Родовая община

Что такое родовая община

Родовая община – это было закрытое образование, основанное на совместной собственности на средства производства, коллективной работы и совместного деления и потребления полученного продукта. Зависимость от природы и суровые климатические условия сподвигли людей действовать сообща. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род. Для того чтобы выжить, людям приходилось действовать сообща, трудиться и производить блага для своего общества. Эту стадию прошли абсолютно все народы. Каждая родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были еще слишком примитивными и их КПД был довольно низок. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, с которыми они обменивались супругами. Ведь членам родовой общины не позволялось выбирать себе жен внутри своего небольшого общества.

Родовая община

Поселения древнейших земледельцев.

Самые ранние земледельческие поселения людей в нашей стране ученые открыли на Украине — в селе Триполье, в Туркмении- близ Ашхабада, в Армении — около Еревана.

Во время пахоты около села Триполье украинские крестьяне не раз находили древние раскрашенные черепки. Начались раскопки. Археологи открыли большое древнее поселение, где люди жили в 3-2 тысячелетиях до и. э. В центре его находилась круглая площадь, по кругу стояли одинаковые глинобитные дома. В поселке жило несколько тысяч человек, наверно целое племя. Древние жители Триполья были земледельцами. В их домах найдены земледельческие орудия и каменные зернотерки, красивые глиняные сосуды с цветным рисунком для хранения зерна и молока. В некоторых сосудах лежали зерна пшеницы, ячменя, проса. Нашли много костей домашних животных — овец, коз, свиней, большерогих коров особой породы. Это свидетельствует о том, что у трипольцев было развито и домашнее скотоводство. Почти в каждом доме находились глиняные фигурки богини плодородия.

Около города Ашхабада открыли древнее поселение Анау, где жили люди в 3 тысячелетии до н. э. Они также занимались земледелием и скотоводством. Чтобы получать урожаи в условиях жаркого климата, они провели каналы и оросили поля. Люди этого поселения уже умели обрабатывать металл и строить кирпичные дома.

Родовая община.

Что же такое родовая община? Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяй

ственной жизни. В родовой общине, как вы знаете, все люди трудились сообща и имели общее имущество.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.

При родовом строе люди нашей страны приручили животных и завели домашний скот. Постепенно освоили и земледелие (примерно 5-2 тысячи лет до и. э.). Землю рыхлили острым суком или каменной мотыгой, бросали в нее зерно, собирали урожай. Чтобы приготовить пищу, зерна растирали на каменной зернотерке. Земледелие явилось огромным завоеванием людей: ведь зерно можно было долго хранить, питаться им зимой.

Земледелие было сначала женским занятием. Женщины заботились о детях, о пропитании рода, о поддержании огня. Мужчины же главным образом охотились, ловили рыбу. Они часто и надолго уходили от своих жилищ. Их роль в жизни рода была меньшей, чем женщин. Главой рода считалась женщина. По женской линии велось тогда и родство. Это было время матриархата — материнской родовой общины.

Жизнь в родовой общине

В родовой общине были определенные правила. Не было частной собственности, все, существующие внутри рода было общим. Общим считался и труд. Работали все, кто мог, без исключения, различались разве что сферы работы. Например, слабые могли заниматься более лояльным трудом, в то время как сильные женщины и мужчины ходили на охоту, защищали от врагов и так далее.

Все продукты, добытые во время труда, делились поровну, при этом, хоть деление и производилось, существовали определенные нормы, так женщины и дети ели немного меньше чем мужчины. Но это было лишь в силу физиологических причин и потребностей, а не из-за какого-то ущемления. Браки внутри рода не заключались.

Из оружия и орудий труда в этом трое присутствовали простейшие дубинки, пики, каменное оружие. Люди охотились и занимались собирательством, оседлый способ жизни с земледелием и скотоводчеством только зарождались. Слова семья в то время не было, но люди, которые, по сути, являлись родственниками, не отделялись, а жили вместе.

Со временем их становилось все больше, так и возникали общины. Количество людей в них зависело от количества детей. Что до браков, то чаще всего супруга уходила в общину мужа, а не на оборот, но были и исключения.

Типы родовых общин

Существовало 2 типа общин – материнская, так называемый матриархат, и отцовская – патриархат. Матриархальная родовая община – это был более ранний этап, при котором семья не состояла из мужчины и женщины. Тогда был распространен групповой брак. Детей, не знавших отца, воспитывала мать. Из-за этого имя роду давалось по материнской линии, и степень родства определялась по роду матери. Мужчины в родовых общинах изготавливали бытовую утварь, орудия труда, охотились. Защищали свои жилища от диких животных, нападений со стороны других родов. Женщины же в свою очередь готовили еду, ухаживали за стариками и детьми, присматривали за жилищем. Делами родовой общины занимались старшие женщины с большим жизненным опытом. Отличительной чертой матриархата было почетное положение женщины по сравнению с мужчиной.

Родовая община

Добытая пища делилась по справедливости, поскольку родовая община – это общество равных. Мужчинам доставалась самая грубая часть еды. Но эта доля была значительно больше, чем у женщин. Это объясняется тем, что охотники тратили достаточно много сил. Женщинам, соответственно, нужно было меньше пищи, потому что и сил они тратили меньше. Но пища эта была лучше. Детям давали немного, но зато самое вкусное и питательное.

Семейная община

Разобравшись, что такое родовая община, стоит несколько слов уделить и такой форме организации людей, как семейная община. Это следующий этап развития коллективного сосуществования людей, основанный на развитии земледельчества и возникновении особых орудий и технологий труда (возникновение плуга для обработки земли, распространение скотоводчества). Семейная община включала в себя несколько поколений кровных родственников. Интересно, что количество их могло достигать даже 100 человек. Суть семейной общины: коллективная собственность на все, что есть в роду. В самом начале управление данной формой организации людей велось более демократично: главой считался самый старший мужчина (или же выборный), с женской стороны – его жена. Несколько позже стали избирать «старшего», который фактически являлся собственником всего, что принадлежало семейной общине.

Земледельческая община

Родовая община

Несколько иной была земледельческая община. Ее основной задачей было регулирование хозяйственных и поземельных отношений, возникающих между ее членами. Отметим важный признак общины: общее пользование водными ресурсами, лесными угодьями и пастбищами. В каждой цивилизации она имела свои особенности, зависящие от формы правления и силы государства, наличия пригодных для обработки земель. Например, у народов средневековой Азии и в общинах древнего Востока каждая семья получала свой надел на сельскохозяйственный сезон. Этот надел являлся владением общины, а государство выступало верховным собственником земли. В Древнем Риме и Древней Греции член общины обладал правами на свой надел. Но выход из нее приводил к их утрате. Члены немецкой раннесредневековой общины (так называемой марки) имели безусловные права на наделы. При этом функции общины ограничивались судебными и вопросами пользования общими угодьями.

Соседская община

Следующий этап развития человеческих отношений — родовая Ее еще называли земельной, или сельской. Отличительная ее черта от вышеописанных — тут люди могли и не состоять в кровном родстве друг с другом. Данная форма отношений возникла в период распада родовых отношений. В первое время людей объединяла на все орудия труда, на скот и земли, несколько позже все изменилось: жители начали разделяться по умениям, трудолюбию, возможности накопить богатство. Эта форма сосуществования более тяжела тем, что она требовала единства соседской общины, чего не так и легко было добиться.

Родовая община — это община, в которой люди связанны между собой родственными связями.

В большинстве случаев браки внутри общины были запрещены, и чтобы продлить род, необходимо было заключать браки с соседними родовыми общинами.

Это приводило к хорошим или напряженным отношениям с родовыми соседями и в результате развивало внешние связи. Например, соседствующие роды могли объединяться ради охоты, это и многое другое, со временем привело к появлению соседских общин.

Семейная община

Разобравшись, что такое родовая община, стоит несколько слов уделить и такой форме организации людей, как семейная община. Это следующий этап развития коллективного сосуществования людей, основанный на развитии земледельчества и возникновении особых орудий и технологий труда (возникновение плуга для обработки земли, распространение скотоводчества). Семейная община включала в себя несколько поколений кровных родственников. Интересно, что количество их могло достигать даже 100 человек. Суть семейной общины: коллективная собственность на все, что есть в роду. В самом начале управление данной формой организации людей велось более демократично: главой считался самый старший мужчина (или же выборный), с женской стороны – его жена. Несколько позже стали избирать «старшего», который фактически являлся собственником всего, что принадлежало семейной общине.

Власть в родовой общине

В первобытном обществе власть принадлежала роду в целом, а не отдельным лицам рода. Определялась она обычаями и нормами общины. Главный принцип – выживание, сохранение и, конечно же, продолжение рода. Основным институтом власти было родовое собрание, где взрослые члены общины решали все вопросы жизни и устройства своей общины. Детей туда не допускали. Избирался старейшина рода, военачальник, главный по делам охоты. Принятые решения общины должны были выполняться каждым общинником. Старейшины служили своему роду, но за это не получали ни лишней еды, ни лучшей одежды. Зато относились к ним с почтением и уважением. Старейшины гордо носили орлиные перья в волосах или же ожерелья из когтей и клыков хищников.

Родовая община

Возникновение религии.

Сотни тысяч лет никакой религии у людей не было. Это доказывается тем, что при археологических раскопках ученые не находят никаких предметов, которые свидетельствовали бы о существовании религиозных верований у древнейших людей.

Постепенно обогащался опыт людей, развивалось их мышление. Люди пытались понять явления природы и не в силах были это сделать.

Человек целиком зависел от непонятных ему и грозных сил природы. Бессилие человека в борьбе с природой и породило веру в богов.

Человек еще не мог правильно понять окружающую его жизнь: почему он видит сны, болеет, умирает, почему один раз охота бывает удачной, а другой — нет, почему гремит гром, льет дождь или наступает засуха? Это боги, думал он, гремят в небесах громом, сверкают молнией, потом угоняют тучи и опять посылают солнце. Это они ведают жизнью и смертью людей, грозными силами природы, властвуют над человеком.

Человек думал, что боги, так же как и люди, бывают добрые и злые, что их можно задобрить просьбами и подношениями — жертвами.

Археологи обнаружили скалы и пещеры, расписанные красочными фигурами животных — мамонта, медведя, оленя, лошади. Эти изображения использовались в древности для колдовства. Готовясь к охоте, древние люди устраивали здесь воинственные пляски, выкрикивали заклинания, наносили удары по изображению животного, приносили жертвы. Люди думали, что своими колдовскими действиями они заклинают природу и обеспечивают удачную охоту.

При раскопках древних поселений находят изображения богов, которым люди когда-то поклонялись. Часто это были изображения женщины- покровительницы рода. Люди обожествляли и своих умерших родичей, и животных, и силы природы- солнце, ветер, гром.

Так примерно несколько десятков тысяч лет назад возникла религия — вера в богов и поклонение им.

В религии фантастически, искаженно- отразились окружавшая людей природа, их занятия и общественная жизнь.

Ясно, что религия не могла дать правильных объяснений явлений природы и жизни человека. Но мало этого, она стала мешать людям искать истину. Она вела по ложному пути, на котором нельзя было приобрести ни опыта, ни знаний.

Усовершенствование техники обработки камня и кости.

В условиях жизни родовым строем развитие орудий труда, жилища и самих людей пошло значительно быстрее, чем раньше. Живя большими посто- янными коллективами, люди пере- давали накопленный ими опыт от одного поколения к другому.

Люди научились лучше обрабатывать камень. Откалывая от кремня мелкими ударами тонкие пластинки, им придавали необходимую форму, а дальше с помощью костяной палочки — отжимника — отжимали мельчайшие кусочки кремня

Работа продолжалась долгие часы и дни и требовала большой осторожности и искусства. От неловкого удара кремень портился, и приходилось все начинать сначала

Широкое распространение получили орудия из кости — иглы, гарпуны. Большое значение в жизни людей имело рыболовство.

Очень важным было изобретение лука и стрел: стало легче охотиться на зверей и птиц — человек научился поражать их на расстоянии десятков и даже сотен шагов.

Постепенно люди научились гладко шлифовать песком поверхность орудий — каменные ножи, топоры, скребла стали удобнее, острее; научились сверлить в камне отверстие-это дало возможность насаживать каменные орудия иа деревянные палки. Люди стали плести рыболовные сети, выделывать глиняную посуду, ткать ткани.

Изменилось и жилище людей. Они научились не только использовать естественные пещеры, но и выкапывать землянки. Сверху их покрывали шкурами, а внутри устраивали очаги. Позже люди стали сооружать жилища из прутьев, обмазывая их глиной, или из бревен — появились дома.

Большие перемены происходили и в природных условиях жизни людей. Приблизительно 13-14 тысяч лет назад стало теплее. Постепенно ледник отступал к северу. Широкие потоки талой воды понеслись к южным морям. Многие северные животные вымерли, другие ушли на север. Появилось больше травы и деревьев. Для жизни человека освободились огромные пространства земли, ранее покрытые льдом. Родовые общины заселили новую, более обширную, чем раньше, территорию.

Что это такое?

В первую очередь стоит разобраться с самим понятием «община». Это некая форма сосуществования людей (как кровных родственников, так и не имеющих тесных уз), которая возникла еще в первобытные времена. Стоит сказать о том, что существует родовая община, семейная, а также соседская. Начнем с самого главного. Сама по себе родовая община – это первый шаг к организации людьми своего быта, переход от такой неупорядоченной формы совместного проживания людей, как стадо. Стало это возможным в период расцвета матриархата (главой семьи считалась женщина). Сама же данная форма сожительства основывалась на кровном родстве. Суть ее заключалась в следующих моментах:

  1. общее жилище для всех членов;
  2. совместное ведение быта: разделение обязанностей;
  3. совместная трудовая деятельность на благо общины.

Это три тех главных пункта, которые объединяли людей для достижения одной цели – нормального существования. Также данная форма совместного проживания и ведения быта предполагала не только заботу о себе, но и о своих потомках (чего не было при стадной форме жизни). Важным моментом также являлось первичное разделение труда: женщины занимались в основном домашним хозяйством, мужчины – добывали еду. Как уже было сказано выше, родовая община возникла в период расцвета матриархата, поэтому часто отец ребенка не был известен (такова была в то время форма брачных отношений), линия родства велась от матери. Уже несколько позже был сужен круг лиц, которые могли участвовать в брачных отношениях, также запретили половые отношения между единоутробными родственниками – братьями и сестрами.

Некоторые общие признаки общины

Родовая община

Срочные сельскохозяйственные работы, требовавшие большого напряжения сил (уборка урожая, косьба и прочее), в большинстве цивилизаций выполнялись сообща членами общины. Важнейшие решения, включая вопросы о распределении различных повинностей и государственных податей, принимались мужчинами на общих собраниях. Текущие дела вел глава общины. Он также представлял ее перед государственными чиновниками.

Какие признаки родовой общины мы забыли отметить? Ей, как и территориальной, присущи тенденции к уравниванию социального и имущественного положения земледельцев. Большее налоговое бремя несли богатые ее члены. Сила общины зависела от численности земледельцев, входивших в ее состав. Поэтому она пыталась не допустить ситуации, при которой ее члены были бы разорены.

Причины перехода к соседской общине

  • Переход от подсечного земледелия к пашенному.
  • Изучение техники обработки железа.
  • Совершенствование орудий труда, которое привело к росту производительности труда.
  • Возрастание неравенства среди граждан, появление знати.

Род преобразуется в клан, который состоит из отдельных семейных общин. Наименьшая ячейка соседской общины – домовая община, управление которой передается семейному совету. Главой обычно избирается старший мужчина. В большой семье долгое время сохраняются первобытные отношения, родовая и соседская община служат примером этому факту. Крупные родственные единицы внутри соседской общины перестают быть необходимостью в экономическом плане. На их место приходят малые семьи. Члены соседской общины начинают ощущать себя уже жителями конкретной деревни.

Домовая, или семейная община

Домовая, или семейная община считается особой разновидностью родовой. Каковы же ее особенности? Признаки родовой общины этого типа следующие. Она состоит из большой семьи, включающей от трех до пяти поколений ближайших родственников. После того как скотоводство или земледелие стало составлять основу хозяйства общины, возросла роль самых опытных ее членов. Их называли старейшинами. Они стали организаторами коллективного труда, религиозными лидерами, руководителями военного ополчения. Эти люди имели в глазах прочих общинников заслуженный авторитет. В институте военных вождей и старейшин ученые сегодня видят зародыш будущего имущественного и социального неравенства.

Начало разложения первобытнообщинного строя.

В последние тысячелетия до нашей эры люди нашей страны научились использовать металлы. Древнейшие следы обработки металлов найдены на Урале, в Закавказье, Средней Азии, на Алтае, на Дальнем Востоке и в других местах.

Сначала обрабатывали самородную медь, иногда золото. Изделия из меди были слишком мягкими; позже к меди стали добавлять олово и получили бронзу. Но подлинным век металла наступил тогда, когда люди научились делать орудия из железа. Это произвело настоящую революцию в технике. Появился железный наконечник у сохи, быстрее и легче пошла обработка земли. Железным топором можно было срубить дерево куда быстрее, чем каменным. Развились новые трудовые навыки: человек научился ловко действовать железным ножом, топором.

Благодаря железным орудиям и новым трудовым навыкам труд человека стал производительнее:

  • человек стал производить необходимые ему изделия и продукты в большем количестве и быстрее, чем раньше; 
  • производительность труда возросла.

Земледельческие племена перешли от мотыжного земледелия к пашенному- к обработке земли сохой с железным сошником, использовали тягловую силу быков и лошадей.

В степных местах Причерноморья, Прикаспия, на Алтае и в Средней Азии от разведения небольшого числа домашних животных люди стали переходить к кочевому скотоводству. Кочуя с места на место, племена скотоводов обеспечивали свои стада хорошей травой, а сами имели постоянные запасы молока и мяса.

В новых условиях в родовой общине выросла роль мужчины: он занимался скотоводством, его сила нужна была в земледелии, он же добывал и обрабатывал металлы. Мужчина-отец передавал свое имущество сыновьям. Теперь уже родство считалось по отцовской линии. Главой рода стал мужчина. Наступило время патриархата — отцовской родовой общины. Это было примерно во II тысячелетии до н. э.

Тогда же внутри родового строя происходили и другие перемены. С использованием металлов появилось больше продуктов труда, отпала необходимость вести хозяйство огромным родом. Каждая семья могла самостоятельно обработать поле и собрать урожай. Стала расти хозяйственная самостоятельность отдельных семей. Орудия труда и продукты принадлежали теперь семье, а не всему роду. Так возникла частная собственность. Теперь уже равенство среди членов общины не могло сохраниться: отдельные семьи накапливали больше богатств, другие разорялись. Поэтому вместе с частной собственностью появилось и имущественное неравенство.

Первобытнообщинный строй, при котором люди сообща трудились, имели общее имущество и были равны между собой, постепенно стал распадаться.

  • < Древнейшие жители нашей страны
  • -> Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии >

Община в узком смысле

Родовая община

В узком смысле общины — это формы социальной организации населения, которые считаются одними из древнейших. Они характерны для ранней стадии развития всех цивилизаций. Один человек, или же состоящая из нескольких людей группа в эпоху первобытности, как правило, выжить не могла. Ей было очень трудно обеспечить себя хотя бы минимумом ресурсов и необходимых продуктов. Поэтому людям приходилось формировать крупные сообщества для того, чтобы вести хозяйство совместно. При этом объединялись они по кровному родству — наиболее естественному признаку. Так появилась родовая община. Определение ее следующее: это коллектив родственников, которые ведут совместное хозяйство. На ранних этапах развития родовой общины это была охота, затем — собирательство и, наконец, скотоводство и/или земледелие.

Соседская община

Следующий этап развития человеческих отношений – родовая соседская община. Ее еще называли земельной, или сельской. Отличительная ее черта от вышеописанных – тут люди могли и не состоять в кровном родстве друг с другом. Данная форма отношений возникла в период распада родовых отношений. В первое время людей объединяла общая собственность на все орудия труда, на скот и земли, несколько позже все изменилось: жители начали разделяться по умениям, трудолюбию, возможности накопить богатство. Эта форма сосуществования более тяжела тем, что она требовала единства соседской общины, чего не так и легко было добиться.

Что это такое?

В первую очередь стоит разобраться с самим понятием «община». Это некая форма сосуществования людей (как кровных родственников, так и не имеющих тесных уз), которая возникла еще в первобытные времена. Стоит сказать о том, что существует родовая община, семейная, а также соседская. Начнем с самого главного. Сама по себе родовая община – это первый шаг к организации людьми своего быта, переход от такой неупорядоченной формы совместного проживания людей, как стадо. Стало это возможным в период расцвета матриархата (главой семьи считалась женщина). Сама же данная форма сожительства основывалась на кровном родстве. Суть ее заключалась в следующих моментах:

Как погибла община?

Родовая община

Община в большинстве цивилизаций — это обязательный признак доиндустриального, или аграрного, общества. Она погибла в ряде стран Западной Европы в результате того, что феодалы полностью захватили принадлежавшие ей угодья. Так была разрушена жизнь общин. Однако этот процесс чаще всего происходил в результате промышленного переворота, формирования капиталистического уклада, развития в обществе товарно-денежных отношений, а также из-за урбанизации, то есть стремительного роста городского населения. Крестьяне отправлялись на заработки в города, где существовали крупные промышленные предприятия. Это ослабляло постепенно общину. Росло бремя повинностей, возложенных на каждого ее члена. Вместе с тем разрыв между бедными и богатыми в ней увеличивался. Последние тяготились ограничениями, накладываемыми общиной на пользование землей, и пытались из нее выйти. В результате этого она теряла самых состоятельных членов. Оставшись без них, община стала неспособна выполнить накладываемые на нее государством обязательства. Поэтому государство санкционировало ее роспуск. Люди перестали жить общиной, начался раздел ее собственности. Отметим, что разновидности соседской общины существуют до сих пор в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки.

Семейная община

Разобравшись, что такое родовая община, стоит несколько слов уделить и такой форме организации людей, как семейная община. Это следующий этап развития коллективного сосуществования людей, основанный на развитии земледельчества и возникновении особых орудий и технологий труда (возникновение плуга для обработки земли, распространение скотоводчества). Семейная община включала в себя несколько поколений кровных родственников. Интересно, что количество их могло достигать даже 100 человек. Суть семейной общины: коллективная собственность на все, что есть в роду. В самом начале управление данной формой организации людей велось более демократично: главой считался самый старший мужчина (или же выборный), с женской стороны — его жена. Несколько позже стали избирать «старшего», который фактически являлся собственником всего, что принадлежало семейной общине.

Роль общины после возникновения государства

Родовая община

Общину составляли отдельные семьи, которые вели свое собственное хозяйство. Она обладала частичным или полным самоуправлением. Чаще всего соседская община объединяла свободных земледельцев. По отношению к государству она занимала подчиненное положение.

Община в странах древнего мира играла роль первичного звена общественной системы, неделимой ее ячейки. Именно она являлась субъектом, выплачивавшим подати (налоги) и поставлявшим для армии воинов. Община часто превращалась в политико-территориальную единицу государства. В ее рамках отношения регулировались неписаным, обычным правом, а через некоторое время были закреплены уже с помощью государственных законов. До тех пор, пока община исполняла обязанности перед государством, оно обычно не вмешивалось в ее дела. Способствовала этому так называемая круговая порука, которая действовала внутри общины. Она означала, что все члены ее несли ответственность за остальных.

Соседская община

Следующий этап развития человеческих отношений – родовая соседская община. Ее еще называли земельной, или сельской. Отличительная ее черта от вышеописанных – тут люди могли и не состоять в кровном родстве друг с другом. Данная форма отношений возникла в период распада родовых отношений. В первое время людей объединяла общая собственность на все орудия труда, на скот и земли, несколько позже все изменилось: жители начали разделяться по умениям, трудолюбию, возможности накопить богатство. Эта форма сосуществования более тяжела тем, что она требовала единства соседской общины, чего не так и легко было добиться.

Процесс утраты функций общиной

Почему же эта форма объединения людей распалась? Давайте рассмотрим основные причины. В результате того, что население общины значительно увеличивалось, возникла нехватка земли, пригодной для обработки. Тогда стали вводиться ограничения размера надела. Крестьянские наделы по мере развития феодального землевладения становились собственностью феодала. Стали распространяться различные формы поземельной и личной зависимости их от сеньора. В это время община начала следить за своевременной уплатой крестьянами ренты феодалу. Она постепенно утратила свои судебные функции, а самоуправление ее стало очень ограниченным. Однако ни порядок пользования принадлежащими общине угодьями, ни способы обработки земли практически не претерпели в это время изменений. Профессиональные различия членов кастовой общины (Индия, Древний Египет, тропическая Африка, средневековая Япония, Океания) были закреплены жестким делением на касты.

Что это такое?

В первую очередь стоит разобраться с самим понятием «община». Это некая форма сосуществования людей (как кровных родственников, так и не имеющих тесных уз), которая возникла еще в первобытные времена. Стоит сказать о том, что существует родовая община, семейная, а также соседская. Начнем с самого главного. Сама по себе родовая община — это первый шаг к организации людьми своего быта, переход от такой неупорядоченной формы совместного проживания людей, как стадо. Стало это возможным в период расцвета матриархата (главой семьи считалась женщина). Сама же данная форма сожительства основывалась на кровном родстве. Суть ее заключалась в следующих моментах:

  1. общее жилище для всех членов;
  2. совместное ведение быта: разделение обязанностей;
  3. совместная трудовая деятельность на благо общины.

Это три тех главных пункта, которые объединяли людей для достижения одной цели — нормального существования. Также данная форма совместного проживания и ведения быта предполагала не только заботу о себе, но и о своих потомках (чего не было при стадной форме жизни). Важным моментом также являлось первичное разделение труда: женщины занимались в основном домашним хозяйством, мужчины — добывали еду. Как уже было сказано выше, родовая община возникла в период расцвета матриархата, поэтому часто отец ребенка не был известен (такова была в то время форма брачных отношений), линия родства велась от матери. Уже несколько позже был сужен круг лиц, которые могли участвовать в брачных отношениях, также запретили половые отношения между единоутробными родственниками — братьями и сестрами.