Реслинг

Что собой представляет реслинг

Реслинг – популярная театрализованная постановка боя, распространенная на территории США

Важно отметить, что зрители осведомлены, что победитель поединка определяется заранее, но переживают во время боя, так как тяжело понять кто победит. Напряжение идет до самого конца «сражения»

Принимающие в бое участники имеют красивое и накаченное тело, привлекающее взгляды. Реслинг в данном случае имеет развлекательный контент. Все зрители посещают шоу для получения удовольствия от просмотра. Многие считают данный бой простым, и что участники лишь играют прописанные роли на ринге. Но на практике, в Америке это считается боями без правил, хотя они там присутствуют.

Если сравнить реслинг с другими единоборствами, то заметно отсутствие каких-либо значимых ударов. Максимум сходства лишь в трусах для бокса и перчатках. Хотя в основном перчатки не используются.

Зрители данного шоу наверняка осведомлены, что дерутся на ринге не только мужчины, но и женщины. Но интереснее наблюдать за шоу с мужчинами, так как

они часто ведут свои борьбу вне ринга. Они используют различный инвентарь – столы, стулья, которыми легко нанести удар сопернику.

Получение травм в бою бывает часто, но они носят легкий характер – в основном от неправильных ударов или падений.

Хардкорный реслинг зародился более семидесяти лет назад.

История хардкорных матчей тянется еще с пятидесятых годов, когда реслинг только-только оформился в развлекательную индустрию. Тогда хардкором считались долгие, изматывающие матчи и кровь, которую пускали, нанося удар ногтем в бровь — делать надрез лезвием придумали сильно позже. Ничего более серьезного для того, чтобы шокировать публику тогда не требовалось. 

В пятидесятых появилось первый в истории хардкорный чемпионат — Texas Hardcore Championship от NWA, «Национального Реслинг-Альянса», крупнейшей в то время федерации реслинга. Тогда же южные отделения NWA начали проводить бои по правилам «Техасский матч смерти». Популяризировали раннюю версию «десматча» Фредди Бласси и Дори Фанк: суть была в том, что противника нужно избить так сильно, чтобы после трехсекундного удержания он еще десять секунд не мог встать. 

Южные отделения NWA во Флориде и Техасе вообще сделали много для популяризации хардкорного реслинга. Уже в 60-х матчи там стали кровавее, а использование стульев и кастетов стало нормой. Среди хардкорщиков тех лет отметились многие звезды, известные и сегодня — вроде Боба Ортона-старшего (дед выступающего сейчас в WWE Рэнди Ортона) и Майка ДиБиаси. 

Пример более современного «Техасского матча смерти» с шоу промоушена Impact (ранее известен как TNA).

Рестлер – кто это, чем занимается?

На экране телевизоров, в журналах или других средствах СМИ часто приходится встречать малоизвестную терминологию. Не последнее место по содержанию узкоспециализированных понятий занимает спортивна сфера.

Разбираться в них стоит не только самим спортсменам, но и людям других профессий. Общая осведомленность позволяет легко вести любой разговор и поддерживает интерес к жизни. Не малую популярность за последние 60 лет получил реслинг.

Для кого-то это жесткий вид боя, который по свой известности приравнивается разве что боксу, а для кого-то нехитрая театральная постановка. Предлагаю все же разобраться детальнее, кто такой рестлер – борец или актер?

Кратко о становлении и развитии реслинга

Изначально разновидность боевого искусства возникла в Северной Америке приблизительно в начале 19 века. Этот вид изначально основывался на борьбе-кетч, опытные спортсмены и сегодня видят в реслинге множество элементов этого боя.

Разновидность борьбы очень травмоопасна, поэтому участвующие прежде проходят специальную подготовку. Молодых людей учат избегать сильных травм и контролировать ход борьбы.

Так как Северная Америка славится своими карнавалами, со временем вид спорта начали демонстрировать как развлекательное шоу. До поединка борцы отрабатывали приемы представленного им сценария. В нем отображалось не только то, кто должен стать победителем, но и как он должен победить.

Так, вид боя плавно превратился в весьма прибыльную постановку. Компании, организующие подобные собрания получали многомиллионные гонорары.

Сначала такое выступление было актуальным исключительно в карнавальный период, но вскоре популярность перестала им ограничиваться. Посмотреть на впечатляющее шоу собирались практически ежедневно. Увлечение быстро переняли жители Центральной Америки и Японии.

Для поддержания закала зрителей, в бою начали использовать подручные средства. В основном, в ход шли стулья, лестницы, бывало пояса победителей. По этой причине реслинг начал считаться боем без правил.

В общей сложности заработок бои принесли не малый, а для их показов снимались целые цирковые залы. Состязание проводилось поочерёдно с акробатическими выступлениями и клоунадами. Вероятно, именно поэтому зрители начали считать борьбу театральным постановлением. Прибыль поступала сначала за счет продаж билетов, затем дисков.

К сегодняшнему дню реслингу удалось сохранить свою известность. В Интернете продолжают активно пользоваться спросом видео боев даже прошлого века.

Кроме того, поклонники реслинга посвящают ему целые блоги. А вот как вид спорта он едва сохранился. Возможность обучится подобным боевым навыкам почти недоступна.

Особенности работы рестлера

Разновидность этого боя сложна не только физически, но и психологически. На сцене, под громкие аплодисменты и выкрики, участник был одним человеком, вне ринга – другим. Компании были заинтересованы чтобы бой происходил как можно более реалистично. Зрелищностью приемов борца определялся его доход.

Роль рестлера определялась публикой. В классическом варианте на поле ринга всегда стояли «плохой» и «хороший» игрок. Победа второго сопровождалась громкими радостными выкриками, а поражение – разочарованием.

Кто будет победителем определяли компании заранее. Если «соперники» четко и реалистично придерживаются поставленного сюжета, это называют «кейфеб». Если бой начинает происходить импровизированно, то он именуется «шутом». Это никак не связано с потехой, просто «shoot» переводится как «снимать» или «выбрасывать». Борцы снимают положенные роли.

Основные условия для победы

  1. После удержания соперника лопатками на поверхности ринга определенное время – после счета 3 от рефери, победа присуждается тому, кто удерживал;
  2. Если боец нарушил временные рамки и находился за рингом больше времени, чем было установлено рефери – победа достается оппоненту;
  3. Если боец сдается после проведением оппонентом болевого приема;
  4. Дисквалификация при нарушении прописанных правил поединка;
  5. Нокаут – если противник физически не способен вести поединок дальше;
  6. Если в командном поединке боец победил одного из соперников, то победа присуждается этой команде, несмотря на других действующих конкурентов;
  7. Есть такое понятие, как «лестничный матч» – это когда боец первым добирается до предмета, который находится на ринге, тогда он обретает победу;
  8. «Королевская битва» — победа в ней наступает когда боец перекидывает всех противников через верхний канат за пределы ринга.

Несмотря на опасные матчи и множественные серьезные травмы, карьера Мика Фоли продолжалась 30 лет — до 2012 года.

Фоли сформировал хардкор в WWE и сам активно его поддерживал. В ходе его забега в компании он провел массу легендарных матчей: против Эджа, Рока, Рэнди Ортона и многих других легенд. В 2009 году он ушел в промоушен TNA, где в следующие два года состоялись его последние большие матчи. Его финальным хардкорным матчем стал кровавый бой с Риком Флэром в 2010 году — самому Флэру тогда был уже 61 год. 

Сейчас Мик Фоли — семьянин, он растит детей, выпускает автобиографические книги, выступает со стендапами, изредка появляется в WWE, но уже не как рестлер, а в качестве приглашенной легенды.

Последний хардкорный матч Мика Фоли и Рика Флэра.

В одном из боев в WCW Мик Фоли лишился правого уха и даже не стал останавливать матч — это был его первый большой шаг на пути к становлению королем хардкора.

Впервые в WCW Фоли попал в конце восьмидесятых. Тогда он уже начал выступать в образе не просто «какого-то Фоли», а Кактуса Джека Мэнсона, дикого маньяка с юга. Его фишкой были провальные командные бои — после проигрыша он всегда нападал на своего командного партнера, швырял его за ринг и прыгал на него локтем с третьего каната. Опасный прием даже по сегодняшним меркам — благодаря ему Фоли в WCW и заметили. Там он быстро выковал себе очень харизматичный образ, набрал вес, потерял два передних зуба (не специально — попал в аварию) и давал безумные интервью.

Не считая небольшого перерыва, Мик Фоли регулярно выступал в WCW до 1994 года. Уже там он проводил довольно жесткие, травмоопасные матчи — самый знаменитый его бой состоялся в 1994 году. Кактус Джек дрался с Биг Ван Вейдером на выездном шоу в Мюнхене. В какой-то момент Вейдер толкнул Фоли на канаты и тот очень неудачно запутался в них. Канаты обвились вокруг головы Мика и тот необдуманно резко вырвался из них, почти полностью оторвав себе правое ухо. При этом Фоли продолжил бой! Ухо еще кое-как держалось, но Вейдер сорвал его окончательно (не специально!) по ходу матча. Видео с этого поединка есть, но качество не позволяет что-то там разобрать. Восстанавливать ухо Фоли не стал, вместо этого он отправился в матч за командные пояса, которые, собственно, и выиграл вместе с Кевином Салливаном.

Реслинг

Условности рестлинг-шоу

Реслинг объединяет два мира. Первый из них — жизнь на ринге, роль рестлера, всё предписанное сценарием и происходящее во время шоу. Второй — жизнь вне ринга, реальная жизнь рестлеров — их реальные травмы, личная жизнь. Существует проблема непонимания различия этих двух «миров». Многие исполнители решают проблему взятием псевдонима для своего персонажа. Псевдоним может быть «говорящим», дающим общее представление о персонаже. Иногда рестлеры дают своим персонажам особенности, которых те придерживаются в реальной жизни. Персонаж СМ Панка построен на элементе отрицания алкоголя, табака и наркотиков (straight edge), этого же принципа СМ Панк придерживается и вне роли.

Рестлинг можно сравнить с театральной постановкой, так как имеется собственная «сцена», где происходит действие — ринг, окружающее его пространство и декорации. Понятие четвёртой стены в реслинге более ограничено, чем в театральной постановке. Публика играет важную роль в ходе действия реслинг-шоу — её реакция важна для определения роли персонажа. Часто в отдельные сюжеты вовлекаются от двух и более персонажей, примыкающие к разным сторонам — как правило, основной концепцией является «хороший против плохого». Естественно, за примкнувшего к хорошей стороне (его в рестлинге называют «фейсом» (англ. face) — это персонаж, совершающий хорошие поступки и в концепции «борющийся со злом») болеет аудитория, а примкнувший к стороне «плохишей» (плохих парней в рестлинге называют «хилами» (англ. heel)) получит гневную реакцию.

Кейфеб

Нет единого мнения о том, когда рестлинг перешёл к структуре развлечений. На протяжении долгих лет рестлеры жили своими персонажами, давая осознать поклонникам правдоподобность индустрии, поддерживая популярность как реслинга в целом, так и персонажей в частности. Поддержание иллюзии правдоподобности в рестлинг-кругах называется «кейфебом» (англ. kayfabe).

Бывают случаи, когда на шоу происходит нечто, не прописанное заранее в сценарии, иначе — выход за рамки персонажа. Такие моменты называются «шу́тами» (англ. shoot) и не приветствуются в крупных рестлинг-промоушенах, так как это нарушает целостность сюжетов и рушит понятие кейфеба. Публичное распространение того факта, что рестлинг — это постановка, развлекательный продукт, а не вид спорта вызвало смешанную реакцию среди фанатов. Несмотря на это, некоторые рестлинг-промоушены пытаются показывать реальность происходящего, а некоторые напрямую сообщают, что реслинг — это развлечение.

Джефф и Мэтт Харди — 42 и 45 летДебютировали в 1993 и 1992 годах

Братья Джефф и Мэтт Харди — едва ли не главные символы популярного командного рестлинга. В общей сложности они владели таг-тим поясами разных промоушенов более двадцати раз. Мэтт и Джефф хороши по отдельности. У обоих были запоминающиеся сольные сюжеты, оба выигрывали одиночные титулы. Но как команда они особенно хороши — поэтому тут стоят вместе. Забавно, что в конце девяностых они начинали работу в WWE в качестве джобберов — рестлеров, призванных проигрывать матчи, чтобы продвигать актуальных звезд. Однако команда была заметная, так что Харди довольно быстро вырвались в топ. 

Братья Харди вписали себя в историю благодаря ярким образам (особенно это касается грима Джеффа) и огромному количеству опаснейших спотов в матчах. Мэтт и Джефф постоянно используют стулья и столы, совершая при этом множество опасных прыжков. Ну и сюжеты, конечно же, сыграли роль в их популярности. Они противостояли многим легендарным командам: братья Дадли (Буббу Рэй до сих пор выступает на ринге под именем Булли Рей — ему 48 лет), Эдж и Кристиан, группировка «Радикалы». Друг с другом тоже враждовали — это было ярко. 

В карьере братьев Харди было два пика. Их первый большой забег в WWE в начале нулевых. И совершенно поехавшая сюжетная линия со «Сломленным» Мэттом в промоушене TNA несколько лет назад. Параллельно они еще и в «Экспедицию за золотом» отправились — выигрывали командные пояса в маленьких промоушенах. Сейчас оба снова выступают в WWE, но на экранах по разным причинам появляются редко. Где-то влияют жизненные передряги (Джеффа сейчас судят за пьяное вождение), где-то — здоровье (Мэтт недавно чуть не завершил карьеру). Да и нормальных сюжетов для них почему-то пока придумать не могут.

Условия победы:

  • присуждение победы реслеру, удерживающему противника на лопатках в течение отсчета рефери на счёт «три»;
  • присуждение победы противнику бойца, находящегося вне ринга больше условленного времени:
  • присуждение победы бойцу, применившему болевой приём, повлекший капитуляцию соперника;
  • присуждение победы реслеру в случае дисквалификации противника в соответствии с правилами;
  • нокаутирование соперника:
  • победа группы в случае победы одного бойца над соперником;
  • победа при получении предмета над рингом в лестничном матче;
  • одержание победы в «королевском спарринге», если все участники противоположной команды переброшены в зрительный зал через верхний ограничитель.

https://youtube.com/watch?v=0EFWQv4yU2s

Травматизм в рестлинге

Несмотря на принципиальную постановочность шоу, рестлинг является опасным для участников видом деятельности: стремясь придать схватке большую эффектность, многие бойцы используют травмоопасные приёмы, для безопасного выполнения которых требуется правильная техника со стороны обоих участников матча. Соответственно, ошибка в выполнении приёма (на сленге поклонников рестлинга часто называемая «ботч») может привести к трагическим последствиям. К примеру, в 2015 году мексиканский лучадор Перро Агуайо-младший получил перелом шейного отдела позвоночника и погиб после удара, который ему нанёс во время матча миниатюрный (162 см) Рэй Мистерио, а в 2001 году японский рестлер Хаябуса, выполняя «Лунное сальто» (сальто назад с отталкиванием от канатов), соскользнул одной ногой с каната, упал на голову (а не на живот, как предполагает приём) и вследствие перелома позвоночника оказался парализован. Другой распространённой проблемой здоровья рестлеров являются черепно-мозговые травмы. Помимо сотрясений мозга, к которым могут привести жёсткие приёмы рестлинга, опасность представляют и накапливающиеся вследствие регулярной травматизации повреждения нервной ткани. Одним из наиболее печально известных примеров такой патологии является канадский рестлер Крис Бенуа; в 2007 году Бенуа убил свою жену и сына, после чего повесился. По мнению проводившего вскрытие врача, головной мозг Бенуа был так сильно повреждён, что напоминал мозг 85-летнего пациента с болезнью Альцгеймера; одним из коронных приёмов Бенуа был удар головой после прыжка с верхнего каната. Кроме травм мозга и позвоночника, как и любой спорт с широким использованием амплитудных бросков, рестлинг представляет риск переломов и других травм опорно-двигательного аппарата.

Другим компонентом опасности рестлинга для здоровья является широкое применение анаболических стероидов, анальгетиков и других медикаментозных препаратов.

Правила реслинга

Реслинг – сочетание спорта и постановочного шоу одновременно, в котором все действия соперников оговариваются заранее. Мнение по поводу данного вида деятельности разделились: отказ от такой фальшивости и посвящение этому своей жизни.

Особенности реслинга и его правил

Одна из основных особенностей реслинга – минимальное количество установленных правил. Так как данный вид «спорта» является постановочным, то в нем сочетаются различные приемы с многих видов единоборств. В связи с этим у реслинга есть установленные правила из греко-римской борьбы.

Правила включают и безопасность зрителя, так как зачастую бой выходит на зрительские места.

Какие существуют условия победы?

Поединки в реслинге классифицируются на следующие виды:

  • один на один;
  • командный бой.

От выбранного организаторами типа поединка зависят условия выигрыша. Но чемпион всегда один либо его вовсе нет. Организаторы зачастую оговаривают условия победы индивидуально для каждого боя.

Крис Джерико — 49 летДебютировал в 1990 году

Крис «Джерико» Ирвайн — один из самых усердных рестлеров в нашем списке. До того как попасть в WCW, где он стал чуть ли не главным лицом компании, он пять лет колесил по миру. Крис выступал в маленьких промоушенах, в Японии и даже в мексиканской компании CMLL. Поэтому он может и в традиционный западный рестлинг, и в луча либре. 

Реслинг

Ну а затем пошла серия мощнейших противостояний со всеми главными звездами своего времени — сначала в WCW, а потом и в WWE. Крис фьюдился с Роком, Чайной, Букером-Ти, Стивом Остином и много с кем еще. Почти всегда он выступал в роли максимально харизматичного злодея. На его счету более сорока титулов, один только интерконтинентальный пояс WWE он выигрывал девять раз. Однажды он даже держал сразу два самых больших пояса компании одновременно — мировое чемпионство в тяжелом весе и чемпионство WWE. Многие склоняются к тому, что Крис — величайший современный рестлер.

Джерико то уходил из WWE, то возвращался. Параллельно он продолжал выступать в инди-федерациях и Японии, где тоже брал титулы. Каким-то чудом у него даже на туры со своей рок-группой Fozzy время оставалось (существует с 1999 года, Крис в ней вокалист). В итоге же Джерико окончательно покинул WWE и в этом году стал сооснователем свежего промоушена AEW. Он же стал первым чемпионом AEW и владеет поясом прямо сейчас. Чтобы вы понимали, насколько это круто, AEW в глазах рестлинг-комьюнити — главный конкурент гиганта WWE.

А что стало с хардкорным реслингом?

В мейнстриме он до недавнего времени был мертв. К середине нулевых у WWE фактически не осталось соразмерных конкурентов, но сама компания постепенно начала отказываться от хардкора. Примерно в 2008 году началась так называемая PG-эра, названная в честь телевизионного рейтинга «13+», в который компания вписала свои шоу. Хардкор и кровища закончились. 

Вернее, почти закончились — периодически хардкор просачивался в самые важные матчи, но не в тех масштабах, что раньше. Последний действительно экстремальный матч, напоминающий о старых-добрых временах, прошел на шоу Extreme Rules в 2016 году — сражались тогда Крис Джерико и Дин Эмброуз (сейчас он известен как Джон Моксли). Хотя с ним может поспорить прыжок Шейна Макмэна с клетки в матче против Гробовщика в 2016 году.

Впрочем, с 2019 года WWE постепенно движется к ужесточению и обострению продукта. Вновь пускает более провокационные сюжеты, и устраивает технический (но пока не особо кровавый) хардкор на своем дочернем бренде NXT. Ну а за смесью техничности и кровавости в мейнстрим-реслинге стоит идти в федерацию AEW, главному конкуренту WWE, организованному в 2019 году.

В то же время, уже более двадцати лет существуют мелкие и средние промоушены, специализирующиеся на жести. Например, запущенный в 1999 году CZW — там и вилки в лоб втыкают, и люминесцентные лампы об голову бьют, и газонокосилками по животам ездят, и щеки шприцами прокалывают. В Японии подобное тоже процветает, например, в промоушене BJW — дичайший хардкор и море крови при больших залах и даже ТВ-трансляциях.

В подобных компаниях есть свои герои — на них нет живого места от шрамов, а в своих матчах они творили такие безумства, которые Фоли и не снились. Но именно с него все началось, он превратил жестокость в искусство и открыл дорогу многим современным хардкорщикам.

Наглядный пример ультрахардкора в японском реслинге.

Трипл Эйч — 50 летДебютировал в 1992 году

Пол Левек — не просто легендарный рестлер. Это один из самых титулованных рестлеров в истории WWE. Возьмите любого знакового бойца компании с середины девяностых и до наших дней — с каждым Трипл Эйч дрался и наверняка побеждал. Но главное его достижение на ринге — создание вместе с Шоном Майклзом группировки D-Generation X. Хотя его же банда «Эволюция» с Риком Флэром, Батистой и Рэнди Ортоном тоже в историю залетела с ноги. 

Тут бы поговорить про пояса Трипл Эйча, его дебют, выход под играющих вживую Motorhead, его сюжеты и противостояния, две попытки прервать стрик Гробовщика — есть что вспомнить. Но есть и кое-что поважнее. Карьеры рестлера Трипл Эйчу, видимо, было мало. В конечном итоге он женился на Стефани МакМэн, дочке владельца WWE Винса МакМэна. Так постепенно Трипл Эйч просочился в руководство компании — сегодня он занимает пост исполнительного вице-президента. Многие уверены, что со временем он и кресло Винса займет. 

На своем посту Трипл Эйч запустил третий большой бренд WWE со своим еженедельным шоу (после шоу RAW и SmackDown) — NXT. Сначала NXT был «подготовительной площадкой», на который выступали свежие подписанты перед тем, как перейти в основной ростер. Но теперь это полноценный бренд компании с уклоном в более хардкорный, олдскульный рестлинг. Некоторые рестлеры даже с RAW и SmackDown начали туда возвращаться. Но даже несмотря на руководящую должность, Трипл Эйч пару раз в год, но на ринг выходит.

Дастин «Голдаст» Роудс — 50 летДебютировал в 1988 году

Дастин — сын Дасти «Американская мечта» Роудса, легендарного рестлера «золотой эры» рестлинга, который после завершения активной карьеры работал креативщиком в WWE. Долгое время Дастин выступал под своим настоящим именем без какого-либо яркого образа. При этом он был вполне успешен, но дальше середнячковых боев особо не поднимался. Легендой он начал становится в 1995 году, когда на свет появился Голдаст. Золотой комбинезон, раскрашенное лицо, жуткий парик и отталкивающая женственность, напоминающая о сексуальных извращениях и серийных убийцах — образ был смелый. 

Реслинг

Дастин постоянно метался между WWE и WCW, Японией и инди-федерациями. Он сменил несколько образов, но самым успешным и запоминающимся остался все-таки Голдаст. Ну а что, быть одним из главных фриков в рестлинге конца девяностых и начала нулевых — вполне себе почетно. В образе Голдасата Дастин держал хардкорное чемпионство аж девять раз, что тоже показательно.

Сейчас же Дастин продолжает наносить грим перед боями, но снова выступает под своим настоящим именем в AEW — как и Крис Джерико. Впрочем, чему удивляться, один из учредителей компании — Коди Роудс, единокровный брат Дастина. И стоит отметить отдельно, что хоть Дастин и вписал себя в история благодаря вызывающему гиммику, рестлер он хороший. Он не хайфлаер, но умеет показывать контактный, техничный рестлинг. Так что толковых боев у него в карьере полно.

Масштабы и влияние на публику

Рестлинг, зародившись в Северной Америке, получил дальнейшую популярность, сдвигаясь в сторону Центральной Америки. Получил он свою популярность и за океаном — в том числе в Японии.

В России, ещё на рубеже XIX—XX веков в цирках-шапито вперемешку с выступлениями жонглеров и клоунов устраивались и «Чемпионаты Мира по французской борьбе». В цирках выступали и такие знаменитые борцы, как Иван Заикин и Иван Поддубный. Борцы также входили в состав цирковых трупп, размер их жалованья напрямую зависел от кассовых сборов, поэтому их поединки в основном были отрежиссированны и рассчитаны на зрелищность. Побеждали на «чемпионатах» часто всевозможные «Синие», «Черные» и «Красные маски».

За двадцать лет — с 1960-х по 1980-е годы — в Бразилии стало очень популярным телешоу «Telecatch». Становясь знаменитыми, рестлеры получали особую популярность в родных городах, штатах и странах — иногда даже становясь своего рода «символами бразильского народа» на родине.

Пройдя путь от второстепенного представления на карнавалах и в цирках до быстрорастущего обособленного жанра в индустрии развлечения, сейчас рестлинг — настоящее достояние Америки, приносящее миллиарды долларов. Бизнес ведётся через продажу шоу (как в видео-формате, так и через продажу билетов на шоу), сувенирной продукции (разнообразной одежды и атрибутики, относящейся к тому или иному рестлеру). Рестлинг стал «первооткрывателем» системы pay-per-view, по которой сейчас продаются многие шоу в различных развлекательных сферах. На сегодняшний день, в эпоху Интернета, развитие PPV шагнуло на новую ступеньку — iPPV, позволяющее заказывать шоу для просмотра через Интернет. Помимо этого, многие видеохостинги предлагают огромное количество видеоматериала, содержащего кадры из архивов большинства рестлинг-промоушенов; в том числе в Интернете можно найти матчи середины прошлого века, а также архивы, которые было бы трудно раздобыть без сети Интернет.

Диски с рестлинг-контентом (PPV-шоу, специальные DVD-фильмы и т. п.) продаются крайне успешно, занимая престижные по продажам места в международных чартах.

Благодаря роли устоявшегося достояния Америки, рестлинг является частой темой для упоминания в СМИ. Существует несколько документальных фильмов, снятых под влиянием рестлинга. Наиболее известные из них — «Вне ринга» (англ. Beyond the Mat) (режиссёр — Барри Блауштейн) и «Борьба с тенями» (англ. Wrestling with Shadows) (режиссёр — Пол Джей), снятый при участии Брета Харта. Из художественных наиболее известным является фильм 2008-го года «Рестлер» (The Wrestler), номинированный на несколько «Оскаров» и ставший возрождением Микки Рурка в качестве актёра.

Сейчас без сомнения крупнейшей корпорацией в индустрии всемирного рестлинга можно назвать WWE (ранее WWF; в ходе судебных разбирательств с World Wildlife Fund (Всемирным фондом дикой природы) рестлинг-промоушен был вынужден сменить имя). В начале 2001 году владелец WWF Винс Макмэн купил своего крупнейшего конкурента — World Championship Wrestling (WCW), параллельно с этим, другой крупный конкурент, Extreme Championship Wrestling (ECW), пришел к банкротству. Помимо WWE, всемирно известными промоушенами можно считать американские Impact Wrestling (ранее TNA), Combat Zone Wrestling (CZW) и Ring of Honor (ROH); мексиканские Consejo Mundial de Lucha Libre (CMLL) и Asistencia Asesoría y Administración (ААА); японские New Japan Pro-Wrestling (NJPW), All Japan Pro-Wrestling (AJPW) и Pro Wrestling Noah.