Сюрикэн

Ниндзя носили чёрное

СюрикэнКадр из фильма «Ниндзя — 2»

В современной культуре ниндзя — это такие психи в чёрных пижамах и балаклавах, размахивающие руками и кричащие «ки‑и‑и‑йа!». Но настоящие синоби так, естественно, не одевались.

Типичный ниндзя, отправляясь на миссию, скорее всего, выглядел как обычный крестьянин: облачался в поношенную японскую накидку гаппа, закрывал лицо тканевым капюшоном зукин. Такая личность не вызовет подозрения у городской стражи — мало ли оборванцев шатается вокруг?

Совершенно незачем надевать чёрный обтягивающий костюм и лезть по стенам, когда можно прикинуться очередным батраком и спокойно войти в ворота. Камер с идентификацией по лицу тогда ещё не придумали.

СюрикэнФото: Kusakabe Kimbei / Museum of Photographic Arts Collections / Wikimedia Commons

Ещё ниндзя маскировались The Enemy Within под жрецов, артистов, прорицателей, торговцев, ронинов, монахов, а особо наглые могли выдать себя за благородного самурая.

Более всего синоби любили облачение монахов комусо, ведь те носили на головах шляпы‑корзины, полностью скрывающие лицо. Кроме того, под их свободной одеждой легко было прятать оружие , The ninja: ancient shadow warriors of Japan . Притворившись играющим на флейте комусо, побирающимся на площади, можно было часами сидеть у нужного здания и шпионить, не вызывая подозрений.

СюрикэнФото: Tarourashima / Wikimedia Commons

И даже если синоби захотел бы пробраться куда‑то, прячась в тени, он не оделся бы в чёрное, так как этот цвет слишком заметен. Он предпочёл бы что‑то серое или тёмно‑красное, лучше скрывающее в сумраке.

Чёрный костюм ниндзя, популярный сейчас, произошёл из японского театра бунраку, где его носили The analysis of performance art : a guide to its theory and practice закулисные работники, чтобы их не замечали на тёмном фоне.

Устройство сюрикенов

Сюрикены состоят из оснований с отверстием или без него, зубцов с остриём как правило с односторонней заточкой.
Особенностью устройства сюрикенов является их плоская поверхность, обеспечивающая эффект “крыла” в полёте при броске с закруткой, что делает возможным его метание на большое расстояние. Наличие многочисленных зубцов, обеспечивающих практически 100% поражение в отличии от одноклинкового метательного холодного оружия. Относительная округлость в целом и симметрия элементов обеспечивает стабильность полёта гарантируя при наличии навыков в технике метания и неплохую прицельность броска.

Как и большинство других видов оружия, относящихся к метательному типу, сюрикены носились сразу по несколько штук. Чаще всего их было девять, так как это число считалось священным и приносящим удачу.
Во внешнем виде сюрикенов также проявилась тяга японцев к эзотерике и мистическому символизму. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их форму с любым из многочисленных изданий, посвященных оккультным наукам, в котором показаны соответствующие символы. Помимо информации, заключенной в самой форме, мистические знаки наносились иногда на поверхность оружия. В этом нет никакой бравады, и делалось это не для красоты, ибо люди, изготовлявшие оружие и использовавшие его, свято верили в то, что с их помощью можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.

СюрикэнСюрикэнСюрикэн

По количеству разнообразных форм сюрикены уступают пожалуй только стрелам, однако даже в среде этого вида оружия можно выделить несколько общих групп признаков, по которым и принято их классифицировать:

  • а) по устройству в целом: цельные (цельнолитые) и складные состоящие из нескольких сборных элементов, приводящихся в боевое положение с помощью кнопочного пружинного механизма; с отверстием в основании и без них;
  • б) по конструкции: с классически выраженным основанием и зубцами и с невыраженным основанием и зубцами, где основание является прямым продолжением зубцов и наоборот без выраженной между ними границы;
  • в) по размеру: малые – до 6см в диаметре, средние – свыше 6см до 8см, большие – свыше 8см в диаметре до 12см и более;
  • г) по количеству зубцов: трехзубчатые, пятизубчатые, четырехзубчатые, шестизубчатые, восьмизубчатые;
  • д) по форме зубцов: треугольные, многоугольные, фигурные, серповидные;
  • е) по виду зубцов: игольчатые, клиновидные, ромбовидные, стреловидные;
  • ж) по форме оснований зубцов: прямые, изогнутые влево (вправо);
  • з) по наличию заточки: односторонняя и двусторонняя;
  • и) по наличию лезвий: однолезвенные зубцы и двухлезвенные зубцы.

Для всех вышеперечисленных видов, есть ряд общих требований, предъявляемых к ним: Для эффективного поражения цели, вес малых сюрикенов должен составлять не менее 60 г. С увеличением диаметра сюрикена на 1 см прямо пропорционально должен увеличиваться и вес на 10 г.

Большое значения имеет и материал изготовления. Он должен быть достаточно жестким и твердым, чтоб не деформироваться и не разрушаться при встрече с относительно жесткой преградой при его броске с максимальным усилием взрослого мужчины с расстояния 3-4 метров, также обязательной, является проверка “на излом” Сюрикен брошеный с 3-4 метров в тренировочную мишень, в виде деревянной доски, должен войти в преграду на глубину не менее 5мм

История оружия

Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики, топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи. В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.

Сюрикэн

Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.

В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».

Сюрикэн

Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.

Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).

Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.

К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.

Сюрикэн

Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета.

Трансформер

Если вы смогли справиться с простой моделью, можно усложнить себе задачу. Для данной модели потребуется взять восемь листов. Пошаговая инструкция.

  • Первый лист согнуть пополам.
  • Загнуть боковой угол к себе и разгладить получившийся элемент.
  • Прогнуть угол внутрь.
  • Разогнуть получившийся элемент и перевернуть, далее работа пойдет с получившимся квадратом.
  • Углы сместить в центр заготовки.
  • Свернуть пополам и прогнуть первый треугольник.
  • Заготовка будет похожа на параллелограмм. На этом этапе можно проверить все ли вы сделали правильно.
  • На этом можно завершить и сделать восьмиугольную звезду сюрикен. Можно продолжить дальше.
  • Каждую часть необходимо вложить друг в друга, чтобы согнутая часть находилась внутри круга, а углы смотрели наружу.
  • Каждый следующий элемент закрепляется уголками предыдущего, засунув их внутрь элемента.
  • Последняя часть заготовки вкладывается в первую.
  • Если все сложено правильно-то его, возможно, будет растянуть.
  • Он станет похож на индийское боевое оружие «Чакра».

Сюрикэн

Мечта мальчишек и криминальных элементов

Искусство владения этим оружием воспитывалось в Японии годами. Российские подростки узнали о нем из фильмов, в которых герои мастерски побеждают врагов, метнув в них звездочку. Конечно, после просмотра таких фильмов каждый мальчишка хотел иметь собственный сюрикен. Как сделать его, никто не знал, поэтому в ход шли грампластинки, кусочки жести в виде звездочек, порой даже обычные тарелки

В тревожные перестроечные годы оружие привлекло внимание криминальных элементов. И хотя правильно метать это страшное оружие умели единицы, почти каждый «пацан» или «браток» мечтал иметь сюрикен

Как сделать его, придумывали сами. Затачивали ножи, ложки, расплющивали гвозди, метали велосипедные шестеренки, дисковые пилы, куски арматуры, из стали делали нечто, отдаленно напоминающее метательное оружие. Кстати сказать: этот предмет считается холодным оружием, и за его ношение можно получить значительное наказание. Сегодня в нашей стране сюрикены делают даже подростки. Самый подходящий материал для них — компьютерные диски.

Прочее

  • Первый кандзи его имени (角) обозначает Какугьё, слон в Шоги. В то время как кандзи его партнёра Хидана обозначает «ладья».
  • Какузу является старейшим шиноби из тех, чей возраст известен.
  • Какузу рождён под астрологическим знаком Льва, который управляет сердцем, органом, который Какузу собирал у убитых им шиноби.
  • Кишимото с самого начала планировал, что все члены Акацуки будут монстрами практически без каких-либо человеческих черт. Зецу, Кисаме и Какузу (в меньшей степени Дейдара и Сасори) являются яркими примерами этого. Какузу, в частности, имеет черты от Кичисаки-Онны (口裂け女; Буквальное значение: Девушка с разрезанным ртом), японской мифологической фигуры, которая имеет разрезы на лице в области от рта до уха (как и Какузу), которые она скрывает хирургической маской (как и Какузу скрывает своё лицо маской).
  • Многие техники Какузу названы в честь Меха-Аниме «Mobile Suit Gundam». В главе 60, Кишимото упомянул его интерес к шоу в третьем сегменте его истории про детство. Он рисовал ЗАКУ, Гифу, Дому, Джиму и Дозурузаби.
  • Хотя у Какузу были прямые тёмно-каштановые волосы до плеч под капюшоном, но в аниме они достигали нижней части его спины.
  • Когда Какузу впервые появился в конце Части 1, то сразу можно было сказать, что он довольно высокий член организации, этот факт лишь усилился во время ритуала запечатывания Гаары. Однако, когда он действительно появляется с Хиданом, то становится гораздо ниже, и Датабук утверждает, что он ниже Кисаме.
  • Необычный окрас глаз Какузу похож на глаза Ханзо.
  • Хидан и Какузу появились в Наруто Шиппуден эпизод 129 в Омаке на паре фонарей, где Какузу был справа, а Хидан слева.
  • Какузу и Хидан были упомянуты Тоби в Наруто Шиппуден: Хроники Лезвия Дракона, когда он рассказывал о «монстрах», черты которых очень были похожи на этих двух (с руками, которые могут отделяться, и со способностью выжить после обезглавливания), после Дейдара отмечает, что он говорит об этих двух.
  • Татуировки на предплечьях Какузу говорят о том, что скорее всего он сидел в тюрьме какое-то время. Такие татуировки были использованы в эпоху Эдо в Японии для того, чтобы определять преступников.
  • Согласно Датабуку:
    • Любимой едой Какузу являются печень сашими и печень морского чёрта, в то время как Каштановое желе он не переносит.
    • Какузу желает сразиться с любым противником, за голову которого дают большую награду.
    • Его хобби — чтение (редкие/старые книги).
    • Любимая фраза Какузу «Если вы готовы, то сожаления не будет» (備えあれば憂いなし, Sonae areba urei nashi).
  • В манге и аниме утверждается, что у Какузу было несколько предыдущих партнеров до вступления в команду с Хиданом. В Хидан был его первым и единственным партнером.

Классификация

Дать общее описание сюрикэна проблематично, ибо оружие это имеет большое количество разновидностей, весьма отличающихся по внешнему виду и характеристикам. Как уже было сказано выше, метательное оружие сюрикэн разделяется на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны или бодзё-сюрикены. Это вид холодного метательного оружия, которое имеет вид стержня, круглого, восьмигранного или четырехгранного сечения. Как правило, бо-сюрикэны затачивались с одного конца, но встречаются и экземпляры с двухсторонней заточкой. Эти смертоносные палочки могли иметь длину от 12 до 25 см и вес от 30 до 150 гр. Форма бо-сюрикэнов могла быть самой разной: палочкообразной, клиновидной, веретенообразной, напоминать иглу, нож или гвоздь. В настоящее время известно более 50 форм этого оружия.

Сюрикэн

Сякэны (или курума-кэн, что переводится как «меч-колесо»). Этот вид метательного оружия, выполненного в виде тонкой металлической пластины звездообразной или круглой формы с острозаточенным краем. Диаметр такой пластины мог составлять от 100 до 180 мм. Это оружие имело разную толщину: от весьма небольшой (менее 1 мм) до довольно значительной (около 3 мм). Тонкие и легкие сякэны проще метать, но их дальность и точность ниже. К тому же таким оружием тяжело нанести серьезные повреждения противнику. Тяжелые «звездочки» имели лучшую баллистику и пробивные свойства, но бросать их было тяжелее. Поэтому скорострельность снижалась. Иногда толщина сякэна снижалась от центра к его краям. Подобная конструкция улучшала баллистические характеристики оружия, но усложняла его изготовление.

Сюрикэн

Во время изготовления плоскую металлическую пластину равномерно закаляли, после чего формировали лучи (если, конечно, делали «звезду»). А затем остро затачивали их.

В центре подобной пластины обычно делали отверстие, которое улучшало аэродинамические свойства этого оружия, к тому же позволяло переносить сюрикэны на веревке, словно связку ключей. Кроме того, отверстие облегчало извлечение этого оружия при застревании в чем-либо (в дереве или голове самурая). Кстати, благодаря более совершенной аэродинамической форме сякэны имели большую дальность поражения, чем бо-сюрикэны. У «звездочек» она составляла примерно 12-15 метров, а заточенный стержень можно было метнуть всего метров на 7-8.

Разнообразие размеров и форм как бо-сюрикэнов, так и сякэнов во многом обусловлено различными техниками их использования, которое, кстати, и сегодня продолжается в восточных школах боевых искусств. Также следует понимать, что общего стандарта изделий в то время не существовало, так что каждый кузнец делал уникальные изделия, с собственными размерами и формой. Кроме того, при изготовлении сюрикэнов, конечно же, учитывались индивидуальные особенности бойца, а также его предпочтения.

Схемы для изготовления оружия из бумаги

Недостаток вырезанного сюрикена из бумаги плотных сортов в том, что он не может быть трансформером. Также его трудно сделать разноцветным, поэтому он вряд ли послужит хорошей игрушкой или украшением новогодней ёлки. А ведь форма этого оружия такова, что оно могло бы украшать интерьер. Вот несколько причин, чтобы научиться делать в виде оригами сюрикен из бумаги разных цветов.

Четырехконечная звезда

Это наиболее простой вариант сюрикена из бумаги. Проще начинать учиться с двухсторонней цветной бумаги, у которой стороны раскрашены в разные цвета.

Берём квадрат двухсторонней бумаги и делим его пополам вдоль стороны (1).

У нас получается два листа, один из которых поворачиваем кверху другим цветом (2).

Каждый из получившихся прямоугольников складываем пополам вдоль (3).

У каждой фигурки сгибаем углы так, чтобы получить параллелограмм (4).

Параллелограммы должны быть симметричны друг другу.

Продолжаем загибать углы, чтобы получить перекрученную фигуру (5).

Теперь остаётся вставить одну фигуру в другую и загнуть углы (6).

Поворачиваем работу другой стороной (7).

Проделываем операцию с уголками другого цвета (8).

Сюрикен из бумаги готов (9).

Восьмиконечная звезда

Смастерить восьмиконечный сюрикен из бумаги можно как путём простого вырезания по шаблону, так и методами оригами. Это модульная конструкция, которую можно сделать разноцветной. Для этого нужно подготовить квадраты восьми разных цветов. Рассмотрим, как делается один модуль сюрикена оригами из бумаги.

Намечаем центр листа путём двух диагональных перегибов.

Край листа нужно подогнуть к диагонали, как показано на рисунке.

По второй диагонали загибаем лист от себя.

Проводим воображаемую линию и сгибаем работу по ней так, чтобы обозначенные точки С и В совпадали друг с другом.

Заготовку переворачиваем на обратную сторону, складываем правую часть по воображаемой красной полосе. Бирюзовые полосы обязаны совпасть.

Уголок, образовавшийся снизу, нужно подогнуть.

Модуль готов, теперь нужно собрать из остальных квадратов аналогичные конструкции. Как только они будут готовы, пора начинать сборку восьмилучевого сюрикена из бумаги. Для этого оттопыриваем угол фиолетового модуля и в получившийся кармашек вставляем розовую заготовку.

Отогнутой частью фиолетового модуля прихватываем сзади кармашек розовой заготовки.

Чтобы проверить, правильно ли получилось соединение двух модулей, достаточно сравнить их с фото:

Далее присоединяем остальные детали, пока не получим готовое оружие из бумаги. Не забываем присоединить последний луч звёздочки к началу сюрикена из бумаги. Вот так он выглядит в готовом варианте.

Трансформер

Теперь поставим задачу посложнее: сделать сюрикен-трансформер. Для него тоже нужно восемь бумажных квадратов. Сгибаем первый лист пополам вдоль стороны, загибаем сбоку угол к себе и расплавляем заготовку. Теперь этот угол прогибаем внутрь неё. Раскрываем заготовку и работаем с другой стороной квадрата. Свободные её углы загибаем симметрично к центру, будто делаем самолётик. Теперь складываем модуль пополам по первой намеченной линии и снова прогибаем первый треугольник. У нас получается параллелограмм. Их нужно собрать восемь штук и соединить, чтобы сделать сюрикен, превращающийся в другое старинное оружие индийцев.

Чтобы сделать сюрикен-трансформер из модулей, их нужно последовательно вложить друг в друга так, чтобы прогнутая сторона находилась внутри круга, а выгнутые углы смотрели наружу. Каждый последующий модуль нужно закреплять уголками предыдущего, загибая их внутрь конструкции

Важно не забыть вложить последний модуль сюрикена в первый, чтобы замкнуть конструкцию. Если он собран правильно, то его можно растянуть в восьмигранный бублик, что уже будет похоже на вариант древнего индийского оружия из бумаги – боевой диск «чакра»

В отличие от сюрикена чакра имеет остро отточенный край по окружности, поэтому не нуждается в лезвиях.

Об истории появления сюрикена

Метание предметов с целью поражения противника было стандартной практикой для воинов разных времен и народов, начиная с глубокой древности, когда первый человек понял, что может защитить себя и окружающих с помощью подручных средств. Постепенно эта идея развилась, появились отработанные техники броска.

Сякен в виде многолучевой звезды

Четырех лучевой сюрикен

Сюрикены

Особо тщательно отточили их японцы, создав целую традицию метания холодного оружия . Истоки японского искусства метания сюрикэнов лежат в эпохе палеолита. Древние японцы с их помощью добывали мясо во время охоты, резали черепа врагов и снимали скальпы в период междоусобных конфликтов.

Первые письменные упоминания о технике метания содержатся в Кодзики . Это самый ранний японский трактат, который относится примерно к 600 году. Упоминается техника бросания камней, используемых как оружие в сочинении Нихон Соки того же периода времени, а древний трактат, Мануеси содержит описание метания стрел. Впервые термин сюрикен упомянут Осака Гунки в его военных записях. Там рассказывается о защите с помощью вакидзаси , которые герой Тадамаса выхватил из-за пояса и метнул, словно сюрикен . Позднее именно он стал создателем первого стиля сюрикен-дзютсу .

Бо. Разновидность сюрикена

Еще один вариант Бо

Разнообразие сюрикена

Летописные источники 12 века описывают камнеметный бой индзи-ути . О нем же рассказано и двумя веками позже в источниках эпохи войн Тайра и Минамото. Активное развитие этот вид метательного холодного оружия получил в  период межклановых войн 14-15 веков, эпохи Сэнгоку. Тогда вместо камней стали бросать специальные снаряды индзи-яри , напоминающие по форме наконечники для копий.

В 16-18 веках появился цубутэ   — еще один метательный снаряд, производимый из каленой стали в виде округлой или восьмигранной пластины. Предполагают, что именно он стал прообразом сякэна , так как по своим размерам этот » меч-колесо » полностью соответствует цубутэ.

История и мифы про сюрикены

Несмотря на то, что японцы аккуратный народ и у них много исторических рукописей, появление на свет одного из самых известных образцов японского оружия окутано тайной.

Никто точно не скажет, когда была изобретена первая «звездочка».

Впрочем, это не была звездочка, оружие ниндзя — метательные сюрикены в классической смысле этого слова. Первоначально они имели вид короткой стрелы или толстой иглы для работы с кожей. Можно вспомнить и о распространенных в средневековье в Японии метательных ножах и небольших мечах, но до классического сюрикэна им было все равно далеко.

Первое упоминание про звездочки — оружие ниндзя встречается лишь в XVII веке, в трактате школы единоборств ганрицу-рю. В следующие столетия ее использовали все, кому нужно было иметь в запасе дополнительное оружие. Смертоносным сюрикэны назвать было сложно, но отвлечь противника или нанести очень неприятную рану в район глаз или кистей рук можно было вполне.

Новый этап жизни «звездочек» начался в ХХ веке. Глобализация и увлечение всем таинственным преподнесло сюрприз в виде устрашающе выглядящего оружия, привезенного из страны легендарных ниндзя. Это впоследствии повлекло за собой и «Черепашек-ниндзя», и «Наруто».

СюрикэнСюрикэн в аниме, сериал «Наруто»

Несколько интересных вариантов

Оригами поделки сегодня очень популярны, поэтому смастерить сюрикен из бумаги проще всего. Но есть еще пара оригинальных идей по созданию этого карманного оружия для самураев.

CD-DVDсюрикен

Нам понадобится старый компактный диск и немного усидчивости:

  • На диск наносим разметку черным маркером, как показано на фото. Должна получиться звездочка.
  • Можно просверлить небольшие отверстия, чтобы придать изделию фигурности.
  • Вырезаем звезду по контуру. Лучше использовать канцелярский нож, ножницы, даже самые острые, могут сломать наш диск.
  • Края можно обработать наждачной бумагой и нанести линии по контуру.
  • В центр можно вставить шайбы для усиления конструкции.
  • Сюрикен готов! Ваш ребенок сможет почувствовать себя настоящим ниндзя. Можно поставить небольшую стену или перегородку из пенопласта, оружие входит в него как в масло!

Елочная игрушка

Чтобы получилось оригинальное украшение, можно использовать яркую цветную бумагу, фольгу или подарочную упаковку.

Сюрикэн

Схема создания аналогична тем, что описаны выше:

  1. Нам нужны два квадрата одинакового размера, чтобы на одном сделать разметку под линии сгибов: горизонтальные и вертикальные.
  2. Затем складываем квадрат в треугольник, разворачиваем и то же самое с обратной стороны. Как сделать сюрикен из бумаги по технике оригами в виде елочной игрушки, показано на видео ниже.
  3. Делаем аккуратный надрез, сворачиваем треугольник трубочкой и подклеиваем.
  4. Те же действия повторяем со всеми деталями, склеиваем их вместе и крепим звездочку за нитку или леску к елке!

Изделие-трансформер

Сделать такую поделку будет сложнее, нужно четко следовать инструкциям и быть максимально внимательным. Трансформер имеет сложную структуру из восьми элементов и быстро превращается из кольца в восьмиконечную звездочку.

Сюрикэн

Готовый трансформер

Приступим:

  • Делаем из листа квадрат, сгибаем ого по диагонали и складываем пополам. Все линии сгиба тщательно проглаживаем или делаем разметку пунктиром для удобства (делать это не обязательно, на схеме изображено для наглядности).
  • Уголки вверху загибаем к средней линии.
  • Складываем заготовку в такую фигурку, как на фото.
  • По линии сгиба уголок слева сворачиваем внутрь.
  • Таких элементов нужно сделать 8 штук, можно использовать разную по цвету бумагу.
  • Берем 2 заготовки так, чтобы двойной уголок был направлен вправо. У нас должен выйти тупой угол. Конец правой заготовки вставляем в карман левой, ищите именно сторону с одинарным концом. Кончики левой заготовки загибаем внутрь.
  • Все элементы соединяем между собой аналогичным способом. Как сделать из бумаги сюрикен трансформер, показано на видео ниже.
  • Конструкция будет трансформером, если вы правильно соедините первый модуль с последним. Для этого сначала загибаем концы последнего, как на фото.
  • А теперь нужно легким движением руки сдвинуть стороны, противоположные друг другу, в центр. Должно исчезнуть отверстие в середине, и изделие уже не похоже на кольцо, это восьмиконечная звездочка! Чтобы обратно собрать кольцо, нужно немного потянуть за стороны.

Это бумажные клинки отлично летают, особенно если их запускать не в виде звезды, а в форме кольца с отверстием в центре. Ваши дети обязательно оценят!

История оружия

В Японии, в отличие от той же Европы, метательное оружие не стало массовым. Почему так произошло, сказать трудно. Известно, что шли японцы традиционным путем — метали в солдат вражеских кланов камни и любые «штуки», подвернувшиеся под руку. Потом это направление стало постепенно развиваться. А сюрикэны впервые упоминались в «Военной повести замка Осака». Ориентировочно в шестнадцатом веке появились цубутэ — пластины из металла с заточенным краем. Они были либо восьмиугольной, либо круглой формы. Из них-то, скорее всего, и появились будущие сякэны. А из индзи-яри — метательных ножей — бо-сюрикэны. Правда, есть предположение, что они «эволюционировали» из повседневных предметов. Поэтому сохранились названия. Например, ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя) и так далее. Но вот откуда именно появились сюрикэны, точно до сих пор неизвестно.

В средневековье, к середине эпохи Эдо в Японии сформировался тип боевого искусства сюрикэндзюцу — метание сюрикэнов. Правда, допускались к тренировкам только избранные, поскольку это искусство являлось тайным. Хотя занимались им ниндзя, осваивали его и самураи.

Массовость сюрикэнов у воинов обусловлено не только удобством в бою (причем в ближнем бою ниндзя использовали их как кастет или нож), но и дешевизной изготовления. Времени на создание «звездочки» уходило мало, да и не требовало особого умения от кузнеца.

Известно, что сюрикэны использовали по-разному. Броски совершались их разных позиций, меняя траекторию полета.
Так, бо-сюрикэны бросали с оборотом и без него. Воин зажимал оружие между большим и указательным пальцем и совершал бросок. Мастера от ученика отличало то, что его «игла» летела по прямой линии, не отклоняясь от траектории. Поэтому бросать бо-сюрикэн, заточенный с обоих концов, было, конечно, гораздо проще. Но с другой стороны, это говорило о низкой квалификации воина

А в средневековой Японии на это обращали большое внимание

И бо-сюрикэны, и сякэны обычно метали очередями. Опытный ниндзя за 15 секунд мог кинуть в противника 5-6 «звездочек» или «палок». Поскольку японские солдаты были хорошо защищены доспехами, убойная сила метального оружия являлась весьма низкой. Поэтому ниндзя старался поразить сюрикэнами лицо, глаза или горло.

Обычно (если дело происходило во время сражения) у метальщика было лишь несколько секунд, чтобы нанести противнику как можно больший урон, прежде чем тот приблизиться на расстояние удара катаной или копьем. А вот ниндзя часто использовали отравленные сюрикэны. Особенно, если требовалось устранить какого-то определенного человека. Тогда шансов на то, что миссия будет выполнена успешно, становилось существенно больше. Также известно, что ниндзя использовали сюрикэны не только в качестве смертоносного оружия. С помощью «звездочки» можно было вырезать отверстие в стене, чтобы вести наблюдение, поддеть гвоздь, перерезать веревку и так далее. А поскольку сюрикэны являлись расходным материалом, то воины обычно носили при себе их не по одному. Чаще всего, по 10 штук. Одни использовали веревку, другие — заворачивали в ткань. Самые же опытные ниндзя прятали «звездочки» и «иглы» в рукава, карманы и волосы.

В наше время сюрикэны продаются в самых обычных магазинах Европы и США. Добрались они и до России. Правда, у нас «звездочки» и «иглы» считаются холодным оружием, если длина их лучей превышает 8 миллиметров.

Слава сюрикена

Но не только в этом заключался успех использования сюрикена. Ведь в талантливых руках любое оружие будет смертельным. В чем же заключалась слава сюрикена? В технике метания. Даже здесь были свои правила, которым воины неукоснительно следовали. Например, бо сюрикен кидали с полуоборотом и без него – этой технике будущие ниндзя учились долго, по деталям отрабатывая каждое движение.

Еще труднее обстояло дело с метанием сякена – тут нужно было учитывать форму оружия. Здесь необходима подкрутка, которая обеспечивает более четкое и точное движение и меткое попадание в цель.

Ее можно добиться, держа сюрикен за края по направлению движения кисти. Последний тип оружия бросали один за другим на высокой скорости. Всего у воина могло быть до 30 метательных пластин, которые он пускал в ход.

К сожалению, с появлением огнестрельного оружия в Японии катана (а вместе с ней и сюрикен) перестали пользоваться повсеместно. После начала Второй мировой войны многие мастера боевых искусств ушли на фронт. Не всем повезло вернуться с поля боя. Некому стало обучать тонкостям метания сюрикена.

Казалось бы, эти традиции были обречены на вымирание. Но интерес Запада к японской культуре и традициям снова возродил интерес народа к метательному оружию.

Повсеместно начали появляться новые школы боевых искусств, где молодые люди имеют возможность прикоснуться к тайне сюрикена. И конечно, не в последнюю очередь, сюрикен получил второе «рождение» благодаря кинофильмам о ниндзя – непобедимых воинах ночи, выпускающих свои смертельные «звезды».

Агрегатор новостей 24СМИ