Садко

Былина «Садко» краткое содержание

Былина «Садко» краткое содержание для читательского дневника Вы можете составить сами с представленых вариантов, чтобы получить лучшую оценку.

Былина «Садко» кратко очень

Садко-молодой гусляр из Великого Новгорода. Садко звали на честные пиры, где он играл на гуслях и зарабатывал на жизнь. Но вот уже 9 дней его не зовут на пиры и он очень горевал. Пошёл он к Ильмень-озеру. Играл на гуслях и вдруг появляется морской царь. Тот поблагодарил Садко за его игру на гуслях и научил как получить богатство. Он поспорил с купцами, что в озере водиться рыба с золотыми плавниками. Садко выиграл спор и стал богачем. После этого гусляр устроил пир. Вдруг один купец сказал что: раз Садко такой богатый пусть купит все товары в Новгороде. Он согласился, а если проиграет то даст каждому купцу по тридцать тысяч рублей. На первый день он послал слуг и сам пошел покупать все товары. На второй день появилось еще больше товаров. А на третий день Садко понял, что не сможет скупить все товары. Так Садко проиграл спор и дал купцам по тридцать тысяч рублей. Он построил корабли, погрузил товар и отправился в дальние страны. Когда он возвращался в Новгород забушевало море. Садко подумал, что Морской царь на него гневается и решил, что нужно отдать жертву. Попрощавшись со своими слугами он спустился в воду. Садко увидел Морского царя на глубине океана. Тот попросил гусляра сыграть на гуслях и пустился в пляс. Царю так понравилась его игра, что он захотел женить Садко на одной из дочерей. Вдруг перед Садко появился Миколя Можайский ( святой человек ) и подсказал Садко выбрать в жёны девицу Чернавку. Он так и сделал. Потом они вместе вышли на сушу, где их встретил весь Новгород. Садко больше в море не плавал.

Былина «Садко» краткое содержание

Садко был бедным гусляром. Он зарабатывал на хлеб играя на пирах. Но вот уже девять дней подряд Садка не приглашают ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого». Он отдал 30 тысяч купцам.

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко понял, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске, о проснулся уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей.

По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

Краткое содержание

Как гусляр Садко пленил Водяного царя своей игрой и разбогател

Садко
(Борис Израилевич Анисфельд «Садко», 1911)

Гусельник Садко был молод, беден и честолюбив. Он жил в Великом Новгороде, зарабатывал на жизнь, играя на пирах для развлечения именитых людей: бояр, князей, купцов. Однажды, он особенно долго не получал приглашений. Тогда Садко отправился к Ильмень-озеру и принялся играть на гуслях. Он играл весь день до вечера, а перед закатом заметил, что озерная вода «всколыбалася». Еще через три дня он пришел снова играть на берегу, и снова испугался волнений водяной глади. В третий раз Садко играл у Ильмень-озера, пока на берег не вышел Водяной царь. Ему очень понравилась «нежная игра» молодого гусляра, и он решил наделить Садко великим богатством.   

Водяной царь научил гусляра «побиться об заклад» с богатейшими купцами Новгорода, что сможет онвыловить в Ильмень-озере чудо-рыб с «золотыми перьями». А в залог велел Водяной царь отдать «буйну голову» Садко. Так и сделал молодой гусляр: на следующем пиру поспорил с богатыми купцами, что есть «чудо чудное в Ильмене», и он знает как его добыть. Против головы Садко подвыпившие купцы поставили три лавки товара. На следующее утро они вышли на ловлю, и трижды закидывали «тоню» (невод) в Ильмень. Все три раза в сети попадалось по одной диковиной рыбе с золотыми перьями.      

Садко стал богатым и успешным торговцем. Ему сопутствует удача, и он живет роскошной жизнью. В былине говорится о его новом доме:

Как Садко «бился об заклад»  со всеми новгородскими купцами разом

Однажды, на богатом пиру у Садко гости начинают хвастаться, кто бессчетной казной, кто красавицей-женой, кто молодецкой удалью. Садко поначалу ничем не хвалится, а затем говорит, что может купить все товары в Новгороде. Купцы, оскорбленные такой неслыханной гордыней, бьются «о велик заклад» в тридцать тысяч рублей, что никогда ему не скупить всех товаров в Новгороде.

На следующее утро Садко и его подручные отправляются в торговые ряды и выкупают все товары, какие только есть. То же происходит и на второй день, но товара уже вдвое больше вчерашнего. К вечеру лавки пустые, но уже утром третьего дня подвозят «московский товар». А за ним должен подоспеть товар «заморский». Садко признает свое поражение – как бы ни был он богат, но не  богаче Великого Новгорода!

Как Садко попал в палаты Морского царя

Садко
(Садко в гостях у морского царя. С литографии И.Д. Сытина и Ко. 1888)

Позже наш герой снаряжает большую экспедицию «в тридцать кораблей» и отправляется торговать через Ладогу, Волхов, Неву.  Возвращается он с большими барышами: бочками, наполненными золотом и серебром. На море караван Садко настигает страшный шторм. Купец понимает,  что это Царь Морской требует дани за свою прошлую милость. Путешественники пытаются задобрить его золотом и серебром, но стихия продолжает бушевать. Садко понимает, что Морской царь требует человеческой жертвы: «живой головы в сине море». И этой жертвой по жребию должен быть сам купец.

Написав завещание, Садко берет свои яровчатые гусли и остается на доске посреди бушующего моря. Вскоре буря успокаивается, и караван может продолжать путь. Оставшись один, Садко заснул. А проснулся он уже в палатах Морского царя. Тот торжествует:

Как Николай Угодник в первый раз помогает Садко в подводном мире

Садко
(В подводном царстве. Картина Репина «Садко», 1876)

Морской царь велит Садко играть на гуслях. Под плясовую вся подводная братия в главе с царем пускается в пляс. Они танцуют трое суток без перерыва, и гусляр все это время играет для них. В это время на поверхности бушует сильнейшая буря, и тонет множество кораблей. Море выходит из берегов и затопляет прибрежные города и деревни. Люди молятся Николаю Угоднику, покровителю мореплавателей. Святой, обратившись старцем, появляется в палатах Морского царя. Он велит гусляру прекратить игру. Но Садко боится ослушаться морского владыку. Тогда Микола Можайский (так называют угодника в былине) советует музыканту, как бы невзначай, порвать гусельные струны. Садко следует совету, останавливает свою игру и бурю.

Дальнее путешествие и шторм

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

Примечания

  1. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные сочинения и переписка. Т. 1. М.: Музгиз, 1955. С. 208.
  2. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные сочинения и переписка. Т. 1. М.: Музгиз, 1955. С. 276.
  3. Римский-Корсаков Н. А. Вместо предисловия // Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975
  4. Женское окончание Волхова́ — царевна Волхова́-река — дано на основании свидетельства Афанасьева о таковых окончаниях древних названий рек, как например, Днепра́-река (Римский-Корсаков Н. А. Садко. Опера-былина (клавир). — Л., Музыка, 1975)

Опера Римского-Корсакова

Садко

Былина «Садко» многократно печаталась и издавалась. Иллюстрации к ней рисовали известные художники. Образ гусляра, побывавшего в гостях у морского царя, вдохновил композитора Римского-Корсакова. По мотивам легенды автор написал оперу «Садко».

Сюжет музыкального произведения основан на различных вариантах сказания. Речи и песни героев взяты из народного эпоса, в них сохранен былинный стих вместе с особенностями старинного языка. Сказания о Волхве Всеславиче и Соловье Будимировиче принадлежат народному эпосу. Также примечателен цикл песен иноземных гостей:

  • варяжского;
  • веденецкого (венецианца);
  • индийского.

В былине, похожей на сказку для детей, отражен историко-гражданский облик гусляра, победившего богатых купцов и преодолевшего соблазны жизни у морского царя. Слава родного Новгорода — вот главное для Садко, патриота и христианина.

Характеристика героев

В былине «Садко» главные героя — молодой гусляр и морской царь. Их отличительные черты:

Садко

  1. Садко отличается патриотизмом и высокой нравственностью. Он жертвует собой во время бури, спасая жизни людей. Получив огромное богатство, он не сделался жестоким и жадным, не забросил свои песни и игру на гуслях. Он деятелен и активен, плавает по рекам и морям, стремясь увидеть новые земли и увеличить славу своего города. Единственная его слабость — гусляр поддается гордыне и пытается скупить все новгородские товары, чтобы прославиться. Но он быстро отступает от своего намерения, поняв, что это ему не под силу. Садко — истинный христианин, твердо верящий в провидение и не забывающий проявить благодарность за спасение.
  2. Морской царь — персонаж неоднозначный. Его трудно назвать положительным или отрицательным. Сначала он отблагодарил Садко за игру и сделал его богатым, а затем по своему капризу забрал его в море. Царь морей хочет оставить талантливого музыканта при себе и не понимает, что для того нет ничего дороже жизни на земле, в родном городе.

↑ Что же получается?

В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).

Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.

Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.

Следовательно,

эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.

Вы знаете, что в северной мифологии эту историю рассказывают по – разному, но узнаваемо? У древних германцев это — Зигфрид, вылавливающий в виде золотой рыбки клад Нибелунгов (Буслаев); у скандинавов – это мифический певец и заклинатель Вейнемейнен, играющий и поющий морскому богу (Миллер).

История создания и постановок

Внешние аудиофайлы

Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу.

В 1880-е годы композитор несколько раз задумывался над воплощением этого сюжета в виде оперы. Весной 1894 года он получил письмо от Николая Финдейзена, в котором тот убеждает его написать оперу на сюжет «Садко» и предлагает ему первоначальный план либретто. В дальнейшем план разрабатывая при участии Василия Ястребцева, Николая Штрупа, Владимира Стасова и самого Римского-Корсакова. Тогда же началось создание музыки. В процессе работы над оперой началось сближение Римского-Корсакова и либреттиста В. И. Бельского, в будущем — его близкого друга и постоянного сотрудника.

Активная работа над сочинением музыки шла в 1895—1896 годах и осенью 1896 года опера была завершёна.

Первоначально предполагалось, что опера будет поставлена в Мариинском театре в следующем сезоне. Однако обстоятельства сложились иначе. Опера была прослушана в Мариинском театре осенью 1896 года, в её обсуждении принимали участие: директор императорских театров Иван Всеволожский, главный капельмейстер Эдуард Направник, учитель сцены Осип Палечек, начальник постановочной части Платон Домерщиков и др. Последним было высказано мнение, что опера слишком сложна для постановки. Всему этому сопутствовало охлаждённое отношение к композитору со стороны дирекции театров после неудачи предыдущей оперы «Ночь перед Рождеством». Римский-Корсаков вспоминал:

По-видимому, слушатели ничего не поняли, и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Произведение было сыграно не всё, за поздним временем. Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского <…> и я решил оставить дирекцию в покое и никогда более её не тревожить предложением своих опер.

Тем не менее, окончательное решение по опере должен был принять император Николай II. 24 января 1897 года состоялся доклад Всеволожского императору, на котором Николай II собственноручно вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».

Римский-Корсаков тяжело воспринял провал оперы в дирекции императорских театров, тем более, что выхода из создавшейся ситуации он не видел. Мысль поставить оперу в Московской частной опере С. И. Мамонтова (в помещении театра Солодовникова) подсказал ему Семён Кругликов. Композитор дал согласие, Мамонтов С.И. с энтузиазмом взялся за организацию постановки этой оперы и уже 26 декабря 1897 года состоялась премьера. Сам композитор критически отнёсся к этой постановке и в «Летописи моей музыкальной жизни» отмечал множественные недочёты исполнительской и постановочной стороны спектакля. Тем не менее, произведение было принято публикой и критикой с большим успехом.

Практически сразу после премьеры «Садко» в театре случился пожар. Спектакли Московской частной оперы были перенесёны из помещения театра Солодовникова в театр на Большой Никитской и некоторое время шли там. Однако из-за маленьких размеров помещения было решёно перенести спектакли труппы в Петербург, в зал Консерватории. Римский-Корсаков сам провёл последние репетиции и продирижировал спектаклем 28 февраля 1898 года. В Петербурге опера также имела успех, что отмечал и сам композитор.

Садко проспорил

Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.

Садко

Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.

Происхождение

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

По гипотезе сторонников исторической школы, древнейшей основой былины о Садко была песня о летописном новгородском купце по имени «Содко Сытинець» (или «Сотко Сытиничь»), упоминаемом в Новогородской летописи под 1167 годом в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. По-видимому, образ Садко является результатом поздней трансформации индоевропейского образа мифического жениха дочери океана.

Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. В одном киргизском «Сказании о властителе вод Уббе» рассказывается, как один человек по имени Аманкул, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.

Ближайшие источники былины о Садко не выяснены. Академик А. Н. Веселовский указывает[где?] на сходство былины о Садко с эпизодом старофранцузского романа о «Tristan le Léonois»: герой его — грешник Садок убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и вместе с нею бежит на корабле; поднимается буря, которая, по мнению старейшины корабля, ниспослана ради грехов кого-нибудь из пассажиров; по жребию виновником бури оказывается Садок; он бросается в море, после чего буря затихает.

Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок даёт основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику — повести или легенде, в которых это имя уже находилось.

Всеволод Миллер находит[где?] объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене (см. Морской царь).

В ролях

  • Сергей Столяров — Садко
  • Алла Ларионова — Любава Буслаевна
  • Михаил Трояновский — Трифон
  • Надир Малишевский — Вышата
  • Борис Суровцев — Ивашка
  • Юрий Леонидов — Кузьма Ларионович
  • Иван Переверзев — Тимофей Ларионович
  • Николай Крючков — Омельян Данилович
  • Сергей Мартинсон — инок
  • Михаил Астангов — махараджа
  • Лев Фенин — предводитель варягов
  • Степан Каюков — морской царь
  • Ольга Викландт — Царица-Водяница
  • Нинель Мышкова — Ильмень-царевна
  • Лидия Вертинская — Феникс
  • Василий Бокарев — Тысяцкий (нет в титрах)
  • Сергей Калинин — боярин (нет в титрах)
  • Эммануил Геллер — визирь (нет в титрах)
  • Николай Хрящиков — варяг (нет в титрах)

Фильм «Садко» в США

«Садко» впервые был показан в США в 1953 году с английскими субтитрами, дистрибютором выступила компания Artkino Pictures Inc.

В 1962 году американский режиссёр и продюсер Роджер Уильям Корман выпустил в кинопрокат в США фильм «Садко», дублировав его на английский язык и модифицировав, под названием «Волшебное путешествие Синдбада» (англ. The Magic Voyage of Sinbad). Он сохранл структуру сюжета, но сократил продолжительсонть примерно с 85 до 79 минут (были, в частности, удалены почти все сцены, в которых исполнялись песни, лишь одна песня, перепетая на английском языке, была сохранена), добавлено голосовое повествование, кроме того, с целью замаскировать происхождение фильма и превратить его в рассказ о Синдбаде, главный герой «Садко» был переименован в «Синдбада», а город Новгород превратился в «Копасанд». Имена и фамилии актёров и съёмочной группы также были изменены на имена звучащие по-американски. Английский дубляж в этой версии, возможно, придал фильму более дурашливый и театральный стиль (англ. campier), в сравнении с оригинальной версией, где диалоги написаны «грамотно» и серьезно. Автором адаптации сценария для этой версии фильма в титрах был указан молодой Фрэнсис Форд Коппола.

В 1993 году эта версия фильма была представлена ​​в 505-м эпизоде (5-й сезон) комедийно-фантастического телесериала «Таинственный театр 3000 года», несмотря на то, что , один из актёров сериала, в нескольких интервью рассказывал о своей любви к «захватывающему» визуальному стилю этого и других фильмов Александр Птушко. Пол Чаплин, сценарист этого же сериала, также выразил восхищение работой Птушко. В другой серии был представлен подвергнувшийся аналогичной переработке «Илья Муромец».

Особенности личности Садко

В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.

Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

Сюжет

Когда-то давно в Новгороде жил Садко, у которого были только гусли, на которых он мастерски играл на пирах. Когда же перестали Садко звать на пиры, он загрустил и отправился на берег Ильмень-озера, где принялся играть на гуслях. Увидев, как взволновалась вода на озере, Садко испугался и ушел.

Когда в следующий раз Садко оказался на берегу озера, перед ним явился Морской царь и пообещал, что поможет ему выловить рыбу с золотыми перьями. Садко поверил, и поспорил с новгородскими купцами, что поймает эту чудесную рыбу. Отправились они на Ильмень-озеро, и Садко вытащил в сетях рыбу с золотыми перьями, да не одну, а сразу три.

Разбогател Садко, построил себе красивый дом, стал устраивать пиры. Но грустно ему стало оттого, что богатые новгородцы хвастали на его пирах кто о чем, а ему и похвастать было нечем. Тогда он построил много кораблей, и стал ходить по морям и рекам. Однажды вышел он в море – ветер дует, волна бьет, корабли стоят в воде. Приказал Садко уплатить дань царю морскому, но ни бочка с серебром, ни бочка с золотом не помогли задобрить морского владыку.

Понял Садко, что Морской царь требует живого человека. Дважды кидал он с дружиной дощечки, и каждый раз ему выпадало встреча с царем. Так Садко оказался во владениях Морского царя, который попросил своего гостя сыграть ему на гуслях. И до того пришлась по вкусу владыке музыка гусляра, что он пустился в пляс. Тут же на море поднялся сильный шторм, стали гибнуть люди. Народ принялся молиться Миколе Можайскому. Во время игры Садко вдруг почувствовал, что его кто-то тронул за плечо. Обернулся он и увидел Миколу Можайского, который попросил его перестать играть. Святой заступник подсказал гусляру порвать струны, а когда станет царь предлагать девушку в жены, выбрать Чернаву.

Садко в точности последовал всем советам Миколы Можайского. Царь успокоился, и женил Садко на Чернаве. Когда же Садко проснулся, то оказался с молодой женой в родном Новгороде. Он встретил свои корабли, а после построил церковь Миколе Можайскому.

Записи

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Издатель и каталожный номер Примечания
1946-1947 Хор и оркестр Большого театра Василий Небольсин Садко — Никандр Ханаев, Любава Буслаевна — Евгения Грибова, Нежата — Бронислава Златогорова, Царь Морской — Иван Петров, Волхова — Валерия Барсова, Видение (Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего) — Иван Бурлак, Варяжский гость — Марк Рейзен, Индийский гость — Павел Чекин, Веденецкий гость — Давид Гамрекели, Фома Назарьич — Александр Перегудов, Лука Зиновьич — Анатолий Яхонтов, Дуда — Иван Скобцов, Сопель — Дмитрий Марченков Мелодия

М10 46785-90 (1986)

1949 Хор и оркестр Большого театра Николай Голованов Садко — Георгий Нэлепп, Любава Буслаевна — Вера Давыдова, Нежата — Елизавета Антонова, Царь Морской — Сергей Красовский, Волхова — Елизавета Шумская, Видение (Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего) — Илья Богданов, Варяжский гость — Марк Рейзен, Индийский гость — Иван Козловский, Веденецкий гость — Павел Лисициан, Фома Назарьич — Тихон Черняков, Лука Зиновьич — Степан Николау, Дуда — Сергей Колтипин, Сопель — Александр Перегудов Д 01480-87 (1953)
1959 Хорватский национальный театр в Загребе Младен Башич Садко — Драго Старч, Любава Буслаевна — Ана Липса, Нежата — Мариана Радев, Царь Морской — Миленко Грозданич, Волхова — Мария Гласевич, Видение (Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего) — Миливой Бацанович, Варяжский гость — Драго Бернардич, Индийский гость — Сергей Рейнис, Веденецкий гость — Тугомир Алауповчич, Фома Назарьич — Пьеро Филиппи, Лука Зиновьич — Иван Франци, Дуда — Миливой Бацанович, Сопель — Франко Паулик Philips

A O2010-3 L

1964 Хор и оркестр Большого театра Евгений Светланов Садко — Владимир Петров, Любава Буслаевна — Лариса Авдеева, Нежата — Валентина Левко, Царь Морской — Алексей Гелева, Волхова — Вера Фирсова, Видение (Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего) — Владимир Валайтис, Варяжский гость — Александр Ведерников, Индийский гость — Алексей Масленников, Веденецкий гость — Юрий Мазурок, Фома Назарьич — Николай Захаров, Лука Зиновьич — Владимир Филиппов, Дуда — Виктор Горбунов Opera d’Oro

ORD 1246 (2000)

1993 Хор и оркестр Мариинского театра Валерий Гергиев Садко — Галузин Владимир, Любава Буслаевна — Марианна Тарасова, Нежата — Лариса Дядькова, Царь Морской — Сергей Алексашин, Волхова — Валентина Цидипова, Видение (Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего) — Николай Путилин, Варяжский гость — Булат Минжелкиев, Индийский гость — Гегам Григорян, Веденецкий гость — Александ Гергалов, Фома Назарьич — Евгений Бойцов, Лука Зиновьич — Геннадий Беззубенков, Дуда — Владимир Огновенко, Сопель — Николай Гассиев Philips

442 138-2

2000 Театр «Ла Фениче» (Венеция) Исаак Карабчевский Садко — Виктор Лицюк, Любава Буслаевна — Татьяна Горбунова, Нежата — Теа Демуришвилли, Царь Морской — Владимир Ванеев, Волхова — Дагмар Шелленбергер-Эрнст, Видение (Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего) — Федор Можаев, Варяжский гость — Александр Телига, Индийский гость — Божидар Николов, Веденецкий гость — Никола Мияилович, Фома Назарьич — Жуан Гамбина, Лука Зиновьич — Марко Спотти, Дуда — Димитер Станчев, Сопель — Энрико Косутта Mondo Musica MFOH 22248 (2001)

Видеозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Производитель или издатель Примечания
1980 Хор и оркестр Большого театра Юрий Симонов Садко — Владимир Атлантов, Любава Буслаевна — Ирина Архипова, Нежата — Нина Григорьева, Царь Морской — Борис Морозов, Волхова — Тамара Милашкина, Видение (Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего) — Юрий Григорьев, Варяжский гость — Александр Огнивцев, Индийский гость — Лев Кузнецов, Веденецкий гость — Александр Ворошило, Фома Назарьич — Андрей Соколов, Лука Зиновьич — Валерий Ярославцев, Дуда — Петр Глубокий, Сопель — Константин Басков Гостелерадио СССР
1993 Хор и оркестр Мариинского театра Валерий Гергиев Садко — Галузин Владимир, Любава Буслаевна — Марианна Тарасова, Нежата — Лариса Дядькова, Царь Морской — Сергей Алексашин, Волхова — Валентина Цидипова, Видение (Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего) — Николай Путилин, Варяжский гость — Булат Минжелкиев, Индийский гость — Гегам Григорян, Веденецкий гость — Александ Гергалов, Фома Назарьич — Евгений Бойцов, Лука Зиновьич — Геннадий Беззубенков, Дуда — Владимир Огновенко, Сопель — Николай Гассиев Philips

Литература

  • № 134. Садко // Песни, собранные П. Н. Рыбниковым / Под. ред. А. Е. Грузинского. — М.: Сотрудник школ, 1910. — Т. II. — С. 243–254. — 727 с.
  • Веселовский А. Н. Былина о Садко // Журнал Министерства народного просвещения, 1886, № 12.
  • Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. — М., 1897.
  • Мандельштам И. // Журнал Министерства народного просвещения, 1898, № 2 (автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и Садко с Вяйнемёйненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Лённрота).
  • Садко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXVIIIa. — С. 53—54.