Система жанров древнерусской литературы (xi-xvi вв.)

МНЕНИЯ

Владимир Кириллин, доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии Московской Духовной Академии:

— Вообще, чтение хорошей литературы (которая отличается искусством слова, серьезностью взгляда на описываемое бытие и глубиной мысли) не вредно никому. Не буду говорить обо всей литературе, но, на мой взгляд, таковой является мировая и, как часть ее, русская классика. Это и Гомер, и Сервантес, и Милтон, и Шекспир, и Байрон, и Стендаль, и наши классики: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Лесков, Чехов, даже Л.Н. Толстой — к сожалению, всех не упомянешь. Эта литература полна самых красноречивых примеров достоинства, ума, честности, преданности, благородства, долга, низости, глупости, лживости, предательства, подлости, безответственности…

Меня в свое время такая литература вывела на размышления о смысле жизни, данной конкретно мне и не только мне, а далее, соответственно, на размышления о Боге как Творце и Промыслителе. Все это дало мне представление об огромном духовном опыте человечества и как-то естественно подготовило мою душу к принятию веры и христианства. Но это в моем случае. У кого-то может быть по-другому.

Нужно ли православному верующему читать то, что не относится напрямую к молитве, церковной традиции, духовному деланию? Уточню вопрос: будет ли это мешать стремлению найти в себе Бога, приобщиться к святости и встать на путь к спасению? Определенно сказать «да» или «нет» не могу. Люди делятся на склонных к собственному поиску и предпочитающих довольствоваться готовыми предписаниями, на вникающих и не интересующихся… Не хочу двоить далее! Однако известно, что чистота духа, ведущая в Царствие Небесное, обретается как через обширные познания, так и через детскую простоту незнания. Об этом свидетельствует весь опыт христианской аскезы. Примерами могут служить личности святителя Иоанна Златоуста (отличавшегося блестящим образованием) и преподобного Антония Великого (который такового не получил). И православный народ разнороден: его составляют, не говоря здесь о духовенстве, крестьяне, рабочие, инженеры, военные, ученые, артисты, политики, богатые, нищие — представители всех социальных и культурных слоев. И в действительности у каждого своя дорога на общем пути к Богу. Ученость не помешала вере русского хирурга и святителя Луки Войно-Ясенецкого, но и бесшкольность не помешала вере святой блаженной Матроны Московской!

Религиозная и светская культура

Система жанров древнерусской литературы (xi-xvi вв.)()

Всю культуру допустимо подразделить на религиозную и светскую. Особенностью светского направления является то, что она не связана со сверхъестественными силами. В свою очередь религиозная – это отражение действительности посредством образов, связанных с высшими силами. Светская – это творческая деятельность человека, которая не соотносится с религиозными воззрениями людей. Выделяют три сферы светской культуры :

  1. Безразличная к религии – наука, политика, теории, отражающие жизнь, не связанную со сверхъестественными силами.
  2. Критика религии – свободомыслие, выраженное в скептицизме и рационализме.
  3. Внецерковная, не исключающая сверхъестественные силы, например, фантастические рассказы или кинофильмы.

Религиозная культура – это духовная сфера, которая появилась как результат потребностей людей. К компонентам подобной культуры относятся:

  • религиозная живопись, например, иконы;
  • религиозное зодчество в виде оформления архитектурных зданий, например, храмов и церквей;
  • религиозные книги и музыка – песнопения, а также Библия или Коран.

Отраслью культуры является и деятельность, направленная на просвещение людей.

Толкование слова

Прилагательное «светский» обладает несколькими толкованиями:

  • Приемлемый либо принадлежащий к высшему обществу. Значение это устарело, оно не употребляется в современной речи.
  • Хорошо воспитанный, тот, который отвечает требованиям этикета высшего света. Так можно охарактеризовать человека, который знаком с хорошими манерами, умеет держать себя в обществе.

Система жанров древнерусской литературы (xi-xvi вв.)

Не относящийся к церкви, гражданский. Есть такое понятие, как «светская литература». Она противопоставляется церковной литературе, текстам религиозной тематики. Особый расцвет светской литературы был в эпоху Возрождения, когда человек, а не Бог оказался в центре всего бытия. Также есть понятие светского образования. Так называется обучение, полученное без какого-либо религиозного уклона.

Известная литература того периода

Предполагаемый объем средневекового выпуска рукописей в копиях

  • Алексиад , Анна Комнина
  • Беовульф , анонимный англосаксонский автор
  • Гимн Кэдмона
  • Кантигас-де-Санта-Мария , Галисийский
  • Книга женского города , Кристин де Пизан
  • Книга цивилизованного человека , Даниил Бекклс
  • Книга доброй любви , Хуан Руис
  • Книга Марджери Кемпе , Марджери Кемпе
  • Брют , Лайамон
  • Брют , Уэйс
  • Кентерберийские сказки , Джеффри Чосер
  • Утешение философии , Боэций
  • Давид Сасунский , анонимный армянский автор
  • Декамерон , Джованни Боккаччо
  • Диалог , Екатерина Сиенская
  • Дигенис Акритас , анонимный греческий автор
  • Болезни женщин , тротула Салерно
  • La Divina комедия ( Божественная комедия ), Данте Алигьери
  • Дукус Хорант , первое расширенное произведение на идиш.
  • Старшая Эдда , различные исландские авторы
  • Das fließende Licht der Gottheit , Mechthild of Magdeburg
  • Первый грамматический трактат , работа XII века по древнескандинавской фонологии
  • Gesta Danorum , Saxo Grammaticus
  • Хеймскрингла , Снорри Стурлусон
  • Historia ecclesiasticagentis Anglorum ( Церковная история английского народа ), преподобный Беда
  • Витязь в шкуре пантеры , Шота Руставели
  • Lais of Marie de France , Мари де Франс
  • Письма Абеляра и Элоизы
  • Libro de los ejemplos del conde Lucanor y de Patronio ( Книга примеров графа Луканора и Патронио ), дон Хуан Мануэль, принц Вильены
  • Людус де Антихристо , анонимный немецкий автор
  • Мабиногион , различные валлийские авторы
  • Метрические диндшенча , ирландские ономастические стихи
  • Il milione ( Путешествие Марко Поло ), Марко Поло
  • Le Morte d’Arthur , сэр Томас Мэлори
  • Nibelungenlied , анонимный немецкий автор
  • Сага Ньяла , анонимный исландский автор
  • Парсифаль , Вольфрам фон Эшенбах
  • Пирс Пахарь , Уильям Лэнгланд
  • Поэма Сида , анонимного испанского автора
  • Прослогий , Ансельм Кентерберийский
  • Queste del Saint Graal ( Поиски Святого Грааля ), анонимный французский автор
  • Откровения божественной любви , Джулиан Норвич
  • Le Roman de Perceforest
  • Роман де ла Роуз , Гийом де Лоррис и Жан де Мен
  • Садко , анонимный российский автор
  • Скивиас , Хильдегард Бингенская
  • Sic et Non , Абеляр
  • Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь , анонимный английский автор
  • Песня о Роланде , анонимный французский автор
  • Духовные упражнения , Гертруда Великая
  • Summa Theologiae , Фома Аквинский
  • Тайн Бо Куайндж , анонимный ирландский писатель
  • Сказка о полку Игореве , анонимный русский автор
  • Тирант Ло Блан , Жоанот Марторель
  • Путешествия сэра Джона Мандевиля , Джона Мандевиля
  • Тристан , Томас д’Англетер
  • Тристан , Беруль
  • Тристан и Изольда , Готфрид фон Страсбург
  • Троил и Крисайд , Джеффри Чосер
  • Вальтарий
  • Младшая Эдда , Снорри Стурлусон
  • Ивайн: Рыцарь Льва , Кретьен де Труа

Жанры религиозной литературы

Среди жанров религиозной традиции, читаемых в то время книг на Руси, были:

Тексты отцов церкви или святоотеческая литература

где пояснялась догматика, основы веры, а также присутствовало наставление людей.

Жития – или агиография

Рассказы о реально живших людях, получивших за свой мирской подвиг статус святого. Писались такие книги уже после смерти святого или святой, когда их святость была подтверждена церковью. Одними из самых первых примеров житийственной литературы, знакомыми в Древней Руси народу, были тексты об Алексие Человеке Божьем, об Антонии Великом, о святой Ирине и т.д.

Апокрифы (потаенный – греч.)

Это тексты, которые не были включены в Библейский канон, так как не имели подтверждения своей точности.

Меж тем уже в 11 веке начинает возникать и оригинальная литература Руси, написанная в христианской традиции. Преимущественно эти сочинения не имели точной жанровой аналогии с переводными книгами, они не были богослужебными, но представляли собой национальное переосмысление и понимание Евангелия в современных им художественных образах. Напр., таковыми можно назвать:

Виды культуры: доминирующая, контркультура, субкультура

()

Всю культуру социума допустимо подразделить на:

  • доминирующую – основную в рамках определенного общества, он диктует принципы и ценности, которых придерживается большинство людей, например, в России христианство и его принципы преобладающие среди населения;
  • субкультуру – систему взглядов, отличную от доминирующей, присущую немногочисленной группе людей, характеризующуюся стилем, образом жизни и системой норм, сущность понятия субкультура выражена в примерах – аниме, риверхед;
  • контркультуру – в отличие от субкультуры не только отличается от доминирующей, но и противостоит ей (хиппи).

Отличие субкультуры от контркультуры в пассивной позиции по отношению к доминирующей. Доминирующая форма культуры в данном контексте рассматривается, как образец и пример, то есть то, что большинством людей воспринимается как образец поведения. Разница между субкультурой и контркультурой выражена и в поведенческих реакциях ее сторонников. Например, готы хоть и отличаются визуально от основной массы, не выражают агрессии. В свою очередь скинхеды – противопоставляют себя нации и пропагандируют анархию, как форму устройства общества.

Рассматривая виды культур важно изучить понятия, связанные с культурой и ее взаимодействием:

  1. Понятие диалог культур или аккультурация – взаимодействие и проникновение различных культур (появление в российском языке иностранных слов).
  2. Контакт – договоренность о соприкосновении нескольких культур в долгосрочной перспективе (Олимпийские игры или Евровидение).
  3. Глобализация – объединение национальных культур в общемировую. Например, проведение олимпийских игр.

В рамках темы важно осветить понятие толерантности – терпимости по отношению к другим людям, их взглядам, принципам и ценностям. Уточняя, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие культура, отметим, что речь идет о совокупности всех ценностей, когда-либо созданных человечеством

Уточняя, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие культура, отметим, что речь идет о совокупности всех ценностей, когда-либо созданных человечеством.

Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ЕГЭ

Словарь

1. Аниме – течение, в котором люди перенимают образы мультяшных японских героев.

2. Риверхед – сторонники музыки в жанре индастриал, обладают отличительными чертами в гардеробе и сленге.

3. Хиппи – люди, осуществляющие пропаганду против церковных принципов, сторонники мира, не желающие работать.

4. Готы – люди, являющиеся сторонникам панк-движения и перенимающие облик музыкальных исполнителей.

5. Скинхед – представители национал-социалистической идеологии, ультраправые, выражают агрессию.

↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. 

Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.

Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. 

Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям

Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования

Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.

Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур)

Анонимность

Значительная часть средневековой литературы анонимна . Это происходит не только из-за отсутствия документов определенного периода, но и из-за интерпретации роли автора , которая значительно отличается от романтического толкования термина, используемого сегодня. Средневековые авторы часто глубоко уважали классиков и отцов церкви и были склонны пересказывать и приукрашивать истории, которые они слышали или читали, вместо того, чтобы изобретать новые истории. И даже когда они это делали, они часто утверждали, что вместо этого передают что-то от продавца . С этой точки зрения имена отдельных авторов казались гораздо менее важными, и поэтому многие важные работы никогда не приписывались какому-либо конкретному человеку.

Древнерусская летопись и христианская традиция

Древнерусская летопись стала самым первым в ряду национальных оригинальных жанров, появившихся в 11 веке. Закончилась же практика таких летописаний в нашей литературе только в 17 веке, т.е., в целом, просуществовав около 6 столетий.  Конечно, с первого взгляда эти летописи схожи с византийскими хрониками, они так же состоят из прошлых исторических повествований и описания современных им событий.

Назовемся несколько характерных черт древнерусских летописей:

Располагаются события по годам

Но для автора в таком форматировании важна именно последовательность, а не фактическая продолжительность событий.

Изложение ведется от отдаленного прошлого

В летописях непременно повторяются события прошлого перед изложением текущего описания. Здесь можно акцентировать связь жанра с христианской традицией изложения. Летописцы были преимущественно монахами, значит, и взгляд их на историю был христианским. Это подразумевало свое понимание времени, когда современные события были обязательно содержательно связаны с прошлыми, являлись их итогом и, в свою очередь, причинами будущих времен. Так понимались законы истории.

Рассказывал же летописец о таком прошлом, переписывая прошлые летописи, выбирая, сокращая или расширяя те или иные сведения по своему усмотрению. Такой выбор, разумеется,  отражал и  его собственную оценку, взгляд и понимание. В числе крупнейших древнерусских летописей —  «Повесть временных лет».

Многообразие жанров

Сюжетно и тематически этот текст чрезвычайно разнообразен. Там ведется речь не только о существенных событиях истории, в «Повести» встречаются рассказы о волхвах, скоморохах, праздниках, деловых договорах, военные повествования, языческие предания и т.д.

Постоянное обращение к Богу

Молитва к Создателю встречается в летописи регулярно, словом Божьим автор словно проверяет излагаемые им события.

Связь событий с сюжетами библейской истории

В текстах летописцы стараются обнаружить связь с этими событиями, провести параллели с ними, видя во всем происходящем и волю Бога, и его замысел.

Все эти особенности «позволяют» летописцу, по словам Д.С.Лихачева, разглядеть события с высоты их «вечного» смысла. Ученый подчеркивает, что в летописях очевидное отсутствие реальных пояснений, установления причин, выяснение мотивов – как раз и служит этому – выделению высшей предопределенности событий.

Примеры употребления

Как видите, важно знать, что значит «светский». Это слово остается актуальным, оно используется в современной речи

Укажем несколько примеров предложений с данным прилагательным:

  • Вы же светский человек, а вести себя в приличном обществе не умеете.
  • Дама получила светское образование в одном из лучших университетов Европы.
  • Я являюсь приверженцем светского гуманизма.
  • Нельзя безапелляционно утверждать, что светская литература интереснее церковной.

Система жанров древнерусской литературы (xi-xvi вв.)

  • Молодой человек вел активную светскую жизнь, посещал балы и любил блеснуть умом.
  • Вы должны ознакомиться со светским этикетом, иначе можете себя повести крайне некультурно.
  • Хорошие светские манеры еще никому не вредили.
  • Один высокомерный джентльмен избегал бедняков и рабочих, он предпочитал общаться с людьми светскими.
  • Вы считаете себя человеком светским, но далеки от элементарных норм приличия.
  • Философию светского гуманизма часто трактуют неправильно, порождая при этом все новые и новые недоразумения.

Теперь вы знаете, что значит прилагательное «светский» и умеете правильно использовать это непростое слово.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Многообразие толкований понятия «Культура»

Система жанров древнерусской литературы (xi-xvi вв.)()

Культуру принято рассматривать с нескольких точек зрения. К основным подходам в рассмотрении философского понятия культуры относятся:

  • технологический – все достижения человечества, выраженные в вещественных и духовных благах, например, телевизор или трагедия Шекспира;
  • деятельностный – творческая деятельность в направлении создания материальных объектов, например, написание картины;
  • ценностный – реализация принятых обществом принципов и идеалов в виде действий и предметов, например, создание учебника;
  • исторический – передача от поколения к поколению опыта и знаний, например, урок в школе;
  • нормативный – ценности и правила существования человечества (подразделяют на материальные предметы, истину, этику, эстетику), понятие нормы в культуре – это общепризнанные правила поведения, например, правила поведения за столом;
  • антропологический – деятельность человека, направленная на преобразование мира и ее результаты, например, создание скульптуры из камня;
  • семиотический – совокупность знаков и символов, которые используются в конкретном социуме, например, русский алфавит;
  • социологический – контроль обществом поведения отдельного человека, например, общественное осуждение.

Современные трактовки понятия «культура» базируются на деятельностном и историческом подходах.

В самом широком смысле культура — это совокупность взаимосвязанных результатов деятельности людей в форме творчества в исторической перспективе.

Узкое понятие культуры – это процедура и последовательность действий, в рамках которых происходит создание и распределение ценностей, выраженных в предметах и правилах поведения. Понятия искусство и культура тождественны в узком рассмотрении термина.

На основании указанного можно сделать вывод, что понятие культуры многогранно и его рассмотрение лишь с одной точки зрения недопустимо.

Чтобы лучше раскрыть понятие «культура», важно изучить ее основные функции. К базовым функциям культуры относятся:

  1. Познавательная – изучение и структуризация взглядов на мир и эпоху. Пример: чтение книг классиков литературы прошлого века;
  2. Оценочная – разделение и дифференциация принципов и взглядов. Пример: выражение несогласия с тем, что принято в рамках общества;
  3. Регулятивная – формирование системы норм и правил в обществе (нормы морали, права, религии). Пример: принятие нового Федерального закона об образовании;
  4. Информативная – передача информации между представителями разных народностей и поколениями в рамках одного социума. Пример: обучение в одном ВУЗе представителей разных стран;
  5. Коммуникативная – тиражирование и трансляция ценностей и принципов конкретного общества. Пример: публикация в СМИ правил дорожного движения;
  6. Социализации – процесс усвоения и принятия индивидом знаний и норм социума, под влиянием которого он находится. Пример: обучение в школе.

Резюмируя, сущность и функции понятия культура многообразны, и недопустимо рассмотрение только под одним углом.

Как отмечалось, характеристика понятия «культура» многогранна, к ней относятся не только результаты деятельности в области творчества (наука, искусство, религия, мораль), но и все материальные объекты, когда-либо созданные человеком. Эволюция понятия культура происходила параллельно с развитием человечества и появлением технологий.

Житие святых и христианская традиция

Житийственная литература повествует о людях, достигших христианского идеала – святость. Причем, ее герои – обычные люди, значит, этот идеал достижим всяким.

Первым таким текстом в древнерусской литературе было житие Антония Печерского, он не сохранился. Дальше следовало житие князей Глеба и Бориса, изложенное в одноименном «Сказании».

Однако этот текст во многом явился «нарушением» установленных традиций этого жанра. В «Сказании» отсутствовали описания детства героев, их пути, испытания. Читателю предоставлено только главное событие – выбор братьев, когда они должны были решить для себя вопрос приятия или нарушения заповеди.

Еще одно известное житие – это описание жизни Сергия Радонежского, появившееся в начале 15 века. Данный текст, в отличие от приводимого выше в пример «Сказания», более обширен и повествует и о событиях жизни святого, и о чудесах, им творимых.

Интересно, что традиции житийственного канона оказались самыми «жизнеспособными» среди всех жанров древнерусской литературы. Более того, вместе с церковным каноном жития с Нового времени развивается и светская традиция «житийственного» письма.

Например, текст жития, писанный протопопом Аввакумом в  17 веке. От религиозного канона это житие берет форму и структуру данного жанра, соединяя при этом и героя, и автора в одном лице.

В этом тексте есть еще важнейшая черта – его герой в конце жития сталкивается с трагическим конфликтом, не принимая мир. Если церковный житийственный канон не знает трагического героя, так как его святые в конце жизни достигают гармонии, смирения, то светская традиция выводит своего «антигероя» жития. Можно заметить, что «Житие протопопа Аввакума»  — первое такое произведение в новой традиции, которая затем найдет дальнейшее воплощение в текстах великих русских писателей.

Как пример, повесть «Шинель». Герой Гоголя своим «смирением» очень похож на героя житийственной традиции. Его ужасная жизнь не вызывает в нем ни ропота, ни бунта, а внешне он и вовсе мог сойти за юродивого. Однако жизнь Башмачкина меняется с самой идеи о новой шинели. Она поселяется в его голове, занимая там все. Он шьет себе шинель и резко меняет всю жизнь. Герой становится антигероем. А дальше его новый идол пропадает, а с ним и новый смысл жизнь героя.

Можно подытожить.

Святой из канонического жития описывается схематично и даже упрощенно. Автор не задается целью рассказывать о его внутренних переживаниях и борьбе. Это лик. Как икона.

Герой «светского жития» — напротив, создается как художественный образ, как часть личности писателя, как отражение его взглядов. Это лицо. Как портрет или описание с натуры.

Особенности Западной и Восточной культуры

Система жанров древнерусской литературы (xi-xvi вв.)()

Принято считать, что культура зародилась на Востоке, сегодня очевидны различия в ценностях и укладах жизни. Рассмотрим ключевые особенности культур с позиции цивилизаций.

Восточное общество характеризуется традиционностью, устойчивостью стиля жизни в рамках нескольких поколений. Доминанта основана на мифах, религиозных взглядах, ритуалах. Происхождение понятия «культура» связанно именно с древними восточными цивилизациями.

Выделяют две причины указанных особенностей Востока:

  1. Общество было привязано к сельскому хозяйству, для которого характерна цикличность и постоянство, необходимость соблюдать ритуалы;
  2. Для развитых восточных цивилизаций характерно противопоставление себя другим народам. Ими, как правило, были варвары, совершавшие набеги на богатые земли.

К примерам восточных культур относят:

  • исламская или арабская;
  • буддийская или индийская;
  • конфуцианская или китайская.

Важной особенностью восточных культур является то, что приоритет отдается деспотизму, как политическому режиму – сильная власть и отсутствие приоритета частной собственности. Упор делается на личностном развитии индивида, его духовном совершенствовании

Восточная культура всегда отрицала резкие перемены, которые могли бы угрожать стабильности, развивалась эволюционно.

Западная культура во многом противопоставлена восточной. Во-первых, есть приоритет частной собственности, во-вторых, динамика развития. Сформировалась она только в середине пятнадцатого-семнадцатого веков в Европе. В западной культуре нарушилась связь между личностью и обществом.

Существенное влияние на западную культуру оказало христианство и его ценности. В рамках религии возвышался труд, как метод связи с Богом. Для государств характерно преобразование природы, возвышение знаний и науки. Развитие происходило под действием революционных преобразований. Например, появление радио поспособствовало развитию массовой культуры.

Еще важной составляющей Запада является демократия. Люди определяют ход развития событий, а не один властитель

Многообразие прав и свобод дает шанс каждому жить той жизнью, которой хочет.

У каждой из культур есть свои сильные и слабые стороны. Недостатки Востока связаны с привязкой человека к долгу перед обществом, а западной в безнравственности и отсутствии принципов, связанных с понятием добра и зла. Противоборство культур приводит к тому, что Запад стремится захватить ценности и блага, созданные Востоком. Уточним, чем отличается понятие культура от понятия цивилизация – второе включает в себя первое.

* * *

Александр Ткаченко, журналист, писатель, редактор раздела «Вера» журнала «Фома»:

— Для чего верующему человеку читать светскую литературу? Странный вопрос. Ведь у людей есть не только духовные потребности, но еще и душевные — потребность в красоте, в гармонии, в осмыслении своего внутреннего опыта через сопоставление его с опытом других людей. Все это дает человеку любая хорошая книга. У верующих есть и еще одна важная причина для чтения серьезной светской литературы. Ее великолепно сформулировал когда-то Фазиль Искандер:

«…Вся серьезная русская и европейская литература — это бесконечный комментарий к Евангелию. И комментарию этому никогда не будет конца. Все псевдоноваторские попытки обойтись без этического напряжения, без понимания, где верх, где низ, где добро, где зло, обречены на провал и забвение, ибо дело художника вытягивать волей к добру из хаоса жизни ясный смысл, а не добавлять к хаосу жизни хаос своей собственной души.

Мы говорим: эта картина поэтична, этот рассказ или стихотворение поэтичен. Но что это значит? Конечно, это значит, что они талантливы. Но в чем суть самого таланта? Талант необъясним, как Бог, но Бог объясним необъяснимостью таланта».

Вряд ли я смогу добавить к этим словам что-либо существенное. Сегодня мы вступили в такой этап истории, когда в силу причин технического свойства вообще любое чтение оказалось под большим вопросом. Я вижу это по своим знакомым, да и по себе тоже: мультимедийные функции компьютера постепенно стирают навыки к серьезному чтению даже у тех, кто всю жизнь читал с удовольствием и много. В этой ситуации самая примитивная любовь к «бумажному» чтению, на уровне, скажем, рассказов о Шерлоке Холмсе, привитая нашим детям, может считаться маленькой победой родителей над засильем вездесущего компьютера.

И потом, по своему опыту могу сказать: читать духовную литературу в больших количествах вряд ли получится. Вернее, читать-то, может, и получится. А вот откладывается в уме и в сердце из прочитанного совсем немногое. Причина этому, на мой взгляд, проста: любое чтение должно соответствовать уровню духовной жизни читающего. Я читал много святоотеческих творений. Но каждый раз, открывая «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, снова и снова понимаю, что даже эти простые и почти наизусть заученные слова за двадцать лет, увы, так и не стали для меня нормой жизни. Ну что ж… Значит, буду перечитывать их еще раз, соотносить свою жизнь с прочитанным и хотя бы в чем-то пытаться ее исправить. Вот такой для меня смысл в чтении духовной литературы.

А на досуге люблю читать что-нибудь более соответствующее моему духовному уровню. Недавно вот перечитал «Колыбельную для брата» Владислава Крапивина. И тут же побежал к своим детям — делиться впечатлениями. Вообще, хотел бы посоветовать всем взрослым хотя бы иногда перечитывать книги, которые нравились в детстве и юности. Чего-либо нового о мире из них узнать вряд ли получится. Зато о себе можно узнать очень многое. Ведь, как известно, все взрослые были когда-то детьми. Вот и не худо бы нам всем об этом сегодня вспомнить с помощью книги.

Журнал «Православие и современность», №23 (39), 2012 г.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий