Место и значение таухида в мусульманском вероучении

Влияния на мусульманскую культуру

Исламская доктрина Таухида выдвигает Бога, чье правило, воля или закон всеобъемлющи и распространяются на всех существ и на все аспекты человеческой жизни. Ранние мусульмане понимали религию как охватывающую сферу государства, закона и общества. Считается, что все исламское учение основывается на принципе Таухид. Ниже мы приводим несколько примеров влияния Таухида на мусульманскую культуру:

Межличностные отношения

Согласно Корану, одним из следствий правильно задуманных отношений между Богом и человеком как служителем и слугой являются правильные отношения между людьми. Чтобы достичь первого, Коран постоянно «напоминает» людям два момента: 1. Что Бог един; все, кроме Бога (включая всю природу), зависит от Бога. 2. При всей Своей мощи и славе Бог по сути является Всемилостивым Богом.

Добро и зло

Согласно Корану, Аллах — прародитель всего, как добра, так и зла. Как написано в Коране, все человечество создано по воле Аллаха, как доброе, так и злое; и что их природа была предрасположена как таковая с самого начала творения.

Согласно Корану, сатана отклонился от единства Аллаха в истории создания человека , позволив своей собственной иерархической системе ценностей вытеснить волю Аллаха: Аллах попросил ангелов поклониться Адаму, которого он создал из глины. Сатана отказался, сказав: «Я лучше его; ты создал меня из огня, а его — из глины». Средневековый мусульманский ученый , Аль-Газали указывает на то , что единственным законным «принцип предпочтения» в глазах Аллаха благочестие, пишет: «Каждый раз , когда богатый человек считает , что он лучше , чем бедному, или белый человек считает , что он лучше, чем черный, тогда он высокомерен. Он принимает те же иерархические принципы, что и Иблис в его джахле , и таким образом впадает в ширк ».

Секуляризм

Во многих юрисдикциях мира законы и общая позиция населения гласят, что сфера общественной жизни должна быть светской , а вера и религиозные обряды должны оставаться в сфере частной жизни. Одним из мотивов принятия этой позиции было уменьшение последствий конфликта между последователями различных религий или между приверженцами секуляризма и приверженцами религии. В общественной жизни эта точка зрения настаивает на том, что власть государства преобладает над любой религиозной властью.

Для некоторых исламских мыслителей эти утверждения нарушают доктрину Таухида и поэтому являются анафемой. Если космос представляет собой единое и гармоничное целое, сосредоточенное вокруг всемогущего и вездесущего Бога, они считают, что признание любой другой власти как высшей неверно. По словам одного писателя: «Традиционно мусульманин не является националистом или гражданином национального государства; у него нет политической идентичности, только религиозная принадлежность к Умме . Для традиционного мусульманина ислам — единственный и достаточный идентификационный признак. а национализм и национальные государства — препятствия «. Отсюда идея создания полностью исламского государства или возрожденного халифата.

На практике почти все мусульмане живут своей повседневной жизнью в рамках какой-либо национальной юрисдикции и принимают по крайней мере часть ограничений, связанных с этим.

Исламское искусство

Желание сохранить единство и превосходство Бога привело к запрету мусульманам создавать изображения или визуальные изображения Бога или любого Пророка, включая Мухаммеда. Изображение человеческого тела в искусстве является предметом споров в фикхе . Основная проблема заключается в том, что использование статуй или изображений может привести к идолопоклонству. Таким образом, доминирующими формами выражения в исламском искусстве стали каллиграфия и арабески.

Структура книги

Книга написана на арабском языке и, включая одноимённую вступительную главу, состоит из 67 глав. В каждой главе кратко перечисляются основные вопросы, рассмотренные в основном тексте.

В каждой из глав, помимо цитат из Корана и сунны пророка Мухаммада, приводятся слова сподвижников Мухаммада, табиинов и других известных мусульманских улемов. Например, в первой главе «Книга таухида» цитируется известный сподвижник Абдуллах ибн Масуд, в седьмой главе приводится сообщение Ибн Абу Хатима о поступке Хузайфы ибн аль-Ямана, а в восьмой главе цитируются слова Саида ибн Джубайра и Ибрахима ан-Нахаи.

Аллах

Место и значение таухида в мусульманском вероучении

В арабском языке – это термин, который обозначает слово «Бог». Это единый и единственный творец мира и господин Судного дня. Мусульмане считают, что Аллах – это Бог, который послал к людям Мухаммеда, своего последнего пророка. Краткий вариант исламского символа веры, называемого «шахада», провозглашает: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад — посланник Бога».

Слово «Аллах» во всех Писаниях ислама употреблено в единственном числе, что указывает на его единственность и единство и подтверждает отрицание политеизма (многобожия). Аллах имеет абсолютную силу, власть и могущество. Он обладает способностью к созданию различных форм, относящихся как к живой, так и неживой природе, а также может уничтожать их.

Все, происходящее в этом мире, пронизано глубоким смыслом. Все строится, исходя из изначального плана Творца. Законодательные функции также принадлежат ему. Все процессы в мире управляются Аллахом, поэтому его творения способны к жизнедеятельности, будучи обеспеченными для этого необходимыми средствами, называемыми «ризк».

Всевышний справедлив к своим творениям и милостив к ним. Он не желает для них зла. Тот же, кто совершает несправедливые поступки, предстанет перед Аллахом в день Страшного суда и понесет справедливое наказание.

Чтобы правильно понять, что такое таухид, нужно ознакомиться и еще с одним понятием в исламе.

Структура книги

Книга написана на арабском языке и, включая одноимённую вступительную главу, состоит из 67 глав. В каждой главе кратко перечисляются основные вопросы, рассмотренные в основном тексте.

В каждой из глав, помимо цитат из Корана и сунны пророка Мухаммада, приводятся слова сподвижников Мухаммада, табиинов и других известных мусульманских улемов. Например, в первой главе «Книга таухида» цитируется известный сподвижник Абдуллах ибн Масуд, в седьмой главе приводится сообщение Ибн Абу Хатима о поступке Хузайфы ибн аль-Ямана, а в восьмой главе цитируются слова Саида ибн Джубайра и Ибрахима ан-Нахаи.

Понимание таухида в различных течениях

Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами.

Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов.

Ашариты и сифатиты толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности (вахид фи затихи ля шарика лах), его вечных атрибутов (вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лах) и его действий (вахид фи аф‘алихи ля шарика лах).

Ханбалиты, в частности Ибн Таймия включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы (таухид аль-улюхия); признание его единственным Творцом и путеводителем (таухид ар-рубубия); и полную самоотдачу человека Аллаху (таухид аль-‘убудия).

Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих (таухид аль-’амма). Суфии выделяли три главные формы таухида:

  • растворение человеческой воли в божественной (таухид иради);
  • самоуничтожение (фана’) человека в его бытии (таухид шухуди);
  • постижение того, что нет ничего сущего, кроме Аллаха (таухид вуджуди).

Последняя форма таухида была свойственна учению Ибн Араби, которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд).

Список глав

  1. Книга таухида
  2. Добродетель таухида и то, что он искупает грехи
  3. Тот, кто воплотит таухид, войдёт в Рай
  4. О необходимости боязни ширка
  5. Призыв к свидетельству «Ля илаха илл-Аллах»
  6. Смысл таухида и свидетельства «Ля илаха илл-Аллах»
  7. Ношение кольца, шнурка и т. п. для избавления от беды или её предотвращения является ширком
  8. О заклинаниях и амулетах
  9. Об испрашивании благословения у деревьев, камней и т. п. вещей
  10. О жертвоприношении не Аллаху
  11. Нельзя делать жертвоприношение Аллаху в том месте, где приностится жертва не Аллаху
  12. Посвящение своего обета не Аллаху является ширком
  13. Искать покровительства не у Аллаха является ширком
  14. Просить помощи не у Аллаха или взывать не к Аллаху является ширком
  15. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Араф, 191—192)
  16. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Саба, 23)
  17. О заступничестве
  18. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Касас, 56)
  19. Причина неверия людей и их отказа от религии заключается в возвеличивании праведников
  20. О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику
  21. Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются, помимо Аллаха
  22. Избранный Пророк защищал неприкосновенность таухида, преграждал любой путь, ведущий к ширку
  23. Часть этой общины поклоняется идолам
  24. О колдовстве
  25. Разъяснение некоторых видов колдовства
  26. О предсказателях и им подобных
  27. О снятии колдовства
  28. О суеверии
  29. О гадании по звёздам
  30. О связывании выпадения дождя с расположением звёзд
  31. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Бакара, 165)
  32. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Семейство Имрана, 175)
  33. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Маида, 23)
  34. О слове Всевышнего Аллаха (Сура аль-Араф, 99; Сура Аль-Хиджр, 56)
  35. Стойкость перед предопределением Аллаха является частью веры в Аллаха
  36. О показухе
  37. Стремление человека совершить праведное дело ради мирских благ является ширком
  38. Подчиняющиеся учёным и правителям в их запрещении разрешённого Аллахом и разрешении запрещённого им делают из них господ
  39. О слове Всевышнего Аллаха (Сура ан-Ниса, 60—62)
  40. О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха
  41. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Ан-Нахль, 83)
  42. О слове Всевышнего Аллаха (Сура аль-Бакара, 22)
  43. О тех, кого не удовлетворяет клятва Аллахом
  44. О выражении «Если пожелает Аллах и ты»
  45. Хулящий время обижает Аллаха
  46. О титулах типа «Судья всех судей» и т. п. титулах
  47. О необходимости уважения имён Всевышнего Аллаха и смены имени ради этого
  48. О несерьёзном отношении к тому, в чём упоминается имя Аллаха, к Корану или к Посланнику Аллаха
  49. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Фуссилат, 50)
  50. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Араф, 190)
  51. Об именах Всевышнего Аллаха
  52. О недопустимости выражения «Мир Аллаху»
  53. О выражении «О Аллах, прости меня, если это угодно тебе!»
  54. О недопустимости выражений «мой раб» или «моя рабыня»
  55. О том, что нельзя отказывать испрашивающему именем Аллаха
  56. Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай
  57. О выражении «Если бы…»
  58. О запрете ругать ветер
  59. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Семейство Имрана, 154; Сура Аль-Фатх, 6)
  60. О тех, кто отрицает предопределение
  61. О создающих изображения
  62. О многочисленности клятв
  63. О защите Аллаха и защите его Пророка
  64. О клятве от имени Аллаха
  65. Нельзя просить ходатайства Аллаха перед его творениями
  66. О защите Пророка неприкосновенности таухида и преграждении путей к ширку
  67. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аз-Зумар, 67)

Имя Бога в исламе

Чтобы объяснить сложность единства Бога и божественной природы, Коран использует 99 терминов, называемых «Превосходные имена Бога» (сура 7: 180). Божественные имена проецируют божественные атрибуты, которые в В свою очередь, спроецируйте все уровни творения вниз на физический план. Помимо верховного имени «Аллах» и неологизма ар-Рахман (относящегося к божественной милости, которая создает и поддерживает вселенную) и нескольких других конкретных имен, таких как аль-Малик аль-Мулук («Царь царей») в аутентичном В повествовании о Мухаммеде другие имена могут использоваться как Богом, так и людьми. Согласно исламскому учению, последнее должно служить напоминанием об имманентности Бога, а не быть знаком чьей-либо божественности или, альтернативно, налагать ограничение на трансцендентную природу Бога. Приписывание божественности сотворенному существу, ширк , считается отрицанием истины Бога и, следовательно, большим грехом.

Понимание таухида в различных течениях

Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами.

Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов.

Ашариты и сифатиты толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности (вахид фи затихи ля шарика лах), его вечных атрибутов (вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лах) и его действий (вахид фи аф‘алихи ля шарика лах).

Ханбалиты, в частности Ибн Таймия включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы (таухид аль-улюхия); признание его единственным Творцом и путеводителем (таухид ар-рубубия); и полную самоотдачу человека Аллаху (таухид аль-‘убудия).

Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих (таухид аль-’амма). Суфии выделяли три главные формы таухида:

  • растворение человеческой воли в божественной (таухид иради);
  • самоуничтожение (фана’) человека в его бытии (таухид шухуди);
  • постижение того, что нет ничего сущего, кроме Аллаха (таухид вуджуди).

Последняя форма таухида была свойственна учению Ибн Араби, которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд).

Список глав

  1. Книга таухида
  2. Добродетель таухида и то, что он искупает грехи
  3. Тот, кто воплотит таухид, войдёт в Рай
  4. О необходимости боязни ширка
  5. Призыв к свидетельству «Ля илаха илл-Аллах»
  6. Смысл таухида и свидетельства «Ля илаха илл-Аллах»
  7. Ношение кольца, шнурка и т. п. для избавления от беды или её предотвращения является ширком
  8. О заклинаниях и амулетах
  9. Об испрашивании благословения у деревьев, камней и т. п. вещей
  10. О жертвоприношении не Аллаху
  11. Нельзя делать жертвоприношение Аллаху в том месте, где приностится жертва не Аллаху
  12. Посвящение своего обета не Аллаху является ширком
  13. Искать покровительства не у Аллаха является ширком
  14. Просить помощи не у Аллаха или взывать не к Аллаху является ширком
  15. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Араф, 191—192)
  16. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Саба, 23)
  17. О заступничестве
  18. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Касас, 56)
  19. Причина неверия людей и их отказа от религии заключается в возвеличивании праведников
  20. О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику
  21. Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются, помимо Аллаха
  22. Избранный Пророк защищал неприкосновенность таухида, преграждал любой путь, ведущий к ширку
  23. Часть этой общины поклоняется идолам
  24. О колдовстве
  25. Разъяснение некоторых видов колдовства
  26. О предсказателях и им подобных
  27. О снятии колдовства
  28. О суеверии
  29. О гадании по звёздам
  30. О связывании выпадения дождя с расположением звёзд
  31. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Бакара, 165)
  32. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Семейство Имрана, 175)
  33. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Маида, 23)
  34. О слове Всевышнего Аллаха (Сура аль-Араф, 99; Сура Аль-Хиджр, 56)
  35. Стойкость перед предопределением Аллаха является частью веры в Аллаха
  36. О показухе
  37. Стремление человека совершить праведное дело ради мирских благ является ширком
  38. Подчиняющиеся учёным и правителям в их запрещении разрешённого Аллахом и разрешении запрещённого им делают из них господ
  39. О слове Всевышнего Аллаха (Сура ан-Ниса, 60—62)
  40. О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха
  41. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Ан-Нахль, 83)
  42. О слове Всевышнего Аллаха (Сура аль-Бакара, 22)
  43. О тех, кого не удовлетворяет клятва Аллахом
  44. О выражении «Если пожелает Аллах и ты»
  45. Хулящий время обижает Аллаха
  46. О титулах типа «Судья всех судей» и т. п. титулах
  47. О необходимости уважения имён Всевышнего Аллаха и смены имени ради этого
  48. О несерьёзном отношении к тому, в чём упоминается имя Аллаха, к Корану или к Посланнику Аллаха
  49. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Фуссилат, 50)
  50. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Араф, 190)
  51. Об именах Всевышнего Аллаха
  52. О недопустимости выражения «Мир Аллаху»
  53. О выражении «О Аллах, прости меня, если это угодно тебе!»
  54. О недопустимости выражений «мой раб» или «моя рабыня»
  55. О том, что нельзя отказывать испрашивающему именем Аллаха
  56. Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай
  57. О выражении «Если бы…»
  58. О запрете ругать ветер
  59. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Семейство Имрана, 154; Сура Аль-Фатх, 6)
  60. О тех, кто отрицает предопределение
  61. О создающих изображения
  62. О многочисленности клятв
  63. О защите Аллаха и защите его Пророка
  64. О клятве от имени Аллаха
  65. Нельзя просить ходатайства Аллаха перед его творениями
  66. О защите Пророка неприкосновенности таухида и преграждении путей к ширку
  67. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аз-Зумар, 67)

Аллах

Аллаху присущи атрибуты, которые не являются чем-то отличным от Его сущности. Он имеет различные имена (аль-асма’ аль-хусна), носящие атрибутивный характер. В обязанности мусульманина входит вера во все имена и качества Аллаха, упомянутые в Коране и достоверных хадисах. Эти имена и качества необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах (нусус шар‘ийя), не уподобляя (ташбих) их именам и качествам творений и не отказываясь от их истинного значения.

Аллах, обладающий абсолютной силой, властью и могуществом, может создавать различные формы живой и неживой природы и уничтожать их. Всё, что происходит в этом мире имеет глубокий смысл и все построено по изначальному плану Творца. Ему также принадлежат законодательные функции. Всевышний Аллах управляет всеми процессами в мире, благодаря чему Его творения обладают способностью к жизнедеятельности и обеспечиваются необходимыми для этого средствами (ризк).

Аллах милостив и справедлив к Своим творениям. Он не желает зла для своих творений. Те, кто поступает несправедливо, будут держать ответ перед Аллахом в день Страшного суда и понесут справедливое наказание.

Авраамические религии

Основная статья: Авраамические религии

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм

Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более существование других богов. Однако считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории придерживаются также и часть современных исследователей.

Профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:

Христианство

Основная статья: Христианство

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм. Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства, но была отвергнута на Первом Никейском соборе.

Один из Отцов Церкви, крупнейший систематизатор христианского вероучения Св. Иоанн Дамаскин так писал по этому вопросу:

Вместе с тем, подчёркивая монотеизм христианства, антитринитарии отрицают и критикуют тринитарное учение.

Ислам

Основная статья: Таухид

Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама). Первое и главное из них — это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его»). В этой формуле заключена фундаментальная идея ислама — Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога — Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»).

Ширк — многобожие, заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является величайшим грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие, которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды в мирской жизни.

Согласно учению ислама, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от Адама до Мухаммада. Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада, возрождает Таухид ханифа Ибрахима (библейского Авраама).

Отличие единобожия в исламе от концепции христианства и иудаизма

Основной принцип таухида – это утверждение единобожия, того, что Аллах – Один Бог, является Творцом всего сущего, и все, что происходит во всех уголках Вселенной, происходит по его Слову и Его волей, исполняют которую ангелы. Таухид подразумевает, что Творец не имеет начала и конца, он вечен, и нет других богов помимо Творца Единого. Всевышний Аллах ни в чем не нуждается, но в Нем нуждается все сущее.

По исламу, те представления о Боге, которые лежат в основе христианства: его ипостаси – Отец, Сын и святой Дух, противоречат таухиду, и ислам отвергает эти представления, также как отвергаются представления о том, что Бог может иметь сыновей или дочерей (христиане считают, что Иисус – сын Божий). В суре Священного Корана «Искренность» («Ихлас») опровергаются христианские утверждения: «Скажи: «Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»». В данной суре отражается во всей своей полноте концепция единобожия.

Место и значение таухида в мусульманском вероученииОсновные постулаты единобожия указаны в суре Священного Корана «Искренность»

Иудеи же утверждают, что Бог избрал только один народ и благоволит к нему, однако последний Пророк Мухаммад ﷺ был отправлен Всевышним Аллахом, как милость для всего человечества.

Ширк

Место и значение таухида в мусульманском вероучении

Это понятие в арабском языке обозначает политеизм, многобожие или язычество. В исламе оно буквально трактуется как придание товарищей (равных) Аллаху или же поклонение кому-нибудь, кроме Аллаха.

Ширк является следствием и одним из главных проявлений куфра. Это термин, обозначающий в исламе самый страшный грех, которым является неверие. Человек, впавший в куфр, называется «кафир», то есть «неверный». Аллах никогда не простит такой грех, если совершивший его не раскается.

В буквальном смысле слово «ширк» обозначает «уравнивание двух вещей». В широком смысле, в котором оно употребляется в шариате, это уравнивание Аллаха с его творениями в тех свойствах, которые принадлежат к особенностям лишь самого Бога.

С такой точки зрения ширк можно представить в трех видах:

  1. В господстве Аллаха. Это приписывание его созданиям свойственных только Создателю качеств, например, сотворение, управление Вселенной, умерщвление.
  2. В атрибутах и именах Аллаха. Наречение одним из имен или качеств Аллаха, которые описаны в Коране, в сунне Мухаммеда, его творений.
  3. В поклонении Аллаху. Совершение поста, намаза, какого-либо другого поклонения не Аллаху. В исламе только он достоин поклонения.

Ознакомившись с понятиями Аллаха и ширка в исламе, можно непосредственно перейти к вопросу о том, что такое таухид.

Структура книги

Книга написана на арабском языке и, включая одноимённую вступительную главу, состоит из 67 глав. В каждой главе кратко перечисляются основные вопросы, рассмотренные в основном тексте.

В каждой из глав, помимо цитат из Корана и сунны пророка Мухаммада, приводятся слова сподвижников Мухаммада, табиинов и других известных мусульманских улемов. Например, в первой главе «Книга таухида» цитируется известный сподвижник Абдуллах ибн Масуд, в седьмой главе приводится сообщение Ибн Абу Хатима о поступке Хузайфы ибн аль-Ямана, а в восьмой главе цитируются слова Саида ибн Джубайра и Ибрахима ан-Нахаи.

Список глав

  1. Книга таухида
  2. Добродетель таухида и то, что он искупает грехи
  3. Тот, кто воплотит таухид, войдёт в Рай
  4. О необходимости боязни ширка
  5. Призыв к свидетельству «Ля илаха илл-Аллах»
  6. Смысл таухида и свидетельства «Ля илаха илл-Аллах»
  7. Ношение кольца, шнурка и т. п. для избавления от беды или её предотвращения является ширком
  8. О заклинаниях и амулетах
  9. Об испрашивании благословения у деревьев, камней и т. п. вещей
  10. О жертвоприношении не Аллаху
  11. Нельзя делать жертвоприношение Аллаху в том месте, где приностится жертва не Аллаху
  12. Посвящение своего обета не Аллаху является ширком
  13. Искать покровительства не у Аллаха является ширком
  14. Просить помощи не у Аллаха или взывать не к Аллаху является ширком
  15. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Араф, 191—192)
  16. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Саба, 23)
  17. О заступничестве
  18. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Касас, 56)
  19. Причина неверия людей и их отказа от религии заключается в возвеличивании праведников
  20. О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику
  21. Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются, помимо Аллаха
  22. Избранный Пророк защищал неприкосновенность таухида, преграждал любой путь, ведущий к ширку
  23. Часть этой общины поклоняется идолам
  24. О колдовстве
  25. Разъяснение некоторых видов колдовства
  26. О предсказателях и им подобных
  27. О снятии колдовства
  28. О суеверии
  29. О гадании по звёздам
  30. О связывании выпадения дождя с расположением звёзд
  31. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Бакара, 165)
  32. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Семейство Имрана, 175)
  33. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Маида, 23)
  34. О слове Всевышнего Аллаха (Сура аль-Араф, 99; Сура Аль-Хиджр, 56)
  35. Стойкость перед предопределением Аллаха является частью веры в Аллаха
  36. О показухе
  37. Стремление человека совершить праведное дело ради мирских благ является ширком
  38. Подчиняющиеся учёным и правителям в их запрещении разрешённого Аллахом и разрешении запрещённого им делают из них господ
  39. О слове Всевышнего Аллаха (Сура ан-Ниса, 60—62)
  40. О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха
  41. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Ан-Нахль, 83)
  42. О слове Всевышнего Аллаха (Сура аль-Бакара, 22)
  43. О тех, кого не удовлетворяет клятва Аллахом
  44. О выражении «Если пожелает Аллах и ты»
  45. Хулящий время обижает Аллаха
  46. О титулах типа «Судья всех судей» и т. п. титулах
  47. О необходимости уважения имён Всевышнего Аллаха и смены имени ради этого
  48. О несерьёзном отношении к тому, в чём упоминается имя Аллаха, к Корану или к Посланнику Аллаха
  49. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Фуссилат, 50)
  50. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аль-Араф, 190)
  51. Об именах Всевышнего Аллаха
  52. О недопустимости выражения «Мир Аллаху»
  53. О выражении «О Аллах, прости меня, если это угодно тебе!»
  54. О недопустимости выражений «мой раб» или «моя рабыня»
  55. О том, что нельзя отказывать испрашивающему именем Аллаха
  56. Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай
  57. О выражении «Если бы…»
  58. О запрете ругать ветер
  59. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Семейство Имрана, 154; Сура Аль-Фатх, 6)
  60. О тех, кто отрицает предопределение
  61. О создающих изображения
  62. О многочисленности клятв
  63. О защите Аллаха и защите его Пророка
  64. О клятве от имени Аллаха
  65. Нельзя просить ходатайства Аллаха перед его творениями
  66. О защите Пророка неприкосновенности таухида и преграждении путей к ширку
  67. О слове Всевышнего Аллаха (Сура Аз-Зумар, 67)

Виды таухида

Богословы выделяют три основные разновидности таухида:

1) Таухид в господстве (ар-рубубия) – форма единобожия, основывающаяся на вере, что Творец – Властелин всего сущего в обоих мирах. Именно Аллах создал этот мир, и любые процессы в нём идут с Его ведома. Подтверждения тому мы можем найти как в Благородном Коране, так и в Пречистой сунне. Например, в суре «Лукман» сказано:

«Он создал небеса безо всяких опор… воздвиг на земле незыблемые горы…» (31:10)

Кроме того, в одном хадисе говорится, что «люди могут помочь или навредить друг другу только в том, что предписано Всевышним» (Тирмизи).

Ряд историков высказывают мнение, что таухида ар-рубубия придерживались и некоторые многобожники, признававшие Всевышнего Творцом и Создателем, но вместе с тем продолжавшие поклоняться идолам. Для подтверждения этой версии приводится следующая цитата из суры «Анкабут»:

«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (29:61)

В контексте данного аята очевидно, что речь в нём ведётся не о правоверных, а о тех, кто «отвращён от истины» (т.е. многобожниках).

Однако, такую точку зрения разделяют далеко не все учёные, приводящие свои аргументы. Так, в суре «Коленопреклонённая» есть такой форагмент:

«Они (многобожники) сказали: «Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего» (45:24)

Этот аят трактуется ими как уверенность язычников, что их ничто не способно погубить, включая и Господа, что явное заблуждение.

2) Таухид в поклонении (аль-улюхия) – форма единобожия, подразумевающая, что лишь один Аллах достоин всех типов поклонения, как действиями, так и мыслями, как языком, так и руками. Все разновидности религиозных обрядов, включая намаз, дуа, паломничество, садака и другие, следует совершать исключительно для довольства Всевышнего.

В Священном Писании есть прямое указание мусульманам: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (4:36)

Сотоварищами в данном случае могут быть идолы, тотемы, какие-то предметы быта, животные и даже отдельные личности, которых люди возводят до уровня Господа, что есть заблуждение. Именно этот таухид становился причиной ниспослания пророков к тем народам, которые начинали, наряду с Единым Творцом, поклоняться кому-либо ещё, будь то каменный идол у мекканцев или золотой телец у иудеев. Одновременно с признанием господства Создателя, люди обязаны поклоняться исключительно Ему и остерегаться поклонения иным божествам.

3) Таухид в именах и качествах (аль-асма уас-сыффат) – форма единобожия, утверждающая, что нет равных Богу в Его именах и атрибутах. Данный вид таухида основывается на паре составляющих:

а) доказательство – подтверждение установленных имён и атрибутов Всевышнего.

б) чистота – отсутствие недостатков.

Рассмотрим на конкретном примере. В число 99 прекраснейших имён Аллаха входит «ар-Рахман» («Милостивый»). Это имя указывает нам на то, что Господь миров обладает неограниченной милости. В данном качестве Создатель не имеет себе равных, поскольку Он идеален. Аллах чист от недостатков и милость Его тоже совершенна.

Этот тип единобожия к тому же указывает людям, что запрещено нарекать именами Аллаха другие существа и придавать им качества Господа. Именно по этой причине в исламе запрещается давать мальчикам имена Всевышнего, такие как Азиз, Рахим, Рашид и так далее. Кроме того, не следует давать и имена, преобразованные от имён Аллаха. Например, мекканские многобожники одну из богинь называли Узза – производное слово от имени Аллаха аль-Азиз.