Сумо

Костюм и пояс сумоиста

Колоритные сумоисты выходят на дохё (площадка для схваток) в не менее колоритных костюмах. Их одеяние состоит из  маваси это пояс шириной 80 см и длиной 9 м и весит от 3,5 до 5 кг. Ленту оборачивают вокруг голого тела, как правило, 5 раз между ног и телом и завязывают узлом на спине, получается набедренная повязка. Для каждого ранга борцов положен свой цвет и качество материала из которого сделан пояс. Для высших рангов это шелк темных оттенков, для низших дивизионов это всегда серый цвет.

Маваси содержат декоративный элемент — сагари, свисающие украшения, которые во время борьбы часто остаются в руках противника. Количество свисающих частей варьируется от 13 до 25, но обязательно нечетное количество и определяет ту часть маваси (спереди), за которую запрещено хвататься. В случае, если сагари выпадают во время борьбы, то гёдзи (судья на дохё), при первой возможности сбрасывает их с ринга.

В зависимости от техники борьбы, рикиси может плотно обернуть вокруг тела маваси или наоборот сделать их свободными. При технике толкания пояс затягивают плотнее, в случае если предпочитается бросок, то пояс маваси оставляют свободным.

Несмотря на то, что существует определенная градация по цветам пояса, тем не менее не все придерживаются правил. В случае когда борцу не сопутствует удача, он меняет цвет маваси, считая, что это принесёт ему удачу.

В случае если маваси разматывается во время боя, то это автоматически приводит к дисквалификации, но такое случается крайне редко, так в 2000 году, впервые за 83 года  малоизвестный борец Асанокири «потерял» свой пояс в поединке с Тиёхакухо Дайки. Матч транслировался в прямом эфире общенационального телевидения.

Такие строгие правила были введены в начале XIX века под воздействием Запада. Сами японцы достаточно спокойно относятся к наготе даже по сей день.

Помимо пояса маваси, для высших дивизионов полагается специальный пояс- кэсё маваси. Такой пояс используется только при проведении ритуала. Кэсё-маваси тяжелый, он похож на расшитый фартук. Есть определенные правила, что может быть изображено на нём. Но в итоге на церемониальных фартуках маваси можно увидеть всё, начиная от японского пейзажа и заканчивая гламурной кошечкой Hello Kitty. Не редко в качестве рисунка предлагается рекламная продукция спонсора.

Кэсё-маваси заказываются и оплачивается спонсорами либо фанатами борца, после согласования с самим рикиси.

В нижней части кэсё-маваси можно увидеть имя спонсора, а бахрома снизу, как правило, украшается цветом золота, но в принципе может быть любым цветом кроме фиолетового. Фиолетовый предназначен для одзэки (второй ранг борца в иерархии) и ёкодзуна (высший ранг борца сумо). Средняя цена такого наряда 1 млн. иен. Кэсё-маваси, инкрустированные драгоценными камнями стоят во много раз дороже. Чем дольше рикиси находится в двух верхних дивизионах, тем больше у него церемониальных кэсё-маваси.

Сумо

История

Придворное сумо

Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге, датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такэмикадзути. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.

Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи. В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуалом религии Синто. По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и Бога.

Сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Известна также роль сумо в боевой подготовке.

Считается, что современная площадка для сумо — дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем. Так, часто обычной формой был квадрат.

Правила сумо сложились в эпоху Хэйан (794—1185 гг.). Запрещалось хватать друг друга за волосы, пинать и бить в голову.

Известно, что по меньшей мере с XVIII века профессиональные борцы сумо стали организовывать подобия бродячих цирков, совершая туры по провинциями и городам, и показывая свое искусство за деньги. Следы подобной практики сохраняются, так, турнирные списки борцов по-прежнему содержат фразу о храмовом дозволении на выступления, и по-прежнему практикуются туры по провинциями в промежутки времени между основными турнирами года. Самоорганизация борцов, тренеров и судей породила бойцовские ассоциации, конкурировавшие между собой и ведущие собственные турниры и рейтинги. Ко второй половине XX века после череды расколов и слияний осталась только одна ассоциация, токийская, которая стала считаться всеяпонской.

Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное сумо, поединки силачей или просто горожан и крестьян на собственную потеху и забаву толпе. Существовали различные борцовские забавы, сходные с сумо, в весёлых кварталах, такие, как поединки женщин (часто с похабными борцовскими именами), поединки женщин и слепых, комическая борьба и тому подобное. Уличное сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки. Женское сумо тоже подвергалось ограничениям и практически исчезло к началу XX века, сохранившись только как редкий храмовый ритуал и на любительском уровне.

Профессиональное сумо — только для мужчин

Сумо

В Японии с древности царили патриархальные порядки, а сумо стало их средоточием. При «золотом веке» сумо, в период Эдо, когда страной правили сёгуны из клана Токугава (1603-1868 гг.), женщинам запрещалось даже наблюдать за боями профессиональных борцов.

Правда, дамы настолько любили этих силачей, что приходили следить за их тренировками и в качестве знаков внимания кидали им свои пояса и накидки. Когда в период Мейдзи (1868-1910 гг) их допустили до просмотра поединков, они тут же превратились в самых ярых болельщиков.

Тем не менее, до сих пор женщины могут заниматься лишь любительским сумо — в профессиональный спорт им вход запрещен. Они даже не имеют права заходить на традиционный ринг. С этим связан один политический казус. С 2000 по 2008 год губернатором Осаки была женщина — Фусаэ Ота. На своем посту она должна была вручать призы бойцам, заходя на ринг. Однако ей запретили это делать, и сколько бы она не призывала Ассоциацию сумо отменить запрет, те отказывали.

Конторы, где принимают ставки

Пока сумо не так широко распространено среди российских пользователей, поэтому включают его в линию лишь несколько контор. Из наиболее известных стоит выделить три:

  • 1Xstavka. Легальный российский букмекер. В его линии всегда можно обнаружить ставки на японскую борьбу. Причем практически круглый год и в любое время суток. Освещаются не только крупные состязания, но и более мелкие турниры. Правда, обычно на них дается только два исхода: П1 и П2. У заведения есть еще и оффшорный аналог 1Xbet, но он заблокирован Роскомнадзором. Чтобы попасть туда, придется воспользоваться зеркалом сайта.
  • Марафон. БК, не нуждающееся в представлении. Контора широко известна российской публике и клиентам из стран СНГ. Обычно здесь в линии даются только крупные турниры по сумо, мелкие соревнования игнорируются. Из недостатков можно отметить слишком высокую маржу по сравнению с конкурентами.
  • Sportsbet. Заведение ориентировано на клиентов из Австралии и Океании. Отношение к игрокам из России здесь довольно «прохладное», к тому же нет русскоязычной версии сайта. Но если есть желание делать ставки на сумо, можно и зарегистрироваться.

Вариантов не так много. По сути, лишь в 1xstavka есть приемлемые условия и линия для совершения сделок на японское единоборство. Плюс ориентированность на русскоязычных клиентов.

Справка

Можно обратить внимание и на азиатские БК, в них тоже нередко встречаются ставки на сумо, но придется привыкнуть к отсутствию русского языка, а иногда даже английского.   

Историческая справка.

Изначально сумо представляло собой рукопашные поединки воинов-борцов, идентичные тем, что существовали в татаро-монгольских войсках. Его исторические корни до сих пор точно не определены, однако большинство исследователей склоняется к тому, что хронология сумо насчитывает не менее 2000 лет, а в Японию оно попало из Монголии в VI–VII веках. (Существует и «японская» версия происхождения сумо, согласно которой синтоистский бог Такамикадзути одержал победу в рукопашном поединке с варварским божеством, после чего небеса разрешили японцам поселиться на Хонсю – главном острове Японского архипелага.) Первое упоминание о сумо в японских исторических документах относится к 642 году.

Начиная с XII века наблюдается разделение сумо на боевое и спортивное. В XIII–XIV вв. оно приобрело статус народной японской борьбы, соревнования проводились по сельскохозяйственному календарю – в связи с окончанием осенних полевых работ, а позже и по другим «хозяйственным поводам». Кроме того, турниры по сумо стали приурочивать к отдельным религиозным (синтоистским) праздникам.

Расцвет сумо приходится на XVII век, когда десятки тысяч японцев стали его заядлыми болельщиками, а сумоисты превратились в любимцев публики. Соревнования проводились по случаю государственных и местных праздников. Именно в XVII веке полностью сформировались основные принципы сумо как спортивной борьбы, были четко регламентированы правила проведения турниров, которые соблюдаются и по сей день.

Долгое время японское сумо оставалось спортом исключительно «для своих». Вплоть до конца 60-х гг. XX века неяпонцы туда не допускались: редкое исключение составляли натурализованные иностранцы – китайцы и корейцы. С конца 60-х гг. в японском сумо стали выступать и «обычные» иностранцы. Начиная со второй половины 80-х некоторые из них, – прежде всего выходцы с Гавайских островов, – стали добиваться заметных успехов на дохе.

В конце XX века заметное развитие в разных странах получило любительское сумо. В 1992 создана Международная федерация сумо (ИСФ): первоначально в нее входили 25 стран, в 2002 их было уже 82. В том же 1992 году дебютировал и чемпионат мира по сумо. Три года спустя было впервые разыграно европейское первенство. Поначалу в подобных соревнованиях участвовали представители других видов единоборств, параллельно освоившие технику борьбы сумо, но уже к концу 90–х годов сложилась элита мастеров «чистого» сумо.

Турниры любителей проходят в четырех весовых категориях: легкая (до 85 кг), средняя (85–115 кг), тяжелая (свыше 115 кг) и абсолютная (в поединках участвуют спортсмены независимо от их веса). У женщин-сумоисток те же категории: легкая (до 65 кг), средняя (65–80 кг), тяжелая (свыше 80 кг) и абсолютная. Соревнования любителей проводятся как в индивидуальном, так и в командном зачете.

В настоящее время сильнейшими сумоистами в мире, – кроме самих японцев, – считаются борцы из Бразилии, Монголии, России, Польши, Германии и США.

Сумо включено в программу Мировых игр (World Games – соревнования по спортивным дисциплинам, которые не входят в официальную программу Олимпийских игр, проводятся с 1980). Рассматривается вопрос о присвоении ему статуса олимпийского вида спорта. По правилам МОК, вид спорта объявляется олимпийским только в том случае, если в различных странах мира культивируются мужская и женская разновидности данной спортивной дисциплины. Сейчас женское сумо активно развивается в США, Германии, России и многих других странах – кроме Японии. Там сумо по-прежнему считается чисто мужским видом спорта. Отдельные сумоистки в стране есть, но пока они не могут рассчитывать на всеобщее признание и проведение собственных турниров. А потому скорое признание сумо олимпийским видом спорта весьма проблематично.

Поединок как ритуал.

Японское сумо, будучи национальным видом спорта с давней историей, крайне консервативно по своей сути. Поединок проводится по сложившимся столетия назад традициям

Немаловажное значение имеет его обрядовая сторона

Перед началом схватки спортсмены обязаны исполнить традиционную церемонию отряхивания бренной пыли со своих рук: они складывают ладони перед собой, а потом разводят их в стороны, показывая тем самым намерение бороться «чисто». Затем борцы делают полуприседания, упираясь руками в полусогнутые колени и глядя в глаза друг другу (так называемая поза сонке). В настоящее время подобные движения не более, чем дань традиции, но в древние времена это был своеобразный психологический поединок борцов, пытавшихся суровым взглядом и грозной позой подавить соперника морально. Такое «психологическое противостояние» длится, как правило, несколько минут – в 3–4 раза дольше, чем сам поединок. Борцы по 2–3 раза присаживаются друг напротив друга, а затем распрямляются и расходятся в стороны, усиливая тем самым напряжение в зале. Эти церемониальные подготовительные действия сопровождаются бросанием соли: участники поединка горстями бросают ее перед собой на помост, что является символом изгнания бесовских духов со спортивной площадки. Лишь после такой – достаточно продолжительной – церемонии борцы присаживаются в последний раз, упираются кулаками в помост и по сигналу судьи бросаются друг на друга.

По окончании поединка победитель опять занимает позу сонке – в ожидании официального решения судей. После его оглашения борец отводит в сторону правую руку ладонью вниз и лишь затем покидает помост.

Ритуалы

До начала поединка борцы исполняют несколько важных ритуалов. Затем, по мере того как нарастает ожидание матча, борцы концентрируются и фокусируют свою энергию в направлении резкого взрывного тати-ай, или стартового рывка. Поединки обычно заканчиваются в течение нескольких секунд, хотя долгий матч может продолжаться несколько минут. Поединки являются демонстрацией чистой силы борца или продуманной техники. Так как не существует ограничений по росту или весу, некоторые из самых интересных поединков происходят тогда, когда борец меньших габаритов выходит против противника, в два раза больше него.

Несмотря на новые времена и современные технологии, сумо сохранило традиции прошлого. Ритуалы и церемонии сумо, которые увидели командор Перри и его команда, по сей день остаются практически неизменными. Борцы состязаются традиционными способами и должны жить по строгой иерархии. В отличие от бейсболистов или футболистов, которые могут потренироваться или сыграть матч, а потом вернуться домой к нормальной жизни, борцы сумо остаются таковыми двадцать четыре часа в день, 365 дней в году. Поведение су-мотори, его одежда и каждый ритуал, который он выполняет, — все это уходит своими корнями в далекое прошлое. Когда-то сильные борцы награждались самурайским мечом. Сегодня средства массовой информации, политики, другие борцы сумо и обожающие их болельщики с благоговением и уважением относятся к йокод-зуна, великим чемпионам сумо.

Однако теперь сумотори не всегда только японцы. Подобно многим другим видам спорта в Японии, таким как бейсбол и европейский футбол, сумо испытывает влияние со стороны зарубежных спортсменов. Шестьдесят лет назад Содзи Хирага, наполовину японец, наполовину американец, стал первым иностранцем, который когда-либо попадал в список бандзукэ (до него там было несколько корейских борцов, но Корея была колонией императорской Японии, поэтому они не считались «иностранцами*). Сначала многие японцы думали, что иностранцы в сумо — что-то второстепенное, развлекательное, как интермедия в цирке. Они считали, что иностранец никогда не сможет дойти до вершины иерархии этого традиционного, требующего строгой дисциплины вида спорта. Только японец способен обладать необходимой силой и хинкаку (достоинством), чтобы стать йокодзуна.

В этой самоуспокоенности японцев сразу же стали происходить перемены, как только иностранцы начали выигрывать турниры. Несколько борцов, особенно с Гавайев, совершили огромный прорыв в мире сумо. Японская ксенофобия отреагировала на иностранную «угрозу», и это привело к установлению неписаной квоты — два иностранных сумотори на каждую школу.

Раннее сумо было комбинацией борьбы, бокса и дзюдо. Поединки были довольно агрессивными и правил было мало. В эпоху Камакура (1185-1334) была установлена военная диктатура, или сёгунат, и по всей Японии начались кровавые междоусобицы. Именно в это время сумо окончательно сформировалось как часть программы военной подготовки. Многие из практиковавшихся приемов борьбы использовались для того, чтобы сбить с ног врага, чтобы он упал на землю, где его можно было бы легко одолеть. Из этих приемов развилось джиу-джитсу.

В школах сумо царит лютая дедовщина

Сумо

Если юноша решает пойти по пути сумоиста-профессионала, он должен сразу забыть, что он у мамы самый лучший, так как в ближайшие годы его ждет только усердная работа и унижения.

В школе сумо все строго иерархично. Слово наставника — закон, а младшие ученики прислуживают старшим. Иерархия во всем, включая режим. Во время банных процедур младшие трут и отмывают старших. Когда грузинского борца Мераба Цагурия спросили, что было самым сложным в сумо, он ответил, что сложнее всего было тереть в бане чужие спины. Спят младшие борцы в специальном углу, и им положены только тонкие одеяла, отчего они часто простужаются.

Готовят и прибираются тоже младшие. Они же прислуживают при приеме пищи, а едят последними. Во время тренировок старший борец может таскать за волосы по площадке младшего, а тот ходит за ним на корточках, всячески изображая смирение. Если же он падает, старший пинает его ногами, заставляя вставать.

Никто не жалуется: они сами выбрали этот тернистый путь, желая стать профессиональными борцами сумо.

Особая еда для сумотори

Одним из ключевых моментов в диете сумоиста является калорийная пища. В их рационе всегда присутствуют продукты с большим количеством клетчатки, витаминов, растительных и животных жиров. Чтобы понять, что едят сумоисты, следует рассмотреть 3 традиционных составных питания:

  • Тянконабэ,
  • Рис,
  • Пиво.

Эти блюда являются обязательными для всех спортсменов этого вида единоборств.

Тянконабэ

Конечно же, эти спортсмены едят разную калорийную еду, но японские сумоисты предпочитают тянконабэ. Это блюдо состоит из довольно разнообразных продуктов, что дает возможность максимально насытить организм. В нем есть морепродукты, грибы, овощи, травы для легкого усвоения, мясо и тофу. А готовится набэ как суп, что позволяет сохранить множество питательных веществ.

Сумо

Рисовый гарнир

Питание в борьбе сумо, предполагает большое количество пищи, поэтому в начале своей карьеры любому спортсмену приходится столкнуться с проблемой маленького желудка. Чтобы растянуть желудок и потом получать большие порции калорийных харчей, эти гиганты включают в рацион рисовую кашу.

  • Кушают рис тяжеловесы в качестве гарнира, вместе с мясными блюдами, постепенно увеличивая количество порций. Увеличение желудка происходит на протяжении 1-2 месяцев, пока спортсмен не будет способен за один раз употреблять до 2-3 кг еды.
  • После этого система питания сумоистов включает в себя только очень калорийную еду, для набора веса.

Пиво

Для роста веса огромные атлеты прибегают к употреблению большого количества пива. Причем пенный напиток идет в ход во время трапез. Это пойло обладает двумя чудодейственными качествами, во-первых оно калорийное, а во-вторых повышает аппетит.

Таким образом, становится понятно, чем питаются борцы сумо, но остается открытый вопрос, как же они все-таки набирают такую массу? Ведь сумоистам нужно не только есть, но и посещать спортзал для тренировок, где сжигается масса калорий. Все дело в особом подходе к трапеза.

Сумо

Во время второй мировой войны буму сумо пришлось отойти на задний план.

Многие молодые борцы были призваны в армию, а несколько школ были уничтожены пожарами. Хотя Кокугикан использовался военными как завод для производства бомб и поэтому был недоступен для турниров, в местных парках проводили несколько поединков сумо, иногда даже на бейсбольных полях.

После второй мировой войны потерпевшей поражение Японией управляли Объединенные оккупационные силы. Иностранные войска захватили Кокугикан и переименовали его в Мемориальный зал. Они установили каток, а внутри помоста — комнаты Для солдат. Турниры были отменены, но в 1947 году в западном Токио в садах у Мемориала Мэидзи был проведен матч. Следующие два года там проводились турниры. В 1950 году в Курамаэ был построен новый Кокугикан. На протяжении последующих 35 лет он был домом сумо. В 1953 году начались прямые телевизионные трансляции сумо и популярность борьбы снова выросла. В 1957 году была создана школа для новичков сумо, и были начаты многие реформы в организации профессионального сумо. В 1957 году был добавлен ноябрьский турнир, а в 1958 — июльский, всего каждый год стало проводиться шесть главных турниров. В 1985 году в Рё-гоку, прямо на другой стороне реки Сумида в северо-восточном Токио, был построен новый Кокугикан.

Сегодня, для того чтобы занять верхние уровни в иерархии професси-энального сумо, требуются огромные усилия. Все борцы начинают с самой нижней ступени лестницы и должны медленно прокладывать свой путь наверх. Не имеет значения, кто вы или z кем вы знакомы. В сумо уважение могут принести только результаты. Как говорит Акэбоно: «Вы либо дела-эте это, либо умираете, либо возвращаетесь домой.»

Дополнительные меры, повышающие аппетит сумотори

Диета сумоистов, направленная на набор массы тела, будет бесполезной если не прибегать к повышению аппетита. Для этого борцы прилагают немало усилий:

  • изнуряют себя на тренажерах во время тренировок;
  • добавляют в блюда много пахнущих специй;
  • посещают после занятий парилки и сауны;
  • позволяют себе много спать, а иногда используют снотворные ароматы;
  • стараются принимать пищу не в одиночку, а в кругу общения.

К сожалению или к счастью, без этих мер спортсмены просто неспособны потребить большое количество еды в короткое время, а это так важно, особенно перед состязаниями

Сумо

Парилки, сауны и бани

Всем понятно, что сон, специи и тренировки способствуют повышению аппетита и набору массы, но использование бани для этих целей вызывают спорные сомнения. Сразу следует сказать, что в сауне действительно можно снизить свой вес, но ощутимая затрата энергии на удержание нормальной температуры тела, очень изнуряет организм. Поэтому, потеря веса в дальнейшем восполняется потребностью восстановить свои силы. Человек, после такой процедуры хочет есть и спать, одновременно. А для сумоиста это просто необходимо.

Общение во время еды

Чем ближе подходит соревнование, тем сильнее спортсмены чувствуют, что уже не могут смотреть на жирную и калорийную пищу. По этой причине сумоисты стараются кушать во время увлекательных бесед. Таким образом прием пищи лучше усваивается и легче переносится длительный процесс трапезы.

Соревнования.

В современной Японии турниры по профессиональному сумо (или как его называют «одзумо» – букв. «большое сумо») во многом определяют общенациональный календарь, задавая циклический ритм жизни всей страны. Регулярность проведения турниров вселяет в японцев уверенность в незыблемости древних традиций и стабильности собственного существования. Турниры проводятся 6 раз в год (по нечетным месяцам, начиная с января). Постоянны и места их проведения: в январе, мае и сентябре – в Токио, в марте – в Осаке, в июле – в Нагое, в ноябре – в Фукуоке. Продолжительность одного турнира составляет 15 дней. Первым и последним днем турниров обязательно является воскресенье. Поединки проводятся в шести «рейтинговых» категориях с участием в общей сложности почти тысячи спортсменов. В высшую категорию – макуути – в настоящее время входят 40 суматори, которые проводят по одному поединку в день, борцы более низких «дивизионов» борются раз в 2 дня. Победителем турнира становится борец, добившийся наибольшего числа побед в поединках (максимально – 15). В случае, если два и более борцов одержали в ходе соревнований одинаковое число побед, между ними проводятся дополнительные поединки, определяющие сильнейшего. Поединки признанных лидеров сумо – «одзеки» (борцы 2-го ранга) и «екодзуна» (борцы 1-го или высшего ранга) начинаются, как правило, в 16.30 и заканчиваются к 18.00, когда выходит в эфир традиционный вечерний выпуск новостей телекомпании NHK, много лет владеющей эксклюзивным правом телевизионной трансляции турниров по сумо.

Недостатком этих соревнований давно уже считается то обстоятельство, что в них не могут бороться друг с другом представители одних и тех же школ сумо (или «комнат» – яп. хэя). По традиции, представители той или иной «комнаты» (сейчас их насчитывается более 50) должны выступать только против борцов других школ, но не своих товарищей. Исключение составляют лишь дополнительные поединки в финале турнира.

Помимо шести официальных турниров, профессиональные сумоисты в течение года принимают участие в показательных выступлениях в разных городах Японии и за рубежом.

Сумоисты не японцы

Занимаются профессиональным сумо не только японцы, много среди сумоистов представителей Монголии, другие страны представлены в небольшом количестве. Российские граждане так же отметились в списке именитых спортсменов.

Первым иностранцем, завоевавшим кубок Императора стал американец Джесси Кухаулуа, японское имя сумотори — Такамияма. Произошло это в 1964 году. С тех пор много иностранцев решили испытать свои силы в столь необычном виде спорта. Но чтобы сохранить традиции и самобытность сумо Ассоциация Сумо ввело квоту на прием иностранцев. Так, в школе профессионального сумо (хэя) не может заниматься больше одного иностранца, причем иностранец определяется не по гражданству, а по происхождению. Следовательно, приняв японское гражданство сумоист по-прежнему будет считаться иностранцем. Предельный возраст иностранца, по достижению которого  запрещен прием в хэя, тоже призван ограничить приток не граждан Японии в профессиональное сумо. Возраст определён в 23 года.

Поступив однажды в школу сумо спортсмен не может её поменять, только в случае, если школа по каким-либо причинам ликвидируется.

Среди сумоистов разных рангов и категорий присутствуют представители 27 стран всех континентов. Самое большое количество представителей Монголии, более 60 спортсменов. Российские парни, так же решили испытать себя в борьбе тяжеловесов:

Сумо

Николай Иванов, 25.08.1983 года рождения, единственный этнический русский спортсмен в профессиональном сумо. Свою карьеру начал в 2002 году, не имея опыта такого вида единоборств. В юности занимался боксом, имел подходящий рост — 192 см, вес вначале составлял 80 кг, но постепенно достиг 126 кг. Профессионально заняться сумо уговорил  его шурин, японец по происхождению. Профессиональный псевдоним его (сикона) стал Амуру.

За свою карьеру у Амуру были повышения, достигаемые путем постоянных тренировок и понижения рейтинга, связанного с травмами колена. Амуру сумел заслужить элитный статус секитори, в 2014 году попал в высший дивизион макуути (высший дивизион профессионального сумо, состоящий из 42 сильнейших рикиси), но начиная с 2016 года он начал сдавать свои позиции и в 2018 году ушел в отставку.

Сумо

Известный и самый колоритный спортсмен сумо — Анатолий Михаханов, 26.04.1983 года рождения, уроженец пгт. Заиграево Бурятской АССР. Анатолий самый тяжелый борец сумо за всю его историю С ростом 193 см его вес составляет 293 кг.  Дебютировал в 2000 году, завершил карьеру в 2018 году, вернувшись в Бурятию. Профессиональный псевдоним Анатолия — Орора Сатоси, что означает «Северное сияние»

Сумо

Алан Габараев, 31.01.1984 года рождения, представитель Осетии, самый успешный россиянин в сумо на день завершения своей карьеры. В школу Михогасэки поступил в 2006 году и завершил карьеру в 2013, в связи с расформированием школы сумо. В другую школу не стал переходить по причине трудности поддержания боевого веса. Рост Алана — 187 см, вес — 152 кг. Профессиональный псевдоним — Аран Хакутора, «Хакутора» означает Белый тигр.

В числе российских сумотори, в основном представители Северной Осетии: Батраз Феликсович Бараджов, годы работы 2002—2008, Сослан Феликсович Барадзов, активные годы 2002—2008, Сослан Александрович Гаглоев (2005—2008)

Среди активных спортсменов, несмотря на монгольское гражданство к российским тяжеловесам относят Амартувшин Амарсанаа, 02.03.1999 года рождения. Родился в Туве, мать россиянка, отец монгол. В 14 лет уехал в Монголию, получив монгольское гражданство, а в 15 лет отправился в Японию для профессионального обучения сумо.