Что это солипсист и солипсизм?

Примечания

  1. ↑ Edward Craig; Routledge (Firm) (1998). Routledge Encyclopedia of Philosophy: Genealogy to Iqbal. Taylor & Francis US. pp. 146-. ISBN 978-0-415-18709-1. Retrieved 16 October 2010.
  2. Donald A. Crosby. The Philosophy of William James: Radical Empiricism and Radical Materialism, 2013.
  3. Angeles, Peter A. (1992), Harper Collins Dictionary of Philosophy, 2nd edition, Harper Perennial, New York, NY.
  4. Hare, Caspar (July 2007). «Self-Bias, Time-Bias, and the Metaphysics of Self and Time». The Journal of Philosophy 104 (7): 350—373.
  5. Wood, Ledger (1962), «Solipsism», p. 295 in Runes (ed.), Dictionary of Philosophy, Littlefield, Adams, and Company, Totowa, NJ.
  6. Heath, Joseph (2005), «Methodological Individualism», Stanford Encyclopedia of Philosophy, Edward N. Zalta (ed.), Eprint.
  7. Fodor, Jerry (1980), «Methodological Solipsism Considered as a Research Strategy in Cognitive Science, » Behavioral and Brain Sciences, 3: 63-73.
  8. Malcolm, N. (a) Problems of Mind: Descartes to Wittgenstein, Allen & Unwin, 1971.
  9. Descartes R. Discourse on Method and the Meditations (trans. F. E. Sutcliffe). Penguin, 1968.
  10. Робинсон Л. Солипсизм в восемнадцатом столетии // Робинсон Л. Историко-философские этюды. СПб., 1908. С. С. 48—49.
  11. Jones, N.; Berkeley, G. (2009). Starting with Berkeley. Starting with. Continuum. p. 105. ISBN 978-1-84706-186-7. LCCN 2008053026
  12. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. 1710. Сочинения. М.: Наука, 1978. С. 152—247, пар. 29.
  13. Грязнов А. Ф. Кантовская оценка идеализма // Историко-философский ежегодник. — М.: Наука, 1987. — С. 105. — ISBN 5-02-008013-6.
  14. Kolak, Daniel. I Am You: The Metaphysical Foundations for Global Ethics, p. 90 (англ.). — Springer, 2005. — ISBN 1402029993.
  15. Solipsistic. World Public Library.
  16. Freud, Sigmund Gay, Peter edit. The Freud Reader 1995 New York WW Norton page 575
  17. . — «Psychologists have noted how astronauts and cosmonauts exhibit symptoms of ‘Solipsism Syndrome’ — a mental condition».

  18. . — «emphasize the importance of what they call the ‘solipsism syndrome in an artificial environment’: that is, the fact that such environments create».

  19.  (недоступная ссылка). solipsism.ru. Дата обращения 30 ноября 2016.
  20. . Дата обращения 21 сентября 2019.

[править] Короче, Склихосовский!

Вы действительно считаете, что Луна существует, только когда на неё смотрите?

— Альберт Эйнштейн

— Пусть так, нет ни творца, ни смысла, ни добра, ни справедливости. Но есть ничто. А раз есть ничто, то значит, есть реальность, есть смысл, есть дух и творец.
— Мой друг, вы неисправимы. Ведь у вашего „ничто“ тоже нет хвостика. А вот трубка здесь, и я здесь, и испанец. В том-то и вся хитрость, что всё существует и ничего за этим нет. Сейчас помирает Жан-старичок, пищит в первый раз маленький Жанчик. Дождь шёл давеча, теперь подсохло. Вертится, кружится, вот и всё…

Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито

Научное доказательство солипсизма для гуманитариев (спойлер: )

Смешарики раскрывают тему

Человек познаёт мир через ощущения. В том, чего ты не видел лично, уверенным быть нельзя. Более того, нельзя быть уверенным, что ты и сосед Вася увидели одно и то же. Допустим, ты видишь, как два самолёта одновременно врезаются в два небоскрёба. Казалось бы, Вася должен увидеть то же самое. Но тут Эйнштейн раскуривает косяк и вещает об относительности одновременности. Теперь ты отворачиваешься от небоскрёбов, чтобы полюбоваться на лоли. Существует ли в этот момент небоскрёб? Раскурив косяк, физик скажет тебе, что тот находится в состоянии квантовой неопределённости. Он всё ещё стоит — и только что рухнул разом. А вот как ты на него посмотришь, так мироздание с судьбой строения и определится. Покурив ещё, физик объяснит тебе, что нельзя доказать даже твою смерть, если небоскрёб упадет прямо тебе на голову. Потому что во вселенной с квантовым бессмертием наблюдатель будет жить вечно (с его точки зрения).

На самом деле, всё это скажет не физик, а притворяющийся им шизотерик. Физик, в отличие от шизотерика, в курсе, что для макрообъектов (см. небоскрёб) квантовая неопределённость не работает. И как раз с точки зрения физики небоскрёб рухнет полюбасу. А с точки зрения солипсиста — он рухнет не раньше, чем ты это увидишь своими глазами.

Последний шаг в этих размышлениях — вопрос о том, как появляются твои ощущения. Возможно, они порождаются Матрицей. Может, они вызваны светом, попавшим в твои глаза. Но не исключено, что это всё просто твои глюки. В конце концов, ты же такой могучий, что и одновременность событий от твоего взгляда не ускользает, и небоскрёбом тебя не убить. Где такое возможно, если не в собственном сне? Вот тут и наступает полный солипсизм. Поздравляем. Вероятно, правда, что глюком является не только сосед Вася, но и ты сам. А глючит на самом деле девочку Судзумию.

Проблема заключается в том, что проверить наличие сознания даже у сущности, которая, бесспорно, им обладает (например, ты), сторонний наблюдатель (например, я) никак не может. Единственная сущность, наличие сознания у которой для меня очевидна, — это я сам. Как следствие, я допускаю наличие сознания у тебя, Васи, Пети, Маши, Иры и Светы в силу того, что мы все-таки одного вида, одинаково устроены и всяко иначе похожи. То, что человек ощущает, также может быть глюком, но из этого ещё не следует, что теперь не нужно делать домашнее задание, чистить зубы и менять носки. Этот мир в любом случае — иллюзия весьма стабильная.

На самом деле, если быть до конца честным, невозможно утверждать, что кажущийся мир является иллюзией, пока не доказано, что объектов (якобы стоящих за ощущениями) не существует. Поэтому иллюзорная природа окружающего мира является такой же фантазией, как и то, что окружающий мир реален. А поскольку наблюдаемые феномены, как правило, ведут себя вполне привычным и предсказуемым образом, исходя из нашего желания и привычки видеть (объяснять) события тривиальным образом, то можно считать, что модели реальности упрощённо соответствуют этой самой реальности, за неимением возможности удостовериться на 100% в реальном положении вещей.

Ещё одно значение слова «солипсизм» — крайняя форма эгоизма (эгоцентризм) без всяких философских заморочек, ибо если ничего, кроме моего мозга, не существует, то мне, соответственно, на всё категорически похуй. Типичное мировоззрение опустившегося распиздяя или наркомана, путающего приход с реальностью. Солипсисты этого подвида, как правило, не знают самого слова «солипсизм», ибо книжек не читали.

[править] Ссылки

  • Особенный стиль английского стишка особенный

«Солипсизм — опиум для народа!»

Религии и мировоззрения  Агностицизм • Адвайта • Атеизмсрач (æ • Orthodox Edition • Церковь Святого Атея) • Вуду • Даосизм • Детерминизм • Дзен • Зороастризм • Иудаизм • Ислам • Культ карго • Нигилизм • Ницшеанство • Нью-эйдж • Православиеканонiчное (РПЦборьба с инакомыслием) • Растафарианство • Синтоизм • Солипсизм • Хульство • Эскапизм
Боги и пророки  Mihole-Христос • Б-г • Будда • Иисус (Jesus Is a Jerk • Jesus lol • Jesus saves • Raptor Jesus • What would Jesus do?) • Император Человечества • Ктулху • Левашов • Ошо • Покровитель интернетов • Распутин • Спиноза • Шри Япутра
Cекты и сектанты  Аум Синрикё • Вселенные люди • Движение Объединения • ДРУГГ • Долбославие • ИГИЛ • ИПХ (Владыка Амвросий) • Источник Жизни • Каббала • КОБ • Монолит • Мормоны • РоСД • Саентология • Сатанизм ( • Лавей) • Сетевой маркетинг • Синтон • Союз православных хоругвеносцев • Тренинги личностного роста • Харизматы
Культы от балды  Inglip • Абдуловера • Джедаизм • Культ Богини (Silvy • Культ Гаечки • Харухизм) • Онотоле • Пастафарианство • Теория Разумного падения • Угнетатель • Церковь Евгения Вагановича Петросяна
Непременные атрибуты  Агасфер • Ад • Анафема • Духовность • Иван Купала • Исламский туалетный этикет • Каналы информации (Tomorrow’s Pioneers • Радио Радонеж) • Канонiчно/Православно • Нарекаю тебя Коловратом • ПГМ • Пентаграмма • Платочек • Помолясь • Принять ислам • Просветление • Свобода воли • Священная корова •
Сотворение Адама • Споры с наукой • Тайная вечеря (Святой Грааль) • Три обезьяны • Хиджаб • Шахсей-вахсей • Экзистенциальный кризис
Ревнители веры  MC Покайся • Аббатус • Агещев • Даниил • Дворкин • Димитрий-Сергий • Достоевский • Дугин • Журавлёв • Инквизиторы • Кураев • Мамонов • Мельков • Милонов • Охлобыстин • Папа римский • Патриарх • Поклонская • Проханов • Стерлигов • Сысоев • Тагава • Торквемада • Трехлебов • Фролов • Холмогоров • Энтео
Язычники  Аратов • Асов • Ахиневич • Добролюбов • Доброслав • Крада
Крамольные книги  Божественная комедия • Векторная религия • Книга Велеса • Православный ёжик • Роза мира • Священный Ахредуптусъ (Адъ и Израиль • Титановый лом) • Турбо-суслик
Ересь  Brb, church • Pope song • Pussy Riot • Ансамбль Христа Спасителя • Жопа Хэнка • Карикатуры на Мухаммеда • Матильда • Невзоров • Мы евреи • Невинность мусульман • Оскорбление чувств верующих • Чудо

Какую позицию выражали известные солипсисты прошлого и современности?

Беркли отождествлял физические вещи с совокупностью ощущений. Он считал, что непрерывность существования вещей никто не воспринимает, невозможность их исчезновения обеспечивается восприятием Бога. Причем это происходит постоянно.

Д. Юм считал, что с исключительно теоретической точки зрения невозможно доказать существование других людей вместе с внешним миром. Человеку нужно верить в их реальность. Без этой веры познание и практическая жизнь невозможны.

Шопенгауэр отмечал, что крайний солипсист — это человек, который может быть принят за умалишенного, так как он признает реальность исключительного «Я». Более реалистичным может быть умеренный солипсист, признающий сверхиндивидуальное «Я» в определенной форме как носителя сознания.

Кант считает собственный опыт за конструкцию своего «Я»: не эмпирического, а трансцендентального, в котором стерты различия между другими и собственной личностью. Относительно «Я» эмпирического можно сказать, что его внутреннее осознание собственных состояний предполагает внешний опыт и сознание независимых материальных предметов и объективных событий.

Что это солипсист и солипсизм?

[править] Философское определение

И никакими доказательствами, силлогизмами, определениями нельзя опровергнуть солипсиста, если он последовательно проводит свой взгляд.

— снова дедушка Ленин

В каноническом определении фигурирует также относительность к наблюдателю: «Всё, что я вижу, ощущаю и так далее — я вижу, ощущаю и всё такое в своём сознании. Следовательно, нет ничего, кроме моего галлюцинирующего сознания».

Эта относительность приводит «наблюдателя» к необходимости принятия на веру истинности своих самоощущений.

В философии это обычно называется субъективным идеализмом. Не к ночи будет упомянут Пелевин со своим «Чапаевым и пустотой»:

— Эх, Петька, Петька, — сказал Чапаев, — знавал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он часто не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за саботаж, он на допросе так и сказал, что он на самом деле бабочка, которой все это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной деятельностью. А он ответил, что все, чем занимаются люди, настолько безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне.
— И что с ним случилось?
— Ничего. Поставили его к стенке и разбудили.
— А он?
Чапаев пожал плечами.
— Дальше полетел, надо полагать.
— Понимаю, Василий Иванович, понимаю, — сказал я задумчиво.

Чапаев и Пустота, Пелевин

Ах да, эта статья тебе тоже кажется.

Психология и солипсизм

Такие современные представители когнитивной психологии, как Фодор Дж., считают, что главной стратегией исследований в этой области науки должен стать методологический солипсизм. Это, безусловно, отличная от классического понимания философов позиция, согласно которой, изучать психологические процессы необходимо, проводя анализ вне отношения к внешнему миру и его событиям вместе с другими людьми. Такая позиция не отрицает существование внешнего мира, а факты сознания и психические процессы связывают с деятельностью головного мозга как материального образования в пространстве и времени. Однако многие психологи и философы считают такую позицию тупиковой.

Что это солипсист и солипсизм?

Тесные рамки

Современные философы-солипсисты отказываются от рамок классической философии относительно субъективной центристской установки. Уже в поздних своих работах Витгенштейн писал о несостоятельности таких позиций солипсизма и невозможности чисто внутреннего опыта. С 1920 года начинает утверждаться мнение, что люди принципиально не могут согласиться с солипсизмом, предлагаемым от имени иного человека. Если человек рассматривает себя отдельно от других, то относительно самопереживаний солипсизм будет выглядеть убедительно, но именно отношение к другому человеку является констатацией реального переживания.

Что это солипсист и солипсизм?

представители

Джордж Беркли

По словам экспертов по этому вопросу, одним из главных представителей солипсизма был Джордж Беркли, который вдохновил свои теории на некоторые идеи английской философии и таких авторов, как Бэкон, Локк, Ньютон, Декарт и Малебранш.

Считается, что постулаты Беркли являются результатом сочетания радикальной эмпирической мысли и платонической метафизики, поэтому он использовал эмпирические аргументы для защиты своих метафизических доктрин..

Тем не менее, в последние годы жизни Беркли оставался поглощенным платоническими идеями в полном объеме, оставляя в стороне эмпиризм..

Учение этого философа основано на главной идее отказа от объективного существования как непосредственной, так и материальной реальности, так как это зависит от восприятия человека; следовательно, разум является единственным местом, где истинное существование вещей находится.

Две элементарные трудности

Это утверждение философу пришлось столкнуться с двумя главными диатрибами: продолжительность вещей и концепция единства. В первом случае философ должен был признать, что, когда он перестает воспринимать или когда он воспринимает вещь, субъект — «я» — создает, разрушает и возвращается, чтобы снова создать объект.

Например, при взгляде на дерево, если наблюдатель закрывает глаза и открывает их снова, он должен был уничтожить это дерево, чтобы создать его снова..

Во втором случае вопрос возникает из-за идентичности воспринимаемого объекта. Другими словами, чтобы сохранить последовательность в дискурсе, Беркли пришлось отстаивать идею, что, когда вы несколько раз открываете и закрываете глаза, вы не наблюдаете одно и то же дерево, а речь идет о множестве деревьев, которые были построены и уничтожены таким образом, непрерывный.

Кристин Лэдд-Франклин

Этот философ утверждал, что солипсизм был совершенно неопровержим, потому что, по мнению автора, все люди находятся во власти «эгоцентрического затруднения».

Это было защищено идеей, что все знания, которые постигает человек, приходят к нему благодаря чувствам, нашему мозгу и способу обработки информации..

Таким образом, человек опосредован и ограничен своим способом восприятия внешних знаний: единственная уверенность — это само восприятие, остальное не может быть познано или гарантировано, так как к нему невозможно получить доступ..

По словам Мартина Гарднера, эта форма солипсического мышления похожа на веру в то, что «Я» действует как своего рода Бог, потому что оно способно создавать абсолютно все, что его окружает, и хорошее, и плохое, и то, и другое. боль как радость; все это руководствуется желанием узнать и развлечь себя.

ссылки

  1. Cazasola W. (s.f.) «Проблема солипсизма: некоторые заметки из феноменологии». Получено 18 марта 2019 г. из Сиркуло-де-Картаго: cirlodecartago.org
  2. Kazimierczak, М. (2005) «Концепция солипсизма в письменной форме Борхеса постмодерна». Получено 18 марта 2019 года из Dialnet: dialnet.com
  3. Petrillo, N. (2006) «Соображения о солипсической редукции». Получено 18 марта 2019 года из Dialnet: dialnet.com
  4. Сада, Б. (2007) «Искушение эпистемологического солипсизма». Получено 18 марта 2019 года от Cuadrante, студенческого журнала по философии: IssueU.com
  5. Витгенштейн Л. (1974) «Философские исследования». Получено 18 марта 2019 года из Squarespace: squarespace.com
  6. Агудо П. «Вокруг солипсизма». Получено 18 марта 2019 года от Culturamas: culturamas.es

Вам всё равно, когда вы кому-то мешаете

Когда солипсист не видит чего то, то считает, что этого не существует, — похожий принцип иногда используется в видеоиграх для экономии вычислительных мощностей: загружаются только те графические текстуры, которые находятся непосредственно рядом с игроком.

Если вы полагаете, что не можете доставлять никому дискомфорт, потому что никто не говорит вам об этом, не обольщайтесь: человек может молчать, потому что не хочет обижать или же предпочитает не связываться.

Испытывая в три часа ночи мощность своего сабвуфера, будьте готовы к тому, что ваши соседи начнут рассказывать всем о «придурке из той квартиры, который постоянно музыку громко слушает», и будут абсолютно правы, ведь есть определённые нормы, в том числе административно-правовые и морально-этические. А если человек не хочет их придерживаться, стоит ему напомнить, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Определение

Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, — это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо, кроме ощущений и сознания, нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

В различных трактовках солипсизм подразумевает:

  • Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего;
  • Отрицание реальности всего, кроме собственного сознания;
  • Отрицание духовности всего, кроме собственного сознания.

В этике термином «солипсизм» обозначают крайние формы эгоизма и эгоцентризма. Отрицание материалистического воззрения само по себе не является солипсизмом.

С эпистемологической позиции солипсизм утверждает, что нет уверенности в том, существует ли знание за пределами собственного сознания; неизвестно о мире вне нас (внешнем мире) и о сознании других, которые, может быть, и не существуют вне сознания.
С метафизической позиции солипсизм приходит дальше к заключению, что мир и сознание других не существуют (других разумов не существует и тела других людей неразумны).
Спорной особенностью метафизического мировоззрения солипсизма является отрицание существования сознания других. Поскольку личный опыт является частным и не выражаемым, об опыте другого существа можно узнать лишь по аналогии.

Философы пытаются построить знания на чем-то более глубоком, чем просто логические выводы или аналогии. Неудача эпистемологической предприимчивости Декарта способствовала популярности идеи о том, что все достоверные знания не могут идти дальше тезиса «Я мыслю, — значит, я существую» и содержать какие-либо дополнительные сведения о природе «Я», существование которого было доказано.

Теория солипсизма также заслуживает внимательного изучения, поскольку относится к трем широко распространенным философским предпосылкам, каждая из которых сама по себе фундаментальна и имеет большое значение:

  1. Моё самое достоверное знание — это знание о содержании моего собственного сознания: о моих мыслях, переживаниях, аффектах и т. д.
  2. Не существует никакого концептуального или логически необходимого перехода между умственным и физическим — между возникновением достоверного сознательного опыта или психических состояний и ‘обладанием’ поведенческими диспозициями ‘тела’ определенного вида (см. мозг в колбе).
  3. Опыт конкретного человека обязательно является личным по отношению к данному лицу.

Что такое солипсизм понятным языком?

Выдуманная реальность или природа солипсизма Каждому свойственен собственный взгляд на происходящие с ним события, взгляд солипсиста во многом подобен взгляду ребенка. Для солипсиста существует только то, что он способен ощущать, а то, что происходит за рамками этих ощущений, остается ему безразличным.

Солипсисты — это люди, для которых роза будет существовать лишь тогда, когда они ее узреют, ощутят запах, прикоснутся к ней и не способность услышать этот аромат приравнивается его отсутствию. Девизом для солипсиста скорее есть фраза: «в том, что ты не видел лично, уверенным быть нельзя».

Солипсизм является философским мировоззрением. Примером может послужить юмористический стих в переводе Маршака:

Про одного философа:

Как рациональный взгляд, солипсизм невозможен, любой физик вам скажет, что не зависимо от того виден ли падающий небоскреб или нет, он одинаково упадет. Засомневался в этом и Альберт Эйнштейн: »Неужели вы верите в луну только когда ее видите?«. Такое выражение получает безоговорочное согласие у солипсиста.

Ярко описал данную позицию и Ленин: «И никакими доказательствами, силлогизмами, определениями нельзя опровергнуть солипсиста, если человек последовательно проводит свой взгляд«. Хотя, как и у каждого философского течения, у солипсизма есть свои противоречия, а иначе оно не было бы философским.

«Солипсизм» имеет корни от латыни: solus — один и ipse — он самый. Ощутить мир солипсисту нужно лично. Поэтому в своих представлениях приверженец строит реальность и без него она произойти не может.

Поэтому термин используют и для обозначения философской доктрины и для эгоцентризма.

Абсурдом в этом мировоззрении есть любое возвышенное понятие. Допустим, смерть человека: если на наблюдателя свалится кирпич и несчастного ожидает летальный исход, то мир моментально прекращает свое существование. Тогда наблюдателем может быть только тот, «кого не прибьет кирпичом».

Также абсурдом для солипсизма является не способность человека доказать события, которые запечатлены в памяти, солипсист не может доказать даже свое восприятие. Такое положение вещей приводит к постоянным сомнениям, внутренним конфликтам и сумасшествию.

В философии солипсизм ввел Рене Декарт, хотя упоминал и Августин. Это течение развивалось как борьба материализма и идеализма, где солипсизм является крайней точкой личных представлений человека, т. е., идеального.

Декарт видел мир в сомнении и находил гениальность в проверке очевидных вещей, что было возможным только с помощью органов осязания.

Для заядлого солипсиста постает вопрос о природе собственных ощущений. Но единственное, что для данного представителя есть — это он сам, как носитель сознания — человек. И если все, что человек ощущает есть иллюзией и другие люди ощущают тоже самое, мир являет собой только коллективное представление о себе и реальное существование происходящего не действительно.

Примеры из литературы

Возможность самой действительности солипсистом откладывается. Но не возможно доказать, что кажущийся мир является иллюзией. Скорее мир и фантастический и реальный одновременно. Это противоречие отобразил Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес», задаваясь вопросом, что есть сном, а что есть реальностью.

Отсутствие ощущения человеком реальности может объясняться и низким уровнем серотонина. В таком состоянии человеку сложно отличить сон от реального бытия. Такое состояние может быть не только «просветлением солипсизма», но и неврозом. Психологи также определяют такое состояние как синдром деперсонализации и дереализации.

Очень яркое противоречие в таком мировоззрении подчеркнул Дэвид Дойч в книге «Структура Реальности» . Данную абсурдность автор доказал просто — если солипсист уверен, что ничего не может существовать, кроме работы разума, значит разум есть нечто более сложное, нежели человек ощущает.

Человеческое сознание содержит мысли и образы, но вопреки закону физики они имеют свою реальность и опровергнуть эту реальность солипсист не может, как и не может ощутить.

Мир для солипсистов приравнивается галлюцинации сознания, а значит, текст, который сейчас вами читается, тоже не существует.

[править] Связь с буддизмом

Интересно, что в буддизме есть что-то, напоминающее солипсизм.

Буддисты считали что у них есть собственная реальность, которая зависит от общей, но всё же подвластна им в какой-то мере. Эту реальность они называли «относительной реальностью». Логика мышления буддистов была такой: „Мир состоит из элементарных частиц (да, у буддистов было представление о элементарных частицах). Мои органы чувств собирают информацию и создают иллюзию реальности, то есть, мне кажется что мир реален, хотя на самом деле в реальном мире нет звуков цвета и т. д., реальный мир — это частицы и волны, следовательно мои ощущения ничего не значат в «реальном мире», они есть лишь в моей, «относительной реальности»“.

Упрощённая версия пассажа выше: «будет ли красный цвет видеться кому-то ещё синим или зелёным»? И да: так же, как есть дальтоники, могут быть люди с альтернативным восприятием мира по любому другому органу чувств.

Психология и психиатрия

Солипсизм часто представляют в контексте его связи с психологическими условиями патологии. Австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд утверждал, что другие сознания (англ. other minds) неизвестны, но только умозаключают своё существование. Он заявил, что сознание заставляет каждого из нас осведомить только его собственные душевные состояния, что другие люди тоже обладают сознанием, представляющие собой заключение, которые мы рисуем аналогично их наблюдаемым высказываниям и действиям, для того чтобы сделать их поведение понятным для нас. Несомненно, было бы психологически более правильно выразиться, что без специального размышления мы приписываем всем остальным нашу конституцию и, следовательно, наше сознание тоже, и что это отождествление является «непременным условием» (лат. sine qua non) понимания .

Синдром солипсизма

Синдром солипсизма является диссоциативным состоянием, в котором человек чувствует, что внешний мир не воспринимается его сознанием. Он случайно связан с философским солипсизмом. Отсутствие способности доказывать существование других сознаний само по себе не приводит к психическому состоянию отрешённости от действительности.

Синдром характеризуется чувством одиночества, отрешенности и безразличия к внешнему миру. Синдром солипсизма в настоящее время не признается в качестве психического расстройства Американской психиатрической ассоциацией, хотя она и разделяет общие черты с деперсонализационным расстройством. Сторонники философской позиции не обязательно страдают от синдрома солипсизма, также и страдающие не обязательно присоединяются к солипсизму как школе интеллектуальной мысли. Периоды продолжительной изоляции могут предрасполагать людей к синдрому солипсизма. В частности, синдром определили в качестве потенциальной проблемы для астронавтов и космонавтов, отправленных на длительные полеты, и эти опасения влияют на разработку искусственной среды обитания.

Солипсизм и его описание

Феноменологическое основание солипсизма строится напрямую на ощущениях и понимании собственного сознания. Достоверность оценки окружающего мира базируется на непосредственном восприятии действительности. Ощущая мир такой, какой он есть, нельзя быть уверенным в верности его осознания. В этом случае предполагается, что окружающий мир воссоздан из нашего разума, или может быть искажен внутри его.

В разных источниках, философия трактует термин солипсизма как:

  • Сомнение в верности окружающей действительности;
  • Отрицание внешнего с утверждением внутреннего созерцания;
  • Фактичность духовного лишь внутри Сверх я человека.

Вопрос солипсизма в философской доктрине:

  1. Ярким представителем солипсической точки зрения был парижский философ, врач и писатель Клод Брюне. В 1703 году он разрабатывал свой проект по метафизике и издавал по нему брошюры. Также частые публикации посвящались феноменологическому подходу исследования Х. Вольфом в 1719 году.
  2. Известные мыслители философии А. Шопенгауэр и М. Гарднер, наоборот, подвергали радикальный субъективный идеализм неоднократной критике, считая данный философский подход совершенным безумием. Но весомого обоснования своих утверждений они так и не привели.
  3. Последние работы отечественных исследователей В. Ю. Аргоновой и С. И. Атиной, были посвящены решению вопроса что такое солипсизм в объективной реальности. Их феноменологический подход к упрощению предметного мира, сводился к чистому сознанию трансцендентального разума. Но по мнению критика Гуссерля, проблема не получает детального заключения.

Что это солипсист и солипсизм?«Просвещённый» солипсизм:

Еще одну попытку раскрыть тему солипсизма взял философ Даниэль Колак. Свой взгляд он привел к открытому индивидуализму, считая все человечество одной и той же личностью. Идя вразрез с базовым фундаментом солипсизма, где основная мысль кроется в отрицании других «умов» и «разумных тел», автор признавал разумность физиологии человека.

Основные положения солипсизма в философии

1. Принятие всего на свой счёт

Человек мнит себя центром мира и склонен считать, что его касается все. Случайные обращения людей, различные надписи из информационных источников, вплоть до социального статуса людей. Случайно брошенные фразы также могут вызвать обиду. Зацикленность на самом себе дает повод не учитывать чувства и достоинство других. Считая себя исключительным, он способен быть оскорбительным.

2. Не замечать ничего вокруг

Человек видит только то, с чем непосредственно взаимодействует. При этом не учитывая этику и норму поведения, позволяет себе все что хочется

Он обратит внимание на то, что кому-то мешает, лишь в случае не многозначного замечания или грубости. Но в случае повторения подобных ситуаций, выводов не делает

Чтобы жить в мире и спокойствии, не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно заниматься своими любимыми делами и не мешать другим людям.

3. Всегда быть правым

Важно различать решительную уверенность в себе, от самоуверенности и банального самодурства. Иметь собственное мнение не менее важно, как и признавать свои ошибки

При отсутствии самокритики, оценки и анализа собственных действий и результатов, человек просто перестает развивать в себе личность и способности.

Веря в свою собственную непогрешимость, он может зайти далеко от реальности и оказаться на обочине жизненных обстоятельств.

4. Постоянные оправдания и позиция жертвы

Человек считает, что только он имеет право на самовыражение своей исключительности

Для него важно убедить все человечество в личной убежденности и видения вопроса. Любит находиться в центре внимания, бросая громкие слова и обещания, не выполняя их

Он находится в противостоянии и в постоянной борьбе с тем, что его не устраивает.

5. Считать себя умнее всех

Определяя себя специалистом в любом деле, человек не представляет, как могут обойтись без его помощи. Он позволяет себе вмешиваться в обстоятельства и ситуации других людей, оказывая непосредственное влияние на ход вещей и процессы. Охотно показывая свою экспертность, в чем он ни сколько не осведомлен, он активно помогает решать вопросы и всюду добавлять свои верные подсказки.

Переполняясь ощущениями собственной важности и незаменимости, ему кажется возможным исправить абсолютно любую ситуацию, при этом забывая про свою собственную ответственность. Следствием этого является то, что они не имеют собственного самоопределения, а значит, не уважает это и в других

Явное противоречие у такого человека состоит в двух противоположных умозаключениях. Уходя от ответственности за свои поступки, он чувствуют свою ответственность за все что происходит. Как следствие, возникает много беспокойства и суеты вместо основательности и конкретных результатов. При таком подходе, ситуация выглядит как постоянное перетягивание одеяла.

Ссылки

  • Карус, Тит Лукреций ( ок. 50 г. до н. Э.). De Rerum Natura [ О природе вещей ]. ISBN 84-85708-46-6.
  • Пик, Энтони (2006). Есть ли жизнь после смерти? . Arcturus – Foulsham (Европа), Chartwell Books (США). ISBN 0-7858-2162-7. Эта книга представляет собой интригующее и научно обоснованное обновление солипсизма, включающее последние открытия в квантовой физике, неврологии и исследованиях сознания.
  • Поппер, КР; Экклс, Дж. К. (1977). . Гейдельберг, Германия: Springer-Verlag. ISBN 0-387-08307-3.
  • Рассел, Бертран (1988) . Проблемы философии . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 0-7546-1210-4.
  • Рассел, Бертран (1995) . Анализ разума . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-09097-0.
  • фон Шуберт Зольдерн, Ричард (1982). Uber Transcendenz des Objects und Subjects . Лейпциг.
  • Витгенштейн, Людвиг (1974). Философские исследования . Блэквелл. ISBN 0-631-19064-3.
  • Вуд, бухгалтерская книга (1962). «Солипсизм». В Рунах (ред.). Философский словарь . Тотова, штат Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс и компания. п. 295.
  • Нагаи, Хитоши (1996). Философия для детей!, 『〈子 ど も〉 た め の 哲学』 . Токио, Япония: Коданша.