Симпозиум (издательство)

Словарное толкование

Симпозиум (издательство)

Что такое «симпозиум»? Определение означает совещание, научную конференцию по какому-нибудь вопросу. Как правило, это мероприятие проводится при участии представителей нескольких стран.

Научная конференция представляет собой такую форму организации научной деятельности, где исследователи представляют на обсуждение свои работы. При этом участниками необязательно должны быть ученые или студенты. Как правило, о теме симпозиума, о месте и времени его проведения сообщается заранее. Сведения могут быть размещены в информационном письме или в объявлении на стенде.

После этого начинают сбор докладов, изложенных тезисно. Иногда делаются организационные взносы. Статус научной конференции находится между конгрессом и научным семинаром.

Этрусские и римские застолья

Сцена банкета из этрусской гробницы леопардов .

Париж — Лувр — Саркофаг супружеской пары

Этрусское искусство показывает сцены банкетов, которые напоминают аспекты греческих симпозиумов; Однако одно важное отличие состоит в том, что женщины со статусом участвовали в этом более полно, чем в других сферах этрусского общества. Женщинам разрешалось пить вино и возлежать с мужчинами на пирах

Некоторые этрусские женщины даже считались «опытными пьющими». Кроме того, этрусских женщин часто хоронили с принадлежностями для питья и пиршества, что свидетельствует о том, что они принимали участие в этих мероприятиях. Наиболее очевидные различия между греческими и этрусскими застольями проявляются в этрусском искусстве. На этрусских картинах мужчины и женщины вместе пьют вино и отдыхают на одних подушках. Саркофаг супружеской пары, найденный в этрусском регионе, датируемый 520–530 гг. До н.э., изображает мужчину и женщину, отдыхающих вместе во время банкета, что резко контрастирует с гендерными греческими пьянками.

Как и многие другие греческие обычаи, эстетические рамки симпозиума были приняты римлянами под названием comissatio. Эти пирушки также включали распитие определенного количества вина и надзор за церемониймейстером, назначенным по этому случаю из числа гостей. Другой римской версией симпозиума был Конвивиум. Роль женщин была разной и на римских симпозиумах. Римским женщинам было по закону запрещено пить вино из соображений общественной морали. Ожидалось, что мужчины будут сами контролировать свое потребление вина, но женщинам не давали этого права. Казалось, что в первые годы Римской империи женщины чаще присутствовали на застольях, пока им не запретили пить вино в период республики.

Книжные серии

В разные годы у издательства существовало несколько книжных серий:

  • Ex Libris — произведения классиков зарубежной литературы XX века. Более не издается (последняя книга серии вышла в 2004 году). Включала в себя издание собраний сочинений отдельных авторов.
  • Omnia — книги карманного формата в твёрдом переплёте самого широкого круга авторов. Более не выходит.
  • Fabula Rasa — современная иностранная литература.
  • IQ — литературно-философская критика и эссеистика.
  • Сфера — двуязычные издания переводной поэзии (Джон Донн, Георг Тракль, Эмили Дикинсон, etc).
  • Ö (Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге) — современная австрийская интеллектуальная литература. Серия выходит при содействии культурных организаций и Министерства иностранных дел Австрийской республики.

Этимология

Чтобы разобраться в первоначальном значении «симпозиума», следует рассмотреть происхождение этого слова, которое не связано с научной тематикой.

Оно происходит от латинского существительного symposium, значение которого «пир», «пиршество». Последнее ведет свою «родословную» из древнегреческого языка, где есть слово συμπόσιον, обозначающее попойку, пиршество, пир.

Слово состоит из двух частей. Первая из них – σύμ, что можно перевести, как «с», «совместно», «вместе», а вторая – πόσις в значении «попойка», «питье». Это существительное пришло к древним грекам из праиндоевропейского языка, где есть глагол poi, обозначающий «пить».

Книжные серии

В разные годы у издательства существовало несколько книжных серий:

  • Ex Libris — произведения классиков зарубежной литературы XX века. Более не издается (последняя книга серии вышла в 2004 году). Включала в себя издание собраний сочинений отдельных авторов.
  • Omnia — книги карманного формата в твёрдом переплёте самого широкого круга авторов. Более не выходит.
  • Fabula Rasa — современная иностранная литература.
  • IQ — литературно-философская критика и эссеистика.
  • Сфера — двуязычные издания переводной поэзии (Джон Донн, Георг Тракль, Эмили Дикинсон, etc).
  • Ö (Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге) — современная австрийская интеллектуальная литература. Серия выходит при содействии культурных организаций и Министерства иностранных дел Австрийской республики.

Питьевой

Раб присматривает за тошнотворным симпозиастом.

Симпозиум будет курировать «симпозиарх», который решит, насколько крепким будет вечернее вино, в зависимости от того, ожидаются ли серьезные дискуссии или чувственные удовольствия. Греки и римляне обычно подавали вино, смешанное с водой, поскольку питье чистого вина считалось привычкой . Однако между римскими и греческими симпозиумами были большие различия. Римский симпозиум ( Конвивиум ) подавал вино до, с и после еды, и женщинам было разрешено присоединиться. На греческом симпозиуме вино пили только после обеда, и женщинам не разрешалось присутствовать. Вино наливали из кратера , большого кувшина, предназначенного для того, чтобы его несли двое мужчин, и подавали из кувшинов ( оенохое ) . По решению церемониймейстера вино было разбавлено до определенной крепости и затем смешано. Мальчики-рабы управляли кратером и переливали вино в кувшины. Затем они доставили кувшины к каждому участнику симпозиума и наполнили свои чашки вином. Были соблюдены определенные формальности, наиболее важными из которых были возлияния , наливание небольшого количества вина в честь различных божеств или оплаканных умерших. Во фрагменте из его c. 375 до н.э. игра Семела или Дионис , Еввул есть бог вина Дионис описывают правильное и неправильное употребление алкоголя:

В соответствии с греческой добродетелью умеренности, симпозиарх должен был предотвратить выход празднеств из-под контроля, но греческая литература и искусство часто указывают на то, что предел в третий кратер не соблюдался.

Сателлитный симпозиум: что это такое?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к словарю и выяснить значение прилагательного, входящего в это словосочетание. Там говорится, что оно трактуется как «связанный», «сопутствующий», соответствующий по значению существительному «сателлит».

У последнего имеется множество значений, среди них, например, следующие.

Симпозиум (издательство)

  • В Древнем Риме — вооруженный наемник, сопровождавший хозяина.
  • Книжное, риторические и ироническое: последователь, приспешник, зависимое лицо, исполнитель чужой воли.
  • В политике – государство, которое формально является независимым, но фактически подчинено более сильному.
  • В астрономии – спутник планеты.

Симпозиум (издательство)

Таким образом, сателлитный симпозиум – это симпозиум, который проводится в рамках какого-либо другого мероприятия, являющегося более крупным. Примеры: сателлитная конференция аллергологов в рамках иммунологического съезда, сателлитный симпозиум «Клинические последствия дефицита йода» в рамках конгресса «Люди и лекарства».

дальнейшее чтение

  • Буркерт, Вальтер. 1991. Восточные симпозиумы: контрасты и параллели. В столовой в классическом контексте. Под редакцией Уильяма Дж. Слейтера, 7–24. Анн-Арбор: Univ. из Michigan Press.
  • Дэвидсон, Джеймс Н. 1997. Куртизанки и рыбные пирожные: всепоглощающие страсти классических Афин. Лондон: HarperCollins.
  • Хобден, Фиона. 2013. Симпозиум в древнегреческом обществе и мысли. Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.
  • Лиссарраг, Франсуа. 1990. Эстетика греческого банкета: образы вина и ритуала. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажмите.
  • Морган, Джанетт. 2011. «Пьяные мужчины и современные мифы: новый взгляд на классический андрон». В общительном человеке: очерки древнегреческого социального поведения в честь Ника Фишера. Под редакцией Стивена Д. Ламберта, 267–290. Суонси: Классическая пресса Уэльса.
  • Мюррей, Освин. 2009. «Культура симпозиума». В компаньоне архаической Греции. Под редакцией Курта А. Раафлауба и Ханса ван Виза, 508–523. Чичестер, Великобритания, и Малден, Массачусетс: Wiley-Blackwell.
  • Нильсен, Инге и Ханне Сигизмунд Нильсен, ред. 1998. Питание в социальном контексте: аспекты общей трапезы в эллинистическом и римском мире. Орхус, Дания: Aarhus Univ. Нажмите.
  • Осборн, Робин. 2014. «Опьянение и социальность: симпозиум в древнегреческом мире». Прошлое и настоящее Дополнение. 9: 34–60.
  • Розен, Ральф М. 1989. «Анкилион Эубулоса и игра Коттабоса». Classical Quarterly 39: 355–359.
  • Топпер, Кэтрин. 2012. Образцы афинского симпозиума. Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.

Где проводится?

Симпозиум – это четко распланированное действие. И в этом его плюс. Поэтому каждый участник симпозиума получает программку с расписанием мероприятий.

Современные симпозиумы не слишком ушли от своих родоначальников и соединяют в себе не только официальную часть, но и время для более «легкого» общения. В более свободной обстановке все посетители могут немного расслабиться и познакомиться.

Неофициальная часть проходит в вечернее время и может включать в себя как концертную программу, так и фуршет или шведский стол. Таким образом, участники мероприятия не только могут подкрепиться, но и познакомиться друг с другом в более свободной обстановке.

Симпозиум (издательство)

Чаще всего встречи единомышленников, начинающиеся как небольшие собрания, превращаются в международные симпозиумы с большим количеством участников. Случается и такое, что приглашают определенное количество человек, если место проведения не может вместить всех желающих.

Самые известный ежегодный международный симпозиум – это встречи святых отцов по вопросам культуры и духовности Афона. Во время собраний служители церкви обсуждают исторические факты, а также реальность действия чудотворных икон. Такие собрания проводятся ежегодно.

Развлечения

Игрок Коттабос , бросающий винные отбросы (Аттический краснофигурный киликс , ок. 510 г. до н. Э.).

Поэзия и музыка были главными составляющими удовольствия симпозиума. Хотя свободные женщины со статусом не посещали симпозиумы, были наняты высококлассные женщины-проститутки ( гетайраи ) и артисты для выступлений, общения и бесед с гостями. Среди инструментов, на которых могли играть женщины, был авлос , греческий деревянный духовой инструмент, который иногда сравнивают с гобоем . Когда играли на струнных инструментах, традиционным инструментом был барбитон . Рабы и мальчики также предоставляли услуги и развлечения.

Гости также активно участвовали в конкурсных развлечениях. Игра, в которую иногда играют на симпозиумах, называлась коттабос , в которой игроки кружили остатки вина в киликсе , сосуде для питья на выносной тарелке, и бросали их в цель. Другой особенностью симпозиумов были сколия , застольные песни патриотического или непристойного характера, которые исполнялись на конкурсной основе: один симпозиум декламировал первую часть песни, а другой предполагал импровизировать ее конец. Симпозисты также могут участвовать в риторических конкурсах, по этой причине слово «симпозиум» в английском языке стало обозначать любое мероприятие, на котором произносятся несколько речей.

Обстановка и социальный повод

Платоновский симпозиум , изображение Ансельма Фейербаха

Банкетная сцена из храма Афины ( рельеф VI в. До н.э. ) .

Греческий симпозиум был ключевым эллинским социальным институтом. Это был форум, на котором мужчины из уважаемых семей обсуждали, составляли заговоры, хвастались или просто веселились с другими. Они часто проводились в честь вступления молодых людей в аристократическое общество. Симпозиумы также проводились аристократами для празднования других особых случаев, таких как победы в спортивных и поэтических конкурсах. Они были для них предметом гордости.

Симпозиумы обычно проводились в andrōn (ἀνδρών), мужских помещениях дома. Участники, или «симпозиумы», возлежали на мягких диванах, выстроенных у трех стен комнаты вдали от двери. Из-за нехватки места количество кушеток будет от семи до девяти, ограничивая общее количество участников где-то от четырнадцати до двадцати семи (Освин Мюррей приводит цифру от семи до пятнадцати кушеток и считает от четырнадцати до тридцати участников «стандартным размером для» питейная группа »). Если и принимали участие молодые люди, они не возлежали, а садились

Однако на македонских симпозиумах основное внимание уделялось не только питью, но и охоте, и юношам разрешалось откидываться на спинку кресла только после того, как они убили своего первого кабана.

Пьетро Теста (1611–1650): Пьяный Алкивиад прерывает симпозиум (1648).

Подали еду и вино. Предоставлялись развлечения, которые, в зависимости от случая, могли включать в себя игры, песни, игры на флейте для девочек или мальчиков, рабов, исполняющих различные действия, а также наемные развлечения.

Симпозиумы часто проводились по определенным случаям. Самый известный симпозиум всего, описан в диалоге Платона этого имени (и довольно по- разному в Ксенофонте ) был организован поэтом Агафона по случаю своей первой победы на театральном конкурсе на 416 г. до н.э. Дионисии . Согласно рассказу Платона, празднование было отодвинуто на второй план из-за неожиданного появления тоста в городе, когда молодой Алкивиад упал пьяным и почти обнаженным, только что покинувший очередной симпозиум.

Мужчины на симпозиуме обсуждали множество тем, часто философских, таких как любовь и различия между полами.

Немного истории

В то время празднества проходили при большом скоплении народа. Вдоль стен выставляли лежанки, а посредине зала выступали актеры, музыканты развлекая публику. Во время попоек в расслабленном состоянии ученые мужи решали самые «наболевшие» вопросы.

На такие сборы было принято приходит со спутником или спутницей. Очень часто богатые горожане приводили на сборища своих любовников и любовниц. Симпозиум — это было также место представления обществу отпрысков богатых фамилий, вошедших в определённый возраст.

Если собравшиеся решали важные государственные вопросы, вино, подаваемое гостям, разводили водой. Таким образом, у патрициев было время сговориться о задуманном или найти способ разрешения давнего спора.

Гостей развлекали с помощью игр, песен, музыки и танцев в исполнении рабов. Присутствующие любили играть в котабос (бросали кувшины из-под вина в цель) и распевать застольные песни-сколии, восхваляющие правителя, героев-воинов.

В Древней Греции

Симпозиум (издательство)

Что такое симпозиум у древних греков? Это сопровождавшееся определенными ритуалами и буйным весельем пиршество

Оно называлось «симпосий» и являлось важной составляющей мужского времяпрепровождения

После трапезы, проводившейся у домашнего алтаря, участники омывали руки и умащивали себя благовониями. Симпосиасты украшали венками из цветов, мирта, плюща и себя, и сосуды с вином. Украшениями были повязки красного и белого цвета, которые символизировали преданность богу Дионису.

Чаша с вином пускалась по кругу. Первый глоток делался в честь демона, который считался добрым духом. Вино полагалось также и богам. Чтобы «угостить» их, греки выплескивали его из кубов, сопровождая это действие культовой песней, посвященной богу Аполлону, и игрой на флейте.

В качестве виночерпиев использовали юношей, которые должны были разводить вино водой и раздавать его собравшимся. На симпосиях звучала музыка, исполняемая на кифарах и авлосах, приглашались певцы, акробаты, танцоры. Гости тоже пели песни, которые назывались сколии. Здесь проводили конкурсы речей, разгадывали загадки, играли в сравнения. Часто на симпосиях проводились игры, среди которых популярным был коттаб — участники из сосудов пытались выплеснуть остатки вина, попав в цель.

Из числа присутствующих выбирали руководителя пирушки, который назывался симпосиархом. В его обязанности входило следить за порядком и выбирать темы для бесед. По свидетельству некоторых греческих авторов, симпосии практиковались еще в 4-м веке до н. э. Эта традиция сохранялась до конца античных времен.

Особенности современных симпозиумов

В современном мире симпозиумом именуется представительная конференция, которая проводится в целях обсуждения какой-либо проблемы с привлечением специалистов, способных четко и информативно предоставить всю необходимую информацию. Нередко в таких собраниях принимают участие делегаты из различных стран.

В некоторых случаях симпозиумом называют определенный тип занятия в высших учебных заведениях, которое проводит преподаватель со своими студентами.

Основные особенности современных симпозиумов, существенно отличающих их от других типов научных собраний, и заключаются в следующем:

  1. Проведение конференций с определенной периодичностью. При этом частота организации данных мероприятий в подавляющем большинстве случаев не очень высокая. Чаще всего симпозиумы в тех или иных учреждениях проводятся один раз в несколько лет.
  2. Чаще всего конференции проводятся на темы, которые в той или иной области науки достаточно хорошо изучены. Это свидетельствует о том, что в данных вопросах существует большое количество мнений специалистов. Чаще всего в таких ситуациях не возникает проблем с поиском материалов или делегатов, которые бы решили выступить перед присутствующими на симпозиуме.
  3. Как правило, в ходе конференции слово предоставляет представителям различных точек зрения. Таким образом, возникает дискуссия, в ходе которой удается достичь какого-то единого знаменателя, проливающего свет на ту или иную проблему.
  4. Все конференции проводятся по специально созданному плану. Его график включает в себя выступления делегатов, обсуждение тем и многие другие нюансы. Для того чтобы вследствие определенных факторов не возникло никаких проблем, организаторы чаще всего закладывают некоторое время для того чтобы можно было их профессионально устранить.

Серьезная подготовка к симпозиуму требует, чтобы его участники заблаговременно подавали соответствующие материалы и темы на рассмотрение специальной комиссии, которая отвечает за проведение мероприятия. Все доклады должны быть согласованы и отредактированы таким образом, чтобы четко соответствовать сути самой конференции. Такая скрупулезность и точность приводит к тому, что в большинстве случаев симпозиумы проходят про графику, вследствие чего в их проведении не возникает никаких проблем.

Деятельность издательства

«Симпозиум» впервые издал на русском романы Пола Боулза, Дугласа Коупленда, Томаса Пинчона, Ромена Гари, Эльфриды Елинек, Умберто Эко, Петера Хёга и других авторов. Усилия издательства по переводу и публикации книг французских авторов, таких как Антонен Арто, Гийом Аполлинер, Борис Виан и Ромен Гари, в 2001 году были отмечены почётным дипломом программы «Пушкин» министерства иностранных дел Франции. В рамках данной культурной инициативы «Симпозиум» выпустил сборник философской эссеистики Эмиля Чорана «После конца истории». Русской литературы «Симпозиум», как правило, не издаёт — делая исключение для прозы Асара Эппеля и Саши Соколова.

В 1997—2001 годах в «Симпозиуме» вышло в свет десятитомное собрание сочинений Владимира Набокова — американский период (в 5 томах) и русский период (в 5 томах) — наиболее полное и авторитетное издание произведений писателя на русском языке

Литературный критик Андрей Немзер высоко оценил «набоковский проект» издательства: «Кажется, ни один классик XX века ещё не издан с таким тщанием, артистизмом и таким вниманием к просвещённому ценителю словесности, как Набоков-Сиринъ». При поддержке государства издательство осуществило другой крупный культурный проект — в России впервые увидело свет полное собрание сочинений Сигизмунда Доминиковича Кржижановского, подготовленное историком литературы Вадимом Перельмутером

Оценивая первые три тома издания, которые включили в себя весь корпус художественной прозы писателя, литературовед Виктор Куллэ отметил, что они «по своей фундаментальности ничуть не уступают фундаментальному „симпозиумовскому“ же Набокову».

C 1995 по 2008 год коммерческим директором издательства был Максим Амелин.

Деятельность издательства

«Симпозиум» впервые издал на русском романы Пола Боулза, Дугласа Коупленда, Томаса Пинчона, Ромена Гари, Эльфриды Елинек, Умберто Эко, Петера Хёга и других авторов. Усилия издательства по переводу и публикации книг французских авторов, таких как Антонен Арто, Гийом Аполлинер, Борис Виан и Ромен Гари, в 2001 году были отмечены почётным дипломом программы «Пушкин» министерства иностранных дел Франции. В рамках данной культурной инициативы «Симпозиум» выпустил сборник философской эссеистики Эмиля Чорана «После конца истории». Русской литературы «Симпозиум», как правило, не издаёт — делая исключение для прозы Асара Эппеля и Саши Соколова.

В 1997—2001 годах в «Симпозиуме» вышло в свет десятитомное собрание сочинений Владимира Набокова — американский период (в 5 томах) и русский период (в 5 томах) — наиболее полное и авторитетное издание произведений писателя на русском языке

Литературный критик Андрей Немзер высоко оценил «набоковский проект» издательства: «Кажется, ни один классик XX века ещё не издан с таким тщанием, артистизмом и таким вниманием к просвещённому ценителю словесности, как Набоков-Сиринъ». При поддержке государства издательство осуществило другой крупный культурный проект — в России впервые увидело свет полное собрание сочинений Сигизмунда Доминиковича Кржижановского, подготовленное историком литературы Вадимом Перельмутером

Оценивая первые три тома издания, которые включили в себя весь корпус художественной прозы писателя, литературовед Виктор Куллэ отметил, что они «по своей фундаментальности ничуть не уступают фундаментальному „симпозиумовскому“ же Набокову».

C 1995 по 2008 год коммерческим директором издательства был Максим Амелин.

Происхождение и значение термина

Понятие «симпозиум» имеет латинское происхождение. В этом языке оно имело аналогичное звучание и написание. В свою очередь данная мифологема первоначально образовалась в Древней Греции, где оно означало «совместное пиршество». Чаще всего оно происходило в обществах знатных мужей, знати или же элиты государства.

Для того чтобы решить какие-то важные споры, вино на симпозиумах разбавляли в Древней Греции водой. Это было связано с тем, чтобы меньше потратить денег на пиршество, имея при этом возможность обсудить на высоком уровне ту или иную проблему. На древнегреческих симпозиумах было большое количество гостей. Их развлекали разнообразными забавами, такими как игры, песни, танцы и музыка.