Что такое стиль в искусстве?

Современные преобразования формы

Технический прогресс приводит к тому, что художественное искусство переживает всплеск порождения новых форм искусства. Появляются новые и синтетические формы и средства воплощения авторского замысла: фотография, кино, телевидение. Искусство стремится использовать возможности технологий для решения художественных задач.

Сегодня форма современного искусства вновь переживает времена модернизации. Появляются такие новейшие формы, как: боди-арт, перфоманс, граффити, акционизм. А развитие цифровых технологий провоцирует возникновение инсталляций, медиа-арта, 3D-видео.

Что такое стиль в искусстве?

Тенденция к синтетичности продолжает действовать и сегодня, современный художник все реже обходится возможностями одной формы для воплощения своей идеи, и ответ на вопрос, что такое форма в искусстве, все сложнее найти. Мы видим, что даже в таких малотехнологичных видах искусства, как литература и живопись, появляются новые художественные формы. Так, все произведения постмодернизма стараются сочетать в себе несколько форм, например, романы М. Павича «Хазарский словарь» и У. Эко «Имя розы» соединяют разные жанровые, стилевые и функциональные характеристики.

Направления в искусстве 17-го века

В искусстве 17 в. отразилась сложность того времени, когда феодальный строй постепенно разрушался, уступая место капитализму. Для этого периода характерен синтез разных видов искусства. Так, скульптура начинает соседствовать с архитектурой.

Барокко

Это направление в искусстве 17 в. характеризуется пышностью и торжественностью. Произведения этого периода обладают экспрессивностью, им свойственны необычные формы. Человек начинает восприниматься как часть мира, личность, которая подвержена внутренним конфликтам.

Архитектура в стиле барокко отличалась обилием колоннад, разнообразных украшений на фасадах и внутри зданий. Часто использовались при строительстве многоярусные купола. На смену строгой геометрии приходят сложные формы, асимметрия и кривые линии.

В скульптуре продолжила свое развитие динамичность. Мастера по-прежнему создавали произведения на основе библейских сюжетов, но статуи и композиции отличались большими эффектностью поз и выражением эмоций.

В живописи зачастую фигурировали сюжеты, связанные с религией и мифологией. Художники также изображали парадные портреты.

Классицизм

Для этого стиля в искусстве характерны строгие формы и гражданская тематика. Эталоном для этого направления стал античный стиль. В классицизме логика и разум торжествуют над эмоционально-чувственным началом.

Основные признаки архитектуры классицизма – регулярность планировки, четкость форм, симметричность композиции, сдержанность в украшении.

Скульптура в эпоху классицизма стала отличаться сдержанностью и чистотой линий. В этот период популярность обрели публичные памятники, которые олицетворяли доблесть воинов и мудрость правителей.

Большое влияние классицизм оказал на литературу. В этот период пропагандировалась идея победы разума над чувствами. Конфликт долга и страсти был основным для сюжетов в литературе.

Реализм

В 17 в. это направление искусства затрагивает живопись. В этот период появляется отдельное течение – караваджизм, выступавшее за реалистичность образов. Многие голландские художники также подхватили эти идеи. Становится популярным бытовой жанр в живописи. Кроме того, распространение получает натюрморт.

Что такое стиль в искусстве?

Итальянские, испанские и французские художники также творили в духе реализма в этот период.

Кинетическое искусство

Что такое стиль в искусстве?

От гр. kinetikos — приводящий в движение. Направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.

Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.

В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие — колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов — от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.

Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением — здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.

Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Приемы современного (авангардистского) искусства

Авангардизм

Что такое стиль в искусстве?

От фр. avant — передовой, garde — отряд — понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма — различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.

Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.).

Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.

Основные направления в искусстве XX века

Модернизм

Развился на волне протеста против традиционных стилей в искусстве и литературе. Дословно термин означает «современный». Характеризуется множеством направлений. Модернистская живопись создала кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм и более поздние – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

В архитектуре представлен функциолизмом, конструктивизмом, ар-деко, движением «баухаус», брутализмом, органической архитектурой… подробнее

Символизм

Вырос из модернизма и стал самостоятельным стилем. Характеризуется игрой воображения, использует символы для передачи чувств и идей. Символизм в живописи отражен полотнами Бердслея, Моро, Редона, Каррьера, Борисова-Мусатова, Врубеля, Чюрлёниса… подробнее

Импрессионизм

В основе импрессионизма лежит принцип «первого впечатления». Основанный на субъективности стиль продолжает, тем не менее, идеи реализма. Наиболее ярко представлен в живописи. В работах художники стремятся передать изменчивость окружающего мира. Известны французские импрессионисты Моне, Мане, Дега, Сёра, Писсарро… подробнее

Сюрреализм

Сложился в 1920-х годах прошлого века и представляет собой стиль парадоксальных форм и аллюзий, отражающий совмещение сна и реальности. В живописи сюрреализм ярко отражен в полотнах Магритт, Эрнста, Дали, Матты… подробнее

Кубизм

Представлен живописными полотнами с подчеркнуто выделенными геометрическими формами. Кубизм имеет самого яркого представителя в мире живописи — Пикассо. В технике кубизма писали Грис, Леже, Дюшан, Кубишта… подробнее

Футуризм

Пик развития стиля пришелся на второе десятилетие ХХ века. Дословно термин переводится, как «будущее». Стиль представляет собой тенденциозное течение в искусстве и литературе, ставящее на первое место форму, а не содержание.

В живописных полотнах узнается динамичностью изображения, присутствием абстрактных линий, зигзагов, дробящих сюжетные образы в стремлении придать им движение… подробнее

Абстракционизм

Наиболее значительно проявил себя в изобразительном искусстве. Одно из первых абстракционистских произведений — картина Кандинского «Без названия», написанная в 1910 году. Стиль отражает желание художника отказаться от любого приближения к реальности. Представителями стиля стали Кандинский, Гончарова и Ларионов, Малевич, Мондриан… подробнее

Постмодернизм

Развился в конце ХХ века. Представляет собой стиль, нередко основанный на иронии, использующий приемы модернизма, но имеющий целью игру со зрителем или читателем. Постмодернизм отказывается от «изживших» себя идей прошлого и строит «новое» искусство… подробнее

Зачем нам эти знания?

Можно
спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его
изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.

Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.

Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.

Что такое стиль в искусстве?

А
осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и
понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и
социальными экспериментами.

Он легко
отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где
философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто
сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.

Выдающиеся художники-минималисты

Большинство значимых имён в минималистской живописи принадлежит американским художникам. Влиятельная фигура этого направления — Ал Хелд (Al Held), прославившийся гигантскими геометрическими картинами, в которых царит яркая, агрессивная палитра.

Что такое стиль в искусстве?

Чёткий геометризм характерен для многих произведений Фрэнка Стеллы (Frank Stella). Его своеобразным творческим манифестом стала серия «Чёрных картин», в которых фон расчерчен тонкими линиями — истончающимися и тающими.

Что такое стиль в искусстве?

Кеннет Ноланд (Kenneth Noland) перешёл от абстрактного экспрессионизма к более минималистичному творчеству. Но в полотнах Ноланда сохранились отзвуки экспрессии: цветовые круги у него зачастую обрамлены эмоциональными всплесками краски.

Что такое стиль в искусстве?

Эльсуорт Келли (Ellsworth Kelly) широко использовал яркие, интенсивные цвета, предпочитал фигуры с остро-чёткими контурами, порой заставлял их сталкиваться друг с другом. Экспериментировал Келли и с монохромом: у него есть работы, выполненные в чёрно-белой гамме.

Что такое стиль в искусстве?

За пределами США наиболее известным минималистом стал, пожалуй, Ив Кляйн (Yves Klein). Девизом этого французского художника-новатора была фраза: «За цвет! Против линии и рисунка!» В 1957 году он выставил одиннадцать картин-монохромов, выполненных в его любимом синем цвете. А в 1962 году выдал свой ответ Малевичу: «IKB».

Что такое стиль в искусстве?

Направления в искусстве 19-го века

Новая эпоха ознаменовалась утверждением капиталистического способа производства. Искусство становится все более светским.

Ампир

Этот стиль в архитектуре пришел на смену классицизму. Для него были характерны монументальность в сочетании с изящными декоративными элементами. В ампире часто использовалась военная символика (лавровые венки, доспехи и др.).

Что такое стиль в искусстве?

В отличие от классицизма с его чистотой и лаконичностью, ампир нес в себе пафос и театральное великолепие.

Романтизм

Это направление возникло как реакция на революционные движения во Франции и идеалы эпохи Просвещения. Одной из основных идей романтизма является противопоставление двух миров – реального и воображаемого. Художники в ту пору в своих произведениях словно убегали от действительности буржуазного общества.

Романтизм также возвеличивал уникальность личности.

В живописи одним из распространенных жанров был пейзаж. Художников в нем привлекала идея контраста между величием природы и беспокойной душой человека. Они также любили демонстрировать в своих картинах буйство стихии, которое отображало мятежный людской дух.

Критический реализм

Главная черта этого стиля – правдивое отображение действительности

Особое внимание художники уделяли именно проблемным моментам общественной жизни. Их стала интересовать несправедливость, царящая в мире, которая часто угнетала простых рабочих людей

Это направление реализовывалось в живописи, музыке и литературе. Основным жанром этого направления в литературе становится социальный роман

Европейские и русские писатели в своих произведениях привлекали внимание к проблемам в жизни простого человека

Импрессионизм

Этот стиль зародился в конце 19 в. Он характеризовался применением абсолютно новых техник и методов в живописи, литературе и музыке. Художники и другие мастера были сосредоточены на передаче подвижности и непостоянства реального мира в своих творениях. Для них стали играть большую роль эмоциональные переживания по поводу увиденного ими.

В живописи художники отказались от академической манеры: у предметов перестали прорисовывать контуры, с картин почти полностью исчез черный цвет, не применялась палитра для смешивания цветов. Представители этого направления отказались от изображения общественных проблем – их произведения были полны радости, легкости и восхищения моментом.

Модерн

Этот стиль в искусстве так же, как и импрессионизм, занял свои позиции в конце 19 в. В архитектуре стали появляться новые линии и изгибы, на использование которых творцов вдохновляла природа. Начали также применять новые материалы – стекло и металл.

Большое место в модерне занимает декор. Одним из основных мотивов в украшении был растительный, однако преобразованный так, что сам источник вдохновения не всегда четко просматривался. Плавность линий – одна из главных особенностей архитектуры модерна.

Что называют современным искусством в России и на Западе

В России
современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в
себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.

Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.

Что такое стиль в искусстве?Розалинда Краусс

У нас в
стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать,
что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.

Но, в любом
случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому
стоит немного поговорить о нем.

Рождение стиля минимализма

Предтечей минимализма в живописи можно с полным основанием назвать Казимира Малевича с его «Чёрным квадратом». Здесь он достиг апофеоза в упрощении цвета и формы. И всё-таки «Чёрный квадрат» — произведение супрематическое, поскольку, помимо внешней формы, необходимо учитывать ещё и концептуальную, философскую составляющую творчества. Как самостоятельный стиль минимализм оформился гораздо позже, в 1960-х годах, в Нью-Йорке.

Что такое стиль в искусстве?

Большое влияние на мастеров, создавших это направление, оказал русский конструктивизм. Также искусствоведы отмечают влияние дадаизма, формализма, геометрического абстракционизма и поп-арта.

Что такое стиль в искусстве?

Интересно, что новое направление оказалось не просто развитием минималистических идей, прозвучавших ранее. Минимал-арт возник в виде протеста против абстрактного экспрессионизма 1940-1950-х годов. Минималисты решили очистить абстракционизм от экспрессии, эмоциональности, субъективизма, хаотичности и усложнённости форм. Своё искусство они считали объективным.

Название новому течению дал британский искусствовед Ричард Уолхейм (Richard Arthur Wollheim).

Модерн в России

Стиль формировался в России в русле национальных концепций. Источниками вдохновения для русских модернистов служило народное творчество, сказки, фольклор. Первым представителем ар-нуво в нашей стране стал Михаил Врубель, у которого орнаментальность всегда была органичной частью композиции. В произведениях других авторов стиль проявлялся не настолько ярко, что было вызвано быстрым развитием русского искусства и сильными позициями академической живописи.

Что такое стиль в искусстве?

К модерну относятся произведения Валентина Серова, основанные на мифологии и античных сюжетах. Александр Бенуа отдал должное направлению, хотя элементы стилизации у художника сочетались с изрядной долей натурного компонента. Но среди российских мастеров не появилось таких последовательных приверженцев Modern Style, как в Европе. Новое искусство не успело закрепиться в творчестве живописцев и быстро растворилось в авангардных течениях начала XX века. Несмотря на это, русский модерн высоко ценится на зарубежных аукционах антиквариата — картина «Радуга» Константина Сомова была продана за рекордную на тот момент сумму 7,3 миллиона долларов.

Что такое стиль в искусстве?

Основные направления в искусстве X – XIX веков

Романский стиль (X – XIII вв)

Господствующее направление в искусстве средневековой Европы. Характерные черты в архитектуре: монументальность, гармоничное вписывание зданий в окружающий пейзаж. Широко используются такие элементы, как башни, полуциркульные арки. Известные здания и архитектурные ансамбли: Лаахское аббатство, Лимбурсгский собор, Приорат Серрабоны, Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Пизанский собор.

В живописи романский стиль обозначен строго симметричной композицией, христианской тематикой сюжетов, привязкой масштаба фигуры к ее сюжетной ценности, доминированием в композиции фигуры Христа… подробнее

Готический стиль (XIII – XVI вв)

Пришел на смену романскому сначала во Франции, а затем распространился на всю Европу. Характеризуется, как «устрашающе величественный». В архитектуре обозначен остроугольными формами, масштабностью строений, устремленностью всех элементов вверх. Основными жанрами готической живописи стали витраж, потрет и книжная миниатюра… подробнее

Барокко (XVI – XVIII вв)

Представляет искусство излишеств, причудливости форм. Стиль развивается в эпоху Позднего Возрождения, изначально в Италии, затем в других уголках Европы. В архитектуре стиль обозначен текучестью и криволинейностью, сложностью форм. Здания, построенные Бернини в Италии, Растрелли в России, Глаубицем в Речи Посполитой – образцы стиля барокко.

В живописи барокко представлен полотнами Рубенса, Караваджо, Караччи, Рени с их броскими цветами и подчеркнутой роскошью… подробнее

Классицизм (XVII – XIX вв)

Приметами классицизма в произведениях искусства является строгое следование канонам рационализма. Стройность и логичность мироздания передаются художественным или литературным языком. В архитектуре классицизм проявляется приверженностью формам античного зодчества с его монументальностью и лаконичностью форм. Известные архитектурные ансамбли и здания: парижская площадь Согласия и церковь Сен-Женевьев, триумфальная арка Септимия. Некоторые города, например, С-Петербург, Варшава, представляют градостроительство, основанное на принципах классицизма.

В живописи в стиле классицизма творили художники братья Карраччи, Давид, Пуссен, Лоррен… подробнее

Сентиментализм (XVIII в)

Особенно ярко проявился в литературе и живописи. Стиль объявляет диктатуру чувства, нравственной чистоты человека, любви к природе. В живописи он представлен лирическим пейзажем и портретом художников Аргунова, Боровиковского, Хаккерта, Дэлона, Ван Дэйка… подробнее

Романтизм (XVIII – XIX вв)

Был призван утвердить самоценность личности, одухотворяющую роль природы для человека. Романтизм в живописи проявился в идейной борьбе с классицизмом. Живописные полотна романтиков часто содержат экзотический пейзаж, наделены живостью действия, иногда преувеличенной. Живописцы: Гойя, Гро, Жерико, Брюллов, Чёрч, Мэдокс, Сент-Эвр… подробнее

Реализм (XIX в)

Характеризуется стремлением к объективности и предельной достоверности изображаемого. В живописи реализму идеально соответствовали жанры пейзажа и портрета. Стиль представлен направлениями: импрессионизм (Мане, Дега), иллюзионизм (Караваджо, Веласкес), преционизм (Хоппер) и натуралистической живописью.

В России он отражен творчеством художников-передвижников Николая Николаевича Крамского, Николая Николаевича Ге, Василия Георгиевича Перова, Василия Дмитриевича Поленова, Василия ивановича Сурикова… подробнее

Интерьер: признаки класицизма и архитектурные жанры

В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.

Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.

  • Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
  • Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
  • Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
  • Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
  • Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.

В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Что такое стиль в искусстве?
Интерьер в стиле классицизма

Мебель

Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.

Что такое стиль в искусстве?
Виды мебели в стиле классицизма

Андерграунд

Что такое стиль в искусстве?

Англ. underground — подполье, подземелье. Понятие, означающее «подпольную» культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название.

В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.

Изобразительные виды искусства

  1. Живопись

    Определение 1

    Живопись является самым распространённым видом искусства. Одними из первых произведений живописи являются деятельностью древнего человека, которые были обнаружены на стенах пещер.

    Монументальная живопись, представленная в виде мозаики и фрески так же относится к весьма древним видом искусства.

    К станковой живописи относятся картины различных жанров, которые написаны на полотне, бумаге при помощи масляной краски.

    К жанрам живописи относятся:

    • Портрет
    • Исторический жанр
    • Мифологический жанр
    • Батальный жанр
    • Бытовой жанр
    • Пейзаж
    • Марина
    • Натюрморт
    • Анималистический жанр
  2. Графика и ее виды

    • Гравюра – рисунок, наносящийся на плоскую поверхность материала, покрывающийся краской для оттиска на бумаге. К материалам гравюры относятся: металл (сталь, цинк, медь), дерево, пластик, картон.
    • Эстамп – это оттиск с гравировальной доски, который является станковым произведением художественной графики. К эстампам относят гравюру, литографию, шелкографию, монотипию.
    • Книжная графика – входит в конструкцию книги, является ее декоративным оформлением, иллюстрацией.
    • Экслибрис – знак, который указывает на владельца книги. Знак располагается на внутренней стороне переплёта или обложки.
    • Плакат – изображение, направленное для привлечения всеобщего внимания, которое создаётся в учебных или агитационных целях.
    • Линогравюра – гравюра на линолеуме.
    • Ксилография – гравюра на дереве.
    • Офорт – металлический вид гравюры.
    • Графика компьютерная – изображения, составляющиеся на компьютере, динамично или статично.
  3. Скульптура

    Определение 2

    Вид искусства, возникший в древности. Найденные скульптуры состояли из глины, дерева, камня и изображали людей и животных, довольно схожих с оригиналами.

    Скульптура делится на круглую, которая распространяется в пространстве и на рельеф, в виде объемных изображений на плоскости.
    Как в живописи, так и в скульптуре имеются станковые и монументальные формы.

    Монументальная скульптура предназначается для улиц и площадей и длительного использования, поэтому для такого вида скульптуры используется бронза, мрамор, гранит.

    К станковой скульптуре относится портреты, небольшие жанровые группы, которые исполняются в дереве, гипсе и других материалах.

  4. Декоративно-прикладное искусство

    У создателей произведений декоративно-прикладного искусства можно выделить $2$ основные цели:

    • Создание вещи, необходимой для повседневного быта
    • Наделение вещи определенными художественными качествами

    Таким образом, предметы и вещи, относящиеся к повседневному быту должны служить человеку не только в практических целях, но и украшать его жизнь.

    На сегодняшний день большая часть произведений декоративно-прикладного искусства несут в основном эстетическую функцию, но это было далеко не всегда.

    К видам декоративно-прикладного искусства относятся:

    • Батик – ручная роспись по ткани.
    • Вышивание
    • Макраме
    • Вязание
    • Бисероплетение
    • Кружевоплетение
    • Гобелен
    • Керамика
    • Мозаика
    • Художественная роспись по дереву, керамике и металлу
    • Витраж
    • Оригами
    • Граффити

История возникновения классического стиля: от античности до эпохи Возрождения

Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Новый стиль – классицизм – унаследовал, возродил и трансформировал идеи стиля готики, а также развил архитектурное искусство эпохи Возрождения.

Классицизм, главная цель которого просвещать публику на основе некого идеала и соблюдения всех общепринятых канонов, является полностью противоположным стилю авангард, который отрицал все правила и являл собою  бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.

Провинциальный классицизм в России

Это направление, характерное только для русского зодчества. Большинство исторических построек Санкт-Петербурга и Москвы, Ярославля, Пскова выполнены в провинциальном классицизме. Своим зарождением относится к периоду Золотого века. Классические представители сооружений архитектуры, выполненные в стиле классицизма: Казанский собор, Никольский казачий собор и пр.

Периоды: ранний, средний, поздний (высокий)

В своём развитии классицизм прошёл 3 периода, которые можно так перечислить:

  1. Ранний (1760-е – начало 1780-х) – расцвет направления, принятие понятия нового стиля, определение причин, и по каким чертам стиль будет принадлежать именно к классицизму;
  2. Строгий или средний (1780-е – 1790-е) – укоренение стиля, описание во многих литературных и изобразительных произведениях, строительство зданий;
  3. Поздний или высокий, получивший название Ампир (первые 30 лет XIX века).

Что такое стиль в искусстве?
Триумфальная арка, Рим

На фото представлена Триумфальная Арка в Париже – яркий пример классицизма.

Модернизм

Что такое стиль в искусстве?

Фр. modernisme, от лат. modernus — новый, современный. Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.

Поп-арт

Что такое стиль в искусстве?

Англ. pop art, от popular art — популярное искусство. Направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели — его объединял пафос отрицания.

Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.

Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.

Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному. В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Р. Раушенберг, Э. Уор Хол, Р. Хэмилтон). Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна (Р. Лихтенстейн). Скульптура может сочетаться с муляжами. Например, художник К. Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов огромных размеров из необычных материалов.

Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.

Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его «обозначение», избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо (М. Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятель-ности, «выхода» искусства в область массовой культуры. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и других форм концептуального искусства. Аналогичные течения: андеграунд, гиперреализм, оп-арт, реди-мейд и др.

Древний мир: источник форм искусства

Основные формы искусства начали формироваться в период его зарождения и становления. В древнем мире творческая деятельность отличалась синкретизмом, вычленение отдельных художественных форм происходит неравномерно. Сначала происходит выделение изобразительных форм, этот процесс начался еще в эпоху палеолита и неолита. Самой древней изобразительной формой является орнамент. Позже появляется музыка и словесное творчество, они существовали преимущественно в виде мифов и фольклорных произведений. Формы древнего искусства преобразовывались и обогащались арсеналом выразительных средств. Немного позже античная школа искусств пополняет ассортимент форм театром, хореографией, особое значение приобретает музыка. В Средние века ввиду высокой роли религии на первый план выходит архитектура, в ней формируется множество новых форм, которые впоследствии станут нормой. Начиная с эпохи Возрождения до Нового времени складывается традиционная система художественных форм. Окончательно формируются жанры литературы, живописи, хореографии. Эпоха больших стилей обогатила копилку художественных форм и завершила формирование традиционного набора устойчивых признаков произведения искусства. С этого времени нарастает тенденция к созданию синтетических форм искусства, которые бы объединяли возможности нескольких традиционных разновидностей.

Заключение

Идеи эпохи классицизма с успехом используются в современном дизайне. В нём сохраняется благородство и изящность, красота и величие. Основные черты – это настенная роспись, драпировка, лепнина, мебель из натурального дерева. Украшений немного, но все они роскошны: зеркала, картины, массивные люстры. В целом стиль и сейчас характеризует хозяина как респектабельного, далеко не бедного человека.

Позже еще появляется новый стиль, который знаменовал приход новой эпохи – это неоклассицизм в архитектуре. Его особенностью стало совмещение нескольких современных стилей, в которые входят не только классический, но еще барокко (в живописи), античная культура, маньеризм и эпоха Возрождения.