Понятие политической культуры, её типы и функции

Россия и Европа — культурно-политическое противостояние

В каждой политической культуре можно выделить совокупность черт, которые придают ей особый колорит и специфику. Например, нельзя говорить о единой модели политической культуры для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и дальневосточного региона и т. д. Однако, выделяя специфику государств и регионов, не следует забывать и об общих чертах, присущих политическим культурам на определённых этапах исторического развития.

Понятие политической культуры, её типы и функцииРаботницы в поле. Коллективизация в одной из стран Восточной Европы

Значение соотношения общего и особенного в политических культурах разных стран можно продемонстрировать на примере России и европейских государств.

Именно потому, что Россия вынуждена была догонять Запад, заимствуя главным образом технико-организационные формы, раскол между верхами и низами и раскол внутри верхов приобретали, помимо прочего, политике — культурный, идеологический характер. Отсюда и маятниковый характер российского цивилизационного консенсуса: от авторитарно-мобилизационного — к авторитарно-охранительному.

Существует точка зрения, что Россия является единственной страной Европы, в которой отсутствуют демократические традиции. Действительно, за столетиями самодержавия почти сразу же последовало почти столетие тоталитаризма, от разрушительных последствий которого страна пытается сейчас освободиться. Поэтому русские западники не видят перспектив для демократии в России. Но некоторые политики убеждены, что в русской традиции можно найти собственную модель благотворного порядка, который будет намного лучше западной демократии.

Следует заметить, что, даже если демократия в России и не имела глубоких корней, это не означает, что наша страна является своего рода аутсайдером в демократической Европе. Ведь демократия в её сегодняшнем понимании во многих европейских государствах также не имела традиций. Достаточно вспомнить, что к началу XX столетия большинство из них по своему политическому устройству были монархиями, хотя многие имели конституции, содержащие демократические элементы. Но основная характеристика современной демократии — всеобщее избирательное право — отсутствовала практически везде. Женщины не обладали правом голоса даже в старейших республиках Европы (например, в Швейцарии) чуть ли не до конца XX в.

Первая мировая война разрушила старый порядок. Революции в Европе, а также пример США ускорили развитие демократических процессов. Однако в 1920—1930-х гг. демократический эксперимент потерпел поражение во многих странах: в 1922 г. — в Италии (к власти пришёл Муссолини), в 1923-м — в Испании (Примо де Ривера), в 1926-м — в Польше (Пилсудский), в 1932-м — в Португалии (Салазар), в 1933 г. — в Германии (Гитлер), в 1933 г. — в Австрии (Дольфус), в 1936 г. — в Греции (генерал Метакас).

Понятие политической культуры, её типы и функцииДва вождя. Муссолини и Гитлер в Мюнхене. 1938 г.

Первыми восстановились и стабилизировались после Второй мировой войны демократии в Германии, Италии и Австрии, а в Греции, Португалии и Испании этот процесс длился значительно дольше.

Среди факторов, способствовавших укреплению западной демократии после Второй мировой войны, надо назвать экономическое благосостояние и хозяйственное развитие. Это позволило финансировать социальные программы государства без ожесточённой борьбы за распределение. Экономические кризисы могли бы стать для демократии серьёзным испытанием.

Сегодня можно отметить иные общественные противоречия, нежели в XIX и XX столетиях. Если тогда опасались, что наёмные рабочие и безработные в качестве демократического большинства принудят общество перераспределить национальное богатство в свою пользу, то теперь в западных индустриальных государствах опасность состоит в том, что большинство работающих и хорошо зарабатывающих игнорируют потребности и нужды маргинальных групп. Тогда требованием большинства была справедливость, сегодня большинство часто препятствует справедливому распределению.

Что касается развития демократии в России, то ряд исследователей видят наиболее перспективную форму политической культуры в либеральных идеях и традициях.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Особенности политической культуры России

Российская политическая культура, как и любая другая культура иных стран, имеет свои особенности, обусловленные как историческим опытом, так и множеством других факторов, вплоть до географического положения.

В первую очередь, рядом учёных отмечается наличие дихотомии социоцентричного и индивидуалистского мировоззрений. Это связано прежде всего с тем, что страна одновременно включает в себя и европейскую часть, и азиатскую, поэтому унаследовала и ту, и другую модель, которые часто конфликтуют.

Кроме того, географический фактор также способствовал формированию отношения к верховной власти как к сакральному институту, этатизма. Это объясняется постепенным увеличением территории государства, присоединению всё новых народов, в условиях чего единство было возможным только при наличии сильного центра, который был бы способен сохранить это единство. Этим объясняется и большое влияние главы государства практически на всех этапах исторического развития. Трепетное отношение к институту власти привело к такому же отношению к лидеру как к олицетворению единства государства. Помимо этого, склонность к авторитаризму, «сильной руке» правителя привела к формированию образа правителя как «отца» народа. Такой культурный стереотип уходит корнями в патриархальные семейные ценности, где глава семьи — отец — является её защитником, решает все вопросы, охраняет «границы» семьи. Придание высокой значимости институту семьи на протяжении большей части истории России, уходящее своими корнями в ценности коллективизма, общинности, укрепило и соответствующий образ политического лидера, что выражается в том числе и в том, как называли самого царя.

В политической культуре русского народа находит своё проявление дихотомия не только социоцентричного и индивидуалистического мировоззрений, но и противостояние пассивности, подчинённости сакрализованной государственной власти и желания получить некоторую автономию, возможность самоорганизации. Этим можно объяснить и свойственную российской внутренней политике постоянную смену либерального курса консервативным, традиционным и наоборот. Кроме того, на этой почве происходит и конфликт ценностей свободы как ценности индивидуалистической и равенства как основы коллективизма.

Не последнюю роль играла в становлении политической культуры России и православная церковь. Вместе с ценностями православия Россия активно воспринимала и культуру Византии, компонентами которой был империализм, стремление к величию, патриотизм. Долгая тесная связь между духовными лицами и главами государства наряду с географическим фактором также приводила к сакрализации личности правителя и его достижений.

Показатели для оценки политической культуры страны

Политическая культура может проявлять себя различными способами:

  • отношением людей к политике (активное, нейтральное, антагонистическое);
  • отношением к государству, властям, партиям и организациям;
  • типичной ориентацией на политические ценности (свободу, равенство, справедливость, терпимость и др.);
  • спецификой политического языка.

При оценке политической культуры используются различные показатели:

  • культура избирательного процесса (главная особенность высокой культуры – проведение выборов в стране);
  • культура принятия политических решений на разных уровнях;
  • культура восприятия и урегулирования конфликтов (они должны восприниматься как стимул для развития и решаться в их пользу);
  • культура функционирования государственных и общественных институтов (например, на основе коррупции, бюрократии).

Также существует ряд элементов, связанных друг с другом и вместе составляющими политическую культуру. К ним относятся:

  • сознание;
  • поведение;
  • установки;
  • лидерство;
  • политические правила игры;
  • правила политического образования.

Формирование политической культуры

1960-е годы являются своеобразным пиком популярности исследований проблем политической культуры и связанной с ней политической социализации. Под политической социализацией понимается процесс вхождения личности в систему политических отношений общества, политическую деятельность и освоение опыта предшествующих поколений в этой области.

В послевоенный период политологи приступили к пристальному изучению рядового гражданина и его поведения в политической сфере. Кризис политических систем в развитых европейских странах и США в I960—1970-х гг. открыл ряд новых социальных явлений, потребовавших внимания учёных: появление молодёжной контркультуры, усиление расовых волнений, формирование экологического движения, рост феминистского движения. Стала очевидной сила «четвёртой власти» — средств массовой информации. В жизни современного общества были отмечены две противоречивые тенденции:

  • потребность в политической активности людей и их политической развитости:
  • политическое отчуждение современного человека от власти и её институтов и его самоотчуждение.

Почему и как эти тенденции сосуществуют в современном обществе, можно понять благодаря анализу формирования политической культуры и проблем политической социализации.

В формировании политической культуры, в процессе политической социализации есть как стихийное, так и целенаправленное начало. Под целенаправленным началом имеют в виду информационно-идеологическую деятельность общественных и политических институтов, разнообразные идеологические концепции, которые внедряются в сознание граждан на нескольких уровнях.

Ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне создаёт его представления о политике. На гражданском уровне, осознавая возможности органов государственной власти и собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает понимание своего политического статуса. На собственно политическом уровне ценностных представлений он формирует отношение к конкретным формам правления режима, к своим союзникам и оппонентам и т. д. Причём отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы.

Большое влияние на формирование общественного мнения и на процесс политической социализации оказывают средства массовой информации — часть сложной политической машины. «Четвёртая власть» может ниспровергать политические авторитеты и утверждать их, дезинформировать граждан, манипулировать их сознанием. Одновременно она помогает государству в проведении социально-экономических и культурных программ, освещает политические события, осуществляет социальный контроль над властью.

Поделиться ссылкой

Что влияет на тип политической культуры?

На этот счет есть различные мнения. Например, некоторые исследователи считают, что влияет степень доверия между гражданами. Другие усматривают связь с «западной» или «восточной» общей культурой людей, которые входят в социум.

В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

Что мы узнали?

Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Найдите ошибочное суждение:

    • Политическая культура — это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан
    • Политической культурой могут обладать конкретные люди
    • Политическая культура — одно из понятий юриспруденции
    • Понятие политической культуры помогает охарактеризовать социум

Начать тест(новая вкладка)

Формы и модели политической культуры

К сфере политической культуры относят культуру политического мышления, культуру политической деятельности и управления, правовую культуру и т. д. Отмечают такие проявления политической культуры, как опыт политического управления, уровень политических знаний, зрелое политическое поведение, наследие прошлой политической культуры и т. д.

Самой массовой и оптимальной с точки зрения стабильности политического режима является культура «гражданственности», в которой преобладают подданнические установки и формы участия людей в политике. «Идеальный» гражданин должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность; быть активным, но не проявлять активность постоянно. Именно гражданская политическая культура с её терпимостью по отношению к другим ценностям, легитимностью власти, компетентностью является прочной основой демократических режимов.

Практически политическая культура той или иной страны представляет собой сочетание различных субкультур. Но если возникает их противостояние, то речь идёт о культурном расколе — не формируются единые ценности политического устройства страны, не обеспечивается внутренняя целостность государства и общества.

К странам с различными субкультурами можно отнести Россию, Беларусь

В таких обществах важно укрепление духовной свободы граждан, вовлечение их в перераспределение материальных ресурсов, контроль за управляющими

В XX в. возник такой феномен политической жизни, как тоталитаризм. Изучая его, учёные пришли к выводу, что жизнь и развитие современных обществ, как и в первобытные времена, регулируются по сути «биологическими» законами. Жажда обладании и власти во многом определяет протекание общественных процессов, влияет на возникновение государственных институтов.

Усиление государственной власти всегда опасно возможностью установления «тотального» контроля над жизнью людей. Эта опасность тем более актуальна, что все институты общества в той или иной степени уподобляются государственным институтам. Так происходит «этатизация» хозяйственной жизни современных стран.

Политические партии, стремящиеся к власти, выдвигают доктрины, которые могут быть претворены в жизнь только при условии мобилизации масс. Во многих странах усиливаются процессы «тотальной бюрократизации». Так формируется авторитарная политическая культура, к которой особенно предрасположены страны, переживающие кризисное, переходное состояние.

Нынешняя авторитарная политическая культура существенно отличается от своих исторических форм — автократии и тирании. Если последние означали правление немногих от имени немногих, то современный авторитаризм — правление немногих от имени многих (народа).

Либерально — демократическая модель политической культуры предполагает разнообразие мнений, учёт противоположных позиций. Тем не менее либеральное умонастроение идеологично, как всякое другое.

Гражданская культура

Гражданская культура, как и политическая культура, возникает в пространстве общественной жизни (которое изучается социологией). Гражданская культура включает в себя как политическую, так и аполитическую деятельность гражданина. В рамках политической деятельности реализуется только политическая часть гражданской роли:

  • участие в выборах и голосование на выборах;
  • участие в демонстрациях;
  • написание петиций;
  • выражение политических мнений;
  • организация вокруг политических целей и др.

Кроме того, гражданская роль может быть реализована в такой аполитичной деятельности, как:

  • благотворительность и помощь;
  • самоорганизация вокруг политических целей;
  • образовательная деятельность;
  • пропаганда определённого образа жизни.

Высокая гражданская культура состоит из социального ресурса доверия, норм и связей. Благодаря этому создаётся положительное состояние социального равновесия, которое характеризуется следующими чертами:

  • высоким уровнем сотрудничества между гражданами данного сообщества;
  • высоким доверием;
  • принципом взаимности;
  • значительной гражданской активностью.

Низкая гражданская культура возникает при следующих условиях:

  • доверие к другим незначительно;
  • терпимость по разным причинам не очень высока;
  • стремление преследовать интересы, характерные для конкретной группы, превалирует, независимо от последствий для более широкой общины;
  • наблюдается пессимизм, взаимное недоверия к обществу, насилие над другими, вмешательство в частную жизнь.

В каком-то смысле гражданская культура является более широким понятием и явлением, чем политическая культура, и политическая культура может рассматриваться как компонент гражданской культуры.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Политическая социализация

Политическая культура не передается путем прямого обучения. В каждой стране существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к политической культуре. Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные, партийные организации, религиозные и общественные объединения, отдельные политические события. Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, это усвоение новыми поколениями существующей политической культуры, а с другой – ее изменение, трансформация за счет избирательного освоения личностью этих традиций, норм и закрепления их в формах политического поведения. Процесс этот непрерывен и идет на протяжении всей жизни человека.

Естественно, что под влиянием различных социальных и политических обстоятельств человек может воспринимать одни ориентиры и навыки и поступаться другими, то есть политическая социализация является процессом одновременного обретения и утрачивания человеком политических свойств. В силу этого уровень политической социализации не может оставаться неизменным. В зависимости от возраста, политического опыта и выполняемых в политике ролей, а также деятельности агентов социализации выделяются первичный и вторичный этапы политической социализации.

Первичная политическая социализация (с трех-пяти лет) – первоначальное, непосредственное восприятие ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. Особенность этого этапа в том, что человек еще не понимает сущности и значения политического мира. Поэтому естественность и постепенность включения в него предусматривает первоначальное восприятие информации в формах, неразрывно связанных с бытовым опытом, авторитетом учителя, примером деятельности старших.

Вторичная политическая социализация выступает тогда, когда человек усвоил формы и способы переработки политической информации, осуществления ролей в сфере власти и способен к индивидуальному и самостоятельному пересмотру идеологических позиций, культурных норм и традиций независимо от группового давления.

Различия в механизме передачи норм и традиций в тех или иных политических системах позволяет выделить следующие типы политической социализации:

  • гармонический, отражающий психологически нормальные отношения человека и институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
  • гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
  • плюралистический, который свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия, переходить к новым ориентациям;
  • конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками.

Данные типы политической социализации выражают зависимость свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры (то есть типы вертикальной социализации).

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.
Согласно С. Н. Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в том числе конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания.

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. Политическая культура, включающая в себя важнейшие компоненты, такие как совокупность политических норм и принципов, ценностей, в большой мере определяет в целом поведение политических факторов, не только в период выборов. Так, выделивший четыре вида политической культуры Г. Алмонд положил в основу своей классификации именно типы политического поведения. Таким образом, два этих явления тесно взаимосвязаны.

В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определённого типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки.

Кроме того, политическая культура выполняет информационную функцию. Уровень политической культуры отражает для учёных такие показатели, как уровень осведомлённости граждан о политических реалиях, их образованности, степень реализации прав человека и гражданина на практике, их соблюдения, степень развитости институтов политической системы общества, уровень демократии в стране.