Шинель

История создания

На создание «Шинели», как и на написание «Ревизора», Гоголя вдохновила публично рассказанная забавная история. Звучала она так: жил-был один бедный чиновник. И очень этот чиновник любил охотиться. Мечтал о хорошем ружье. Долго копил чиновник деньги на это ружьё. Наконец купил — но потерял его, плывя по Финскому заливу. Очень расстроился, пришёл домой и умер.

Николай Васильевич увидел в этой истории больше трагедию, чем комедию, — и написал «Шинель».

Проблематика: человеческое достоинство маленького человека.

Смысл названия: новая шинель — та оболочка, которая позволила бы Акакию Акакиевичу быть принятым в мире чиновников и не ощущать их презрения. Шинель становится смыслом жизни главного героя.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (из цикла « Петербургские повести »).

Жанровые особенности: «Шинель» написана в житийной традиции и формально схожа с описаниями жизни святых. Поэтому повесть следует читать как притчу с философским подтекстом.

Кстати, с глубиной содержания связано и жанровое определение: по объёму «Шинель» ближе к рассказу, но вечные проблемы бытия, раскрытые в ней, выводят это произведение на иной уровень.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в Петербурге.

ЧТО ТАКОЕ ШИНЕЛЬ

Само определение шинели достаточно точное, энциклопедические словари трактуют его как «форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком». Зачем нужны складка и хлястик? После расстегивания хлястика, удерживающего складку (или складки — их бывало до шести!), шинель раскладывалась, превращаясь в одеяло или плащ-палатку, в которую можно закутаться полностью, с головой.

Шинель

Уносный фейерверкер Лейб-Гвардии 1-й Артиллерийской Бригады. 22 января 1864 года.

Почему шинели делали из шерстяного сукна? Потому, что другой ткани массового производства больше не было. Современные люди, привыкшие к бесконечному разнообразию тканей. от кожи молодого дерматина до меха Чебурашки, упускают из вида тот факт, что когда-то в Европе материалов для изготовления тканей было только три: шерсть, лен и пенька. Лен в основном шел на производство нижней одежды, он был непрочен и плохо окрашивался. Пеньку изготавливали из стеблей конопли, вымачивая их многие месяцы в воде, ткань из нее получалась грубой, «дерюжной», поэтому пенька шла на веревки и канаты. «А хлопок?» — спросите вы. А не было тогда хлопка. Вернее, он был, но не в Европе. Его привозили из Индии в виде сырца и использовали, в основном, для производства свечных фитилей. Массовое производство хлопчатобумажных тканей началось только с наступлением промышленной революции, в конце XVIII — начале XIX века.

ПЕРВАЯ ШИНЕЛЬ

Впервые шинель как верхняя теплая военная одежда появилась в Англии в 1780 году. Она называлась greatcoat и была без рукавов, напоминая плащ-палатку, но очень быстро приобрела классические очертания и распространилась по Европе. Внешний вид шинелей разных стран не особо отличался: варьировались только цвет, количество пуговиц и другие незначительные детали.

Производство обмундирования очень стимулировало легкую промышленность и животноводство. В Пруссии оно достигло такого масштаба, что при потреблении самой Пруссией 50 тыс. кусков сукна в год русские вывозили еще 20 тыс. кусков ежегодно. И его в России не хватало, так что по приказу Петра I появились Московские и Казанские суконные фабрики. Забегая вперед, приведу пример: в Первую мировую войну в российскую армию поступило от отечественных производителей 50 млн шинелей. А для изготовления одной шинели требовалось, в среднем, шерсти с двух овец. Считайте! (Рекорд по шинелям во Вторую мировую тоже принадлежит нашей стране — 38 млн.)

ШИНЕЛЬ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

А вот история появления послереволюционной шинели запутана и полна мифов. Первые отряды Красной гвардии одевались кто во что горазд — главное, чтобы красный бант на одежде или красная лента на головном уборе. Все это отдавало каким-то цыганским разноцветьем, и руководство республики быстро уяснило необходимость единой формы одежды для войск. Ее создание в 1918 году регламентировали сразу три весенних приказа наркома по военным делам — № 306, 380 и 628. Упоминаю их здесь как аргументы в споре с распространенным мифом о том, что обмундирование патриотического вида художник Васнецов разработал еще до революции, и предназначалось оно для парада в Берлине или Константинополе. Однако Васнецов в конкурсе на лучший проект шинели все же участвовал, и Кустодиев тоже, и многие другие известные художники. Для выставки эскизов отвели гимнастический зал 5-й гимназии в Москве, который, по воспоминаниям участников, был забит рисунками и образцами.

Шинель

Военнослужащий штаба, старшина конвоя, красноармеец кавалерии. 1922 г. По рисунку художника В. Куликова, 1994 г.

Утвержденные образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками на груди (цвет — по роду войск) и кожаными лаптями были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками на груди, из цветного сукна в соответствии с родом войск.

Шинель

Командир 1-го Железного полка ЧОН им. 25 Бакинских Комиссарову тов. Попов. Баку, 1922. Одет в шинель и суконный шлем.

Эти цветные нагрудные клапаны почти сразу отменили — они демаскируют солдата в бою, а воротник и обшлага стали изготавливаться из сукна того же цвета, что и шинель.

Красноармеец в зимней форме, пехота. 1923 г.

В 1935 году для начальствующего состава вводится двубортная серая шинель, на четырех пуговицах, а для рядового и сержантского состава — однобортная, более грубого сукна и без пуговиц по борту.

Шинель

Слева: однобортная шинель без знаков отличия. Справа: двубортная со знаками отличия офицера.

И примерно в таком виде шинель существовала до конца XX века, почти без значимых изменений. Были, конечно, неформальные попытки как-то ее облагородить, придать неказистой форме элементы шика. Например, солдаты наглаживали на шинелях «стрелки» с помощью мыла и расчесывали сукно стальными щетками — до такой степени, что казалось, будто она изготовлена из мохера. Офицеры, зашивая складку на спине, подгоняли шинель по фигуре, и она сидела как влитая. В какой-то момент было модно называть шинель «пальто». В него-то она и превратилась со временем.

Работа над произведением

По воспоминаниям П. В. Анненкова, повесть родилась из «канцелярского анекдота» о бедном чиновнике, потерявшем своё ружьё, на которое он долго и упорно копил деньги. Все смеялись анекдоту, основанному на истинном происшествии, один Гоголь выслушал его задумчиво и повесил голову. Анекдот был рассказан в 1834 году, над «повестью о чиновнике, крадущем шинели» Гоголь начал работу в 1839 году, закончил в 1842 году. Отрывок из первой редакции, гораздо более юмористической, чем окончательная, был продиктован М. П. Погодину в Мариенбаде в июле-августе этого года. Погодинская рукопись с правками Гоголя хранится в Российской государственной библиотеке.

В продолжение последующих полутора лет, проведённых в Вене и Риме, Гоголь ещё трижды брался за повесть, но довести её до конца смог только весной 1841 года, и то под давлением Погодина. Одновременно он работал над текстом об Италии, совершенно отличным по стилистике и настроению. Во второй редакции главный герой получил имя «Акакий Акакиевич Тишкевич», которое вскоре было изменено на «Башмакевич». В третьей редакции комическая интонация стала уступать место сентиментально-патетической.

Поскольку беловая рукопись повести не сохранилась, литературоведам сложно определить, подверглась ли повесть какой-то цензурной переработке в преддверии публикации. По сведениям Н. Я. Прокоповича, цензор А. В. Никитенко «хотя не коснулся ничего существенного, но вычеркнул некоторые весьма интересные места».

ПОКРОЙ ШИНЕЛИ

Шинель

Шинель французской армии. 1812 г.

Ее покрой менялся со временем, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде. Довольно сильное влияние на крой оказала война с Францией, которая началась с 1805 года. Сравните наряд наполеоновца и русского солдата (рис. 2 и з). Шинель стала короче, стоячий ворот удлинился.

Шинель

Шинель русской армии. 1812 г.

Еще через полвека шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, а стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны.

Шинель

Рядовые Лейб-Гвардии Драгунского полка в шинелях. 1858 г.

Шинели для пехоты и кавалерии отличались: у кавалеристов она была с разрезной шлицей и существенно длиннее, чтобы при езде верхом полы закрывали ноги лошади и служили попоной. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной для утепления плеч, а у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерин было две.

Шинель

Обер-офицер Лейб-Гвардии Измайловского полка в офицерской шинели. 1864 г.

В похожем виде армейская шинель просуществовала до революции 1917 года, изменения касались количества пуговиц и способа застегивания (у солдат — на крючки), удаления пелерин и других незначительных моментов.

Шинель для нижних чинов РИА обр. 1911 г.

Вот шинель для нижних чинов образца 1911 года. Во время войны офицеры частей обязаны были носить предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия.

Примечания

  1. ↑ История всемирной литературы. Том 6. М.: Наука, 1989. С. 369—384.
  2. П. В. Анненков. Литературные воспоминанья. Academia, 1928. Стр. 61—62.
  3. Живые страницы. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. // Под ред. Б. В. Лунина. — М., Детская литература, 1970. — Тираж 100 000 экз. — c. 225
  4. Хорошо знавший Гоголя профессор Шевырев предполагал, что Павлова (1839). Другие повести подобной тематики — «Гражданственный гриб» Булгарина (1833), «Лука Прохорович» (1838) и «Перстень» (1841) Гребёнки, «Записки гробовщика» и «Живой мертвец» Одоевского (1838), «Дочь чиновного человека» Панаева (1839), «За стеной» Кулиша (1839).
  5. В «Бедных людях» главные герои прямо обсуждают повесть Гоголя, а в «Двойнике» подражание стилю Гоголя настолько явно, что, по замечанию В. Набокова, почти переходит в пародию. См.: Vladimir Nabokov. Lectures on Russian Literature. Vol. 1. Bruccoli Clark, 1981. ISBN 9780151495993. Page 104.
  6. Вадим Серов. Все мы вышли из гоголевской шинели // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: Локид-Пресс, 2003.
  7. В оригинале фраза звучит: «Nous sommes tous sortis du Manteau de Gogol».
  8. Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 226—244.
  9. Encyclopedia of the Romantic Era, 1760—1850. Routledge, 2013. ISBN 9781135455781. Page 839.
  10. В. В. Виноградов. Гоголь и натуральная школа. Л., 1925.
  11. Charles E. Passage. The Russian Hoffmannists. The Hague: Mouton, 1963.
  12. Ливия Звонникова. Изнанка шинели // Журнал «Фома». — 2017. — № 2 (166).
  13. «Точное море вокруг него» и полицейская будка словно «на краю света».
  14. Мысль о принадлежности к числу этих исполинов овладевает Башмачкиным ещё во время предсмертной болезни, когда «воры чудились ему беспрестанно под кроватью, и он поминутно призывал хозяйку вытащить у него одного вора даже из-под одеяла».

Другие герои

Помимо Акакия Акакиевича в повести присутствуют портной Петрович и Значительное лицо, описание которых помогает автору глубже раскрыть натуру Башмачкина. Характеристика героев позволяет понять особенности общества того времени.

Акакий Акакиевич:

  • внешность: пожилой человек 50 лет, небольшого роста, с лысиной на голове, бледным цветом лица. Не придает значения своей одежде, носит потрепанные и выцветшие вещи,
  • отношение к работе: ревностно относится к своим обязанностям, никогда не прогуливает работу. Для него переписывание бумаг наивысшее наслаждение в жизни. Даже после работы Акакий Акакиевич брал бумаги домой для упражнения в писании,
  • характер: незлобивый, робкий и пугливый. Башмачкин бесхарактерная личность, не умеющая постоять за себя. Но в то же время это воспитанный, спокойный человек, не позволяющим себе сквернословия и ругани, главными его добродетелями были искренность и чистосердечие,
  • речь: говорит бессвязно и непонятно, употребляя большей частью наречия и предлоги,
  • жизненная позиция: домосед, живущий в своем мирке, не интересующийся развлечениями и общением. Несмотря на жалкое существование, любит свою работу, доволен своей жизнью и умеет радоваться мелочам.

ШинельВозвращение Башмачкина в полночь домой

Портной Григорий Петрович:

  • бывший крепостной с рябым одноглазым лицом, часто ходил с голыми ногами, как принято было у портных во время работы,
  • род занятий: искусный мастер, ответственно относящийся к выполнению заказов. Своим клиентам помогал выбрать материал для изделия, советовал, делал скидки, особенно когда был пьян.
  • характер: любил выпить, за что часто был бит собственной женой. Трезвый Петрович – это несговорчивый и грубый человек, пьяный – более уступчивый, мягкий. Очень гордился своими изделиями, любил важничать и «заламывать» цены.

Значительное лицо

генерал в летах с мужественной богатырской наружностью, отношение к своему положению: стал значительным не так давно, поэтому всеми силами пытался изобразить из себя важного человека. Пренебрежительно относился к людям, младшим по званию, и вел себя подобающим образом с равными по чину, характер: хороший отец семейства, строгий и требовательный начальник

Грубо обращается с низшими по рангу людьми, держит их в страхе. На самом деле, это добрый человек, переживает, что обидел Башмачкина.

Внимание! Хотя главный персонаж был неприметным человеком, с первого взгляда казался абсолютно ненужным в обществе, жизнь его оказывала большое влияние на окружающих. Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть

Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: Я брат ваш. Да и сам значительное лицо, после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным

Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть. Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: Я брат ваш. Да и сам значительное лицо, после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным.

Шинель. Николай Гоголь.

Шинель, гоголь, краткое содержание

https://youtube.com/watch?v=vLyLoLOp2o4

Религиозная трактовка

Об ограниченности социальной трактовки повести Дмитрий Чижевский в статье «О повести Гоголя „Шинель“» в 1938 году писал:

(от повести) надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом («я брат твой») и избитых истин («и крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют»)

Поэт и критик Аполлон Григорьев видел в повести и сильный религиозный аспект, которым явно пренебрегали, или, за увлечением социальными проблемами, просто не могли увидеть критики вроде Белинского. Борис Зайцев писал:

(дьявол) напустил тумана в глаза и навел марево … на людей, казалось бы, обязанных Гоголя понять

При религиозной трактовке, повесть, прежде всего, не история бедного чиновника, а притча, адресованная читателю. Это история искушения, затем одержимости смиренного, убогого и лишенного тщеславия Башмачкина с его простыми радостями неким новым предметом, страстью, идолом, сначала лишивших человека его радостей, а затем погубивших его. Авторская ирония по отношению к Башмачкину и предмету его страсти отказывается литературным приёмом, взглядом глазами читателя. Николаевская Россия, Петербург и чиновничье сообщество с его пороками и поверхностным, чисто бытовым христианством выступает здесь лишь подходящим фоном для истории духовного тупика. Герой, по своему изначальному поведению показанный едва ли не безгрешным аскетом, подвергается искушению, причем по обыкновенному бытовому поводу, и погибает духовно и физически.

На момент написания повести Гоголь — фанатично религиозный человек, глубоко погруженный в духовную литературу, в том числе монашескую и греческую. Сомнительно, чтобы его религиозность не нашла никакого отражения в повести. Имя «Акакий» — говорящее, имеющее смысл «беззлобный» или «невинный». Вероятно, что имя «Акакий» взято автором из «Лествицы» Иоанна Лествичника, где смиренный подвижник Акакий Синайский терпит унижение и побои от наставника, умирает, но и после смерти выказывает послушание своему наставнику. Портной Петрович выступает бесом-искусителем, причем применительно к нему автор многократно использует в тексте слово «чорт», давая понять роль портного в истории падения Башмачкина.

Реакция

После выхода 3-го тома собрания сочинений повесть не вызвала развёрнутых критических отзывов и при жизни Гоголя больше не переиздавалась. Произведение воспринималось в ряду других комических и сентиментальных повестей о бедствующих чиновниках, которых довольно много появлялось в конце 1830-х годов. Тем не менее образ забитого маленького человека, бунтующего против системы, оказал несомненное влияние на натуральную школу сороковых годов. В 1847 году Аполлон Григорьев писал:

В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного.

Гуманизация мелких, на первый взгляд, забот бедных чиновников получила развитие в первых произведениях Достоевского, таких, как «Бедные люди» (1845) и «Двойник» (1846). Часто приписываемая Достоевскому фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели» (о русских писателях-реалистах) на самом деле принадлежит Эжену Мельхиору де Вогюэ и восходит к статье 1885 года в Revue des Deux Mondes.

Анализ

Почтовая марка России, посвящённая 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя

Большое влияние на складывание школы формализма и нарратологии в целом оказала статья Б. М. Эйхенбаума «Как сделана „Шинель“ Гоголя» (1918). Новаторство повести исследователь увидел в том, что «рассказчик так или иначе выдвигает себя на первый план, как бы только пользуясь сюжетом для сплетения отдельных стилистических приемов».

Эта сказовая манера позволяет проследить изменение отношения рассказчика к Акакию Акакиевичу по ходу рассказа. Как отмечает Д. Мирский, «Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему — от простой насмешки до пронзительной жалости».

В повести звучит критика общественной системы, основанной на торжестве табели о рангах, где класс чиновника в большей степени предопределяет отношение к нему окружающих, чем его личные качества. Скептическое отношение автора к социальной иерархии распространяется даже на семейные отношения, что отдельные биографы связывают с гипотезой о гомосексуальности автора, поддерживаемой этими биографами.

Выход из этого противоречия был найден следующий — «Шинель» стала толковаться как пародия на романтическую повесть, где «место трансцендентального стремления к высокой художественной цели занимала вечная идея будущей шинели на толстой вате»:

Если в России за увлечением социальным анализом от критиков ускользала мистическая составляющая повести, то на Западе наоборот — повесть рассматривалась в контексте гофмановской традиции, где мечта неизменно разбивается о действительность. Соответственно, тем или иным сюжетным ситуациям «Шинели» подыскивали соответствия в новеллах Гофмана.

НАШЕ ВРЕМЯ

Сейчас в нашей армии шинели нет. При смене концепции ведения боевых действий она потеряла свою актуальность. Во времена плотных пехотных каре, сплошных линий фронта, миллионных армий шинель была универсальной, дешевой и поистине незаменимой одеждой. Но оказалась неудобной, тяжелой, путающейся в ногах при маневренном бое в современной «войне моторов». Уже по итогам кампании в Афганистане стало ясно, что обмундирование устарело и нуждается в приведении к современным реалиям. В связи с развалом СССР этот процесс затянулся, и только в 1994 году шинель сменили на пальто, без складки и хлястика. Сейчас это только вид повседневной или парадной формы. Верхняя одежда в полевых и боевых условиях — это куртки и бушлаты. Так что шинель — это уже история, но вспоминать ее добрым словом будут, наверное, еще очень дол го.

Адаптации

  • В 1951 г. Марсель Марсо поставил пантомиму на сюжет «Шинели».
  • Балет «Шинель», над которым перед смертью (1973) работал Г. Г. Окунев.
  • Пьеса «Башмачкин» Олега Богаева
  • Балет «Шинель», композитор Иван Кушнир, либретто Максима Диденко
  • Пластический спектакль «Сны маленького человека», поставил Анатолий Малофеев на сюжет «Шинели», театр «Преображение» (Нижний Новгород)
Экранизации
Год Страна Название Режиссёр В главной роли Примечание
1926 СССР СССР Шинель Григорий Козинцев, Леонид Трауберг Андрей Костричкин Чёрно-белый немой фильм, в основе сюжета которого две повести Гоголя: «Невский проспект» и «Шинель»
1952 Италия Италия Il Cappotto / Шинель Альберто Латтуада Ренато Рашель Вольная экранизация повести. Место действия — Северная Италия
1954 Великобритания Великобритания США США The Awakening / Пробуждение Майкл МакКарти Бастер Китон Короткометражный телефильм, адаптация повести со значительными изменениями сюжета.
1959 СССР СССР Шинель Алексей Баталов Ролан Быков

С 1981 года Юрий Норштейн работает над мультипликационной экранизацией произведения по сценарию Л. Петрушевской. Промежуточный результат был обнародован в 2004 году.

Превращение

Владимир Набоков, относивший «Шинель» к произведениям о превращении главного героя, проводил параллель между повестью Гоголя, где из ничтожной оболочки забитого чиновника вырывается громадное могущественное привидение, и «Превращением» Кафки. Человечность главного героя обеих повестей отделяет его от толпы окружающих — гротескных и бессердечных. В своих фантазиях оба протагониста вырываются из этого мира марионеток, сбрасывают навязанную личину, преодолевают границы панциря.

Пространственные искажения начинаются, когда Башмачкин со страхом вступает на пустынную площадь. Шинель у него отбирают люди исполинского роста с усами, которым присущи «громовые голоса» и «кулак величиною в чиновничью голову». Лишившись своего панциря-шинели, главный герой мутирует в одного из этих потусторонних исполинов: после смерти его привидение становится «гораздо выше ростом», «носит преогромные усы» и грозит «кулаком, какого и у живых не найдёшь». Как и другие таинственные усачи, новоявленное привидение промышляет сдёргиванием шинелей.

Главная сюжетная линия

ШинельИстория создания произведения и кто его главные герои. В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. Шинель жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному имя его отца Акакий Акакиевич Башмачкин. Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни: был небогат, служил титулярным советником, в обязанности которого входило скрупулезное переписывание бумаг.

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты, имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно! Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались

Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель, а затем ее потерял. Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля. Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдают премию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение

ШинельПортной мастерски выполняет заказ Башмачкина, который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер, хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение значительного лица

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин направляется за помощью к частному приставу, но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к значительному лицу, которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

ШинельЧерез несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой значительное лицо встречает призрак Башмачкина, который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

ШИНЕЛЬ В РОССИИ

Шинель

В Россию шинель пришла в конце XVII века на замену епанче.

В Россию шинель пришла в конце XVII века на замену епанче — так назывался суконный плащ, верхняя одежда армии екатерининских времен. Автором радикальной реформы был Павел I, обожавший все прусское. На следующий день после восхождения на престол он издал указ о переходе армейского обмундирования на прусский образец и ввел новую верхнюю одежду — шинель. Своя сермяжная правда в этом была: к примеру, гвардейский офицерский мундир эпохи Екатерины II стоил 122 рубля — треть годового жалования, а мундир по павловскому указу — на 100 рублей меньше. Но армейцы эту одежду ненавидели из-за неудобства и старомодности. Общее мнение выразил фельдмаршал Суворов: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак». Однако шинель все же распробовали: после скорой смерти императора, когда все с облегчением сняли павловскую форму и достали припрятанное обмундирование екатерининских времен, шинель осталась в русской армии.

Заключение

Образ «маленького человека» рассматривался в литературе задолго до того, но Н.В.Гоголь, в отличие от прочих литераторов, увидел в своем персонаже не предмет насмешек, а человека, достойного сочувствия и понимания.

«Шинель» – это протест против общественных порядков, где вывод о человеке делается «заранее», исходя из его должности, оклада и внешнего вида. Даже названа повесть не в честь героя, безразличного обществу и уничтоженного им. Повесть названа “Шинель”, потому что материальные ценности это общество выводит на первый план.

Повесть занимает всего 30 страниц, поэтому после прочтения этого краткого пересказа «Шинели» Гоголя советуем ознакомиться и с её полным вариантом.