Среда

Похожие термины:

  • социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особ

  • средство для создания педагогических программных пособий.

  • совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов: активного информационного взаимодействия между преподавателем, обучаемым (обучаемыми) и СНИТ, ориентированного на выпол

  • природа Земли, включенная на данном историческом этапе в сферу человеческой деятельности и составляющая необходимое условие существования и развития общества.

  • это совокупность условий: 1. способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средством(ами) ИКТ, формированию позна

  • условия, окружающие читателя, взаимодействующие с ним и влияющие на читательскую социализацию личности.

  • окружающие человека природные условия.

  • совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом) с помощью интерактивных средств ИКТ

  • совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения (Режим доступа: http://dupliksv.hut.ru/pauk/dict/). О. В. Лазаренко

  • совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных те

  • единство информации, представленной в заданной структуре, регламентах доступа и аппаратно-программной базы.

  • реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в постоянном соприкосновении со СМИ и другими средствами коммуникации.

  • педагогическое программное средство, обеспечивающее достижение педагогических целей путем управления процессом познания окружающего мира.

  • среда, в которой Кр. проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия. Кр. проявляется как поведение в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения.

  • воспитание и обучение ребенка, формируемые социокультурной средой семьи; культурными компонентами содержания всех учебных предметов; культурой собственной активной самореализационной, учебной

  • media educational environment) – многоаспектная целостная, социально-психологическая медийная реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий

  • media environment) – совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи медиатекстов, обеспечивающих определенный режим работы и условия выполнения ее задач; реальность, в кот

  • среда, обеспечивающая контакт через Интернет в реальном времени.

  • совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых работниками для достижения целей организации.

  • англ. WWW—World Wide Web) — один из видов информационного взаимодействия на основе телекоммуникационных сетей; позволяет осуществлять поиск и представление информации (звук, видео, элементы виртуальной

Этимология и место в календаре

Римская копия статуи Гермеса, бога, от которого идёт традиция называния «среды» в честь небесного божества и его планеты в Западной Европе

Согласно международному стандарту ISO 8601, это — третий день недели, хотя в некоторых традициях (авраамических религиях) является четвёртым.

К примеру, португальский язык использует слово quarta-feira («четвертый день»), также среда — «четвёртый день» в персидском языке (چهارشنبه). Среда в греческом языке, Τετάρτη, означает просто «четвёртый». То же значение имеют арабское (أربعاء), еврейское (רביעי — ревии) названия. С армянского (Չորեքշաբթի — чорекшабти́), грузинского (ოთხშაბათი — отхшабати), казахского (сәрсенбі), башкирского (шаршамбы), таджикского (чоршанбе) и татарского (чәршәмбе) языков слово буквально переводится как «четыре (дня) от субботы».

Однако в эстонском языке название среды kolmapäev — «третий день» — подразумевает первым днём недели понедельник. В северных диалектах китайского языка, 星期三 (xīngqīsān), означает «день три», поскольку воскресенье непронумеровано.

Среда находится в середине славянской пятидневной рабочей недели, которая начинается понедельником и оканчивается пятницей. В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда и происходит её русское название. Большинство славянских языков следуют общему сходному образцу (болгарский: сряда, хорватский: srijeda, чешский: středa, македонский: среда, польский: środa, сербский: среда или сриједа, словацкий: streda, словенский: sreda, украинский: середа, венгерский: szerda).

На финском языке среда называется Keskiviikko («середина недели»), на исландском: Miðvikudagur, на фарерском: Mikudagur («день — середина недели»). В некоторых диалектах фарерского языка есть Ónsdagur, который употребляется наравне с общераспространённым наименованием среды.

На хинди среда именуется Будхвар.

«Среда», в буквальном переводе с японского, — «день воды» (水曜日).

В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию. Семидневная неделя победила в Риме в конце II — начале III столетия. Наименование римской среды Dies Mercurii («День Меркурия») являлось калькой с древнегреческого языка ἡμέρα Ἕρμου heméra Hérmou, «день Гермеса», привязка семи дней недели к семи классическим планетам впервые отмечено в Anthologiarum Веттия Валента (около 170 года).

Латинское имя нашло отражение в большинстве современных романских языков: mercredi (французский язык), mercoledì (итальянский язык), miércoles (испанский язык), miercuri (румынский язык), dimecres (каталанский язык), Marcuri или Mercuri (корсиканский язык).

В северной Европе Меркурию соответствовал Один (Вотан), от его имени и происходит древнегерманское название этого дня. Германский бог Воден, Воданаз или Один во времена Римской империи был интерпретирован как «германский Меркурий».

Современное английское название среды Wednesday унаследовано от среднеанглийского Wednesdei, на древнеанглийском среда — wōdnesdæg. Англоязычные квакеры традиционно именуют среду «четвертым днём», чтобы избежать языческих ассоциаций.

В современном немецком языке слово Mittwoch (буквально: «середина недели») в X веке заменило прежнее имя среды Wodanstag («день Водана»), что сближает его со славянскими названиями этого дня. В датском языке, как и в норвежском и шведском, сохранилось название среды как дня Одина — Onsdag.

В словаре Д.Н. Ушакова

СРЕДА́, среды, вин. среду, мн. среды, средам, ·жен.1. Вещество, заполняющее пространство, и окружающие тела или явления; сфера (научн.). Воздушная среда. Воздух является средой, в которой распространяется звук. Преломляющая среда. Упругая среда.2. Совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества. Географическая среда. Природная среда. Историческая среда.| Социально-бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий, обстановки. «Рабочее движение стало выделять из своей среды способных руководителей и организаторов, твердо отстаивавших интересы рабочего класса.» История ·ВКП(б). В рабочей среде. В среде ученых. Литературная среда. Окружающая среда. Среда заела. «Он был заеден средою и стал резок, но он все-таки был человек просвещенный и умный.» Лесков. «Не то — среды поддайся игу и лямку общую тяни.» Некрасов. «- Какая, однакож, загадочная, запутанная среда! Какие жестокие, неумолимые нравы!» Салтыков-Щедрин.II. СРЕДА́, среды, вин. среду, мн. среды, средам и (·разг. ). Середа, среды, вин. середу, мн. середы, серёд, середам, ·жен. Название среднего, четвертого дня семидневной недели.

Культурные традиции

Литературный кружок «Среда»

В испанском слово «среда», miércoles означает как день недели, так и скабрёзный эвфемизм.

Согласно тайскому солнечному календарю, со средой связан зелёный цвет.

В Мьянме дети, родившиеся в среду до 12 часов дня, по традиции получают имя, начинающееся на одну из четырёх букв алфавита, называемых боудэхунан. После 12 часов дня по древнеиндийским астрологическим представлениям начинается восьмой день недели День Яху (Раху).

Простонародные русские поверья особо выделяли некоторые среды: так, в Тульской губернии в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам или речкам и прудам прислушиваться, не шумит ли вода, не стонет ли она, и по стону, шуму или свисту старались предугадать будущее. В среду на пятой неделе Великого поста в селениях Алексинского уезда Тульской губернии устраивались сходбища для проводов зимы: мужчины возили женщин на санях по улицам, холостые старались свалить сани, которые возят женатые, бросали в них снежными комками и т. п. В среду на последней неделе поста в степных селениях обливали утром водой всех домашних животных для предохранения их от болезней.

C 1890-х до 1916 года в Москве по средам собирался литературный кружок «Среда», который посещали выдающиеся писатели, такие как Викентий Вересаев, Александр Куприн, Иван Бунин, Максим Горький и др. После революции 1905—1907 годов возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников — Иван Шмелёв, Борис Пильняк, художник Аполлинарий Васнецов.

В —1909 годах по средам в Санкт-Петербурге в квартире Вячеслава Ива́нова также происходили собрания ведущих поэтов и мыслителей того времени.

Религиозное соблюдение

Четвёртый день («среда») Божьего сотворения мира, появление небесных светил. (Микеланджело, 1511 г.)

Католическая «Пепельная среда», День покаяния. Верующих отмечают крестом из пепла на челе

Древние христиане собирались по средам в храмы для общественного богослужения. Святой Амвросий именует среду и пятницу днями стояния (dies stationum), как назывался у первых христиан пост, соединенный с молитвой.

Православная церковь наблюдает в среду (так же как в пятницу) пост (за исключением нескольких праздничных и беспостных периодов в течение года). Пост в среду и пятницу влечет за собой воздержание от мяса, птицы и молочных продуктов. Для православных пост по средам знаменует память о предательстве Иудой Иисуса Христа. Гимны в Октоихе отражают это литургически. Последняя среда перед Пасхой именуется Великая среда.
Пост по средам соблюдался столь строго, что некоторые верующие не хотели его прекращать даже и в дни великих праздников. Такая строгость послужила причиной созыва, в 1168 году, особого собора, который определил, что пост среды и пятницы должно отменять только для праздников Рождества и Богоявления. В одном старинном слове правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, свыше открытой святому Пахомию, а сами среда и пятница олицетворяются в виде двух Ангелов, которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают.

На ирландском и кельтско-шотландском языках, имя среды, вероятно, напоминает о посте в этот день: Dé Céadaoin (на ирландском гаэльском) и Di-Ciadain (на шотландском гаэльском); корень aoine, содержащийся в них, означает «говение».

В католических странах первый день Великого поста известен как «пепельная среда» (в отличие от православных, начинающих поститься с понедельника, у католиков Великий пост начинается в среду). Первый день Великого поста в Западной христианской традиции, происходит за сорок шесть календарных дней до Пасхи и сорок будничных, если не считать воскресенья.

В США многие католические и протестантские общины и некоторые еврейские синагоги по средам проводят исследования Писания или молитвенные ночи бдения, поэтому спортивные расписания во многих американских государственных школах отражают этот факт, резервируя понедельник и четверг для игр девочек, вторник и пятницу для игр мальчиков, и вообще избегая планов на вечер среды.

Определение слова «Среда» по БСЭ:

Среда — в биологии, совокупность абиотических (неорганических) и биотических (органических) условий обитания животных, растений или микроорганизмов одного или разных видов. К абиотическим факторам С. относят химические (химический состав воздуха, в нём O2 и CO2, вредных примесей, состав морских и пресных вод, донных отложений, почвы) и физические, или климатические (температура, барометрическое давление, господствующие ветры, течения, радиационный фон и т.д.). Численность и распределение организмов в пределах области их распространения (ареала) часто зависят именно от лимитирующих абиотических факторов С. — необходимых для существования, но представленных в минимуме (например, вода в пустыне). Биотические факторы С. — совокупность влияний, оказываемых на изучаемые организмы др. организмами. последние могут служить источником пищи, средой обитания (например, организм хозяина, в котором поселяются паразиты. см. Паразитизм), способствовать размножению (опыление цветков насекомыми), расселению (распространение семян животными) и т.д. Действие биотических факторов С. проявляется в форме взаимовлияния разных организмов, образующих взаимосвязанные звенья единого Биоценоза.О. М. Бенюмов.

Среда — социальная, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. С. в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом — производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественного сознание, культуру данного общества. С. в узком смысле (микросреда), будучи элементом С. в целом, включает непосредственное социальное окружение человека — семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы. С. оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются сами люди. См. Бытие, Воспитание, Группы социальные, Деятельность, Коллектив, Культура, Личность, Малая группа, Практика, Сознание, Социализация, а также Географическая среда, Природа.

Среда — Среда («Среда»,)«Московская литературная среда», литературный кружок, существовавший в 1899-1916. Организатор — Н. Д. Телешов, на квартире которого происходили собрания кружка. Участниками «С.» были М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Скиталец, Л. Н. Андреев, А. С. Серафимович, С. А. Найдёнов и др. Из произведений участников собраний составлялись сборники«Знание» (позднее — сборники «Слово», выпускавшиеся Книгоиздательством писателей). «С.» сыграла заметную роль в развитии демократической русской литературы начала 20 в. После поражения Революции 1905-07 характер кружка изменился, внутри«С.» произошло размежевание. возникла новая, «Молодая Среда», более разнородная по своему составу (Ю. А. Бунин, И. С. Шмелев, Б. А. Пильняк и др.). Многие участники «старой» «С.», оставаясь членами нового кружка, сплотились вокруг Книгоиздательства писателей.Лит.: Телешов Н., Записки писателя, М., 1966.

Среда