Голос

Тембральная окраска звучания разных инструментов

Итак, мы выяснили, что инструментальный тембр зависит от особенностей того или иного инструмента. И у каждого инструмента – свой голос. От чего он зависит?

  • От источника звука или вибратора, который производит звук (струна, голосовые связки и т.д.)
  • Резонатора – окружения или корпуса: он усиливает звук, отражая его (дека/корпус гитары, рояля и пр.)
  • Способа извлечения звука – приёма, используемого в конструкции инструмента или способе игры музыканта (щипок, удар, скольжение)

В группе струнных инструментов источником звука являются струны. По способу игры на них различают два вида.

  • Щипковые – гитара, балалайка, домра, арфа, гусли и многие другие народные инструменты. Звук извлекается пальцами, реже – медиатором.
  • Смычковые – все скрипичные, начиная от самой маленькой скрипки-пикколо до контрабаса. Понятно, что на них, как правило, играют смычком. Но есть приёмы, когда играют и пальцами.

Какие слова чаще всего используют, чтобы описать тембр этих инструментов? Певучие, журчащие, струящиеся, нежные, мягкие. Тембр виолончели сравнивают с человеческим голосом.

Музыканты знают, что два одинаковых с виду инструмента могут звучать по-разному. Например, гитара с металлическими струнами звучит громче и звонче. А с нейлоновыми – мягче и тише. На звук влияет порода дерева, из которой сделан корпус инструмента. Верхнюю деку скрипки, гитары, балалайки чаще всего делают из ели или кедра. Нижнюю деку и обечайку – из клёна, красного дерева или палисандра. Каждая порода придаёт тембру специфическое звучание. И профессиональные музыканты это ценят.

Клавишные инструменты отличает от всех других наличие клавиатуры. Она может быть разного вида. Фортепиано, орган, аккордеон – клавиши. Баян и гармонь – кнопки. Клавишные тоже делятся на две группы.

  • Струнные – пианино (струны расположены вертикально) и рояль (горизонтально). Есть ещё дальняя родня – клавесин, клавикорд и другие. Здесь по струнам ударяют специальные молоточки, когда музыкант нажимает на клавиши.
  • Духовые – орган, аккордеон, баян, гармонь, фисгармония. Тут «правит бал» нагнетаемый воздух. У органа он «поёт», проходя через трубы разного диаметра. У других инструментов звук издают металлические пластины – язычки. А давление воздуха создаётся мехом. Кстати, эти инструменты входят и в другую группу – которая так и называется – язычковые. По способу извлечения звука.

Тембры этих инструментов очень разные. За счёт большого количества октав звучание бывает звонким, бархатистым, серебристым, прозрачным. Орган, конечно, стоит особняком. Его звук – мощный, трубный – не перепутать ни с чем. Фортепиано тоже, порой оно может заменить целый оркестр. Баян и аккордеон часто снабжены дополнительными переключателями регистров. Они делают их тембр похожим на другие инструменты: кларнет, гобой, орган, челесту и т.д.

Духовые – те, в которые музыканты вдувают воздух с помощью своих лёгких. Всевозможные трубы, рожки и гуделки. По материалу изготовления также делятся на две группы.

  • Деревянные – от самых древних и простых – дудки, свирели, флейты, до более сложных – кларнета, фагота, гобоя.
  • Медные – труба, валторна, тромбон, туба, геликон. Высота звука формируется положением губ музыканта, силой выдоха и нажатием на клапаны или вентили.

Кстати, всеми любимый саксофон можно отнести к обеим группам. Корпус у него металлический, а язычок – деревянный.

Тембральная окраска духовых тоже яркая и легко узнаваемая. Металлические, звонкие, гудящие у медных. Более мягкие, переливчатые, струящиеся у деревянных. Могут напоминать пение птиц и бурчание недовольного человека, журчание ручья и поступь бегемота.

Сергей Прокофьев очень умело использует тембры инструментов в симфонической сказке «Петя и волк». Послушайте самое начало:

Если вас заинтересовала эта сказка, предлагаю вашему вниманию замечательный мультфильм, в основе которого лежит музыка Прокофьева:

https://youtube.com/watch?v=iR4vZPOlbEc%3F

Как услышать свой настоящий голос

Окружающие слышат речь человека не так, как он сам. Есть интересный способ услышать себя так, как слышат окружающие.

Для этого нужно взять звукоотражатели – две картонки или тонких папки – и приложить их ребром к голове перед ушами. Можно даже просто поставить ладони ребром, изобразив этакого Чебурашку.

Теперь нужно произнести что-нибудь вслух – звукоотражатель не позволит голосу проникнуть непосредственно в уши и человек услышит звук, отраженный от окружающих поверхностей, каким его слышат окружающие.

Этот небольшой опыт поможет услышать себя со стороны, оценить возможные недостатки, начать работать с голосом.

Как изменить тембр голоса

Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

Вибрато: это техника пения, которая позволяет воспроизводить слегка модулированные ноты, чтобы резонировать друг с другом в вокальной полости. Заголовок: Пойте до самой высокой части их расширения. В этом регистре голосовые аккорды очень тонкие, а звуки очень маленькие.

Заголовок: запись пения, посвященная высоким нотам или грандиозным аккордам. Если вы обнаружите некоторую неточность на некоторых терминах, имейте в виду, что они не хотят быть медицинскими определениями, но больше, чем жаргон музыкального мира, и это нормально, что вокальные расширения неподготовленных певцов всегда находятся в руках разных групп.

Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, ? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

Пение мы сначала указываем на модуляцию голоса, который, как музыкальный инструмент, переходит от одной ноты к другой из звуковой шкалы, следуя, как минимум, ритмической мерой и одной или несколькими тональностями. В частности, песня — это вокальная интерпретация музыки; Закон, способ петь. С этим смыслом искусства пения слово уже используется Боккаччо.

С другой стороны, человеческие голоса отличаются мужчинами, женскими и белыми; последние — голоса детей и подростков до тринадцати или четырнадцати лет. Мужские голоса, наиболее острые для самых суровых, — это тенор, баритон и нижний; женские голоса, всегда от самого высокого до самого низкого, включают сопрано, меццосопрано и альт.

Как узнать границы своего диапазона

Для начала следует понять основное различие между певческим и звуковым диапазоном. В обычной жизни мы способны издавать различные звуки: начиная от шепота и до громких возгласов радости и счастья. Такие высокие или напротив – низкие звуки, едва ли удастся воспроизвести в пении.

Самый низкий и свистковый регистр звукового диапазона не задействован в пении.

И это должно быть узнаваемо и что голос каждого текста усиливает и не противоречит, как говорится в тексте. «Найдите свой голос!» — это призыв, который вы часто слышите в письменной форме. И на самом деле, это всего лишь тон голоса, чтобы добавить творческий вес, облегчение и ценность для написания. И снова: вам нужно купить пять газет в тот же день, чтобы узнать, как каждый заголовок имеет типичный и узнаваемый голос, и насколько это касается интерпретации фактов. Если вам понравилась эта статья, вы также можете ее прочитать.

Эксперимент ученых из Калифорнийского университета: образец был сделан для того, чтобы услышать, как мужчины повторяют одно и то же предложение. Низкие и глубокие тона считаются синонимом мужественности. Джордж Клуни: По словам исследователей, большая часть его обаяния также встречается в голосе.

Чтобы узнать границы своих вокальных возможностей есть несколько способов. Это, безусловно, можно сделать дома. Нужно подойти к фортепиано и начать распеваться в соответствии с увеличением звука инструмента (или снижением звука). Когда вы уже не сможете спеть выше или ниже – это предел ваших возможностей на сегодняшний день. В

Потому что это не имеет значения, физическая — высота, вес, мышечная масса — это голос, раскрывающий силу человека, его агрессию, даже сексуальную силу. Об этом говорится в научном исследовании, опубликованном в «Трудах Королевского общества». Ученые из Калифорнийского университета провели исследование для анализа секретов мужского голоса и обнаружили, что у женщин есть удивительная способность выяснить, какой потенциал существует у человека, просто слушая его. Только анализируя записанные мужские голоса, хотя говорят на иностранных языках, дамы знают, как выбрать самых сильных компаньонов, независимо от их внешнего вида.

Голос
Но есть и другой, более надежный и достоверный способ – посещение фониатора. Он даст полноценную консультацию и расскажет, есть ли смысл развивать собственные возможности, и если да – то в сторону верхнего или нижнего регистра. Впрочем, вы можете несколько с помощью специальных упражнений.

Это привлекательность голоса для руководства женщинами, объясняет авторитетные «Таймс», которые посвятили много места исследованию, хотя и случайным образом — увлекательные мужчины, такие как Кэри Грант, Джордж Клуни, Ричард Бертон, Рассел Кроу, чтобы иметь тон слишком право.

Эксперимент начинался с записи голосов разных мужчин, повторяя все то же предложение, выраженное обычным тоном. Физическая сила измерялась рукопожатием, окружностью грудной клетки и бицепсом, основанной на сколько физических столкновений было за последние 4 года. Каждый субъект оценивался по семиуровневой шкале.

Громкий или тихий

Анетт Грант, генеральный директор школы по обучению ораторским навыкам Executive Speaking (США), говорит, что громкость голоса обычно указывает на уровень эмоционального контроля. Когда человек говорит очень громко, он, скорее всего, старается управлять эмоциями. И не всегда успешно. То же самое происходит, когда собеседник говорит слишком тихо: кажется, что он пытается сдержать поток эмоций, но на самом деле он в этот момент не полностью контролирует свои чувства.

Жан Абитболь отмечает, что склонность к неукротимой болтовне (часто таких людей называют «трещотками») показывает, что человек пытается что-то доказать себе или другим.

«Если человек говорит громко или очень быстро, мы можем предположить, что в детстве его никогда не выслушивали до конца. Ему не давали выговориться, не уделяли должного внимания. Поэтому человек пытается за короткий промежуток времени сказать как можно больше или норовит повысить голос. Это показывает его слабость и несостоятельность: мы кричим, когда зовем на помощь», — говорит Людмила Полянова.

Голос
Истерик или шизофреник? Как узнать характер по почерку Подробнее

Как определить тип своего голоса самостоятельно

Если вы начали заниматься вокалом только что, то задача определения типа голоса трудновыполнима. Не спешите, просто занимайтесь вокалом, а по мере занятий присматривайтесь к собственным успехам.

На первых порах будет сложно что-либо сказать наверняка, т. к. диапазон еще слишком узок и находится на разговорном уровне. Вы еще не овладели голосом настолько, чтобы делать выводы о тесситуре (самом удобном участке диапазона) и качестве звучания нот в разных тональностях.

Распеваясь, обращайте внимание на ноты, которые даются лучше всего, и на самые сложные ноты. Следите за расширением диапазона голоса по самой высокой и самой низкой нотам, которые удается взять

Этот показатель вы всегда можете сверить с диапазонами основных типов голоса, описанных в предыдущем разделе статьи, и примерно определить тональность своего голоса.

В случае с детским голосом, определение еще сложнее, т.к. голосу предстоит пройти несколько стадий формирования. Малыша лучше всего отдать в театральный кружок для детей театральной школы Бенефис, где мы научим его использовать голос и речь всесторонне.

Если вы обладатель более-менее поставленного голоса, задача упрощается. Выберите музыкальное произведение (песню, охватывающую минимум полторы октавы). Если под рукой есть музыкальный инструмент, подберите ее.

Спойте произведение в разных тональностях и обратите внимание на две вещи:

  1. Удобство. Чем дальше вы удаляетесь от тесситуры, тем тяжелее петь. Если вы не новичок, которому пока еще тяжело петь везде, то вполне можете ориентироваться на собственные ощущения. Найдите самый удобный диапазон и сверьте со списком типовых характеристик голосов из предыдущего раздела статьи.
  2. Тембр. Уникальные тембровые характеристики голоса лучше всего раскрываются, когда вы поете в своем рабочем диапазоне. Это значит, что если у вас природный бас, то пение теряет красоту тембра на высоких нотах. По мере повышения тональности ноты будут становиться тусклыми и невыразительными. И напротив, понижая тональность, вы услышите, как каждая нота наливается густым и колоритным звучанием, приобретает оттенок и характер.

Как сделать свой голос сильным и уверенным?

Этому и другим навыкам мы научим на нашем ораторском курсе

узнать подробнее

Приходите в театральную студию «Бенефис», и вы получите все необходимые знания для самостоятельного развития голоса. Вас ждут самые эффективные методики, регулярная практика и конечно же – профессиональные преподаватели с большим актерским опытом.

Мы будем учиться работать с резонаторами (грудным и головным), включать в работу все тело, а не только голосовые связки. В ходе обучения вы научитесь выражать свои мысли и эмоции более экспрессивно и правдоподобно – как настоящие артисты.

Конечно, можно обойтись и без грамотного педагога по вокалу, однако в таком случае вы рискуете потерять массу времени, совершая обычные для новичков ошибки и даже рискуя нанести вред голосовому аппарату. На занятиях в «Бенефис» педагоги в индивидуальном порядке работают с ошибками и слабыми сторонами своих учеников, помогая развить их потенциал по максимуму.

Тембр

У каждого звука, в музыке особенно, есть точные характеристики:

  • Громкость
  • Длительность
  • Высота

Представьте себе, что вам предложили определить на слух разные звуки. Эти звуки будут одинаковыми по высоте и громкости. Сможете ли вы отличить:

  • Губную гармошку
  • Баян
  • Гитару
  • Пианино
  • Мужской голос
  • Женский голос

Думаю, вы справитесь без труда. Но по какому признаку? Ведь высота звука одинаковая, длительность и громкость тоже. При этом все голоса звучат по-разному. Почему? Потому что имеют разный тембр.

Как я уже сказал, тембр – это окраска звука и его индивидуальность. В переводе с французского языка timbre означает «колокольчик», «отличительный знак», «метка». Часто, характеризуя звук голоса или инструмента, мы говорим: бархатный, визгливый, глубокий, журчащий, мягкий. Мы как бы окрашиваем подходящими словами то, что слышит наше ухо.

Семь основных цветов радуги имеют тысячи оттенков. Тембры музыкальных звуков так же разнообразны. Наш слух, как и зрение, может улавливать разные мелочи. Порой для цвета и звука мы используем одни и те же эпитеты. Тёплый и холодный, яркий и приглушённый, бледный и насыщенный. Так отчего зависит музыкальная палитра? Попробуем рассмотреть ответ с разных точек зрения.

Про это

Британские исследователи из университетов Ливерпуля и Стирлинга, работая в племени хадза в Танзании, сделали открытие, что обладатели тембра в нижнем голосовом регистре имеют больше детей. Так танзанские «баритоны» опередили «теноров» в среднем на два ребенка. Ученые же Государственного университета штата Нью-Йорк нашли зависимость сексуальной привлекательности тембра женщин от фертильности.

Психологи Университета южной Каролины, проанализировав телефонные разговоры, выявили разницу тембров в процессе общения с безразличными и любимыми людьми. Последние даже копировали интонации друг друга, как бы ставя голоса на одну тоновую волну.

Антропологи Пенсильванского университета — Сара Вольф и Дэвид Путс — впервые попытались разобраться, «как признаки маскулинности влияют на мнение человека о его способности доминировать». Опыты показали, что мужчины с голосами глубокой тембральной окраски воспринимаются другими особями того же пола как «вожаки прайда».

Спектрометр и не только

Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.

Пение было одним из самых ранних музыкальных выражений человека, и его происхождение практиковалось без музыкального сопровождения. Так было в ранних христианских общинах, поскольку инструменты, используемые для сопровождения светских танцев, считались недостойными местами молитв.

В этих сообществах происходит слияние и преобразование еврейских и греческих музыкальных традиций, литургическое музыкальное наследие, которое будет собрано по инициативе папы Григория Великого. Это григорианское пение римской церкви, которое является монодическим, хоровым, диатоническим и снабженным свободным ритмом.

Голос

Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.

Из григорианской песни отличается, по большей мере, ритмическими акцентами, песня Амброзиан, которую по-прежнему практикует миланская церковь сегодня. Эти две песни будут на протяжении веков также оказывать глубокое влияние на профановую музыку. С течением времени и с рождением полифонии он меняет способ пения; больше нет хора, который исполняет пение в одной тональности, но они используют больше тональности, слитых в соответствии с законами музыкальной гармонии.

Словарь также имеет определенные значения; на самом деле: вокальная часть вокально-инструментальной композиции; часть, которой исполнение мелодии доверено композиции, даже инструментальной; звук музыкального инструмента. В литературе пение — поэтическая поэзия. Первоначально поэзия предназначалась для пения в сопровождении музыкальных инструментов. Одной из наиболее распространенных форм древнего лирического романса является песня.

Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.

В Данте, помимо указания на движение человеческого голоса и поэтической композиции, указывается каждая из частей, в которых каждая песня Божественной Комедии делится. Это было названо поэтической работой Лоренцо Великолепного. С пением также показана эстетически превосходная и совершенная часть литературного произведения: самая чистая песня Леопарди.

В смысле перевода это означает, что лебединая песня — последняя и самая высокая работа или действие, совершенное кем-то, особенно художником; Фактически, согласно легенде, лебедь перед его смертью возвышает свою самую мелодичную песню. Это слово также используется для обозначения линий некоторых птиц: песня соловья. С выражением пение петуха указывается на рассвете.

Мечтаете стать певцом? Для начала необходимо разобраться во множестве тонкостей этой работы. Также следует знать основные диапазоны певческих голосов, каким образом они измеряются и как их развивать.

Особенности развития женского тембра голоса

Как известно, у девочки в процессе взросления и превращения в девушку тоже происходят мутации, в том числе и касающиеся голосовых связок. Только они не так явно выражены, как у мальчиков. Согласно последним данным, полное формирование гортани у женщин завершается приблизительно к 30 годам.

При этом отмечают определенные ключевые моменты возраста, которые влияют на обычный и певческий голосовой диапазон: 12-15 и 23-25. Непосредственно сама мутация завершается в течение 6 недель максимум, протекает она настолько мягко, что почти незаметна (как окружающим, так и самой девочке). Но это вовсе не означает, что не идут никакие внутренние изменения организма: гортань изменяет размеры почти вдвое, наблюдается интенсивный рост хрящей. Тембр становится ниже, у вокального теряется диапазон, но зато он получает более густой окрас.

Началу мутации предшествует активация гормонального фона (начало менструального цикла). Может появиться легкое покраснение гортани, иногда способность нормально говорить пропадает на несколько дней.

Виды тембра

Когда человек находится в спокойном расположении духа и эмоционально стабилен, его манера разговора и тембр также окружающим кажутся привлекательными. Некоторые люди обладают таким свойством от природы. Другим необходимо прилагать усилия, чтобы тон речи не выдавал все внутренние проблемы. Но тренировка голоса творит чудеса – человек очень легко научится управлять им.

При этом нельзя отбрасывать роль эмоций, чувств и даже положения тела. Не зря будущих певцов учат не только развитию голоса для пения, но и управлению телодвижениями и мимикой лица. Все эти факторы вместе производят нужный эффект в сознании зрителей.

Теория музыки отдельно рассматривает мужской, женский и детские тона. Каждый из них имеет свои названия. Мужские звуки имеют три типа:

  • Баритон, представителем которого является Дмитрий Хворостовский.
  • Низкий мужской тон носит название «бас». Голос Федора Шаляпина относится к такому типу.
  • Высокий тембр называется тенор. Представитель этого типа – певец Пласидо Доминго.

Виды женских тональностей звука:

  1. Меццо-сопрано. Чтобы вслух отличать этот тип, следует прослушать певицу Чечилия Бартоли.
  2. Высокий женский тембр называется сопрано. Представитель этого типа – оперная певица Монсерат Кабалье.
  3. Низкий женский тон называется контральто. Этот тип лучше всего характеризует певица Адель.

Детские звуковые тона делятся на два вида: альт и дискант.

Данная терминология применяется в исключительно профессиональных кругах. Более простая и понятная классификация подразделяет голоса на мягкий, холодный, твердый, жесткий, слабый и другие виды. Однако нельзя сказать, что каждый из этих типов характерен для одного человека. Профессиональные певцы умеют воспроизводить каждый тип тембра.

Женское пение

Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.

Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.

Отличия сопрано

Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:

Голос

  1. Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
  2. Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
  3. Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
  4. Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
  5. Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.

Особенности меццо-сопрано

Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.

Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.

Голос

Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.

Звучание контральто

Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.

Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Про это

Британские исследователи из университетов Ливерпуля и Стирлинга, работая в племени хадза в Танзании, сделали открытие, что обладатели тембра в нижнем голосовом регистре имеют больше детей. Так танзанские «баритоны» опередили «теноров» в среднем на два ребенка. Ученые же Государственного университета штата Нью-Йорк нашли зависимость сексуальной привлекательности тембра женщин от фертильности.

Психологи Университета южной Каролины, проанализировав телефонные разговоры, выявили разницу тембров в процессе общения с безразличными и любимыми людьми. Последние даже копировали интонации друг друга, как бы ставя голоса на одну тоновую волну.

Антропологи Пенсильванского университета — Сара Вольф и Дэвид Путс — впервые попытались разобраться, «как признаки маскулинности влияют на мнение человека о его способности доминировать». Опыты показали, что мужчины с голосами глубокой тембральной окраски воспринимаются другими особями того же пола как «вожаки прайда».

Тембр на службе политики

В 2012 году корреспонденты журнала Proceedings of the Royal Society в содружестве с PR-технологами и нейропсихологами провели опросов американцев, которые отвечали на вопрос: «Какой тембр голоса вызывает у них наибольшее доверие к политику?».

Авторы публикации записали 17 женщин и 10 мужчин, которые произносят одну фразу – «Я призываю вас голосовать за меня в ноябре». Записи подвергли цифровой коррекции. Создали пары – один голос подняли, другой — снизили. «Избиратели» выбрали – глубокие низкие тембры. Причем, и мужской, и женский.

Ученые давно пришли к выводу, что секрет успеха/неуспеха человека — в тембре его голоса. Специалист по социологии общения в Институте когнитивной неврологии при Университетском колледже Лондона — профессор София Скотт — отметила, что «мы используем свои голоса для того, чтобы сообщить окружающим, что думаем о себе, и создать в их представлении положительный образ». Но тембр выдает и то, что человек, возможно, хотел бы скрыть.