Пропедевтика

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Что такое пропедевтика, и с чем ее едят…

13 Март 2011, 14:08

Сегодня стало очень модным подводить наукообразную базу под образование детей. Какие только слова, относящиеся к обучению даже самых маленьких, мы ни слышим: тут и инновационные технологии, и интерактивные доски, и проч., и проч., и проч. Не последнее место среди всего этого занимает появившееся не столь уж давно не очень понятное слово “пропедевтика’’.

Для начала обратимся к словарю. Пропедевтика – это предварительное сжатое структурированное изложение какого-либо курса. Таким образом, можно сказать, что это вводный курс, предназначенный для ознакомления с тем, что чуть позже будет изучаться более глубоко и серьезно.

На первый взгляд, идея кажется довольно разумной. Пусть дети сначала получат некие основы предмета, а потом изучают его в полном объеме, и новые знания будут восприниматься уже подготовленными учениками. Возможно, где-то это и работает (если честно, не знаю, где…). Однако давайте обратимся к нашим реалиям, к нашей современной российской школе.

Из разговоров с учителями-предметниками мне известно, что “все получается как всегда, а не как лучше’’. Детям, пришедшим на урок, кажется, что они все то, что им рассказывают, уже прекрасно знают, и дальше слушать незачем. В итоге большинство материала проходится “мимо’’. Новые знания не усваиваются прочнее, как хотелось бы, а просто уходят в пустоту. Ну, а того, что было рассказано ранее, очевидно, совершенно недостаточно для понимания курса.

Например, немного о химии (на сей раз, не о математике ). Дивный рассказ детям старшей или подготовительной группы детского сада о том, что “молекула Маша берет за ручку молекулы Мишу и Петю, и получается молекула воды’’ (разумеется, это все сопровождается показом красочных картинок, иллюстрирующих взятие за ручки) ничего общего с химией как таковой не имеет, а в головы маленьких детей закладывается масса ерунды, которой там быть, в общем-то, не должно. Я понимаю, что над этим очень хочется посмеяться. К сожалению, это не шутка, так действительно рассказывают, считая, что подобным образом ребятишек можно чему-то научить…

Так может, лучше все-таки нормально учить детей, благо сейчас возможностей для этого больше, чем, например, в старые добрые советские времена, было бы только желание? Можно учиться не только по книгам, но находить интересное и в Интернете, столь любимом школьниками сегодня (конечно, это не в Вконтакте и не в одноклассниках). Так, например, почитав о биологии, компьютерах, истории, как пишет веб-сайт Ruswww на странице обзора, можно узнать много интересного об окружающих нас вещах. А хорошие специалисты нужны везде. К сожалению, недостатка в плохо обученных и мало знающих людях никто не испытывает, а вот грамотность приветствуется в любой области деятельности.

И вместо того, чтобы второклассникам рассказывать о фотосинтезе “на пальцах’’, при этом с довольно грубыми ошибками, как это делается в учебнике “Окружающий мир’’ новой “образовательной, развивающей, обучающей мыслить системно’’ программы для начальной школы, которую все так хвалят, научить тех же детей вдумываться в прочитанное, выделять в нем главную мысль и рассказывать о том, что узнали, своими, а не выученными наизусть и абсолютно не понимаемыми ими словами?

Новые комментарии

Хореографическое искусство

Особое внимание пропедевтической роли танцевального искусства — стали уделять в конце XIX и особенно с началом XX века, в русле культуры и философии «свободного танца». Основателям этого художественного направления, получившего широчайший отклик в Европе и за её пределами, оно представлялось не просто «культурным феноменом», но и поисками высокой жизненной философии и средств преобразования человека и общества в соответствии с идеалами их развития (отчасти отразившись и одновременно повлияв на образ мыслей того времени в сочинениях Ницше)

При всех издержках, связанных с использованием и утопической трактовкой этих мифологем в рамках одной из тоталитарных идеологий, в сфере образования и воспитания они всегда заслуживали отдельной роли и сохраняют непреходящую актуальность.

Не удивительно, что большинство основоположников теории и практики свободного танца: Э. Жак-Далькроз, Я Руская (как это и сейчас происходит в основанной ею Национальной академии танца Италии), А

Дункан и другие — уделяли порой даже большее внимание, чем «профессиональной подготовке к сцене» старших танцоров, пропедевтической хореографии для детей, начиная с 6-летнего или подобного раннего возраста.

Причём методические задачи этого раннего развития имеют чуть ли не противоположный характер по сравнению с «техническим тренингом» классических школ балета, как и спортивной гимнастики «высоких достижений» и т. п. Для указанной методологии пропедевтического воспитания — во главе угла особенно явно лежит концепция Танца как искусства и творчества прежде всего «психо-физического», нежели «технико-артистического»

Если перед более старшим учеником может стоять и задача технической «постановки тела на службу искусству» (но и тогда лишь после «оптимизации механизма этого конкретного тела, развития всех его особенностей и корректировки его дефектов», как писал ещё Эмиль Жак-Далькроз), то для шестилетних и чуть старше — эта развивающая и корректирующая задача становится не только самой важной, но по сути единственной.

Базовая литература

  • Эмиль Жак-Далькроз, «Ритмическая гимнастика» (E. Jaques-Dalcroze, Rhytmische Gymnastik), Paris-Neûchatel-Leipzig, Sandoz-Jobin, 1906, том. I  (нем.).
  • Эмиль Жак-Далькроз, «Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций», СПб.: Изд. журнала «Театр и искусство», б.г.  (рус.).
  • Я Руская, «Танец как способ бытия» (Jia Ruskaja, La danza come un modo d’essere), предисловие Марко Рамперти, Milano, I.R.A.G., 1927; повторное издание: Milano, Alpes, 1928  (итал.).
  • Я Руская, «Разъяснение о гимнастических свойствах танцевального искусства, в качестве базового элемента женского физического воспитания» (Jia Ruskaja, Precisazione sulla ginnica della Danza intesa come elemento base dell’educazione fisica femminile), «Il Cigno», № 2, 1953, стр. 57—59  (итал.).
  • Программы курса Пропедевтики и курсов Воспитания в Движении (Programmi del corso di Propedeutica e dei corsi di Educazione al Movimento) — машинописные не опубликованные материалы в  (итал.).

Хореографическое искусство

Особое внимание пропедевтической роли танцевального искусства — стали уделять в конце XIX и особенно с началом XX века, в русле культуры и философии «свободного танца». Основателям этого художественного направления, получившего широчайший отклик в Европе и за её пределами, оно представлялось не просто «культурным феноменом», но и поисками высокой жизненной философии и средств преобразования человека и общества в соответствии с идеалами их развития (отчасти отразившись и одновременно повлияв на образ мыслей того времени в сочинениях Ницше)

При всех издержках, связанных с использованием и утопической трактовкой этих мифологем в рамках одной из тоталитарных идеологий, в сфере образования и воспитания они всегда заслуживали отдельной роли и сохраняют непреходящую актуальность.

Не удивительно, что большинство основоположников теории и практики свободного танца: Э. Жак-Далькроз, Я Руская (как это и сейчас происходит в основанной ею Национальной академии танца Италии), А

Дункан и другие — уделяли порой даже большее внимание, чем «профессиональной подготовке к сцене» старших танцоров, пропедевтической хореографии для детей, начиная с 6-летнего или подобного раннего возраста.

Причём методические задачи этого раннего развития имеют чуть ли не противоположный характер по сравнению с «техническим тренингом» классических школ балета, как и спортивной гимнастики «высоких достижений» и т. п. Для указанной методологии пропедевтического воспитания — во главе угла особенно явно лежит концепция Танца как искусства и творчества прежде всего «психо-физического», нежели «технико-артистического»

Если перед более старшим учеником может стоять и задача технической «постановки тела на службу искусству» (но и тогда лишь после «оптимизации механизма этого конкретного тела, развития всех его особенностей и корректировки его дефектов», как писал ещё Эмиль Жак-Далькроз), то для шестилетних и чуть старше — эта развивающая и корректирующая задача становится не только самой важной, но по сути единственной.

Базовая литература

  • Эмиль Жак-Далькроз, «Ритмическая гимнастика» (E. Jaques-Dalcroze, Rhytmische Gymnastik), Paris-Neûchatel-Leipzig, Sandoz-Jobin, 1906, том. I  (нем.).
  • Эмиль Жак-Далькроз, «Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций», СПб.: Изд. журнала «Театр и искусство», б.г.  (рус.).
  • Я Руская, «Танец как способ бытия» (Jia Ruskaja, La danza come un modo d’essere), предисловие Марко Рамперти, Milano, I.R.A.G., 1927; повторное издание: Milano, Alpes, 1928  (итал.).
  • Я Руская, «Разъяснение о гимнастических свойствах танцевального искусства, в качестве базового элемента женского физического воспитания» (Jia Ruskaja, Precisazione sulla ginnica della Danza intesa come elemento base dell’educazione fisica femminile), «Il Cigno», № 2, 1953, стр. 57—59  (итал.).
  • Программы курса Пропедевтики и курсов Воспитания в Движении (Programmi del corso di Propedeutica e dei corsi di Educazione al Movimento) — машинописные не опубликованные материалы в  (итал.).

Хореографическое искусство

Особое внимание пропедевтической роли танцевального искусства — стали уделять в конце XIX и особенно с началом XX века, в русле культуры и философии «свободного танца». Основателям этого художественного направления, получившего широчайший отклик в Европе и за её пределами, оно представлялось не просто «культурным феноменом», но и поисками высокой жизненной философии и средств преобразования человека и общества в соответствии с идеалами их развития (отчасти отразившись и одновременно повлияв на образ мыслей того времени в сочинениях Ницше)

При всех издержках, связанных с использованием и утопической трактовкой этих мифологем в рамках одной из тоталитарных идеологий, в сфере образования и воспитания они всегда заслуживали отдельной роли и сохраняют непреходящую актуальность.

Не удивительно, что большинство основоположников теории и практики свободного танца: Э. Жак-Далькроз, Я Руская (как это и сейчас происходит в основанной ею Национальной академии танца Италии), А

Дункан и другие — уделяли порой даже большее внимание, чем «профессиональной подготовке к сцене» старших танцоров, пропедевтической хореографии для детей, начиная с 6-летнего или подобного раннего возраста.

Причём методические задачи этого раннего развития имеют чуть ли не противоположный характер по сравнению с «техническим тренингом» классических школ балета, как и спортивной гимнастики «высоких достижений» и т. п. Для указанной методологии пропедевтического воспитания — во главе угла особенно явно лежит концепция Танца как искусства и творчества прежде всего «психо-физического», нежели «технико-артистического»

Если перед более старшим учеником может стоять и задача технической «постановки тела на службу искусству» (но и тогда лишь после «оптимизации механизма этого конкретного тела, развития всех его особенностей и корректировки его дефектов», как писал ещё Эмиль Жак-Далькроз), то для шестилетних и чуть старше — эта развивающая и корректирующая задача становится не только самой важной, но по сути единственной.

Базовая литература

  • Эмиль Жак-Далькроз, «Ритмическая гимнастика» (E. Jaques-Dalcroze, Rhytmische Gymnastik), Paris-Neûchatel-Leipzig, Sandoz-Jobin, 1906, том. I  (нем.).
  • Эмиль Жак-Далькроз, «Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций», СПб.: Изд. журнала «Театр и искусство», б.г.  (рус.).
  • Я Руская, «Танец как способ бытия» (Jia Ruskaja, La danza come un modo d’essere), предисловие Марко Рамперти, Milano, I.R.A.G., 1927; повторное издание: Milano, Alpes, 1928  (итал.).
  • Я Руская, «Разъяснение о гимнастических свойствах танцевального искусства, в качестве базового элемента женского физического воспитания» (Jia Ruskaja, Precisazione sulla ginnica della Danza intesa come elemento base dell’educazione fisica femminile), «Il Cigno», № 2, 1953, стр. 57—59  (итал.).
  • Программы курса Пропедевтики и курсов Воспитания в Движении (Programmi del corso di Propedeutica e dei corsi di Educazione al Movimento) — машинописные не опубликованные материалы в  (итал.).

Что такое пропедевтика в образовании, и для чего она необходима

Пропедевтика в образовании — это предварительный или вводный курс в ту или иную науку, что может означать общее знакомство с ней.

Для чего он может быть необходим?

Представьте студентов, которые только начали изучение какой-либо дисциплины, например, промышленного дизайна.

Это огромная область знаний, включающая различные понятия из разных сфер.

Прежде чем сконструировать хотя бы такой простой предмет, как ручка ножа, необходимы знания по многим предметам:

  • эргономике,
  • материаловедению,
  • методу процентилей,
  • цветоведению.

Перед учащимися открывается огромное информационное поле, но информация в нем взаимосвязана: без изучения одного невозможно изучение другого. Выход — начать изучать все понемногу, как базу, с последующим углублением в материал. Такой подход и называется пропидевтическим.

Важно!

Пропидевтический курс может использоваться при изучении любой науки или искусства, будь то философия, медицина или хореография.

Подход к отбору и способу подачи информации в пропедевтике

Необходимо понимать, что нельзя объять необъятное.

Учебный процесс, говоря образно, может развиваться в двух направлениях: вширь и вглубь.

В первом случае мы стараемся охватить как можно больше понятий данной дисциплины в короткое время, чтобы создать системное представление о ней, ориентироваться в ее понятиях и терминах, улавливать связи между ее элементами, представлять общие принципы работы.

Во втором — углубляемся в изучение каждого элемента или понятия, чтобы изучить его досконально.

Когда перед учащимся стоит задача приступить к изучению объемной дисциплины, первый подход — пропидевтический — наиболее целесообразен. После того, как общее представление о науке получено, сформирован системный взгляд на нее, можно углубляться в детали.

Таким образом, оба подхода эффективны, но нужно различать, в каком случае предпочесть тот или иной.

Пропедевтический подход концентрируется на том, чтобы представить изучаемую дисциплину, как цельную, логичную систему, в которой все элементы взаимосвязаны. В результате развивается интерес к ней, понимание и желание углубиться в дальнейшее изучение.

Интересно!

Основной принцип пропедевтики можно выразить словами «от общего к частному» — универсальной формулой, которая работает при изучении любого предмета.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Философия

Философская пропедевтика — приготовительный философский курс (логика и психология), преподававшийся в Пруссии, Германии, Австро-Венгерской империи и Российской империи в старших классах средних учебных заведений[источник не указан 222 дня].

Кроме того, пропедевтикой в философии часто называется дисциплина, которая должна предварять изучение конкретных наук как особых отраслей знания[источник не указан 222 дня].

Известные произведения

  • «Философская пропедевтика» — работа Гегеля
  • «Философская пропедевтика» — работа Пауля Наторпа.
  • «Логическая пропедевтика» — книга Лоренцена и Камлаха.