Молочные зубы Христа
В XII веке в Европе распространился слух, будто в монастыре Святого Медарда во Франции хранятся молочные зубы Иисуса. Против этой легенды выступил монах и историк Гвиберт Ножанский (1055–1125). В своем трактате «О святых и их мощах» Четыре века спустя на это сочинение опирался швейцарский протестант Жан Кальвин, автор «Трактата о мощах» (1543), осуждающего почитание реликвий. он приводил следующие аргументы против достоверности таких реликвий, как зубы, пуповина или крайняя плоть Иисуса: во-первых, Иисус воскрес во плоти и был телесно вознесен на небеса, поэтому на земле не могло остаться ни одной частицы его тела. Во-вторых, у Иисуса не могли выпадать молочные зубы, потому что потеря зубов — это проявление телесной слабости и несовершенства, а Иисус был свободен от всяких болезней, ведь они являются следствием первородного греха. В-третьих, зачем верующим гоняться за фрагментами тела Иисуса, если он регулярно воплощается в гостии Гостия — облатка, которую католики получают во время евхаристии.. Вместо термина reliquiae, то есть «останки», Гвиберт использовал в своем трактате слово pignera, то есть «залог», ведь мощи — гарантия покровительства святых и присутствия на земле божественной силы.
Сегодня ни одна церковь не утверждает, что ей принадлежат молочные зубы Иисуса. Однако сохранились свидетельства о том, что, помимо монастыря Святого Медарда, на обладание этой реликвией претендовала часовня в Венсенском лесу Парижа (зуб упоминается протестантом Пьером Муланом в XVI веке), часовня в Версале (последнее упоминание в 1792 году) и церковь Святой Мадлены в Нуайоне (конец XVIII века).
Что такое реликвии и откуда они взялись
Культ реликвий был и остается неотъемлемой частью христианской религиозности. Уже в первые века христианства верующие начали почитать мощи, захороненные в римских катакомбах В этих подземельях, предназначенных для захоронения усопших, в годы гонений первые христиане совершали литургию., а с началом эпохи Крестовых походов стали приобретать особое значение объекты, связанные как лично с Христом, так и вообще с библейской историей. Реликвии прибывали в Европу из Святой земли, а после 1204 года — из захваченного крестоносцами Константинополя.
Особую роль в деле собирания таких реликвий сыграл король Франции Людовик IX Святой, канонизированный в 1297 году, спустя 27 лет после смерти. Людовик возглавлял Седьмой и Восьмой крестовые походы. Вернувшись из Святой земли, он заложил при королевском дворце церковь Сент-Шапель и решил хранить там реликвии, связанные с крестной жертвой Христа. Часть их пропала во время Великой французской революции, а то, что уцелело, в 1804 году, уже при Наполеоне, перешло в ведение парижского архиепископа и было перенесено в собор Парижской Богоматери, где хранится до сих пор.
Вера в магическую силу реликвий для средневекового человека была явлением чрезвычайно рациональным. Культ реликвий базируется на убеждении, что сила святого после смерти остается в его останках и в вещах, к которым он прикасался. Поэтому реликвии можно разделить на два типа: собственно мощи и так называемые контактные реликвии — brandea, то есть объекты, к которым святой прикасался. К библейской истории относятся преимущественно реликвии второго типа.
Сперва мощи хранились в закрытых ящичках, которые называют «ковчежцами». Начиная с XIII века их начали выставлять на всеобщее обозрение: класть в прозрачные емкости, а те, в свою очередь, в драгоценные реликварии. Реликварий, или мощевик, мог иметь самую причудливую форму — в том числе воспроизводить очертания самой реликвии.
Реликварий с рукой Карла Великого. Изготовлен в Лионе в конце XV века по приказу Людовика XI. Хранится в Аахене, Германия, в королевской капелле
Тогда же мощевики начали делать из хрусталя: он не только визуально увеличивал священный предмет, но и был одним из символов Иисуса Немецкий мистик Майстер Экхарт (1260–1328), упражняясь в ложной этимологии, доказывал, что слова crystallus и Christus — однокоренные..
Монастыри, монашеские ордена, конкретные церкви и их приходы, владевшие реликвиями, в глазах верующих наделялись особой близостью к святым, а владение реликвиями обеспечивало славу и привлекало паломников. Часто реликвии приобретали функцию инсигний, то есть знаков власти. Обладание ими (например, копьем Лонгина или терновым венцом) считалось залогом политического успеха, а потеря — знаком провала.
Копье Лонгина
Копье Лонгина из Хофбурга
По преданию, именно этим копьем (еще его называют копьем святого Маврикия или копьем судьбы) сотник Лонгин проткнул правый бок Иисуса между четвертым и пятым ребром, избавив его от мучений. По более поздней версии, копье принадлежало святому Маврикию — небесному покровителю императоров Священной Римской империи, воину Фиванского легиона и христианину, принявшему мученическую смерть в германских землях в III веке. Копье святого Маврикия было главной инсигнией, то есть знаком власти, Саксонской династии Саксонская династия (840–1024) — династия германского происхождения. Некоторые из ее представителей были королями Восточно-Франкского королевства (Германии) и императорами Священной Римской империи. Династия также известна под названием Оттониды или Людольфинги. .
Статуя святого Лонгина работы Бернини в базилике Святого Петра, над которой на балконе в реликварии хранится копье Лонгина
Копье, которым был заколот Иисус, впервые упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 19:34): «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». И все же сохранившуюся до наших дней реликвию не стоит отождествлять с копьем, описанным в Библии.
Коронация Генриха II Святого. Миниатюра начала XI века
Существует несколько копий копья Лонгина, из которых лучше всего известна история так называемого венского копья, хранящегося в Хофбурге. Самое раннее его изображение встречается на миниатюре XI века, где изображена коронация императора Священной Римской империи Генриха II Святого. Наконечник состоит из двух пластин, стянутых проволокой, и втулки, в которой крепилось древко. В лезвие вставлен один из гвоздей, которыми Иисус был прибит к кресту. Пластины покрывает золотой кожух с надписью Lancea et Clavus Domini («Копье и гвоздь Господни»).
Копье Лонгина из армянского Эчмиадзинского монастыря
В Средние века считалось, что обладание копьем делало правителя непобедимым в бою: именно так объяснялись победы в битвах Карла Мартелла при Пуатье (732 год), Оттона I — на реке Лех (955 год) и Карла Великого (в многочисленных сражениях). Вера в особую силу и значимость копья дожила и до XX века: по личному указу Гитлера после аншлюса Австрии в 1938 году венское копье было ненадолго перевезено в Нюрнберг.
Подлинность религиозных реликвий
Религиозным реликвиям присущ ряд особенностей. Во-первых, историческая реликвия потому и исторична, что она подлинна, в то время как подлинность религиозных реликвий в большинстве случаев никак не доказывается и чаще всего вопрос об этом даже не ставится. Во-вторых, религиозные реликвии направлены на поддержание эмоций особого рода.
Большинство исследователей христианства согласно с тем, что существующих в мире священных реликвий слишком много для того, чтобы все они могли быть признаны подлинными. Например, известны три экземпляра мощей, претендующих на принадлежность Марии Магдалине, которые хранятся в трех разных французских церквах; шипы от «подлинного» тернового венца, вместе с хитоном и одеждами Христа, разбросаны по церквам всей Европы; имеется бесконечное множество кусков «истинного» креста, на котором был распят Христос (Марк Твен по этому поводу саркастически говорил, что их хватило бы на постройку военного корабля); около 32 гвоздей хранятся и почитаются в различных местах при том, что для распятия использовались только 3 или 4.
Для верующих не имеет значения подлинность объекта их почитания. Вместо сгоревших, растертых в порошок, украденных или иным путем канувших в вечность реликвий появлялись их копии, похожие, а порою и не очень похожие на оригинал. Иногда одна и та же реликвия начинала существовать в нескольких экземплярах, как, например, Коран Османа, голова Хусейна, сандалии пророка. Но это ничего не меняло в сути самого культа, опирающегося не на исторический факт, а на миф и легенду, в которых для верующего реально абсолютно все.
Апологеты церкви, богословы различных религий опираются на реликвии и связанные с ними предания, чтобы создать видимость историчности и подлинности тех положений своей канонической литературы, которые научное религиоведение объясняет наследием иных, более ранних культов, восходящим к древнейшим пластам первобытной мифологии
Для понимания сущности религиозных преданий важно раскрыть реальное значение реликвий, время и обстоятельства их возникновения.
Что такое Реликвия
Реликвия – это объект религиозного почитания, который тем или иным образом относится к религиозным персонажам или важным духовным событиям. Реликвией могут являться как мощи (кости) святого или пророка, так и связанные с ним вещи (одежда, предметы обихода, письмена).
Реликвии имеют широкое распространение в большинстве мировых религий. Особенно они распространены среди приверженцев Римско-католической и православной церквей, но также имеют место у буддистов и мусульман.
Реликвия. Зачем они нужны и почему их хранят.
Каждая религия имеет собственный подход и отношение к реликвиям. Тем не менее, в каждой из них они почитаются и хранятся с особой бережностью. Как правило, основной целью любых реликвий является возможность их демонстрации приверженцам конкретной веры. Так сказать, это материальные вещи, которые тем или иным образом подтверждают и поддерживают веру в сугубо духовную и нематериальную силу.
В некоторых культурах считается, что прикосновение или обладание определенной реликвией может оказать определенный благотворный эффект на здоровье или общее положение дел. Именно по этой причине в недалеком прошлом процветала торговля подобными предметами. В свое время торговля «святыми» мощами и якобы подлинными реликвиями была поставлена на поток. Само собой, что это было шарлатанство чистой воды, тем не менее, верующие охотно приобретали частички «святости». В наше время большинство религий строго осуждают и запрещают любую торговлю реликвиями.
Как хранятся реликвии.
Как правило, реликвии хранятся в декоративных контейнерах – реликвариях. Обычно данные хранилища ярко украшены драгоценными металлами и камнями. Именно в таком виде они выставляются на обозрение.
Интересным фактом является то, что в большинстве случаев невозможно установить подлинность реликвии, и ее истинное происхождение. Есть примеры, когда одновременно несколько храмов заявляют о том, что они обладают определенной реликвией и утверждают что именно у них она подлинная. К великому сожалению, большинство вероисповеданий в своей концепции не поощряют развитие любознательности и скептицизма в среде своих прихожан. Именно по этой причине, многие люди не задают вопросов о происхождении и значимости данных предметов и принимают все сказанное духовенством на веру.
Виды реликвий
Реликвии бывают историческими и религиозными.
- Любая реликвия — это часть истории. Настоящие исторические реликвии являются своего рода , свидетелями событий той или иной эпохи. Яркими историческими реликвиями являются , и древние , власти, государственные печати. Среди наиболее известных — , и др.
- Религиозные реликвии бывают подлинными или же поддельными, а также образно-поэтическими, основанными на народной мифологии. С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные , существующие внутри религий. Среди реликвий различных религий — , , , . Христианские реликвии хранятся в специальных реликвариях.
- Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.
- Технические реликвии — экземпляры машин или иные технических устройств, относящихся к типам, выпущенным в прошлом и давно не используемым, но сохранившиеся в работоспособном или восстановимом состоянии.
Гвозди из Креста
С первых веков существования христианства ведутся споры о том, сколько гвоздей использовалось при распятии. По разным версиям, их было либо два (руки Иисуса прибиты гвоздями, а ноги привязаны к кресту веревкой), либо три (Григорий Богослов пишет, что руки были прибиты двумя гвоздями, а ноги — одним), либо четыре (Григорий Турский настаивал на двух гвоздях в руках и еще по одному в каждой ступне).
Обретение гвоздей связано с той же императрицей Еленой — дальнейшая история этих реликвий не столь однозначна. Историк Феофан Исповедник в своей «Хронографии» утверждает, что два гвоздя Константин употребил на изготовление узды Уздечка отсылает к Книге пророка Захарии, где говорится: «В то время даже на конских уборах будет начертано: „Святыня Господу“» (Зах. 14:20). для боевого коня, а третий вковал в свой шлем. Амвросий Медиоланский рассказывает, что один гвоздь был использован для изготовления уздечки, а второй — для диадемы: «один — для красоты, а другой — для проявления своей веры и благочестия». Григорий Турский пишет, что в уздечку коня императора Константина были вкованы два гвоздя. Сократ Схоластик пишет, что два гвоздя Елена утопила в Адриатическом море, чтобы укротить шторм, который начался, когда она плыла на корабле в Рим.
1 / 2
Железная корона ЛомбардииJames Steakley / CC BY-SA 3.0
2 / 2
Железная корона Ломбардии. Гравюра Наполеоне Цуколи и Доминико Ландини. 1805 годBibliothèque Nationale de France
Со временем гвозди начали множиться. Один, по преданию, был подарен папой Григорием Великим лангобардской принцессе Теоделинде и использован при изготовлении короны для ее супруга Агилульфа Корона впоследствии стала называться железной короной Ломбардии и сегодня хранится в соборе Иоанна Крестителя в Монце, недалеко от Милана.. Другой был вставлен в святое копье. Третий оказался в Париже в Сен-Дени, а 28 февраля 1232 года во время торжественной литургии в присутствии Людовика Святого гвоздь выпал из реликвария и пропал на целый месяц, но потом был оберетен снова.
Религиозные реликвии
Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные культы, существующие внутри религий. Культ реликвий наиболее характерен для обществ с высокоорганизованными религиозными системами.
Три религии, которые принято называть мировыми — буддизм, христианство, ислам, имеют довольно большое число реликвий. Каждая из этих религий распадается на течения, направления, секты, которые в ходе своего исторического развития так и не смогли столковаться друг с другом ни по концептуальным проблемам вероучения, ни тем более по вопросам культовой практики, а потому и реликвии у каждого из них чаще всего свои собственные.
Почитание реликвий имеет огромное значение в христианстве, главным образом в католицизме. Поклоняясь святым мощам, христиане тем самым чествуют самого святого. Первой христианской реликвией считается плащаница с тела апостола Павла, которую использовали для исцеления страждущих. Во время крестовых походов в Европу хлынул целый поток реликвий, но Католическая церковь утвердила поклонение реликвиям только на Трентском соборе 1563
Наиболее ценными христианскими реликвиями в католичестве считаются фрагменты креста, на котором был распят Христос, тогда как Православная церковь уделяет основное внимание поклонению иконам, а не реликвиям. Протестантские реформаторы XVI в
единодушно осудили поклонение мощам.
В исламе также существует культ реликвий, связанных с основателем мусульманской религии и святыми. Однако этот культ не получил официального статуса, поскольку многие исламские теологи утверждают, что поклонение мощам противоречит учению пророка Мухаммеда.
В буддизме поклонение реликвиям широко практикуется и имеет глубокие корни: в соответствии с преданием, после смерти Будды в 483 году до н. э. его кремированные останки были поровну поделены между восемью индийскими племенами, которые воздвигли над этими реликвиями священные курганы — ступы. Эти погребальные сооружения в виде полусферы на цилиндрическом основании в буддизме символизируют Вселенную и чашу для подаяния Будде. Объектом поклонения сторонников буддизма служат также семь «телесных реликвий» (сарира): четыре клыка, две ключицы и лобная кость Будды. Тибетские буддисты поклоняются забальзамированным телам покойных далай-лам.
Как правило, реликвии веками хранятся в каком-либо одном месте (храме, соборе, мечети, специальном хранилище) и никуда не вывозятся, за исключением случаев, когда им грозит какая-либо опасность. Периодически реликвии или их символические заменители доступны обозрению.
Часто, но не всегда реликвии служат предметом специальных ритуальных церемоний: Зуб Будды — в месяце эсала по сингальскому календарю, туринская плащаница — в день католической пасхи, Коран Османа, ныне хранящийся в музее в Ташкенте, когда-то удостаивался особого почитания в день смерти Османа, выделяемый мусульманами-суннитами в особую траурную дату.
В наши дни сами реликвии, святилища, где они хранятся, празднества и процессии, им посвящаемые, заняли важное место в ряду туристических достопримечательностей, стали основой существования целой индустрии, рассчитанной не только на верующих, но и на интересующихся экзотикой туристов.
Плат Вероники
Святая Вероника. Картина Ганса Мемлинга. Около 1470–1475 годов
Плат Вероники также называют мандилион (c греческого Άγιον Μανδήλιον означает «святой плат») или убрус (от старославянского «оуброусъ» — «полотенце»)
Важно не путать это нерукотворное изображение Иисуса с Туринской плащаницей — полотном, в которое Иисус был завернут после снятия с креста. По преданию, когда Иисус нес крест на Голгофу, стоявшая в толпе женщина по имени Вероника подала ему платок, чтобы он утер лицо
На платке отпечаталось изображение лика Спасителя.
Прибытие мандилиона из Месопотамии в Византию в 944 году. Миниатюра из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы. XIII век
Нерукотворный образ Спасителя долгое время хранился в Эдессе Эдесса — христианский центр Восточной Римской империи, город на юго-востоке современной Турции (современное название — Шанлыурфа)., о чем писал еще церковный историк Прокопий Кесарийский. В X веке византийский император Роман Лакапин осадил город, и жители уговорили его снять осаду в обмен на хранившуюся в нем реликвию. Так в 944 году плат Вероники был перенесен в Константинополь. Следующий translatio — а именно так называют торжественные переносы реликвий — состоялся в 1247 году, когда Людовик Святой вывез мандилион из захваченного крестоносцами Константинополя. Вплоть до Великой французской революции реликвия хранилась в Сент-Шапель, а затем, в 1792 году, пропала.
Исторические
Это, как правило, документы — свидетельства произошедших в истории человечества событий. В любом крупном музее они присутствуют в экспозициях. Историческая реликвия – это боевое знамя, древняя рукопись, манускрипт. К ним относятся также всевозможные регалии власти, печати царей, вельмож и государств, одежды правителей, боевое оружие различных эпох. Например, всем известная Шапка Мономаха. Или Ботик Петра Великого. Или знамена княжеских дружин. Как правило, подобного рода предметы сохраняются в музеях или частных коллекциях с целью научного исследования либо как обучающие истории предметы, свидетельствующие об определенном ее ходе
Немаловажно наличие и сохранение подобных реликвий для подрастающего поколения. Вспомним, с каким интересом дети разглядывают такие предметы в музее
Мощи святых
В Христианской религии Мощи являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых. Традиция поклонения мощам исходит с первых времен христианства, когда христиане собирали останки мучеников. Платки, пропитанные кровью, косточки, хранимые христианами, укрепляли их веру.
Сохраняемые Православной церковью
Частички мощей святых наряду с чудотворными иконами считаются наиболее важными святынями в православных храмах. В православных традициях — пешие походы, паломничества для поклонения святым, мощи которых хранятся в тех или иных монастырях. Принципиальным моментом в православии стало освящение алтарей храмов на частичках мощей мучеников — в антиминс вшиваются мощи мучеников.
- Десница Иоанна Крестителя
- Кийский крест — мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря. В крест помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.
- Ковчег Князя Хворостинина — ковчег-мощевик с иконой святого Константина и святой Елены и Крестом Животворящего Древа. Согласно Описи Благовещенского собора 1680 года, в ковчеге хранились мощи нескольких святых: перст святой Параскевы, перст Матфея Новомученного Чудотворца и небольшая кость святой Гликерии.
- Ковчег с частицей святых мощей Апостола Варфоломея в Кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку.
- Глава апостола и евангелиста Луки в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне.
- .
- .
- великомученика Димитрия Солунского в базилике Святого Димитрия в Солониках.
- Мощи святых преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер (49 святых) и Ближних пещер (79 святых) Киево-Печёрской лавры.
- Мощи Преподобных Максима Грека и Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре.
- Мощи Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Евфимии Всехвальной в церкви Святого Георгия в Стамбуле.
- Мощи Софии Слуцкой в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
- Мощи Матроны Московской в Покровском монастыре Москвы.
- Мощи преподобного Александра Свирского в Свято-Троицком мужском Монастыре Александра-Свирского.
Сохраняемые Католической церковью
- Голова Иоанна Предтечи в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме и в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции.
- Реликварий святого Мавра.
- Мощи Гервасия и Протасия в крипте базилики Сант-Амброджо.
- Мощи Святой Екатерины Сиенской в Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме.
- Мощи святителя Николая в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).
- Мощи Святой Мундиции в соборе Святого Петра в Мюнхене.
- Мощи Святого Климента в римской базилике Святого Климента.
- Мощи Святого Людгера и Альтфрида Мюнстерского в церкви Святого Людгера в Германии.