Ра

РА

В общей сложности авторы исследования провели тотальную проверку наличия Ра в доступных словарях (более 300), и убедились в весьма обширном употреблении его в самых разных языках мира.  Выявлены сотни разноязычных слов в зависимости от их семантической принадлежности к Солнцу, свету, божеству, силе, власти, воинственности, промыслу, различной соматико-бытовой лексике или мирному труду. При этом обнаружены сотни древних когда-то родственных слов, которые являются либо именами Бога для разных народов (по типу пресловутого египетского Ра), либо – обычной живой разговорной лексикой, семантически увязанной   с такими понятиями, как свет, Солнце, жар, пламя, страсть, огонь, теплота, яркость, пыл, цвет, утро, луч, ура, сиять…

Лезгинский Рагъ (Rar, Ragh; Raqini) – Солнце. 

Будухский (Азербайджан) Рагъ – Солнце. 
Каинганг (юж. Бразилия) Ra – Солнце. 
Агульский (лезгинская группа) Rar – Солнце (Рагъухъан – радуга). 
Мангарева (Полинезия) Ra – Солнце. 
Gequn (диал. агуль.) Raɹ – Солнце. 
Qushan (Дагестан) Rar – Солнце. 
Таити (Вануату) Ra – Солнце.

Языки племён и народностей:

Rarotongan (остров Кука) Ra – Солнце.

Futuna (Австронезия) Ra – Солнце.

Aniwa (Полинезия) Ra – Солнце.

Kapingamarangi (Каролинские острова) Ra – Солнце.

Рапануи (о. Пасхи) Ra – Солнце.

Мангарева (Полинезия) Ra – Солнце.

У gamei, giri, qaqet, angaua (Папуа Новая-Гвинея) Ra – Солнце.

Anuta (Соломоновы острова) Ra – Солнце.

В сохранившемся доныне коптском (языке современного богослужения в Сев. Африке) Солнце издревле именуется в двух своих родственных вариантах: как Rei и как Rа.В то же время, божественное имя Ра присутствует даже в Библии в форме двусоставного имени Рафаэль (ивритское רְפָאֵל, rfal), которое переводится как «Бог исцелил», т.е. Ра и фал.

Изображения Ра

Ра в храме Дейр-эль-Бахри.

Изображался Ра с головой сокола (или кобчика) на теле человека, с солнечным диском и змеёй урея на голове. О культе Ра, особенно в форме Амона-Ра в Фивах, в Берлинском музее сохраняются ритуальные папирусы, изучение которых было начато Оскаром Эдуардовичем фон Леммом («Das Ritualbuch», 1886).

Первоначально при Ра не было женских божеств: он творил сам по себе, но впоследствии мы находим рядом с ним богинь Рат-тауи, Иусааст, Аментет и др. Искусственность их ясна уже из их изображений, которые делали из них двойника Исиды и Хатхор, а не супруг иеракокефального бога света.

Ра-теория

Суть мифа. Ра-теория — часть учения о буквице, которая «ушла в народ» и стала жить своей жизнью. Корень «Ра» (тот самый, что и в имени древнеегипетского бога) якобы очень часто встречается в русском языке и обозначает «свет». Слова, его содержащие, объясняются так: радость — «Ра достать», красота — «к Ра стремление», храм — «хранилище Ра», вера — «верить в Ра», разум — «светлый ум» и так далее. Даже Россия (Рассея) — «сияние Ра».

«Аргументы» в пользу мифа. Русский язык и русская культура, как мы уже выясняли, самые древние в мире, а египетский бог — тоже на самом деле славянский, поэтому ничего удивительного. А главный аргумент — авторитет сатирика Михаила Задорнова, который активно популяризировал Ра-теорию и другие лингвистические мифы на своих концертах — и отнюдь не в качестве шутки.

Опровержение. Адепты теории допускают ту же ошибку, что и поклонники буквицы — выделяют в словах слог «ра», игнорируя морфемный состав. Присмотримся, например, к слову «вера»: в нем выделяется корень -вер- (сравните с однокоренными «верить», «верующий», «поверье» и т.д.), а конечный — и вовсе окончание. Точно такое же, как в других словах первого склонения: мама, папа, кружка, крыша и т.д. Более того, присутствует оно только в именительном падеже, а в других меняется: нет веры, о вере, жить верой… Куда же пропал Ра?

Ра

Почему не стоит искать «бесов» в безобидных словах. Лингвистика – против магии «тех-кого-нельзя-называть»

Показательно, что Ра-теория распространена не только в России. Во многих странах есть ее адепты — только, конечно, каждый объявляет источником имени бога и по совместительству самым древним языком свой. Популярность мифа неудивительна, ведь звук весьма распространен в языках мира, а гласный вообще один из самых частотных. Во множестве языков мы встретим сочетание «ра» в огромных количествах.

Например, если с помощью клавиш Ctrl+F поискать слог «ра» в электронной версии орфографического словаря В

Лопатина, выпадет — внимание! — больше 20 тысяч слов. Есть где разгуляться, тем более что «свет» — понятие крайне многозначное и, по сути, с ним можно соотнести любое слово, имеющее хоть сколько-нибудь положительное значение

Сакральный алфавит — буквица

Суть мифа. «В основе русского языка лежит буквица — алфавит из 49 букв, который изображается в виде таблицы 7*7 (7 — сакральное число). Каждая буква и слоги из двух букв заключают в себе некий образ, скрытое значение. Из этих образов-букв и были созданы все слова. Зная образы, можно понять истинный смысл любого слова. Например, само слово «образ» расшифровывается как «оное боги рекут азу».

Так называемая «древлесловенская буквица»

«Аргументы» в пользу мифа. Аргументов как таковых нет, в буквицу предлагается просто поверить. 

Опровержение. Если допустить, что буквица действительно существовала, придется признать, что сначала появились буквы и соответствующие образы, а затем из них кто-то составил слова. Это противоречит и всей истории письменности, и просто здравому смыслу, ведь сначала всегда появляется речь, и уже потом изобретается способ ее записи, а не наоборот.

Даже если просто подключить логику, нельзя не задаться вопросом: как люди должны были изобретать язык из букв, еще не умея разговаривать? Как они договаривались, из каких «образов» составить то или иное слово? 

Буквица сделана очень топорно. В ней есть дублеты (разные начертания «е» в первой строке), исковерканные или странные названия букв («юнъ», «эдо», «ета» и т.д., а греческая омега почему-то названа «омъ») и не зафиксированный ни в одном кириллическом памятнике символ «æ». Видимо, не хватило букв для идеальной таблички, пришлось присочинить.

Значения «образов» максимально размыты, под них можно подвести фактически любое слово. Но главная нелепость подобных трактовок даже не в этом.

«…Дабы дурь каждого видна была». Почему лучше даже не пытаться писать «по-древнерусски»

Минимальная единица языка, имеющая некий смысл — это морфема (например, корень, приставка, суффикс, окончание). Так, слово «наездник» состоит из четырех морфем, каждая из которых что-то значит: приставка на- — положение сверху, корень -езд- несет основной лексический смысл, суффикс -ник- указывает на производителя действия, нулевое окончание — показатель грамматической формы (именительного падежа и единственного числа слова второго склонения). И образуются новые слова именно с помощью морфем: «наездник» от глагола «наездить» с помощью суффикса -ник-, а «наездить», в свою очередь, от «ездить» посредством приставки «на».

Да, существуют языки (например, китайский), где морфемы очень короткие и часто равны звукам или слогам. Но русский к таким языкам не относится. Поэтому любая попытка произвольно разделить русское слово без учета его морфемного членения заведомо провальна и антинаучна.

Естественно, существование буквицы невозможно доказать, что признают и ее поклонники. Но, по их мнению, «отсутствие информации исторического характера о буквице еще не говорит о том, что ее не было» (это точная цитата из статьи известного преподавателя буквицы). Что ж, аргумент, конечно, «сильный»: тогда отсутствие информации о макаронном монстре, людях с песьими головами или приборе для телепортации тоже еще не означает, что всего этого нет.

Буквица не встречается ни в одном памятнике письменности. Впервые она упоминается в книгах А. Ю. Хиневича — основателя неоязыческой секты инглингов, неоднократно судимого за экстремизм. Хиневич писал, что таблички с буквицей ему показывали некие таинственные жрецы — но не отдали, разумеется, потому что увидеть эти священные таблицы человечество еще не готово.

Несмотря на видимую нелепость теории буквицы, у нее очень много поклонников. Существуют школы и курсы по изучению буквицы, специальные «буквари» и даже кубики для детей. По запросам «славянская азбука», «древние буквы», «кириллица» и т.п. интернет-поисковики обязательно выдадут таблицу с буквицей и соответствующие сайты. Видимо, на эту удочку и попались создатели памятника Кириллу и Мефодию перед Сургутским университетом: монумент изображает святых, указывающих на огромный свиток с буквицей.

О буквице даже публикуются статьи в научных журналах. Вы можете ознакомиться, к примеру, со статьей «Азы древнеславянского языка» в «Успехах современного естествознания» (№ 11, часть 1, 2014 год). Кто допустил ее к публикации – большой вопрос, ведь это издание входит в перечень ВАК, то есть является одним из ведущих рецензируемых научных журналов. Ни один из авторов статьи (очень плодовитых, опубликовавших с десяток работ о буквице в журналах разного качества) не имеет филологического образования, все они — кандидаты технических наук, преподаватели Камышинского технологического института.

Поклонение Богу Солнцу

Солнечные храмы были построены для Ра, но в них не было статуй бога. Вместо этого они были созданы, чтобы быть открытыми для солнечного света, который представлял Ра.

Самый ранний известный храм, построенный в честь Ра, существует в Гелиополисе (что сейчас является пригородом Каира). Этот солнечный храм известен как «Бену-Феникс» и, как полагают, был установлен в том месте, где появился Ра.

Хотя Ра восходит ко второй династии, он не самый старый из египетских богов. Только до пятой династии Ра стал тесно связан с фараоном.

Будучи царем и лидером Египта, фараон рассматривался как человеческое проявление Хоруса, поэтому оба бога стали одним целым. Этот новый сплав божества затем назывался «Ра-Горахты», означающий, что «Ра» является Богом Горизонта.

Ра

Отношения Ра с другими богами не останавливались на достигнутом. Будучи могущественным создателем человечества и бога солнца, он также стал ассоциироваться с Атумом, в результате чего появился «Атум-Ра».

Пятая династия и последующие фараоны были все известны как «Сыны Ра», и Ра стал включаться в каждое имя фараона с того времени.

Во время Среднего Царства образовалось новое божество Амун-Ра. Амун был одним из богов, которые образовали Огдод (собрание восьми богов, представлявших восемь элементов творения).

Новое Царство принесло новые высоты поклонения Ра. Многие гробницы в Долине царей изображают Ра и его путешествие по подземному миру. За это время было построено много солнечных храмов.

Изображения Ра

Ра в храме Дейр-эль-Бахри.

Изображался Ра с головой сокола (или кобчика) на теле человека, с солнечным диском и змеёй урея на голове. О культе Ра, особенно в форме Амона-Ра в Фивах, в Берлинском музее сохраняются ритуальные папирусы, изучение которых было начато Оскаром Эдуардовичем фон Леммом («Das Ritualbuch», 1886).

Первоначально при Ра не было женских божеств: он творил сам по себе, но впоследствии мы находим рядом с ним богинь Рат-тауи, Иусааст, Аментет и др. Искусственность их ясна уже из их изображений, которые делали из них двойника Исиды и Хатхор, а не супруг иеракокефального бога света.

Экспортные модели

РА1 модель 731.25, он же РА-В

Ра
Рельсовый автобус РА1 модели 731.25 —MÁV 6341 № 006-2 на вокзале Ньюгати в Будапеште

Эта модель изготавливалась для экспорта в Венгрию и получила по классификации Венгерских железных дорог (MÁV) обозначение серии 63-41 (MÁV 63-41). В 2013 году обозначение серии было изменено на MÁV 416. В отличие от РА1 730 и 731, теперь это уже двухвагонный рельсовый автобус, а если быть точным, двухсекционный: секции соединены герметичным переходом, позволяющим объединить пространство. Имеется возможность работы по системе многих единиц, позволяющая вести составы из трёх РА-В. Далее в текущей статье приводятся данные для двух секций РА-В, то есть одного состава.

Модель 731.25 имеет два выхода из состава, по одному выходу посередине каждой секции, выход для высоких платформ и выдвижная ступень для спуска на низкие, двери раздвижные, открываются автоматически. Всего предусмотрено 142 сидячих места, максимальная вместимость — 350 человек. Масса тары двух секций 78 т, полная — 90 т. Как и в 731-м РА1, предусмотрены гидрозамедлительный и пневматический тормоза, подвешивание опять же пружинное с амортизаторами, вторичное с пневморессорами и амортизаторами. Оборудована автосцепками Шарфенберга.

Цельнометаллический самонесущий кузов из коррозионно-стойкой стали, боковины — из нержавеющей. Силовая установка, как и в модели 731, двигатель фирмы «MTU» (соответствует «Евро-2»), но на этот раз, дизелей два; гидропередача фирмы «Voith». Мощность дизеля — 2х315 кВт, номинальная (в данном случае — конструкционная) скорость — 100 км/ч.

Всего было изготовлено 40 экземпляров с номерами от 001 до 040; все машины поступили в депо Сентеш (Szentes).

Ра
Рельсовый автобус РА1 модели 731.35 —ČD 835 (секции 835.001+835.201) во время опытной эксплуатации, на станции Oslavany (чешск.)русск., Чехия, 10.08.2005

РА1 модель 731.35, он же РА-Ч

Модель предназначалась для экспорта в Чехию, куда и был поставлен опытный образец (машина изготовлена в единственном экземпляре). Также состоит из двух секций. Оборудована автосцепками Шарфенберга. Внешне и конструктивно почти не отличается от модели РА-В (731.25). При этом следует отметить, что конструкционная скорость повышена до 120 км/ч. Также имеются отличия в конструкции буферов, расположении буферных фонарей (установлены ниже), оборудовании салона и так далее.

Опытный состав РА-Ч был поставлен в рамках погашения части задолженности России перед Чехией. Прибыл в Чехию (на станцию Брно-Маломерице) 6 сентября 2003 года, в сопровождении двух инженеров Метровагонмаша. Первоначально базировался в депо Брно-Маломерице, а после проведения таможенных операций передан в депо Брно-Хорни Хершпиц.

7 декабря того же года состав прибыл на испытательный полигон Велим (ŽZO Velim), также известный как полигон Церхенице (ŽZO Cerhenice). Уже через несколько дней начались его испытания. К этому времени поезд успел получить некоторые прозвища (например, «Марфуша», «Баба Яга»).

После успешного прохождения испытаний, 5 января 2005 г. было получено разрешение на опытную эксплуатацию машины РА-Ч модели 731.35 с пассажирами. Автомотриса получила по системе Чешских железных дорог (ČD) обозначение серии 835 (ČD 835). Каждая секция получила свой инвентарный номер (первая 001, вторая 201). При этом Чешские железные дороги не являлись собственником, а только арендовали состав у его владельца — фирмы Elektromechanika Úvaly. Подготовка к вводу в опытную эксплуатацию проводилась на границе января и февраля, а начало поездок было запланировано на 14 февраля 2005 года. В ходе подготовки произведены обновление программного обеспечения системы управления Lokel Intelo, настройка внешней и внутренней информационной системы (матричные дисплеи BUSE Blansko), уборка, мойка и другие работы. По неофициальным данным, машина проходила только техобслуживание и не требовала ремонта как такового, что приятно удивило чешских железнодорожников.

После нескольких месяцев эксплуатации состав был возвращён владельцу. В мае 2007 года машина была передана в Венгрию, где служит источником запасных частей для эксплуатирующихся там автомотрис РА-В (731.25).

История разработки и выпуска

Проект рельсового автобуса Особым конструкторским бюро «Метровагонмаш» был подготовлен для проводившегося МПС в январе 1997 года конкурса на создание рельсового автобуса для неэлектрифицированных дорог с малой загрузкой, где получил первое место. В сентябре 1997 года был выпущен первый опытный образец, разработкой руководил главный конструктор проекта Владимир Николаевич Комаров. Среди возможных применений рассматривалась организация пассажирского движения по Малому кольцу МЖД.

За первые 4 года выпуска в период 1997—2002 годах было выпущено всего три экземпляра этого автобуса. Первый с августа 2000 года находился в эксплуатации в моторвагонном депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги. Второй после испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке в июне 2002 года поступил на Калининградскую железную дорогу. На третий экземпляр была разработана конструкторская документация, но его выпуск сильно затянулся.

На первый и второй рельсовые автобусы были установлены импортные дизельный двигатель и гидравлическая передача, на третий планировалось установить отечественные узлы. Все экземпляры по конструкции отличались друг от друга. Первый экземпляр (РА1-0001) первоначально был выпущен с автосцепкой Шарфенберга (метро-автосцепкой) и высокими подножками. Далее эта сцепка была заменена автосцепкой СА-3, а сам вагон отправлен на эксплуатацию в город Дубна.

В 2004—2005 годах произошёл некий перелом и рельсовые автобусы пошли в серию и стали небольшими партиями поступать на многие дороги сети. По состоянию на октябрь 2005 года изготовлено не менее 38 рельсовых автобусов РА1. По состоянию на конец 2006 года это количество достигло не менее 91 единицы (не считая версий для экспорта и метрополитена), 41 единицы для экспорта, а также некоторое число машин для отечественного метрополитена, после чего выпуск был прекращён.

Точное число выпущенных машин не установлено, поскольку данные в обнаруженных источниках не позволяют, например, подтвердить или опровергнуть существование РА1 с номерами 0089, 0091, 0093.

Ра
РА1 моделей 731 (слева и по центру) и 730 (справа) в Калининграде

УРА

В языке хинди Солнце произносится как sooraj (сУРАдж). Ну, чем не копия русс. Ура?

В языке латышей слово priekā (Ура!) и слово prieks (Радость) – одного корня. 

Если бы русское Ура не имело отношения к понятию Солнца-Света-Радости, как уверены российские языковеды, то и все перечисленные нами иностранные варианты этого слова тоже бы их не имели.

Поговаривали, что использование слова «Ура!» не приветствовалось Петром Первым во время боя. Существует документ от 1706 года, в котором разъяснялось, как солдатам и офицерам следует вести себя в сражении. В документе есть требование о том, чтобы офицеры русской армии следили за солдатами и не позволяли им на поле брани кричать. Не понятно, касался ли этот запрет слова «Ура!». Возможно, Пётр запрещал своим солдатам вообще кричать на поле боя, чтобы не сеять панику. Ведь бывает так, что крик может спровоцировать и непредсказуемую реакцию, напугать, сбить с толку. Поэтому «Крикуны» расстреливались на месте. А ещё рассказывали, что Пётр призывал своих ратников во время боя использовать слово «Виват!», в подражание европейской армейской практике. А вот уже после смерти царя в России, говорят, вновь возродилась мода на русское Ура. 

***

№4. Ра путешествовал днем по небу, а ночью по подземному миру.

Согласно египетской мифологии, бог Ра днем плавал по небу на своей лодке, которую они называли «Барк миллионов лет». Утром эту лодку называли Маджет, что означает «становиться сильным», а в конце дня эту лодку называли «Семектет», что означает «становиться слабым». Считалось, что Ра умер после дня, когда его проглотила Нут, богиня неба. После его смерти Ра плыл через подземный мир, и работа по освещению мира была оставлена Луне. Во время путешествия по подземному миру Ра подвергся нападению со стороны Апепа, божества, которое было гигантским змеем. Тем не мение, Сет, египетский бог хаоса и беспорядка, сопровождавший Ра, победил Апепа и спас Ра. Когда начинается другой день, путешествие Ра завершается, и он возрождается на следующий день, чтобы снова начать свое путешествие.

РаБог Ра путешествует в ладье

Наследники Богов Править

Огненный тронПравить

Картер и Сейди находят его в на земле Отдохновения в Дуате. Им удалется возродить его, однако он оказывается старым и слабым. Даже когда Хепри возвращается к нему, давая способность возродиться, Ра не возрождается и живет в Доме Жизни. Он отдает жука, последний остаток Хепри, Зии Рашид, которую он выбрал в качестве хозяйки, чтобы она могла использовать его силы в случае необходимости. После битвы Бруклинского Дома Ра вместе с Баст возобновляют путешествия по небесам на солнечной барке.

Тень Змея Править

После возвращения Ра некоторые боги и Зия посменно присматривают за ним во время его путешествия на солнечной барке. Ра все еще остается дряхлым и слабоумным стариком, однако Зия догадывается, что его истинный дух все еще спит и заперт в том теле, как в клетке.

После удачных поисков тени Апофиса Зия, Картер, Сейди и Бес покидают Страну Демонов на солнечной барке. Ра впервые называет Зию по имени и просит обратно скарабея, который был теперь частью ее ожерелья. Зия вкладывает жука в руку бога, и их обоих обволакивает золотистым коконом. Ра совершает перерождение, его тело рассыпается в песок, но дух находит тело Зии. Теперь в Дуате вместо нее стоит Ра, который выглядит намного сильнее. Никакой беззубой улыбки и скрюченной спины. Он стоит ровно, его тело бугрится мышцами, кожа сияет, словно расплавленное золото. Ра возрождается, а Зия становитсяла Глазом бога.

После, в мире живых,  он сражается с Апофисом, пока не приходит подкрепление в виде магов и других богов. Зия на некоторое время отвлекается на Картера и Сейди, и Апофис, улучив момент, проглатывает ее вместе с Ра. Однако
брат с сестрой успевают провести обряд экзекрации и уничтожают змея. Из-под остатков его тела уже по отдельности, выбираются Зия и Ра. Бог солнца говорит, что вынужден вновь удалиться и что раз Хаос был изгнан из мира, боги Маат тоже
должны покинуть его. Он оставляет посох и цеп Картеру, как законному фараону и исчезает в ярком свете.  

История культа

Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. Фараоны Четвёртой династии, возводившие пирамиды, придали поклонению Ра статус государственной религии, а трое из них даже носили имя, включающее слово «Ра» (Джедефра, Хафра, Менкаура). Однако действительно высочайшего положения в стране жречество Ра добилось при фараонах Пятой династии, которая, вероятно, установилась не без помощи влиятельных гелиопольских жрецов. В позднейших древнеегипетских сказках, в первую очередь «Хуфу и чародеи», утверждалось, что первые три фараона этой династии (Усеркаф, Сахура, Неферикара) были сыновьями Ра.

Во время Среднего царства было выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о себе в 17-й главе Книги мёртвых:

Иногда его передавали в виде страшной змеи, изрыгающей из пасти огонь и уничтожающей врагов, иногда — в образе мужчины с головой барана. Чаще всего — в образе человека с головой сокола, увенчанной диском с уреем, то есть как Ра-Хорахте великого солнечного бога Гелиополя. В культе Ра впоследствии соединились культы всех солнечных божеств. Со времен Древнего царства Ра был наиболее почитаем и уважаем, все фараоны называли себя его сыновьями.

Экспортные модели

РА1 модель 731.25, он же РА-В

Ра
Рельсовый автобус РА1 модели 731.25 —MÁV 6341 № 006-2 на вокзале Ньюгати в Будапеште

Эта модель изготавливалась для экспорта в Венгрию и получила по классификации Венгерских железных дорог (MÁV) обозначение серии 63-41 (MÁV 63-41). В 2013 году обозначение серии было изменено на MÁV 416. В отличие от РА1 730 и 731, теперь это уже двухвагонный рельсовый автобус, а если быть точным, двухсекционный: секции соединены герметичным переходом, позволяющим объединить пространство. Имеется возможность работы по системе многих единиц, позволяющая вести составы из трёх РА-В. Далее в текущей статье приводятся данные для двух секций РА-В, то есть одного состава.

Модель 731.25 имеет два выхода из состава, по одному выходу посередине каждой секции, выход для высоких платформ и выдвижная ступень для спуска на низкие, двери раздвижные, открываются автоматически. Всего предусмотрено 142 сидячих места, максимальная вместимость — 350 человек. Масса тары двух секций 78 т, полная — 90 т. Как и в 731-м РА1, предусмотрены гидрозамедлительный и пневматический тормоза, подвешивание опять же пружинное с амортизаторами, вторичное с пневморессорами и амортизаторами. Оборудована автосцепками Шарфенберга.

Цельнометаллический самонесущий кузов из коррозионно-стойкой стали, боковины — из нержавеющей. Силовая установка, как и в модели 731, двигатель фирмы «MTU» (соответствует «Евро-2»), но на этот раз, дизелей два; гидропередача фирмы «Voith». Мощность дизеля — 2х315 кВт, номинальная (в данном случае — конструкционная) скорость — 100 км/ч.

Всего было изготовлено 40 экземпляров с номерами от 001 до 040; все машины поступили в депо Сентеш (Szentes).

Ра
Рельсовый автобус РА1 модели 731.35 —ČD 835 (секции 835.001+835.201) во время опытной эксплуатации, на станции Oslavany (чешск.)русск., Чехия, 10.08.2005

РА1 модель 731.35, он же РА-Ч

Модель предназначалась для экспорта в Чехию, куда и был поставлен опытный образец (машина изготовлена в единственном экземпляре). Также состоит из двух секций. Оборудована автосцепками Шарфенберга. Внешне и конструктивно почти не отличается от модели РА-В (731.25). При этом следует отметить, что конструкционная скорость повышена до 120 км/ч. Также имеются отличия в конструкции буферов, расположении буферных фонарей (установлены ниже), оборудовании салона и так далее.

Опытный состав РА-Ч был поставлен в рамках погашения части задолженности России перед Чехией. Прибыл в Чехию (на станцию Брно-Маломерице) 6 сентября 2003 года, в сопровождении двух инженеров Метровагонмаша. Первоначально базировался в депо Брно-Маломерице, а после проведения таможенных операций передан в депо Брно-Хорни Хершпиц.

7 декабря того же года состав прибыл на испытательный полигон Велим (ŽZO Velim), также известный как полигон Церхенице (ŽZO Cerhenice). Уже через несколько дней начались его испытания. К этому времени поезд успел получить некоторые прозвища (например, «Марфуша», «Баба Яга»).

После успешного прохождения испытаний, 5 января 2005 г. было получено разрешение на опытную эксплуатацию машины РА-Ч модели 731.35 с пассажирами. Автомотриса получила по системе Чешских железных дорог (ČD) обозначение серии 835 (ČD 835). Каждая секция получила свой инвентарный номер (первая 001, вторая 201). При этом Чешские железные дороги не являлись собственником, а только арендовали состав у его владельца — фирмы Elektromechanika Úvaly. Подготовка к вводу в опытную эксплуатацию проводилась на границе января и февраля, а начало поездок было запланировано на 14 февраля 2005 года. В ходе подготовки произведены обновление программного обеспечения системы управления Lokel Intelo, настройка внешней и внутренней информационной системы (матричные дисплеи BUSE Blansko), уборка, мойка и другие работы. По неофициальным данным, машина проходила только техобслуживание и не требовала ремонта как такового, что приятно удивило чешских железнодорожников.

После нескольких месяцев эксплуатации состав был возвращён владельцу. В мае 2007 года машина была передана в Венгрию, где служит источником запасных частей для эксплуатирующихся там автомотрис РА-В (731.25).

Исключительно мужское потомство

Помимо акул, биологи фиксировали единичные случаи однополого размножения у пятнистого орляка — это вид скатов — и обыкновенного удава. Причем самка последнего решила воспроизвести саму себя, даже имея возможность спариться с самцом. Хотя соитие произошло, двое детенышей в приплоде оказались результатом партеногенеза. Это удостоверил анализ ДНК.

На однополое размножение, пусть и искусственное, способны млекопитающие. Еще в 2004 году японские биологи получили мышат от двух матерей без отца. Для этого использовали незрелые яйцеклетки, в геномах которых «выключили» несколько важных участков. Одна самка, появившаяся на свет в результате партеногенеза, дожила до половозрелого возраста и родила собственных детенышей обычным способом.

Мышь, имеющая двух мам, и ее потомство

Четырнадцать лет спустя эти эксперименты повторили китайские ученые. Правда, они пошли немного дальше и получили потомство не только от двух самок-одиночек, но и от двух самцов (то есть у мышат были только отцы). Для этого задействовали эмбриональные стволовые клетки, в которых сохранялась ДНК одного из родителей. В ней блокировали активность генов, работающих по-разному в зависимости от того, кто их передал — самец или самка.

Ученые ввели такие стволовые клетки с подправленной ДНК в незрелые яйцеклетки. Получившиеся эмбрионы пересадили суррогатным матерям. В результате родились жизнеспособные мышата, у которых не было отца. Правда, у животных имелись дефекты развития. Они двигались медленнее и быстрее уставали. Но прожили дольше.

Чтобы получить детенышей от двух отцов, подготовленные эмбриональные стволовые клетки вводили в безъядерные яйцеклетки. Из тысячи эмбрионов выжили лишь 12. Экспериментальные мыши весили вдвое больше обычных, страдали водянкой, не могли нормально дышать, сосать молоко и быстро погибли.

Авторы работы отмечают, что дефекты развития можно подавить только в зародышах, полученных от двух матерей. А вот мужской партеногенез не очень жизнеспособен. Это объясняет, почему однополое размножение в дикой природе, как правило, свойственно самкам.

Мышонок, имеющий двух пап

Ра в современной культуре

Статуя Ра в Лувре.

  • Норвежский исследователь Тур Хейердал, присвоил название Ра двум своим тростниковым лодкам, «Ра» и «Ра II». С их помощью Хейердал практически обосновал возможность контактов между Древним Египтом и ранними американскими цивилизациями, что объясняет подобные ритуалы и культы поклонения Солнцу, а также постройку пирамид по обе стороны Атлантического океана. Хейердал и его команда, включавшая советского врача и путешественника Юрия Сенкевича, 17 мая 1970 отправились на борту «Ра II» в морское путешествие из Марокко в Центральную Америку, продемонстрировавшее возможность практической реализации таких путешествий в древности.
  • По имени Ра назван действующий вулкан на спутнике Юпитера Ио.
  • Искаженное имя Амон-Ра русский писатель Виктор Пелевин использовал для заглавия своей книги «Омон Ра».
  • В снятом в научно-фантастическом фильме «Звёздные врата» древний бог Ра отождествлён с инопланетянином, за 8 000 лет до н. э. захватившим власть над Землёй и поработившим человечество. После восстания на Земле Ра удалился на пустынную планету Абидос, куда в наши дни при помощи звёздных врат и отправился военно-исследовательский отряд с Земли. В конце фильма Ра погибает на своём космическом корабле в результате ядерного взрыва, однако впоследствии он появляется в сериале «Звёздные врата SG-1» в одной серии «Мёбиус», в которой группа SG-1 отправляется в прошлое.
  • Покровительство бога Ра можно выбрать в игре «Age of Mythology».
  • В вымышленном фэнтезийном мире Forgotten Realms Ре (то есть Ра) возглавляет пантеон Мулхоранда, население которого происходит от древних египтян. Ценой своей жизни (Ре погибает в схватке с верховным богом орков Грумшем) он отражает нашествие орков на Мулхоранд и соседний Унтер, после чего Хорус (то есть Хор) воскрешает Ре и сливается с ним в едином божестве Хорус-Ре (то есть Ра-Харахти).
  • Ра появляется в фильме «Боги Египта» 2016 года, где его роль исполнил Джеффри Раш.