Самиздат

Примечания[ | код]

  1.  (англ.). Alexa Internet. — Глобальный рейтинг сайта «Библиотека Максима Мошкова». Дата обращения 7 сентября 2017.
  2. ↑ . Экспертный центр электронного государства (1 ноября 2016). Дата обращения 27 декабря 2019.
  3. . Дата обращения 12 июля 2010.
  4. . website.informer.com. Дата обращения 27 декабря 2019.
  5.  (недоступная ссылка). ITNEWS. Дата обращения 10 октября 2012.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июня 2012.
  7. . Российская газета (20 апреля 2004). Дата обращения 27 декабря 2019.
  8. . lenta.ru (25 августа 2005). Дата обращения 27 декабря 2019.
  9.  (недоступная ссылка). Компьюлента. Дата обращения 5 апреля 2015.
  10.  (недоступная ссылка). Компьюлента. Дата обращения 5 апреля 2015.
  11. . Российская газета (3 октября 2005). Дата обращения 27 декабря 2019.
  12. . lib.ru. Дата обращения 27 декабря 2019.
  13. . lib.ru. Дата обращения 27 декабря 2019.
  14. Решение Череповецкого горсуда от 13 апреля 2009 г. по делу № 2-1613
  15. . Компьютерра-Онлайн (28 мая 2010). Дата обращения 27 декабря 2019.
  16. . lenta.ru (24 февраля 2011). Дата обращения 27 декабря 2019.

Самиздат — как «второй мир литературы»

Вячеслав Игрунов: О самиздате нужно говорить как о форме коммуникации. Невозможно подвести под это понятие списочную или подпольную литературу — поскольку она не создаёт мир, альтернативный официозу. Например, подпольная литература официальный мир признаёт.

Борис Дубин: В самиздате есть общество, но нет власти. Там действуют, например, категории авторитета того или иного автора, но не властные полномочия.

Николай Котрелёв: Нельзя говорить о том, что самиздат был замкнутым миром. Никто из самиздатчиков не забывал о существовании официальных библиотек.

Вячеслав Игрунов: Я имел в виду как раз, что самиздат расширял мир, ведь в нём были сняты ограничения, которые накладывала цензура.

Борис Дубин: Надо понимать, что самиздат был «второй системой», то есть полностью заменить собой книгооборот в государстве он не мог.

История самиздата в России

Внешние изображения
Обращение издательства «Христианин»
Внешние изображения
Обращение издательства «Христианин»

Хотя само слово «самиздат» появилось лишь в середине XX века, с древнейших времен запрещённые произведения передавались друг другу рукописным способом.
В XVIII веке именно так по России распространялись сатиры А. П. Сумарокова.

В первой половине XIX века, когда Россия буквально кишела тайными обществами, — воззвания будущих декабристов, а позже — и «народников». На следующий же день после смерти А. С. Пушкина, настигшей его 28 января (9 февраля) 1837 года, весь Петербург (а вслед за ним и Москва) читал ходившие по рукам многократно переписываемые строчки стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». В то время это называлось «хождением в списках»: слово «список» обозначало рукописную копию. Так, «в списках», ходила комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», запрещённая цензурой на долгое время. Лишь после смерти автора (), в 1831 году была разрешена постановка полного текста комедии, без купюр, сначала в Петербурге, потом в Москве (вне столиц пьеса официально была запрещена до 6 июля ; первая публикация комедии без искажений появилась в Москве только в 1875 году). Во второй половине XIX столетия всю Россию наводнили листочки с едкими поэмами вологодского опального священника Василия Сиротина (более всего известного как автора песни «Улица, улица, ты, брат, пьяна»). Также в рукописных «изданиях» ходили произведения Н. А. Некрасова, И. С. Баркова (по причине их якобы непристойности), а заодно и действительно похабные тексты, приписываемые Баркову, но не имеющие к нему отношения; и т. д.

XX столетие уже широко использовало для самиздата технические новшества: пишущие машинки, ксерокопировальные аппараты ранних образцов, магнитофоны и другие устройства.

В XXI веке слово «самиздат» иногда используется также в качестве названия зарегистрированных изданий; они печатаются или распространяются в Интернете открыто, доступны, и уже в силу этого не являются «самиздатом» в исходном значении слова.

Дискутируется вопрос, следует ли журналы, выходившие в последнее десятилетие XX века, да и любую не преследуемую издательскую деятельность, называть самиздатом.

Технологии

Самодельный магнитофон на базе узлов м/ф «Тембр» (МАГ-59М), принадлежавший М. В. Крыжановскому. Фото из Государственного музея политической истории России

Изначально самиздат возник как дешёвая и доступная альтернатива массовой типографской печати и распространялся в рукописном варианте и в виде машинописных копий. Для ускорения процесса размножения использовалась копировальная бумага. При переписке вручную (шариковой ручкой) на газетной бумаге (50 г/м²) отчётливо получалось три копии, при использовании пишущей машинки — пять. На папиросной бумаге копий получалось больше, но ввиду её полупрозрачности можно было использовать только одну сторону листа.

В 1970‑х годах для размножения самиздата работники крупных советских институтов стали использовать принтеры (это были первые (АЦПУ) больших вычислительных машин) и плоттеры, а также бумагу больших форматов. Для размножения машинописного самиздата в тех же институтах стало использоваться ксерокопирование. Одной из мер борьбы с подобным явлением со стороны властей и начальства являлся строгий учёт и контроль использования спецтехники со стороны так называемого «Первого отдела». Иллюстрации перед размножением фотографировались, печатались на фотобумаге как обычные фотографии и вклеивались вручную в готовое издание. Иногда фотографировалось (на стандартную 35‑мм плёнку) всё издание целиком. Негативы использовались для передачи материалов за рубеж и для размножения.

Московский учёный-физик В. Н. Курдюмов составил следующее описание процесса:

Начиная с конца 1970‑х годов, в период распространения ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ — началось распространение самиздата в виде компьютерных файлов, переносимых от одного ВЦ к другому на магнитных лентах или, реже, дисках.

Методом самиздата распространялись не только литературные произведения, публицистика и изображения, но и музыка. Аудиопроизведения либо нарезались иглой самодельного фонографа на старых рентгеновских снимках («на костях»; 1950—1960‑е годы), либо записывались на магнитофон и впоследствии копировались друг у друга. В 1970—1980-е годы это породило феномен магнитоальбомов.

В качестве примеров «записей на костях» можно привести:

  • песню Пола Маккартни и его ансамбля «Крылья» — «Mrs Vandebilt» (запись сопровождалась «вступлением» диктора);
  • песню «Can’t buy me love» в исполнении ансамбля «The Beatles»;
  • песню «Арлекино» в исполнении Аллы Пугачёвой;
  • песню «Старый гриф» («Птицы не люди. И не понять им…») в исполнении Валерия Ободзинского (из фильма «Золото Маккены»);
  • одно из исполнений известной инструментальной композиции «El Bimbo»;
  • куплеты под гитару «Открытое письмо другу Васе, с которым учился в одном классе» (автор М.Ножкин; исполняет Игорь Дивов).

Существует также магнитофонная запись концерта Альфреда Тальковского, сделанная в 1976 году.

Примечания

  1. Театральная энциклопедия
  2. Согласно свидетельству современника, авторство принадлежит Н. Д. Вольпин. См.:
  3. С. В. Калистратова. Заступница. Составитель Е. Печуро. «Звенья», 2003.
  4. Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. — М.: Астрель, CORPUS, 2010. — С. 247.
  5. Е. Дёготь. «Русское искусство XX века». — М.: Трилистник, 2000. — С. 186.
  6. Цитирование по: Н. С. <Н. Солженицына.>. Роман «В круге первом». Самиздат // Александр Солженицын: Из-под глыб: Рукописи, документы, фотографии: К 95‑летию со дня рождения. — М.: Русский путь, 2013. — С. 253. — ISBN 978-5-85887-431-7.
  7. Хорошевский А. Ю. 100 знаменитых символов советской эпохи. Харьков: ФОЛИО, 2006. С. 412‑418.

Как продавать самостоятельно

Писатель может зарабатывать и без помощи издательства и передачи прав на произведение. Например, продавать электронную книгу — файл, который можно прочитать в приложении на смартфоне или специальной программе на компьютере.

Некоторые сервисы предлагают продажу аудиокниг — автор может сам начитать произведение или нанять диктора. Другие работают по модели «печать под требование» — покупатель может заказать книгу в бумаге. Но все же в основе заработка без издательств — продажа электронных книг.

Цену за книгу автор выставляет сам, но сервисы обычно берут комиссию. Договор заключают с физическим лицом — нужно платить налог на доходы. Есть профессиональный вычет 20% от налоговой базы.

  1. Исключительная лицензия: вы обещаете, что книгу будет продавать только эта платформа.
  2. Неисключительная лицензия: вы разрешаете продавать книгу платформе, но оставляете за собой право заключать договоры на распространение и с другими организациями. В таком случае комиссия сервиса выше.

«Литрес» забирает себе 65% от цены книги, если лицензия исключительная, и 75% — если неисключительная

Я встречал три механики получения прибыли на самиздат-порталах.

Пожертвования автору. Писатель бесплатно выкладывает книгу и указывает номер счета, на который предлагает читателю перевести ему благодарность. Все добровольно и в любом объеме.

Подписка, плата за черновик. Писатель публикует книгу постепенно, по мере создания. А читатели платят за каждую главу. Когда придет черед последней главы, подписка закрывается.

В зависимости от договора, который сервис предлагает заключить автору, существует два формата отношений. В первом случае автор получает деньги только после того, как закончит произведение. Во втором — деньги получает сразу, но если автор не закончил книгу в обещанный срок, то сервис взыщет с него нужную сумму и отдаст читателям.

Продажа готовой книги. Автор загружает файл с книгой и устанавливает цену. Читатель платит, получает доступ к файлу. Писатель получает деньги за минусом комиссии сервиса.

На большинстве платформ доступны все варианты распространения. Вот автор продает книгу, в которой написано 170 страниц из 200

Теперь покажу несколько сервисов, которые помогут авторам заработать на своих книгах.

После Большого террора

Самиздат — это удивительное явление. После смерти Сталина репрессивный нажим государства на политических противников уменьшился. Зато по-новому выявились эстетические противоречия господствовавшей идеологии с многочисленными неофициальными группами, как художественными, так и политическими.

При Никите Хрущеве в самиздате начинают активно публиковаться не только политически неправильные книги, но и авторы, вычеркнутые из истории по эстетическим или мировоззренческим мотивам.

Долгое время в Советском Союзе не публиковались тексты Цветаевой, Мандельштама, Гумилева и Ходасевича. Все эти авторы, без которых нельзя представить современную русскую литературу и историю культуры, получили второе дыхание в СССР только благодаря усилиям Леонида Пинского. Именно он взял на себя риск воспроизвести новые издания по имеющимся у него дореволюционным текстам или иностранным факсимиле, полученным «незаконным» образом из-за границы по имеющимся каналам.

Самиздат

История библиотеки

Идея создания электронной библиотеки, по словам Максима Мошкова, родилась так:

22 декабря 1998 года сайт переместился на адрес lib.ru, где и располагается поныне.

В 2003 году сайт был удостоен национальной интернет-премии, а в 2004 году — Премии Рунета.

Интересы Мошкова в суде защищал Андрей Миронов, юрист Студии Артемия Лебедева, интересы «КМ Онлайн» представляли юристы НП «Национальное общество по цифровым технологиям» (НП НОЦиТ). Дело стало прецедентом давления на электронную библиотеку на основании нарушения авторских прав. В период рассмотрения иска из библиотеки были удалены книги многих авторов, в частности, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — права на этот текст принадлежат потомкам Елены Булгаковой.

30 марта 2005 года Останкинский суд Москвы постановил взыскать с Мошкова в пользу Геворкяна 3 000 рублей в качестве возмещения морального вреда за «нарушение неимущественного права истца на обнародование произведения», а в выплате компенсации за нарушение авторского права отказать.

На следующий год были поданы иски сразу от нескольких компаний (литературное агентство «ФТМ», портал «КМ онлайн») в связи с размещением в библиотеке Мошкова произведений Гарри Гаррисона «Зима в Эдеме» в переводе Юрия Соколова, «Мой дом, моя чужбина» Александра Зиновьева и «Король Лир» в переводе Пастернака. Было вынесено решение в пользу «КМ онлайн». Что интересно, в 2006 году упомянутый портал был в очередной раз замечен за пиратством и таким же образом наказан.

Практически параллельно с решением о выплате морального возмещения Мошков получил грант на миллион рублей от Роспечати на развитие библиотеки.

16 июля 2007 года ряд российских СМИ сообщил о том, что интернет-портал подвергся распределённой DoS-атаке. Об этом сообщил и Максим Мошков в своём блоге. Атака на портал началась ночью 15 июля. Огромное количество запросов из распределённой сети компьютеров, которые, скорее всего, были заражены вирусом, привело к увеличению входящего трафика портала более чем до 100 мегабит в секунду, что привело к неработоспособности сайта 15 июля. За считанные дни функциональность сайта была восстановлена, но ещё некоторое время он работал нестабильно.

Самиздат в 1960-1980-хх годах

Расцвет самиздатовской литературы приходится на 1960-1980 годы. До 70-х годов она была представлена преимущественно листовками, книгами и другими непериодическими изданиями, в дальнейшем тенденция поменялась.

Один из самых известных журналов — «Хроника текущих событий» (с 1974 года издается в Нью-Йорке), в котором описывались случаи нарушения гражданских прав человека в СССР. Это был в основном только сборник фактов, оценку происходящему редакция не давала, но и такое чисто информативное издание давало возможность оппозиции скоординировать и связать различные направления деятельности. Аналогичную тематику поддерживали «Политический дневник», «Сумма», «Референдум».

Самиздатовская литература получила мощный толчок после резкого ограничения в 1964 – 1965 годах возможности освещения темы мрачной реальности, поднятой в произведениях Солженицына («Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор»). В этот период неофициально издавались «Раковый корпус» и «В круге первом» того же А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «Слепящая тьма» А. Кестлера, «Воспоминания» Н. Я. Мандельштам.

Самиздат

После «пражской весны» 1968 года творческая интеллигенция окончательно утратила надежду на смягчение диктата власти над культурной жизнью в стране. Центр литературного самиздата обосновался в Ленинграде с его переизбытком специалистов гуманитарных профессий, в столице же превалировали неофициальные публикации правозащитного направления.

В отличие от самиздата, тамиздат предлагал оценочные материалы зарубежных авторов. Их мнение не всегда было объективно и беспристрастно, некоторые факты упускались либо подтасовывались, но часто такой внешний анализ ситуации был ценным источником понимания происходящего в стране. Среди подобных «тамиздатовских» изданий наиболее известны материалы научных конференций Мюнхенского института по изучению СССР, информационные бюллетени «Комитета за права и свободы в России», журналы русской эмиграции «Грани» и «Континент».

Значение самиздата

Многие советские авторы даже не пытались издавать свои произведения и писали «в стол», опасаясь реакции властей и надеясь на публикацию в будущем. Однако часть писателей не хотела ждать наступления эпохи гласности, напротив — пытались ускорить ее приход с помощью неофициальной литературы. Движущей силой самиздата стали желание свободы и открытости информации и выражения.

Самиздат познакомил читателей с «Доктором Живаго» Пастернака, «Реквиемом» Ахматовой, произведениями Гумилева, Мандельштама, Зощенко и Булгакова. Помимо художественной литературы, издавались материалы по общественно-политической жизни страны — брошюры А. Д. Сахарова, запрещенные произведения В. Аксенова, А. Галича, Р. А. Медведева.

Самиздат имел не только политическое, но и творческое значение. В официальных изданиях произведения публиковались на основе указаний администрации, а их художественная ценность и интерес читателей были второстепенны. Самиздат создавал свободную конкуренцию между авторами, их успех зависел только от спроса публики. Между писателями был жесткий творческий отбор, его проходили только самые талантливые и смелые.

В самиздате распространялись не только общественно-политические и художественные произведения, но и «ширпотреб» — рецепты (в том числе самогоноварения), лекала и выкройки из заграничных журналов, а также порнография, рок-издания, труды по теме уфологии и оккультизма.

Современная реализация

На сегодняшний день, сам термин “самиздат” потерял былое значение, существовавшее в СССР. Теперь самиздатом называется самостоятельная публикация собственных произведений посредством доступных способов коммуникации на всеобщее обозрение. Даже издание книги в официальном издательстве за свой счёт сейчас также зовётся самиздатом.

В данный момент, начиная с начала двухтысячных годов, вокруг различных интернет-библиотек, формируются (или уже сформированы) сообщества начинающих авторов, которые публикуют свои произведения в специальном разделе таких библиотек. 

Ярким примером такого сообщества является сайт http://samlib.ru/, который является частью библиотеки Максима Мошкова.

368

Не только диссиденты

Возникновение советского самиздата послесталинской эпохи было в значительной степени связано с художественной литературой, запрещённой в СССР не по политическим, а по эстетическим или мировоззренческим причинам. Так, Лилианна Лунгина вспоминает:

По мнению искусствоведа Екатерины Дёготь, у бытования в СССР неполитического самиздата имелось и эстетически-культурологическое измерение:

В дальнейшем наряду с откровенно диссидентскими трудами в самиздате распространялись и политически безобидные, но по тем или иным причинам не вошедшие в официальную «обойму» произведения, например переводы книг Туве Янссон и Джона Рональда Руэла Толкина.

В самиздате распространялись также:

  • кулинарные рецепты;
  • рецепты и самогоноварения.

Копировались и перекопировались топографические карты, переснимались порнографические материалы, модельные лекала и выкройки из западных журналов (например, «Плейбой», «Бурда-моден») и прочее.

Были достаточно широко известны также самиздатные материалы и труды (например, В. Г. Ажажи, Феликса Зигеля) по неприветствовавшейся и засекреченной тогда в СССР теме НЛО и уфологии.

Особая тема — рок-самиздат: самодельные машинописные журналы «Рокси», «Ухо», «Зеркало» и другие, рассказывавшие об отечественной и зарубежной рок-музыке.

Бытовал мелкий коммерческий самиздат по продаже (особенно в поездах, электричках, на рынках) тех же рецептов, выкроек; а также календариков − например, с фотопортретами В. Высоцкого; опального Сталина, Брюса Ли; эротики, животных.

Во времена усиления «борьбы с пьянством и алкоголизмом», слова «самиздат» или «рукопись» были жаргонными названиями самогона.

О начале и конце самиздата

Елена Струкова: Самиздат заканчивается там, где он перестаёт ломать государственную монополию. То есть, издания неформалов 1987 и последующих годов — это уже не самиздат.

Григорий Белоножкин: Слово «самиздат» будет использоваться и в XXI веке, поскольку и сегодня есть много барьеров, отделяющих самиздат от официальных изданий. Из них сейчас, пожалуй, относительно снят лишь барьер лицензировании книгоиздателя.

Но существует проблема финансов — в результате некоторые серии, которые ранее выходили миллионными тиражами, сейчас продолжаются на ротапринте тиражом в триста экземпляров.

Есть барьер ISBN, который в России просто дорог, есть проблемы контактов с торговлей — хотя к счастью, сейчас появились магазины, которые берут на реализацию самиздат.

Интернет не убьёт книгу — хочется надеяться, что принципом её тиражирования станет не продаваемость, а эстетическая ценность и этическая правота автора.

Продаман

Сервис называет себя социальной сетью и самиздатом: кроме бесплатной выкладки и продажи книг, тут можно управлять правами доступа. Например, выкладывать книги только для друзей или списка одобренных читателей.

Продавать книги может каждый, ограничений нет. Деньги выводятся на банковскую карту, «Яндекс-деньги» или кошелек «Вебмани». Есть нюанс: сервис перечисляет одним платежом только 1000 Р. То есть если вы продали на 2500 Р, то получите два перевода по 1000 Р, а еще 500 Р останутся на балансе сервиса до тех пор, пока не накопится тысяча.

Сервис предлагает еще два варианта заработка:

  1. Награды — любой читатель может через сервис купить и подарить вам «стикер» за 10—1000 Р. Автор получает деньги на свой счет.
  2. Краудфандинг — это коллективный сбор денег на еще не написанную книгу. Вы создаете страницу нового произведения и рассказываете, о чем собираетесь писать. Указываете общую сумму, которая нужна, и сумму платежа. Если общая сумма набралась, то открывается подписка — и вы выкладываете книгу по главам. Когда закончите книгу, получите собранные деньги.

СамиздатТак выглядят стикеры-награды на сервисе

Причины борьбы с самиздатом

Почему с самиздатом в СССР боролись? Дело в том, что в СССР, как вы уже поняли из текста выше, была жесточайшая цензура. Самиздатовская литература цензуре же не подвергалась никаким образом, и фактически, могла содержать любое содержание, от безобидного повествования о личных достижениях до диссидентских рассуждений. Самиздат в первую очередь был как раз таки элементом свободомыслия, и это свободомыслие шло в разрез с ценностями рядового советского гражданина (по мнению партии, естественно). Тысячи произведений бесславных авторов пылились на полках госархивов только за то, что там были подозрения на такую свободу (забраковать произведение могли по любому поводу), а некоторые авторы сидели за них за решёткой. Таковы были порядки, и так работала система наказаний в СССР.

Помимо прочего, при помощи самиздата в СССР распространялась религиозная литература, которая фактически была запрещена.

Стоит отметить, что под цензуру попадала не только “антисоветская” литература, но и произведения, которые так или иначе не попадали под общую идеологию, шли в разрез с общепринятыми нормами или были просто бесполезными или даже вредными советскому человеку, по мнению системых критиков.

Что такое самиздат?

Сегодня, в эпоху информационного изобилия и всеобщего доступа к любой информации, представляется странным, что когда-то нельзя было найти нужную книгу или фильм, и многие не имели возможности послушать любимую музыку или прочитать стихи. Однако немногим более четверти века назад граждане СССР сталкивались с серьезными препятствиями на пути к информации.

Поскольку в стране действовала официальная цензура, а линия партии была единственно верной, распространение текстов и музыки, которые цензоры или высшие руководители страны признавали антисоветскими, становилось невозможным.

Многие литераторы, которые сегодня считаются классиками русской литературы и имеют всемирную славу, долгое время были включены в списки запрещенных к печати в Советском Союзе.

Самиздат

Роль самиздата в культуре

Самиздат — это крайне важный феномен в истории российской культуры, вынужденной противостоять постоянному давлению со стороны правительства. Однако и этот способ распространения не оставался в стороне от внимания государственной власти. Обнаружения рукописей и печатной продукции с запрещенной литературой могло служить основанием для ареста или судебного преследования.

С первых лет советской власти и до смерти Сталина основным содержанием самиздатовской литературы были романы, запрещенные по идеологическим соображениям, и альманахи, в которых публиковалась информация о политических репрессиях. Разумеется, КГБ не мог оставлять такие события без внимания и авторы многих номеров периодики подвергались преследованиям.

Для того чтобы представить значение этого явления для советской культуры, достаточно упомянуть некоторых авторов, чьи произведения вышли в самиздате. Среди таких писателей были Пастернак, Галич, Бродский, Солженицын и Мандельштам. Многие из произведений Мандельштама просто не дошли бы до наших дней, если бы его жена не приложила множество усилий по сохранению и тиражированию его произведений.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий