Разновидности вводного септаккорда
Существует двух видов: малый и уменьшенный.
Малый вводный септаккорд по строению и звучанию равен малому уменьшенному (полууменьшенному). Строится только в натуральном мажоре на седьмой ступени. В его основе лежит уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки этого септаккорда охватывают интервал малой септимы. Он образуется из двух малых терций и одной большой или уменьшенного трезвучия и большой терции.
Его построение в Фа-мажоре натуральном: e-g-b-d. Ми (e) и ре (d) — это крайние звуки, которые образуют интервал малой септимы.
Уменьшенный вводный септаккорд в натуральных ладах не строится. Его построение возможно в мажоре и миноре гармоническом от седьмой ступени. В его основе, как и в малом вводном, лежит уменьшенное трезвучие. Первый и последний звуки охватывают интервал септимы уменьшенной.
Его построение в Фа-мажоре гармоническом: e-g-b-des. Где des (ре бемоль) является шестой пониженной ступенью гармонического мажора. А ми-ре бемоль — это первый и последний звуки, которые составляют интервал уменьшенной септимы.
В соль-миноре гармоническом: fis-a-c-es. Где fis является седьмой повышенной ступенью гармонического минора. А fis-es — это крайние звуки ум.7.
Септаккорды в джазовой записи
Если говорить о джазе, то практически все в нем строится на септаккордах. В джазовых композициях септаккорды вообще считаются основными.
При этом джаз подразумевает использование только тех нот, которые входят в аккорд, с глушением всех прочих.
Еще одна особенность джазового исполнения – это основной тонический аккорд, преобразующийся в большой септаккорд.
Например, если бы мы записали аккордовую последовательность типа «ДО-мажор, ЛЯ-минор, ФА-мажор, СОЛЬ-мажор» в джазе, то получили бы следующее:
Cmaj7 – Am7 – F7 – G7
где: Cmaj7 – основной тонический аккорд – ДО-мажор с увеличенной септимой
Am7 – ЛЯ-минор-септаккорд с малой септимой
F7 –ФА-мажор-септаккорд с малой септимой
G7 – СОЛЬ-септ – доминантсептаккорд с малой септимой
А игралось бы все это дело примерно следующим образом:
Это особенно актуально, если септаккорд проходящий, используется только для перехода к следующему аккорду и звучит очень недолго.
В этом случае гитарист может пожертвовать любой из нот, кроме тоники и септимы. Ведь если мелодия быстрая, то слушателю будет достаточно услышать основную ноту и септиму, чтобы проследить мелодический ход композиции.
Большие и малые мажорные и минорные септаккорды используются в музыке повсеместно. Зачастую их применение предвещает переход мелодии к новым аккордам, к которым они тяготеют.
Суть в том, что септима – это диссонирующий интервал, который нуждается в разрешении.
По этой причине наиболее часто септаккорды в роковой музыке можно встретить перед началом куплета или припева, перед сменой настроения или перед сменой мелодики.
Сам по себе септаккорд (аккорд седьмой ступени) звучит не очень приятно, но когда с его помощью выстраивается мелодическая связь двух фраз, ситуация сразу меняется.
Септаккорд в роке используют для связки 2-х аккордов и обеспечения диссонирующего, нагнетательного перехода между аккордами (обычно в конце музыкальной фразы). Например:
C – Am – F – G7
Dm – F – Gm – A7
Em – C – D – H7
Fm# — Fm# — Hm – C#7
A – Fm# — Hm – E7
Использование септаккордов в роковой музыке также встречается при обыгрывании мелодических фраз (линии мелодии). Например:
Dm – Dm7+ — Dm7 – Dm7+
Em – Em7 – Em6 – Em5+
Am – Am7 – Dm – Dm7
C – Cmaj7 – G – H7
Таким образом, мы видим, что септаккорды для гитары украшают музыку, делают мелодию богаче и ярче, придают дополнительное звучание стандартным аккордам и служат прекрасным связующим звеном в переходах между аккордами песни.
Стоит отметить, что даже если в песне нет септаккорда, вы запросто можете использовать его под конец круга, чтобы перейти к тоническому трезвучию.
Причем, такой переход вы могли бы использовать даже там, где в нотах не прописан септаккорд.
Поверьте, звучание песни от этого только выиграет. Вот попробуйте сами сыграть известную вам песню, вставив в конце круга септаккорд, и поймете, о чем мы здесь пытаемся сказать.
Как строится септаккорд на гитаре
Чтобы построить большой или малый септаккорд, нужно к трем нотам основного аккорда (мажора или минора – без разницы) добавить еще одну нотку – большую или малую септиму.
Получим, что септаккорд складывается из 4-х нот, например:
C7 – ноты С, E, G, B (до, ми, соль, си-бемоль)
Cmaj7 – ноты С, E, G, H (до, ми, соль, си)
Dm7 — ноты D, F, A, C (ре, фа, ля, до)
Dm7+ — ноты D, F, A, C# (ре, фа, ля, до-диез)
Касательно обозначений и символов отметим следующее.
А) Если у ноты стоит просто цифра 7, подразумевается добавленная малая септима, а аккорд зовется доминантсептаккордом или просто септаккордом (мажорным).
Б) Если у ноты стоит обозначение «Maj», «M7», «dur7» или «Maj7» (что часто встречается в джазе), подразумевается большой мажорный септаккорд, который в джазе является основным и называется просто септаккордом.
Понятно, что речь здесь о добавленной большой семерке (11 полутонов от тоники вверх или 1 полутон от тоники вниз).
В) Если у ноты стоит обозначение минора – буква «m» и семерка, подразумевается малая септима, добавленная к минорному трезвучию, минорный септаккорд.
Г) Если у ноты стоит обозначение минора – буква «m» («moll») и семерка с плюсом, подразумевается большая септима, добавленная к минорному трезвучию, большой минорный септаккорд.
Д) В редких случаях можно встретить запись вроде «maj7+», которая также указывает на большой мажорный септаккорд.
Чтобы сыграть септаккорд (большой или малый), нужно к основным нотам аккорда прибавить седьмую ступень (большую или малую).
Виды
По строению
Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов:
Название | Трезвучие | Септима | Терции | Обозначение | Лад | Ступень извлечения в мажорном ладу | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | ||||||
1. Большой мажорный | мажорное | большая | Б | м | Б | Cmaj7, CM7, CΔ, CΔ7 | Тональный диатонический натуральный лад | 1, 4 |
2. Большой минорный | минорное | большая | м | Б | Б | Cmmaj7, CmM7, CmΔ, CmΔ7, C-Δ7 | Тональный диатонический натуральный лад | 6 |
3. Большой с увеличенной
квинтой (Увеличенный) |
увеличенное | большая | Б | Б | м | C5+/maj7, Cmaj7 (♯5), C+M7, C+Δ7 | Тональный условно — диатонический гармонический лад | 1, 6 |
4. Малый мажорный (доминантсептаккорд) | мажорное | малая | Б | м | м | C7 | Тональный диатонический натуральный лад | 5 |
5. Малый минорный | минорное | малая | м | Б | м | Cm7, Cmin7, C-7 | Тональный диатонический натуральный лад | 2, 3, 6 |
6. Малый септаккордс уменьшенной квинтой | уменьшённое | большая | м | м | Б | CmØ, C-7 (♭5) | Тональный условно — диатонический дважды гармонический лад | 2, 3, 4 |
7. Уменьшённый | уменьшённое | малая | м | м | м | C°7, Cdim7 | Тональный условно — диатонический дважды гармонический лад | 2 |
По расположению в ладу
Название | Терции | Обозначение | ||
---|---|---|---|---|
1-я | 2-я | 3-я | ||
Септаккорд II ступени ― один из основных аккордов субдоминантовой функции. Этот аккорд и его обращения допускают разнообразные альтерации. В натуральном мажоре септаккорд II ступени по структуре «малый минорный», в гармоническом миноре и мажоре ― «малый с уменьшенной квинтой» | м | б | м | II7 |
Септаккорд V ступени (доминантсептаккорд) ― основной аккорд доминантовой функции, на разрешение которого опирается вся мажоро-минорная система ладов. Имеет структуру «малого мажорного септаккорда» | б | м | м | V7 |
Септаккорд VII ступени (вводный септаккорд) ― аккорд доминантовой группы, но более слабый, чем доминантсептаккорд. В гармоническом мажоре и миноре имеет структуру «уменьшенного септаккорда». В натуральном мажоре звучит как «малый с уменьшенной квинтой септаккорд» и используется гораздо реже | м | м | б | VII7DVII7 |
Септаккорды I, III, IV (в мажоре и в миноре без альтерации) и VI ступеней в классической гармонии используются редко и носят название «побочных».