Синкопа в музыке и ее разновидности

Когда возникают синкопы?

Давайте рассмотрим самые характерные случаи возникновения синкоп.

СЛУЧАЙ 1. Синкопы чаще всего возникают при появлении длинных звуков на слабом времени после коротких длительностей на сильном времени. Причем появление звука на слабом времени сопровождается толчком – выбивающемся из общего движения ударением.

Синкопа в музыке и ее разновидности

Такие синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки, часто можно услышать их в танцевальной музыке. Ярким примером служит танец «Краковяк» из второго действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Польский танец в подвижном темпе отличается обилием синкоп, привлекающих к себе слух.

Посмотрите нотный пример и послушайте фрагмент аудиозаписи этого танца. Запомните этот пример, он очень характерный.

Синкопа в музыке и ее разновидности

СЛУЧАЙ 2. Все точно так же, только длинный звук на слабом времени появляется после паузы на сильной доле.

Синкопа в музыке и ее разновидности

Спокойные по темпу мелодии, в которых после пауз вводятся синкопированные крупные длительности (четверти, половинные), как правило, очень напевны. Очень любил такие синкопы композитор П.И. Чайковский. В лучших его мелодиях мы услышим именно такие «мягкие», мелодичные синкопы. В качестве примера приведем пьесу «Декабрь» («Святки») из альбома «Времена года».

Синкопа в музыке и ее разновидности

СЛУЧАЙ 3. Наконец, синкопы возникают при появлении длинных звуков на границе двух тактов. В таких случаях нота начинает звучать в конце одного такта, а заканчивает – уже в следующем. Две части одного звука, расположенные в соседних тактах, соединяются с помощью лиги. При этом продолжение длительности занимает время сильной доли, которая, получается, пропускается, то есть не ударяется. Отчасти сила этого пропущенного удара передается следующему звуку, который появляется уже на слабом времени.

Синкопа в музыке и ее разновидности

Какие бывают виды синкоп?

В целом синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Названия говорят сами за себя и каких-то дополнительных разъяснений тут, наверное, даже и не нужно.

Внутритактовые синктопы – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной четвертью). Между долевые охватывают несколько долей в одном такте (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).

Синкопа в музыке и ее разновидности

Междутактовые синкопы – это рассмотренный нами выше случай, когда длинные звуки появляются на границе двух тактов и их части соединяются лигами.