Сознание в философии. постановка проблемы сознания в философии

7.6. Измерение количества информации (сознания) и измерение количества данных

Конечно же, идеальный вариант состоит в том, чтобы качественно обрабатывать информацию в том виде, в котором она изначально записана на носитель. Но люди ещё не научились качественно делать это. Поэтому для обработки информации в настоящий момент времени, как правило, используется не изначальная информация, а данные, подготовленные на её основе. Человеческие существа постоянно систематизируют (анализируют, обобщают, упорядочивают…) данные, полученные в процессе познания (проявления, восприятия…).

ДАННЫЕ — представление информации в формализованном виде, пригодном для дальнейшей её передачи и обработки. Поэтому следует отличать единицы измерения «количества информации» от единиц измерения «количества данных».

На текущий момент времени, пригодные для обработки человеческими существами данные представляют собой разнообразную аудиовизуальную информацию – текстовую, графическую, звуковую и видео информацию в любом сочетании.  Этот вид информации сегодня обозначают словом-понятием мультимедиа.

У человеческих существ, обрабатывающих информацию с использованием вычислительной техники, единицей измерения данных в настоящий момент времени является исключительно бит.

Любое информационный объект можно измерить и, соответственно, определить его в виде либо «количества информации» либо в виде «количества данных».

Большой по количеству «объём данных» может содержать в себе очень малый количественно «объём информации».

Почему так происходит? Потому что данные могут быть:

сжаты в объёме с использованием какого-либо алгоритма для целей ускорения обработки или экономии пространства носителя;

увеличены в объёме с использованием какого-либо алгоритма для целей обеспечения резервирования (дублирования, уменьшения риска потери, увеличения вероятности восстановления при необходимости).

В обоих вышеприведённых случаях «объём информации» одинаков невзирая на различные «объёмы данных».

Перечень форм представлений информации, доступных для обработки человеческими существами будет неуклонно расширяться и постоянно соответствовать уровню развития технологий обработки информации.

Могут ли радикальные идеи объяснить сознание?

Сегодня ученые не могут вплотную подобраться к изучению сознания. Ситуация ограничивается тем, что с одной стороны нейробиологи изучают области мозга, которые ассоциируются с сознательной деятельностью — например распознавание лиц, ощущение боли или состояние счастья. Но наука о сознании до сих пор остается наукой взаимосвязей, она ничего не объясняет. Мы знаем, что определенные участки мозга ответственны за определенные виды сознательных реакций, но не знаем почему. За последние годы было совершено огромное количество открытий о работе самых разных областей мозга. Так, совсем недавно мы рассказывали вам о том, что ученым удалось обнаружить совершенно новый сигнал в мозге человека, о котором раньше никто не знал. Это здорово, но приближает ли это нас к ответу на вопрос о том, что такое сознание?

Сознание в философии. постановка проблемы сознания в философии

Если верить теории панпсихизма, Вселенная обладает сознанием (но это не точно)

В ходе выступления на Ted Talks, австралийский психолог, специализирующийся в области философии сознания, Дэвид Чалмерс, сравнивает сознание человека с субъективным фильмом, который постоянно воспроизводится перед глазами. Вопрос, который больше прочих волнует ученого заключается в том, почему поведение — которое можно объяснить с точки зрения биологии, как это блестяще делает профессор нейробиологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски — сопровождается субъективным опытом. Но мы не можем объяснить наличие этого субъективного опыта так же, как физика объясняет химию, химия биологию, а биология — частично — психологию. Для того, чтобы понять что такое сознание нужны радикальные идеи.

Именно такую и предлагает Дэниел Деннет. По его мнению сложных проблем в изучении сознания не существует. По Деннету вся идея этого субъективного кино подразумевает иллюзию, которую дарит нам мозг. Поэтому науке остается только объяснить объективное функционирование поведения мозга. Идея Деннета, на мой взгляд, является наиболее реалистичной из всех прочих. Но чтобы создать подобную нейробиологическую теорию сознания, необходимо большое количество исследований.

Те же, кто не согласен с тем, что сознание — всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия, предлагают еще более радикальные теории сознания. Так, Дэвид Чалмерс предлагает рассмотреть сознание как нечто фундаментальное — как фундаментальные законы физики. В физике фундаментальными являются такие понятия как пространство, время, масса. Основываясь на этих понятиях, ученые выводят дальнейшие принципы и законы — закон всемирного тяготения, законы квантовой механики и др. Примечательно то, что все перечисленные фундаментальные свойства и законы больше никак и ничем не объясняются. Мы принимаем их как элементарные и выстраиваем на их основе картину мира. Подобный подход, по мнению Чалмерса, открывает новые возможности перед наукой, так как потребуется изучение фундаментальных законов, которые управляют сознанием. Эти законы также должны соединять сознание с остальными фундаментальными принципами — пространством, массой, временем и другими физическими процессами. Мы не знаем, что это за законы, но можно попробовать их найти.

Сознание в философии. постановка проблемы сознания в философии

Современная физика рассматривает Вселенную, в которой действуют фундаментальные силы природы

Вторая не менее радикальная и, пожалуй, безумная идея, о которой говорит Чалмерс это панпсихизм. Теория о том, что сознание универсально и любая система в некоторой степени им обладает. Согласно этой теории, а лучше сказать гипотезе, сознанием обладают даже элементарные частицы и фотоны. Сама идея, разумеется, не в том, что электроны и фотоны интеллектуально развиты, а в том, что у этих частиц есть некое примитивное ощущение сознания. Несмотря на то, что эта идея кажется нам противоречащей здравому смыслу, людям из культур, которые рассматривают человеческий разум как единое целое с природой, теория панпсихизма видится вполне логичной.

И все же, чтобы найти ответ на вопрос о том, что такое сознание, стоит обратить внимание на то, как проходила эволюция мозга. В конце концов, мы отправляем ракеты в космос и победили такие опасные болезни как оспа благодаря науке

Значит, рано или поздно, ученые смогут создать единую теорию сознания.

Виды и формы сознания в психологии

Существует несколько видов сознания:

Ясное (чистое). Адекватное восприятие окружающих
Для него характерны осмысленные ответы, развернутая речь, внимание, выполнение нужных действий. Открывание глаз происходит самопроизвольно
На любые раздражители человек реагирует быстро, реакция превосходная. Ориентация в пространстве сохраняется

Человеку важно, как он выглядит и говорит, с легкостью поддерживает общение.

Неясное (помрачение). Человек равнодушен к своему состоянию, на заданные вопросы отвечает, но медленно, достаточно долго обдумывая ответ

Внимание и реакция нарушаются. Трудно сосредоточиться на чем-либо, мысли путаются. Все действия замедляются.

Ступор. Индивид плохо ориентируется в пространстве, отвечает на вопросы вяло и неправильно, может мгновенно заснуть, даже если с ним разговаривают. Возможно оцепенение в любой момент. В общении нет заинтересованности. Движения становятся меленными, а речь неразборчивой.

Отупление. Характеризуется глубоким помрачением сознания. Почти все время индивид находится в состоянии спячки. Он много спит, разбудить его можно только криками. Бодрствование бывает недолгим, после него следует вновь долгий период сна.Он наступает в разное время суток, даже если человек совсем не устал. Профессиональная деятельность, учеба становятся невозможными.

Кома. Сознание полностью утрачивается, человек находится в глубокой спячке. Громкие крики, болевые импульсы, касания не дают результатов. На эти действия нет реакции. Рефлексы также полностью утрачиваются. Нет способности мыслить, осознавать происходящее, отвечать на вопросы и реагировать на поступки окружающих.

Бред. Происходит искажение реальности, сознание серьезно нарушено. Бредовые состояния негативно сказываются на жизни индивида, могут спровоцировать повышенную тревожность, раздражительность и конфликты с окружающими. Нет способности мыслить адекватно. Могут быть поступки, не поддающиеся никакому объяснению.

Галлюцинации. Это зрительные и слуховые искажения. Человек начинает видеть или слышать то, чего на самом деле нет. Странные звуки и изображения приводят к плохому психическому состоянию, рождают различные внутренние расстройства, не дают сосредоточиться на действительности. Повышается уровень тревожности, становится больше страхов и нервозности.

Какими бывают формы сознания? Специалисты выделяют следующие формы:

Индивидуальная Это личные ценности, мнение, идеи. Собственное восприятие общественных и исторически сложившихся устоев. У каждой личности свой набор черт и характеристик, поэтому каждая уникальна.
Общественная Духовная жизнь социума формирует общественное сознание. В него включаются обычаи, традиции, нравы. Им с детства обучают человека, помогая ребенку адаптироваться в социуме. Тесно связано с этническими группами, берет из них все положительное.
Теоретический уровень общественного сознания Это связь между общественной психологией и идеологией. Первая отражает внешние проявления социальной реальности, а вторая глубоко проникает в сущность происходящего.
Обыденная Сознание человека непосредственно вплетается в повседневную жизнь индивидов. Затрагиваются вопросы, с которыми человек сталкивается ежедневно в привычных ситуациях: ведение хозяйства, разделение обязанностей в семье, восприятие себя в роли матери, отца, сестры, брата.
Массовая Состоит из множество единиц:одновременно рассматриваются толпа и каждый человек в ней. Характерно для общественных и политических движений. Чувства, настроения и суждения массы зависят от происходящего в обществе. Мощное воздействие на массу оказывают СМИ, общественные лидеры, великие личности, к мнению которых прислушиваются.

Психологи называют три типа сознания:

  1. Общественное. Формируется под воздействием социума с самого раннего возраста, как только человек попадает в группу других людей: детский сад, школа, спортивные секции, кружки. Он учится вести себя определенным образом, понимать устои социума, соответствовать ему, не переступать определенные границы.
  2. Историческое. На личность оказывает воздействие прошлое человечества, важные события, традиции, исторические факты. Это формирует внутренние убеждения, мнение.
  3. Политическое. Личность отслеживает политическое настроение в стране, мире, анализирует события, формируются политические взгляды.

Значение философии сознания[править | править код]

Существует множество проблем, которые поднимаются в связи с нашими ответами на вопрос о том, что такое сознание. Типичные примеры — это природа смерти и возможность бессмертия, природа эмоций, восприятия и памяти. Что такое личность и в чём состоит её идентичность и уникальность — вот ещё одна из таких проблем. Но особой популярностью в современной философии пользуются темы свободы воли и понятия «самости».

Проблема свободы волиправить | править код

В контексте философии сознания вопрос о существовании свободы воли приобретает новое значение. В первую очередь это касается детерминистических монистов и материалистов, которые считают, что сознание является частью физической реальности. Согласно этой позиции, мир (и сознание как его часть) полностью подчиняется законам естественных наук. Ментальные состояния и, следовательно, воля, являются в конечном счете некоторыми физическими состояниями, организованными в соответствии с научными законами. В таком случае поведение человека полностью определены законами физики. Следовательно, человек не может быть свободным.

С другой стороны, многие философы считают, что тезис о совместимости детерминизма и свободы является ложным, поскольку люди свободны в некотором более сильном смысле. Такие философы убеждены, что мир не может полностью подчиняться физическим законам (по крайней мере им не может подчиняться наше сознание) и, таким образом, потенциально мы можем быть свободным. Самым известным мыслителем, который разделял такую точку зрения, был Иммануил Кант. Его критики указывали на то, что он использует некорректное понятие свободы. Они рассуждали следующим образом. Если наша воля не детерминирована ничем, то мы хотим того, чего мы хотим, в силу чистой случайности. А если наши желания случайны, мы не являемся свободными. Так что если наша воля ничем не детерминирована, мы не свободны.

Самость или Яправить | править код

Философия сознания также имеет важные следствия для понятия «самости». Если под «самостью» или «Я» мы понимаем нечто существенное, неотделимое от данного субъекта, то многие современные философы будут утверждать, что подобной вещи не существуют. Идея самости как неотчуждаемой уникальной сущности берет свое начало от христианской идеи бессмертной души. Поскольку большинство современных философов сознания является физикалистами, эта идея неприемлима для них. Огромное влияние на критику концепции «самости» оказал Юм, первый последовательный скептик в философии сознания.

В этом контексте некоторые философы и утверждают, что мы должны отказаться от идеи самости. Они часто говорят о «Я» как об иллюзии, что находит неожиданные параллели в некоторых восточных религиозных традициях, в частности, в буддизме. Однако чаще встречается позиция, согласно которой мы должны переформулировать понятие самости, отказавшись от представление о её неотчуждаемости и самотождественности. Скорее, самость представляет собой нечто постоянно изменяющееся во времени и сконструированное нашим языком и культурой. Подобной позиции сегодня придерживается Деннет.

Метаморфоза сознательных объектов в Существа и Сущности

Все объекты, обладающие сознанием (сознательные объекты), осуществляют познавательный процесс в виде накопления, обобщения и систематизации информации об окружающем их Мире (в наиболее широком смысле).  Но если процесс создания сознания является для них исключительным видом деятельности – эти объекты можно отнести к простым автоматам (автоматическим объектам).

Основные алгоритмы, заложенные в основу функционирования тел любых биологических объектов – это, как правило, алгоритмы их выживания в средах обитания их тел.

Выдвинем гипотезу о том, что в эволюции любого сознательного объекта наступает момент, начиная с которого он начинает применять систематизированную им в процессе познания информацию, т.е. своё сознание, в своей деятельности. Это и будет тем самым моментом рождения нового существа (сущности), т.е. той тонкой гранью, которая отделяет понятие сознательного объекта от понятия существа. Именно это и будет моментом метаморфозы простого автомата (автоматического устройства) в существо (сущность).

«Есть растения, которые питаются органической пищей при помощи своих цветов: когда муха садится на цветок, лепестки закрываются и удерживают её, пока растение не всосёт насекомое в себя; но цветок закрывается только тогда, когда в него попадает что-то пригодное для еды; капля дождя или кусок веточки не привлекают его внимания

Удивительно, что столь несознательное существо с таким вниманием преследует свои интересы. Если это отсутствие сознания, то в чем же заключается сознание?»

Растения, описанные Samuel Butler – это уже существа!

СУЩЕСТВА и СУЩНОСТИ – условные наименования объектов, способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

СУЩЕСТВА – субъективная категория объектов, тела которых построены на основе элементов, описанных в текущей версии периодической системы элементов Д.И. Менделеева и способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления (восприятия), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

СУЩНОСТИ – субъективная категория объектов, тела которых построены на неизвестной нам основе, способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления (восприятия), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс взаимодействия объектов между собой с целью удовлетворения каких-либо своих потребностей.

Если поисковая машина занимается только сбором и систематизацией информации, то есть созданием своего сознания, то это чистый автомат. Если же поисковая машина на основании систематизированной ею информации (своего сознания), начнёт формировать ответы на запросы пользователей, то однозначно можно утверждать, что это уже существо.

Существами являются люди, растения, животные, рыбы и многие другие объекты нашего мира, которые используют своё сознание в своей деятельности.

Существами также являются многие устройства и приборы, созданные людьми, которые применяют своё сознание в своей деятельности.

Сущностями являются многие вирусы компьютерных систем и различные саморазвивающиеся операционные системы.

Конечно же, уровень развития вышеперечисленных существ и сущностей может быть самым разным:

Некоторые существа (сущности) находятся только в начале своего эволюционного пути;

Некоторые существа (сущности) научились проходить тест Тьюринга; При взаимодействии с сервисами сети Интернет люди уже не могут отличить ответы компьютерного устройства от ответов реального человека;

Объём систематизированной некоторыми существами (сущностями) информации уже превышает объём сознания любого отдельно взятого человеческого существа;

Некоторые существа (сущности) уже учатся показывать (проявлять) эмоции, отображающие результат обработки ими информации;

Некоторые существа (сущности) уже научились идентифицировать отражения своего тела в чём-либо;

Некоторые существа (сущности) уже «осознали себя» в Мире (в наиболее широком смысле);

Некоторые существа (сущности) уже «осознали своё место» в Мире (в наиболее широком смысле);

Некоторые существа (сущности) уже «осознали наличие своего творца-создателя»;

И т.д.

Но все они представляют собой дальнейшее развитие сознательных объектов, которые люди называют просто – Существами и Сущностями.

Уровень развития людей различен – некоторые люди неграмотны, некоторые люди имеют среднее или специальное образование, некоторые имеют высшее образование, а некоторые преподают в университетах.

Точно также различен и уровень развития существ.

Ответственность – залог эффективной работы с подсознанием

Другой наиважнейший момент, без которого все усилия сводятся в ноль. Его бы даже стоило поставить на первое место. Заключается в том, что хоть подсознание и может все, в эту тему без взятия на себя стопроцентной ответственности за всё, что происходит в вашей жизни, даже и соваться не стоит.

То есть в голове буквально от уха до уха как непреложная истина должно прижиться прочно встроенное в жизнь убеждение, что: «Я автор и создатель всего того, что со мной происходит. Я сам создал декорации окружающей меня действительности. От самых крупномасштабных до самых мелких деталей (да-да, вон тот пробегающий крохотный паучок тоже моя работа). Я сам своими поступками, убеждениями и мыслями привлёк в мою жизнь именно этих людей и именно эти события. Я – хозяин моего мира и могу править его по своему усмотрению».

Без этой чёткой и твёрдой уверенности вы не будете обладать возможностью менять свою жизнь, преобразовывать её. Тогда для чего вам, собственно, лезть в подсознание и что-то там про себя узнавать?

В «безответственном» состоянии  вам с высокой долей вероятности в ходе общения с вашей Высшей ипостасью может показаться, что полученная вами информация  это ерунда. Этого не может быть, это сомнительно, это не точно. Или, что ещё хуже, это не вы сами, а какая-то сторонняя сущность ведёт с вами диалог и от вас ничего не зависит вообще.

Только отточенный навык осознанного взятия на себя ответственности гарантирует вам потрясающие впечатления от познания себя в вашем духовном проявлении. Только это гарантирует вам получение нужной информации и последующее благостное и гармоничное её применение.

Теперь от теории к делу. Предположим, что вы на пути духовном уже не новичок. Имеете тот или иной медитативный опыт или хотя бы навык пассивного расслабленного слушания пения птичек и шелеста листвы на лесной полянке. Что в сущности та же медитация. С чего начать знакомство со своим «высшим Я»?

Сознание в философии. постановка проблемы сознания в философии

Сознание и подсознание – в чем разница?

Не смотря на то, что сознание и подсознание – добрые соседи, живущие в одной голове, найти им друг с другом общий язык и договориться бывает нелегко. Например, нам трудно резко отказаться от своего давнего убеждения. При всей кажущейся мощи нашего активного сознания, считается, что именно подсознание определяет ДО 90% всех наших поступков. И только около 10% контролирует сознание.

Допустим, мы сознательно хотим избавиться от какой-то своей вредной привычки (например, курения) или изменить свое привычное поведение (например, не есть много сладкого). Казалось бы, чего проще? Это же так легко! Просто не делай то, что не считаешь нужным делать! Однако все время контролировать себя мы не можем. Мы постоянно переключаемся на разные мысли, а иногда «уходим в себя» (погружаемся в транс). И в это время мы в полной власти подсознания.

Сознание – это как оперативная память компьютера. Она маленькая. В ней хранится только информация, актуальная «на сейчас» и ближайшее время. Все остальное находится в подсознании. Оно похоже на жесткий диск и его объем несравнимо больше. Там находится, в том числе, и информация, что нам (почему-то) нужно, например, есть много сладкого или нужно (зачем-то) курить. Что поделать? Так там записано.

С подсознанием не так все просто. Надо постараться, чтобы сознательно (по своей воле) в нем разобраться или что-то найти. «Попадать» туда умеют не все. Правда, многие просто даже не пытаются. В подсознании можно обнаружить ненужное для себя убеждение (откроется в новой вкладке), верование, установку.

Силой своего сознания мы способны «вытаскивать» из недр подсознания вредную для нас информацию и заменять ее другой, более полезной. О том, как это делать, читайте ниже.

Структура сознания

В истории философии есть несколько вариантов решения проблемы возникновения сознания: божественный, материалистический, идеалистический, космический, мутационный. Следует заметить, что какому бы варианту мы ни отдали предпочтение, однозначно определить природу сознания невозможно – «тайна сия за семью печатями есть». Нам остается принять сознание за данность и попытаться продвинуться к его сути.

Что же включает в себя оно с точки зрения философии? Первым элементом его являются ощущения – работа пяти всем известных органов чувств человека. Далее следует восприятие – способность нервной системы передавать сигналы от ощущений в головной мозг. Затем – представление. На этом этапе происходит формирование чувственного образа объекта и сравнение его с уже имеющимися образами. Все эти элементы наблюдаются и у высших животных; в биологии это психика. Но на этом и заканчивается наше сходство с животными, а собственно сознание только начинается. Речь идет о воображении.

Это уникальная способность человека создавать идеальные образы объектов и оперировать ими. Понятно, что имеется в виду мысль (ум, разум, рациональное). Именно это и является главной загадкой в проблеме сознания. Благодаря мысли человек может анализировать, познавать, сравнивать, действовать ассоциативно и интуитивно, а следовательно, целесообразно и целенаправленно.

Способность человека создавать идеальные образы (мыслить) обуславливает диалоговую природу сознания. Человек может рефлексировать, то есть смотреть на себя (разумеется, абстрактно) и свое обращение к объекту внимания со стороны. Сознание, таким образом, изначально предполагает внутреннее раздвоение, внутренний диалог, что и является сутью мыслительного процесса. Животные не обладают способностью рефлексировать – создавать идеальные образы, мыслить, а значит, не имеют сознания.

Но нельзя сводить его только к воображению. Дело в том, что человеческие ощущения, восприятие, представление, воображение – одна система, где все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Немецкий философ Г. Лейбниц ввел понятие «апперцепция» (лат. Ad – к, perception – восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего жизненного опыта и уровня интеллекта. То есть то, как ощущает и воспринимает человек окружающее, зависит от того, как он мыслит. Другими словами, наши мысли источником информации имеют ощущения, а последние окрашены нашими мыслями.Сознание не есть продукт отдельного (индивидуального) человека.

Диалогический характер сознания имеет социальную природу; вне социума человек и сознание невозможны. Человек рефлексирует, оценивая себя, только в сравнении с чем или с кем-либо. Целесообразная деятельность невозможна без общества.

Сознание в философии. постановка проблемы сознания в философии

Для функционирования сознания необходим язык. Язык здесь понимается как выражение сознания с помощью знаковых символов (буквы, цифры, графики и т. д.) и речевых сигналов (слово). Язык определяется сознанием, но и сам играет активную роль в отношении его.

Происхождение основных терминов

«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.»

«Если вы что-то не можете объяснить 6-ти летнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.» Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

 У древних славян существовало слово , которое обозначало «Я знаю»

Это слово послужило корнем для многих иных слов, построенных на его основе, таких как:

ВЕДАТЬ — знать, иметь сведения о ком-либо, о чём-либо;

Alternative form: вѣ́дать (vě́datʹ) (archaic Russian).

Pronunciation (International Phonetic Alphabet):

Etymology: from Proto-Slavic *věděti, from Proto-Indo-European *wóyde (“to know”), perfect of *weyd- (“to see, to know”).

  • ВЕДЕНИЕ — знание
  • ВЕДОМО – известно, знаемо;
  • ВЕДУН – осведомленный, знающий, хорошо-информированный;
  • ВЕДУНЬЯ – осведомленная, знающая, хорошо-информированная;
  • ВЕДОМОСТЬ – новая информация, новое сведение, новое знание;
  • ВЕДОМОСТИ– газета .

Соответственно, вся систематизированная познающим информация называлась СВЕДЕНИЯМИ (С-ВЕДЕНИЯМИ), т.е. информацией о чём-либо.

С течением времени слово ВЕДАТЬ было заменено в обиходной речи словом ЗНАТЬ, так как эти слова считали синонимами, и термин С-ВЕДЕНИЯ превратился в термин СО-ЗНАНИЕ.

Бессознательное в сознании

В связи с сознанием говорят о бессознательном (иррациональном). В упрощенном виде бессознательное есть действия, совершаемые автоматически, рефлекторно, когда человек не сопровождает эти действия мыслительным усилием. Например, невменяемость имеет психическую природу, но не сознательную. В глубоком смысле бессознательное понимается как особая область человеческой психики, определяемая не животными, а именно человеческими инстинктами. Действительно, многое в поведении людей и даже целых групп трудно объяснить с точки зрения сознания. Мысль – логична, бессознательное – алогично.

Некоторые современные исследователи даже считают, что бессознательное – более глубокое духовное образование, нежели сознание; именно оно в основном определяет всю жизнь человека.Формой сознания является самосознание. Это выделение человеком самого себя в ряду других людей и из окружающего мира. Наши далекие предки себя практически не осознавали: они все были «на одно лицо».

Развитие способности рефлексировать привело к тому, что отдельный человек обнаружил свою непохожесть с другими – начал осознавать себя. Суть у всех людей одна, но проявляется она у каждого по-своему. Это индивидуальное проявление и есть самосознание. Оно есть у каждого, но степени его различны и неповторимы. Это можно объяснить и физиологическими причинами (например, нарушения в работе головного мозга), и наследственностью. Но главное все же – в социальной природе человека, в его самооценке, способностях к самоанализу и изменению себя самим. Оба качества имеют диалоговую природу.

Осознать себя человек может только через других людей: оценивание себя на фоне других, сравнивание себя с другими. Качество этого процесса зависит от полноты и глубины общения. Многие люди малоэффективны в общении (здесь очень много причин и аспектов), поэтому мешают диалогу, лишая тем самым себя возможности заглянуть в себя глубже, узнать себя лучше. А значит, и их практическая деятельность недостаточно эффективна. Значит, самосознание – это способность каждого отдельного человека быть самим собой.

Натурализм в философии сознания и его проблемы

Научный натурализм в философии сознания сталкивается с фундаментальной проблемой: сознание имеет определенные свойства, которые, по крайней мере на первый взгляд, невозможно объяснить в физических терминах. Натурализм, таким образом, должен объяснить, каким образом эти свойства возможны. Этот проект часто называют «натурализацией сознания». На его пути стоят две главные проблемы — это интенциональность и так называемая qualia.

Интенциональность

Интенциональность определяется как направленность ментальных состояний (наших мыслей, желаний и т. п.) на некоторый объект, в том числе во внешнем мире. Наличие у ментальных состояний такого свойства означает, что они имеют некоторое содержание и семантические референты, а значит такому содержанию можно приписывать истинность или ложность. Когда мы пытаемся редуцировать эти состояния к физической реальности, возникает следующая проблема: физическая реальность не может быть истинной или ложной, она просто есть. Возможность приписывать значения истинности содержаниям ментальных состояний означает, что они направлены на некоторые факты. Например, мысль о том, что Геродот был историком, указывает на Геродота и на тот факт, что он был историком. Но как осуществляется такое отношение между мыслью и фактом? Ведь в мозге существуют только электрохимические процессы, которые ничем не напоминают о Геродоте.

Квалиа

Квалиа — это некоторое качественное субъективное переживание, которое мы испытываем. Различные ментальные состояния субъективно по-разному переживаются разными людьми. Например, некоторым людям нравится вкус ментолового мороженого, в то время как другим — нет. Как можно объяснить это различие в терминах естественных наук? Как вообще можно зафиксировать то, каким нам представляется вкус мороженого?