Представление (психология)

Литература

на русском языке
  • Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика: Сб. ст. – М.: Прогресс, 1984. – С. 50–102.
  • Дружинин Н. В. Когнитивная психология // Учебник для вузов— М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 115-142.
  • Кравченко А. В. Является ли язык репрезентационной системой? // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. – М.: Гнозис, 2006. – С. 135–156.
  • Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. – М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.8–16.
на других языках
  • Chomsky N. Rules and representations. – New York: Columbia University Press, 1980.
  • Chomsky N. On Nature and Language. Cambridge University Press, 2002.
  • Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. — Oxford University Press, 2006.
  • Mckellar, P. Imagination and thinking: A psychological analysis. Oxford, England: Basic Books, 1957.
  • Miller G. A., Johnson-Laird M. Language and perception. – Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: Cambr. University Press, 1974.
  • Schank R., Kass A. Knowledge Representation in People and Machines // Meaning and Mental Representation / Edit. by Eco U., Santambrogio M., Violi P. – Bloomington: Indiana University Press, 1988. P.181–200.
  • Sternberg R. J. Cognitive Psychology — Cengage Learning, 2008.
  • Thagard P. Mind. Introduction to Cognitive Science. – Cambridgge (Mass.): MIT, 1996.

Классификация

По ведущим анализаторам:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

По степени обобщенности:
  • Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
  • Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
  • Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По происхождению:
  • На основе восприятия. Большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия — то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
  • На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.
  • На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий:

  • Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например — грёзы.
  • Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Значение слова Представление по словарю Брокгауза и Ефрона:

Представление (repraesentatio, Vorstellung) — воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение. В более широком значении словом П. означается всякое воспроизведенное памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве П. Таким образом П. обозначает вторичное, воспроизведенное состояние сознания следовательно от первичного (ощущения, чувства и т. д.). П. есть термин психологический и логический. В логике П. отличают от понятия. первоначальное П. образуется совершенно непроизвольно, будучи простым следом первичных душевных состояний. в так называемом общем П. заметна уже работа мысли, ибо оно соответствует целому ряду сходных предметов. Логика различает несколько видов П. (общие, отвлеченные и т. д.) и отличает их от понятия, причем общими П. называет группу изменчивых воспоминаний о сходных предметах. понятия, напротив того, характеризуются определенностью и постоянством. Психологический взгляд на П. излагается в учении об ассоциациях и в учении о памяти вообще. Особенное значение термин П. имеет в философии и психологии Гербарта, который в П. видит основной факт психической жизни. «П., — говорит Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных П. («Основания психологии», I гл., § 10). Исходя из положения, что П. суть самостоятельные силы, Гербарт строит своеобразную статику и динамику П. В частностях у Гербарта и его последователей есть много верных замечаний о П., но основное положение, что П. есть самостоятельная сила, не выдерживает критики. Э. Р.

Свойства

Основные свойства:

  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
  • Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
  • Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
  • Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления — это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Слуховые представления

К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».

Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.

Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.

Зрительные представления

В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.

Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.

Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.

Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.

Определение слова «Представление» по БСЭ:

Представление — образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения. высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия, П. поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с Понятием. П. осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.П. есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: «… так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание»(Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 257).С помощью воображения создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Чем реальнее отражение в П., тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность во всех видах человеческого творчества.Восприятие и П. не есть независимые силы или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом П. является синтезом многих чувственных впечатлений. Характеризуя диалектику взаимоотношения П. и мышления, В. И. Ленин писал:«Представление ближе к реальности, чем мышление? И да, и нет. Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 209).Лит. см. при ст. Воображение.А. Г. Спиркин.

Представление (психология)