Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Фикх

Таравих: 20 или 8 ракаатов?

В наше время каждое утро возвещает о новой фитне, наносящей удар по самому корню имана и амаль. Последние четырнадцать столетий умма испо…

69 163
24 апреля, 20

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Адаб (этика) и суфизм

Муркакаба. Упражнения осознанности в Исламе. 4 часть

Для начала выберите время в ежедневном расписании, в которое вы можете уединяться, и тихое место для этого. Чаще всего мусульмане предпоч…

1 012

17 марта, 20

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Биографии учёных

Ибн Абдус-Салям: султан ученых

Один из великих ученых этой уммы — это, безусловно, Ибн Абдус-Салям, который оставил нам наследие в виде своих книг и, что не менее важно…

2 821
23 августа, 19

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Биографии учёных

Имам ан-Навави: оживитель религии

Сложно найти более известного ученого в мусульманском мире. Его книги можно найти в любой части исламского мира, а его книга «Сады правед…

4 982
16 августа, 19

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Фикх

Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари о возможности сокращении часов поста д…

Недавно я обратил внимание на то, что некоторые люди утверждают, что долгие часы поста в Великобритании следует сократить, поскольку Исла…

7 354
12 мая, 19

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Фикх

О посте по мекканскому времени

В последние годы, в священный месяц Рамадан, некоторые казахстанские мусульмане взяли за основу мнение о дозволенности поста по мекканско…

23 000

12 мая, 19

Суфизм и поклонение

Если говорить об отношении суфиев к религии и поклонению, то в более позднем своем периоде суфии в Исламе придерживались такого духовного пути, который находился в полном противоречии с положениями Корана и Сунны. Примером может служить тот факт, что свое поклонение суфийские братья ограничивали только любовью к Аллаху в сердце, но такими составляющими поклонения, как страх перед Аллахом или надежда на Аллаха, они пренебрегали. К одному из суфиев относится высказывание о том, что он поклоняется Всевышнему не из страха перед Адом и не из желания попасть в Рай после смерти. Ислам, полагаясь на Коран и Сунну, придерживается мнения, что любовь к Аллаху в сердце – это основа поклонения, но составляющими поклонения также является и страх перед Аллахом, и смирение и покорность перед Ним, и надежда на Него. Сказано, что тот, кто поклоняется Богу только посредством любви, должен быть назван безбожником, а тот, кто поклоняется Всевышнему только посредством надежды, называется мурджиитом, а тот, кто поклоняется посредством одного лишь страха, должен быть назван харуритом. Истинный правоверный и приверженец религии единобожия поклоняется Аллаху посредством любви, страха и духовной надежды.

Шейх-ул-Ислам Ибн Таймийа говорил о тех суфистах, которые в более позднем периоде суфизма заходили в Исламе настолько далеко, что их действия переставали быть совместимыми с поклонением Аллаху. Говоря о любви к Аллаху, во многих сферах религии суфийские верующие показывали полное духовное невежество. Любовь к Аллаху включает в себя покорное следование и за его Посланником, но те, кто заявляет о любви к Аллаху, но отступает от Сунны Посланника ﷺ и от шариата, не понимает сущности любви к Аллаху. И в этом заключается еще одно отличие суфизма от истинной исламской религии:

  • суфии не обращаются к Корану,
  • не следуют Сунне,
  • не подражают Пророку Мухаммаду ﷺ.

Их ориентир и цель в познании – их же собственные чувства и ощущения, которые являются методами нововведенными, предлагаемыми суфистскими шейхами наряду с новоизобретенными формулами поминания Всевышнего и новыми молитвами. Суфисты могут использовать как доказательства своей правоты свои сновидения, хадисы подложного характера, рассказы, в то время как истинный мусульманин в такой ситуации обратился бы к Корану или Сунне для поиска доказательств.

Философия суфизма

С ростом числа последователей в суфизме постепенно начала развиваться интеллектуальная сторона учения. Глубокие религиозно-мистические и философские построения не могли быть понятны простым людям, однако удовлетворяли запросы образованных мусульман, среди которых также нашлось немало тех, кого заинтересовал суфизм. Философия во все времена считалась уделом избранных, но без глубокой проработки своих доктрин не может существовать ни одно религиозное течение.

Самое распространенное течение в суфизме связано с именем «Великого Шейха» –мистика Ибн Араби. Его перу принадлежат две известные работы: «Мекканские откровения», которые по праву считаются энциклопедией суфийской мысли, и «Геммы Мудрости».

Бог в системе Араби имеет две сущности: одна – неощутима и непознаваема (батин), а другая – явная форма (захир), выражаемая во всем многообразии живущих на земле существ, сотворенных по божественному образу и подобию. Другими словами, все живущие в мире – лишь зеркала, отражающие образ Абсолюта, истинная сущность которого так и остается сокрытой и непознаваемой.

Другим распространенным учением интеллектуального суфизма был вахдат аш-шухуд – учение о единстве свидетельства. Оно было разработано в XIV веке персидским мистиком Ала ад-Даула ас-Симнани. Это учение говорило о том, что целью мистика является не попытка соединения с божеством, так как это совершенно невозможно, а лишь поиск единственно верного способа, как именно нужно ему поклоняться. Это истинное знание приходит лишь в том случае, если человек будет неукоснительно соблюдать все предписания Священного Закона, который люди получили через откровения пророка Мухаммеда.

Таким образом, суфизм, философия которого отличалась ярко выраженным мистицизмом, все же смог найти пути для примирения с ортодоксальным исламом. Возможно, что учение ас-Симнани и его многочисленных последователей позволило суфизму продолжить свое вполне мирное существование в пределах мусульманского мира.

Суть и цель Суфизма

Религиозное учение суфизма ставит своей целью очищение души и самопознание, как через практику аскетизма, так и через практику молитв, обрядов и веры в единого Аллаха.

Примером для суфиев служил пророк Мухаммед, который вел аскетический образ жизни и которого не интересовали мирские дела и большую часть времени, проводившего в молитвах и постах.

Сущность и суть суфизма — это единение со всем существованием, к которому нельзя подходить интеллектуально. Необходимо влюбиться в существование. И здесь нет какой-то системы, а есть лишь любовь и доверие глубокому существованию.

Суфийская притча

Существует одна история про суфиев, или как их еще называют суфийская притча, когда ученик пришел к мастеру, и сказал, что хочет узнать истину.

Тогда мастер сказал, хорошо пошли за водой, но не задавай вопросов. И вот они пришли к колодцу, и мастер стал опускать в колодец ведро, у которого не было дна, он опускал в колодец ведро без дна и поднимал его.

Наконец ученик не выдержал и спросил: «Что вы делаете, ведро же без дна». Учитель прогнал его, так как он нарушил правило. Чтобы понять мудрость, интеллект не нужен.

Становление учения. Создание теоретической базы

Легализация и создание «суфийской науки»

Суфийская мечеть в Индии

В X—XI веках когда резко возросла популярность суфийского образа жизни и мировоззрения. Увеличилось число сторонников и сложилась в общих чертах собственно суфийская традиция, которая отличалась от прочих идейных и религиозных течений в исламе. В это время были созданы сочинения, в которых зафиксировались главные положения «суфийской науки» (илм ат-тасаввуф, илм хазихи-т-таифа). Авторы этих сочинений пытались доказать правомочности существования суфизма в лоне ислама и оправдать его теории и практики. Из дошедших до нас «классических руководств» по
суфизму наиболее известны «Китаб аль-люма» ас-Сарраджа ат-Туси, «Китаб ат-таарруф» аль-Калабази, «Кут аль-кулуб» Абу Талиба аль-Макки, «Рисалат аль-маламатия», «Адаб ас-сухба» и другие трактаты ас-Сулами, «Рисала фи-т-тасаввуф» аль-Кушайри, «Кашф аль-махджуб» аль-Худжвири написанное им на персидском языке и другие произведения.

Среди биографий ранних суфиев наиболее известны «Табакат ас-суфия» ас-Сулами и «Хильят аль-авлия» Абу Нуайма . В «Хильят аль-авлия» автор причисляет к «ранним» суфиям Али ибн Абу Талиба и других сподвижников пророка Мухаммеда. В книге «Хакаик ат-тафсир» ас-Сулами отразил суфийскую традицию эзотерического толкования Корана.

Важнейшим итогом деятельности перечисленных авторов была систематизация суфийского знания. Они закрепили особую, свойственной лишь суфиям терминологию (истилахат аль-каум) для обозначения различных элементов суфийской практики.

Аль-Мухасиби

Важную роль в становлении суфизма как определённого учения сыграл Харис аль-Мухасиби. Если первые захиды ещё не выделяли какие-то теоретические проблемы, то аль-Мухасиби первым выделил вопросы теологии, на которые и попробовал найти ответы в своём труде «Соблюдение прав Аллаха». Так, изучая природу человеческих помыслов, он приходит к выводу о необходимости проследить соотношение между внешними действиями человека и духовными (исходящими от сердца), впервые упомянув такие понятия, как «муракаба ва мухасаба» — самоотчёт, самоопределение, и «хал» — чувства радости, тоски и грусти, которые могут быть дарованы только Аллахом.

Сочинения аль-Мухасиби имели огромную роль в последующем развитии исламского мистицизма. Уже в IX веке возникает целый ряд школ, среди которых Маламатийа и Багдадская школа аль-Джунайда.

Маламатийа

Видными представителями были Абу Хафс аль-Хаддад и Абу Салих аль-Кассар. Основой для этого учения стало понятие рийа — лицемерие, преодолеть которое можно только путём самосовершенствования, знать о котором должен только Бог. Всё, что в душе человека, все благие поступки должны быть тайной (отсюда и «рийа» — показная святость — лицемерие).

Багдадская школа

Признавая понятие рийа, представители данной школы вкладывали в это слово несколько другое понятие — бояться надо не внешнего (перед людьми), а внутреннего (перед самим собой) лицемерия. По словам основателя учения, Абу-л-Касима аль-Джунайда аль-Хаззаза, «Созерцание воздания за служение Богу возможно лишь при условии забвения о щедротах Бога», ибо «единственное бытие — бытие Божества».

В истории раннего суфизма нельзя не отметить Байазида аль-Бистами, который под самопознанием, самоочищением понимал не боязнь впасть в лицемерие (перед людьми или самим собой), а любовь и преданность Богу. Главным, по его мнению, является «растворение (небытие) в Божестве» (араб: فناء في الله — «Фана фи Лляхи») и уничтожение собственного «Я» (араб: بقاء بالله — «Бака би Лляхи»), которые стали одними из важнейших в исламском мистицизме (См. подр.: en:Bayazid Bastami).

Учение Мансура аль-Халладжа

По преданию Мансур аль-Халадж родился около 858 года и сначала был учеником известного суфийского учёного Сахла ат-Тустари (знаменит таким понятием как «муджахад» — «внутренний» джихад человека против своих низменных страстей). Продолжил учение как аль-Джунайда, так и Байазида аль-Бистами, развив идеи о «единении с Божеством» до абсолюта. Он, как и аль-Бистами, считал, что целью жизни должно быть стремление к соединению с Божеством, подобно «любящему в Возлюбленном». Что внутри Божества есть божественный дух (рух-и натика — рациональный дух), который может соединиться с ищущим истину аскетом, после чего последний становится «святым» («вали»), а также свидетелем бытия Бога и его частичным воплощением — отсюда и его знаменитая фраза — «Я есмь истина» — أنا الحق . Такие взгляды вызвали жёсткую негативную реакцию у сторонников «правоверного» ислама и 26 марта 922 года аль-Халладж был казнён, став первым суфийским мучеником.

Суфии и ислам[править]

Суфизм является неотъемлемой частью Ислама и не существует иного суфизма, кроме исламского.
Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество. Такой муршид (суфийский шейх, устаз) является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Тот, у которого нет иждаза от своего шейха на наставление мюридов не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).
Суфизм является живой практикой Ислама. Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук)в «Мактубат» («Письмена»).

  • Богослов аль-Газали (—) считал, что суфизм — это сама суть Ислама.
  • Богослов Ибн Таймия (—), неоднозначно относился к суфизму, но полностью в отличие от Ибн абд аль-Ваххаба его не отрицал.

Философия Суфизма кратко

Поговорим о слове суфизм, оказывается, это слово с персидского переводится как «Суфий – это Суфий», что означает, нет различия между собой и целым или между собой и остальным миром.

Суфий может существовать где угодно, и он по-настоящему религиозен, поскольку стремится к запредельному и чем ближе человек к Богу, тем больше он растворяется и исчезает. И когда человека нет – он становится всем.

Суфизм передается от сердца к сердцу, как волшебство. И для суфия Бог — это не личность, для него он повсюду и везде, как имя или идея целостного существования.

Иногда слово «Суфа» переводится как чистота ума, то, что в уме больше ничего нет или там нечего искать. Нет мыслей, размышлений и нет ума. Что будет польностью понятно только практикующим Дзен.

Не вы ищите Бога, а Он ищет вас

Великие мудрецы суфии, говорят о том, что человек не может искать Бога, пока человек думает, что выбирает его.

Инициатива принадлежит Богу. Он всегда первый спрашивает: «Где ты?».

Ошибки в суфизме

Суфии подразделяются на разные группы, и каждая из них, полагаясь на собственные ощущения и доказательства, следует в духовной практике своим путем, все больше отдаляясь не только от истинной мусульманской религии, но и от групп других суфиев, который также следуют своим путем.

Еще одно отличие суфиев от истинных верующих ортодоксальных мусульман – это неукоснительное следование тем формулам поминаний и молитвы, которые для них установили их суфийские шейхи. Они могут не читать Коран и Сунну, но они будут повторять формулы чтения молитв и поминаний, которые установлены не Аллахом или переданы Пророком, но выдуманы суфийскими шейхами.

Общеизвестна в Исламе духовная практика зикр, которую следует совершать после намаза. Суфии считают, что зикр – это та основа, на которой весь мистический Путь зиждется. В Исламе в противопоставление зикру ставится исламский фикр, который предполагает не чтение молитвы в сопровождении ритмизированных движений в определенной позе, а безмолвные размышления о Боге.

Орден суфиев чрезмерно почитает праведников (аулия) и своих шейхов. К праведникам относят богобоязненных верующих, творящих молитву, дающих закят и совершающих поклоны – таких людей должны уважать и любить, но не какой-то избранный круг лиц может быть праведниками: от ошибок не застрахованы на своем веку даже самые благочестивые души, но каждый из них может считаться праведником. Суфии же в своей практике считают, что праведниками могут быть только определенные люди, и часто к числу таких людей они причисляют шарлатанов, колдунов, совершающих какие-то мистические манипуляции в рамках тариката, или даже тех, кто избрал для себя запретное как дозволенное, тем самым перейдя на следующую ступень тариката на пути к достижению истины.

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?Суфийский танец дервишей

Суфизм придерживается того мнения, что праведникам доступен тот источник, откуда ангел черпает, и через этот источник передает Аллах своим посланникам откровения, и через него верующий черпает свое познание. Суфии считают, что такие люди являются безгрешными в своей земной жизни, возвысив их до таких высот, что им начали приписывать обладание определенными божественными качествами, право распоряжаться тем, что происходит во Вселенной, способностью помогать в ответ на просьбы тем, кто обращается к ним за помощью. 

Еще одна особенность вероучения суфизма заключается в том, что суфии пытаются приблизиться к Аллаху с помощью танцев и песен в сопровождении бубна и хлопков в ладоши, что они называют поклонением Аллаху и следованием тарикату. В качестве пояснения позиции Ислама приводятся слова Всевышнего, где Он называет таких людей теми, кто «свою религию обратили в потеху и забаву и обольстила их эта ближняя жизнь…» (сура Аль-Анам (Скот), 70-й аят).

Это всего лишь малая часть того, чем отличается вероучение суфиев от истинной веры Ислама, а ведь немало отличий и в самом отношении суфийских приверженцев к шариату, к посланиям, к единобожию и предопределению.

Суфийская литература

Сложно оценить все многообразие идей, которое принес мусульманскому миру суфизм. Книги ученых суфиев по праву вошли в сокровищницу мировой литературы.

В период развития и становления суфизма как учения, появилась и суфийская литература. Она сильно отличалась от той, что уже существовала в других исламских течениях. Главной мыслью многих произведений была попытка доказать родство суфизма с ортодоксальным исламом. Их целью было показать, что идеи суфиев вполне соответствуют законам Корана, а практики ни в коем случае не противоречат образу жизни правоверного мусульманина.

Суфийские ученые пытались по-своему толковать Коран, причем основное внимание уделяли аятам – местам, которые традиционно считались непостижимыми для разума простого человека. Это вызывало крайнее возмущение у ортодоксальных толкователей, которые были категорически против любых умозрительных допущений и аллегорий при комментировании Корана

Весьма вольно, по мнению исламских ученых, суфии относились и к хадисам (преданиям о делах и изречениях пророка Мухаммеда)

Их не очень волновала достоверность того или иного свидетельства, они уделяли особое внимание лишь их духовной составляющей

Суфизм никогда не отрицал исламское право (фикх) и расценивал его как непреложный аспект религии. Однако у суфистов Закон становится более духовным и возвышенным. Он оправдывается с моральной точки зрения, а потому не дает исламу полностью превратиться в жесткую систему, требующую от своих последователей лишь четкого исполнения всех религиозных предписаний.

Чем отличается суфизм от ислама?

Прежде всего четкой установкой: проповедь нищеты (араб. Факро), окружающий мир воспринимается суфистами призрачным. У них наблюдается полный отказ от мирских утех, страстей, разного рода забав (араб. Зухд), зато приветствуется ведение уединенного образа жизни, пребывание в безмолвной молитве (араб. Тафакур).

Суфисты во всем и всегда полагаются на Аллаха и его святую волю (араб. Тавакуль), используют аллегорический тип толкования Корана (араб. Блюдо).

У суфистов можно увидеть необычный обряд (араб. Сама) — танцы дервишей. «Дервиш» в переводе с арабского — бедный, убогий. Это аналог монаха в христианстве, подобный аскету. Однако отличается тем, что имеет право на вступление в брак, иметь свою материальную собственность, проживать в доме.

Танцы дервишей

Эти танцы имеют символический смысл, это многочисленные кружения с упоминаниями многих имен Аллаха (араб. Зикр).

Обратим наше внимание на символическое значение танца дервишей. Обращенные вверх ладони рук символизируют получение небесного благословения

Ладони вниз — передача этого благословения на Землю для других.

Наклон головы дервишей в танце около двадцати пяти градусов. Это почти равно наклону Земли, который составляет двадцать три градуса.

Орден Мевлеви

Стоит отметить, что в XIII в. был создан суфийский орден Мевлеви. Его основал арабский поэт Руми. Философия этого ордена выходит за пределы внешних обрядов ислама. Руми считал религию прелюдией для получения собственного духовного опыта.

Суфийская практика Мевлеви позволяет человеку, достигшему цели, вернуться в реальный мир, чтобы тем же путем привести и других. Можно утверждать, что суфизм выше мистицизма.

Тема произведений Руми проникнута любовью, основанной на единстве двух вещей: разума и интуиции, а также пути познания и развития человека. Смысл танцев дервишей заключается в длинном мистическом путешествии сознания, в согласии разума и любви к совершенству.

 Ступени пути суфия:

  1. Шариат — соблюдение законов в исламе.
  2. Сулуки — прохождение определенного послушания в роли ученика.
  3. Марифат — процесс познания Аллаха не рационально, а сердцем.
  4. Хакикат — достижение полноты истины мюридом (учеником).

Таким образом, возникает вопрос: чем отличается суфизм от ислама?

Для приверженцев ислама было общепринятым учение, основанное на Коране. Поэтому все последователи пророка Мухаммеда придерживались четкой инструкции, чтобы не зайти за рамки Корана и Сунны. Полностью следуя их установкам и предписаниям, не приемля взамен никаких нововведений.

Ислам распространялся адептами пророка Мухаммеда в его истинной форме. Внешняя форма не подавляла внутреннюю суть самого ислама. Осмысление внутренней сущности отнюдь не отражалось негативно на выполненные обряда мусульманами.

Их внимание концентрировалось на уме, духе и теле. Они считаются тремя веществами, из которых состоит человек, личность, общество как единый организм

Дополнительно рекомендую статью: «Кто такие алавиты«.

МирТесен

Главные идеи Суфизма

Суфизм раннего периода основан на подражании пророку Мухаммеду и следованию его правилам и предписаниям. Так же суфии размышляли над сутью Корана, и проводили свою жизнь в молитвах и постах, отрешаясь от мирского.

Также одной из главных идей раннего суфизма было очищение своей души через практику бедности и покаяния.

Таким образом, суфии хотели приблизиться к Богу, проявляя бескорыстную любовь и служение в молитвах и постах, что также характерно для раннего христианства и для практически всех христианских святых и аскетов христианства и практически всех остальных религий мира.

Так сформировалась и в философии суфизма теория и практика слияния или растворения себя в Боге.

Принципы Суфизма

создании совершенного человека, свободного от своих страстей, своего эго или «я» и постижении Божественной истиныслово в слово напоминает буддизм, о философии которого мы уже писали

Так принципами суфийской практики служат совершенствование духовного мира человека и освобождение от материальной зависимости, а также бескорыстное служение Богу. Так же в своих принципах практики они полагаются на учение Корана и следованию идеям пророка Мухаммеда.

Суфии[править]

  • Хасан аль-Басри (—)
  • Абуль-Касим аль-Джунайд (—) — концепция фана — растворения суфия в любви к Богу.
  • Хусайн аль-Халладж (—) — неосознанное отождествление себя с Богом.
  • Хамид ад-Дин аль-Кирмани (ум. после ) — совершенство и законченность (тамам, тамамийя), достигаемая благодаря замкнутой на себе иерархии.
  • Абу Язид аль-Бистами
  • аль-Харакани
  • Хаджи Бекташи
  • Ибн Араби (—) — концепция единства бытия (вахдад ал-вуджуд).
  • Джалаледдин Руми (—)
  • Хафиз, Ширази (ок. 1325 — 1389/1390) — поэт и суфийский мастер.
  • Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) (—) по Хиджре.
  • Джавад Нурбахш ( — ) — суфийский шейх поэт и мыслитель, автор более чем тридцати книг о суфизме.

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Адаб (этика) и суфизм

Заповедание богобоязненности праведными предшественниками

Мои дорогие братья и сестры! Вам следует знать, что предшественники, да помилует их Аллах, всегда заповедовали друг другу богобоязненност…

3 658

20 марта, 14

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Адаб (этика) и суфизм

Три исламских принципа для социальных сетей

Я достаточно взрослый человек, и все еще помню, каким был мир до эры социальных медиа, когда о прогулке с друзьями мы договаривались по с…

5 944

18 марта, 14

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Адаб (этика) и суфизм

Исламский этикет: Искусство слушать

Если человек начинает говорить приватно или публично о том, что хорошо вам известно, вам следует сделать вид, как будто вы этого не знает…

4 880

17 марта, 14

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Адаб (этика) и суфизм

«Анонимные грешники»

Некоторое время назад, мне представилась возможность послушать речь одной женщины – выздоравливающего алкоголика и старосты группы аноним…

9 846

14 марта, 14

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Адаб (этика) и суфизм

1 000 ракаатов в день. Возможно ли?

Это небольшой ответ на вопрос, подвергающий сомнению факт, что некоторые праведники были в состоянии совершить многое за короткий промежу…

9 940

21 февраля, 14

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Оберегание человека

Васавис — наущения шайтана: виды и способы борьбы с ними

«Васавис» — множественное число слова «васваса». Васавис можно приблизительно перевести как «сомнения». Под ними, как правило, понимаются…

13 216

11 февраля, 14

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

История Ислама

Последний Халиф исламской уммы Абдулхамид II

На протяжении всей истории Ислама одним из главных объединяющих аспектов мусульманского мира являлся халифат. После кончины пророка Мухам…

2 108
5 июля, 20

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

История Ислама

Величайший исследователь Китая – мусульманин Чжен Хе

Когда речь заходит о великих исследователях, то на ум обычно приходят такие имена, как: Марко Поло, Ибн Баттута, Эвлия Челеби, Христофор …

2 543

21 июня, 20

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

История Ислама

Аз-Захрави – основоположник современной хирургии.

Аз-Захрави жил во времена мощного Халифата Омейядов в Кордове. Он родился в 936-ом году, умер в 1013-ом году, служил при Омейядском халиф…

694
31 мая, 20

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

История Ислама

5 исторических событий, которые произошли в Рамадан

Мы все знаем Рамадан, как месяц поста, воздержания и духовных размышлений. Однако мы, возможно, не в курсе, что Рамадан – это месяц удиви…

13 184
2 мая, 20

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Адаб (этика) и суфизм

Муркакаба. Упражнения осознанности в Исламе. 4 часть

Для начала выберите время в ежедневном расписании, в которое вы можете уединяться, и тихое место для этого. Чаще всего мусульмане предпоч…

1 012

17 марта, 20

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Биографии учёных

Имам Сануси — имам мутакаллимов. 2 часть. Школа имама ас-Сануси

Пять книг имама Сануси по акыде с его же комментариями — это самостоятельная полноценная школа изучения вероубеждения Ахлю-с-Сунна, и его…

986

14 марта, 20

Суфийские братства

Со временем в лоне суфизма стали возникать братства, целью которых было дать человеку определенные средства и навыки для прямого общения с богом. Это стремление достичь некоторой свободы духа в противовес приземленным законам ортодоксального ислама. И сегодня в суфизме существует множество дервишских братств, различающихся между собой лишь способами достижения слияния с божеством.

Братства эти называются тарикаты. Изначально этот термин применялся по отношению к любому четкому практическому методу «пути» суфия, но с течением времени так стали именоваться лишь те практики, которые собрали вокруг себя наибольшее количество последователей.

С момента появления братств внутри них начинает складываться особый институт отношений. Каждый желающий идти по пути суфия, должен был выбрать себе духовного наставника – Муршида или Шейха. Считается, что пройти тарикат самостоятельно невозможно, так как человек без проводника рискует потерять здоровье, разум, а возможно, и саму жизнь. На пути ученик должен повиноваться своему учителю в каждой мелочи.

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

В эпоху расцвета учения в мусульманском мире существовало 12 самых больших тарикатов, позже они дали жизнь еще очень многим побочным ветвям.

С развитием популярности таких объединений их бюрократизация еще более углубилась. Система отношений «ученик-учитель» сменилась новой – «послушник-святой», а мюрид уже подчинялся не столько воле своего учителя, сколько правилам, установленным в рамках братства.

Самым важным среди правил было полное и безоговорочное подчинение главе тариката – носителю «благодати»

Также было важно неукоснительно соблюдать устав братства и четко выполнять все предписанные этим уставом психические и физические практики. Как и во многих других тайных орденах, в тарикатах были разработаны таинственные ритуалы посвящения

Есть группы, сумевшие дожить и до наших дней. Крупнейшими из них являются Шазири, Кадири, Нахшабанди и Тиджани.

Практический суфизм

Но кроме высокоинтеллектуального суфизма, заключающегося в сложных философских и теологических построениях, развивалось и другое направление учения – так называемый прагматический суфизм. Что это такое, можно догадаться, если вспомнить, как популярны в наши дни различные восточные упражнения и медитации, направленные на улучшение того или иного аспекта жизни человека.

В прагматическом суфизме можно выделить две основные школы. Они предложили свои собственные, тщательно разработанные практики, выполнение которых должно обеспечить человеку возможность непосредственного интуитивного общения с божеством.

Суфизм: путь очищения сердца или дурное новшество?

Первая школа основана персидским мистиком Абу Иазидом ал-Бистами, жившим в IX веке. Основным постулатом его учения было достижение экстатического восторга (галабы) и «опьянения любовью к богу» (сукр). Он утверждал, что путем долгого размышления о единстве божества можно постепенно достигнуть состояния, когда собственное «Я» человека полностью исчезает, растворяется в божестве. В этот момент происходит смена ролей, когда личность становится божеством, а божество – личностью.

Основателем второй школы также стал мистик из Персии, его звали Абу-л-Касима Джунайда ал-Багдади. Он признавал возможность экстатического слияния с божеством, но призывал своих последователей идти дальше, от «опьянения» к «трезвости». В этом случае божество трансформировало саму сущность человека, и он возвращался в мир не только обновленным, но и наделенным правами мессии (бака). Это новое существо могло бы в полной мере контролировать свои экстатические состояния, видения, мысли и чувства, а потому еще более эффективно служить на благо людям, просвещая их.

Что такое суфизм и как переводиться?

Слово Суфизм переводится как «шерсть», это название было дано мистикам данного течения, носившим одежду из шерсти, как символ самопознания и самоотречения.

Причем суфием мог, да и в принципе может стать любой человек, независимо от веры, культурной принадлежности и положения в обществе. Есть у этого слова и другие переводы, но об этом позже.

История возникновения суфизма

Историки относят возникновение суфизма к VII-VIII векам, когда появилось отдельное направление в исламе, основанное на аскетизме и мистике.

Постепенно развивались различные суфийские школы, и росла популярность данного направления, как образа жизни, основанного на самопознании и познания Абсолюта, когда человек постигает себя во всей полноте.

Связь суфизма и ислама

Отношения между суфиями и последователями традиционного ислама можно назвать, по меньшей мере, напряженными. В особенности, если говорить об ортодоксальных суннитах. На официальном уровне ислам отвергает идеи суфизма о возможности двустороннего общения с Аллахом.

Однако на начальном этапе развития и распространения религий ортодоксы нехотя считались с суфиями и не инициировали притеснений или гонений в их отношении.

То, что суфии убеждали людей следовать их заветам, одновременно способствовало распространению исламского влияния на данной территории, что было взаимовыгодным для каждой из сторон.

Литература суфизма

Литературные работы играют важную роль в становлении философии суфизма. Многие примеры древних текстов сохранились до нашего времени и являются ценными экспонатами библиотек при музеях.

Главное целью писателей суфиев было разъяснение общности между ортодоксальным исламом и эзотерическими школами. Они считали своей задачей добиться взаимопонимания с остальными исламскими течениями.

В то же время последователи суфизма подчеркивали свое уважение к исламскому религиозному праву, но предпочитали придавать ему значение не строгого свода законов, а возвышенных наставлений морального характера.