Стигматизация

Теория стигматизации

Явление стигматизации было во все времена у всех народов. История медицины знает много примеров социальной неприемлемости болезни вследствие её недостаточной изученности и непонятности патогенеза. Мировоззренческие позиции, которые сложились исторически, поддерживают уставленные представления, что общественно необходимы ограничения прав и свобод людей с любыми психическими расстройствами.

Стигматизация является комплексной проблемой, многокомпонентным расстройством, своеобразной «второй болезнью», которая обусловлена не только реагированием на свою болезнь, но и на фактическое или воображаемое отношение окружения. Положение людей с психическими расстройствами, их права и качество жизни определяются имеющимися социальными установками и стереотипными представлениями.

Психологические предпосылки теории стигматизации: естественная потребность человека в устойчивом убеждении, что он хороший, а его социальная группа достойна уважения. Дискриминация является особенно негативным последствием стигмы и предубеждений. Психически больные, которые скрывают свои расстройства, живут в состоянии напряжения и страха быть дискриминированными. К тому же они не могут надеяться на уважение, которое имели к тому моменту, когда при определённых обстоятельствах их психическая болезнь становилась известной окружающим вследствие проявления некоторых дефицитарных расстройств: снижения волевых качеств, повышения чувствительности, снижения когнитивных процессов. Сокрытие болезни может решить некоторые проблемы, но обостряет другие. На самом деле психически больные и люди, перенесшие психическое расстройство, нуждаются в общении и обсуждении с другими людьми вопросов, связанных с болезнью, её лечением и проблемами дальнейшей жизни в обществе.

Православное мнение

В отличие от католиков, православные церковные деятели крайне негативно относятся даже к обсуждению стигматизма. Объяснение этому простое: в православии считается, что стигматы – это механическое копирование, подражание Христовым ранам, а вера требует духовного подвига и совершенствования. Так что стигматы – это не больше, чем гордыня, можно сказать даже богохульство.

Данное мнение сформировалось далеко не на пустом месте. В каноне Нил Синайский призывал не желать видеть ни ангелов, ни самого Христа. Он считал, что такое видение может свести с ума и обмануть слабого человека, который примет «волка за пастыря» и начнет поклоняться врагам-демонам.

Кстати, одна из теософских школ на Западе разделяет точку зрения православных. Ее сторонники считают, что стигматы – это сатанинские отметины, которыми «награждены» гордецы, стремящиеся сравниться с Богом. По мнению этого богословского направления, стигматики должны учиться смирению, молиться и просить прощения у Господа до тех пор, пока раны не закроются.

За столетия, отделяющие нас от времен Франциска Ассизского, официально зарегистрировано 406 носителей стигматов. Из них признаны Ватиканом блаженными или святыми только шесть десятков, причем 90% носителей стигматов – женщины. Это укрепляет медиков во мнении, что первопричиной появления ран является истерия – женщины к ней склонны гораздо больше мужчин.

За последнее столетие картина стигматизма сильно изменилась. Если раньше «раны Христовы» открывались только у католиков, то сейчас стигматиками становятся люди самых разных конфессий, порой даже не верующие. Хотя значительное количество носителей все же ярые сторонники католицизма, принадлежащие к одному из религиозных орденов, чаще – францисканскому и доминиканскому.Стигматизация

Сильно изменилась и возрастная категория, стигматы появляются даже у детей. Причем зарегистрирован случай появления кровавых надписей на теле годовалого младенца. Он поставил в тупик всех: столь маленький ребенок явно еще не успел ознакомиться с христианством, а уж тем более – так сильно проникнуться им. Да и психических отклонений врачи у малыша не обнаружили. Поначалу родители были заподозрены в нанесении увечья ребенку. Но надпись была безболезненной, а мама с папой оказались атеистами, перепугавшимися непонятного явления и моментально доставившими отпрыска в больницу. Позже семье пришлось переехать и скрывать свое новое место проживания: фанатики слишком настойчиво пытались попасть на «встречу» с чудо-ребенком. Правда, говорят, что ватиканская комиссия следит за продолжением истории.

Несмотря на множественные фальсификации со стороны неуравновешенных личностей и медицинские подозрения, верующие продолжают считать стигматиков Божьими людьми, даже если они не признаны таковыми церковью. Уважение к носителям «ран Христовых» усиливается тем, что некоторым из них приписывается целый ряд сверхспособностей. Наиболее часто упоминается умение левитировать. Впрочем, достаточно и ран, которые пахнут не кровью, а ладаном.

Скептикам же остается ждать, пока загадки стигматиков не будут разгаданы либо наукой, либо церковью. И на всякий случай не слишком громко их осуждать: ведь, возможно, их раны действительно обусловлены проявлением высшей воли.

Точка зрения Рима

Изначально стигматиками становились исключительно католики, однако божественное происхождение ран Рим признавал очень редко. Каждый случай, о котором становилось известно, тщательно проверялся специальной комиссией. Канонизировались стигматики только после смерти; и нередко – многие десятилетия спустя после кончины. Ватикан признает, что стигматы могут быть чудом, но указывает на то, что многие их носители наносят себе раны самостоятельно. Да и самопроизвольное появление язв не всегда однозначно: среди таких случаев очень часто кровоточить начинают психически нестабильные люди. И если стигматы появляются у потенциального пациента психиатрической лечебницы, он никак не может называться блаженным, а тем более святым. Поэтому в состав проверочной комиссии обязательно включаются врачи.

Одним из последних на текущий момент кандидатом на канонизацию является отец Пио из Италии. Стигматы у него появились в 1918-м и не закрывались полстолетия, до самой смерти падре, после которой исчезли бесследно. Помимо стигматизма за священником были замечены различные чудеса. Он исцелял людей, признанных медиками безнадежными, мог мгновенно переместиться за сотни и тысячи километров, на исповеди видел всю жизнь прихожанина до малейших подробностей, обладал способностью предвидеть будущее. Еще при жизни итальянца, по настоянию Рима, он прошел несколько медицинских обследований и был признан душевно абсолютно здоровым. Так что, по мнению многих, канонизация падре Пио – вопрос времени.

Особенности профилактики стигматизации в обществе

  1. Общая гуманизация общества. Это должно происходить еще с детских лет в семье, потом в образовательных институтах. Необходимо формировать такие качества, как толерантность, лояльность. Сейчас в школах, например, вводят инклюзивное образование. Это значит, что внедряются классы, в которых учатся обычные ребята и «дети с особенными потребностями».
  2. Просвещение и повышение общей культуры общества и социального уровня жизни. Ни для кого не секрет, что именно бытовая неустроенность, недостаток образования и культуры зачастую толкает людей к «порочному образу жизни», если, конечно, речь не идет о врожденных недугах. Люди должны знать примеры, когда человек со стигмой развивается, добивается успеха и становится вполне счастливым. Знаменитый Альберт Эйнштейн, а также изобретатель телефона Александр Белл страдали задержкой интеллектуального развития. Томас Эдисон не мог читать до 12 лет. Известный английский физик Стивен Хокинг потерял способность ходить и утратил дар речи. Все они стали знаменитыми и успешными в жизни.
  3. Информирование о стигматизирующих факторах. Здесь речь идет о юридической, медицинской, психологической осведомленности. Проще говоря, люди должны знать «что такое хорошо и что такое плохо», к чему приводит самостигматизация или навешивание социальных ярлыков на других. Каждый должен осознавать меру ответственности за свои слова и поступки, чтобы формировалось чувство сопричастности по отношению к окружающему миру, и человек не закрывался в своей «скорлупе», делая вид, что «меня это не касается».

Стигматизация в социологии

Шестидесятые годы прошлого столетия знаменуют активизацию интереса социологов к явлению стигматизации. В период с середины шестидесятых и до начала девяностых появилось на свет множество научных изысканий, которые исследовали широкий спектр отклоняющегося поведения индивидов. Социологи этого периода рассматривали «норму» и «девиацию» не в качестве самостоятельных и изолированных явлений друг от друга, а как «антагонистичности», обнаруживающиеся в сложных процессах взаимодействия членов социальных групп. Исходя из описанного подхода, вопрос «Кто становится стигматизированным и почему?» отходит на второй план, а на передний выходит вопрос «Кто ставит клеймо, навешивая «ярлык», какие для этого существуют основания?».

Проблемы стигматизации заключаются в последствиях клеймения. Поскольку ее итогом всегда является социальное маркирование, то есть выделение индивида либо группы индивидов из сообщества с последующим противопоставлением его или их остальным членам общности. Заключительным этапом стигматизации будет полное либо частичное отторжение от сообщества заклейменного индивида или группы людей. Нередко социальное маркирование становится фактором, который предопределяет на ее основе программирование и самопрограммирование поведенческого реагирования заклейменного индивида.

Считается, что термин «стигма» зародился в Древней Греции. Вначале его применяли к телесным татуировкам, которые означали либо зависимый, либо общественно неодобряемый статус заклейменного. Стигма ранее выступала условным признаком общественного клеймения индивидов, фактором социального позиционирования, показателем социальной позиции в обществе человека. Стигма является атрибутом социального характера, который свидетельствует о низком статусе человека или группы индивидуумов. Наличие стигмы окружающими расценивается в качестве так называемого «порока», а носитель стигмы считается индивидом, заслуживающим порицание, нередко даже наказание. Любая природная характеристика или социальное качество может послужить поводом для клеймения. Следовательно, стигмой является, прежде всего, социальная характеристика индивидуума (группы), формируемая общественной средой, в которой совершается действие.

Считается, что стигма может быть трех видов: нейтральная, позитивная (утверждающая достоинство личности) и негативная (лишающая индивида заслуг и достоинств).

Стигма в качестве социального явления в большинстве случаев характеризуется негативной направленностью и основывается на отторжении социумом каких-либо выраженных отличительных внешних признаков, например: внешнего облика индивидуума, качеств его характера, специфических особенностей его поведенческих реакций. «Специфичность» индивида часто не представляет опасности для окружающего социума, но это не мешает его стигматизации, которая ведет за собой его осуждение в различной форме выраженности, отнесение его особенностей характера или личностных черт к девиантности. Вследствие чего стигма воздействует на поведение индивидуума и его самосознание, либо неоправданно унижая, либо возвеличивая его на основе исключительно внешних признаков. Этим клеймение опасно для отдельных индивидов, так как негативно влияет на их социальную самостоятельность и способно спровоцировать девиантность. Кроме того, стигматизация небезопасна и для общества. Ведь маркирование отдельных групп ударяет по общественной нравственности и гуманным установкам социума, вызывает конфликты внутри общества. Следовательно, явление стигматизации является своеобразным замкнутым кругом, поскольку социальное клеймо и страх быть подвергнутым наказанию вызывает психологическое и социальное отчуждение, которое в равной степени причиняет вред и индивиду, и социуму. В этом и заключаются проблемы стигматизации.

Немного истории

Иногда на теле человека появляются кровоточащие изображения – креста или надписей, причем порой на давно забытом древне-арамейском. Еще более удивительны случаи так называемого внутреннего стигматизма. Они куда более редки, просто потому, что выявить их можно только при вскрытии. Как это случилось с неким Савеллой в конце 17 века. На его сердце медиками было обнаружено изображение распятия.

Ни наука, ни церковные иерархи до сих пор не могут дать достоверного объяснения, по какой причине появляются эти раны. Точно известно лишь то, что лечить их бесполезно: стигматы либо не затягиваются, либо вскоре открываются вновь. В большинстве случаев они доставляют носителям серьезные страдания; стигматиков, у которых раны безболезненны, считанные единицы

Еще медики обратили внимание, что кровоточащие отметины часто издают слабый аромат, похожий на цветочный. Необъяснимым является и направление стекания крови: в каком бы положении ни находился истинный стигматик, кровь не стремится к земле под воздействием силы тяжести, а стекает к большим пальцам, как это происходило с Христом

Первым стигматиком считается Франциск Ассизский, основатель францисканского ордена. Во время церковной церемонии в 1224 году у него открылись язвы, в точности соответствующие всем следам крестных страданий Иисуса. Они кровоточили до самой смерти монаха, доставляя ему сильную боль.Стигматизация

С тех пор уже почти восемь столетий периодически у людей появляются аналогичные раны. И стигматиков не так уж мало, их ряды насчитывают несколько сотен.

Причины возникновения стигматизации

К основным причинам стигматизации относят:

  • Негативные культурные традиции и мифы. Психические расстройства издавна ассоциировались с «одержимостью злыми духами», отсюда страх и неприязнь со стороны общества.
  • Недостаточная информированность в отношении того или иного «греха», вызывающего стигматизацию. Как правило, люди боятся того, чего не знают. Плохая осведомленность о путях заражения такими болезнями, как гепатит С, ВИЧ или туберкулез, наделяет людей, страдающих этой болезнью, ярлыками «наркоман», «алкоголик», «гомосексуалист».
  • Сложившийся негативный стереотип. Например: «гаишники — взяточники», «женщины плохо водят машину» и т.д.
  • Низкий социальный и культурный уровень общества. Чем ниже качество жизни, общая образованность и культура людей, тем большее количество стигматизированного населения. Ярким примером могут быть исправительные учреждения или школы. В этих местах стигматизация становится основой мировосприятия. В первом случае потому, что в тюрьмах в основном находятся люди с очень низким социальным статусом. А школы — это места для получения образования и культуры, здесь находятся подростки переходного возраста в период формирования личности.

Медицинский диагноз

Врачи уже довольно давно изучают стигматизм, пытаясь понять его природу и избавить носителей кровоточащих отметин от мучений.

Очень многие случаи стигматизма оказываются фальшивыми: люди физически калечат себя, будучи не совсем нормальными. К этой категории врач-англичанин Дингуолл отнес Марию де Пацци, жившую в 16 веке и причисленную к святым столетием позже. Стигматы у нее появились в 1585-м; изучив документы, относящиеся к делу, Дингуолл вынес вердикт: Мария регулярно ранила себя, ведомая фанатизмом и склонностью к мазохизму.

Однако медицина не отрицает того, что стигматы могут образовываться и сами. Врачи считают, что причинами их появления могут стать два отклонения в психике:

• Первый: истерия в сочетании с неврозом. Он достаточно редок, поэтому изучен мало. Больной при такой патологии способен во время обострения вызвать кровоточивость непосредственно через поры. Кожа при этом остается неповрежденной.

• Второй: «синдром Мюнхгаузена», проще говоря – имитация. В состоянии истерии больной принимает препараты, снижающие свертываемость крови, после чего наносит себе увечья.

Однако не все случаи стигматизма могут быть отнесены к одной из этих групп. Многие стигматики не в состоянии сказать, при каких обстоятельствах у них появились раны. Наблюдения показывают, что люди перед их образованием впадают в некое подобие транса. Этот факт позволил выдвинуть еще одну гипотезу: раны появляются вследствие самовнушения. Однако ни доказать, ни опровергнуть теорию невозможно. Да и механизм самовнушения изучить и понять пока не получается.

Открытым остается и вопрос неизлечимости стигматов. Впрочем, если их появление обусловлено самовнушением, то им можно объяснить и трудности с лечением: люди просто не позволяют ранам зажить.

Теория стигматизации

Основой теории стигматизации стала ключевая идея конфликтология, которая утверждает, что субъекты зачастую плохо ладят друг с другом, поскольку расходятся в собственных взглядах и интересах. При этом власть имущие обладают возможностью формулировать свои принципы и убеждения в нормах, которые контролируют институциональную жизнь, и успешно навешивают отрицательные характеристики («ярлыки») на нарушителей принятых норм. Другими словами, сторонников теории стигматизации интересует процесс, следствием которого является получение отдельными индивидами клейма девиантов и рассматривания этими индивидами собственного поведения в качестве девиантного.

Сторонники теории стигматизации Г. Бекер, Э. Лемерт и К. Эриксон полагают, что само по себе ни одно деяние не является по сути криминальным либо некриминальным. Негативность поступка определяется не его содержанием, а оцениванием его окружающими и реакцией на него.

Кроме того, абсолютно всем людям присуще девиантное поведение, имеющее связь с нарушением различных норм. Сторонники описываемой теории отвергают популярное представление о разделении всего человечества на «нормальных» и обладающих какими-то патологиями. Так, к примеру, многие индивиды ездят с превышением скорости, совершают мелкие кражи, скрывают доходы, дебоширят, устраивают акты вандализма после победы либо проигрыша любимой футбольной команды и т.п.

Приверженцы теории стигматизации подобные действия называют первичной девиацией и определяют ее в качестве поведения, нарушающего социальные нормы, но зачастую ускользающего от внимания органов охраны правопорядка.

Теория стигматизации Беккера кратко звучит следующим образом: девиантом называется индивид, которому социум прикрепил соответствующий ярлык, а девиантным поведением именуется поведение, которое так обозначили люди.

Беккер утверждал, что на деле девиация определяется способностью облеченных властью социальных групп (например, законодатели) навязывать другим стандарты поведения. Он писал, что социальные группы формируют девиацию, ибо они следуют нормам, нарушение которых социумом считается девиацией. Также, они эти правила навязывают определенной части населения, которой «навешиваются ярлыки» аутсайдеров. Его концепция стигматизации рассматривает девиацию не в качестве проступка, совершаемого субъектом, а скорее как результат применения остальными людьми норм и санкций против такого «нарушителя».

Кроме того, Беккер подчеркивал значимую роль «поборников нравственности», организующих так называемые «крестовые походы». В случаях, когда они одерживают победу, формируется новая система правил, которая порождает образование новых девиантов.

Стало быть, теория стигматизации Беккера кратко представляет собой объяснение, каким образом вырабатывается определенное отношение к индивидам

Это и отличает теорию стигматизации от концепций, которые акцентируют внимание на особенностях субъектов, способствующих девиациям

Стигматизация в психиатрии

Стигма в психиатрии определяется в качестве признака презрения и недоверия, отделяющего индивида от остальных. Она всегда приводит к негативным волнениям и, прежде всего, провоцирует возникновение чувства стыда. Психические недуги до сих пор воспринимаются как попустительство собственным капризам и желаниям, как слабость. Стигматизация больных нередко распространяется на потомков, причиняя эмоциональную травму не только взрослым особам, но и их чадам, а также остальным членам семьи больного.

Всемирная психиатрическая ассоциация признала тот факт, что психиатрический диагноз представляет собой стигму, затрудняющую социальное приспособление и реализацию прав, предусмотренных законом.

В соответствии с информацией Всемирной организации здравоохранения, отказ в предоставлении индивидам, имеющим в анамнезе психические недуги, социально-культурных, экономических, гражданско-политических прав, нарушение элементарных свобод характерны большинству государств мира. Такие нарушения наблюдаются не только исключительно внутри врачебных учреждений, но и за их границами. Субъекты с психическими отклонениями подвергаются стигматизации, жестокому и пренебрежительному обращению. Кроме того, дискриминации могут подвергаться также индивиды, являющиеся психически здоровыми, когда их ошибочно принимают за лиц, страдающих психическими недугами или перенесшими такие заболевания в прошлом.

Социальная стигма всегда характеризуется эмоциональной окрашенностью и часто бывает совершенно не оправдана действительностью, что является ключевым отличием социальных стигм от придуманных стереотипов. Показательным примером стигматизации является мнение большинства, что алкоголики намного менее опасные, нежели шизофреники и гомосексуалисты.

Стигматизация больных психическими расстройствами и последующая за ней дискриминация являются наиболее серьезными проблемами здравоохранения.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!