Стоицизм

Периодизация

В этом вопросе мнения ученых расходятся. Некоторые исследователи выделяют в истории развития данной школы так называемый нулевой период. Считается, что в Стоа Пойкиле мудрецы, которые имели именно стоические взгляды на жизнь, собирались еще за 300 лет до рождения основателя этого течения. К сожалению, все их имена утеряны.

Первый период – Древняя Стоя. Длился с IV по II века до нашей эры. Его главным действующим лицом был, конечно же, основатель – Зенон Китийский. Наряду с ним выступали Клеанф и Хрисипп из Сол. Первый этап стоицизма принято считать исключительно греческим, так как за пределы данной страны учения пока что не выходили. После смерти своих наставников их делом занимались ученики. Среди них можно выделить Диогена Вавилонского, Кратета Малльского, Антипатра и проч.

Средняя Стоя, или Стоический Платонизм. Существовал со II по I века до нашей эры. Главные действующие лица эпохи – Посидоний и Панетий Родосский. Именно эти представители стоицизма начали перевозить свои знания в Рим, где позже они также стали популярными. Продолжали развивать школу их ученики – Дардан, Диодот, Афинодор и др.

Поздняя Стоя — с I по II век нашей эры. Этот период также известен как Римский стоицизм, так как именно в этом государстве уже продолжалось развитие учения. Главными представителями третьей эпохи являются Марк Аврелий, Сенека и Эпиктет.

Иногда ученые выделяют и четвертый период существования этой школы, который по времени совпадает с третьим. В данном случае поздний стоицизм представлен платониками и пифагорийцами. Главным действующим лицом тут является Филон Александрийский.

Стоицизм

Этика — плод философии

Зенон (ок. 334–262 до н. э.) родился на Кипре, занимался морской торговлей. Учился у киника Кратета. Основал свою школу в Афинах, пользовался большим уважением горожан. В преклонном возрасте покончил с собой, задержав дыхание

Зенон до тридцати лет был купцом и не помышлял о занятиях философией. Но однажды, в одном из торговых портов, он зашел в книжную лавку и зачитался «Воспоминаниями о Сократе». «Вот бы познакомиться с подобным человеком!» — воскликнул он. Хозяин лавки указал ему на проходящего мимо киника Кратета. Вскоре Зенон стал его учеником.

В целом Зенон восхищался воззрениями киников, но некоторые их взгляды казались ему слишком радикальными. К примеру, он считал, что отрицание семьи и государства — это неправильно. Человек живет в обществе, это для него естественно, и он должен соблюдать установленные законы и правила. Но Зенон, а вслед за ним и другие стоики отрицательно относились к рабству. Все люди от природы равны, человек может быть возвышен над себе подобными только за счет личных качеств, считали они.

Свое философское учение Зенон делил на три части: логику, физику и этику. Он сравнивал философию с садом, где логика — это ограда, физика — деревья, а этика, самая ценная часть знания, — плоды на этих деревьях. В чем же заключались этические взгляды стоиков? Цель жизни, считали они, — достигнуть гармонии с космическим законом, который является добродетелью. Любой добрый и нравственный поступок увеличивает общее благо, любое аморальное действие его разрушает.

Ход мировых событий и личных судеб предрешен заранее, человек практически ничего не может изменить. Единственное, что ему остается, — сохранять мужество, спокойствие и невозмутимость, то есть достичь состояния блага внутри себя. В этом случае внешние события не будут иметь значения. Достижению блага мешают четыре эмоции: страх, удовольствие, вожделение и отвращение. Их нужно избегать, руководствуясь разумом.

Помни, что ничто не вечно

Александр Великий и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же: либо приняты в тот же осеменяющий разум, либо одинаково распались на атомы. – Марк Аврелий –

В великой схеме вещей ничто из того, чего мы достигли, не имеет значения. Эта мысль отрезвляет и успокаивает. Оказывается, не обязательно добиваться славы – можно просто целыми днями пить «Маргариту» и радоваться жизни. А ведь мы все живем так, будто находимся в центре реальности. Каждый видит себя главным героем в собственной истории.

Но истина в том, что это восприятие существует только в наших умах. А миру и окружающим ты на хрен не нужен. Обычный мужичок-мудачок, с черт знает какими мыслями в голове. Все вокруг ходят с подобным мышлением, но каждый из нас в конечном счете ничтожен. Даже самые яркие умы, такие как Эдисон и Ньютон, разложатся на плесень и липовый мед. А Эдисон так и вовсе был мерзавцем по жизни, так что статус небожителя ему не светит.

Нам не нужно соответствовать иррациональным ожиданиям и внешнему давлению. Мы не должны изобретать совершенно бессмысленную чепуху вроде спиннера в надежде на создание богатого наследия и увековечения собственного имени в анналах истории. Это бессмысленно, ибо все обратится в прах, даже твое самолюбие не долго будет тешиться, ибо его продырявят черви.

Все, что имеет значение, – это жизнь в комфортных условиях. Это единственное мерило, позволяющее на смертном одре сказать вожделенно: «А жизнь-то я прожил хорошую».

Что такое стоицизм?

Стоицизм — греческая философия. Основал ее Зенон Китийский, финикийский торговец, в Афинах в начале 3 века до нашей эры. Последователями стоицизма были довольно сильные и знаменитые личности древнего мира — императоры, богатые землевладельцы, философы, торговцы, полководцы и можество других. Основная идея философии стоицизма в том, что добродетель (например, мудрость) — и есть счастье, а слова без действий ничего не значат. Огромное место в учении занимает отношение к тому, что мы не можем изменить.

В стоицизме всего несколько центральных учений:

  • о непредсказуемости мира;
  • о быстротечности жизни;
  • как быть стойким, сильным и контролировать себя;
  • и о том, что источник недовольства лежит в зависимости от чувств.

В стоицизме нет сложных теорий об устройстве мира, как, например, в христианстве или буддизме. Стоики стремились в первую очередь помочь людям справиться с деструктивными эмоциями и научиться правильно поступать уже здесь, в настоящей жизни, а не говорить о том, как устроен мир богов и загробная жизнь. Стоицизм — это учение о делах здесь и сейчас, а не о словах без основательного подтверждения.

Основной вклад в развитие стоической философии внесли 3 человека.

  • Марк Аврелий, император риской империи в период расцвета, самый могущественный человек на земле своего времени, каждый день садился и писал заметки о сдержанности, сострадании и смирении.
  • Эпиктет пережил тяжести и лишения рабства, основал собственную школу и учил множество великих умов Рима.
  • Сенека переживал только о том, как утешить свою жену и друзей, когда по приказу императора Нерона должен был покончить с собой.

Но на них не закончилось развитие стоической мысли и последователи философии были во все века. Современный стоицизм по сути — работа древних философов и их достижений достаточно, чтобы в современном мире стать настоящим стоиком. Страница Википедии о стоицизме упоминает 83 философа, которые внесли вклад в развитие стоицизма. Дальше было только веселее, короли, президенты, писатели, предприниматели, множество исторических и современных личностей практиковали и практикуют стоицизм — Фридрих 2 Великий, Джордж Вашингтон, Томас Джеферсон, Адам Смит, Теодор Рузвельт, Джоуанн Роулинг, Насим Талеб и множество других.

Стоицизм отличается от прочих философий и учений в одном важном смысле: его цель — практическое применение. Стоицизм — это не только интеллектуальные упражнения, а инструмент, чтобы стать лучше в своем деле, стать лучше как человек и друг

Лично для меня, работы стоиков гораздо ближе к занятиям йогой или медитации, чем к книгам по философии, которую может написать лучший профессор. Книги стоиков — подготовка к жизни, где в большинстве говорится о том, как думать, чтобы жить «правильно».

Стоики практиковали «духовные упражнения». Предлагаю коротко рассмотреть 7 упражнений, чтобы прикоснуться к сути философии и понять, как живет стоик.

Зарождение философии стоицизма

Стоицизм зародился в поздние годы эллинизма (в IV в. до н. э.), вначале в Греции, а затем получил распространение и в Римской империи. Зенон Китийский стал родоначальником этого учения, базой которого служат понятия мужественности, устойчивости, твердости в любых обстоятельствах. В стоицизме не принимаются эмоции, они критикуются за импульсивность и неуправляемость, стихийность возникновения и проявления. Примат разума и жесткое подавление эмоций – основное в философии стоиков. Это, кстати, касалось и искусства спора: с минимумом эмоций, с продумыванием аргументации, с четкой логикой изложения. Именно благодаря стоицизму мы пользуемся сегодня поговоркой «в споре рождается истина». В целом, стоицизм существовал около шести веков, и очень интересен этот опыт в общемировой истории – как влияющий на умонастроения людей самых разных эпох.

Теория стоицизма во всем многообразии ее аспектов

В первозданном своем виде она охватывает сразу несколько направлений мысли: логику, физику, этику. Впоследствии Клеанф вводит в круг ее влияния диалектику, риторику, политику, этику, теологию. С ходом истории образуется крен то в одну, то в другую, то в третью область знаний, но всегда при сохранности базовых принципов стоицизма. Рассмотрим их подробнее.

В восприятии стоиков мир – нечто живое, это «тело Бога». Реальность регулируется Высшим Существом, воле которого противиться бесполезно и неразумно, а потому единственное, что можно сделать, чтобы сохранить свое достоинство и обрести подлинную силу, – это спокойно, неустрашимо и твердо принимать все сужденное роком. Главный враг стоика – это страсть, которая «смешивает карты» и сбивает человека с избранного пути, лишая его силы. Следовательно, главное, чему стоит научиться, – бороться со страстями и быть сильнее их (главными «врагами» стоиков были отвращение, удовольствие, страх и влечение)

Это важно не только на индивидуальном уровне, но и на коллективном: стоики были убеждены, что все в мире взаимосвязаны, а потому любое движение человека вызывает некую реакцию в пространстве миров. Поэтому они ратовали за возрастание личной ответственности не только за деяния, но и за образ мыслей

Главное – оставаться в ладу с собой и своей природой, не вредить ни себе, ни другим. Все принимать с внутренней силой, безропотно, не пытаясь навязать свою волю Божественному промыслу. Эта философия помогала воинам (особенно в преодолении страха смерти), а также всем тем, кто утратил ориентиры. С течением времени благодаря стоицизму и его распространению изменились и сами нравы римского общества: оно стало более объективным по отношению к своим гражданам, способствовало росту их самосознания, увеличению прав и свобод, повышению уровня образования и развития.

Для римлян стоицизм стал тем, чем для средневековой Европы – христианство – столь мощным было влияние этой философии на умы. В последние годы существования стоицизм был воспринят, прежде всего, с точки зрения подчинения человека року и отказу от собственного «Я» — идее своеобразного «растворения в мире»

Основное внимание стало уделяться «взаимоотношениям со смертью»: человек готовился к тому, чтобы спокойно и достойно принять смерть, когда она придет, и учился понимать всю естественность этого процесса (наиболее явно эта идея реализована в наследии Эпиктета). Даже великий император Марк Аврелий принял учение стоицизма и стал воплощать его принципы в своей жизни

Периоды стоицизма

Древняя
стоя
: III—II
века до нашей эры.

  • Зенон
    Китийский (ок.
    336—264 гг. до н. э.) основал
    школу в Афинах в 322 г. до н.э.

  • Клеанф (?-
    ок. 232 г. до н. э.)

  • Хрисипп
    из Сол (281/277 —
    208/205 гг. до н. э.).

  • Зенон
    Тарсский

  • Диоген
    Вавилонский в
    155 г. до н.э. во главе посольства отправился
    в Рим и ознакомил римлян с идеями
    стоицизма.

  • Антипатр
    из Тарса

  • и тд

Средняя
стоя
 (стоический
платонизм): II—I
век до нашей эры.

— Панетий
Родосский (ок.
180—110 гг. до н. э.) и 

-Посидоний (ок.
135-51 гг. до н. э.).

Они
развивали стоицизм в Риме,

тогда
как Архедем
из Тарса распространил
учение в парфянский Вавилон.

Другие
представители: 
Мнесарх,
ДарданГекатон
Родосский
ДиодотГеминАнтипатр
из Тира
Афинодор и
др.

Поздняя
стоя
 (римский
стоицизм): I—II
века н. э. 

которая
развивалась в Древнем Риме и представлена
в лице

Марка
Аврелия, Сенеки, Эпиктета.

Она
совпала с периодом становления
христианства,
одним из «теоретических источников»
которого явилась именно философия
стоицизма.

Другие
представители: 
Муссоний
Руф
Секст
Херонейский
ГиероклКорнутЕвфратКлеомедЮний
Рустик
 и
др.

Логика

Логика высказываний

Диодор Кронос , который был одним из учителей Зенона, считается философом, который первым представил и разработал подход к логике, ныне известный как логика высказываний , который основан на утверждениях или предложениях, а не на терминах, что сильно отличает его от терминологической логики Аристотеля . Позже Хрисипп разработал систему, которая стала известна как стоическая логика и включала дедуктивную систему, стоическую силлогистику, которая считалась соперницей силлогистики Аристотеля (см. Силлогизм ). Новый интерес к стоической логике возник в 20 веке, когда важные разработки в логике были основаны на логике высказываний. Сюзанна Бобзен писала: « Особенно поразительно много сходства между философской логикой Хрисиппа и логикой Готлоба Фреге ».

Бобзен также отмечает, что «Хрисипп написал более 300 книг по логике, практически по любой теме, которой занимается сегодня логика, включая теорию речевых актов , анализ предложений, выражения единственного и множественного числа, типы предикатов , указатели , экзистенциальные предложения , сентенциальные связки , отрицания и т. Д. дизъюнкции , условные предложения , логическое следствие , допустимые формы аргументов , теория дедукции , логика высказываний, модальная логика , логика напряжений , эпистемическая логика , логика предположений , логика императивов , двусмысленность и логические парадоксы ».

Категории

Стоики считали, что все существа (ὄντα) — хотя и не все (τινά) — материальны . Помимо существующих существ, они признали четыре бестелесных (асомат): время, место, пустоту и сказуемость. Их считали просто «существующими», в то время как универсалиям было отказано в таком статусе. Таким образом, они приняли идею Анаксагора (как и Аристотель) о том, что если объект горячий, то это потому, что некоторая часть универсального теплового тела вошла в объект. Но, в отличие от Аристотеля, они распространили идею на все случайности . Таким образом, если объект красный, это было бы потому, что некоторая часть универсального красного тела вошла в объект.

Они считали, что есть четыре категории .

вещество (ὑποκείμενον)

Первичная материя, бесформенная субстанция ( ousia ), из которой сделаны вещи

качество (ποιόν)

Способ организации материи в виде индивидуального объекта; в стоической физике — физический компонент ( пневма : воздух или дыхание), который сообщает материю

как-то расположено (πως ἔχον)

Особые характеристики, отсутствующие в объекте, такие как размер, форма, действие и поза

Как-то настроен по отношению к чему-либо (πρός τί πως ἔχον)

Характеристики, относящиеся к другим явлениям, например, положение объекта во времени и пространстве относительно других объектов.

Стоики обрисовали в общих чертах, что у нас есть контроль над категориями наших собственных действий, мыслей и реакций. В первом абзаце «Энхиридиона» эти категории сформулированы следующим образом: «Вещи, находящиеся под нашим контролем, — это мнение, стремление, желание, отвращение и, одним словом, любые наши собственные действия. Вещи, не находящиеся под нашим контролем, — это тело, собственность, репутация, приказ , и, одним словом, все, что не является нашими собственными действиями «. Они предполагают, что пространство находится под нашим контролем.

Эпистемология

Стоики утверждали, что знание может быть достигнуто с помощью разума . Истину можно отличить от заблуждения, даже если на практике можно сделать лишь приблизительное представление. Согласно стоикам, чувства постоянно получают ощущения: пульсации, которые переходят от предметов через чувства к разуму , где они оставляют отпечаток в воображении ( phantasiai ) (впечатление, возникающее из разума, называлось фантазмой).

Разум обладает способностью судить (συγκατάθεσις, синкататезис ) — одобрять или отвергать — впечатление, что позволяет ему отличать истинное представление реальности от ложного. Одни впечатления могут быть одобрены немедленно, но другие могут достичь лишь разной степени нерешительного одобрения, которое можно назвать убеждением или мнением ( докса ). Только благодаря разуму мы обретаем ясное понимание и убеждение ( каталепсис ). Определенное и истинное знание ( эпистема ), достижимое мудрецом-стоиком, может быть достигнуто только путем проверки убеждения с помощью опыта своих сверстников и коллективного суждения человечества.

Твердая позиция

Бездействуя, люди учатся делать зло. – Катон –

Катон был упрям и непоколебим в своих убеждениях, не признавал компромиссов. Он считал, что у серого не бывает оттенков: есть либо добродетель, либо порок, и они всегда одинаковы.

При всем уважении к философу нельзя отрицать, что многие подвиги стали возможными только на основе компромисса. Люди все чаще и чаще отказываются от принципов во имя терпимости или прибыли.

Гибкость гибкостью, но надо ведь иметь какую-то позицию. Катон разгневал как своих политических союзников, так и врагов своим отказом от компромиссов. Он потребовал, чтобы его друзья и семья приняли ту же позицию, не оставляя места для какой-либо гибкости.

Но соблюдение этого невозможного стандарта принесло ему непоколебимую власть. По умолчанию он стал моральным арбитром Рима. Может быть, сейчас твоя принципиальность заставит некоторых людей отвернуться, но зато она упрочит твою репутацию.

Говорить по существу

По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, атлетах, кушаниях. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.

Стоицизм

Стоики призывают не тратить свои силы на пустые разговоры и говорить только о важных вещах: так мы направляем энергию в нужное русло и помогаем себе отстраниться от пустых вещей, к которым относятся и обсуждения других людей. Массимо Пильюччи утверждал, что это нарушение стоической добродетели: «Мы роняем достоинство каждый раз, когда участвуем в этих разговорах». Стоики не принимали любое осуждение, так как, по мнению философов, у нас недостаточно знаний о человеке для того, чтобы делать о нем выводы. «Некто пьет много вина? Не утверждай, что он поступает плохо, можно только сказать, что он много пьет. Ведь, не разобравшись в этом, откуда ты можешь знать, действительно ли он поступает плохо», — писал Эпиктет в «Энхиридионе».

Этика

стоицизма оформилась под непосредственным влиянием учения киников (сами стоики говорили, что кинизм – кратчайший путь к добродетели), а также перипатетиков.

Согласно стоикам, конечная цель человеческого существа заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели. Только добродетель, определяемая как мудрость или благоразумие, является благом, и только порок является злом; все остальное – безразлично (адиафорон), поскольку всецело подчинено судьбе и от нас не зависит.

Однако внутри сферы безразличного существует ряд «предпочитаемых» вещей, обладающих определенной ценностью, т.к. они способствуют самосохранению человека и его рода. Действия, направленные на их достижение стоики называют «надлежащими» действиями (напр., чтить родителей, вступать в брак, участвовать в государственных делах, защищать отечество и др.). Эти действия составляют сферу обязанностей, налагаемых на человека его биологической и социальной природой. Рассматриваемые сами по себе они не имеют отношения к нравственной жизни и к добродетели, но оказываются добродетельными или порочными в зависимости от обстоятельств своего совершения. Дистанцированное отношение к «предпочитаемым» благам и признание добродетели единственной целью стремлений – главное условие, позволяющее «надлежащему» стать нравственно совершенным, добродетельным действием.

Такой разумный настрой присущ только стоическому мудрецу, воплощению этического идеала стоиков. Лишь он обладает всей полнотой знания и добродетели, свободен от аффектов, которые стоики определяют как неправильные суждения и болезни души. В нем реализована высшая цель человеческой жизни – развить свой разум до подобия космическому Логосу.

Дальнейшая эволюция стоицизма происходит на римской почве. Панетий и Посидоний смягчают исходный ригоризм стоического учения, используя платонические и перипатетические мотивы. В отличие от Ранней Стои, они не требуют полного искоренения страстей, но лишь подчинения их разуму; говорят о совпадении добродетели и пользы; включают «предпочитаемые» ценности (здоровье, силу, красоту и др.), а вместе с тем и «надлежащие» действия в определение конечной цели. Для Ранней Стои между благом и злом нет никаких градаций и ступеней: все, кто не достиг мудрости, являются в равной степени порочными. В Средней Стое особое значение приобретает фигура «продвигающегося» к добродетели, исполняющего все обязанности, но еще не достигшего должного совершенства в их исполнении.

В Позднем стоицизме логико-онтологическая проблематика окончательно отходит на задний план (в особенности у Эпиктета), и все большее значение приобретает этика и моралистика, усиливаются религиозные мотивы.

Стоицизм оказал непосредственное влияние на формирование неоплатонизма и христианской философии (апологеты: Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Немесий, Августин) (см. также АПОЛОГЕТИКА). В 16–17 вв. возникает программный «неостоицизм» (Жюст Липс, Гийом Дю Вер, Пьер Шаррон). Стоические мотивы прослеживаются в произведениях Помпонацци, Телезио, Бруно, Монтеня, Спинозы, Декарта, Канта.

Полина Гаджикурбанова

Принципы учения

Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.

Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.

Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.

Учение стоиков базируется на трех науках:

  • Физике;
  • Этике;
  • Логике.

Рассмотрим подробнее каждую науку в отдельности.

Физика

Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:

  • человеческого тела;
  • богов;
  • пределов;
  • пространства;
  • пустоты;
  • начала.

Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.

Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.

Логика

Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.

Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:

  1. Субстанции – сущность из которой все формируется.
  2. Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей
  3. Состояния – переменные свойства вещей
  4. Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.

Этика

В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.

Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма, как философского течения:

  1. Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом).
  2. Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло.
  3. Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир.
  4. Добродетель – познание о добре и зле.
  5. Государственные законы принимаются, когда служат добродетели.
  6. Игнорирование законов, призванных служить злу.
  7. Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро.
  8. Стремление к прекрасному в мыслях и поступках.
  9. Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию.
  10. Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.

Стоики придерживались двух основных принципов:

  1. Материального, как основы.
  2. Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.

Стоицизм

Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.

Менять отношение к происходящему

Обижает не тот, кто бранится или бьет, но мнение об этих вещах, будто бы они причиняют обиду. Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся не дать увлечь себя собственным представлениям.

По мнению Эпиктета, не люди и не обстоятельства становятся причиной раздражения, а наше отношение к ним. Изменив его, мы начинаем частично контролировать ситуацию. Эмоции — это результат наших суждений, в то время как сами вещи нейтральны, именно мы присуждаем им ту или иную характеристику. Они становятся «плохими» или «хорошими» только после того, как мы о них подумали тем или иным образом.

. Согласно ей, психические расстройства вызваны нецелесообразными мыслями человека. , американский психолог и когнитивный терапевт, в юности читал стоиков и в своих научных изысканиях опирался на изречение Сенеки о том, что нас беспокоят не сами вещи, а мысли о них. Что, по мнению психотерапевта , и есть «когнитивная модель эмоций», которая включает в себя два компонента — физиологическое возбуждение и интерпретацию этого возбуждения.