Духовная музыка

Что такое духовная музыка

Принято считать, что рассматриваемое нами понятие является музыкальным произведением, соотносящимся с религиозными текстами, которое используют для богослужений или для каких-то иных целей.

Однако люди задолго до Христа обращались к звуковым гармониям, чтобы войти в контакт с непознанным. Их духовная часть резонировала при этом с высокими вибрациями запредельных духовных областей, поднимаясь над миром обусловленных форм, чтобы, вернувшись обратно, поведать миру о невыразимом.

И поскольку духовные образы легче передать языком символов и метафор, который сам по себе непрост, — люди обращались к музыке как универсальному способу передачи своих чувств и эмоций.

Происхождение фразы

Еще во времена каменного века музыка сопровождала культовые действия, доказательством чего могут служить настенные пещерные рисунки древних авторов с изображением музыкальных инструментов и божеств.

В Индии и Китае, Персии и Египте, у кельтов и эллинов были религиозные обряды, сопровождавшиеся музыкальным исполнением соответствующих произведений, заключающих в себе глубокий сакральный смысл. Вспомним посвященного в глубину древнегреческих мистерий Орфея, к звучанию золотой лиры которого прислушивались даже боги, или дервишей древнего Востока, в духовную практику которых, помимо прочего, входил мистический танец-кружение под специальную мелодию, которую, как они полагали, можно услышать у ворот Рая.

Богат был духовно-музыкальный язык кельтских бардов — странствующих мудрецов-философов. Живое слово, наполненное мудростью тысячелетий, в древней Руси несли калики перехожие, гусляры, или можно вспомнить песни Вещего Бояна.

И то, что мы ныне называем церковной музыкой, не появилось как-то вдруг, оно возникло на фундаменте, уходящем своим основанием в глубину тысячелетий.

Духовная музыка

Значение понятия

Музыка духовного характера, как и всякая другая, является мощным инструментом воздействия на сознание человека, ушей которого достигают возвышенные благозвучия. Возможности ее огромны, поскольку через нее, как через своеобразное чудо общения с невидимым духовным миром, человек может переплавить свои пороки и изъяны в добродетели. Благодаря ей в душах рождается гармония, просыпается духовная природа человека, тяготеющая к высокому.

Вне зависимости от религиозной окраски она является очень важной частью общемировой культуры. К тому же, где-то во глубине именно церковной музыки зародились и сформировались основы классического и профессионального музыкального направления, поскольку церковь христиан на протяжении столетий была главным духовным центром музыкальных профессионалов

Богослужебная музыка оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации.

В связи с этим целесообразно будет ознакомиться подробнее именно с христианской музыкой, с ее историей, жанрами произведений, тенденциями в современном духовно-музыкальном направлении, не обойдя, конечно же, вниманием и музыку иудейскую и исламскую

Духовная музыка

Исламская музыка

Исламская музыка приходит в виде молитв (на арабском языке , молитва Салах ) , которые происходят в пять раз в день. Эти молитвы совершаются лицом к Мекке, когда оба коленях касаются земли, кланяются и читают эти молитвы и обычно представляют собой чтение священного исламского слова Корана . Эти молитвы происходят каждый день и объединяют мусульманский народ серией мелодичных молитв, которые часто усиливаются в городе. В исламе, импликации молитвы, и в этом случае в Салах , для ритуала , поскольку он , как полагают, прямое слово бога , который должен быть выполнен в виде коллектива, а также в индивидуальном порядке .

История исламской молитвы

«Что мне сказать об их молитве? Потому что они молятся с такой сосредоточенностью и преданностью, что я был удивлен, когда смог увидеть это лично и наблюдать своими глазами». (Рикколд де Монте в 1228 году). Истоки искусства молитвы во всех авраамических религиях — прославление Бога, и то же самое относится к исламу. Аль-Салат — наиболее широко используемое слово для обозначения институциональной молитвы и является одним из Самые старые формы молитвы в исламе. Исламская молитва, традиции и идеалы находились под влиянием этих авраамических религий. Время зарождения намаза пришло от мусульманского пророка Мухаммеда (Посланника Бога) в пещере, когда он начал поклоняться Аллаху (богу). Считается, что через этот акт поклонения Мухаммед общался с авраамическим пророком Моисеем. Теперь эти «молитвы» приходят в форме декламации Корана и стихов, написанных пророками веры.

Распространение исламской молитвы

Помимо распространения ислама через Аравию пророками, он распространился через торговые пути, такие как Шелковый путь, и через военные конфликты. Через Шелковый путь торговцы и представители раннего мусульманского вероисповедания смогли отправиться в такие страны, как Китай, и построить мечети около 627 г. н.э. Когда мужчины с Ближнего Востока отправились в Китай, они женились на этих азиатских женщинах, что привело к распространению вера и традиции ислама в множественности. Крестовые походы IX и X веков способствовали распространению ислама посредством вторжений латинских христианских солдат и мусульманских солдат на земли друг друга. Весь конфликт начался на территории Святой Земли, и какой группе людей принадлежали эти земли, что привело к вторжению этих врагов на их земли. По мере распространения самой религии росли и ее значения ритуалов, таких как молитва.

Иудейская духовная музыка

Музыка с древнейших времён играла важную роль в духовной жизни иудеев: в Ветхом Завете упоминается множество музыкальных инструментов — ударных, духовых и струнных (по подсчётам специалистов, в общей сложности 24). В храмовый ритуал музыка, согласно Библии, была введена ещё в царствование Давида; при храме состояли и участвовали в службе обширный хор и оркестр.

Основным жанром храмовой музыки был псалом, — как предполагают, синкретический музыкально-поэтический жанр. Содержание псалма обусловливало и характер его исполнения, и выбор инструментального сопровождения. К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение, респонсорное, то есть соло, сопровождаемое хоровыми репликами — «ответами», и просто хоровое, без солиста. Хор, в свою очередь, мог делиться на две группы, которые вели между собой диалог (антифон).

После разрушения Храма (в 70 г. н.э.) началось развитие синагогальной музыки. В синагоге родился новый жанр — молитва, заменившая собой жертвоприношения, а позже псалмодия — песнопение, текст для которого черпали не в Псалтири, а в других книгах Ветхого Завета, например в книгах Иова, Иеремии и Притчей Соломоновых. В отличие от храмового, синагогальное пение на протяжении многих веков было исключительно вокальным; упростилась и манера исполнения: выработался особый вид литургического речитатива — соединение собственно чтения с мелодической декламацией.

Уже в средние века получил распространение ещё один жанр — пиют; как и псалом, жанр музыкально-поэтический, чаще всего представляющий собой гимн религиозного характера. На рубеже VIII и IX веков в синагогах появились профессиональные певцы — хаззаны (канторы). Хаззаны имели право интерпретировать старинные молитвенные напевы и создавать новые, постепенно в них проявлялись черты мелодики в современном значении этого слова.

Если изначально иудейская культовая музыка оказала влияние на раннехристианское церковное пение, то в дальнейшем музыка еврейских диаспор вбирала в себя элементы местных европейских культур; под их влиянием в быт еврейских общин постепенно возвращалось инструментальное сопровождение пения. Так, живший в Мантуе на рубеже XVI и XVII веков скрипач и композитор Саломоне деи Росси создавал светскую вокальную и инструментальную музыку в распространённых в то время в Италии жанрах (мадригалы, канцонетты и др.), в то же время он является автором синагогальных сочинений: 33 хоралов (книга «Еврейские псалмы и песни») и сборника композиций «Ха-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»).

В XIX веке представители реформистского направления в иудаизме, сторонники приобщения еврейского народа к ценностям европейской культуры (в их числе — Якоб Херц Бер, отец Джакомо Мейербера) устанавливали в синагогах органы и создавали органные обработки литургических напевов.

В Восточной Европе, где еврейские общины вынужденно жили более замкнуто, в 30-х годах XVIII века в Речи Посполитой зародился хасидизм, распространившийся впоследствии на территории Австро-Венгрии и Российской империи

В культуре хасидов важной частью ритуала стал танец, исполняемый под инструментальное сопровождение или пение. Музыка и танцы хасидов вобрали в себя элементы украинского, польского, румынского и венгерского фольклора, вместе с тем представляли собою искусство глубоко национальное.

Во второй половине XIX века влияние западноевропейской музыкальной культуры достигло и Восточной Европы; в 1901 году в Одесской синагоге был установлен орган, хаззан Н. Блюменталь организовал в Одессе первую, но не последнюю хоровую школу, в которой культивировался стиль бельканто, а в литургии использовал мелодии классической немецкой музыки.

Духовность древнерусской мелодики

Истоки русской духовной музыки сопряжены с византийской обрядностью. Имеется в виду греко-католический вокальный навык, который разделяется на типы. Старинные распевы возникли:

  1. византийский – у эллинов;
  2. грузинский распев – у кавказских народов;
  3. знаменный и столповый – у древних русичей.

Духовная музыкаНа многоголосие, пришедшее с Запада, оказала влияние латинская партесная мелодика, проникшая на Русь и распространившаяся здесь. Происхождение наименования знаменного пения – от понятия, выражающего значки древнерусских безлинейных нот. До нашего времени ими пользуются сторонники старообрядческой веры. Духовные стихи являются песнями калик перехожих, скитскими песнопениями староверов, изложением псалмов в рифмованной форме. Их исполняли под аккомпанемент:

  • жалеек;
  • гудков;
  • колесных лир;
  • гуслей.

Калики перехожие странствовали по святым местам, славились своей набожностью.

Христианская музыка

По мнению некоторых ученых, самая ранняя музыка в христианской церкви произошла от еврейской музыки поклонения с некоторым дополнительным сирийским влиянием. Считается, что эта музыка лежала где-то между пением и речью или речью с понятной ритуальной каденцией. Однако есть и другое мнение, что корни ранней христианской музыки восходят к ранним аскетическим монашеским орденам.

Гимны

Со временем христианская музыка разнообразилась, отражая как ее многовековые корни, так и более современные музыкальные стили. Тысячи традиционно стилизованных песен хвалы или поклонения, называемых « гимнами » (от греческого слова hymnos, означающего «песнь хвалы»), были написаны за сотни лет. В конце концов, эти песни были объединены в книги, названные «гимнами», из которых пасторы и прихожане читали во время христианских служб — практика, которая продолжается во многих церквях сегодня.

До восемнадцатого века христианские гимны публиковались как отдельные тексты без сопровождения нот. Первый американский сборник гимнов с текстом и песней был опубликован в 1831 году. В Европе не разрешала петь гимны до 1820 года. Первоначально гимны пели « выстраиванием » текста , что означало, что пастор должен был петь. петь строчку, а потом собрание ее повторяет. Это было сделано потому, что в то время книги были дорогими, поэтому было экономически выгодно предоставить пастору церкви один экземпляр, из которого каждый мог петь.

Христианская музыка в современную эпоху

Современные методы публикации сделали гимны гораздо более доступными для публики, чем раньше. Таким образом, практика «выравнивания» текстов гимнов в значительной степени отпала, хотя она по-прежнему практикуется в некоторых традиционных церквях. В двадцатом веке христианская музыка развивалась, чтобы отразить появление разнообразных музыкальных жанров, включая рок , металл , поп , джаз , современность , рэп , духовность , кантри , блюз и госпел . Использование определенных жанров и стилей музыки на церковных службах сегодня варьируется в зависимости от деноминаций и в зависимости от личных предпочтений пасторов и членов церкви. Начиная с конца двадцатого века, в менее традиционных церквях было широко распространено предпочтение использования современной музыки (в частности, песен » прославления и поклонения «, которые пытаются сохранить религиозный смысл гимнов, но используют современные тексты и более современное музыкальное звучание. вместо этого), а также госпел и духовную музыку.

История оформления жанров

Духовная музыкаКаждая форма духовных мелодий имеет свои особенности, традиции и историю. Законы создания установленных традицией видов песнопений формируются вследствие отбора, типизации и стандартизации творений. Постепенно возможность сочинения духовных произведений обрели светские композиторы, позже их музыка частично была канонизирована.

После Реформации признание пришло к божественным музыкальным сочинениям – хоралам, гимнам, позже Страстям. В продолжение всего исторического развития духовного музыкального искусства параллельно с церковными бытовали религиозные мелодии, не соответствующие богослужебным традициям. Появление симфонической музыки и оперы переродило Страсти и мессы, а также другие виды произведений, приблизив их к симфониям, концертам и операм.

Ценности православных произведений искусства

Всенощное бдение (Всенощная) является православной службой, соединяющей в себе великую вечерню, утреню и первый час. Уже с XVIII столетия русскими композиторами начали создаваться на их основе произведения для концертного исполнения. Шедеврами жанра становятся Всенощные, написанные П. Чайковским и С. Рахманиновым.

Духовная музыка

В XVII столетии в России возник жанр духовных концертов, символизирующий соперничество хоров. Сначала этот вид считался исключительно церковным и напоминал богослужебные православные традиции. Он не предусматривал инструментального сопровождения, а представлял собой утвердившееся в церкви тех времен партесное многоголосное пение. Классическими являются произведения, созданные Д. Бортнянским.

Христианская традиция

Секвенция является песнопением для католиков на латыни. Чаще всего исполняют Stabat Mater итальянского композитора Ж. Россини, включающую замечательные певческие партии. Секвенции писали:

  • А. Вивальди;
  • Й. Гайдн;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Д. Верди;
  • К. Пендерецкий.

Гимн Te Deum – католическая благодарственная молитва, основанная на словах псалмов. Произведения этого жанра отошли от культовых обрядов и стали принадлежностью придворных торжественных событий – коронаций. В позапрошлом веке гимн приобрел концертный характер, его сочиняли для серьезных церемоний, исполнял большой оркестр с участием хора и певцов. В православии это песнопение звучит как «Тебе Бога хвалим».

Ave Maria известна всему мира как католическое моление матери Христа. Самой прославленной становится написанная Ф. Шубертом. Обращались к этому виду:

  • Ш. Гуно;
  • Ф. Мендельсон;
  • Д. Верди;
  • Ф. Лист;
  • Дворжак.

На канонические слова написаны произведения современных композиторов Э. Морриконе, И. Лученка.

Духовность иудейской музыки

Значимая роль в иудейской нравственной жизни принадлежала музыкальному искусству. В Библии перечисляется масса музыкальных инструментов. В храме музыкальные произведения начали исполнять еще во время царя Давида, в службах принимали участие хор и оркестр. Две тысячи лет назад существовало 3 приема исполнения:

  • сольный вокал;
  • хоровое пение;
  • соло в сопровождении хоровых реплик.

Хор также делился на 2 группировки, ведущие друг с другом разговор. Уничтожение храмовых традиций привело к рождению нового вида – синагогальной музыки, представлявшей собой молитвословие, заменившее принесение жертвы. Позднее возникло вокальное песнопение с текстом, взятым из ветхозаветных книг. К древности относится появление в синагогах профессионалов-певцов. В позапрошлом столетии приверженцы присоединения евреев к европейской цивилизации добились установки в синагоге органов.

Музыка эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.)

Музыка эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.)

Гуманистическое мироощущение отразилось в музыке и преобразило её. Индивидуализировался музыкальный стиль и впервые появилось понятие «композитор». Музыка постепенно отходила от средневекового канона, что проявилось в следующем:

  • изменилась фактура (обработка, строение) произведений;
  • увеличилось число голосов до 4-6 и более (36-голосный
    канон нидерландского композитора Й. Окегема);
  • господствовали консонирующие, гармоничные созвучия;
  • складывались мажорный и минорный лады;
  • формировалась тактовая система ритмики.

Эти средства использовались композиторами Возрождения для передачи особого строя чувств человека этой эпохи, его настроений и переживаний. Более тесной становится связь музыки и литературного текста. Особыми музыкальными средствами иллюстрировались отдельные понятия: «жизнь», «смерть», «любовь», «страдание», «радость»…

Жанры церковной музыки Жанры светской музыки
Месса – главное богослужение католической церкви, одноголосное, позднее многоголосное песнопение. Мотет – жанр многоголосной вокальной музыки. В основе – литургический напев одного голоса, к которому присоединяются другие, часто с вариациями того же текста. Реквием – заупокойная месса. Из инструментов предпочтение отдаётся органу у него «величественный, говорящий будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру» (В. Стасов). Песня-
мадригал (Италия); шансон (Франция). Тематическое богатство: «Охота на оленя», «Эхо», «Битва при Мариньяно»…Танцевальная музыка: Павана (от «павлин») – гордый, плавный танец, открывающий празднества (Италия); Гальярда (весёлая) – быстрый, с подпрыгивающим ритмом танец (Италия); Аллеманда – танец-шествие (Германия).

Композиторы и музыкальные теоретики Возрождения – Й. Тинкторис, Дж. Царлино и другие – изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в эту эпоху возродилось утерянное совершенство музыки древних греков; появившаяся в конце XVI — начале XVII в. опера ориентировалась на законы античной драмы. В эпоху Возрождения формировались национальные музыкальные школы: итальянская (Дж. П. Палестрина), испанская (Т. Л. де Виктория), английская (У. Берд), немецкая (Л. Зенфль). Самая крупная – нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа.

  • Г. Дюфаи (1400 – 1474) – культовые и светские хоры (Италия, Франция)
  • К. Жанекен (1475 – 1560) – многоголосные песни (Франция)
  • Й. Окегем (1425 – 1495) – виртуозные произведения, каноны, шансоны (Франция)
  • Я. Обрехт (1450 – 1505) – культовые и светские сочинения (Нидерланды)
  • Ж. Депре (1440 – 1521) – «Микеланджело в музыке». Культовые и светские сочинения (Франция)

В эпоху Возрождения развивалось любительское музицирование. Музыка всюду: на улицах, в домах, дворцах. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, флейте.

<-Назад    Вперёд->

Примечания

  1. * Духовная музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. — Т. 2.
    • [dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/124826 Духовная музыка // Большой энциклопедический словарь]
  2. Баранова Т. Б. (I-III), Владышевская Т. Ф. (IV). Церковная музыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. — Т. 6.
  3. Левик Б. В. Месса // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
  4. Левик Б. В. Реквием // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. — Т. 4.
  5. Друскин М. С. «Страсти» // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Т. 1.
  6. Кюрегян Т. С. Te Deum // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Т. 1.
  7. Здесь „Тебе“ — форма винительного падежа (по-русски: „Тебя“); в церковнославянском написании она отличается от омонимичной формы дательного падежа.
  8. Булучевский Ю. Фомин В. Всенощная // Краткий музыкальный словарь. С. 78
  9. ↑ — статья из

Сюжеты и образы песнопений

Звук является носителем информации. Вспомним библейское: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Или изначальный «Ом»(Аум) в ведической и индуистской традиции. То есть — тот же звук, та же информация.

Звуки, формирующие звукоряд по определенным гармоническим законам — это уже музыка, которая может созидать и разрушать, вдохновлять и угнетать, поскольку информация отдельных звуков усилилась их музыкальным сочетанием.

Вот почему во многих духовных конфессиях и течениях во время богослужений не просто читают слова из церковных писаний, их пропевают. То, что вкладывается в виде образов в церковные и духовные песнопения, воспринимается на многих уровнях как осознанно, так и подсознательно. Музыка является очень мощным усилителем информации, воспринимаемой на многих уровнях человеческого естества.

К примеру, все византийское богослужение было просто пропитано музыкой. А православный осмогласник содержит тексты молитвословий и песнопений на каждый день недели, в которых поминается или прославляется какой-нибудь святой.

Патриархи, стоявшие у истоков христианской церкви, осознавали важность и необходимость музыкального оформления всей церковно-ритуальной церемонии. На протяжении столетий методы музыкального воздействия совершенствовались и систематизировались

Что-то заимствовалось, что-то рождалось или преобразовывалось. И то, что мы, например, воспринимаем как Православие — предстает перед нами благодаря непосредственно сюжетам и образам, вложенным в церковные песнопения.

Духовная музыка

К песнопениям в православной традиции относят:

  • псалмы;
  • антифоны;
  • гимн;
  • икос;
  • ипакои;
  • канон;
  • стихиру;
  • тропарь.

Сюжеты, которые вложены в них, пронизаны образами из Библии.

Рассмотрим конкретнее:

  • псалтирь составляют сто пятьдесят гимнов Ветхого Завета, в которых происходит обращение к Богу;
  • канон — песнопение, делящееся на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и тропарей, посвящается прославлению святого или церковного праздника;
  • в икосе, являющемся строкой из акафиста или канона, прославляются святые или празднуемые события;
  • ипакои — песня об известии, переданном апостолам через ангелов о воскресении Спасителя;
  • в стихире раскрывается тема дня, связанная с каким-либо памятным событием или святым, повествуя о некоторых моментах из его жизни.

Ну и конечно же, красной нитью через все христианские песнопения проходят образы Иисуса Христа и Богородицы, которые давно вышли за рамки только церковных песнопений.

Песнь народная бывает также высокодуховна и нравственна, как и та, что была написана в свое время духовными лицами и канонизирована. Души людские, искренне обращаясь в песнях за помощью к Спасителю, Богородице и другим святым, наполняются светом безусловной любви, которая благодатно истекает на слушающего. В наше время есть много примеров, когда религиозная и народная музыка сливаются воедино.

Один из таких примеров можно услышать в данном видеоролике.

Жанровое своеобразие

Псалмы являются древнейшими песнопениями, основанными на библейских текстах. Молитвы, основанные на стихах Давида, появились на его родине в дохристианскую эпоху. В XVI веке они получили повсеместное распространение.

Месса как жанр многоголосного произведения католической молитвы сочинялись композиторами с целью украсить литургию. Впервые авторский вариант мессы был создан еще в XIV столетии. Позже эта форма отделяется от церковной службы. К ней обращаются великие музыканты:

  • И. Бах;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Л. ван Бетховен.

В органных сочинениях фрагменты для хора заменены органным исполнением, но эти мессы также принадлежат к духовной музыке.

Реквием изначально был католической заупокойной мессой. Но позднее этот жанр использовался не для церковного исполнения. Сегодня наиболее часто можно услышать реквиемы В. Моцарта, Д. Верди.

Страсти являются вокально-драматическим творением, рассказывающем о евангельских событиях Страстной седмицы. В какой-то период к Страстям был потерян интерес, но в ХХ столетии забытая старинная музыка снова вернулась и обрела возрождение.

Сикхская музыка

Сикх музыка или Шабад Киртан является Kirtan -стиль пение гимнов или Шабадом от Гуру Грант Сахиб , центральный текст сикхизма . Его развитие восходит к концу 16 века как музыкальное выражение мистической поэзии в сопровождении музыкального инструмента рабаб . Все сикхские гуру пели в преобладающих тогда стилях классической и народной музыки в сопровождении струнных и ударных инструментов. Гуру указали раг для каждого гимна в священном писании сикхов, Гуру Грант Сахиб .

Gurus также создали множество музыкальных инструментов , в том числе Dilruba , в саранги , в эсрадж и модификации пакхавадже создавая раннюю форму табла .

Исламская духовная музыка

Основная статья: Каввали

Исламская духовная музыка — это прежде всего каввали, исполнение под музыку суфийской поэзии. Искусство каввали зародилось в XIII в Индии в результате соединения персидской поэзии с индийской музыкой. Первоначально использовалось исключительно в ритуальных целях, и в настоящее время каввали традиционно исполняется на гробницах суфийских святых в Индии и Пакистане; но с некоторых пор исполнение каввали перешло и в концертную практику.

Содержание каввали составляют главным образом восхваления — Аллаха, Мухаммеда, суфиских святых. Исполняются каввали группами, в которых присутствует солист (он запевает строку, группа подхватывает и повторяет на разные голоса), по традиции — с несложным инструментальным сопровождением.