Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

1.1 Традиционное общество

Традиционное
общество — общество, которое регулируется
традицией. Сохранение традиций является
в нём более высокой ценностью, чем
развитие. Общественный уклад в нём
характеризуется жёсткой сословной
иерархией, существованием устойчивых
социальных общностей (особенно в странах
Востока), особым способом регуляции
жизни общества, основанном на традициях,
обычаях. Данная организация общества
стремится сохранить в неизменном виде
социокультурные устои жизни. Традиционное
общество — аграрное общество.

Для традиционного
общества, как правило, характерны:

-традиционная
экономика

-преобладание
аграрного уклада;

-стабильность
структуры;

-сословная
организация;

-низкая мобильность;

-высокая смертность;

-высокая рождаемость;

-низкая ожидаемая
продолжительность жизни.

Традиционный
человек воспринимает мир и заведенный
порядок жизни как нечто неразрывно-целостное,
священное и не подлежащее изменению.
Место человека в обществе и его статус
определяются традицией (как правило —
по праву рождения).

В традиционном
обществе преобладают коллективистские
установки, индивидуализм не приветствуется
(т. к. свобода индивидуальных действий
может приводить к нарушению заведённого
порядка, проверенного временем). В целом
для традиционных обществ характерен
примат коллективных интересов над
частными, в том числе примат интересов
имеющихся иерархических структур
(государства, клана и т. п.). Ценится не
столько индивидуальная дееспособность,
сколько то место в иерархии (чиновничьей,
сословной, клановой и т. д.), которое
занимает человек.

Традиционные
общества, как правило, авторитарны и не
плюралистичны. Авторитаризм необходим,
в частности, для пресечения попыток
несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном
обществе, как правило, преобладают
отношения перераспределения, а не
рыночного обмена, а элементы рыночной
экономики жёстко регулируются. Это
связано с тем, что свободные рыночные
отношения повышают социальную мобильность
и изменяют социальную структуру общества
(в частности, разрушают сословность);
система перераспределения может
регулироваться традицией, а рыночные
цены — нет; принудительное перераспределение
препятствует `несанкционированному`
обогащению/обеднению как отдельных
людей, так и сословий. Преследование
экономической выгоды в традиционном
обществе зачастую морально осуждается,
противопоставляется бескорыстной
помощи.

В традиционном
обществе большинство людей всю жизнь
живет в локальном сообществе (например
деревне), связи с ,,большим обществом,,
довольно слабые. При этом родственные
связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение
(идеология) традиционного общества
обусловлено традицией и авторитетом.

Традиционное
общество является чрезвычайно устойчивым.
Как пишет известный демограф и социолог
Анатолий Вишневский, `в нём все
взаимосвязано и очень трудно изъять
или изменить какой-либо один элемент`.

Мнения о необходимости
(и степени) трансформации традиционного
общества существенно расходятся.
Например, философ А.Дугин считает
необходимым отказаться от принципов
современного общества и вернуться к
,,золотому веку,, традиционализма.
Социолог и демограф А.Вишневский
утверждает, что у традиционного общества
`нет шансов`, хотя оно и `яростно
сопротивляется`. Согласно расчетам
академика РАЕН профессора А. Назаретяна,
для того чтобы полностью отказаться от
развития и вернуть общество в статичное
состояние, численность человечества
необходимо уменьшить в несколько сотен
раз.

Примеры традиционных обществ

Примеры традиционного общества многочисленны, так как к нему можно отнести любую цивилизацию, существовавшую до начала промышленной революции.

  1. речные цивилизации Древнего Востока (Египет, Междуречье, Индия, Китай);
  2. военные деспотии (Урарту, Хетты, Ассирия, Персидская держава);
  3. античные цивилизации (Греция, Рим);
  4. средневековые европейские государства (Англия, Франция);
  5. цивилизации доколумбовой Америки (инки, ацтеки, майя) и многие другие.

Несмотря на кажущуюся отсталость и архаичность традиционное общество сыграло важную роль в развитии мировой цивилизации.

Во время его существования были созданы многочисленные изобретения, которыми мы пользуемся и сейчас, заложены основы мировых религий, а также сформированы основные политические институты (государство (это как?), политические элиты, формы правления).

http://www.anews.com/p/117651037-tradicionnoe-obshhestvo-priznaki-i-primery-agrarnogo-obshhestva-primery/http://ege59.ru/2016/08/18/tradicionnoe-obshhestvo-kak-ego-ponyat/http://bingoschool.ru/blog/100/http://businessman.ru/new-tradicionnoe-obshhestvo-opredelenie-osobennosti-tradicionnogo-obshhestva.htmlhttp://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/tradicionnoe-obshchestvo-chto-ehto-takoe-ego-priznaki-primery.html

Разнообразие

Фредрик Джеймсон рассматривал модернизацию 20-го века как столкновение с двумя основными типами традиционного общества: племенным, как в Африке, и бюрократическим имперским, как в Китае и Индии, но с течением времени существовало гораздо более широкое разнообразие традиционных обществ.

На протяжении большей части человеческого существования небольшие племена охотников-собирателей, ведущие почти статичное существование, составляли единственную социальную организацию: там, где они дожили до 20-го века, как в Австралии, картины, песни, мифы и ритуалы использовались для укрепления связей с глубокое чувство преемственности с предками и традициями предков.

Изобретение земледелия около 10 000 лет назад привело к развитию аграрных обществ , будь то кочевые или крестьянские, причем в последних, в частности, почти всегда преобладало сильное чувство традиционализма. Однако в аграрном обществе все еще существовало большое разнообразие. Гомеровская Греция была обществом, отмеченным сильными родственными узами, фиксированным статусом и жестко определенными социальными ожиданиями; с классическим полисом , однако, хотя фестивали, по словам М.И. Финли , по-прежнему «воссоздали для своей публики неразрывную сеть всей жизни, уходящую от поколений людей к богам», новые и более сложные добровольные формы социальных и общественная жизнь уравновешивает традиционное общество в новом равновесии.

Средневековая Европа была очень локальным обществом, состоящим из самовоспроизводящихся крестьянских семей, живущих в медленно меняющейся культуре, в которой доминировали обычное право и уважение к древней власти, и пронизан антиисторическим политическим менталитетом, сосредоточенным на концепциях опыта, обычаев и права — как и -на заказ. В некоторых деревнях вы обнаружите, что копание ведется общиной. Люди работают вместе, и когда приходит время сбора урожая, они делят урожай. Таким образом, существует совместная работа как средство упрощения работы, и это дает им безопасность для себя и своей продукции. Это наблюдается в некоторых частях Буганды, например, в Луманьо, Мадду, районе Гомба.

Типы общества

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Американский социолог Даниэл Бел создал теорию разделения общества, альтернативную марксистской общественно-экономической формации, предложив, дифференцировать всемирную историю на три ступени-стадии:

  • доиндустриальную (традиционную);
  • индустриальную;
  • постиндустриальную.

Традиционная стадия

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Традиционное общество, называемое доиндустриальным – характеризуется отсутствием промышленного производства (индустрии). Определяющей деятельностью в нём была сельскохозяйственная (аграрная). Основным механизмом социального прогресса являлась непосредственная передача опыта и накопленных знаний от старшего поколения младшему и беспрекословное следование традициям.

Такой общественный тип базировался на:

  • монархической системе власти;
  • натуральном хозяйстве;
  • религиозном мировоззрении большинства его членов.

Его характерными признаками были:

  • преобладание ручного труда;
  • использование примитивных технологий производства;
  • низкие темпы экономического развития;
  • ориентированность на опыт прошлых поколений и боязнь преобразований;
  • сословное расслоение;
  • низкая социальная переменчивость;
  • преобладание коллективных ценностей;
  • определяющее влияние религиозных догматов на общественную жизнь;
  • патриархальный семейный уклад;
  • удовлетворение бытовых нужд.

Индустриальная стадия

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Индустриальное общество — характеризуется уровнем технического развития. Это общество, в котором большая его часть занята в промышленном производстве, уровень которого имеет высокое относительно своего времени развитие.

Его характеризует:

  • автоматизация производственных процессов;
  • серийное и конвейерное машинное производство;
  • становление научной деятельности общедоступной и основополагающей;
  • возникновение массовых культурных явлений (массовой культуры);
  • классовое расслоение;
  • формирование гражданского общества;
  • наделение граждан определёнными правами и свободами.

Признаками такого общественного строя являются:

  • машинное производство, как ведущая производительная форма;
  • фабричная организация рабочего процесса;
  • экономический подход к структуризации общества;
  • экономический рост и стремление к нему, как основная движущая сила всего общества;
  • стремление к реализации социальных потребностей (финансы, карьерный рост, уровень жизни);
  • ориентация на максимальную адаптацию к настоящему времени;
  • эмпирическое (опытное) исследование и мнение большинства (массовость) являются основной формой принятия решений.

Постиндустриальная стадия,

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Постиндустриальное общество, называемое ещё информационным – современный вид общественного строя, базирующийся на преобладании информационных (компьютерных) технологий в производстве. Толчком к его образованию послужило стремительное развитие вычислительной и информационной техники.

Его характерами чертами являются:

  • эволюция и продвижение сферы услуг;
  • информация (знания) становятся товарной единицей наряду с продуктами потребления;
  • стремительный прогресс информационных технологий;
  • профессиональное разделение общества;
  • всеохватывающее распространение компьютерных технологий;
  • глобализация экономики;
  • реализация научно-технической революции;
  • преобладание партнёрских отношений в семье.

Признаки постиндустриального типа:

  • приоритет сферы услуг над производственной сферой;
  • в основе социального расслоения лежит уровень образования и обладание знаниями;
  • основное условие общественного развития — теоретические знания и переработка накопленной информации;
  • ориентация на перспективное развитие всех уровней общества, и как следствие условием для принятия решений является моделирование будущих ситуаций и их анализ (аналитические методы);
  • социальное взаимодействие протекает на межличностном уровне общения, вытесняя общение человека с природой или его коммуникации с механизмами;
  • на смену ручному или машинному труду приходит приоритет умственного, он же является ведущей технологией.

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Итак, всемирная история включает в себя три крупных периода общественного становления: традиционный, индустриальный и постиндустриальный. При смене одной стадии на другую изменяется практически весь общественный уклад:

  • возникают новые технологии, и способы производства;
  • изменяются формы собственности;
  • реформируются и возникают новые социальные институты;
  • сменяется политический режим;
  • меняются культурные ориентиры;
  • преображается социальное устройство общества, изменяя образ жизни его членов и их численность.

Преимущества и недостатки

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

К достоинствам традиционной экономики относят:

  • Относительная стабильность характеризует традиционную экономику. Значительные социальные потрясения несвойственны им, а текущий порядок может сохраняться столетиями.
  • В немногочисленных городах, где располагаются ремесленные производства, товары изготавливаются по технологиям, передающимся из поколения в поколения. Это значит, что они сохраняют и хорошее качество на протяжении столетий.

Недостатками традиционной экономики являются:

  • Характерный медленный, либо вовсе отсутствующий технологический и социальный прогресс. Производительность труда остается низкой на протяжении многих столетий. Когда общество производит такое же количество продуктов питания при стабильно растущем населении, это рождает проблему мальтузианской ловушки.
  • Частная собственность при данной системе является очень шатким институтом. В обществе, где право собственности обеспечивается способностью применять насилие по отношению к покусившимся на нее, развитие частного предпринимательства тормозится не только низким уровнем технологий, но и низкими гарантиями безопасности для производителей.
  • Общества, где основу составляет данный тип экономики, плохо приспосабливаются к внешним условиям. Они плохо сопротивляются внешним завоевателям и природным катастрофам.
  • Проблемы обществ с данным типом экономики усугубляют укореняющиеся религиозные институты и монархический уклад. Признак обществ с преобладанием такой экономики — государства не способствуют модернизации, а мешают ей.

Традиционное общество: как его понять

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Традиционное общество: как его понять

Традиционное общество: как его понять

Нам, людям практических из будущего, крайне трудно бывает понять людей традиционного уклада жизни. Это обусловлено тем, что мы выросли в иной культуре.

Однако понять людей традиционного общества крайне полезно, ведь такое понимание делает возможным диалог культур.

К примеру, приехали вы отдыхать в такую традиционную страну, вы должны понимать местные обычаи и традиции, и уважать их. Иначе никакого отдыха не получится, а будут лишь сплошные конфликты.

Признаки традиционного общества

Традиционное общество — это общество, в котором вся жизнь подчинена традициям и обычаям. Кроме этого оно имеет следующие признаки.

Патриархальность — примат мужского начала над женским. Женщина в традиционном плане существо не совсем полноценное, более того, она — исчадие хаоса. Да и при прочих равных условиях, кто добудет больше пропитания мужчина или женщина? Скорее всего мужчина, конечно, если мы опустим «женщинизированных» представителей мужского пола.

Семья в таком социуме будет стопроцентно патриархальной. Примером такой семьи может быть та, на которую ориентировался протопоп Сильвестр, когда писал свой «Домострой» в 16 веке. 

Коллективизм — будет еще одним признаком такого социума. Индивид здесь ничего не значит перед лицом рода, семьи, тэйпа. И это обоснованно. Ведь традиционное общество было развито там, где было крайне трудно достать пропитание. А значит только вместе можно обеспечить себя. В силу этого решения коллектива гораздо важнее любого индивида.

Аграрное производство и натуральное хозяйство будут признаками такого общества. Что сеять, что производить говорит традиция, а не целесообразность. Вся экономическая сфера будет подчинена обычаю.

Что людям мешало осознать какие-то другие реалии и привнести новшества в производство? Как правило это были серьезные климатические условия, благодаря которым традиция доминировала: раз наши отцы и деды вели именно так хозяйство, с какой стати мы должны что-то менять.

«Не нами придумано, не нам и менять» — , так думает человек, живущей в таком обществе.

Доминирование религиозного мировоззрения — будет еще одним признаком традиционного социума. Люди церкви здесь смогут пустить серьезные корни, ведь во что верили отцы и деды, в то и мы сами будем верить. Именно поэтому в нашем обществе до сих пор сохраняется вера в царя.

Этот архетип унаследован нами от наших предков, когда царь был высший суд и наместник Бога на земле. Поговорка «Без царя в голове» явно иллюстрирует такой склад ума. Религия может быть самой разной: христианство, ислам, буддизм.

Существуют и другие признаки традиционного общества, которые мы более детально рассматриваем на курсах подготовки к ЕГЭ/ГИА:

Страны

Итак, традиционное общество, в отличие от индустриального, отличается приматом традиции и коллектива. Какие же страны можно назвать таковыми? Как это ни странно, но многие современные информационные общества можно отнести одновременно к традиционным. Как это возможно?

Вот, к примеру возьмем Японию. Страна крайне развитая, и одновременно в ней сильно развиты традиции.

Когда японец приходит к себе домой, он находится в поле своей культуры: татами, сёдзи, суши — все это является неотъемлемой частью интерьера японского жилища.

Японец, снимает повседневный деловой костим, как правило, европейский; и надевает кимоно — традиционную японскую одежду, очень просторную и комфортную.

Китай — также очень традиционная страна, и вместе с этим относящаяся к информационному обществу. К примеру, за последние пять лет в Китае было построено 18 000 мостов. Но вместе с тем, существуют деревни, где сильно чтут традиции. Сохранились монастыри Шаолинь, тибетские монастыри, которые неукоснительно соблюдают древние китайские традиции.

Приезжая в Японию или Китай ты будешь чувствовать себя чужаком — гайдзином или ляованем соответственно.

К таким же традиционным странам можно отнести Индию, Тайвань, страны Юго-Восточной Азии, страны Африки.

Она позволяет помнить, что мы не покемоны и не просто люди из ниоткуда. Мы — потомки людей, которые жили до нас. В заключение хочу привести слова из японской пословицы: «По поведению потомков можно судить об их предков».

Думаю, теперь вы понимаете, почему страны Востока традиционные страны.

Как всегда, жду ваших комментов

Общая характеристика

Для традиционного общества характерны:

  • традиционная экономика, или преобладание аграрного уклада (аграрное общество),
  • стабильность структуры,
  • сословная организация,
  • низкая мобильность,

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

Согласно сформулированной в 1910–1920 гг. Л. Леви-Брюлем концепцией, людям традиционных обществ присуще дологическое («prelogique») мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями сопричастия («participation»).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.
Как отмечают, Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» показал, что в обществах механической солидарности (примитивных, традиционных), индивидуальное сознание целиком находится вне «Я».

Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Историк Л. Я. Жмудь отмечает: «В течение десятков тысяч лет жизнь подавляющего большинства взрослых людей была подчинена задачам выживания и потому оставляла для творчества и неутилитарного познания еще меньше места, чем для игры. Жизнь держалась на традиции, враждебной любым новшествам, всякое серьезное отступление от заданных норм поведения несло угрозу всему коллективу».

Найдено научных статей по теме — 15

Гендерные стереотипы в традиционном обществе

Шаожева Наталия Анатольевна

Статья посвящена анализу гендерных стереотипов в традиционном обществе, и раскрываются они именно через исторический анализ становления общества и определения факторов, исходных для рассмотрения мужчины и женщины в определенной оп

Завершение инициации в традиционных обществах

Капишин Александр Евгеньевич

В статье описаны особенности завершения инициации противоположного первоначальному способа существования инициируемого, который превратился из жертвы в совершающего жертву.

Традиционное общество народов Центральной Азии

Абаев Николай Вячеславович

Рец. на: Фельдман В. Р. Традиционное общество народов Центральной Азии: пространственно-временные характеристики, механизмы организации и самоорганизации. Кызыл, 2009.

Роль традиционных религий в гражданском обществе

Шульга Р. Б.

Даются характеристики гражданского общества, рассматриваются цивилизационные основания гражданского общества в России. Разбираются причины и формы участия традиционных религий в развитии и становлении гражданского общества

Катастрофа 1933 года: гибель традиционного общества

Нефедов Сергей Александрович

Рассматриваются события 1930–1933 годов в контексте произошедшего в этот период резкого перелома в менталитете российского крестьянства, в частности крестьян южных областей СССР.

Традиционная семья в современном российском обществе

Гурджиян М.В.

В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе.

Хозяйственная жизнь в традиционном хакасском обществе

Карпова Галина Николаевна

Статья посвящена описанию хозяйственно-бытовых традиций хакасов. Материалы данной статьи будут полезны всем интересующимся этнографией, историей и культурой народов России.

О понятии «Традиционное общество» в социальных науках

Капишин А. Е.

Статья посвящена рассмотрению понятия «традиционное общество», носящему ознакомительный, предельно общий характер.

Социальная норма в традиционном и современном обществе

Добрин Кирилл Юрьевич

Рассматриваются исторические особенности понимания социальной нормы. Выявляются противоречия и девиации социальной нормы в современный период.

Война в традиционном обществе: антропологический подход

Карнаух Владимир Кузьмич

В статье рассматривается роль войны в жизни традиционного общества

Особое внимание уделяется антропологическому подходу к войне.

Рыцарство как культурная универсалия традиционных обществ

Орлова Екатерина Игоревна

Анализируется становление военного сословия в традиционных обществах и исследуется проблема культурных универсалий на примере средневекового рыцарства.

Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе

Булгакова С.А.

В статье рассматриваются понятие «семья», актуальные проблемы формирования семьи в современном обществе. Автор ставит проблему влияния кризиса семейных ценностей на развитие общества.

Имя как инструмент власти в традиционном японском обществе

Фролова Евгения Львовна

В статье через призму родовых и иных именований представлены отношения власти и социума в традиционном японском обществе.