Проскомидия

Значение проскомидии

В переводе с греческого этот термин означает «принесение» или «приготовление», что полностью передает суть ритуала. В первые века после возникновения христианства люди сами пекли просфоры, которые вместе с вином приносили на богослужение, а по окончании обряда забирали обратно домой.

Проскомидия
Таинство евхаристии – церковный ритуал, который помогает очистить душу и стать ближе к Господу

Сегодня проскомидия – это предваряющее Божественную литургию действо, заключающееся в приготовлении Святых Даров для Таинства евхаристии. Во время священнодействия поминаются все живые и усопшие, имена которых поданы батюшке со специальной запиской.

Часто прихожане путают этот ритуал с обедней, однако разница здесь проста. Во время проскомидии священник вынимает маленькие частички из просфоры согласно количеству поминаемых людей. А вот при проведении обедни он зачитывает записки под хоровое пение «Достойное есть».

Обряд, предваряющий Божественную литургию, символизирует омовение Кровью Спасителя, а также являет собой единение церкви. Кусочки хлеба, утопающие в вине, олицетворяют воскрешение и последующую вечную жизнь. Метафорически это означает жертву Христа, которой он искупил все человеческие грехи. Так, благодаря проскомидии душа очищается от страстей, однако только от тех, в которых мирянин покаялся перед Господом.

Просфоры на проскомидии

Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить»). Это связано с тем, что он являлся приношением христиан для совершения Евхаристии. Просфора это круглый пшеничный хлебец, имеющий сверху специальную печать. На печати изображен крест и буквы ИС ХС НИ КА. С греческого это переводится как «Иисус Христос победитель (смерти)». Просфора состоит из 2-х частей, соединенных вместе. Это знаменует наличие 2-х природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой.

Всего на Литургии используется пять служебных – больших просфор, и множество маленьких – для поминовения людей и последующей раздачи верующим. Из служебных просфор выделяется самая большая, которая называется Агничная. Из нее священник специальным ножом в форме острия копья (копием) вырезает куб – называемый Агнцем. Агнец символизирует Иисуса Христа («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин 1:29). Именно Агнец в самый важный   момент Литургии станет Телом Христовым.

Кроме Агничной различают еще Богородичную, Девятичастную, Заздравную и Заупокойную просфоры. Из этих просфор вынимаются частички в память Богоматери, наиболее почитаемых святых. Кроме того, поминаются живые и усопшие христиане. Затем Агнец и частицы из остальных просфор располагаются на Дискосе – специальном блюде на ножке. Дискос символизирует ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении. И одновременно гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста.

Лежащие на Дискосе вокруг Агнца частицы просфор символизируют единую Христову Церковь всех поколений и эпох.

Символическое значение проскомидии

На проскомидии вместе с воспоминанием о Рождестве Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть. Вследствие этого слова́ и действия проскомидии имеют двойной теолого-духовный смысл.

Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник знаменует Вертеп, дискос — ясли, в которых был положен младенец Христос, звездица — Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был укрыт Богомладенец. Потир, кадильница и фимиам знаменуют собой дары, принесённые волхвами. Творимые иереем молитвы и славословия знаменуют собой поклонение и славословие вифлеемских пастухов и волхвов. С точки зрения воспоминаний страданий Христовых дискос символизирует гроб Господень (Усыпальницу Христову), покровы — погребальные пелены, а крестообразное разрезание Агнца и протыкание (прободение) его копием символизируют распятие Иисуса Христа и излияние Его крови.

Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Христианскую Церковь, Глава которой есть Иисус Христос.

В Иконоборческий период (726—843) проскомидию иногда называли чином протесиса (греч. πρόθεσης — предложение, или лат. credenza — жертвенник) — символическим изображением земной жизни Спасителя и главных моментов Его искупительных деяний, что во многом определялось особым христоцентризмом и взглядом на Евхаристические Дары как на единственное истинное изображение (икону) Иисуса Христа, характерным для иконоборческой эпохи.

Подать церковную записку (поминовение)

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви. На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление.

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ!

Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст. Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы. В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды — на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных).

Людям, которые недавно стали ходить в храм, бывает сложно понять смысл церковных служб. Одним из священнодействий, вызывающих много вопросов, является проскомидия

. Как она проходит, чем этот обряд отличается от простой молитвы за близких, мы рассмотрим ниже.

Порядок проведения проскомидии

Проскомидия проходит в алтаре скрытно от прихожан, за закрытыми Царскими вратами. Так же скрытно пришёл в наш мир Иисус Христос. В это время читаются Часы по Часослову. Перед совершением обряда читаются входные молитвы, иерей облачается в специальные одежды и омывает руки.

Приготовление Агнца

ПроскомидияДля пекут пять просфор, что должно напомнить православным христианам о пяти хлебах, которыми Иисус Христос накормил пять тысяч человек. Это символ духовного насыщения, которое можно получить только через Спасителя. Непосредственно для таинства евхаристии используют только одну из просфор – Агнца. Как Иисус разламывал на всех учеников один хлеб, так и Агнца должно хватить на всех причащающихся.

Священник подходит к жертвеннику и вырезает из агничной просфоры четырехугольную часть, которая и зовётся Агнец (ягнёнок). В ветхозаветные времена ягнёнка приносили в жертву Богу, чтобы искупить совершённый грех. За чужие прегрешения страдало чистое, невинное, кроткое существо. Агнецом Божим назвал Иисуса Христа Иоанн Креститель, ведь Он сошёл в наш мир не жить, а умереть за нас.

Эта часть обряда символизирует одновременно рождение и смерть Спасителя. Вырезанную часть просфоры кладут на дискос, который есть одновременно ясли и гроб Господень. Священник протыкает копьём правую часть агнца, как воин проткнул копьём ребро Иисуса Христа. После этого в потир (специальную чашу) наливают вино, разбавленное водой, как символ пролитой на кресте крови.

Вынимание частиц из других просфор

Остальные просфоры на проскомидии также имеют свой смысл
.

  • Вторая просфора называется Богородничной. Из неё вынимают треугольную частичку в знак поминовения Матери Божьей и кладут на дискос справа от Агнца.
  • Третья – «девятичинная». Из неё изымают девять частей, символизирующих всех святых, и кладут слева от Агнца.
  • Из четвёртой просфоры вынимают две части: одну за всех живущих священнослужителей, вторую – за здравие всех живых православных мирян. Их кладут ниже Агнца.
  • Последней священник кладёт на дискос часть, изъятую из пятой просфоры. Она символизирует поминовение всех усопших.

Теперь приходит черёд малых просфор, поданных прихожанами. Из них вынимается количество частиц, соответствующее числу имён в прилагающейся записке. Зачитываются имена, читается молитва за здравие живых и упокоение усопших. Частицы помещаются на дискос.

Все частицы, вынутые из просфор, символизируют собой Единую Церковь, земную и небесную, в центре которой находится Иисус Христос. Здесь и святые, и заблудшие, и живые, и мёртвые, пребывающие во здравии и болящие, даже забывшие о Боге, отказавшиеся от Него – все те, кто Богу не безразличен, за кого мы молимся.

Частицы по окончании Литургии опускаются в вино. Это знак того, что все, находящиеся рядом со Спасителем, будут омыты его кровью от греха и прощены.

ПроскомидияВ конце обряда на дискос устанавливают звездницу, напоминающую верующим о Вифлеемской Звезде. Дискос и потир с вином накрывают тремя полотнами, которые символизируют одновременно и пелёнки младенца Иисуса, и погребальные пелены. Конец проскомидии означает смерть Иисуса Христа, конец его земной жизни.

Иерей кадит алтарь, изображая этим благоухание ладана, принесённого волхвами в дар младенцу. Он молит Бога принять дары в виде смоченных в вине просфор, помянуть тех, кто принёс их и тех, ради кого они были преподнесены.

Затем он открывает Царские Врата, что символизирует Воскресение Господне, вхождение его в Царство Небесное и одновременно – наше спасение. Так начинается торжественная часть литургии.

В православии считается, что поминовение близких на проскомидии обладает огромной силой. Благодаря этому обряду излечиваются неизлечимо больные, обретают спасение усопшие. Однако она отличается от простой и за упокой.

Во время проскомидии на дискосе собирается вся Церковь, через кровь Иисуса Христа стираются границы между жизнью и смертью, Небесным Царством и земным. Вынимая частицу просфоры и называя имя, мы приносим в жертву Богу своих близких, как принёс себя в жертву Иисус Христос. Вместе с ним они символически умирают для грешной жизни и воскресают для жизни вечной, исцелённой, духовной. Именно для такой жизни был создан человек изначально, ещё до совершения первородного греха. Благодаря Спасителю, мы обретаем шанс снова войти в неё.

Время совершения проскомидии

Священнодействие, как правило, совершают с 9 утра до 12 дня. А вот когда Божественная литургия переходит в вечерню, его проводят после полудня, однако только до наступления сумерек. Согласно церковному уставу для проскомидии подходят все дни недели, кроме:

  • среды и пятницы Сырной седмицы;
  • понедельника, вторника, а также четверга на протяжении всего Пасхального поста;
  • Великой Пятницы (если только она не выпадает на Благовещение);
  • пятницы перед Рождеством и Богоявлением.

Также обряд запрещено совершать в дни литургии Преждеосвященных даров:

  • понедельник, вторник, среда Страстной недели;
  • понедельник, вторник, четверг со второй недели Пасхального поста;
  • среда, пятница первых шести седмиц Великого поста;
  • вторник, четверг пятой недели Пасхального поста.

Проскомидия
Священнодействие, как правило, совершают с 9 утра до 12 дня

Как правильно заготовить записки о здравии

У многих вызывают недоумения такие термины, как литургия, проскомидия, обедня. Церковная молитва сама по себе отличается большой силой. Во время проскомидий требуется указывать только имена тех людей, которые страдают тяжелой болезнью или нуждающихся в божьей помощи. Под термином «здравие» церковь имеет ввиду не только психическое и физическое здоровье человека, а также его духовные стремления, благополучие, материальный достаток. Записка о здравии должна содержать, в первую очередь, имена Преосвященного Архиерея, Архипастыря, Патриарха. Именно от них будет зависеть благополучие всей паствы.

Далее указывается имя духовного отца, который будет наставлять человека. После этого идут имена близких людей и родственников. В завершающей части записки можно написать прозвища недоброжелателей и недругов. Молитва об их здравии позволит привнести в их душу покой и гармонию, что поможет окружающим прийти к примирению.

Как подать записку о здравии на проскомидию

Непосредственно перед началом Литургии прихожане могут подать списки людей, за которых они просят Бога о здравии. Православные верят, что таким образом можно облегчить страдания больных, при этом не исключаются домашние молитвы о здравии.

Сам Иисус говорил, что, где двое или трое чего не попросят в Его имя, дано будет. (Матв.18:19)

Церковное прошение обладает силой именно по этой причине, ибо, чем больше людей молятся, тем выше молитва поднимается в Небеса.

Апостол Павел подчеркнул, что многое может усиленная молитва, прошение праведных. (Иак.5:16)

Господь дарует чудеса исцеления по молитве веры, однако, при этом важно, чтобы сам больной выполнил несколько действий:

  • должен быть крещенным по православным обрядам;
  • верить в силу исцеления от Бога;
  • отказаться от пагубных привычек, очищаясь телесно и душевно.

Записки на проскомидию о здравии в православии пишутся на бланках, предварительно приобретенных в церковной лавке, или заготавливаются заранее дома

Покупая записку, следует обратить внимание, чтобы вверху было написано «О здравии», ибо есть еще бланки для поминовения умерших «Об упокоении»

Четким, разборчивым почерком или печатными буквами в один список вносится не более десяти имен. Имена пишутся в родительном падеже, допускается перед именем писать — младенец, болящий, путешествующий, заключенный.

Записки о здравии бывают двух видов:

  • разовые;
  • длительные.

Разовые списки бывают разные:

  1. Разовая простая записка читает алтарником.
  2. Заказная записка читается священником, притом не раз, а дважды. Первый раз заказная записка читается на проскомидию, когда священник вынимает кусочки специального хлеба, которые впоследствии опустят в вино — символ Крови Иисуса. Второй раз заказной список читается во время проведения ектеньи, в конце Литургии.
  3. Особая записка прочитывается четырежды:
    • проскомидия;
    • ектенья;
    • дважды молебен.

При этом чтение каждого имени сопровождается прошением. Больным здоровья, финансовым должникам — решения проблем, путешествующим — доброго пути.

Молебен отличается от проскомидии тем, что читается только за здравие. Молебен — богослужение, которое заказывается Иисусу Христу, Пречистой Богоматери и святым. Молебны в основном совершаются после Литургии, но иногда священник сам выбирает время его проведения.

Многоразовое чтение проводится каждые полгода, год или на сорокоуст.

Многоразовое поминание читается на сорокоуст, сорок дней подряд, во время проведения службы священник читает списки, вынимая при этом за каждого человека частичку священного хлеба.

Записка на полгода, год означает, что в течение 6,12 месяцев каждый раз, когда в храме будет совершаться служба, священник будет читать имена, указанные в поданном списке.

Любой храм Русской православной Церкви открыт для подачи записок на проскомидию.

Сколько будет указано имен перед службой, столько кусочков хлеба будет лежать на алтаре. По окончании проскомидии они все будут опущены в вино.

Запрещено подавать в записке имена людей, не принявших православное крещение.

С вечера пишутся записки, когда проскомидия проводится за упокой.

Проскомидия
Проскомидия

В чем заключается обряд проскомидии

Каждый православный человек заботится о своем ближнем, ибо повелел нам Господь возлюбить ближнего своего, как самого себя. (Мат.22)

Порой возникают такие ситуации, во время которых помочь ближнему своими силами у людей не получается. Тогда они обращаются к Богу.

Проскомидия — не просто молитва за здравие, это целый обряд, позволяющий во время службы представить душу ближнего своего перед престолом благодати. Священный обряд символизирует омовение человека Кровью Иисуса.

Эта часть Литургии представляет собой прообраз единой Церкви, когда на дискосе собраны воедино Агнец Божий, Богоматерь, святые и люди, за которых просили молиться родные и ближние.

Символом этого обряда есть вечная жизнь, ибо как частичка просфоры умирает в вине, так она воскрешает в Крови Иисуса.

Благодаря священному приношению, раскаявшиеся грешники получают возможность примириться с Богом, больные — получить исцеление.

Таинство Причащения берет свое начало с Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников. Иисус взял хлеб, разломил его как прообраз Своего тела, растерзанного на кресте за грехи людей, раздал ученикам. Спаситель взял в руки кубок с виноградным вином, пустил его по кругу, сказав, что пьющий его с воспоминанием о страшной смерти, очистится Кровью Иисуса.

С тех пор христиане принимают причастие в виде красного вина, специально испеченного хлеба.

Внимание! По мнению некоторых православных, эти частички очищают грехи тех, имена которых указаны в записках. Это самообман, от греха можно избавиться только через личное покаяние, изменение жизни, творя добрые дела

Человек, имя которого подано в записке, должен сам желать своего очищения, признав свои грехи и раскаяться.

В чем тогда сила проскомидии? Каждая частичка просфоры символизирует очистительную жертву Христа, принесенную благодать, возможность отпущения грехов и последующее освящение.

Большая просфора символизирует Тело Господнее, частички ее — людей. Опускание в потир напоминает людям о наполнении Божественной кровью, дарующей духовное наполнение тем, о ком написано в прошениях.

Пречистая Кровь Иисуса Христа омывает живых, помогая им оставить грехи и войти в жизнь вечную.

Проскомидия
Записки о здравии

Литература

  • Муретов С. Д. Чин проскомидии в греческой Церкви с XII до половины XIV века (до патриарха Филофея) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1894. Февраль. С. 192—216.
  • Муретов С. Д. Чин проскомидии в Русской Церкви с XII по XIV вв. (до митрополита Киприана †1406) // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1894. Сентябрь. С. 485—528
  • Муретов С. Д. Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского Патриарха Филофея: Опыт историко-литургического исследования. М., 1895. (Работа является сводным текстом серии статей, опубликованных в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» в 1893—1894 годах)
  • Муретов С. Д. К материалам для истории чинопоследования литургии. Сергиев Посад, 1895.
  • Муретов С. Д. Последование проскомидии, великого входа и причащения в славяно-русских Служебниках XII—XIV вв. М., 1897. (Отдельный оттиск из журнала «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения»)
  • Муретов С. Д. О поминовении Бесплотных сил на проскомидии. М., 1897.
  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005.
  • Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии. — М., 1889.
  • Настольная книга священнослужителя Т. 1. — М.: Издательский Совет РПЦ, 1992 г.
  • Что такое просфора, антидор, артос. — М.:Сретенский монастырь, 1998.

Просфоры

Стоит сказать о том, что частицы в честь всех святых, священнослужителей, а также людей, живущих и умерших, изымаются из четырех просфор: Богородичной, девятичинной, заздравной и заупокойной

Если брать во внимание обязательную просфору Агнца, то богослужение будет совершаться на пяти единицах. Могут быть принесены еще и иные просфоры, однако в общей сумме сегодня их не должно быть меньше пяти

Трижды поклонившись, священнослужитель берет в руки первую просфору, которая обычно больше остальных, и вырезает из нее Агнца четырехугольной формы, произнося специальные слова и кладя его на дискос. Из второй просфоры священник вынимает частицу Богородицы. Третья просфора — девятичинная, предназначена для памяти девяти святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, а также святых, которых почитают в данной церкви или городе. Стоит сказать о том, что во время всей литургии имена живых и усопших поминаются довольно часто. И впервые это происходит на проскомидии. Сначала идет проскомидия о здравии, далее — об упокоении. После того, как закончилось поминовение живых и усопших, священник почти всегда вынимает частицу и за самого себя, читая при этом особые молитвы.

Проскомидия – что это?

Проскомидией
называют первую часть Божественной литургии
(или обедни
). Обедня – простонародное слово. Так на Руси именовали утреннюю церковную службу, которая заканчивалась до обеда.

На проскомидии священнослужители приготавливают хлеб и вино к таинству евхаристии ()
. Хлеб символизирует собой Плоть, а вино – Кровь Спасителя, пролитую за нас. Таинство совершается в память о Тайной Вечере, на которой Иисус Христос впервые провёл обряд причащения для своих учеников. Оно напоминает нам о том, что Спаситель ради нашего спасения оставил нам не только поучения и заветы, но и отдал всего себя. Причащаясь, мы соединяемся с Богом, получаем его благодать.

Также евхаристия символизирует единение всех христиан
. Не зря Иисус Христос, угощая учеников, отламывал куски от одного хлеба. При возникновении Церкви прихожане сами приносили на службу разные сорта хлеба, красное вино, а также масло, сахар и другие продукты. Лучшие из них использовались во время литургии, остальное съедались за общим обедом после её окончания. Так подчёркивалась общность всех, кто присутствовал в храме.

Именно поэтому в переводе с греческого «проскомидия» значит «приносить». Хлеб, используемый во время обряда, называют «просфора» — от греческого «дар».

Сегодня традиция приносить в храм необходимые для литургии продукты утрачена. Хлеб выпекают обычно жены священников или вдовы из числа прихожан. Требования к нему следующие:

Проскомидия

Как пшеница даёт жизнь только после своей смерти, размолотая и превращённая в хлеб, так и Спаситель дал человечеству шанс на жизнь вечную, умерев на кресте.

Вино для проскомидии берут красное, изготовленное из винограда. Именно такое вино пил Иисус Христос, о чём упоминается в Библии. Начиная с XIX века, в храмах используют для этой цели кагор. В те времена вино этой марки было лучшим. Принято разбавлять его водой. Это напоминание о моменте, когда воин копьём пронзил ребро Спасителя, висевшего на кресте. Из раны потекли кровь и вода.

ПроскомидияВо время проскомидии совершается поминовение как живых христиан, так и усопших. Традиция помнить о близких и молиться за них очень древняя. Чтобы священник зачитал имена близких вам людей в алтаре, можно заранее написать записки. Обычно их подают с вечера или ранним утром до начала литургии. В записках допустимо указывать только тех людей, кто был крещён при жизни. Также запрещается подавать записки с именами самоубийц.

В некоторых храмах существует деление записок на обычные
и заказные
. Когда мы подаём обычную записку
, на проскомидии из просфоры вынимаются частицы по числу указанных имён, которые затем опускаются в вино. Это символизирует очищение поминаемых душ через кровь Спасителя.

Имена из заказных записок
дополнительно звучат во время ектений, священник произносит их перед алтарём. После литургии молитва о здравии живых продолжается во время молебна, поминовение мёртвых – во время панихиды.

ПроскомидияЦерковная молитва является очень сильной. Поэтому принято заказывать поминовение во время проскомидии тех людей, которые больны или нуждаются в поддержке Бога, наставлении на путь истинный. Под «здравием» в православии понимается не только физическое и психическое здоровье, но и благополучие человека, материальный достаток, духовные устремления.

В записках о здравии рекомендуется первыми писать имена Патриарха, Архипастыря, Преосвященного Архиерея, от которых зависит благополучие всей паствы. Затем указывается имя духовного отца, который наставляет человека. Следом идут имена родственников, близких людей. В конце записки можно вписать имена врагов, завистников, недоброжелателей. Молясь об их здравии, мы просим Бога привнести в душу наших врагов гармонию, примирить их с окружающими.

Записки об упокое

Поминовение усопших, которые оставили след в нашей душе, позволяет ощутить единение с ними. Православие учит, что смерти нет. Души людей вечные, и своей молитвой мы можем помочь ушедшим в их небесной жизни. Так же, как и они помогают нам оттуда.

Подавать записки об упокое следует регулярно, особенно в дни рождения и смерти покойного, в день крещения, на именины.

Существует несколько правил, которые помогут правильно написать церковную записку. Перечислим их:

Проскомидия

Записки на проскомидию подаются отдельно от записок на молебен и панихиду.

О приготовлении к проскомидии

Разобравшись с понятием «проскомидия» — что это такое, и из какого языка оно произошло — также стоит рассмотреть само приготовление вина и просфоры. Как уже стало понятно, это те продукты, которые употреблял сам Иисус при установлении таинства. Стоит поговорить и о просфоре. В переводе ее название означает «приносной дар». Откуда произошло это слово? В древности для приготовления священного хлеба люди приносили в церковь различные его сорта и виды, чтобы можно было избрать наилучший для церковного действия. Часть использовалась при выборе, остальное же потребляли за дружеской трапезой, которая обязательно случалась после литургии, и куда приглашены были все присутствующие на обедне миряне. При этом в церковь приносились и иные продукты, такие как вино, масло, ладан и т. д. Все это объединялось одним словом – просфора. Сегодня же все обстоит немножко не так. В церковь не принято приносить всякие яства, поэтому просфорою называется исключительно хлеб, который уже не приносят верующие, а пекут при церквях в специальных помещениях просфорини (женщины из числа жен священников или честные вдовы).

Порядок совершения обряда

Ритуал проводится в алтаре при закрытых вратах церковнославянским языком. Священник совершает его вполголоса, так как обряд символизирует Рождение Христа, пришедшего в наш мир очень тихо. Сначала батюшка читает молитву над пятью просфорами, разложенными на блюде. Далее он вырезает ножиком из середины Большого хлебца кубик, обозначающий Жертвенного Агнца, который кладет на дискос. После этого вынимает из остальных просфор кусочки поменьше:

  • во имя Пресвятой Девы Марии;
  • Иоанна Крестителя;
  • апостолов;
  • пророков;
  • святых;
  • всех членов церкви.

Следующий этап проскомидии – прочтение записок о здравии и упокоении. Батюшка с каждым произнесенным именем, вырезает кусочек из меньших хлебцов, проговаривая: «Помяни, Господи (имя)». После окончания ритуала все частички опускаются в потир с вином, а священнослужитель зачитывает молитву.

Завершая обряд, батюшка выносит звездицу. Ею он покрывает кусочек от Большой просфоры, чтобы того не касались матерчатые полотна для покрытия чаши и дискоса. Покровцы символизируют пеленки, которыми укрывали новорожденного Иисуса, а также саван, используемый после Его мученической смерти.

Далее церковнослужитель проводит каждение стен храма и присутствующих прихожан. Ладан используется неслучайно, ведь именно он был первым даром волхвов, которые пришли навестить младенца Христа.

Заканчивая священнодействие, батюшка молитвенно просит Всевышнего принять просфоры, смоченные вином, как священный дар, а также даровать милость всем упоминаемым в записках. Затем вход к Алтарю торжественно открывают, метафорически отворяя для всего человечества Врата Царства Небесного, дарующего вечную жизнь. Далее богослужение плавно перетекает во вторую часть Божественной литургии.

Проскомидия
Вырезание просфор

Проскомидия
Прочтение записок о здравии и упокоении

Проскомидия
Каждение стен храма

Порядок совершения проскомидии

Иерей творит входные молитвы, входит в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике при закрытых Царских вратах начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии он произносит строго установленные тайные молитвы.

Приготовление Агнца

Иерей берёт в левую руку просфору для Агнца — Агничную просфору, обращая её буквами ХС к себе, а в правую — копие и трижды творит копием знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем приступает к вырезанию из просфоры Агнца:

  • режет с правой стороны печати (где буквы и НИ) со словами «Яко овча на заколение ведеся»;
  • режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»;
  • надрезает верхнюю сторону печати (где буквы ХС), произнося «Во смирение Его суд Его взятся»;
  • надрезает нижнюю сторону печати (где буквы НИ КА), произнося «Род же Его кто исповесть».

Иерей надрезает просфору с нижней её части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырёх внешних сторон её, произнося слова: «Яко вземлется от земли живот Его».
Затем полагает его в центре дискоса.

После этого Агнец крестообразно надрезается с нижней стороны с произнесением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение». После этого священник прободает (протыкает) копием правую сторону Агнца, произнося слова из Евангелия от Иоанна: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ин. ). По произнесении этих слов в потир вливается вино, смешанное с водой.

Изъятие частиц из прочих просфор

Агнец на дискосе

  • из второй, Богородичной, просфоры вынимается частица в память Богоматери и полагается на дискос по правую сторону от Агнца; в монастырях эта просфора используется в Чине о панагии — вкушение её завершает братский обед.
  • из третьей, девятичинной, просфоры вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, по подобию девяти чинов ангелов, и также в память:
  1. Иоанна Предтечи (по греческим служебникам первая частица вынимается в честь «Всевеликих Чиноначальников Михаила и Гавриила и всех Небесных Сил», тогда как вторая соединяет в себе поминовение Иоанна Предтечи и всех пророков поименно, как и в русских служебниках),
  2. пророков,
  3. апостолов,
  4. святителей,
  5. мучеников и мучениц,
  6. преподобных отцев и матерей,
  7. бессребреников,
  8. праведных богоотец Иоакима и Анны, святых храма, дневных и равноапостольных,
  9. составителя литургии: Иоанна Златоуста или Василия Великого;
  • из четвёртой просфоры вынимаются две больших частицы и полагаются на дискос ниже Агнца: одна в память ныне живущих патриархов, правящаго и других архиереев, священства, диаконства и монашества, вторая — за страну, где совершается литургия, православных людей, властей и воинство. Из этой же просфоры могут выниматься и другие (маленькие) частицы с поминовением имён живых. В греческих церквах при большом количестве имён вместо вынимания отдельных частиц принято выструживание копием по одной из сторон просфоры — выструженные частицы занимают на дискосе меньше места;
  • из пятой просфоры вынимаются частицы в память усопших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых не ограничивается), поданных заранее верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.

Завершается проскомидия, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) Часы. На Пасху проскомидия совершается до пасхальной полунощницы — перед началом богослужения.

При совершении Литургии архиереем проскомидия с выниманием частиц из просфор заканчивается во время .

Все частицы по окончании Литургии опускаются священником в потир со словами: «Отмы́й (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Прочие действия

Жертвенник с установленными на нём потиром и дискосом

На дискос с вынутыми частицами устанавливается звездица. Затем дискос и потир покрываются отдельными покровцами, а поверх одним большим покровом — возду́хом. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц.

Затем иерей или диакон кадит перед Дарами, иереем произносится молитва, в которой он от имени всех литургисающих просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть принёсших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия.