Сирены

Кто такие морские сирены, как они произошли

Сирена – это мифическое существо, соединяющее в своем образе красоту и коварность морских просторов. Они такие же непредсказуемые, как и водная гладь, которая, на первый взгляд, может казаться мелью, а на самом деле, полна подводных рифов или, наоборот, черная глубина, которая может оказаться заросшей водорослями мелью.

Сирены

В мифах рассказывается о двух внешних обликах этих морских красавиц. Одни легенды о сиренах говорят, что это полу-девушки, полуптицы, а другие настаивают на том, что сирены – родственницы русалок, которые обладают такой же завораживающей девичьей красой и длинным рыбьим хвостом.

Всеми известная «Одиссея» рассказывает о существовании двух сказочных монстров, однако автор (Гомер) не называет их имена. В более поздних источниках уже упоминается и третья красавица. Эти волшебные создания, как и все смертные, носили имена. Их звали Персинойя, Аглаоа и Тескепия, соответственно старшая, средняя и младшая сестры. Каждая из них имела свой особенный дар: одна завораживала путников, играя на кефаре, средняя приманивала добычу прекрасным голосом, а младшая обладала талантом игры на флейте. Сирен в мифологии можно встретить и под другими именами. Так старшую называли Парфенопой, среднюю – Лигейей, а младшую – Левкосией.

Сирены

Нет достоверных сведений, кто мог быть родителем этих страшных созданий. Если верить одним сказаниям, то их родительницей была одна из трех главных муз, по другим версиям – Богиня хаоса Кета, третьи же называли их матерью Стеропу. По поводу отца также нет конкретного ответа: одни считали, что это был Ахелой, другие же – Форкий.

Каждый из возможных родителей, которых можно встретить в мифах о сиренах, также имеет свою интересную историю и предпосылки к порождению этих водных чудовищ.

Сирены

К примеру, Форкий, морской подземный царь, который правил океанскими просторами до появления Посейдона, был очень жестоким и недолюбливал людей. Ради забавы он, вместе со своей властной женой Кетой, могли поиздеваться над смертными с помощью водяных монстров. Эти ужасные божества являются создателями таких чудовищ, как Ехидна, Ладон (100-главый дракон), горгон, гесперид. Поэтому, вполне вероятно, что создание смертельных певиц – их рук дело.

Если говорить об Ахелойе (властелине рек), он был менее жестоким, чем два предыдущих «кандидата в родители». Он стал одним из героев мифа про Геркулеса. Там бог предстал в образе быка, которого поверг герой ради спасения прекрасной девушки. Если верить одним источникам, то благодаря союзу Мельпомены с речным божеством и появились поющие русалки.

Сирены

Форкий, так же, как и Ахелой, умел менять внешность. Возможно, именно поэтому так разняться описания морских сирен в различных источниках, ведь оба из предполагаемых отцов были оборотнями. Легенды, появившиеся после «Одиссеи», описывают океанских чудищ, как сладкоголосых девушек, обладающих крыльями, как русалок с волшебными голосами, как существа с птичьим телом, но головой женщины. Один из отцов дал существам свой ужасный, злобный, жестокий, кровожадный характер, а мать одарила их талантом.

Сирены

Можно встретить версию, что сирен прокляли и поэтому они остались наполовину в человеческом обличии, а на половину в животном. Согласно одному сказанию, морские певицы не смогли защитить Персефону от Аида, а после ее исчезновения, не предпринимали попыток найти свою покровительницу. За такую безответственность мать Персефоны Деметра «наградила» нерадивую свиту своей дочери проклятьем.

Согласно другой версии, девушки все же пытались найти свою госпожу, что было не по нраву Зевсу, который был не против кражи Персефоны. Чтобы избавиться от сирен, боги осуществили превращение красавиц в птиц.

Еще по одной версии, морские красавицы сами возжелали принять такой облик.

Символика образа в разное время

В средние века

В Средние века на арену вышло Христианство и большинство греческих и римских легенд было переосмыслено и переиначено на новый лад. Не обошло это и мифы о сиренах.

Авторы нового толкования провели прямую параллель между Одиссеем и Христом, а мачту, к которой тот был привязан, сравнили с крестом, на котором был распят Спаситель. Сиренам досталось роль метафорически выраженных плотских желаний и соблазна.

Веревки и цепи, сковывающие героя, — это вера, сила которой помогла ему удержаться от соблазна.

В современной культуре

Образ мистических существ не остался без внимания и в современной культуре. Несмотря на то, что вера в греческие мифы давно канула в Лету, сирены все еще притягивают к себе интерес современного человека.

История о морской нечисти не так давно была блестяще обыграна в американском фильме ужасов 2018 года «Сирена». А в 2006 году вышел одноименное, не менее захватывающее кино про это мифическое существо от японского режиссера Юкихико Цуцуми.

В 2002 году идея существования звонкоголосых полуженщин-полуптиц, одним лишь звуком своего пения способных свести с ума сотни моряков, была интересна обыграна в триллере Лафлэнда «Сирены».

Древнегреческие нимфы привлекают внимание не только режиссеров, но также художников и музыкантов по всему миру. Например, в 1999 году живописец Владимир Овчинников посвятил им целую серию работ

А в 1900 году композитор Клод Дебюсси использовал образ сирен во второй части своего триптиха «Ноктюрны».

Превращение


Э. Армитидж: «Сирены».

В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели последний облик.

Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.

По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.

Сирены и мореплаватели

Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.

В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее.

Сирены в Средние века

С началом средневековья в античное виденье мироздания и его чудовищ вмешалось христианское видение. Гомеровские мифы стали восприниматься с точки зрения католиков, видевших во всем библейские каноны и трактовки. Изменилось восприятие и каноничного мифа об Одиссее.

В «Физиологе», самом первом труде, с которого после писались позднейшие бестиарии, из гомеровского текста заимствован эпизод с сиренами. Автор переписал его по-своему:

Таким образом, автор сделал вывод, что двоедушные люди коварны во всём. И те, что пришли к церкви, но не удалились от своих грехов, подобны сиренам. Ласковыми словами грешники обманывают легковерных и ведут их на гибель.

Одиссея средневековые авторы сравнили с Христом, а мачту, к которой он был привязан, с крестом. Корабль стал аллегорией церкви, сирены — плотских желаний. Их сладкие песни выражали мирские блага, губительные для души. Лишь веревки, символизирующие веру, смогли удержать Одиссея от впадения в грех и вечных мук в посмертии. Три сестры-сирены стали выражением алчности, гордыни и распутства. Игнорируя описания Плиния и Овидия, средневековые монахи лишили сирен крыльев и птичьих лап, наградив рыбьими хвостами. «Небесное» прошлое дев оказалось забыто.

Список сирен

  • Аглаопа (Аглаофона/Аглаофема) («с искрящимся голосом»). Сирена. Дочь Ахелоя и Мельпомены.
  • Ахелоиды. Прозвище сирен.
  • Левкосия. Одна из сирен. Её именем назван остров напротив мыса Сиренусс. Её тело выброшено на берег у Посейдонии.
  • Лигейя. Сирена, её тело выброшено на берег у Терины в Бруттии.
  • Молпа (Мольпа, «Пляска»). Согласно Гигину, одна из Сирен: дочь Ахелоя и Мельпомены.
  • Парфенопа (Парфенопея). Сирена. Её могилу показывали в Неаполе, который называли «постройка сирен».
  • Писиноя (Пейсиноя). Сирена, дочь Ахелоя и Мельпомены.
  • Фелксиопа (Телксиопа). «услаждающая взор». (или либо Фелксиепия). Сирена. Дочь Ахелоя и Мельпомены.

Этимология названияПравить

Сирены — в древнегреческой мифологии демонические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя птичьей.

Сирены олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Унаследовали от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».

Отцом сирен считали морского бога Форкия, или они — дети Ахелоя и: либо одной из муз (Мельпомены, или Терпсихоры, или Каллиопы), либо Стеропы (дочери Порфаона), либо Геи, либо Кето.

В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели последний облик.

Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.

Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.

В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в «Одиссее». Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы, либо сбросили перья и утопились.

Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.

Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.

Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».

В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.

Согласно описанию Гомера, сирен было две. Он рассказывает о них в двойственном числе, но имен не приводит. Позднее называли трёх сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия. Одна из них играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте. Помимо музыки, сирены завораживали моряков своим взглядом.

В других мифах называются имена сирен Парфенопа, Лигейя и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы.

Музу Сирену упоминал Алкман.

Легенда о мореплавателях

Согласно древнегреческой мифологии, сиренам была предсказана гибель от рук мореходов, которые смогут проплыть мимо острова и не соблазниться их сладким пением. Все моряки знали о страшной угрозе, затаившейся между Сциллой и землями Цирцеи, и искали любые обходные пути этого маршрута.

Остров сирен был покрыт кожей и костями любопытных путников. Скалистое основание всегда прикрывал густой туман и разглядеть угрозу было нереально.

Лишь дважды мореплавателям удалось преодолеть пролив, где затаились птицы. Первыми это сделали аргонавты. Им удалось выжить благодаря содействию легендарного певца и музыканта Орфея. Наслышанный о коварстве сирен, он играл на своей лире весь путь, и чудесная музыка заглушила призывные крики.

МифологияПравить

Сирены — в древнегреческой мифологии демонические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя рыбьей. Также изображались с крыльями.

Сирены олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Унаследовали от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».

ПроисхождениеПравить

Отцом сирен считали морского бога Форкия, или они — дети Ахелоя и: либо одной из муз (Мельпомены, или Терпсихоры, или Каллиопы), либо Стеропы (дочери Порфаона), либо Геи, либо Кето.

ПревращениеПравить

В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели последний облик.

Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.

По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.

Сирены и мореплавателиПравить

Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.

В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее

Гибель сиренПравить

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в «Одиссее». Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями. Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы, либо сбросили перья и утопились.

ИстолкованияПравить

Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.

По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом.

Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.

Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».

В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.

Число сиренПравить

Согласно описанию Гомера, сирен было две. Он рассказывает о них в двойственном числе, но имен не приводит. Позднее называли трёх сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия. Одна из них играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте. Помимо музыки, сирены завораживали моряков своим взглядом.

В других мифах называются имена сирен Парфенопа, Лигейя и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы.

Музу Сирену упоминал Алкман.

Мифические существа сирены в легендах

Одно из сказаний повествует о песенном турнире между морскими певицами и музами, устроенном богиней Герой в городе Аптер. Неизвестно, зачем Гере понадобился этот турнир. Ходили слухи, что Зевс влюбился в одну из океанских красавиц, и, чтобы устранить конкурентку, богиня брака придумала такой конкурс. Музы победили и оборвали перья у океанских певиц, сделав из них себе украшения на голову. Сжалившись над униженными существами, Зевс даровал им Анфемоэссу (остров в океане).

Древние сказания, которые появились после Гомеровского произведения, рассказывают о морских чудовищах, которые поют на острове, окруженном острым рифом. Эти монстры завораживают моряков звуками своих голосов, корабли разбиваются о скалы, а добычу девушки вытаскивают на берег и съедают. Счастливчику Орфею со своими спутниками удалось спастись от этих чудищ. Благодаря тому, что Орфей сам обладал чарующим голосом и волшебной игрой на лире, все время, пока корабль проплывал мимо опасного места, молодой человек играл и пел. Однако один из моряков чудесным образом все же был заворожен. Он спрыгнул с корабля в море и поплыл навстречу смерти. Ему удалось выжить только благодаря богине любви.

Сирены

Первым источником, где упоминались морские чудища, была «Одиссея». Там Гомер детально описал, где находился остров, на котором обитали океанские певицы. На острове творилось ужасное: он был «застелен» остатками высохшей кожи и костьми. Одиссей, благодаря своей изобретательности, смог спасти себя и свою команду. Он придумал засунуть в уши пчелиный воск, который смог защитить моряков от чарующих звуков. Сам же, в силу любопытства, попросил приковать себя к мачте, чтобы понять, почему эти песни такие чарующие. Команда смогла удержать капитана и не отправить его на верную гибель.

Сирены

Для сирен было губительно пропустить хотя бы один корабль без жертв. Им напророчили скорую гибель после такого случая. Пропустив корабль Одиссея, водные монстры сошли с ума. Одни из них бросились в воду. Сирены в море превратились в большие скалы. А другие, начали ощипывать себя и остальных, после чего утопились. Чаще всего можно встретить версию, что смерть сирена принес не Одиссей, а Ясон с Аргонавтами.

Если верить Софоклу, ему удалось не только повстречаться с живыми сиренами, но и пообщаться с ними. Согласно его повествованию, эти воздушные девы обитают в Аиде и создают истинную гармонию с помощью своих песен.

Встречается в источниках и связь водных красавиц с существом под название Дельфийский Оракул.

Сирены

Картинки с изображением таинственных созданий размещали на могилах во времена Древней Греции. Создавались множество повествований и легенд об этих существах, в их честь был возведен храм и гробница.

В словаре Словарь иностранных слов

ы, ж.

1. одуш. В древнегреческой мифологии: полуптица-полуженщина, своим пением завлекавшая моря-ков в опасные, гибельные места.

2. одуш. Водное млекопитающее, а также морская корова, обитавшая в Беринговом море у Коман-дорских о-вов и истребленная во второй половине 18в. | К сиренам относятся дюгони и ламантины.

3. Аппарат для подачи мощных звуковых сигналов, а также сам такой сигнал. Машины «скорой помо-щи» оснащены сиренами. Звучит с. приближающегося катера.||Ср. КЛАКСОН» title=’КЛАКСОН, КЛАКСОН это, что такое КЛАКСОН, КЛАКСОН толкование’>КЛАКСОН.

4. физ. Прибор для воспроизведения звуков различной высоты и для измерения числа колебаний звучащего тела.||Ср. ТИФОН.

Истолкования

Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.

По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом.

Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.

Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».

В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.438, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.304
  2. , с. 268.
  3. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.75, 140
  4. Софокл, фр.861 Радт из неизвестной драмы
  5. Ликофрон. Александра 722 и комм.
  6. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 887
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 10
  8. .
  9. Еврипид. Елена 168—178
  10. Клавдиан. Похищение Прозерпины III 255
  11. Овидий. Метаморфозы V 554—563; Гигин. Мифы 141
  12. Первый Ватиканский мифограф II 84, 1
  13. Евстафий. К «Одиссее» XII 47 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  14. Гигин. Мифы, выписки Досифея 8
  15. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 3
  16. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 653 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  17. Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.; Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 883
  18. Первый Ватиканский мифограф I 42, 1
  19. Страбон. География I 2, 12 (стр.22)
  20. например в «Argonautica» Аполлония Родосского
  21. Аполлоний Родосский IV 900—919
  22. Гомер. Одиссея XII 45
  23. Гомер. Одиссея XII, 39 и след.
  24. Гигин. Мифы 141
  25. Орфическая аргонавтика 1284—1290 // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.2. С.466
  26. Стефан Византийский. Этника
  27. Софокл, фр.861 Радт = Плутарх. Застольные беседы IX 14, 6, пер. Боровского; пер. Зелинского и Смыки дает иную интерпретацию
  28. Павсаний. Описание Эллады I 21, 1
  29. Платон. Государство X 617b; См. Платон. Федр 259с
  30. Платон. Кратил 403d
  31. Ямвлих. О пифагорейской жизни 82
  32. Гераклит-аллегорист. О невероятном 14
  33. Гомер. Одиссея XII 39; 165—196
  34. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25
  35. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 4; Э VII 18-19
  36. фр.70 Пейдж // Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
  37. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.
  38. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18
  39. Страбон. География VI 1, 1 (стр.252)
  40. Ликофрон. Александра 720
  41. Ликофрон. Александра 724
  42. Гигин. Мифы. Введение 30
  43. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.291
  44. Ликофрон. Александра 716; Страбон. География I 2, 13 (стр.23); V 4, 7 (стр.246)
  45. Петроний. Сатирикон 5
  46. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18; Гигин. Мифы. Введение 30

Морские Чудовища в период Средневековья

С приходом периода Средневековья все древние мифы стали трактоваться со стороны, выгодной католичеству.

Сирены

«Физиолог», средневековый труд, вещает о сиренах следующее:

Сирены

Этот текст был переписан иными словами из творения Гомера. Под образом сирен средневековый автор имел в виду всех двуличных людей, в том числе, пришедших к власти.

В трактатах этих времен встречается сравнение Одиссея с Христом, которого приковали не к мачте, а к кресту. Церковь сравнили с кораблем, а сирен – с пороками. Сладким пением пороки пытались соблазнить человека, но лишь вера (представленная в образе веревок) смогла его спасти. В средневековом переводе сирены как раз и обрели рыбьи хвосты.

Определение слова «Сирена» по БСЭ:

Сирена — , акустический излучатель, действие которого основано на периодическом прерывании потока газа (или жидкости). Жидкостные С. принципиально не отличаются от газовых, но применяются сравнительно редко из-за трудности создания конструкции для излучения в среду с большим акустическим сопротивлением.По принципу работы С. делятся на динамические (вращающиеся) и пульсирующие. Наибольшее распространение получили динамические С., которые подразделяются на осевые и радиальные (см. рис.). в 1-м случае воздушный поток совпадает с осью вращения, во 2-м — направлен по радиусу перпендикулярно оси. В осевых С. диск 1 с отверстиями (ротор) вращается относительно неподвижного диска 3 (статора). В радиальных С. ротор 1 и статор 3 представляют собой две коаксиальные поверхности (обычно цилиндрические). Ротор вращается электродвигателем 2 (или газовой турбинкой). Воздух из камеры 6 поступает под давлением через отверстия в роторе и статоре, периодически прерываясь. Частота пульсаций воздуха &fnof. определяется числом отверстий в роторе или статоре т и числом N оборотов ротора в минуту: f = mN/60 . Частота &fnof. является основной в спектре звука, излучаемого С. Частотный диапазон С., применяемых на практике, от 200-300 гц до 80-100 кгц, но известны С., работающие на частотах до 600 кгц. Мощность С. может достигать десятков квт.Воздушные динамические С. применяются для сигнализации (тревожной, оповестительной) и для различных технологических целей (для коагуляции мелкодисперсных аэрозолей, для разрушения пены, осаждения туманов, ускорения процессов тепло- и массообмена и других процессов).Лит.: Бергман Л., Ультразвук и его применение в науке и технике, пер. с нем., 2 изд., М., 1957. Кроуфорд А. Э., Ультразвуковая техника, пер. с англ., М., 1958. Веллер В. А., Степанов Б. И., Ультразвуковые сирены с приводом от электродвигателя,«Акустический журнал», 1963, т. 9, № 3.Ю. Я. Борисов.Схема устройства сирены: а — осевой. б — радиальной.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.438, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.304
  2. , с. 268.
  3. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.75, 140
  4. Софокл, фр.861 Радт из неизвестной драмы
  5. Ликофрон. Александра 722 и комм.
  6. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 887
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 10
  8. .
  9. Еврипид. Елена 168—178
  10. Клавдиан. Похищение Прозерпины III 255
  11. Овидий. Метаморфозы V 554—563; Гигин. Мифы 141
  12. Первый Ватиканский мифограф II 84, 1
  13. Евстафий. К «Одиссее» XII 47 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  14. Гигин. Мифы, выписки Досифея 8
  15. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 3
  16. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 653 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  17. Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.; Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 883
  18. Первый Ватиканский мифограф I 42, 1
  19. Страбон. География I 2, 12 (стр.22)
  20. например в «Argonautica» Аполлония Родосского
  21. Аполлоний Родосский IV 900—919
  22. Гомер. Одиссея XII 45
  23. Гомер. Одиссея XII, 39 и след.
  24. Гигин. Мифы 141
  25. Орфическая аргонавтика 1284—1290 // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.2. С.466
  26. Стефан Византийский. Этника
  27. Софокл, фр.861 Радт = Плутарх. Застольные беседы IX 14, 6, пер. Боровского; пер. Зелинского и Смыки дает иную интерпретацию
  28. Павсаний. Описание Эллады I 21, 1
  29. Платон. Государство X 617b; См. Платон. Федр 259с
  30. Платон. Кратил 403d
  31. Ямвлих. О пифагорейской жизни 82
  32. Гераклит-аллегорист. О невероятном 14
  33. Гомер. Одиссея XII 39; 165—196
  34. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25
  35. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 4; Э VII 18-19
  36. фр.70 Пейдж // Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
  37. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.
  38. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18
  39. Страбон. География VI 1, 1 (стр.252)
  40. Ликофрон. Александра 720
  41. Ликофрон. Александра 724
  42. Гигин. Мифы. Введение 30
  43. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.291
  44. Ликофрон. Александра 716; Страбон. География I 2, 13 (стр.23); V 4, 7 (стр.246)
  45. Петроний. Сатирикон 5
  46. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18; Гигин. Мифы. Введение 30

«Встречи» с СиреноголовымПравить

Мало кто смог пережить встречу с Сиреноголовым, из-за этого о нем так мало известно. Нападения существа сопровождает трансляцией звукозаписью голосов убитых им жертв, или же сигналами воздушной тревоги. Впервые в современной истории Сиреноголовый был замечен в 1966 году на кладбище в Аризоне, через которое проезжала проводящая отпуск семья.

Через 30 лет 16 июля 95-го группа подростков пошла в поход в лесу в Таньярд Крик, что на северо-западе от Арканзаса. Там их и поджидал Сиреноголовый. С показаний Чеда, выжившего подростка, его друзей схватило что-то гигантское, бредущее между деревьями и подражающее их голосам. Чед был найден живым с несколькими ранениями, а вот следов остальных парней найдено не было. С какой целью Сиреноголовый напал и забрал их, что он с ними сделал — неизвестно.

Всего на данный момент есть 10 свидетелей, якобы переживших встречу с Сиреноголовым. Последнее упоминание о существе пришли из Индианы, России где часто стали пропадать люди. По словам некоторых жителей, он ходит прямо по улицам городов, мимикрируя под фонарные столбы. Есть «свидетельства» того что, Сиреноголовый якобы появился задолго до зарождения человеческой цивилизации: по всей Северной Америке находят наскальные живописи, на которых изображено нечто очень похожее на Сиреноголового. Скорее всего, эти рисунки — просто хорошая имитация древней наскальноживописи, сделанная с целью розыгрыша и поддержания интереса к данному существу