Региональные разновидности
Сейчас с поп-музыкой ассоциируется в основном западная её разновидность, европоп. Этот стиль преобладает как в Америке, так и в Европе, в том числе в России (см. статьи Российская поп-музыка, Татарская поп-музыка). Однако в разных регионах мира существуют свои особенности, связанные с совмещением ритмов поп-музыки и национальных мелодий. Так, стоит отметить латиноамериканскую поп-музыку (latina) с её многочисленными танцевальными жанрами — самба, сальса, румба, танго, ча-ча-ча, ламбада, макарена. Латина добилась популярности и на Севере благодаря таким исполнителям, как Kaoma, Глория Эстефан, Рики Мартин, Шакира, Энрике Иглесиас, Хулио Иглесиас. Ближневосточная поп-музыка отличается необычной мелодикой. Своим колоритом и известностью обладает корейская и японская поп-музыка.
Различия «рок» и «поп» течений
В 60-е годы специалисты стали проводить границу между поп и рок-направлениями. Звучание рока стало приобретать свои отличительные черты. В целях самовыражения рок-музыканты стали экспериментировать со своей внешностью, одеждой и репертуаром. Коммерческий интерес у рок-исполнителей менее выражен, нежели у поп-артистов. Проявить индивидуальность в поп-направлении более сложно, ведь оно направлено на большие массы слушателей. Сегодня новинки поп-музыки рассчитаны на вкус большинства.
Та или иная звезда должна время от времени напоминать о себе новым хитом, очередным скандалом или сплетней. Рост многих исполнителей зависит от ротации на канале MTV.
Русская поп-музыка
К началу 60-х годов в России, тогда СССР, развился русскоязычный рынок популярной музыки. За три десятилетия советской эпохи почти в каждой союзной республике зажглась своя эстрадная звезда. Стоит вспомнить об Эдите Пьехе, Софии Ротару, Алле Пугачевой, Валерии Леонтьеве. Много музыкальных композиций было создано популярными тогда группами «Веселые ребята», «Верасы», «Земляне», «Мираж», «Ласковый май».
В 2000-е годы в эстрадную индустрию ворвались цифровые синглы. Благодаря различным реалити-шоу и конкурсам зрители узнали таких исполнителей как Валерия, Глюкоза, Земфира, Максим. Новинки поп-музыки и новые исполнители стали появляться после выхода проектов «Фабрика звезд», «Голос». В 2008 году Дима Билан победил в конкурсе «Евровидение», что позволило России проводить состязание поп-исполнителей у себя дома.
Неоднозначность термина
Термин «попса» крайне субъективный и неопределенный. Сначала его использовали с целью выразить свою позицию по поводу несерьезной и неглубокой музыки, однако при данной формулировке сразу появляется недоумение. Во-первых, что обозначает неглубокая музыка и можно ли также назвать, например, великую группу «Битлз» попсой? Туда же можно причислить добрую половину всенародного творчества и пр. В конечном итоге в сфере искусства, не относящегося к песням попсы, будет разве что только передовое и другое трудное для массового восприятия творчество.
По большому счету формулировка, что попса – это просто музыка, которая пользуется популярностью и которую любит подавляющая часть людей, неточная. Поскольку известная музыка не является жанром или даже стилем, это всего лишь свидетельство события.
В эту категорию можно отнести как «группы-однодневки», так и действительно талантливых певцов
Как можно сравнивать «Битлз», «Аббу», Моцарта или Высоцкого? Самое важное — то, куда денется вся эта «популярность» через несколько лет. Потому, если о песне или группе напрочь забывают, то значит, грош цена ее известности
Таким образом, востребованность – это никак не признак попсы, как бы ни желали заставить нас думать так те, для кого показатель широкого охвата является главной задачей всей деятельности.
В таком случае…
Это, по всей видимости, не музыка как форма душевного и неподдельного творчества, а продукт, сделанный для денег и популярности
На самом деле все зависит от приоритетов. Известность (а после нее обыкновенно идут деньги) – мечта абсолютно резонная. Отыскать своих почитателей, обрести материальную возможность улучшать собственное творчество – вот то, о чем сознательно или несознательно фантазирует каждый певец. Но в действительности такая слава ни за что не принесет ему радость, если для нее он пожертвует творчеством.
Помимо всего прочего, отличительное свойство попсы – это желание быстрого заработка, старание окупиться как можно скорее и самым простым путем. Попса – это специфический рынок для небогатых, как китайские товары широкого потребления, дешевая водка с броской наклейкой, босоножки, изготовленные «под бренд», которые трещат по швам на следующий же сезон.
Создателям попсы нет необходимости делать творение. Ведь сотворение шедевра немыслимо без творческих исканий и проб. А всякое неучтенное коммерческое испытание – опасное и скользкое дело. Вот попса и крадет всяческие уже проверенные идеи, лишает их масштабности и глубины. Таким образом, продюсеры поступают следующим способом: создают этаких самородков, шлифуют их или просто находят уже подготовленных «звезд», обрабатывают под требуемые параметры и выпускают на «конвейер».
История
Впервые термин «pop song» в английском языке прозвучал ещё в 1926 году, однако корни поп-музыки уходят в историю глубже. Непосредственным предшественником поп-музыки была народная музыка, а также более поздние уличные романсы и баллады.
Современная поп-музыка формировалась параллельно с другими жанрами, такими как рок-музыка, и не всегда была отделима от них. В 1950-е и 1960-е её наиболее типичной формой был т. н. «традиционный поп» (traditional pop), который в СССР было принято называть «эстрадная музыка», «эстрада». Традиционный поп исполняется певцом-солистом под фоновый аккомпанемент. В США эстрада была тесно связана с джазом (Фрэнк Синатра), во Франции — с шансоном. Аналогичные исполнители были популярны и в СССР — Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Владимир Трошин. Значительную часть поп-музыкальной сцены США составляют чернокожие исполнители в жанре соул.
Настоящим прорывом в поп-музыке стало появление в 1970-е стиля «диско» (евродиско) и таких групп, как ABBA, Boney M, Dschinghis Khan, Bee Gees. Поп-музыка отныне вытесняет рок-н-ролл в качестве основной танцевальной музыки на дискотеках, и с этого времени танцевальная музыка (dance music) является одним из основных направлений в поп-музыке.
Благодаря появлению музыкального телевидения (в частности, телеканала MTV), в 1980-е формируется культура видеоклипов. В это время в США появляются такие звезды, как Принс и Мадонна. На поп-музыку в этот период оказывают влияние хип-хоп, соул и ритм-энд-блюз. Хотя соул возник ещё в 1950-х, до 1980-х он оставался музыкой, которую слушали преимущественно афроамериканцы. Такие исполнители, как Уитни Хьюстон, Стиви Уандер и, конечно же, Рэй Чарльз, выступающий на R&B и соул-сцене с конца 1950-х, сделали этот стиль одним из основных в современной поп-музыке. В 1990-е и 2000-е к этому прибавляется танцевальная электронная музыка (рэйв).
Незамысловатое, дилетантское творчество
Низкосортная музыка – это, разумеется, не есть хорошо. Однако как расценивать ее простоту и «неглубокость»? Если иметь в виду аранжировку, тогда Булату Окуджаве со своей гитарой нечего соперничать даже с группой «Мираж». Если же говорить о выражении текстов, то в таком случае песни группы «Любэ» написаны более профессионально, чем тексты большинства песен именитого Цоя. Что до вокала, то все и так знают, что Николай Басков берет ноты лучше, скажем, Высоцкого. Если кто-то скажет про искреннее исполнение — и тут найдется пример: ведь как Шевчук, так и Пугачева поют, не жалея сил, вкладывая всю душу. Так кто из них русская попса? Теперь можно неторопливо перейти к последующей формулировке…
Характерные особенности попсы
Конечно, многим неважно, что целое множество аналогичных «продуктов» не имеет глубины, душевности и искренности. Кроме того, попсе незнакома интуитивность в творческом деле, поскольку нельзя управлять вдохновением и, следовательно, оно коммерчески неустойчиво
Так что попса как термин могла зародиться непосредственно в одно время с индустрией представлений, то есть определенной мануфактурой, мастерски генерирующей и отвечающей культурным требованиям стандартного массового потребителя.
Соответственно, даже если взять в пример «блатные» песни, которые написаны в местах лишения свободы, и если они творчески небогатые, бессознательно попсой их назвать нельзя. Точно так же и с народным творчеством. Безусловно, оно тоже довольно быстро принимается широкими массами, имеет простой мотив и исполнение, а также отбор тематики. Равно как и попса, фольклор есть практическое творчество, ведь оно применяется для определенных задач и людских потребностей. Однако «первичная культура» появилась внезапно, благодаря этому она естественная, а не фальшивая. А то, что народное творчество формировалось на протяжении многих веков, не могло не отразиться на его творческой искренности и выразительности. Ну и, конечно же, фольклор с самого начала не устанавливал меркантильную задачу заработка, в связи с этим он никак не является попсой.
История
В Советском Союзе термин «попса» возник достаточно запоздало (предположительно во второй половине 1980-х). До его возникновения певцов соотносили лишь с «советским искусством». Прилагательное «советское» тут весьма к месту, поскольку именно под этим термином подразумевалась музыка, одобренная партией для развлечения жителей СССР. Разные группы людей недолюбливали эстраду по-разному. Рокеры, например, находили ее слишком уж складной, беспринципной в отношении правительства, творчески связанной, обусловленной целым рядом формальностей. Другим же не нравилась ее несерьезность, зависимость от модных тенденций музыки.
Попса стала формироваться в период, когда неформальное искусство исполнения песен набрало относительную популярность. В молодежных кругах совершался сначала непримечательный, а потом и нарастающий разлад между музыкой, предназначенной для танцев, и душевными песнями, в которых каждый человек находил для себя особенный смысл. Иными словами, русская попса с самого начала являлась музыкой сугубо развлекательного характера для молодых людей 1980-х годов. Тогда «свежий» термин обрел широкое продвижение в некоторой рок-сфере, затем уже вылился в повсеместную речь и получил другие значения.
Непосредственно слово «поп» (в переводе с английского «popular» значит «известный, популярный») не обозначает ничего мятежного. Но нельзя не заметить, что оно стало часто произноситься лишь с появлением западных прогрессивных технологий и средств массовой информации.
Понятие «попсы»
Очень многие применяют такой термин как «попса». Под этим словом подразумевают не совсем музыкальное течение, а легкоусваиваемый жанр. Некоторые люди под попсой подразумевают песни, не наделенные особым смыслом, которые легко запоминаются и звучат во многих развлекательных заведениях. Само слово «попса» имеет разговорно-пренебрежительную интонацию. Некоторые так называют низкосортную и неоригинальную популярную музыку, которая полагается на подражание успешным артистам. Иногда это слово не несет негативного значения, а используется журналистами для обозначения жанра.