянского ответвления в буддизме датируются приблизительно этим же периодом.

Самая большая книга в мире

Когда мы говорим о книгах, мы имеем в виду объемы бумаги, с напечатанным текстом, или, в наше время компьютерных технологий, электронные книги. Тем не менее, самой большой книгой в мире является книга иного рода, книга, выполненная из камня! Ее 729 «листов» и 1458 «страниц» находятся в Пагоде Кутодо (Куто-до Пайя) в Мандалае. Удивились? Каждый «лист» на самом деле является мраморной плитой, спрятанной в своем собственном, небольшом, подобном пещере, здании.

Мудрый правитель король Миндон, более 200 лет назад основывая новую столицу в Мандалае, пожелал оставить на память потомкам Трипитаку, высеченную из камня. Текст Палийского Канона этого был тщательно выверен монахами, скопирован книжниками на мрамор для каменщиков и вытесан.

729 каменных страниц Типитака должны были расположиться вокруг центральной ступы тремя квадратами. Внутренний квадрат – ровные ряды из 42 каменных страницы, соответствующих первой – “корзины устава”, потом квадрат из 168 листов соответствующий “корзине поучений”, и внешний, самый большой квадрат из 519 страниц третьей корзины.

Работа выполнялась в течение 9 долгих лет…  Так была создана самая большая книга в мире.  Это была действительно “королевская заслуга” короля по улучшению кармы. То есть великое деяние настоящего буддиста.

После того, как 1885 году Мандалай побывал в руках британцев, каменная книга, как и многое другое, была в ужасном состоянии: золото с ее страниц и крыш ступок было безжалостно содрано, зонтик верхней части Кутодо Пагоды валялся на земле. Британскими солдатами были украдены драгоценные камни, ювелирные изделия, рубины, бриллианты… Многое сломано, а кирпичи использованы в строительстве дорог для войск…. Со временем бирманцы все восстановили, но вернуть первозданное великолепие самой большой книге в мире, конечно, не удалось.

Ноты

  1. ^
  2. «Буддийские книги и тексты: канон и канонизация». Льюис Ланкастер, Энциклопедия религии, 2-е издание , стр. 1252
  3. ^
  4. ^
  5. Оскар Фон Хинубер (1995), «буддийская законсогласно Тхераваду Винаю: обзор теории и практике», журнал Международной ассоциации буддийских исследований , том 18, № 1, стр 7-46
  6. Введение в буддизм: учения, история и практики; Питер Харви, Cambridge University Press , 2012.
  7. ^
  8. ^
  9. ↑ Lyons, Martyn (2011). Книги: Живая история . США: Getty Publications. п. 33. ISBN 978-1-60606-083-4.
  10. , p. 51.
  11. Sree Падма. Барбер, Энтони В. Буддизм в долине реки Кришна в Андхре. 2008. с. 68.
  12. ^ , стр. 53.
  13. «Абхидхамма Питака». Encyclopdia Britannica. Ultimate Reference Suite. Чикаго: Британская энциклопедия, 2008.
  14. , p. 213.
  15. , p. 212-213.
  16. ^ , стр. 52.
  17. ^ , стр. 118.
  18. ^ , стр. 98.
  19. ^
  20. Уордер, AK Индийский буддизм. 2000. с. 6
  21. Баруа, Bibhuti. Буддийские секты и сектантство. 2008. с. 52
  22. , p. 52-53.
  23. Словарь буддизма , Дэмиен Кеун, Oxford University Press: 2004
  24. Mizuno, Essentials of Buddhism , 1972, английская версия паба Kosei, Токио, 1996
  25. Сторч 2014: 125
  26. Сторч 2014: 123.

Как название

Китайская форма Трипитаки , «санзанг» (三藏), иногда использовалась в качестве почетного титула для буддийского монаха, усвоившего учение Трипитаки. В китайской культуре это заметно в случае монаха династии Тан Сюаньцзан , чье паломничество в Индию для изучения и возвращения буддийских текстов в Китай было изображено в романе « Путешествие на Запад» как «Тан Саньцзан» (Мастер Трипитака династии Тан) . Из-за популярности романа термин «санзанг» часто ошибочно понимается как имя монаха Сюаньцзана . Одна из таких экранизаций — популярный сериал «Обезьяна» 1979 года .

Современного индийского ученого Рахула Санкритьаяна иногда называют Трипинакачарьей, что свидетельствует о его знакомстве с Трипитакой .

Сутт-питака

Давайте раскроем суть разделов буддийского учения. Если первая часть состоит из правил поведения, то вторая имеет несколько иную направленность. Как уже указывалось, этот раздел содержит множество цитат самого Будды

В своих речах учитель уделял внимание рассказам о превосходстве учения, отличию его от брахманизма и народных суеверий. По-видимому, до нашей эры люди больше интересовались духовностью, чем добыванием пищи

Дискуссия о правильности выбранного пути дошла до нас в святых книгах различных религий

В Сутте-питаке много места уделяется рассуждениям о сострадании, любви к ближнему, важности хранить внутреннее спокойствие. А вот аскетизм как метод спасения критикуется

В этом разделе раскрываются мифы о сотворении мира. Еще описывается земной путь Будды, обстоятельства его смерти.

Трипитака

А может, это все устарело?

Современный читатель имеет полное право возмутиться: «Зачем изучать такое старье?» Здесь главное — избавиться от гордыни и заглянуть в описываемую литературу. Такие источники знаний, как Библия, Коран, Трипитака, сильно отличаются от современных книг. Все дело в содержании. Мысли, излагаемые в святых текстах, касаются всех возможных аспектов жизни человека. Они остаются актуальными и в наш непростой век.

Тысячелетиями людей интересуют одни и те же темы о сути понятий добра и зла, об умении распознавать обман, выбирать путь, сопротивляться соблазну. Ничего не меняется. Но для того чтобы осознать эту истину, придется изучить несколько глав.

Важнейшей задачей оказалось обеспечить сохранность первоисточников. И если Библия и Коран не претерпели сильных изменений, то другие процессы продемонстрировал буддизм. Трипитака ныне известна в различных вариантах. Каждая школа свой считает истинным.

Трипитака

Зачем создавалась эта книга?

Буддисты довольно долго ограничивались устным творчеством. Точно никто ныне не растолкует, почему они решили записывать свои законы. Скорее всего, дело в росте населения. Число верующих увеличивалось, а это запускало процесс изменений текстов, приписываемых божеству. Священные книги религий мира (Веды, Авеста, Трипитака) создавались для того, чтобы сохранить, не утратить мудрости, доставшейся людям в древние времена.

Не секрет, что каждый человек по-своему воспринимает информацию. Особенностью устного творчества является переменчивость, коллективная работа по совершенствованию легенд. Один добавит слово, другой заменит более подходящим и так далее. А адепты Будды считали важным сохранить в неприкосновенности его высказывания. Возможно, так стало, когда возникла письменность. Предания и легенды перекладывали на пальмовые листья, дабы потомки прикоснулись к истине, словам, исходившим когда-то из святых уст.

Структура книги

Буддийский канон Трипитака стал основой для развития разных школ. На его тексты опираются создатели шести направлений этой религии. Первая корзина (часть) содержит правила для членов общины. В них описывается процесс приема в монахи, исповеди. Кроме того, часть текстов описывает, как следует поступать в тех или иных случаях. К примеру, правила жизни во время сезона дождей, ограничения в одежде и тому подобное.

Вторая часть, корзина поучения, состоит из высказываний учителей. Большую часть в ней занимают слова Будды и его учеников. Называется этот раздел Сутт-питака. Он содержит ценнейшую информацию о традициях Древней Индии, описывает жизнь Будды, его последних дней.

Абхидхама-питака – третья часть учения – философская. В ней описывается смысл буддийского учения о мире как порождения сознания человеческого. Считается, что написаны эти тексты значительно позже первых двух частей. Некоторые ветви буддизма не признают их божественными.

Трипитака

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения

Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

«Сверка часов»

Дело дошло до того, что буддийские деятели пришли к выводу о необходимости заново переосмыслить древние тексты. Удачная попытка была предпринята в 1871 году. В Мандалае (ныне Бирма) прошел специальный буддийский собор, в работе которого принимали участие порядка двух с половиной тысяч монахов. Каждый привез свой вариант священной книги. Тексты сверяли буквально по буквам. Целью работы была выработка унифицированного варианта книги. На этом не остановились.

Дабы не повторить путаницы и разночтения книг, которые на то время еще переписывались и переводились различными авторами, приняли решение воплотить мудрость в камень. Унифицированные тексты вырезали на мраморных плитах. Всего их оказалось 729. Каждую плиту поставили в маленьком отдельном храме. Место, где сосредоточены строения, называется Кутодо. Это своеобразная каменная буддийская библиотека. Сюда стекаются паломники, чтобы прикоснуться к святыням.

Зачем создавалась эта книга?

Буддисты довольно долго ограничивались устным творчеством. Точно никто ныне не растолкует, почему они решили записывать свои законы. Скорее всего, дело в росте населения. Число верующих увеличивалось, а это запускало процесс изменений текстов, приписываемых божеству. Священные книги религий мира (Веды, Авеста, Трипитака) создавались для того, чтобы сохранить, не утратить мудрости, доставшейся людям в древние времена.

Не секрет, что каждый человек по-своему воспринимает информацию. Особенностью устного творчества является переменчивость, коллективная работа по совершенствованию легенд. Один добавит слово, другой заменит более подходящим и так далее. А адепты Будды считали важным сохранить в неприкосновенности его высказывания. Возможно, так стало, когда возникла письменность. Предания и легенды перекладывали на пальмовые листья, дабы потомки прикоснулись к истине, словам, исходившим когда-то из святых уст.

Трипитака

Датировка и авторство

См. также: Палийский канон

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г. до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство ранних буддийских текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, после чего задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.

Помимо текстов, традиционно считающимися «словами Будды», махаянские редакции «Трипитаки» содержат также огромное количество сочинений буддийских философов, основателей школ (например, Нагарджуны, Васубандху, Дхармакирти и многих др.) и практиков, живших гораздо позднее Будды Шакьямуни.

Китайская Трипитака переведена и частично составлена приблизительно в V-VI вв. Буддхабхадрой, Фасянем и другими учёными монахами. Наряду с текстами из палийской Типитаки китайская версия содержит много материалов, восходящим к махаянским индийским источникам и частично отражающих жизнь в индийском обществе в более позднее время и философские идеи более позднего периода, нежели содержащиеся в палийской Типитаке.

Абхидхама-питака

Третья, наиболее спорная, корзина представляет большой интерес для исследователя. В ней содержатся философские размышления о познании мира. Мы воспринимаем все через собственные ощущения. Согласно текстам, это и есть процесс создания всего сущего. То есть, воспринимая внешнюю информацию, человек влияет на нее. Все в этой вселенной взаимосвязано. Нельзя оставаться сторонним наблюдателем

К примеру, обратив внимание на растение или течение воды, вы уже начинаете взаимодействовать с процессом, влиять на него. В этой части книги разбираются религиозно-философские и этические вопросы буддизма

Все цитаты, содержащиеся в разделе, приписываются Будде. Однако некоторые школы не признают этого и относят третью корзину к неканонической литературе. Отсюда возникает длительный спор между ответвлениями буддизма. К примеру, Трипитака Тибета отличается от текста книги, принятого в Китае.