Смерть — это что? что такое смерть и как ее не бояться?

Эволюция понятия

У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. Также имелись и обряды поклонения смерти.

Говоря об изучении смерти, академик В. А. Неговский в «Очерках по реаниматологии» писал, что…

Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна её сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь.

Один из основателей экспериментальной патологии, стоявший у истоков танатологии, знаменитый француз Клод Бернар в «Лекциях по экспериментальной патологии» писал: «…Чтобы знать, как живут организмы животного, человека, необходимо видеть, как множество их умирает, ибо механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием механизмов смерти».

Альфред Нобель, учредитель Нобелевских премий, рекомендовал особое внимание обратить на изучение вопросов старения и умирания организма, фундаментальных проблем современной биологии и медицины.

Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании И. П. Павлова: «…Какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую» (И. П. Павлов, собрание сочинений, т. 1, с. 364).

Таким образом, уже в начале XX века смерть из мистической «вещи в себе» превратилась в объект научного поиска, требующий специальных исследований и анализа. Объект, который позволяет не только понять причины прекращения жизни, но и подобно Гераклу вступить в непримиримую борьбу со смертью и даже изучить саму жизнь, понять первоосновы, отличающие живые объекты от неживых.
Хотя первоосновы уже, в принципе, найдены — наличие ДНК в объекте определяет, живой он или нет.

Французский историк Ф. Арьес, анализируя происхождение массовых представлений о смерти, выделяет пять этапов в развитии представлений о ней:

  1. С архаических времён и вплоть до XI в. — «нормальное» (т. н. «прирученная смерть»). Представление о том, что все люди когда-нибудь умрут, то есть смерть — это обыденное, неизбежное явление, которое не вызывает особого страха. Умершие рассматривались как уснувшие («усопшие») «до конца времён». Поэтому кладбища были не только местами захоронения, но и местами жизни (местом собраний, встреч и т. д.).
  2. Начиная с XII века — «смерть своя» (la mort de soi). Это представление о смерти появилось под влиянием роста индивидуального сознания и утверждения в обществе между XI и XIII столетиями идеи Страшного Суда. Значение ритуалов, связанных с предсмертным состоянием и захоронением, возрастает. Близость живых и умерших прекращается — кладбища выносят за городскую черту (территорию живущих). Вместе с тем, смерть находит активное выражение в искусстве.
  3. В эпоху Просвещения — «смерть далёкая и близкая» (la mort longue et proche). Смерть представляется как нечто дикое, необузданное. Это реакция на утрату механизмов защиты от природы.
  4. В эпоху романтизма — «смерть твоя» (la mort de toi). Смерть другого человека переживается тяжелее, чем близость собственной смерти. Феномен смерти эстетизируется.
  5. В XX веке — «смерть перевёрнутая» (la mort inversee). Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур). Трупам умерших стараются придать вид, похожий на живых.

Есть ли жизнь после смерти?

В разных религиях и культурах есть похожие и не похожие друг на друга мнения о жизни после смерти.

Как правило, загробную жизнь делят на «хорошую» и «плохую». Например, в христианстве хорошая часть жизни – рай, в котором цветут прекрасные сады и люди любят друг друга просто за то, что они есть. А плохая часть – ад, в котором грешники варятся в адском котле.

Но не только «ад» и «рай» существуют в сознаниях людей. Рассмотрим и другие варианты:

  1. Реинкарнация. Данный вид представлений о мире был сформирован еще до нашей эры. Его приверженцами были такие великие ученые как Пифагор, Сократ, Аристотель. Суть данного видения заключается в том, что человек верит в перерождение после смерти в кого-либо, например, в животное или в другое человекоподобное существо. Жители некоторых поселений считают, что души праотцов вселяются внутрь младенцев;
  2. Вечная жизнь. В некоторых религиях существует мнение, что после смерти душа человека покидает тело и продолжает свои скитания по миру. Если человек прожил хорошую жизнь, ходил в церковь и не делал людям зла – душа имеет возможность найти вечное упокоение или продолжить свое существование в другом теле. Если же человек много вредил близким и просто окружавшим его людям, увы, душа будет обречена на вечные скитания без связи с Богом и другими высшими расами;
  3. Перерождение. Очень схоже с реинкарнацией, но при перерождении вы сохраняете память о прошлой жизни. Возможно, вы переродитесь в виде ребенка и совершенно в другой стране. Ваша память будет слегка повреждена ввиду языковых особенностей. Данное явление подтверждают некоторые дети, которые помнят своих бывших родственников из разных уголков планеты.

Итак, вполне вероятно, что жизнь после смерти существует и проявляется она в разных видах. К сожалению, наукой до сих пор не была доказана точность хоть одной из теорий, а значит доверять предоставленным данным или нет, выбирает сам человек.

Но некоторые кинорежиссеры постарались воссоздать примерные события после смерти человека.

Понятие смерти в религии

Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве).

  • Реинкарнация в индуизме предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавадгита, II.22).
  • О реинкарнации также идёт речь в почитаемом буддистами «Тибетской книге мёртвых», служащей своего рода инструкцией для умирающих.[источник не указан 126 дней]
  • В буддизме существует, однако, Анатмавада — доктрина, согласно которой душа не существует.
  • В христианстве смерть — это следствие грехопадения человека. Согласно поучениям христианских святых смерть бывает телесной (прекращение жизнедеятельности тела) и душевной (нечувствие души при живом теле). Кроме того, для бессмертной души смерть — это ещё и граница между земной жизнью и небесной. Поэтому многие христианские мученики принимали свою смерть с радостью — для них день смерти на земле становился днем рождения на небесах. В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. ).
  • Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.
  • В исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определён либо в ад, либо в рай.

Смерть святых

  • В христианстве и некоторых других религиях существует представление о том, что смерть праведных, святых людей может быть связана с особыми обстоятельствами. К примеру, смерть Еноха и Илии согласно Библии отсрочена и произойдет незадолго до Страшного Суда, а сами они живыми вознесены на небо. Другой пример: св. Лазарь, умирал дважды (в первый раз — был воскрешен Иисусом Христом через несколько дней после смерти). Кроме того, останки некоторых святых — мощи — могут проявлять необычные свойства (благоухать, мироточить и т. п.).
    • Вознесение Господне
    • Вознесение Богоматери
    • Вознесение Бахауллы празднуется 29 мая См. Календарь бахаи
    • Вознесение Абдул-Баха празднуется 28 ноября См. Календарь бахаи
    • Успение Богородицы
    • Мощи

Смерть и воскрешение

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира

Во многих религиях описываются случаи чудесного воскрешения после смерти.

В Библии описано девять случаев воскресения после смерти:

Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря

  • Воскрешение отрока Ильёй. (3 Цар. )
  • Воскрешение ребёнка Елисеем. (4 Цар. )
  • Воскрешение человека от прикосновения к костям Елисея. (4 Цар. )
  • Воскрешение дочери Иаира Иисусом. (Марка. )
  • Воскрешение Иисусом сына вдовы у ворот Наина. (Лк. )
  • Воскрешение Лазаря Иисусом. (Иоан. )
  • Воскресение Иисуса Христа
  • Воскрешение Тавифы Петром. (Деян. )
  • Воскрешение Евтиха Павлом. (Деян. )

Русский философ Н. Ф. Фёдоров проповедовал, что человечество само должно научиться тому, как воскресить всех когда-либо живших людей, благодаря дальнейшему развитию научно-технического прогресса[источник не указан 2206 дней].

Что такое летаргический сон

Современная медицина знает десятки разных способов точной диагностики смерти. Но страх ошибиться в этом вопросе толкал врачей на разработку новых методов. В медицинской практике существует только один случай, когда подтвердить достоверность смертельного диагноза практически невозможно. Это мнимая смерть или летаргический сон.

Официальная медицина считает это тяжелым заболеванием, но до конца объяснить этот феномен не в силах. Отличить мнимую смерть от настоящей довольно трудно. Сердце уснувшего вместо обычных семидесяти, восьмидесяти ударов в минуту делает лишь два, три еле ощутимых ударов. Дыхание сокращается до одного, двух вдохов в минуту. В нормальном состоянии человек делает шестнадцать, восемнадцать вздохов. Все функции организма замедляются приблизительно в двадцать, тридцать раз.

В истории немало примеров, когда врач, не обнаружив признаков жизни у пациента уснувшего летаргическим сном, диагностировал смерть. Тогда человека хоронили заживо. Например, знаменитый итальянский поэт Франческа Петрарка очнулся от летаргического сна на собственных похоронах. Некоторые ученые утверждают, что из всех похороненных за десять лет людей – двадцать пять процентов просто заснули летаргическим сном.

Еще один феномен на грани жизни и смерти – медитация. Это практика духовного освобождения получила распространение в индийской йоге и буддизме. Глубокая медитация может замедлять обменные процессы внутри организма, понижать кровяное давление и даже ослаблять сердцебиение. Транс, в который впадает человек, находящийся в глубокой медитации, по всем физическим признакам похож на летаргический сон.

В отличие от буддийских монахов большинство людей всегда боялись смерти. В психотерапии существует целое направление, которое изучает этот страх – танатотерапия. При одной только мысли о смерти у человека начинается что-то вроде панической атаки, после которой он замыкается и подсознательно начинает задавать себе вопросы: зачем что-то начинать, если это все равно закончится? Зачем жить если я все равно умру?

В представлении большинства мировых религий смерть приходит за человеком в образе ангела. Люди верили, что смерть всегда приходит рука об руку с судьбой. Наверное, поэтому человек ощущает неизбежное приближение своего конца.

Современный человек боится и не хочет знать день своей смерти. Неведение дает надежду на то, что смерть ему не грозит. Потому боятся ее не стоит, по крайней мере, пока. Но некоторые люди все же стремятся узнать о дне своей смерти. Кто-то хочет заранее приготовиться к ней, исповедаться, причастится; другие, чтобы успеть привести свои дела в порядок. Однако есть и обратная сторона медали. Зная о дне своей смерти, человек невольно начинает испытывать чувство приговоренного к казни. Вот я еще на один день ближе к ней.

Основные этапы

Духовная составляющая гибели человека ясна. Теперь попробуем выяснить, что такое биологическая смерть. Медики выделяют несколько стадий процесса умирания:

  1. Предагональное состояние. Длится от десятка минут до нескольких часов. Человек заторможенный, сознание неясное. Может отсутствовать пульс на периферических артериях, при этом прощупывается только на бедренной и сонной. Наблюдается бледность кожных покровов, присутствует одышка. Предагональное состояние заканчивается терминальной паузой.
  2. Агональный этап. Дыхание может прекращаться (от 30 секунд до полутора минут), артериальное давление падает до нуля, угасают рефлексы, в том числе и глазные. В коре головного мозга происходит торможение, функции серого вещества постепенно отключаются. Жизнедеятельность становится хаотичной, организм перестаёт существовать как единое целое.
  3. Агония. Длится всего несколько минут. Предшествует клинической смерти. Это последний этап борьбы человека за жизнь. Все функции организма при этом нарушены, отделы центральной нервной системы, расположенные выше ствола мозга, начинают тормозить. Иногда появляется глубокое, но редкое дыхание, происходит отчётливое, но кратковременное повышение давления. Сознание и рефлексы отсутствуют, хотя могут ненадолго возобновиться. Со стороны кажется, что человеку становится лучше, но подобное состояние обманчивое – это последняя вспышка жизни.

Затем следует клиническая смерть. Хотя это и последний этап умирания, он обратимый. Человека могут вывести из указанного состояния или же он самостоятельно возвращается к жизни. Что такое клиническая смерть? Детальное описание процесса изложено ниже.

Смерть в искусстве и литературе

И может быть, на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной

Пушкин

Смерть в изобразительном искусстве

Камилла Моне на смертном одре. Клод Моне 1879 г.

В живописи и графике существует целое ответвление портретного жанра — «портрет на смертном одре». Чаще всего на портретах изображались умирающие или умершие члены семьи художника, а также царственные или известные персоны: монархи, поэты, композиторы и др.

  • Иван Никитин. Пётр I на смертном ложе, 1725
  • И. Н. Эндер. Наполеон II на смертном одре, 1832
  • Аполлон Мокрицкий. Пушкин на смертном одре, 1837
  • М. Штоль. Портрет Н. В. Шаховской на смертном одре, 1847
  • Неизвестный художник вт. пол. XIX в. Портрет торопецкой купчихи на смертном одре.
  • Иван Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен», 1877—1878
  • Клод Моне. Камилла Моне на смертном одре, 1879
  • Константин Маковский. Портрет Александра II на смертном ложе, 1881
  • Э. К. Липгарт. И. С. Тургенев на смертном одре, 1885

Проблема смерти завораживала художников позднего средневековья. Часто она представала в антропоморфном образе. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения Пляски Смерти и более редкие, характерные больше для Северной Европы, изображения Смерти, играющей в шахматы.

В скульптуре обычай снимать с покойников посмертные маски существует очень давно и ведет свою историю от погребальных масок, не требовавших сходства с покойником. Кроме портретов, маски используются для создания бюстов, памятников и надгробий.

С развитием фотографии функцию посмертного портрета стала выполнять фотография post mortem.

Смерть в музыке

Образ Смерти, сметающей всё на своём пути, является основой «Пассакальи о жизни», приписываемой, хотя и без достаточных на то оснований, итальянскому композитору Стефано Ланди (1587—1639).

Особенно широко образ смерти представлен в рок- и байк-культуре: различные изображения черепов.
Но особенно стоит выделить жанр музыки дэт-метал (смертельный металл), названный так в честь одного из родоначальников данного направления — группы Death. Особенно темы смерти были характерны для творчества групп, игравших в данном музыкальном стиле в конце 80-х — начале 90-х годов XX века.

Также темы смерти не чужды для Трэш-метала и Хэви-метала.

Образ смерти

Образ смерти, выкашивающей смертельно больных холерой. Обложка журнала начала XX века

В искусстве образ смерти чаще всего представляют в виде костлявого существа (живого скелета) в чёрном балахоне с косой. В Европе до Раннего Средневековья и начала монополии христианской церкви в вопросах погребения, индивидуализации смерти и превалирования христианских ритуалов над народными обрядами покойников изображали в виде иссушённых, обескровленных трупов. Постепенное усиление темы страха смерти и загробной жизни, призывов к покаянию, распространение макабра превратили образ смерти из высохшего тела в зловещий остов, живой человеческий скелет.

Поэт конца XIX — начала XX века Максимилиан Волошин в стихотворении «Мятеж» писал:

Чтобы не дать материи изникнуть,
В неё впился́ сплавляющий огонь.
Он тлеет в «я», и вещество не может
Его объять собой и задушить.
Огонь есть жизнь.
И в каждой точке мира
Дыхание, биенье и горенье.
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье —

Творящий ритм мятежного огня.

Духовная смерть

В литературе, искусстве и религии имеется понятие духовной смерти — психической деградации личности. Примеры:

  • Живой труп, пьеса Льва Толстого
  • Мертвые души — Гоголь
  • Библиография Ф. М. Достоевского
  • Живой труп (фильм, 1968), фильм по пьесе

Почему биологическая смерть неизбежна?

Смерть создает пространство для новых вещей. Это утверждение также верно для человеческого организма, который состоит из миллиардов клеток, которые делятся каждый день и таким образом обеспечивают рост. У живых организмов есть очень эффективный метод уничтожения лишних или потенциально опасных клеток, таких как вирусы или раковые клетки: запрограммированная гибель клеток — когда старые ячейки заменяются новыми, идентичными ячейками. Но со временем деление клеток замедляется и останавливается. Ответственность за это, вероятно, несут теломеры — концевые участки хромосом: если путем деления клеток теломеры укорачиваются, то в конечном итоге клетки перестают делиться, в результате старые клетки не умирают. Сегодня ученым известно, что чем короче теломеры, тем быстрее наступает старение организма. Это происходит даже несмотря на существование теломеразы — фермента, который может обеспечить продолжение клеточного деления. Дело в том, что теломераза также может ускорить развитие рака и по этой причине фермент активен только в нескольких клетках.

Смерть - это что? что такое смерть и как ее не бояться?

На самом деле все в нашей Вселенной не существует вечно — даже звезды имеют свой жизненный цикл

Выходит, процесс физического старения заканчивается отказом нескольких органов: сердечно-сосудистая система, легкие и мозг не функционируют. С медицинской точки зрения, существуют различные типы смерти: «клиническая смерть», при которой сердечно-сосудистая система выходит из строя, пульс и дыхание прекращаются, органы больше не снабжаются кислородом и питательными веществами. В случае клинической смерти сердечно-легочная реанимация все еще возможна и часто оказывается успешна. Однако в случае смерти мозга, реанимация невозможна.

Что делать?

Мы выяснили, что клиническая смерть – это самая последняя стадия перед окончательной гибелью физического тела. Её длительность напрямую зависит от характера болезни или травмы, которые привели к такому состоянию, а также от течения и сложности этапов, что ей предшествуют. Так, если предагональный и агональный периоды сопровождались осложнениями, например, сильным нарушением кровообращения, то длительность клинической смерти не превышает 2 минут.

Смерть - это что? что такое смерть и как ее не бояться?

Не всегда удаётся зафиксировать и точный момент её наступления. Только в 15% случаев опытные врачи знают, когда она началась, и могут назвать время перехода клинической смерти в биологическую. Поэтому если у пациента отсутствуют признаки последней, например, трупные пятна, то можно говорить об отсутствии фактической гибели физического тела. В этом случае нужно без промедления приступать к реанимационным мероприятиям: искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. Медики говорят, если вы обнаружили человека, у которого отсутствуют признаки жизни, то последовательность ваших действий должна быть следующей:

  1. Констатируйте отсутствие реакций на раздражители.
  2. Вызовите скорую помощь.
  3. Уложите человека на ровную твёрдую поверхность и проверьте проходимость дыхательных путей.
  4. Если больной самостоятельно не дышит, сделайте искусственное дыхание рот в рот: по два медленных полных вдоха.
  5. Проверьте наличие пульса.
  6. Если пульса нет, делайте массаж сердца, чередуя его с вентиляцией лёгких.

Продолжайте в таком духе, пока на вызов не приедет реанимационная бригада. Квалифицированные врачи проведут все необходимые мероприятия по спасению. Зная на практике, что такое смерть человека, они диагностируют её только тогда, когда все способы окажутся бессильными, и пациент не будет дышать определённое количество минут. После их истечения считается, что клетки мозга начали умирать. А так как этот орган – фактически единственный незаменимый в организме, медики фиксируют время смерти.

Каково это — умереть?

Результаты исследования Джимо Борджигина и его коллег из Мичиганского университета, опубликованного в PNAS, могут помочь объяснить, что происходит в мозге непосредственно перед смертью. В ходе исследования ученые вызвали остановку сердца у крыс во время измерения электрической активности в мозге с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). То, что они обнаружили, было поразительно: перед смертью активность мозга на определенной частоте, называемой гамма-диапазоном, увеличилась более чем в два раза по сравнению с тем, когда животные были живы. В течение многих лет гамма-колебания считались признаком сознания человеческого мозга. Считается, что волны активности в гамма-диапазоне появляются, когда мы предаемся воспоминаниям и осознаем происходящее вокруг нас. Но могли ли крысы находиться в подобном сознательном состоянии непосредственно перед смертью?

К сожалению, точного ответа на этот вопрос сегодня не существует. Дело в том, что корреляция — не то же самое, что причинность. Как бы ни было заманчиво установить связь между этими всплесками нейронной активности и сознания, существуют как минимум две проблемы. Во-первых, мы не знаем, воспринимают ли крысы сознание так же как мы. К тому же, мы не знаем, что это за мозговая активность. Во-вторых, даже если крысы находятся в сознании, мы не можем сделать вывод о том, что эти всплески активности отражают сознание, исходя только из мозговой активности.

Смерть - это что? что такое смерть и как ее не бояться?

Скорее всего, сознание умирает вместе с мозгом

Но почему мозг устраивает такое шоу непосредственно перед смертью? Отражает ли это попытку понять необычные внутренние сигналы или же это просто механизм преодоления стресса? Исследователи старались исключить боль в качестве объяснения полученных результатов. В ходе исследования они обнаружили те же всплески активности, когда смерть наступала безболезненно с использованием углекислого газа, а не искусственной остановки сердца. Однако чтобы получить точные ответы, вероятно, потребуется провести аналогичные исследования на людях. Один из таких подходов заключается в регистрации ЭЭГ у пациентов во время смерти.

Другой подход может заключаться в том, чтобы вызывать похожие всплески гамма-активности у людей в моменты бодрствования и проверять уровень сознания. Как сообщил нейрофизиолог Кардиффского университета Дэйв МакГонигл изданию The Guardian, проверка того, может ли околосмертный опыт быть вызван нейростимуляцией — с помощью экспериментов, которые вызывают увеличение гамма-синхронизации у людей — может оказаться путаницей между корреляцией и причинностью.

Понятие смерти в философии

Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни[источник не указан 2393 дня]. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и неживое, выживание и не выживание — это две стороны единой окружающей нас природы. Нам на Земле известен только один вариант жизни — жизнь белковых макромолекул. С другими вариантами мы сталкиваемся только при чтении фантастической литературы, где можно встретить жизнь на основе кремнийорганических соединений, энергетических полей и тому подобное.

Попытки учёных, верящих в возможность однозначного отражения феномена реальности в каком-либо языке, определить принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно.

В XIX веке француз Танглю определял смерть как общее свойство всех живых[источник не указан 2575 дней]. Один из основоположников танатологии М. Ф. К. Биша говорил, что жизнь — это совокупность явлений, противящихся смерти. Классики диалектического материализма подвергли эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы. Так, Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал, что «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путём питания и выделения» и далее сформулировал следующий тезис: «Жить — значит умирать». Но если сопоставить представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы. Все они считали свой субъективный язык единственно возможным инструментом описания реальности.

Совершенно иной взгляд на смерть имел философ Артур Шопенгауэр, который создал теорию палингенезии, представляющую собой философскую альтернативу религиозной реинкарнации.

С другой стороны некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения. Это имеет отношение ко всем авраамическим религиям, к религии Древнего Египта.

Среди современных философов вопросами смерти занимается, например Шелли Кейган, посвятивший ей курс в Йельском университете.

Смерть в глазах ребёнка

Тема смерти всегда была интересна детям. Малыши начинают бояться этого явления в 4–5 лет, когда уже потихоньку осознают, что это такое. Кроха переживает, чтобы не умерли его родители и другие близкие люди. Если же трагедия произошла, то как объяснить ребёнку, что такое смерть? Во-первых, ни в коем случае не утаивайте этот факт. Не нужно врать, что человек уехал в длительную командировку или лёг в больницу на лечение. Малыш чувствует, что ответы неправдивы, и чувство страха у него ещё больше усиливается. В будущем, когда ложь выплывет, кроха может сильно обидеться, возненавидеть вас, получить серьёзную психологическую травму.

Смерть - это что? что такое смерть и как ее не бояться?

Во-вторых, можете взять малыша в церковь на отпевание. А вот на самих похоронах ему пока что лучше не присутствовать. Психологи утверждают, что процедура будет тяжело восприниматься неокрепшей детской психикой и приведёт к стрессу. Если умер кто-то из очень близких для малыша родственников, он должен что-то сделать для усопшего: поставить свечу, написать прощальную записку.

Как объяснить ребёнку, что такое смерть близкого человека? Скажите, что теперь он отправился к Богу на небеса, где превратился в ангела, и отныне будет охранять малыша. Как вариант, возможен рассказ о трансформации души усопшего в бабочку, собачку или новорождённого младенца. Брать ли кроху на кладбище после похорон? Какое-то время оградите его от таких посещений: это место очень мрачное, и его посещение негативно отразится на психике ребёнка. Если же он пожелает «поговорить» с покойником, отведите его в церковь. Скажите, что это именно то место, где можно мысленно или вслух пообщаться с тем, кого уже с нами нет.

Как не бояться смерти?

Большинство людей перед смертью боятся боли. Нет никаких оснований ожидать, что физический процесс умирания очень болезненный. Возможно, это также связано со страшным непониманием кажущегося загадочным процесса, посредством которого сознание, являющееся нашим «я», угасает или исчезает.

Давайте сначала разберемся со страхом мучительной смерти. Мы все боимся боли. У всех нас был большой опыт физических увечий на протяжении жизни. Все это заставляет нас бояться посмертной болезненности.

Физическая боль возникает из-за повреждения нашей живой ткани. Поскольку смерть — это окончательное разрушение наших живых тканей, мы, естественно, предполагаем, что смерть должна быть чрезвычайно болезненным процессом. Поскольку никто из умерших не может сказать нам, каково это было физически, у нас, естественно, есть огромный страх умереть.

Причины смерти

Люди в разных уголках мира умирают от разных причин. Например, жители бедных жарких стран все больше и больше умирают от вируса иммунодефицита человека, в то время как в богатых странах смертность от этих болезней крайне мала. Немало холодных стран, в которых развиваются болезни, не имеющие возможности выжить в условиях жаркого климата. Но умирают не только от вирусов. Причины смерти:

  1. Смерть от старости. Также данный вид обычно называют естественным уходом из жизни. Происходит по достижению человеком определенного возраста, в котором естественные процессы начинают замедляться и начинается процесс смерти;
  2. Рак, ВИЧ и другие неизлечимые болезни. Эти болезни либо не поддаются лечению, либо лечатся долго и тяжело, с использованием дорогостоящих препаратов и редкого оборудования;
  3. Убийство или самоубийство. Смерть от чьей-либо руки, либо от самого себя соответственно. Как правил, преднамеренное убийство происходит мгновенно (к примеру, если человеку пускают пулю в висок, он не мучается);
  4. Эвтаназия. Специальная вакцина, которая умерщвляет человека. Согласуется с врачом и, как правило, используется при тяжелых неизлечимых болезнях для снятия боли и комфортной смерти;
  5. Голод. В бедных странах люди часто умирают от голода. Точнее сказать не от голода, а от заболеваний, которые он вызывает: булимия, анорексия, рахит из-за недостатка питательных веществ.

Конечно же люди хотят верить, что после смерти есть жизнь. Рассмотрим несколько теорий, свидетельствующих о возможных исходах после смерти.

Что такое смерть?

Мир устроен так, что все живущие в нём существа проходят через несколько этапов: рождение (появление, возникновение), рост и развитие, расцвет (зрелость), угасание (старение), гибель. Подобные циклы проходят даже представители неживой природы: звёзды и галактики, например, а также различные социальные объекты – организации и державы. Одним словом, ничто в физическом мире не может существовать вечно: всё имеет логическое начало и не менее уместный конец. Что уже говорить о живых тварях: насекомых, птицах, зверях и человеке. Они устроены так, что организм, поработав определённое количество времени, начинает изнашиваться, и прекращает свою жизнедеятельность.

Смерть - это что? что такое смерть и как ее не бояться?

Смерть – это завершающий этап жизни, который становится последствием глубокого, сильного, необратимого нарушения функций жизненно важных органов. Если она наступает из-за естественного изнашивания тканей, старения клеток, то называется физиологической, или естественной. Человек, прожив долгую и счастливую жизнь, однажды засыпает, и больше не открывает глаза. Такая смерть считается даже желанной, она не приносит умирающему ни боли, ни страдания. Когда же конец жизни стал результатом неблагоприятных обстоятельств и факторов, то можно говорить о патологической смерти. Она наступает из-за травмы, асфиксии или кровопотери, к ней приводят инфекции и болезни. Иногда смерть имеет массовый характер. Например, в XIV веке всю Европу и Азию накрыла пандемия бубонной чумы. Что такое чёрная смерть? Это именно тот страшный мор, пандемия, которая за два десятилетия забрала жизни 60 миллионов людей.

Клиническая смерть — что это?

Клиническая смерть – это термин, обозначающий прекращение кровообращения и дыхания, две самых необходимых функции для поддержания жизни человека и многих других организмов. Такая смерть происходит, когда сердце перестает биться в обычном ритме. Термин также иногда используется в заключении врача.

Прекращенное кровообращение исторически оказалось необратимым в большинстве случаев. До изобретения сердечно-легочной реанимации (СЛР), дефибрилляции, введения адреналина и других методов, вылечить клиническую смерть было невозможно. В 20-м веке отсутствие кровообращения (и жизненно важных функций, связанных с ним) считалось официальным определением смерти.

С появлением новых технологий для лечения остановка сердца стала называться клинической смертью, а не просто смертью. Было необходимо ввести новый термин, так как появилась возможность исцелить человека с данной болезнью. В начале клинической смерти сознание теряется в течение нескольких секунд.

Измеряемая активность мозга прекращается в течение 20-40 секунд. Нерегулярное удушье может произойти в течение этого раннего периода времени, и иногда спасатели ошибочно принимают его за признак того, что СЛР не требуется. Во время клинической смерти все ткани и органы в организме постоянно накапливают тип травмы, называемой ишемическим синдромом.

Отношение к смерти у разных народов

Наши предки к смерти тоже относились по-разному. Европейцы ее боялись. В обществе даже разговоры о смерти считались неприемлемыми. А вот на востоке и жили дольше и боялись меньше. Умирание воспринимали как неизбежную часть жизни. Было спокойнее и удобнее не бояться смерти, чем ее бояться.

В Японии для самураев смерть была смыслом всей жизни. Так велел кодекс воина. И обряд самоубийства “сепуку” не только не считался грехом, а был привилегией самурая. Такая смерть требовала от воина большого мужества и выдержки, так как брюшная полость одно из наиболее чувствительных мест тела человека. Там расположено большинство нервных окончаний. Именно поэтому самураи, считавшие себя самыми смелыми, хладнокровными и волевыми людьми Японии, отдавали предпочтение этому мучительному виду смерти. В последний путь самурая провожали в национальной одежде и обязательно с мечом, которым он совершил ритуальное самоубийство.

Восточная культура лояльнее всего относится к самоубийствам. Именно у них добровольный уход из жизни считается не грехом, а подвигом. Понятие камикадзе, или божественный ветер, появилось в Японии еще в тринадцатом веке. Это были военные отряды, которые были готовы добровольно отдать свою жизнь ради государственных интересов и императора.

Вообще похоронные обряды должны были облегчить умершему переход в иной мир. Племена в латинской Америке, устраивали для покойного настоящий карнавал. Чучелами животных и птиц украшали гроб покойного, а в последний путь его провожали ритуальными танцами.

Индусы свято верят в идею реинкарнации. Индусы с самого рождения готовят себя к смерти. Чтобы быть сожженным на ритуальном костре, индусу приходится копить всю жизнь. Тела сжигают на поленьях из особого дерева – баньяна; килограмм его стоит около ста рупий. Чтобы сжечь тело надо около ста килограммов дерева. Сжигание после смерти, как и веру в реинкарнацию, признают в индуизме и буддизме. Ислам реинкарнацию отвергает. В христианстве отношение к реинкарнации иное. Люди верят не в перерождение, а в бессмертие души.