Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

Какое значение имеет?

Тотемные изображения объектов природы несут в себе сакральный и энергетический смысл. Каждое животное, растение и явление обладает определенным набором качеств, влияющих на человека.

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

  • Семейство кошачьих приносит в жизнь владельца удачу и повышение благосостояния. Эти животные помогут человеку благополучно выйти из трудной ситуации и не потерять направление движения.

    Кот помогает творческим и активным людям, которые привыкли занимать высокие позиции в обществе. В некоторых племенах раньше считалось, что тотем с котом — это защитник нарушителей закона и магов.

  • Рысь в виде тотема помогает владельцу открыть в себе тайное чутье и интуицию. Это животное идеально подходит спокойным и рассудительным людям, которые ценят теплую семейную атмосферу и хотят сохранять ее как можно дольше. Обладатели тотема с рысью найдут себя в дипломатии и предпринимательстве, так как животное способствует улучшению коммуникативных и социальных навыков.
  • Тигр подойдет любителям быть в центре внимания и привлекать к себе все больше новых знакомств. Животное помогает проявлять силу и волю в ситуациях, когда они действительно необходимы. Более того, обычно носители этого тотема от природы обладают жестокостью и тягой к риску, которые тотемное изображение способно сдерживать. Тигр — это мощный тотем, который подходит далеко не всем.
  • Ворон — это мистический тотем. Его считают покровителем магов и колдунов, а также врачевателей. Считается, что ворон помогал многим историческим деятелям совершать важные дела, сделки и переговоры. Древние китайские мифы гласят, что этот тотем дарует мудрость и понимание внутренней сути событий.

В качестве основных свойств тотемных животных можно выделить:

  1. Защиту. Тотемы даруют силу, энергию и волю, предупреждают опасные ситуации.
  2. Учение. Они помогают найти внутренний потенциал, направленный на саморазвитие и совершенствование мира.
  3. Исцеление. Тотемные животные используются для избавления от страстей и заболеваний, как физических, так и ментальных.
  4. Совет. Тотемы способствуют выбору верной жизненной дороги, помогают в принятии решений.

Как правильно таким знаком пользоваться?

Ношение тотемов просто для эстетики — это бесполезное занятие. Тотемное изображение обязательно должно подходить:

  • владельцу;
  • его целям;
  • желаниям;
  • внутреннему настрою.

Традиционно тотемы изготавливаются из дерева, металла или других природных материалов. Иногда их наносят хной на тело и предметы в виде рисунков, надевают в качестве кулонов, браслетов, колец, расставляют в доме в виде статуэток.

Внимание! Не стоит делать татуировку с изображением тотема. Долгое ношение на одном месте может привести к скоплению негативной энергетики тотемного объекта.. Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, не видит выхода, он всегда может обратиться к своему тотему за помощью

Это может быть как разговор, так и просто прикосновение. Некоторым достаточно подумать о тотемном объекте, чтобы тот направил на владельца свое защитное действие

Важно, чтобы просьбы были открытыми и искренними. Тотем нужно уважать и любить, только в этом случае он ответит взаимностью и поможет

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, не видит выхода, он всегда может обратиться к своему тотему за помощью. Это может быть как разговор, так и просто прикосновение. Некоторым достаточно подумать о тотемном объекте, чтобы тот направил на владельца свое защитное действие

Важно, чтобы просьбы были открытыми и искренними. Тотем нужно уважать и любить, только в этом случае он ответит взаимностью и поможет

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздникиВремя от времени тотемные талисманы нужно очищать от скопления негативной энергетики. Это можно сделать следующими способами:

  1. Подержать тотем над свечой несколько минут, размышляя о позитивных вещах, концентрируясь на хороших моментах и ситуациях. В конце талисман нужно отложить, а свечу задуть за один раз.
  2. Если тотем представлен в виде украшения, его можно поместить в воду на одну ночь и поставить под лунный свет.
  3. Иногда достаточно просто промыть талисман под проточной водой несколько раз, а затем оставить на ночь на подоконнике.

Тотемы — это отличный путь к своему бессознательному, от которого люди так часто бегут. Тотемные обереги способы помочь своему хозяину справиться даже с самой тяжелой жизненной ситуацией и выйти из нее практически без потерь. В них заключена сила природы, о которой люди знали еще в древние времена. Правильный выбор своего тотема и бережное отношение к нему — это залог крепкой дружбы со своим энергетическим защитником на долгие годы.

Особенности тотемизма

Трудно представить предмет, который не мог бы выполнить роль тотема, люди поклонялись священным животным, наделяя их сверхъестественными качествами. Тотемы животных считались одушевленными и полноценными представителями фауны наравне с человеком. Мистическое, эмоциональное, культурное взаимоотношение с природными явлениями было присуще племенам, которые признавали тотемизм. Особенностями данной религии можно считать:

  1. Тотем – хранитель души человека, ее помощник и покровитель. Тотему поклонялись, его оберегали, перед ним благоговели.
  2. Тотем способен влиять на сознание, внушать страх и уважение.
  3. Тотемизм имеет систему имен и символики, все рисунки и изображения в этой религии наделены определенным смыслом.
  4. Люди, исповедующие тотемизм, уподобляются своему тотему, мечтают стать похожими на него, считают его примером для подражания.
  5. Ритуалы в жизни людей, исповедующих данную религию, играют большое значение.

Магия и шаманизм

 

Магия — четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.
 

Тотемизм анимизм магия

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

Тотемизм анимизм магия

Тотемизм, анимизм и магия берут свое начало почти в одно и тоже время. Все они предполагают поклонение чему-то. В магии поклонялись любым магическим способностям или сверхъестественным силам. Анимизм располагает верить в существование душ и духов. Ну и тотемизм подразумевает силу предметов, растений, животных.
Все эти культы и верования формировались постепенно, и тотемизм, анимизм и магия на сегодняшний день проявлены в других может несколько формах

Однако влиянию этих всех сил и сейчас уделяют должное внимание. Часть их отошла в народные традиции, часть превратилась в отдельную науку

Тотемизм – примеры

Явления природы, части растений и зверей, целые группы животных – люди поклонялись всему. Разбираясь в вопросе, что это тотемизм, необходимо вспомнить примеры, которые существуют до сих пор в некоторых удаленных странах.

  1. В Северной Америке жили племена, которые состояли из родов, каждый из которых поклонялся одному животному.
  2. Люди, населявшие золотые берега Африканского континента, в качестве тотемов использовали растения – смоковницу и маис.
  3. Племена рода буйволов хоронили своих родственников обернутыми в шкуры животных, считая, что в следующей жизни они превратятся в рогатых зверей.

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

Тотемизм в первобытном обществе

Вера в таинственные связи, существующие между людьми и природой, отличает многие виды религий. Что такое тотемизм в истории, можно рассмотреть на примере жизни первобытного клана. Животное, которому поклонялись, считалось родоначальником всего рода. Все такие звери, обитающие на территории, где жили люди, становились членами племени. Поедание тотемного животного было ритуалом, который проводился для того чтобы повадки зверя перешли к людям. Позже в роду создавали эгрегор тотемного животного, который содержал информацию о всех членах клана, передаваемого потомкам.

Тотемизм в современном мире

Современный мир меняет представление о классическом тотемизме. Понятие знака клана, предмета защиты, как в стародавние времена, для тотема уже не актуален. Исторический тотемизм в наши дни принимает другие формы, на первый план выходят личностные, человеческие формы. Символом тотемизма в последнее время становится лидер, главное лицо государства, глава значимой партии в стране. Примерами тотемизма в современном мире можно считать:

  1. Интернетные прозвища и никнеймы, которыми люди называют свои профили в соцсетях, пытаясь выделиться и подчеркнуть свои особенные качества.
  2. Подвески, талисманы, обереги, которые выполняются в форме частей тел тотемных животных, или в виде всего зверя целиком.
  3. Тематические татуировки – изображение на теле знаков, орнаментов, несущих определенный смысл, наделяющих своего хозяина какими-то сверхъестественными способностями, помогающих в сложных ситуациях.

Тотемизм и магия

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

Тотемизм и магия

Тотемизм и магия тесно связаны между собою. Они были зарождены в одно время, и именно тогда, как никогда человек наблюдал за всеми явлениями природы, изучал их характер. Не с точки зрения величин и физических обоснований, а как проявление, за которым стоит нечто большее. Любое природное явление воспринималось как язык, на котором с людьми общались в то время духи.
Магия – это получения желаемой реальности непривычным способом. Еще в то время шаманы и колдуны могли менять погоду и вызывать дождь. И многие магические приемы были возможны лишь с использованием тотемов, либо с призывом их духов. Тотемизм и магия, параллельно с другими схожими религиями того времени, вызывали интерес, радость, и даже страх при одном только их упоминании. И способность вызывать магические силы как раз и приписывалась тотему. Тотем являлся посредником, проводником человека в мир магии, и охранником одновременно.

Тотемизм

 

Термин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.
 
Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.
 
Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:
— запрет на убийство тотемного животного;
— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);
— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;
— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.
 

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как объясняются явления тотемизма

Первое важное сравнительное изложение известных этнографических данных связано с тотемизмом теории Фрейзера и Экзогамии (1910), где предлагается три разные гипотезы его происхождения:

  • Первая гипотеза гласит, что форма тотемизма является индивидуальной. Она поддерживает предположение народов о том, что существует внешняя душа, обитающая в животных и растениях.
  • Вторая гипотеза подчеркивает магический аспект тотемизма. Особенно ярко это выражено в культе у народов Австралии.
  • Третья гипотеза построена на представлении первобытных людей о зависимости сексуальности от животного или растительного духа.

В монументальной работе Фрейзера об исследовании собранных этнографических данных о тотемизме подчеркивалось, в частности, рациональность западных этносов и её отличие от более примитивного мышления восточных народностей. Одним из результатов этого подхода было выявление большого разнообразия видов и форм подобных подходов в собранных этнографических свидетельствах.

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники
Углубленное изучение этих различий позволило установить, что разнообразие тотемических явлений было, действительно, слишком велико: оно не укладывалось даже в единую типологию.

Исследования, выдвинутые различными учеными, позволили выявить широкий спектр разнящихся культовых явлений, поэтому зачастую было непросто строить и формулировать универсальные гипотезы

Идеи стали предлагаться всё с большей осторожностью, а также с учетом исторической преемственности и некоторых географических аспектов

В работе «Тотем и Табу» (1912) можно ознакомиться и с теорией Фрейда, в которой была предпринята попытка установить параллели между двумя основными запретами в тотемизме: алиментарном и сексуальном. Этнографические данные относительно доисторического существования так называемой примитивной орды были им, впрочем, недооценены в пользу известной дарвиновской гипотезы.

Американский писатель Стэнли Элкин был одним из последних авторов, который предположил, что этнографический анализ все еще может быть развит в направлении более обобщенной интерпретации тотемизма. В то время как известный французский фольклорист и этнограф Ван Геннеп был одним из первых авторов, признавших, что тотемизм нельзя рассматривать как универсальное культурное явление.

Это отсутствие универсальности было подтверждено и некоторыми другими американскими антропологами. По теории Спенсера тотемизм произошел от поклонения животным.

Что обозначает тотемизм

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

Слово тотемизм (тотемное животное) в широком смысле обозначает комплекс убеждений о существовании своеобразного родства между человеческой группой или отдельным человеком — с животным или растением, являющимся для такой группы или отдельного человека тотемными. Эта взаимосвязь предполагает ряд ритуалов и табу (особенно пищевого и сексуального характера), которые связывают тех, кто признает себя принадлежащими к одному и тому же тотему.

В антропологии внедрение такого понятия и сбор примеров тотемических мифов было начато в конце девятнадцатого века

В этот период ученые особенно сильно сосредоточили свое внимание на некоторых их аспектах, ставших впоследствии формой религии. Содержание этих мифов считалось одной из самых архаичных форм поклонения в первобытной культуре

Таким образом, идея тотемизма достигла широкой известности и была проанализирована самыми разными дисциплинами. Её введение в антропологическую дискуссию восходит к Джону Мак-Леннану, шотландскому юристу и этнологу, который подчеркнул, что тотемизм характеризуется тремя элементами:

  • фетишизм (культ неодушевленных предметов);
  • экзогамия (запрет на браки между членами рода);
  • матрилинейный спуск (порядок наследования национального статуса по матери).

К этим аспектам Риверс позже добавит еще один элемент, а именно – запрет на употребление в пищу тотемного растения или животного (за исключением некоторых ритуальных событий).

Анимизм

 

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздникиВпервые понятие «анимизм» появилось в научных трудах в 1708 году, когда известный германский ученый Георг Шталь назвал этим определением верование в душу как в безличное начало, что является основой и залогом всех жизненных процессов. Современные исследователи под анимизмом понимают все верования, основанные на вере в существование нематериальных духов. Анимизм является одной из самых первых и всеобъемлющих религий, так как к этому верованию можно отнести все религии, основанные на существовании высших сил, духов, а также бессмертных душ.
 
Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.  
 
Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, древних римлян, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.  
 

Главные особенности тотемизма

В качестве тотема племя может выбрать любое животное или растение. Главное, чтобы их решение было подкреплено некой историей – байкой, способной объяснить их родство. Чаще всего выбор падал на благородных зверей, чьи навыки или сила отличались на фоне остальных. Это примитивное желание показать себя в лучшем свете: другие с большим уважением будут относиться к потомкам медведя, нежели к детям дождевого червя.

К тому же часто на выбор духа-покровителя влияли географические и социальные факторы. Например, те племена, что выживали за счет охоты, с большей вероятностью причисляли себя к хищным зверям, в то время как собиратели, наоборот, искали защиты у мирных и трудолюбивых существ. Проще говоря, тотем – это некое отображение души народа, его суть и самоутверждение. Но бывали редкие исключения, когда племя выбирало в качестве идола слабого или уродливого покровителя.

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

Природа тотемизма

Ученые предполагали некий социальный сценарий, в котором еще не существовало формы экзогамии, а вся группа находилась под деспотическим управлением одного человека. Ослабление повышенного интереса к самому понятию тотема происходило лишь по мере завершения их эволюционного анализа. Во всяком случае, вся эта тема так или иначе была связана с древнейшими религиями человечества.

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

При этом религии древних людей предполагали, что определённые формы тотемизма могли и не включать в себя какие-либо черты, считавшиеся неотъемлемой частью общей тотемической культуры. На каждом этапе культурной эволюции могли существовать различные их версии и виды. Поэтому этнографические данные были важны не столько для выяснения местной значимости этого культа, сколько для выявления его универсальных сторон и моментов, имеющих силу в жизни древних людей. О такого рода верованиях и разных их аспектах известно сегодня немало.

Так, характерной чертой многих первобытных племен был культ предков, был поэтому тотем того или иного племени передавался из поколения в поколение. Все члены племени уважали его и поклонялись ему. Также среди общины была сильна вера в то, что в амулете или обереге хранится магия первых религий, которая на протяжении жизни будет оберегать и хранить весь род. На таких верованиях выросло не одно поколение древних народов.

Имея столь древние корни, тотемизм и фетишизм, в той или иной степени, представлены и в современном мире. В наше время известны такие формы влияния этого культа, как:

  • ношение амулетов;
  • обереги и символы;
  • идолопоклонение.

Природа в тотемизме

Магия тотемизма формировала веру, которую почитали все без исключения, и это было священным обязательством в любой общине. При этом каждый тотем имел своё значение, которое соотносилось с проявлением возможностей человека (сила, ум, мудрость) и под которое подбиралось определенное животное.

В зависимости от ситуации, амулетами могли выступать даже целые классы животных, покровительствующих племенам. Но также, существовали племена, в которых одновременно могли быть воины под покровительством Медведя, Волка, Койота, Ворона, а также Грома и Ветра. Но, в большинстве случаев, всё же, тотемом являются животные.

Влияние на последующие религиозные учения

В тотемизме, как в зародыше, заключаются главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество — отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное — божество в храме Египта), отождествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали (см. ниже), наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. В настоящее время тотемизм является единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Северной Америке и найден в широких размерах в Южной Америке, в Африке, среди неарийских народностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и поверьях более цивилизованных народов. В Египте тотемизм процветал ещё в историческое время. В Греции и Риме, несмотря на антропоморфный культ, встречаются достаточные следы тотемизма. Многие роды имели героев-эпонимов, носивших имена животных, например, κριό (баран), κῠνός (canis, собака) и, т. д. Мирмидоны древние фессалийцы, считали себя потомками муравьёв. В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны (см. также — капитолийская волчица). В Риме поклонялись дятлу, который был посвящён Марсу, и не употребляли его в пищу. Римские патриции использовали в своих родовых гербах семейные тотемы — изображения различных животных(быков, львов, рыб и т. п.) Черты тотемистических церемоний заметны в тесмофориях, имевших целью гарантировать плодородие земли и людей. В древней Индии черты тотемизма достаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (см. Теротеизм). Тотемизм — не только религиозный, но и социально-культурный институт. Он давал высшую религиозную санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода — неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из неё обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации — все это самым тесным образом связано с культом родового тотема.

Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фрейзер и Джевонс считают тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений.

Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения. Ещё до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. В то же время, дидух сжигался после проведения праздников. При переселении на новые места, где не было тотемных растений, их приходилось разводить.

Тотемизм в современном мире

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

Тотемизм в современном мире

Тотемизм имеет свое отражение и в современном мире. Маги до сих пор используют тотемы для защиты и придания себе большей силы. В последнее время тема тотемных животных особенно ожила. Сейчас это можно узнать в медитативных практиках, во сне, если предварительно был отправлен на это запрос в подсознание. А еще может заветное прийти само. Это может произойти или в форме знаков и посланий, если человек не видит тонкий мир. Ну а к видящим животное приходит в обычной форме

Чаще всего животное наделено тем качеством, на которое человеку нужно или обратить внимание, или суметь выработать у себя на протяжении жизни.
Существуют даже древние календари тотемов животных по дате рождения

Важно не только узнать свой тотем, но и подружиться с ним. Как можно заметить, тотемизм в современном мире нашел также применение.
Самыми популярными тотемными животными являются: лев, змея, орел, черепаха, сова, волк, лев, лис, пантера

По современным представлениям, то в жизни человека может быть не одно тотемное животное, а несколько. Они сменяют друг друга, прибавляя человеку определенных качеств и навыков

Как можно заметить, тотемизм в современном мире нашел также применение.
Самыми популярными тотемными животными являются: лев, змея, орел, черепаха, сова, волк, лев, лис, пантера. По современным представлениям, то в жизни человека может быть не одно тотемное животное, а несколько. Они сменяют друг друга, прибавляя человеку определенных качеств и навыков.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Тотемизм – анимизм, первобытный фетишизм, магия и религия

Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники

Под тотемизмом подразумевается древняя религия, которая предполагает родственную связь с тотемом. Тотемом называют растение или животное, которое покровительствует над жизнью человека и становится эмблемой индивидуума или целого рода, племени. При более подробном изучении и анализе можно выделить основные характеристики тотемизма, а именно:

• Определенный тотем приравнивается к хранителю души, жизни человека;• Тотемы имеют свою систему имен и определенную символику;• Все растения и животные, которые считаются тотемами, подлежат более тщательной защите и почитанию. Некоторые из них вообще неприкасаемые;• Проведение всевозможных тотемических ритуалов.

Согласно тотемизму, проведение всяких ритуалов и обрядов может способствовать обретению человеком неограниченной силы и возможностей, которые передает ему его тотем.

Религия тотемизм

Религия Тотемизм

Религия тотемизм берет свое происхождение еще 40 тыс. лет назад, однако некоторые сохраненные элементы и немногих последователей можно встретить и сейчас в некоторых регионах Австралии, Северной Америки и Индии.

Люди верили в силу животных или растений, почти всем им причисляли сверхъестественные способности. Религия тотемизм по праву считается самой ранней формой религиозных проявлений.

Интересным является факт поиска своего тотемного животного согласно верованиям древних племен Малайзии. Они получали информацию о требуемом животном или предмете во сне.

В сновидениях к ним приходили души умерших предков и указывали на тотем или где его следует искать, информация могла быть частичной, или всего лишь подсказкой. Иногда тотем передавался по наследству по материнской или отцовской линии.

Тотемизм анимизм магия

Тотемизм анимизм магия

Тотемизм, анимизм и магия берут свое начало почти в одно и тоже время. Все они предполагают поклонение чему-то. В магии поклонялись любым магическим способностям или сверхъестественным силам. Анимизм располагает верить в существование душ и духов.

Ну и тотемизм подразумевает силу предметов, растений, животных.Все эти культы и верования формировались постепенно, и тотемизм, анимизм и магия на сегодняшний день проявлены в других может несколько формах

Однако влиянию этих всех сил и сейчас уделяют должное внимание

Часть их отошла в народные традиции, часть превратилась в отдельную науку.

Первобытный тотемизм

Первобытный Тотемизм

И поэтому первобытный тотемизм – это не страхи и фантазии, а небеспочвенные представления о мире. Тотем в те времена объединял группы людей только благодаря тому, что у них общее священное животное. Ведь у них была общая вера и общие обязанности.

Тотем, в свою очередь, оберегал племена от стихийных бедствий, болезней, часто посылал знаки и предупреждения. Иногда тотемных животных содержали в плену с тем, чтобы покланяться и лицезреть. Именно первобытный тотемизм способствовал возникновению первых табу и ограничений.

Если они не выполнялись, то тотемное животное могло покарать за такое. Ну а, чтобы задобрить и расположить дух тотема, вожди племен преподносили жертвы.

Тотемизм и магия

Тотемизм и магия

Тотемизм и магия тесно связаны между собою. Они были зарождены в одно время, и именно тогда, как никогда человек наблюдал за всеми явлениями природы, изучал их характер. Не с точки зрения величин и физических обоснований, а как проявление, за которым стоит нечто большее.

Любое природное явление воспринималось как язык, на котором с людьми общались в то время духи.Магия – это получения желаемой реальности непривычным способом. Еще в то время шаманы и колдуны могли менять погоду и вызывать дождь.

И способность вызывать магические силы как раз и приписывалась тотему. Тотем являлся посредником, проводником человека в мир магии, и охранником одновременно.

Понятие тотемизм

Понятие Тотемизм

Таким образом, понятие тотемизм имел богатую историю происхождения и оказывал большое влияние на зарождение и становление общества таким, как мы привыкли видеть его сейчас. Религиоведы понятие тотемизм относят к религии первобытной культуры.

Оно напрямую связано с взятие индивидуально человеком силы определенного животного, которое является тотемом. Люди избирали себе животное в зависимости от мест проживания, либо животное находило само нужного человека.

Понятие тотемизм служит не только определением одному из первобытных религиозных направлений, а также показывает отношение людей к мистическим магическим проявлениям на разных этапах существования.

В более современном мире понятие тотемизм подробно изучается некоторыми психологами. Одним из таких заинтересовавшихся являлся Фрейд.

Литература

  • Семёнов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. № 3/4. Весна 2005. С. 74-78.
  • J. F. M’Lennan, «The worship of Animals and Plants» («Fortnightly Review», окт. и нояб. 1869 г. и февр. 1870 г.), также в «Studies in Ancient history» (1896); W. Robertson Smith, «Religion of the Semites» (нов. изд. Лонд., 1894);
  • J. G. Frazer, «Totemism» (1887); его же, «The golden hough»; его же, «The origin of Totemism» («Fortnightly Review», апрель и май, 1899); его же, «Observations on Central Australian Totemism» («Journal of the Anthropological Institute for (Great Britain etc.», февраль и май, 1899);
  • В. Spencer, «Remarks on Totemism etc.»; E. Tylor, «Remarks on Totemism» (там же 1898 г., август и ноябрь);
  • A. Lang, «Mythes, Ritual and Religion» (2 изд., 1899); его же, «М. Frazer’s theory of totemism» («Fort. Review» LXV);
  • F. B. Jevons, «Introduction to the history of Religion»; его же, «The place of Totemism in the evolution of Religion» («Folk-Lore», 1900, X);
  • В. Spencer и Gillen, «The native tribes of Central Australia» (1899);
  • J. Pikler u. F. Somlo, «Der Ursprung des Totemismus» (Берл., 1900);
  • Kohler, «Zur Urgeschichte der Ehe, Totemismus etc.»;
  • Гёффлер-Гёльц, «Der medizinische Dämonismus» («Centralblatt für Anthropologie etc.», 1900, вып. I),
  • G. Wilken, «Het Animisme bijde Volken wan den indischen Archipel» (1884);
  • E. S. Hartland, «The legend of Perseus»;
  • Staneley, «Totemism», «Science», 1900, IX);/
  • Л. Штернберг, сообщения в географ. обществе (краткие отчеты в «Живой Старине», 1901).