Конспект нод «что такое театр?»

Введение[править]

Развалины античного театра. Эпидавр, Греция.

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано, то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся — его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы. Средние века в применении к театру выдвинули определение Theatrum Mundi, что в переводе с латыни означает «мир в театре». Сценическое пространство мыслили как модель мироздания, где следовало разыграть, повторить таинство творения. В эпоху Возрождения на театр всё чаще стали возлагать задачи исправления пороков. Осуждая «низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной», — говорится в одном из сочинений того времени. А в эпоху Просвещения искусство сцены оценивалось очень высоко — как «очищающее нравы» и поощряющее добродетель. Эти идеи позже развил русский писатель и драматург Н. В. Гоголь. Для него сцена — «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Тезис «театр — университет», сохраняет значение по сей день.

Во времена тирании и цензуры театр становился не только кафедрой, но и трибуной. Со сценических подмостков звучали призывы к свободе и сопротивлению. В годы революций XX века появился лозунг «Искусство — оружие» (был популярен в 20-х гг.). И театр стал выполнять ещё одну задачу — пропагандистскую.

Рассуждая о театре, А. С. Пушкин писал, что «дух времени требует перемен на сцене драматической». Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Но мастера театра — творцы, и потому они способны не только понять настоящее, но также предвидеть будущее. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со сцены.

Театру не однажды предрекали гибель, но он каждый раз выживал — выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Искусству, творящемуся на глазах у зрителей, суждена долгая жизнь. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия. Посещение хорошего спектакля — идёт ли он в прославленном театре или на маленькой студийной сцене — всегда духовное наслаждение и настоящий праздник.

Раздел 2. Где же появились первые помосты планеты

Конспект нод «что такое театр?»

В соответствии с историческими данными, впервые театр возник в Греции. И сначала он был некой частью религиозного обряда, проводимого на круглой сцене, расположенной так, чтобы все вокруг имели возможность видеть представление. Скорее всего, именно поэтому само слово «театр» с греческого языка переводится как «место для обозрения».

Первый в мире театр был построен за 500 лет до н. э. в Афинах. В то время он, кстати, назывался партером.

В Риме заведение такого плана появилось только за 48 лет до н. э. Нельзя не отметить, что здесь впервые были установлены сиденья для зрителей и возникла приподнятая сцена.

Современный, более привычный нам театр построили где-то в 1619 г. в Италии, и он уже включал занавес для отделения сцены от посетителей.

Что собой представляет театр для детей?

Конспект нод «что такое театр?»Театр для детей

Театр для детей – это прежде всего постановка, которая доступна к детскому пониманию. Театр дает знания детям об окружающем мире, учит отличать добро и зло, вызывает сочувствие и жажду помочь. В детском театре не существует трагических концовок – все спектакли имеют только хорошую и добрую кульминацию, а отрицательные герои всегда понимают свою ошибку.

Некоторые родители могут возразить:

— Включи по телевизору мультфильм, и пусть ребенок смотрит. Это та же самая сказка, которая учит добру. Зато хлопот меньше: не надо приобретать билеты, наряжаться, ехать, сидеть в зале…

Неужели найдется кто-то согласный с этим высказыванием?

Организаторы и актеры интерактивного Беби-театра абсолютно не согласны с таким утверждением, потому что:

  • Театр – это особый торжественный ритуал. Да, надо собраться, выйти из дома и приехать на спектакль. Но дома, по телевизору ваш ребенок никогда не познает той особой атмосферы, которая царит в театре. Это и торжественный момент, и ожидание чуда, и волшебство.
  • Театр – это эмоциональное состояние. Сначала – ожидание праздника и чуда, потом – восторг и ураган радости, по завершении – эмоциональное удовлетворение, разрядка и хорошее настроение надолго.
  • Только в театре дети видят не плоскую картинку, а объемную. Представление похоже на жизненную ситуацию: детям кажется, что это не они пришли в театр, а сама сказка пришла к ним.
  • Существует новый вид театра для детей, где возможно не только просто пассивное наблюдение за действием на сцене из зрительного зала, но и полное погружение ребенка в представление.
  • Каждый день на своих представлениях мы наблюдаем чудеса. Одни малыши уверенно начинают двигаться, другие — робко оставляют свою маму в сторонке и пытаются завести друзей, третьи – смотрят на окружающее такими огромными восторженными глазами… Понаблюдайте за своим ребенком у телевизора – такого восторга вы никогда не увидите.
  • Через некоторое время после спектаклей родители пишут нам отзывы, что дети становятся общительней, смелее, охотнее играют со своими игрушками, больше фантазируют и импровизируют.
  • Театр – это возможность повторить его дома, а также возможность больше пообщаться с ребенком, узнать его мнение о героях, спросить, о чем малыш мечтает и на кого хочет быть похож. Вот, например, вы часто обсуждаете с детьми просмотренные по телевизору мультфильмы? Вот то-то и оно! Посмотрели – и забыли! А театр – невозможно забыть!

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.

Примечания

  1. ↑ Театр / Родина М. Т. //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  3. Рудницкий К. Л. Спектакль // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  4. ↑ Трагедия // Словарь античности. Составитель Йоханнес Ирмшер (перевод с немецкого). — М.: Элис Лак, Прогресс, 1994. — С. 583. — ISBN 5-7195-0033-2.
  5. Бояджиев Г. Н. Комедия дель арте // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  6. Lee (2002), стр. 29.
  7. Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: Транзиткнига, 2005. С. 294, 310—317.
  8. Дмитриев Ю. А. Скоморохи // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  9. Дмитриев Ю. А. Школьный театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  10. The World Encyclopedia of Contemporary Theatre: The Americas. — New York City : Routledge, 2000. — ISBN 0-415-05929-1.
  11. ↑ Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 5.
  12. Опера // Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ классик, 2003. — С. 379. — ISBN 5-7905-1809-5.
  13. Келдыш Ю. В. Драматургия музыкальная // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия. — Т. 2, 1975.

Раздел 4. Самые необычные театры в мире

Конспект нод «что такое театр?»

Мы уже упоминали о том, что если из путешествия вам захочется привезти характерные и очень оригинальные фото, театр, вернее — его основное здание и прилегающие постройки, всегда придут на помощь, т. к. смотрятся они в большинстве случаев великолепно и величественно. Об этом, конечно же, не стоит забывать.

Однако существуют и такие государства, в театры которых вы, скорее всего, отправитесь в первую очередь. Тут нельзя не упомянуть Японию, которая по праву считается самой продвинутой в этом плане страной. Только здесь существуют Но, Бунтраку и Кабуки.

Театр Но — самый старый драматический театр мира. Свое начало он берет еще в далеком от нас в 16 веке. В былые времена представления тут организовывались исключительно для аристократов, именно поэтому он до сих пор отличается размахом, пышностью и неким особым шиком. Нельзя не упомянуть, что здесь все главные актеры носят маски из кедровой древесины, а мероприятия ведутся вовсе без декораций. На протяжении всего действия актеры постоянно меняют свои роли.

Кабуки – хорошо известный на планете театр марионеток. В целом он чем-то напоминает Но, только изначально предназначался для людей не такого благородного происхождения. Здесь мужчинами исполняются все женские роли, присутствует очень выразительная мимика, а постановки на старояпонском языке длятся не менее 6 часов.

Бунраку – самый большой японский театр. Он открылся в 18 веке. Все роли исполняются человеческого роста куклами, которыми управляют актеры. В нем все сюжеты драматичны, а постановки печальны.

Средний этап

Следующий этап истории русского театра – промежуточный между игрищным и зрелым. На данной фазе возникает придворный и школьный театры. В то время правил царь Алексей Михайлович, актерами придворного театра были иностранцы, школьного – учащиеся. После смерти Алексея Михайловича деятельность придворного театра приостановилась до прихода к власти Петра I. Он относился к «зрелищам» положительно, но, помимо развлекательной, он стал наделен еще и пропагандистской функцией. В 1702 году появился театр для широких масс – публичный. Его здание называлось «Комедиальной храминой», там давались представления немецкой труппой. Народ этот театр не принял. Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.

Конспект нод «что такое театр?»

Самый знаменитый театр Москвы

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.

Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, приняв на себя бомбу. Здание снова реконструировали. До 1987 года постройка подвергалась только небольшому косметическому ремонту. Сейчас Большой театр – это здание с новой сценой, где можно использовать современные эффекты. В то же время, оно сохранило дух классической архитектуры, свою «фирменную» акустику, что дает ему право считаться одним из лучших театров в мире. Вот такая история у Большого театра.

И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».

История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.

Конспект нод «что такое театр?»

Некоторые термины античного театра

Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:

  • Орхестра – часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
  • Скена – место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.
  • Проскений – колоннада перед скеной.
  • Параскений – боковые каменные пристройки.
  • Эстрада – возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.
  • Эккиклема – передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.
  • Котурны – обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».

А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

Конспект нод «что такое театр?»

Раздел 3. Сцена и декорации

Конспект нод «что такое театр?»

Очутились в незнакомом городе и хотели бы на память сделать несколько характерных фото? Театр для этого обычно подходит как нельзя лучше. Почему? Все дело в том, что это, как правило, одно из самых красивых, как, впрочем, и характерных, зданий любого населенного пункта.

Но в большинстве случаев внутреннее убранство тоже не может не привлекать к себе повышенное внимание. В целом театральной бутафорией называют предметы реквизита и декораций

А вот по-итальянски данное слово обозначает муляж или подделку. Все это применяется, как правило, для экономии на стоимости, весе и прочности реквизита

В целом театральной бутафорией называют предметы реквизита и декораций. А вот по-итальянски данное слово обозначает муляж или подделку. Все это применяется, как правило, для экономии на стоимости, весе и прочности реквизита.

Кстати, далеко не всем известно о том, что каждый, даже самый скромный, театр имеет свой бутафорский цех, где работают мастера, регулярно производящие такого вида декорации.

Театр как вид искусства[править]

Страсти Христовы (фрагмент картины). Художник Ганс Мемлинг. XV век. Евангельские сюжеты часто становились основой театральных представлений.

Как и любой другой вид искусства: музыка, живопись, литература, театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.

Театр — ‘искусство коллективное. Спектакль — это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение «работники театрального цеха»: спектакль — это и творчество, и производство.

Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств. Спектакль — это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.

В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий — либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену — это своего рода «перевод» с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.

Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, — это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму — в лето, улицу — в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.

Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена-коробка и сцена-амфитеатр. Сцена-коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену-амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет изменять театральное пространство — устраивать помост посреди зрительного зала, сажать зрителя на сцену, а спектакль разыгрывать в зале.

Большое значение всегда придавали театральному зданию

Театры обычно строились на центральной площади города; архитекторы стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от повседневной жизни, как бы поднимается над реальностью

Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.

Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте — чтобы поддержать интерес публики.

Главное лицо в спектакле — актёр. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося в художественный образ — своеобразное произведение искусства. Конечно, произведение искусства — не сам исполнитель, а его роль. Она творение актёра, созданное голосом, нервами и чем-то неуловимым — духом, душой.

Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет режиссёр. От таланта актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но, тем не менее, они подчинены воле руководителя — режиссёра.

Люди, как и много веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображённый силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог — и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника-декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство сцены «заговорить». И всё вместе заключено в строгие рамки режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и цельность.

Зритель сознательно, а порой и бессознательно, будто против воли, оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное — он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни.

Начало

В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.

А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.

Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% — при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.

В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.

Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные

Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли

Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире «фонограммы». Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.

Конспект нод «что такое театр?»

Раздел 5. Что можно надевать в театр

Конспект нод «что такое театр?»

Что такое театр, мы разобрались, теперь самое время поговорить о неком дресс-коде. Форма одежды для похода в данное культурное заведение зависит от самого театра, статуса его представления и времени суток.

Самые требовательные к внешнему облику – это драматический и театр оперы. Здесь, безусловно, нужны костюмы и платья. А вот в детский, кукольный или некоммерческий можно надеть даже простые джинсы.

Стоит запомнить, что во все театры категорически запрещается приходить в футболках, майках, шортах и сандалиях.

Мероприятия, проводимые до шести вечера, не так формальны, соответственно, одежду можно надевать менее нарядную, а после восемнадцати часов правила этикета требуют строгих костюмов и длинных платьев с дорогими украшениями и туфлями на каблуках.

Происхождение театра[править]

Театр — искусство «исчезающее», трудно поддающееся описанию. Спектакль оставляет след в памяти зрителей и очень мало вещественных, материальных следов. Именно поэтому наука о театре — театроведение, возникла поздно, в конце XIX столетия. Тогда же появились две теории
происхождения театра. Согласно первой, искусство сцены (как западное, так и восточное) развилось из обрядов и магических ритуалов. В подобных действах всегда присутствовала игра, участники часто использовали маски и специальные костюмы. Человек «играл» (изображал, например, божество), чтобы воздействовать на окружающий мир — людей, природу, богов. Со временем некоторые обряды превратились в светские игры и стали служить для развлечения; позже участники таких игр отделились от зрителей. Другая теория связывает происхождение европейского театра с ростом самосознания личности. У человека возникла потребность выразить себя посредством зрелищного искусства, обладающего мощным эмоциональным воздействием.

Зрелый этап в истории театрального искусства

Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.

Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли.

Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы

Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.

Конспект нод «что такое театр?»

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством