Ритм

Типы зубцов

Сначала следует немного рассказать о том, как работает сердце. Оно имеет 4 камеры – два предсердия, и два желудочка (левые и правые). Электрический импульс, благодаря которому оно сокращается, формируется, как правило, в верхней части миокарда – в синусовом водителе ритма – нервном синоатриальном (синусном) узле. Импульс распространяется по сердцу вниз, сначала затрагивая предсердия и заставляя их сокращаться, затем проходит атриовентрикулярный нервный узел и другой нервный узел – пучок Гиса, и достигает желудочков. Основную нагрузку по перекачке крови на себя берут именно желудочки, особенно левый, задействованный в большом круге кровообращения. Этот этап называется сокращением сердца или систолой.

После сокращения всех отделов сердца настает время их расслабления – диастолы. Затем цикл повторяется снова и снова – этот процесс и называется сердцебиением.

Состояние сердца, при котором не происходит никаких изменений в распространении импульсов, отражается на ЭКГ в виде прямой горизонтальной линии, называемой изолинией. Отклонение графика от изолинии называется зубцом.

Одно сердечное сокращение на ЭКГ содержит шесть зубцов: P, Q, R, S, T, U. Зубцы могут быть направлены, как верх, так и вниз. В первом случае они считаются положительными, во втором – отрицательными. Зубцы Q и S всегда положительны, а зубец R всегда отрицателен.

Зубцы отражают различные фазы сокращения сердца. P отражает момент сокращения и расслабления предсердий, R – возбуждения желудочков, T – расслабления желудочков. Также используются специальные обозначения для сегментов (промежутков между соседними зубцами) и интервалов (участков графика, включающих сегменты и зубцы) например, PQ, QRST.

Соответствие стадий сокращения сердца и некоторых элементов кардиограмм:

  • P – сокращение предсердий;
  • PQ – горизонтальная линия, переход разряда от предсердий через атриовентрикулярный узел на желудочки. Зубец Q может отсутствовать в норме;
  • QRS – желудочковый комплекс, наиболее часто использующийся в диагностике элемент ;
  • R – возбуждение желудочков;
  • S – расслабление миокарда;
  • T – расслабление желудочков;
  • ST – горизонтальная линия, восстановление миокарда;
  • U – может отсутствовать в норме. Причины появления зубца однозначно не выяснены, однако зубец имеет ценность для диагностики некоторых заболеваний.

Ниже приведены некоторые отклонения от нормы на ЭКГ и их возможные объяснения. Эта информация, разумеется, не отменяет того факта, что целесообразнее доверить расшифровку профессионалу-кардиологу, который лучше знает все нюансы отклонений от норм и связанных с ним патологий.

Основные отклонения от нормы и диагноз

Описание Диагноз
Расстояние между зубцами R неодинаково мерцательная аритмия, сердечная блокада, слабость синусного узла, экстрасистолия
Зубец P слишком высокий (более 5 мм), слишком широкий (более 5 мм), состоит их двух половин утолщение предсердий
Зубец P отсутствует на всех отведениях, кроме V1 ритм исходит не из синусного узла
Интервал PQ удлинен атриовентрикулярная блокада
Расширение QRS гипертрофия желудочков, блокада ножек пучка Гиса
Нет промежутков между QRS пароксизмальная тахикардия, фибрилляция желудочков
QRS в виде флажка инфаркт
Глубокий и широкий Q инфаркт
Широкий R (более 15 мм) в отведениях I,V5,V6 гипертрофия левого желудочка, блокада ножек пучка Гиса
Глубокий S в III, V1,V2 гипертрофия левого желудочка
S-T выше или ниже изолинии более чем на 2 мм ишемия или инфаркт
Высокий, двугорбый, остроконечный T перегрузка сердца, ишемия
Т сливающийся с R острый инфаркт

Таблица параметров кардиограммы у взрослых

Показатель Значение,c
QRS 0,06-0,1
P 0,07-0,11
Q 0,07-0,11
T 0,12-0,28
PQ 0,12-0,2

Норма длительности элементов кардиограммы у детей

Каковы симптомы предсердного ритма?

Симптоматика предсердного ритма вариабельна: от полного благополучия до серьезного дискомфорта. В первом случае признаков аномальной сердечной деятельности нет, а изменения ритма констатирует лишь запись ЭКГ. Во втором симптоматика вызвана основным заболеванием, повлекшим расстройства синусового автоматизма и может складываться из:

  1. Чувства перебоев, замирания в груди;
  2. Слабости и снижения работоспособности;
  3. Одышки;
  4. Кардиалгии;
  5. Отечного синдрома.

Периодические и кратковременные предсердные сокращения могут сопровождаться некоторым дискомфортом, чувством замирания и толчка в груди, ускорением дыхания, но существенным образом на жизнедеятельности не сказываются.

Затяжные эпизоды предсердной импульсации протекают более тяжело: пациент чувствует страх, стремится поудобнее лечь или сесть, затем нарастает ощущение немотивированной тревоги, появляется дрожь, может закружиться голова, ощущаются сердечные перебои, выступает холодный липкий пот, нарушается работа пищеварительного тракта.

Длительные периоды аритмии опасны не только нарушением кровообращения в сердце и других органах, но и возможностью тромбообразования в предсердиях, особенно, если патология связана с органическими изменениями — порок, миокардиальный рубец, дистрофия миокарда.

В то же время, эктопические источники ритма в предсердиях могут активизироваться и при некоторых особенностях в сердце — добавочная хорда, пролапс двухстворчатого клапана. Эти изменения обычно не представляют угрозы, тогда как врожденные пороки, миокардит, тяжелая гипоксия или интоксикация, приводящие к формированию предсердного ритма у ребенка, – серьезная проблема, требующая активных действий специалистов.

К активизации предсердных источников сокращений у детей подталкивают внутриутробное инфицирование, действие этанола и курение матери во время беременности, недоношенность, гестозы, осложненные роды. Малыши с патологическим предсердным ритмом требуют постоянного контроля со стороны кардиолога.

Еще одна частая причина предсердного автоматизма — вегетативная дисфункция (вегето-сосудистая дистония). Это состояние очень распространено, может быть диагностировано у подростка, малыша или взрослого и характеризуется чрезвычайным разнообразием симптомов, среди которых нередко превалирует кардиальная симптоматика. При разобщении в работе симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы наблюдается преобладание тонуса одного из них — ваго- или симпатикотония.

Симпатикотония сопровождается частым пульсом, бледностью кожи, ознобами, головными болями, психологическим дискомфортом вплоть до панических атак и тревожного расстройства. На ЭКГ регистрируется тахикардия, увеличение амплитуды зубца Р.

Ваготоники, напротив, склонны к брадикардии, потливы, испытывают головокружения и приступы тошноты, могут терять сознание от снижения артериального давления, страдают от дисфункции пищеварительной системы, ощущают сердечные перебои. На ЭКГ обнаруживается урежение ритма сердца, снижение выраженности предсердных зубцов.

Какие заболевания могут спровоцировать нарушение ритма

Предсердный ритм на ЭКГ может появляться у пациентов независимо от возраста, половой принадлежности и региона проживания. Часто патология носит временный характер и обусловлена определенными физиологическими причинами. В таких случаях длительность нарушения проводимости продолжается не более нескольких часов или суток.

Иначе ситуация обстоит при развитии определенных заболеваний, которые способны спровоцировать эктопический ритм. К ним относят воспалительные процессы миокарда, ишемические нарушения, склеротические изменения. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Миокардит

Миокардитом называют воспалительный процесс миокарда. Причины патологии – это поражение сердечной мышцы вирусами, бактериями или токсинами. Нередко болезнь развивается из-за аллергической реакции или аутоиммунного сбоя. Медики отмечают, что миокардит может выступать в качестве самостоятельной патологии или провоцироваться другими заболеваниями. Течение воспаления может быть хроническим или острым. Последняя форма нередко переходит в кардиомиопатию.

Миокардит – частая причина нарушения нормального ритма

Распространенные симптомы миокардита – предсердный ритм, хроническая усталость, головокружения, учащенное сердцебиение, боли в грудной клетке и другое. Если патология диагностируется своевременно и проводится необходимое лечение, прогноз для больного довольно благоприятный.

Кардиомиопатия

Группа заболеваний, которые объединяют патологические изменения в тканях миокарда, называют кардиомиопатиями. В результате этих нарушений возникают сбои в функционировании сердца. Развивается болезнь как под воздействием сердечных, так и не сердечных факторов. То есть причин, которые способны спровоцировать кардиомиопатию, очень много. Нарушение носит первичный или вторичный характер, почти всегда сопровождается внесердечным ритмом.

Ревматизм

Ревматизм – это болезнь, сопровождающаяся воспалительным процессом соединительных тканей и сердечной мышцы. Страдают им преимущественно дети до достижения 15 лет. Основная причина воспаления – атака организма стрептококковой инфекцией, что провоцирует такие болезни, как ангина, тонзиллит, фарингит и прочее. Ревматизм возникает в роли осложнения, ведет к нарушению сократимости сердца, повышению температуры, суставным и сердечным болям и развитию других симптомов у больного.

Сердечные пороки

Пороки сердца носят врожденный или приобретенный характер. Понятие «порок» подразумевает отклонение строения или структуры органа, вследствие чего нарушается электрическая проводимость или ток крови в нем. Кроме врожденного или приобретенного типа, медики классифицируют заболевание на сочетанные или изолированные, а также на наличие такого симптома, как цианоз (синюшный оттенок кожи) или его отсутствие.

Синдром слабости синусового узла

Опасное состояние, которое несет угрозу внезапной остановки сердца. Причины этого нарушения имеют врожденный или приобретенный характер. К ним относят ишемическую болезнь сердца, кардиомиопатии, травмы сердечной мышцы, онкологические образования в этой области, пороки, токсические поражения органа и многое другое.

Синдром слабости синусового узла провоцирует нарушение электрической проводимости сердца

Человек страдает аритмией, снижением частоты сердечных сокращений, слабостью, головными болями, парезами, снижением зрения, слуха, памяти. Без необходимого лечения патология нередко сопровождается летальным исходом.

Ишемическая болезнь сердца

ИБС – это весьма распространенное заболевание, которое сопровождается многими нарушениями в работе жизненно важного органа. Провоцируют патологию многие факторы, наиболее частыми среди которых является курение, анатомическое старение организма, генетическая предрасположенность, сахарный диабет, гипертония и прочее

Предсердный ритм показывает кардиограмма многих людей с этим отклонением. Кроме этого, отмечаются такие признаки, как отдышка, головная боль, дискомфорт в грудной клетке, хроническая усталость.

Вегетососудистая дистония

ВСД – это совокупность расстройств функционального характера, что обусловлено нарушением регуляции тонуса сосудов вегетативной нервной системы. При этом формируется эктопический ритм, у больного возникает периодическое или постоянное нарушение частоты сердечных сокращений, чрезмерная потливость, частые головные боли, холод в конечностях, предобморочные состояния или обмороки.

Важно! Вегетососудистая дистония нередко провоцирует стойкое повышение артериального давления и нервозы, значительно снижает качество жизни больного

Особенности симптомов у пациента

Нередко нарушение сердечной проводимости протекает без видимых симптомов, но чаще наблюдается такая клиническая картина:

А еще советуем прочитать:Синусовый ритм на ЭКГ — что это значит

  • приступы ощущения сердечных ударов. Пациент словно чувствует толчки в груди;
  • возрастает среднее количество сердечных сокращений;
  • в зависимости от патологии, спровоцировавшей внесердечный ритм, может диагностироваться замедление сокращений органа;
  • иногда развивается замирание сердца на несколько секунд. При этом больной может ощущать панику, страх, чувство волнения;
  • часто повышается выработка пота;
  • возникают головные боли и головокружения;
  • из-за отдышки нарушается дыхание;
  • в области груди наблюдается дискомфорт и боли, чувство жжения или покалывания;
  • кожа лица приобретает синюшный оттенок, цианоз может распространиться на кончики пальцев.

Кроме этого, больные жалуются на появление пелены перед глазами, затруднение дыхания, приступы жара. В тяжелых ситуациях возникает тошнота, нередко сопровождающаяся рвотой, болью в животе. Происходит сбой в функционировании пищеварительной системы, что влечет за собой отрыжку, изжогу, икоту, метеоризм, нарушение стула. Частый признак болезни – предобморочные или обморочные состояния.

Ритм Тахикардия – частый симптом предсердного ритма

Для людей с данной патологией характерно увеличение частоты сердечных сокращений. Признаки предсердной тахикардии заключаются в сильном сердцебиении, отдышке, панике, повышенном потоотделении, покраснении лица. Приступы случаются преимущественно в ночное время. Их длительность обычно непродолжительная, занимает от нескольких минут, до нескольких часов. При этом пациент испытывает панику и страх за свою жизнь.

Литература

  • Sachs C. Rhythm and tempo: a study in music history. New York: Norton, 1953.
  • Georgiades T. Musik und Rhythmus bei den Griechen. Hamburg, 1958.
  • Apfel E., Dahlhaus C. Studien zur Theorie und Geschichte der musikalischen Rhythmik und Metrik. München: Katzbichler, 1974.
  • Fassler M. Accent, meter and rhythm in medieval treatises De rhithmis // Journal of Musicology 5 (1987), p. 164—190.
  • Чехович Д. О. Ритм музыкальный // Большая российская энциклопедия. Том 28. Москва, 2015, с.541-5
  • Северская М. Ю. Музыка Карнатака. — СПб, 2018—343 с.;илл. — ISBN 978-5-604-05071-2
  • Cеверская М. Ю. Искусство ритма в музыке Карнатака. — CПб, 2018. — 59 c. — ISBN 978-5-604-05070-5
  • Лидова Н. Р. Драма и ритуал в Древней Индии. — М, Наука, 1992 — 147с. — ISBN 5-02-017676-1, 9785020176768.
  • Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе. Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. = Are Brean, Geir Olve Skeie. Musikk og hjernen. Om musikkens magiske kraft og fantastiske virkning på hjernen.. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — ISBN 978-5-9614-2536-9.

Ритм в классической музыке Индии

«Натья Шастра» рассматривает ритм как первую составляющая искусств Натьи, так как с него начинается процесс творения чего бы то ни было. Первичная ритмическая матрица закладывается в человеческий эмбрион и влияет на дальнейшее развитие плода. Через ритм человеческое существо синхронизируется с космическими процессами и событиями. Поэтому изучение всех видов искусств Натьи начиналось с обучению ритма. За ритмом следует звук (музыкальный звук или Шабд), далее слово (Кавьяс и Натака) и движение (танец).

По мифологеме, Шива в образе Натараджа (царя танца) творит и разрушает миры во время своего мистического танца, отбивая при этом ритм ногами. Ритм танца Шивы управляет циклом движения небесных тел и создания живых существ.

По традиции искусств Натьи, ритм рассматривается как первичный вид искусства, основной элемент- звуковая волна, выраженная в материальном мире как ритм (талам), как единица измерения времени, а также как один из способов сакрализации и изменения сценического пространства во время исполнения театрального действия Натьи.
Древнейшее понятие ритма, или талам, существует как полная, структурированная система классической музыке Индии, в том числе традиции Карнатака. Изучая понятие ритма в этой культуре, мы также столкнемся с широким полем значений, но совершенно иного свойства. Талам — сложное философское понятие, имеющее несколько трактовок и переводов: это и циркулирующий[источник не указан 542 дня] ритм; и указание на сочетание двух процессов «та» — танец Шивы и «ла» — танец Шакти, то есть процесс объединения мужского и женского начала; и название науки о ритме.

В классической музыки Индии ритмические акценты появляются в результате совершенно противоположного европейскому принципу ритма: их возникновение обусловлено изменением скорости (что противоречит принципу метра) и всегда образуется длительности (ударами) одинаковой величины, что принципиально важно. Ритм нельзя изобрести, так система Сапта Талам содержит свод всех вариантов ритма и позволяет произвести конечное количество разнообразий ритма — 175 видов ритма, каждый из которых определён математической формулой[] и имеет имя собственное, нарекаемое согласно правилу ритмообразования.

Система записи ритма и талам

Древнейшая архаическая форма записи ритма сохранилась в южно-индийской классической музыке Карнатака. Заданный вид талама обозначается формулой, в соответствие с которой записывается горизантальная строчка, в конце которой ставится двойная черта «II» — указание на окончание заданного вида талама.

Внутри строчки существует деление на используемый вид удара «I» — одинарные черточки. Паузы выражены знаком «,».

Практическое отрабатывание ритмических навыков

В классической музыке Картанака сохранилась уникальная с точки зрения практики система практического использования ритма:

  • отбивание ритма рукой во время исполнения музыкальных и танцевальных произведений — примеры первого дирижирования,
  • пропевание различных вариантов ритма сварами на разных скоростях в упражнениях «Сапта талам», которые используются для обучения вокалистов и инструменталистов,
  • базовые ритмические проговоры, позволяющие легко запомнить ритмический рисунок,
  • ритмические проговоры двух типов: силамбам используют как ритмическое сопровождения для обучения классическому танцу и Наттувангам — для исполнения Натьи,
  • ритмические проговоры, используемые для обучения игры на ударных музыкальных инструментах — коннакол.

Как появляются предсердные ритмы?

Эктопический импульс, появляющийся за пределами синусового узла, образуется и возбуждает сердечную мышцу ранее, чем осуществится передача сигнала от главного водителя ритма. Подобные ситуации позволяют говорить, что ускоренный предсердный ритм появляется вследствие «опережения» основного ритма второстепенным сокращением эктопического типа.

Теоретическое обоснование эктопического ритма — это теория повторного входа, согласно которой определенный участок предсердия не возбуждается параллельно с другими из-за того, что происходит локальная блокировка распространения нервного импульса. На момент образования его активации данный участок испытывает дополнительное сокращение — таким образом, он идет вне очереди и тем самым сбивает общий ритм сердца.

Ритм

Некоторые теории предполагают вегетативную и эндокринную природу возникновения предсердных ритмов. Как правило, подобные явления встречаются у детей в пубертатный период или у взрослых при определенной гормональной перестройке (возрастной или возникшей вследствие патологий).

Также существует версия следующего вида: гипоксические и воспалительные процессы в миокарде при кардиопатии и воспалительных заболеваниях способны вызвать предсердные ритмы. Так, у детей, которые болеют ангиной или гриппом, возникает опасность появления миокардита с последующим изменением предсердного ритма.

Сердце, являясь одной из главных мышц в теле человека, наделена особыми свойствами. Оно может сокращаться вне зависимости от нервных импульсов, идущих от головного мозга, которые контролируют нервно-гуморальную систему. Правильный маршрут получения информации в сердечной мышце начинается в области правого предсердия (синусовый узел), проходит в области атриовентрикулярного узла и далее следует распространение по перегородке. Все другие сокращения, которые не проходят по этому маршруту, называются эктопическим ритмом.

Затакт

Затакт – это начало музыки со слабой доли, еще один часто встречающийся в вид ритма. Для того чтобы понять это, нужно сначала вспомнить, что в основе музыкального времени лежит принцип регулярного чередования биений сильных и слабых долей метра. Сильная доля – это всегда начало нового такта. Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

Пример №7 «Новогодняя песня». Текст известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» начинается с безударного слога «В ле», соответственно, безударный слог в мелодии должен приходиться на слабое время, а ударный слог «су» – на сильное. Вот и получается, что начинается песня еще до наступления сильной доли, то есть слог «В ле» остается за тактом (до начала первого такта, до первой сильной доли).

Пример №8 «Государственный гимн». Еще один характерный пример – современный российский гимн «Россия – священная наша держава» по тексту также начинается с безударного слога, а по мелодии – с затакта. Кстати, в музыке гимна много раз повторяется фигура уже знакомого вам пунктирного ритма, который прибавляет музыке торжественности.

Важно знать, что затакт не является самостоятельным полноценным тактом, время для его музыки заимствуется (занимается) из самого последнего такта произведения, который, соответственно, остается неполным. Но вместе, в сумме затакт и последний такт образуют один полный нормальный такт

Краткая характеристика

Регулярный ритм имманентно присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года. Регулярный музыкальный ритм присущ танцевальной музыке всего мира, профессиональной (композиторской) музыке Европы начиная со школы Нотр-Дам и позже вплоть до середины XX века, в традиционной музыке Востока — многим жанрам макамо-мугамной традиции, индийской классической музыке, большинству жанров популярной музыки Востока и Запада, джазу и др.

В европейской[источник не указан 69 дней] музыке ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Числовые отношения длительностей и пауз в музыке могут быть как кратными (соседние длительности в заданном ряду длительностей выражаются отношениями 1:2, 1:3 и т. д.), так и некратными (1:1,5), и даже нестрого закреплёнными, «иррациональными» (как в музыкальной декламации старинной саэты или в шёнберговском Sprechgesang’е).

Объединяясь, длительности и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения. Стабильные, схематические группировки длительностей в истории музыки образовывали ритмоформулы, которые заняли место важнейшего маркера жанра и стиля, подобно тому как в тысячелетних монодических культурах (например, в знаменном распеве и в григорианском хорале) важнейшим маркером лада была мелодическая формула. Помимо ритмоформул, разделяемых сообществом композиторов и слушателей (как, например, формула итальянской сицилианы, испанского болеро, польского полонеза и мн.др.), истории музыки известны индивидуальные «ритмические проекты», характерные для отдельных сочинений отдельных композиторов как в прелюдии «Шаги на снегу» К. Дебюсси, «Революционном этюде» Ф. Шопена, финале Седьмой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева и во многих других композиторских опусах.

Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени (секундам, миллисекундам и т. п.), в нём заданы лишь относительные длительности нот и пауз.

Движение ровными длительностями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем чаще всего это движением восьмыми, шестнадцатыми или триолями. Следует отметить, что подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Пример №1 «Слушаем Бетховена». Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует. Может быть, за это ее так любят миллионы людей на Земле?